Дрессировка СОБАК
портал для профи и любителей
Коррекция поведения или перевоспитание собак
(фрагменты из книги)
Причины плохого поведения
Из своего жизненного опыта вы, вероятно, уже знаете, что ничего на свете не бывает беспричинным. Даже если причина не очевидна, это не значит, что ее нет, просто мы до нее не докопались.
И поэтому давайте согласимся с тем, что причина плохого поведения есть всегда, и часто даже не одна.
Но не смотря на то, что собаки относятся к высокоорганизованным существам, они не доросли еще до того, чтобы делать что-то вредности для или мести ради. Очень легко обвинить собаку в хулиганских побуждениях, это не требует от хозяина труда по изучению зоопсихологии, но не помогает найти выход из создавшейся ситуации. Оставим это и рассмотрим себя, уважаемые владельцы, как основной и единственный источник причин плохого поведения своих собак.
НЕДОСТАТОЧНАЯ КИНОЛОГИЧЕСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ прежде всего проявляется в НЕПРАВИЛЬНОМ ВЫБОРЕ ПОРОДЫ. Например, девушка в качестве своей первой собаки решает завести кавказскую овчарку, а через год-полтора сталкивается с проблемами неподчинения и агрессии к себе или членам своей семьи. Или городской житель, справедливо полагая, что лайка “самая умная” собака, приобретает щенка и затем обнаруживает, что его ни во что не ставят, игнорируют как хозяина и часто просто убегают на недельную прогулку.
Приобретая щенка, мы можем начать его дрессировать с понедельника или через месяц, а можем вообще не дрессировать, но не воспитывать его не можем. Мы воспитываем нашу собаку, даже когда не хотим этого или когда спим. Все общение с собакой уже воспитывает ее. То есть, если мы не воспитываем собаку сознательно, мы воспитываем ее неправильно. НЕПРАВИЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ, как причина будущего плохого поведения может проявляться в закреплении дурных привычек при поведении как дома, так и на улице. Это прежде всего агрессия к членам семьи, прыжки на хозяина и других людей, приставание на улице к прохожим, подбирание пищи с земли, невыполнение команды “Ко мне!” и почти все остальные проступки собаки. В последнее время у меня все более крепнет мнение, что агрессивней английского коккер-спаниеля собаки нет, так часто приходится корректировать внутрисемейное поведение собак этой породы. А все потому, что многие владельцы считают, что воспитывать небольших собак не обязательно.
А НЕАККУРАТНОСТЬ? Вспомните, все ли ценные для вас вещи вы убирали вне досягаемости щенка, уходя на работу? А не играли ли вы ненароком со щенком предметами обихода? А не смеялись ли вы над тем как забавно треплет щенок вашу брючину? Или над тем как он подпрыгивает, радостно встречая вас? А не шлепали ли вы щенка, когда он съев селедочную головку, наконец подходил к вам? То есть, не ПОДКРЕПЛЯЛИ ЛИ ВЫ БЕССОЗНАТЕЛЬНО неправильное поведение? Или бывает еще и так: щенок, гуляющий без поводка, погнался за кошкой и загнал ее на дерево. Вы, желая наказать его за преследование кошки, подзываете и шлепаете. При этом вы считаете, что поступили правильно, а между тем щенок понял лишь то, что после веселой погони за кошкой, не подходи к хозяину — попадет по первое число.
НЕПРАВИЛЬНОЕ ВЫРАЩИВАНИЕ И СОДЕРЖАНИЕ, заключается прежде всего в том, что мы недооцениваем потребность щенков и молодых собак в физической нагрузке. Собака после прогулки должна быть уставшей. ОТСУТСТВИЕ ИЛИ НЕДОСТАТОЧНОЕ КОЛИЧЕСТВО ФИЗИЧЕСКОЙ НАГРУЗКИ основная причина того, что наши собаки портят мебель, полы, обои и обувь. Как впрочем ОТСУТСТВИЕ ИЛИ НЕДОСТАТОК ВНИМАНИЯ уделяемого собаке, НЕДОСТАТОК ОБЩЕНИЯ с ней, выражающиеся в том, что собаку часто и надолго оставляют наедине с собой. Мы забываем, что собака существо стайное. Одиночество, особенно для щенка или молодой собаки, является СТРЕССОМ, который вызывает СТРАХ. В лучшем случае собака испытывает СКУКУ. Пытаясь отвлечься или развлечься собака ничего не находит в квартире кроме предметов человеческого обихода. Часто собака начинает “хулиганить”, если решает, что вы мало уделяете ей внимания.
Если вы считаете чрезмерные лай, скуление или вой проявлением плохого поведения, то он вызывается или страхом, или соответствующим ЭМОЦИОНАЛЬНЫМ СОСТОЯНИЕМ. Например, интенсивность и продолжительность лая прямопропорциональны степени возбуждения собаки.
НЕПРАВИЛЬНОЕ КОРМЛЕНИЕ заставляет собаку искать недостающее на помойках или выгрызать дыры в стенах. БОЛЬНАЯ СОБАКА может отличаться искаженным аппетитом и поедать все, что попадается ей в зубы. Часто такое случается если у собаки отмечается воспаление желудка (гастрит) или кишечника (энтериты и колиты), но может свидетельствовать и о наличии глистов.
Соответствующее ФИЗИОЛОГИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ собаки иногда может быть причиной “неправильного” ее поведения. Например, беременные суки или суки в состоянии ложной щенности порой роют норы в креслах и на диванах, состояние голода заставляет собак воровать и клянчить, а смена зубов, сопровождающаяся зудом десен, характеризуется повышенной разрушительной активностью.
Но и ОСОБЕННОСТИ ВОЗРАСТНОГО ПЕРИОДА собаки, могут быть причиной вашего недовольства. Подрастающему щенку необходимо познавать мир, хотя бы для того, чтобы определить съедобность или другую пригодность вещей. Вспомните особенность человеческих детей разбирать подаренные игрушки на части. У щенка, как известно, рук нет и для познания мира он использует зубы и лапы. Щенку также положено играть, потому, что игра для него дело серьезное. Она прежде всего служит для освоения форм поведения, которые могут понадобиться в будущем: приемы борьбы, охоты и так далее. Кроме того игра это и физическая тренировка. Играют же как известно с партнерами или предметами.
Зачастую, для того чтобы избавиться от нежелательного поведения достаточно устранить его причины.
Метод 4. Отрицательное подкрепление
Вопрос о подкреплении, как ни странно, довольно запутанный. В отечественной школе физиологов подкреплением считают все безусловные (непосредственные) воздействия на животное, которые следуют после условного сигнала (например, команды). Безусловные воздействия это и предложение пищи собаке, воды, наш окрик, оглаживание, шлепок, в общем все, что собака непосредственно может воспринять. В случае наличия подкрепления условный рефлекс называют положительным (подкрепляемым) и отрицательным или тормозным (неподкрепляемым), в случае отсутствия безусловного воздействия. При таком подходе болевые воздействия на собаку можно считать подкреплением положительным для того действия, которое мы вырабатываем. Например, когда отрабатываем движение собаки рядом с собой. А действие, которое вырабатывается при помощи боли — оборонительным положительным рефлексом. На самом деле, собака делает нужное нам действия уходя от боли, предотвращая ее, то есть обороняется.
В оперантной же дрессировке, подкреплением считается любое воздействие, увеличивающее или уменьшающее вероятность повторения в будущем предшествующего его воздействию поведения. В таком случае, положительным подкреплением считается воздействие, которое увеличивает в будущем вероятность предшествующего ему действия. Другими словами, животное стремится к получению положительного подкрепления. Момент получения положительного подкрепления всегда положительно эмоционален. И, наоборот, животное стремится избежать отрицательного подкрепления. Факт отрицательного подкрепления вызывает отрицательные (негативные) эмоции и снижает вероятность повторения в будущем поведения приводящего к нему. Неудовлетворение потребности считается в оперантной дрессировке мощным отрицательным подкреплением.
Некоторые свойства подкрепления мы уже рассматривали, сейчас же мы примем точку зрения Карен Прайор, по мнению которой отрицательное подкрепление — это любое неприятное событие или ощущение, действие которого можно прекратить или избежать, изменив поведение. Отличие отрицательного подкрепления от наказания в том, что отрицательное подкрепление, как и положительное, происходит во время поведения, а не после него, и на него можно повлиять изменением поведения.
Для того, чтобы наверняка понять отличия отрицательного подкрепления от наказания, давайте вернемся к примеру предыдущей главы. Ваша собака лазает на диван. Вам это не нравится и вы отучаете ее следующим образом — как только застаете на диване собаку, тут же кричите в ее адрес ругательные слова и задаете трепку. Как правило, ваше агрессивное поведение прекращается сразу же, как только собака спрыгивает с дивана.
Если следовать вашей логике, то благодаря вашим воздействиям собака должна понять, что лазать на диван ей нельзя. Кошкин хвост. Сначала собака понимает, что в случае ее локализации на диване грубый, резкий окрик хозяина означает: скорей слезай, чтобы избежать трепки.
Многие собаки достаточно быстро понимают, что появление хозяина, когда она лежит на диване, приводит к резкому окрику, а если с дивана не слезть, то схлопочешь. В результате ретируются с дивана сразу, как только на пороге комнаты появляется хозяин. Третьи идут еще дальше, они связывают наличие хозяина в квартире с его агрессивным поведением во время диванного положения, и в присутствии хозяина ведут себя, как паиньки. Когда же хозяина нет, все категории собак ведут себя одинаково — диванолюбиво. Почему? Да потому, что ваше неприятное воздействие на собаку выступает подкреплением (отрицательным или положительным — это еще вопрос) спрыгивания с дивана и является наказанием по отношению к залезанию на диван. То есть, таким педагогическим воздействием, вы обучаете собаку быстро спрыгивать с дивана по команде (в данном случае это сложная команда или комплексный раздражитель: ваш вид и осуждающий крик).
Таким образом хотелось бы показать, что отрицательное подкрепление, как впрочем и положительное, какому-то действию или поведению происходит во время этого действия или в конце его, и на его появление, интенсивность и знак можно повлиять изменив или прекратив именно это поведение. Тогда как наказание, о котором мы говорили ранее, происходит через некоторое время после совершения проступка.
А как же отучить собаку залезать на диван? Нужно придумать нечто такое, что делало бы неприятным именно это действие. Например, можно поставить на диване заряженные мышеловки. А одного добермана, который со всего размаха шлепался на диван, отучили так: разложили на диване остриями вверх шиферные кнопки и прикрыли их покрывалом. Для отучения оказалось достаточным одного доберманьего прыжка. Более того, бедняга начинал активно сопротивляться при попытке затащить его на диван.
Отрицательное подкрепление — очень эффективный способ формирования поведения, но это не делает его лучшим. Последите за собой, в общении с людьми и собаками мы в основном пользуемся именно им. Нам почему-то кажется, что правильное хорошее поведение это норма. Так и должно быть и чего тут радоваться и хвалить? Поэтому и не замечаем, а что самое плохое и не подкрепляем положительно нужное нам поведение. Мы его как будто не видим, а обращаем внимание только на огрехи. Но слишком частое применение отрицательного подкрепления приводит, особенно у щенков, к появлению робости, неуверенности в себе, тревожности и отбивает охоту от самого процесса дрессировки. Потому, что собака в первую очередь начинает понимать — появление нового навыка увеличивает возможность дополнительного получения отрицательного подкрепления. А его она, естественно, стремится избежать. Кстати, классическая дрессировка оттого и является классической, что строится в основном на отрицательном подкреплении. Например, команда «СИДЕТЬ!» свидетельствует о возможных неприятных, а то и болевых воздействиях в области крестца, и чтобы их избежать, необходимо сесть.
Чему учит команда «ФУ!»
А ничему. Потому что это даже не команда!
И собаки, чувствуя это, реагируют на это буквосочетание как бог на душу положит. Одни не обращают внимания и продолжают делать то, что начали делать — доедать, долаивать, докусывать и догонять. Другие, хоть и обращают внимание, но лихорадочно заканчивают начатое, чтобы потом с кислым видом подойти к хозяину. Третьи, принимая виноватый вид, доделывают дело, а затем долго кокетничают на расстоянии. Четвертые, поджав хвост, панически улепетывают, пятые — сразу подходят к хозяину и только шестые, на самом деле, все бросив, продолжают прогулку.
Почему не команда? Как известно, команда (разрешающий, запускающий, санкционирующий, вызывающий поведенческий акт стимул или раздражитель), дает информацию собаке о чем-то конкретном, что необходимо в данный момент сделать. А буквосочетание «ФУ!» просто является сигналом-предвестником боли или других неприятностей. Звуковой сигнал, предшествующий натуральному отрицательному подкреплению (удару, в данном случае), приобретает его свойства и становится у с л о в н ы м о т р и ц а т е л ь н ы м п о д к р е п л е н и е м. Если, конечно, становится. Чтобы сигнал был значимым, то есть чтобы собака обращала на него внимание и учитывала последствия, он должен сопровождаться достаточно сильным натуральным отрицательным подкреплением — болью. Следует еще добавить, что “Фу!”, это универсальное условное отрицательное подкрепление, хотя бы потому, что мы пытаемся использовать его во всех случаях хулиганского поведения наших собак. К тому же, функцию условногого отрицательного подкрепления со временем начинают приобретать и другие специфические слова и интонации, которые мы обычно употребляем шлепая собаку.
Использование условного отрицательного подкрепления, имеет свои проблемы, недаром появился даже термин: “зафукивание”. С одной — сигнал “Фу!” подкрепляется недостаточно и потому не становится значимым. С другой — произносится так часто, а подкрепляется так редко, что быстро теряет свое значение. С третьей, самой печальной стороны, подкрепление бывает нередко чрезмерной силы и собака начинает бояться как сигнала, так и человека, подавшего его, как источник отрицательного подкрепления. И вся печаль в том, что добившись значимости сигнала, мы даем тем самым, прекрасный рычаг управления нашей собакой посторонним людям. Потому, что это «Фу!» знают теперь все — от бессознательных младенцев до сверхсознательных старушек. Конечно, не сложно сделать сигнал «ФУ!» синонимом команды «Фасс!», но могут быть последствия.
В то же время, при помощи условного отрицательного подкрепления бывает очень трудно от чего-нибудь отучить собаку. Например, сигнал «ФУ!» не отучит собаку подбирать пищу с земли, он научит ее не делать этого в связи с сигналом. А если сигнал не подан? Значит можно? Так оно и бывает.
Если возникает необходимость управления собакой на расстоянии, когда она без поводка, эффективней будет подать какую-нибудь отработанную до навыка команду («КО МНЕ!», «СТОЯТЬ!» или «СИДЕТЬ!»). Это помогает чаще. А если собака отвлекается при работе, достаточно повторить рабочую исполнительную команду и при необходимости подкрепить ее.
Причины плохого поведения собак
Ничего не бывает без причины. Если причина не очевидна, это не значит, что ее нет, просто на нее не обратили внимания. Причина плохого поведения есть всегда, и, как правило, не одна.
Часто люди ошибочно считают, что собаки действуют из вредности или мести. Собаку очень легко обвинить в хулиганстве, это не требует изучения зоопсихологии. Для того, чтобы разобраться в этом вопросе, человек должен проанализировать, что он сам делает не так.
Приобретая щенка, мы можем дрессировать, а можем не дрессировать его, но без воспитания обойтись невозможно. Всеми своими действиями хозяин воспитывает щенка, даже когда не задумывается об этом. Общение со щенком — уже его воспитание. Если хозяин воспитывает собаку несознательно, бездумно, значит, он воспитывает ее неправильно.
Неправильный выбор породы
При выборе будущей собаки необходимо знать и учитывать особенности породы собак: невозможно будет сделать из кавказской овчарки «комнатную собачку», какие бы воспитательные изыски вы бы ни пробовали!
Неподкрепление команд
Основной причиной плохого поведения собаки чаще всего является неподкрепление ваших команд действиями. Нельзя допускать ситуации, когда нежелательные для вас действия собаки приводят к приятным для нее последствиям. И наоборот, плохо, когда правильное поведение собак не поощряется. Такие примеры мешают закреплению у собаки стереотипа правильного поведения.
Чтобы не загонять собаку в сплошные запреты, стоит разделить ваши взаимоотношения с собакой на 3 сферы:
послушание должно быть безоговорочным (обучение общепринятым командам),
- послушание должно быть желательным («притирка» друг к другу),
- от собаки вообще ничего не требуется и разрешается вести себя, как ей вздумается (отношения с сородичами, слабости, которые вы ей будете прощать, вроде привычки обследовать окрестные помойки или полежать с вами вечером на диване). Собаки вполне способны ощутить разницу в вашем отношении к ситуации. Учитесь это использовать.
Идеальные собаки встречаются так же редко, как и люди.
Неаккуратность
Задайте себе вопрос, все ли ценные вещи вы убираете, прежде чем оставить щенка одного дома? Не использовали ли вы в играх со щенком предметы обихода? Не вызывало ли у вас бурного восторга наблюдение за тем, как щенок забавно треплет ваши брюки или полу пальто?
Если при уходе на работу вы оставляли в распоряжении щенка ценные вещи, использовали предметы обихода в играх со щенком, радовались, когда щенок треплет вещи, разрешали прыгать на вас, то этими действиями вы бессознательно подкрепляли у щенка неправильное поведение.
Неправильное содержание (неудовлетворенные потребности)
Потребности животного могут как помогать, так и мешать процессу воспитания. Условно их можно разделить на 3 группы:
- Потребности жизнеобеспечения — пищевая, питьевая, оборонительная, сна, в двигательной нагрузке, положительных ощущениях. Неудовлетворение какой-либо одной может привести к гибели собаки.
- Зоосоциальные потребности — половая, родительская, территориальная, в группе и формировании групповых иерархических взаимоотношений.
- Потребности саморазвития — в свободе, подражательная, в игре, в новой информации.
Хозяину щенка необходимо запомнить простую истину: чтобы избавиться от плохого поведения, достаточно устранить его причины.
Любая неудовлетворенная потребность может являться причиной плохого поведения, если не предложить правильного пути для ее удовлетворения. Чаще всего неудовлетворенными оказываются потребности в пище, двигательной нагрузке, положительных ощущениях, игре, новой информации.
Хозяева часто недооценивают врожденные потребности щенка и молодых собак в движении и физических нагрузках. Собака после прогулок обязательно должна быть уставшей! Если собака не получает или получает недостаточное количество физической нагрузки, эта потребность может найти свой естественный выход в порче вещей, мебели, обоев и т. д.
Весьма отрицательно сказывается на развитии и формировании правильного поведения собаки отсутствие внимания со стороны хозяина и недостаток общения. Собака по своей природе — стайное животное. Одиночество у щенка или молодой собаки вполне может вызвать самый настоящий стресс, а если у щенка или молодой собаки крепкая нервная система, то банальную скуку. Щенок пытается отвлечься от одиночества, в результате чего ищет развлечения и находит предметы человеческого обихода. В отдельных случаях щенок может начать просто хулиганить. Чрезмерный лай, постоянное скуление как проявления плохого поведения, могут вызываться соответствующим эмоциональным состоянием или страхом.
Бывает собака «хулиганит», чтобы получить элементарное удовольствие. Устранить нежелательное поведение, в основе которого лежит неудовлетворенная потребность, гораздо легче, чем избавиться от немотивированного поведения. А такие случаи бывают и у людей, и у собак.
Неправильное кормление
В результате несбалансированного рациона (часто бывает из-за неправильно подобранного сухого корма для собак) ваш питомец ищет недостающие пищевые компоненты на помойках во время прогулок, грызет штукатурку, в тяжелых случаях может есть все, что попадется (извращенный аппетит). Причиной такого аппетита могут быть воспаление желудка (гастрит), кишечника (энтериты и колиты), глисты.
Особое физиологическое состояние
Беременные или в состоянии ложной беременности суки часто роют норы в креслах и кроватях, готовя гнездо для новорожденных. Собака в состоянии сильного голода или хронического недоедания может стащить пищу со стола, невзирая на запрет, будет клянчить еду в присутствии хозяина или членов семьи. Во время смены зубов собака ощущает сильный зуд в области десен, что побуждает ее грызть все подряд.
Возрастные особенности
Подрастающий щенок просто обязан познавать мир, в частности для того, чтобы определить, что съедобно, а что нет. Щенку свойственны и необходимы игры: они служат прежде всего для обучения формам поведения, которые обязательно понадобятся в жизни, а также для физической подготовки.
10 причин проблемного поведения вашей собаки 15 мин на чтение
Плохое поведение: большая картина
С Новым годом! Сделали новую собаку членом своей семьи в эти праздники? Намереваетесь начать новый год с хороших привычек и управляемых целей? Не настало ли время решить проблемы поведения вашей собаки — те, которые раньше оставляли вас в недоумении?
Солидные основы позитивной дрессировки дадут вам хорошо начать — с новым щенком или старшей собакой. Но дрессировка должна быть чем-то большим, нежели просто основы, особенно если на сцену вышло нежелательное поведение. Когда столкнётесь с поведенческими проблемами, то рассматривайте картину в целом и вспоминайте наш обзор наиболее распространённых причин, по которым собака «плохо себя ведёт». Если вы поймёте общие причины проблем, то сделаете первый шаг в их решении и предотвращении.
Причина №1: недостаточно нагрузки
Чтобы быть счастливыми, собаки нуждаются в физической нагрузке, а прогулок на поводке вокруг дома обычно недостаточно. Больше подходит активность вроде свободного выгула, пробежек рядом с велосипедом (с помощью поводков Walky Dog и Springer), апортировка, игры с удочкой (например, Chase-It), игры с другими собаками или «детский сад» для общительных собак.
Причина №2: недостаточно умственной стимуляции
Умственная стимуляция жизненно важна для хорошо сбалансированной собаки, но об этом часто забывают. Интеллектуальные игры могут быть столь же утомительными, как и физические; тот, кто работает в офисе, может так же уставать к концу дня, как и специалист по обустройству ландшафта. Использование дневной порции собачьей еды для действий, обогащающих окружающую среду, или для коротких частых тренировок играет большую роль для умственного утомления собаки. Порой даже спрятанная или рассыпанная в саду еда обогащает среду. Собаки любят есть и зарабатывать пищу.
Причина №3: проблемы со здоровьем
Проблемы со здоровьем вызывают проблемы с поведением гораздо чаще, чем кажется; при этом вопросы здоровья люди часто упускают. Подумайте: когда вы чувствуете себя нехорошо, то, вероятно, склонны капризничать и быть не в себе. Собаки ведут себя точно так же, за исключением того, что не говорят об этом. Проблемы, которые могут изменить поведение собаки — артрит, дисплазия тазобедренных суставов, привычный вывих надколенника, зубная боль, проблемы со щитовидной железой, эпилепсия/судороги, ушные инфекции, пищеварительные проблемы, кожные или экзогенные аллергии, грибковые инфекции, потеря слуха и зрения, рак. Если агрессия или другая проблема появляется внезапно, обратитесь к ветеринару. Высок шанс, что раздражительность вашей собаки могло вызывать одно из вышеперечисленных заболеваний или что-то связанное с ними.
Причина №4: генетические проблемы
Иногда поведенческие проблемы имеют генетические причины. Поведение, варьирующееся от агрессии до гиперактивности, можно свести к тому, что собака унаследовала от своих родителей. Если вы покупаете щенка, то обязательно выясните, имеют ли его родители хороший темперамент. Если нет, то очень высок шанс, что у вашего щенка темперамент будет плохим. Порой хорошо социализировав собаку, вы сможете преодолеть её плохую генетику, но часто даже после самой лучшей социализации проблемы остаются, если ваш питомец вытащил в генетической лотерее несчастливый билет. Проблемы этого толка, как правило, проявляются в очень юном возрасте, и их трудно вылечить при помощи коррекции поведения.
Причина №5: противоречивое окружение
Иногда вы позволяете своей собаке прыгать на вас, потому что надели повседневную одежду, а в другой раз наказываете за то же самое — разве это справедливо? Собаки не видят разницы в одежде! Этот шаблон, то есть его отсутствие, очень смущает животных и может провоцировать тревогу. Если вы поощряете какое-либо поведение непоследовательно, то это лишь усиливает его. Если вы хотите, чтобы собака чего-то не делала, будьте последовательны и мягко объясните ей правила.
Если собака, допустим, подпрыгивает, потренируйте некоторое время усадку с помощью положительного подкрепления (давая собаке что-то, что она любит, например, лакомства или игрушку, как только она выполнит действие) и полностью игнорируйте собаку, если та прыгает. Это значит, никаких разговоров, прикосновений и зрительного контакта — всё это виды внимания, они могут подкрепить нежелательное поведение. Скрестите руки, отвернитесь и не замечайте собаку, пока она не окажется всеми четырьмя лапами на полу.
Если у вашей собаки есть поведенческая проблема, взгляните на себя со стороны: как вы реагируете? Есть громадный шанс, что вы поощряли собаку своим вниманием и, возможно, уже выдрессировали её выполнять определённое поведение! Ещё один пример подкреплённого плохого поведения — это лай. Собака лает, вы кричите — она считает, что вы тоже лаете: «Смотрите, я заслужила внимание!» Собака лает сильнее, вы сильнее ругаетесь, она лает ещё сильнее — и так далее, и так далее.
Набор последовательных границ и правил в вашем доме помогает собаке понять, что окружающая среда предсказуема. Также это показывает, что вы обеспечиваете руководство, лидерство и доступ ко всему хорошему. Не торопитесь и обучите собаку своим правилам терпеливо и с помощью положительного подкрепления. Обучение собаки не подпрыгивать или дрессировка для устранения любого нежелательного поведения требует терпения, последовательности и знания, что игнорировать, а что поощрять.
Причина №6: непонимание «нормального» поведения собак
Нормальные собаки лают, тянут поводок, едят какашки, качаются в падали, подпрыгивают для приветствия хозяина, охраняют пищу и кости (даже до такой степени), рычат, когда напуганы, жуют всё, что попадает к ним в пасть, писают и какают повсюду, кусаются, защищают собственность и семью, пасут, гоняются за мелкими животными и порой убивают их. Всё это «неудобное» поведение является совершенно естественной частью поведенческого репертуара собаки и варьируется в зависимости от породы. Ищите породу, подходящую к вашему образу жизни. Просто несправедливо взять мастифа и быть шокированным, что он облаивает приближающихся к дому незнакомцев. Эти собаки тысячи лет выводились для охраны. Сибирские хаски и другие северные породы могут быть ненадёжными без поводка и убивать мелких животных. Бордер-колли могут пасти ваших детей. Таксы известны любовью полаять. Эти особенности появились благодаря селекционированию для выполнения работы или существуют как естественное поведение псовых. Порой вы можете научить собаку альтернативному поведению, порой — нет. Всё зависит от того, насколько сильна генетическая предрасположенность к чему-то.
Причина №7: изменения в образе жизни
Изменения в ежедневной рутине могут вызвать у вашей собаки стресс и стать причиной проблем. Также как и нам, собакам нужно ощущение безопасности. Радикальные перемены в окружении или рутине может сбить с толку и вызвать тревогу, которая часто выражается в проблемном поведении. Переезд в новый дом часто провоцирует среди прочего нечистоплотность в доме. Изменения в рабочем расписании вызывают смущение, а появление в семье нового питомца или ребёнка может быть очень стрессовым для собаки. Во всех этих случаях будьте терпимы и доброжелательны к ней, пока она не привыкла к переменам.
Причина №8: изменения в диете
Перевод собаки на питание худшего качества или менее ей подходящее может также вызвать плохое поведение. Диета имеет огромное влияние на поведение (это сродни тому, что здоровье влияет на поведение). Перевод на еду низкого качества или на неподходящий рацион может изменить поведение собаки. Всегда кормите собаку высококачественной едой и меняйте корма постепенно, в течение примерно недели.
Причина №9: плохая или негативная социализация
Социализация — это процесс обеспечения вашему щенку положительной контролируемой демонстрации других собак, людей, всевозможных звуков, поверхностей и нового опыта. Собакам нужно быть социализированными в человеческом мире начиная со щенячества и до конца жизни. Возраст с 3 до 16 недель — наиболее критический период социализации. Это время закладывает основу хорошо сбалансированной собаки. Если щенок не получает надлежащей социализации в течение критического периода развития, он может вырасти робким, пугливым или агрессивным. Грамотно составленный курс для щенков может оказаться весёлым способом для кик-старта навыков социализации.
Даже у хорошо социализированной собаки после негативного опыта могут возникнуть проблемы с поведением. Напала другая собака, дразнили дети во дворе — это всё может отрицательно сказаться на поведении вашего питомца. Плохой опыт при посещении ветеринара, дрессировочной площадки или грумера может вызвать то же самое. Будьте избирательны в том, куда ведёте собаку социализироваться и каким профессионалам доверяете её. Я также посоветовала бы не оставлять её одну во дворе, когда уходите из дому, потому что никогда нельзя знать, что может произойти.
Причина №10: возраст страхов и отрочество
Если ваш обычно бесстрашный щенок однажды внезапно становится робким, не паникуйте. Для щенков, чей мозг продолжает развиваться, нормально пройти через несколько периодов страха. Первый из них обычно случается примерно в 8-12 недель, второй — между 5 и 6 месяцами жизни. В зависимости от породы и кровной линии ваша собака может испытывать большие или меньшие периоды страха. Не паникуйте; просто позвольте щенку пройти эту фазу. Стоит с недельку избегать поездок к ветеринару, на дрессплощадку, к грумеру или в новые места, пока к щенку не вернётся нормальное поведение. Если во время периода страхов собаку что-нибудь напугает, она очень сильно запечатлеет это. Так что вместо попыток поработать в период страха, может быть, лучше просто дать ему пройти.
Отрочество начинается примерно в 6 месяцев и обычно продолжается до 12-18 месяцев. В этот период большинство собак отдают в приюты. Именно в это время щенки начинают проверять границы своего мира. Прежде «хорошая» собака может вести себя кошмарно. Продолжайте тренировки послушания, поддерживайте структуру и границы отношений, будьте терпеливы — всё это вместе с умелым менеджментом незаменимо в этот период. Менеджмент означает настройку окружения собаки, так чтобы она не получала шанса озорничать, и включает техники вроде запирания собаки, за которой вы не можете проследить, в клетке.
Понимание самых распространённых потенциальных причин проблемного поведения у собак помогает быстрее разобраться с тем, что происходит с вашей собственной. Устраняйте каждую из причин нежелательного поведения, по возможности сужая их до запускающего его триггера. Чем больше вы будете знать, тем больше шансов быстро устранить поведение, которое расстраивает вас. Конечно, если проблемы серьёзные, поищите авторитетного специалиста.
Усыпление из-за «плохого поведения» – основная причина смерти молодых собак
Here You will find information about kennel-klub “Star Dust” (breeds: Jack Russel Terrier, Welsh Corgi Pembroke, Mini Bull Terrier, Staffordshire Bull Terrier), photographies of dogs and puppies, endurances from standards of sorts, as well as information on tonsorial and hotel for dogs and ensemble other information on a reconnoitring and contents of dogs.
Причины плохого поведения собак. Но, не смотря на то, что собаки относятся к высокоорганизованным существам, они не доросли еще до того, чтобы делать что-то вредности для или мести ради. Очень легко обвинить собаку в хулиганских побуждениях, это не требует от хозяина труда по изучению зоопсихологии, но не помогает найти выход из создавшейся ситуации. Оставим это и рассмотрим себя, уважаемые владельцы, как основной и единственный источник причин плохого поведения своих собак. Недостаточная кинологическая грамотность, прежде всего, проявляется в неправильном выборе породы. Например, девушка в качестве своей первой собаки решает завести кавказскую овчарку, а через год-полтора сталкивается с проблемами неподчинения и агрессии к себе или членам своей семьи. Или городской житель, справедливо полагая, что лайка “самая умная” собака, приобретает щенка и затем обнаруживает, что его ни во что не ставят, игнорируют как хозяина и часто просто убегают на недельную прогулку. Приобретая щенка, мы можем начать его дрессировать с понедельника или через месяц, а можем вообще не дрессировать, но не воспитывать его не можем. Мы воспитываем нашу собаку, даже когда не хотим этого или когда спим. Все общение с собакой уже воспитывает ее. То есть, если мы не воспитываем собаку сознательно, мы воспитываем ее неправильно. Неправильное воспитание, как причина будущего плохого поведения может проявляться в закреплении дурных привычек при поведении, как дома, так и на улице. Это, прежде всего агрессия к членам семьи, прыжки на хозяина и других людей, приставание на улице к прохожим, подбирание пищи с земли, невыполнение команды “Ко мне!” и почти все остальные проступки собаки. В последнее время у меня все более крепнет мнение, что агрессивней английского кокер-спаниеля собаки нет, так часто приходится корректировать внутрисемейное поведение собак этой породы. А все потому, что многие владельцы считают, что воспитывать небольших собак не обязательно. А неаккуратность? Вспомните, все ли ценные для вас вещи вы убирали вне досягаемости щенка, уходя на работу? А не играли ли вы ненароком со щенком предметами обихода? А не смеялись ли вы над тем, как забавно треплет щенок вашу брючину? Или над тем как он подпрыгивает, радостно встречая вас? А не шлепали ли вы щенка, когда он, съев селедочную головку, наконец, подходил к вам? То есть, не подкрепляли ли вы бессознательно неправильное поведение? Или бывает еще и так: щенок, гуляющий без поводка, погнался за кошкой и загнал ее на дерево. Вы, желая наказать его за преследование кошки, подзываете и шлепаете. При этом вы считаете, что поступили правильно, а между тем щенок понял лишь то, что после веселой погони за кошкой, не подходи к хозяину – попадет по первое число. Неправильное выращивание и содержание, заключается, прежде всего, в том, что мы недооцениваем потребность щенков и молодых собак в физической нагрузке. Собака после прогулки должна быть уставшей. Отсутствие или недостаточное количество физическое нагрузки основная причина того, что наши собаки портят мебель, полы, обои и обувь. Как впрочем, отсутствие или недостаток внимания уделяемого собаке, недостаток общения с ней, выражающиеся в том, что собаку часто и надолго оставляют наедине с собой. Мы забываем, что собака существо стайное. Одиночество, особенно для щенка или молодой собаки, является стрессом, который вызывает страх. В лучшем случае собака испытывает скуку. Пытаясь отвлечься или развлечься собака ничего не находит в квартире кроме предметов человеческого обихода. Часто собака начинает “хулиганить”, если решает, что вы мало уделяете ей внимания. Если вы считаете чрезмерные лай, скуление или вой проявлением плохого поведения, то он вызывается или страхом, или соответствующим эмоциональным состоянием. Например, интенсивность и продолжительность лая прямопропорциональны степени возбуждения собаки. Неправильное кормление заставляет собаку искать недостающее на помойках или выгрызать дыры в стенах. Больная собака может отличаться искаженным аппетитом и поедать все, что попадается ей в зубы. Часто такое случается, если у собаки отмечается воспаление желудка (гастрит) или кишечника (энтериты и колиты), но может свидетельствовать и о наличии глистов. Соответствующее физиологическое состояние собаки иногда может быть причиной “неправильного” ее поведения. Например, беременные суки или суки в состоянии ложной щенности порой роют норы в креслах и на диванах, состояние голода заставляет собак воровать и клянчить, а смена зубов, сопровождающаяся зудом десен, характеризуется повышенной разрушительной активностью. Но и особенности возрастного периода собаки, могут быть причиной вашего недовольства. Подрастающему щенку необходимо познавать мир, хотя бы для того, чтобы определить съедобность или другую пригодность вещей. Вспомните особенность человеческих детей разбирать подаренные игрушки на части. У щенка, как известно, рук нет, и для познания мира он использует зубы и лапы. Щенку также положено играть, потому, что игра для него дело серьезное. Она, прежде всего, служит для освоения форм поведения, которые могут понадобиться в будущем: приемы борьбы, охоты и так далее. Кроме того игра это и физическая тренировка. Играют же как известно с партнерами или предметами. Зачастую, для того чтобы избавиться от нежелательного поведения достаточно устранить его причины. Почему собаки плохо себя ведут?И плохое и хорошее поведение, это прежде всего поведение, то есть видимые нами реакции и действия животного. Причиной любого поведения считается появление какой-либо потребности (желания) животного, и поведение всегда бывает направлено на удовлетворение желания или, другими словами, устранение (снижение) потребности. А действия животного от момента возникновения потребности до момента ее удовлетворения называются поведенческим актом. Дрессируя животное, мы сами создаем у него нужную нам потребность и сами же предлагаем путь к ее удовлетворению. Например, для того чтобы научить собаку посадке, мы можем воспользоваться ее желанием есть (пищевой потребностью). Для этого мы часто не кормим собаку перед дрессировкой, чтобы повысить ее пищевую потребность. А затем предлагаем собаке сесть по определенной команде для того, чтобы получить кусочек пищи, то есть удовлетворить имеющуюся у нее пищевую потребность. Удовлетворение имеющейся потребности в дрессировке называется подкреплением. Факт удовлетворения потребности (подкрепление) воспринимается собакой положительно и способствует закреплению в памяти действия, которое привело к нему. В результате многократною повторения действие заучивается животным, легко вызывается командой и воспроизводится независимо от окружающих условий, то есть становится навыком. Но потребности возникают у наших собак и в наше отсутствие. Например, когда собака остается одна и испытывает потребность в пище, она начинает сама искать пути удовлетворения своего голода. И если вы не так тщательно убрали пищу, как хотелось бы, собака доберется до нее и удовлетворит свой аппетит. Одновременно данный положительный результат становится подкреплением тому способу, при помощи которого собака достала пищу. Достаточно 2-3 раз, чтобы такое поведение собаки стало навыком. То же касается и съеденной обуви. Скучая, щенок пытается удовлетворить потребность в новой информации (а она очень выражена у молодых животных) и находит башмак, так приятно пахнущий хозяином. Сколько удовольствия и радости получит щенок, расправляясь с ним, а как быстро летит время за интересным занятием. Вот и хозяин пришел. Стоит два-три раза не убрать обувь, и навык готов. Теперь щенок будет сознательно искать башмаки и заниматься уже привычным для него и таким интересным делом, чтобы скоротать время. Но бывает и по, другому. Предположим, покупая щенка, вы уже знаете, что собака-попрошайка – это нехорошо. И не подкармливаете щенка со стола. Но ваши дети, жена или родители считают, что вы слишком строги к такому очаровательному крохе и иногда в ваше отсутствие дают ему кусочки. Таким образом, получается, что щенок все-таки получает подкрепление своему попрошайничеству и поведение закрепляется. Весь фокус в том, что навык можно выработать, подкрепляя хотя бы каждую третью попытку, это называется вариабельным или вероятным подкреплением. А навыки, выработанные с применением вариабельном подкрепления, гасятся с очень (очень!) большим трудом по сравнению с теми, для которых применяли постоянное подкрепление. Потребности, которые и помогают нам и мешают нам, принято делить на три большие группы. Первая из них состоит из потребностей жизнеобеспечения: пищевая, питьевая, оборонительная потребности, потребность в сне, двигательной нагрузке, положительных ощущениях и тому подобное. Неудовлетворение какой-либо из этих потребностей ведет к гибели животного. Вторую группу потребностей называют зоосоциальными. К ним относят половые, родительские, территориальные потребности, потребность в группе и формировании групповых иерархических взаимоотношений. Третью группу составляют потребности саморазвития: потребность в свободе, подражательную потребность, потребность в игре, потребность в новой информации и другие. Любая из перечисленных потребностей, не будучи удовлетворенной, может быть причиной плохого поведения наших собак, если мы не поможем удовлетворить ее или не подскажем правильного пути для ее удовлетворения. Чаще всего приходится сталкиваться с пищевой потребностью, потребностью в двигательной нагрузке, потребностью и положительных ощущениях, потребностью в игре и новой информации. Очень часть наши собаки хулиганят, чтобы получить удовольствие. Устранить нежелательное поведение, в основе которого лежит неудовлетворенная потребность, легче, чем избавиться от немотивированного поведения. А такое встречается и у людей, и у собак. От навыков отличают привычки. Привычки приобретаются и закрепляются, как и навыки, в результате многократных повторений, но если навыки являются способом достижения какой-либо цели, то привычные движения выполняются ради себя самих. Когда собаке делать нечего, а основные ее потребности вы удовлетворили и оставили ее одну, вот тогда и формируются привычки. От нечего делать, для убивания времени. Повторяясь, они становятся необходимым атрибутом свободного времени и необходимыми собакам. Вспомните свои привычки и вспомните, как вы злитесь, когда вам мешают совершить привычное действие. Вам остается одно начать формирование других привычек, а это требует длительного времени. Почему так трудно бороться с плохим поведением? Ну хотя бы потому, что все они приводят к возникновению положительных эмоций у собаки. А потребность в положительных эмоциях – одна из ведущих у живых организмов. В опытах с вживлением электродов в центр удовольствия мозга крысы научились нажимать на рычаг, вызывая положительные ощущения, и нажимали несколько тысяч раз в час, отказываясь от пищи и воды, что, в конце концов, приводило их к гибели. А вспомните человеческих наркоманов! Человек же предлагает собаке навыки поведения, связанные в основном с отрицательным подкреплением, как, например, в классической дрессировке, что, естественно, вызывает у собаки желание самой формировать свое поведение. А во-вторых, мы ошибаемся, считая, что животные начинают обучаться довольно поздно. Как показали исследования, условные рефлексы образуются у щенков сразу же после рождения, буквально с первой минуты жизни. Вначале формируются обонятельные и тактильные рефлексы, а затем, по мере созревания и остальных анализаторов, другие. Так что когда мы обычно приступаем к воспитанию своего щенка, у него уже есть в запасе несколько дюжин отработанных навыков. А по этому поводу позволю себе привести описание нот такого опыта. У собаки был выработан и закреплен сначала один навык добывания пищи, затем в этих же условиях, другой, но равнозначный. После чего ей предложили свободу выбора навыков в достижении цели. Вы считаете, что она выбрала последний? Как раз наоборот, оказалось, первое, что запоминается, запоминается лучше, чем последующее. Есть еще третья причина, по которой отрицательное поведение вырабатывается быстро, а устраняется с трудом. Дело в том, что научение у молодых животных происходит по типу так называемого запечатления (импринтинга), которое характеризуется чрезвычайной быстротой и фиксацией результатов в памяти легки и надолго. По всему по этому перевоспитание требует настойчивости, последовательности, терпения и упрямства, если хотите. Усыпление из-за «плохого поведения» – основная причина смерти молодых собакВойтиМетка: работаЕще рабочееНаблюдение за поведением животных – не только удовольствие, но и необходимость… *** *** *** Метки:Окно ДжохариЕсть когнитивная схема, которая до сих пор не теряет своей актуальности. Это «окно Джохари», отображающее то, из чего состоит личность каждого человека. Вообще, чаще всего используется таблица, но поскольку тут таблицу изобразить довольно сложно, попробую описать словами. В нашей личности есть стороны, известные нам, известные другим, неизвестные нам и неизвестные другим. Соответственно, все это можно разделить на 4 составляющих: А (известное мне и известное другим) – это открытая, видимая область «Я». В (неизвестное мне и известное другим) – это своего рода «слепое пятно». Полезно уменьшать эту область, а это возможно, если вам предоставляют честную обратную связь. С (известное мне и неизвестное другим) – это секретная, тайная сфера личности. Уменьшить ее помогает самораскрытие. D (неизвстное мне и неизвестное другим) – это бессознательное «Я». Метки:Еще рабочееИногда людям сложно понять, что нравится собаке, что не нравится и почему она ведет себя так или иначе. Конечно, как и мы с вами, все собаки – личности со своими предпочтениями, так что каждая из собак счастлива (и несчастна) по-своему. Однако научный подход к благополучию животных позволил определить базовые потребности абсолютно любого животного, а значит, мы имеем возможность оценить, хорошо ли ей живется питомцу и счастлива ли ваша собака. *** *** *** Метки:Еще рабочееИногда владельцы жалуются на «плохих» собак. Мол, не повезло с питомцем. «Бракованный». Но бывают ли плохие собаки и откуда они берутся? *** *** *** Метки:Еще рабочееК сожалению, до сих пор многие владельцы уверены, что без битья воспитание и дрессировка собаки просто немыслимы. Это один из самых живучих и опасных мифов, и избавимся полностью мы от его влияния очень нескоро. Тем не менее, все больше людей (и это не может не радовать) склоняются к тому, что собак бить нельзя. Почему нельзя бить собаку и как в таком случае добиться от нее нужного поведения? *** *** *** Метки:Еще рабочееМногие из наших читателей наверняка бывали в других странах. А любители животных всегда наблюдают за тем, как относятся в той или иной стране к пернатым и хвостатым. И если вы наблюдательны, то замечали, что разница в отношении к животным может быть огромной в зависимости от страны. Чаще всего мы списываем это на различия в культурах. Как культура общества влияет на отношение к животным? *** *** *** Метки:Еще наше с Гонжищем рабочееМногие до сих пор объясняют агрессивное поведение собаки попытками «доминировать». Однако сейчас все больше ученых приходит к выводу о том, что агрессия собаки по отношению к человеку никак не связана с доминированием. Более того, они приходят к выводу, что на агрессию собаки полезно смотреть с точки зрения обучения. Как же собаки учатся проявлять агрессию по отношению к людям, в частности, к владельцам, и как избежать подобного развития событий? *** *** *** Метки:Я сегодня работаю на публике:-)В качестве зоопсихолога. По идее, предполагается, что даже делаю презентацию на тему того, как людям и собакам быть счастливыми вместе. 🙂 Если, конечно, не будет технических сбоев. Но в любом случае тусуюсь, отвечаю на вопросы и т.д., и т.п. Метки:Еще наше с Гонжищем рабочееЗачастую, когда люди рассуждают о «доминировании» у собак, они ссылаются на исследования, проводимые с волками. Однако корректно ли это? Ведь, не говоря о том, что концепция «альфа-волка» и жесткого доминирования в стае была создана на наблюдениях за волками в условиях, далеких от естественных и потом пересматривалась, собаки – это, к тому же, совсем уже не волки. Чем же отличается стая волков от собачьего сообщества? *** *** Когда Вы, Человеки, говорите о своем отличии от Животных, то часто упоминаете о том, что в Вашем, Человечьем языке есть понятия, недоступные Животным. И это – особенность только Вашего мышления. Но за последние годы Ваши умные Человеки, которых Вы называете Учеными, засомневались в том, настолько ли отличается Ваш и Наш язык и мышление, как Вы привыкли считать. Метки:О первых клиентахНаверное, я не занималась бы тем, чем занимаюсь сейчас, если бы мне не так повезло с первыми клиентами. А мне реально очень повезло. Нет, конечно, и со всеми остальными (почти) повезло, но, думаю, вы и сами знаете, что первый опыт – он определяет. И если бы первыми были неудачи, я бы, наверное, оставила мысль работать с собачками. 🙂 Первым клиентом на коррекцию у меня был замечательный БШО. Когда я ехала работать, у меня все внутри дрожало. Потому что опыта с чужими собаками не было же, плюс я впервые в жизни планировала применить BAT. И, честно говоря, когда в конце первой же прогулки пес вел себя совсем по-другому и проблемное поведение исчезло, была изумлена уж точно не меньше хозяйки. :-))) Впрочем, я до сих пор иногда удивляюсь тому, как быстро начинают действовать, казалось бы, простые методики, если их правильно применять. 🙂 Но даже когда я уже долго занималась коррекцией, никак не решалась браться за дрессировку. Хотя Таня, наш с Яшичем тренер, убеждала, что стоит, и обещала методическую поддержку в случае необходимости. И благодаря этому я таки, глубоко вздохнув, однажды решилась. 🙂 И моим первым клиентом стал эрделенок-подросток. Который до этого уже успел побывать у «традиционного» тренера и полностью вышел из-под контроля. – Я работаю только на положительном подкреплении, – предупредила я хозяйку по телефону. Она вздохнула и сказала: – Кажется, это именно то, что нам нужно. Потому что я сама заметила, что чем больше давлю на собаку, тем больше она сопротивляется. А после первого занятия, когда оказалось, что эрделька вполне способна концентрироваться на хозяйке, ловить ее сигналы и радостно сотрудничать, владелица радостно сообщила: – Катя, вы крутая! Я наконец-то поняла, что значит ДОГОВОРИТЬСЯ С СОБАКОЙ! Метки:Еще рабочее«…Миссис Дарлинг любила, чтобы все в доме было как надо, а мистер Дарлинг любил, чтобы было не хуже, чем у людей. Поэтому они никак не могли обойтись без няни. Но поскольку они были бедны – ведь дети просто разоряли их на молоке, – в нянях у них была большая черная собака-водолаз, которую звали Нэна. До того, как Дарлинги наняли ее к себе на службу, она была просто ничьей собакой. Правда, она очень заботилась о детях вообще, и Дарлинги познакомились с ней в Кенсингтонском парке. Там она проводила свой досуг, заглядывая в детские колясочки. Ее страшно не любили нерадивые няньки, которых она сопровождала до дому и жаловалась на них их хозяйкам. Нэна оказалась не няней, а чистым золотом. Она купала всех троих. Вскакивала ночью, если кто-нибудь из них хотя бы шевельнется во сне. Будка ее стояла прямо в детской. Она всегда безошибочно отличала кашель, который не стоит внимания, от кашля, при котором горло необходимо обвязать старым шерстяным чулком. Нэна верила в старые испытанные средства, вроде листьев ревеня, и не доверяла всем этим новомодным разговорам о микробах…» Именно так начинается сказочная повесть Д. Барри «Питер Пэн». Нэна, хоть и была собакой, оказалась надежной и ответственной няней. Правда, мистер Дарлинг однажды рассердился на Нэну и переселил ее во двор, чем и воспользовался Питер Пэн, перенеся детей в Нетландию. Но это всего лишь сказка. А в реальной жизни – может ли собака быть няней для ребенка? *** *** *** |