Стереотипии у собак: типы, причины, лечение и коррекция

Стереотипии у собак: типы, причины, лечение и коррекция

Навязчивое или стереотипное поведение представляет собой повторяющиеся и достаточно однородные действия, иногда приводящие к самокалечению животных.

Единой классификации навязчивого поведения не существует, но чаще всего выделяют следующие его формы (Вайтли Х.В. Указ. соч.; Аскью Г.Р. Указ. соч.):

стереотипные формы комфортного поведения (гигиена тела, уход за собой): укусы нижних конечностей или когтей, вылизывание тела, облизывание предметов, царапанье или покусывание своего тела;

иллюзорное поведение (галлюцинации, галлюцинаторный синдром – поведение связано с несуществующим объектом): пристальный взгляд в пустое пространство, охота на несуществующих мух, погоня за воображаемой добычей, беспричинные прыжки в воздух с попыткой укусить невидимые объекты, щелканье челюстями;

стереотипные формы пищевого и питьевого поведения: лолифагия, полидипсия, обильное слюноотделение, глотание мелких камней (грязи), обсасывание различных предметов

стереотипные формы локомоторного поведения: кружение, кувыркание, бег по кругу, бег взад и вперед, прыжки на месте, бег вдоль забора, рытье земли, замирание на месте, маятникообразные движения, ловля своего хвоста;

навязчивая вокализация: вой, скуление,ритмичный лай, лай на пищу, рычание на себя с одновременным нанесением покусов;

невротическое поведение: сильные укусы за лапы или хвост, неожиданное проявление агрессии по отношению к людям.

Возможными причинами стереотипного навязчивого поведения могут быть различного рода стрессы, хроническое неудовлетворение каких-либо потребностей, информационная депривация, научение, воздействия, вызывающие аллергические реакции или дисфункция внутренних органов.

Навязчивое поведение может быть реакцией на паразитов, на загрязнение окружающей среды, на лекарства, пищевые и витаминные добавки;.пищу, воду, духи, мыло, шампуни, одежду и т.п. Поэтому при наличии такого поведения еще раз проанализируйте условия жизни своей собаки. Обязательно покажите собаку ветеринарному врачу, чтобы удостовериться, что поджелудочная железа, надпочечники, почки, легкие и кишечник собаки функционируют нормально.

Если вы исключили возможные внутренние причины навязчивого поведения, обратите внимание на информационную (стимульную) депривацию. Почему-то мы не отдаем себе отчета, что содержим своих собак в условиях жесточайшей сенсорной депривации в условиях отсутствия или низкого уровня внешних раздражителей. Наличие внешних раздражителей важно даже не столько потому, что они несут в себе возможно полезную информацию для построения текущего и будущего поведения. Воздействие внешних раздражителей важно само по себе как естественный источник стимуляции центральной нервной системы. Нервные клетки обязательно должны работать и все тут. И никуда не деться. Если лишить их такой возможности, можно с ума сойти. Именно сенсорная депривация является, главным наказующим фактором при заключении преступников под стражу. То же самое мы делаем со своими собаками, заключая их под стражу в наших квартирах.

Каждый из нас по-своему решает проблему сенсорной депривации: кто включает телевизор, видеомагнитофон, берет в руки книгу, едет в гости, звонит по телефону или . просто выходит на улицу. Всех этих легальных способов наши собаки лишены. Они даже на улицу выйти без нас не могут, поэтому они занимаются “самостимуляцией”, то есть сами создают нужные внешние стимулы: лают, воют, роют, ходят кругами, ловят хвост и грызут все, что вокруг, в том числе и себя. Так они спасают свою нервную систему. Если это так (а в большинстве случаев это именно так), увеличьте количество и продолжительность прогулок, больше играйте с собакой, утомите ее так, чтобы на все остальное у нее не оставалось времени. Оставляйте дома больше игрушек, а лучше костей. Согласитесь, лучше грызть кости или сухари, чем самого себя.

Стресс понятие многоликое. Мы уже знакомились с социальным стрессом, он случается когда собаку оставляют одну. Но стрессы можно испытывать по разным поводам: изменение социального окружения, (расставание с владельцем), нестабильный социальный порядок (изменение отношений доминирования и подчинения), наличие членов семьи или животных, которых собака боится, громкие звуки за окном и т.д., и т.п. И люди, и животные, если они не в состоянии устранить источник стресса, прибегают к замещающему поведению, спасая нервную систему от эмоциональных перегрузок. И если какое-то поведение приносит облегчение, оно обязательно запоминается и будет повторяться в аналогичных ситуациях. Постарайтесь проанализировать ситуацию и с этой стороны, а, обнаружив причины стресса, устраните их.

Очень часто причиной замещающего (смещенного, переадресованного) поведения является, неудовлетворение каких-либо потребностей, в результате чего собака и испытывает состояние фрустрации. Такое поведение встречается и у людей. Например, когда мы не можем ударить члена семьи, с которым ссоримся, мы бьем посуду. К смещенному поведению может приводить ограничение двигательной активности, отсутствие или недостаточное количество социальных партнеров для общения и размножения, недостаток корма и других ограниченных ресурсов. Неудовлетворение игровой потребности, запрещение собаке выполненять инстинктивные формы поведения, или “наказание” за какое-либо поведение также могут приводить к появлению неадекватного поведения. Если это поведение помогает снизить состояние фрустрации (снижение состояния фрустрации является, положительным подкреплением данному поведению), вероятность его появления в будущем увеличивается.

Иногда навязчивое поведение формируется в результате бессознательного подкрепления со стороны владельца. Например, даже ваше внимание собака оценивает как положительное подкрепление. И если вы чаще обращаете на собаку внимание, когда она ловит свой хвост или жует лапу, чем тогда, когда она спокойно лежит на подстилке, тем самым вы увеличите вероятность появления неадекватного поведения в будущем. Если это так, хозяину следует игнорировать стереотипное поведение или, что еще лучше, каждый раз выходить из комнаты, как только собака начинает вести себя таким образом. Можно предложить собаке легальные формы поведения, замещая ими нежелательные стереотипы. Но будьте осторожны, если всякий раз, когда собака начнет ловить хвост, вы будете давать ей мяч, игра с мячом станет положительным подкреплением “хвостового” поведения. В данной ситуации вы должны опережать события и давать собаке мяч буквально за секунду до появления нежелательного поведения.

Независимо от причины, вызывающей навязчивое поведение, очень эффективным методом коррекции является выработка несовместимого поведения (Метод 8). Как только собака начинает делать что-нибудь неестественное, с вашей точки зрения, тут же предложите ей другую форму поведения. А проанализировав ситуацию, то есть выяснив, когда у собаки появляется нежелательное поведение, моделируйте ее и предупреждайте появление стереотипного поведения выбранной формой реакции.

источник “Справочник – Коррекция поведения собак.” автор Гриценко В.В., Москва “Компания Дельта М” 2002г.

Стереотипии у собак: типы, причины, лечение и коррекция

Телефон:
+7(495)744-14-05
+7(495)744-14-06
+7(495)777-41-64

Факс:
+7(495)744-14-05

Видео-ролики
Невроз навязчивых состояний (обсессивно-компульсивный синдром)

Существование ритуализированного и стереотипного поведения давно уже признано ветеринарной медициной. У небольших домашних животных оно проявляется в виде ловли своего хвоста, сосания конечностей (особенно у доберманов), жевания своей шерсти (чаще у кошек ориентальных пород), а также выкусывания несуществующих блох. У лошадей распространено заглатывание воздуха, называемое «воздушной прикуской», а также «предметная прикуска», или иначе «глодание ясель». У свиней встречается навязчивое («цепочечное») подкапывание и жевание. Хотя такое поведение животного может тревожить владельца, реально оно не приносит никакого вреда ни животному, ни его хозяину. Ранее в качестве лечения принимались меры, направленные на физическое ограничение подвижности животного, – отсюда идет применение намордников от прикуски для лошадей и «елизаветинских воротников» для кошек и собак. Такие приспособления не дают животному выполнять само действие, но отнюдь не уменьшают желание совершить его, что сразу же становится очевидным после снятия приспособления. В настоящее время мы знаем, что данное поведение относится к поведенческим расстройствам, в остове которых лежат нейрофизиологические механизмы.

Параллельные примеры стереотипного поведения известны и у людей. В их число входят трихотилломания (выдергивание волосков), навязчивое мытье рук и разнообразные постоянные проверки – света, газа, водопроводных кранов, дверных запоров ( Perse , 1988). За последнее десятилетие был достигнут существенный прогресс в понимании и лечении этих состояний, которые, согласно «Диагностическому и статистическому справочнику» (4-е издание) (Diagnostic and Statistical Manual, fourth edition, DSM-IV) Американской психологической ассоциации ( APA , 1995), объединяются в группу обсессивно-компульсивных расстройств, или неврозов навязчивых состояний (ННС). Данные расстройства у людей часто возникают в юности и продолжаются на протяжении значительной части их жизни ( Thyer et al ., 1985). Люди с такими нарушениями психики в целом разделяются на четыре группы: «моющие», «проверяющие», «размышляющие» и неопределенная группа с первичной навязчивой медлительностью ( Perse , 1988). В отсутствии психиатрической помощи и фармакологического лечения эти расстройства обычно сами по себе не проходят. После прекращения приема лекарств состояние обычно снова ухудшается. Симптомы могут приобретать большую выраженность при воздействии событий, вызывающих стресс или тревожность.

Предполагается, что анатомическим субстратом этого расстройства является лимбическая система. В исследованиях с применением компьютерной томографии выявлены изменения в базальных ганглиях, особенно в области хвостатого ядра ( Baxter ct al ., 1992; Insel et al ., 1983; Luxenberg et al ., 1988; Stein et al ., 1993). Вероятно, основная причина расстройства состоит в нарушении обмена серотонина, хотя некоторые исследователи полагают, что дело в сопряженном нарушении обмена серотонина и эндорфинов ( Cronin et al ., 1985, 1986; Davis et al ., 1982). На вовлечение базальных ганглиев и лимбической системы в патологический процесс указывают также данные по моделированию неврозов навязчивых состояний на животных ( Pitman , 1989). В этих опытах было выявлено повышенное содержание дофамина в базальных ганглиях и относительно повышенная концентрация 5-ОИУК в СМЖ. Если учесть, что действие серотонина ведет к угнетению поведения и угасанию подкрепляемых реакций, а дофамин оказывает противоположный эффект, приведенные данные в какой-то мере проливают свет на природу навязчивых состояний ( Soubrie , 1986; Zuckerman , 1986).

В рамках нейрофармакологического подхода к лечению ННС ведется поиск путей коррекции этих аномалий и выдвигаются гипотезы, объясняющие механизмы развития данного состояния на клеточном уровне.

Хотя исходная причина таких расстройств до сих пор неизвестна, их симптоматика и патофизиология поразительно четкие. ННС характеризуется повторяющимися ритуализированными действиями, явно избыточными, исполнение которых нарушает нормальную ежедневную деятельность. Неотъемлемая особенность такого поведения состоит в том, что оно преувеличено как по форме, так и по длительности. Человек способен оценивать свои действия как аномальные и контролировать себя в такой степени, что в присутствии посторонних либо совсем не проявляет подобное поведение либо проявляет его лишь в незначительной степени. Видимо, то же самое верно и в отношении домашних животных. Если часто ругать и наказывать собаку за то, что она сосет свои лапы или гоняется за хвостом, то она будет стараться скрыться из поля зрения людей, чтобы предаться этому занятию. При приближении хозяина поведение прекратится, чтобы начаться снова, как только на собаку перестанут смотреть или она найдет укромное место. Наличие подобного когнитивного компонента – недостаточное основание для того, чтобы отрицать наличие ННС. Однако он свидетельствует, что проблема коренится на более высоком уровне, чем можно было бы предполагать на основе одного лишь поведения (скажем, пес постоянно сосет лапу, но он делает это не потому, что с лапой что-то не так). Не все собаки и кошки контролируют себя – многие из них непрерывно занимаются стереотипным или ритуализированным поведением независимо от того, есть ли кто-нибудь поблизости или нет. Чтобы говорить о наличии у животного ННС, вовсе не требуется, чтобы такое поведение можно было наблюдать постоянно; важно лишь то, что аномальное поведение в отсутствие препятствующих ему физических ограничений существенно нарушает нормальную жизнь. Если животное стремится выполнять навязчивые действия несмотря на препятствия в виде наказаний, дрессировки или физических мер, то, значит, действительно имеется расстройство. Ключевой момент как только животное получает возможность совершать эти действия, оно начинает их совершать. Это решающее обстоятельство. Если его игнорировать, то многие случаи ННС, сочетающиеся с волевым контролем движений, останутся не выявленными; соответственно, будут занижены данные о распространенности этого расстройства в популяции собак и кошек ( Overall , 1992 c – e , 1994 d ).

Можно спорить о том, допустимо ли применять по отношению к животным термин «навязчивый». Навязчивые состояния возникают у них независимо от того, способны мы это выявить или нет. В наличии навязчивостей у человека можно удостовериться, задавая ему вопросы, тогда как животные нам ничего не могут подтвердить. Тем не менее, наличие у них навязчивых состояний представляется вполне вероятным, хотя они проявляются иначе, чем у людей. Следуя такой логике и полагая, что в остальном ННС у людей и животных гомологичны и аналогичны, нет никаких причин отказываться от данного термина. Это также говорит о том, что навязчивое состояние развивается, базируясь на аномалии в какой-то области мозга, иной, чем кора больших полушарий, хотя последняя может влиять на конкретную форму, которую принимают навязчивые состояния.

Невроз навязчивых состояний как одно из тревожных расстройств

У людей ННС причисляется к числу расстройств, связанных с тревожностью. Очевидно, что у людей тревожные или неопределенные обстоятельства способствуют обострению этого невроза. Могут ли другие расстройства, связанные с тревожностью, предрасполагать к развитию ННС у человека или любого животного, остается неизвестным.

У домашних животных ННС, вероятно, является причиной какой-то (не определенной пока) части нарушений поведения. По мере того, как мы все больше узнаем о комплексе симптомов, характерных для этого состояния, оно становится более очевидным (см. таблицу ниже).

Стереотипия у детей

Стереотипиями принято называть любые эпизоды бесцельно повторяющихся действий, движений, слов или отдельных звуков. Альтернативный термин для обозначения стереотипий – самостимуляция или стимминг, стимы (производная от английских слов stimulation, to stimulate – стимуляция, стимулировать).

Те или иные проявления стереотипного поведения свойственны людям любого возраста и психоэмоционального склада. К ним относятся такие привычки, как частое бессознательное облизывание губ, почесывание носа, ритмичный стук по столу пальцами или карандашом, качание ногой, наматывание на палец пряди волос и многое другое. Симптомы детского аутизма проявляются не только в виде стереотепиии, но именно этот признак является максимально наглядным на первых стадиях.

Стереотипия при аутизме характеризуется патологическим усилением такого повторяющегося поведения до такой степени, что оно становится социально неприемлемым и/или начинает вызывать серьезные трудности в быту, общении, обучении, трудовой деятельности и т. д. Именно этим прежде всего и отличается стереотипия у аутистов (аутистическая стереопатия) от «легкого» стереотипного поведения нейротипичных людей.

Виды стереотипии

Чтобы повторяющееся поведение было отнесено именно к стереотипии, оно должно иметь следующие особенности:

  • быть очень многократно и часто повторяющимся;
  • не выполнять никаких полезных функций социального масштаба (например, оно не может пригодиться при общении с другими людьми). Здесь следует отметить, что при этом стереотипии все же выполняют некоторые функции, необходимые самому ребенку – о них мы расскажем далее.

Основные функции, выполняемые аутистической стереопатией – это коммуникация, саморегуляция и самостимуляция. Однако в тех случаях, когда повторяющиеся действия заметно мешают социальной адаптации либо могут причинить вред самому ребенку, обычно рекомендуется обращение к специалисту для коррекции нежелательного поведения.

Стереотипное поведение иногда наблюдается у аутичных детей уже в младенческом возрасте. Стереотипия у грудничков проявляется в виде однообразных поворотов головы и раскачиваний в кроватке, ритмичных сгибаний и разгибаний пальцев и кистей рук и т. д. Дети до года, уже умеющие стоять, могут подолгу кружиться вокруг своей оси или раскачиваться на игрушечной лошадке. Ребенок 3 лет и старше может демонстрировать более широкий спектр различных стереотипий. Рассмотрим их основные подвиды, характерные для детей с расстройствами аутистического спектра.

Двигательная

К двигательным стереотипическим проявлениям относится повторение одних и тех же движений тела:

  • прыжков на месте;
  • бега или ходьбы по замкнутой линии – например, по кругу или по периметру помещения;
  • «маятниковых» раскачиваний головы или всего туловища;
  • хлопков и потряхиваний кистями рук и т. д.

Также к категории двигательных относят и оральные динамические стимы – повторение одних и тех же движений губ, языка (например, постоянно повторяющееся складывание губ в трубочку).

Одной из наиболее нежелательных двигательных стереотипий является привычка постоянно теребить кисти рук, поскольку дети часто расцарапывают их ногтями до крови, нанося себе долго не заживающие раны.

В психологии и психиатрии двигательные стереотипы также рассматривают как признак обсессивно-компульсивного расстройства (ОКР), для которого свойственны навязчивые действия. Однако при наличии диагностированного аутизма не рекомендуется использование препаратов, корректирующих ОКР.

Двигательно-сенсорная

Двигательно-сенсорные или сенсорно-моторные стереотипии связаны с осязательной и чувственной (сенсорной) способностями и могут выражаться в повторении следующих действий:

  • ритмичное постукивание по разным поверхностям различными предметами, пальцами или всей ладонью;
  • постоянное ощупывание поверхностей;
  • кружение вокруг своей оси;
  • прищуривание глаз, особенно при взгляде на любой источник света;
  • рассматривание предметов сквозь пальцы;
  • надавливание пальцами или ладонями на глаза.

Также к этой категории относится и навязчивая привычка перебирать пальцами у лица, в области глаз.

Эмоционально-аффективная

Стереотипические проявления эмоционально-аффективного характера выражаются в повторении каких-либо действий, способных вызвать аффективную (ярко выраженную, интенсивную) эмоциональную реакцию других людей – например, родителей, а иногда и самого ребенка.

Такая стереотипия у детей-аутистов может проявляться разными способами, в том числе и в виде патологической небрезгливости в еде. Ребенок может взять и съесть что-нибудь с пола или из мусорного ведра, нарочно вызывая гнев родителя.

Речевая

Речевые стимы представляют собой бессмысленное повторение отдельных звуков, слов или целых фраз. В некоторых случаях речь идет об эхолалии – повторении услышанного. Например, задав ребенку какой-либо вопрос, можно получить в ответ только точное повторение этого вопроса или его части.

Действия с предметами

Стереотипии этого рода выражаются в повторяющемся взаимодействии с определенными частями предметов или даже нефункциональными элементами игрушек. Например, ребенок может несколько часов подряд переливать воду или пересыпать песок из одного ведерка в другое, откручивать и прикручивать обратно колеса игрушечной машинки, постоянно наклонять куклу, чтобы у нее открывались и закрывались глаза и т. д.

Стереотипическую природу имеют и некоторые характерные для аутистов нефункциональные привычки и ритуализации – желание гулять всегда одним и тем же маршрутом, одеваться в одну и ту же одежду, есть одни и те же продукты, держать дверь комнаты всегда открытой (закрытой) и т. д. К этой категории относится и активная заинтересованность в какой-либо четко ограниченной сфере – например, выбор компьютерных игр и книг исключительно на одну и ту же тему.

Причины возникновения стереотипии

Присутствие стереотипии у детей с аутизмом рассматривается специалистами как проявление потребности ощущения себя в окружающем пространстве. То есть стереотипными действиями ребенок неосознанно пытается добиться каких-то конкретных целей, зачастую неочевидных для посторонних людей. Иногда эти цели могут быть самыми простыми, такими как утоление голода или жажды, а иногда представлять собой желания более высокого порядка – например, необходимость почувствовать себя в безопасности, справиться с тревогой.

Двигательно-сенсорные стимы часто указывают на желание малыша почувствовать осязаемую «обратную связь» как от отдельных объектов, так и от самого себя, собственного тела. В свою очередь, речевые стереотипии могут быть связаны с желанием поддержать общение, не имея для этого других доступных средств (в т. ч. при проблемах развития речи у ребенка). Но, поскольку эти попытки выражаются крайне примитивными способами, со стороны они могут казаться опасными, пугая и раздражая окружающих.

Использование стереотипических повторений помогает аутисту восстанавливать свой психоэмоциональный баланс, успокаивать себя, приводить в порядок свой необычный внутренний мир. Глазной контакт при аутизме у детей может отсутствовать.

На сегодняшний день причинами возникновения стереотипий у людей с расстройствами аутистического спектра принято считать такие факторы, как:

Чрезмерная стимуляция

Стереотипии становятся своеобразным ответом на избыток внешних раздражителей, помогая аутичному ребенку «заглушить» поток лишней сенсорной информации извне, чтобы избежать психоэмоциональных перегрузок.

Недостаточная стимуляция

В этом случае аутистическая стереотипия возникает из-за дефицита сенсорной информации у гипочувствительных детей. При помощи стереотипического поведения ребенок «добывает» дополнительные стимулирующие ощущения, даже если это боль от многократного ударения головой о твердую поверхность или вспышка гнева матери, направленная на ребенка. Как правило, справиться с этим помогает метод сенсорной интергации.

Уменьшение боли

Существует теория, что в процессе стереотипного повторения аутистами определенных действий, в их организме высвобождаются бета-эндорфины, действующие как обезболивающее или даже способные вызывать удовольствие. Таким образом, даже повторяющееся битье себя по голове или телу может быть направлено на уменьшение какой-либо другой физической боли.

Управление эмоциями

Вызывать «обострения» стереотипного поведения у аутичных детей способны как негативные, так и позитивные эмоции. Но, например, если ребенок может выражать радость повторяющимися прыжками на месте или тряской ладонями, то реакция на нечто разозлившее его может выразиться в усилении стереотипии до разрушительных проявлений, опасных для самого ребенка и окружающих.

Саморегуляция

Саморегуляционные стереотипии возникают из уже упоминавшейся выше необходимости у ребенка успокоиться, почувствовать себя в безопасности (по аналогии с тем, как многие груднички сосут большой палец, засыпая). Так, некоторые аутисты могут прикрывать ладонями уши, чтобы отгородиться от раздражающих звуков в периоды не только бодрствования, но и сна.

Как уменьшить стереотипию у детей-аутистов

Аутистическая стереотипия часто затрудняет и без того непростой процесс обучения и к тому же мешает общению, негативно влияя на социальное взаимодействие малыша. Поэтому ни в коем случае нельзя позволять аутичному ребенку «стимить» постоянно – это может привести к его полному отгораживанию от реальности, сопровождаемому такими проблемами, как:

  • ограничение способности адаптироваться к условиям жизни, возникновение социальной и бытовой дезадаптации;
  • затормаживание общего процесса развития.

При этом жестко пресекать стереотипическое поведение нельзя, ведь оно так или иначе необходимо для личного комфорта малыша. Таким образом остается единственный выход – уменьшать проявления стереотипии, особенно если они мешают обучению и/или наносят физический вред.

Чтобы сократить время, которое аутист уделяет стереотипиям, параллельно развивая его коммуникативные навыки, примите следующие меры:

  1. прохождение полного медосмотра. Обследование позволит исключить или подтвердить и вылечить физические нарушения, на которые ребенок «жалуется» посредством стимминга;
  2. создание комфортной сенсорной и психоэмоциональной атмосферы дома. Домашний уют и спокойствие снижают потребность в стереотипичном самоуспокоении малыша;
  3. создание условий для занятий спортом и физических нагрузок. Даже оборудовав дома небольшой спортивный уголок, можно значительно сократить симптомы аутистической стереопатии, поскольку при физнагрузках, как и при стереотипиях, в организме ребенка высвобождаются бета-эндорфины, необходимые для поддержания психоэмоционального баланса;
  4. проведение положительных ассоциаций между стереотипным поведением и социальным взаимодействием. Например, можно разрешать ребенку «постимить» в качестве поощрения за какую-либо совместную работу или игру. То есть, если после эпизода социального общения будет выделяться определенное время для стереотипии, малыш будет мотивирован общаться почаще, а стереотипическое поведение постепенно уменьшится.

Также психологи советуют продолжать активное общение с ребенком даже в случае возникновения у него стереотипий. По мнению доктора Д. Макдональда, аутичные люди воспринимают реальность через призму ощущений и действий, тогда как нейротипичные – с помощью мыслей и языка. Осознание этого отличия делает стимминг более осмысленным. Д. Макдональд советует не пресекать стереотипии малыша, а вовлекать его в совместную деятельность, которая со временем войдет у ребенка в привычку, что уменьшит стереотипические проявления.

Кроме того, эффективно справиться со стереотипией помогает присоединение к ней, когда взрослый имитирует повторяющееся поведение ребенка, чтобы установить с ним контакт. Например, если малыш раскачивается или делает повторяющиеся жесты руками – начните делать это вместе с ним, постепенно добавляя к этому взаимодействию новые элементы, включая функциональные жесты, при помощи которых ребенок смог бы попросить о чем-нибудь или показать, что у него болит. Суть этой методики состоит в предложении малышу опыта, вызывающего ощущения, аналогичные стереотипии, но при этом такой опыт будет более полезным.

Как лечить стереотипию у детей с аутизмом

Для выбора наиболее эффективной схемы лечения необходимо обратиться к специалисту (детский психолог, дефектолог, невропатолог). Лечить стереотипическое поведение следует комплексно, используя психологическую и педагогическую коррекцию – только таким образом можно привить малышу необходимые навыки самоконтроля и полноценной коммуникации с другими людьми.

В некоторых случаях, особенно если аутистическая стереопатия сильно затрудняет повседневную активность и обучение, может быть назначен и прием медикаментов (седативные препараты, ноотропы, а иногда и нейролептики или антидепрессанты).

В любом случае, необходимо уделять ребенку максимум внимания и стараться выявить причины, по которым возникает стереотипическое поведение, ведь бороться с проблемой гораздо легче, зная «врага в лицо».

Обсессивно-компульсивные расстройства собак (навязчивые состояния)

(с) Ветеринарный центр лечения и реабилитации животных “Зоостатус”.

Варшавское шоссе, 125 стр.1.

расстройство (ОКР) собак – это состояние животного, когда собака испытывает непреодолимое желание выполнять одни и те же действия. Потенциальная опасность ОКР состоит в том, что животное часто повторяет опасные для себя действия, способные привести к самоповреждению.

Собака, страдающая ОКР, постоянно повторяет несколько типов действий, что значительно мешает ее нормальному существованию. Эти навязчивые действия нередко бессмысленны. Собак могут:

  • Кружить на месте.
  • Ходить или бегать .
  • Ловить хвост.
  • Лаять.
  • Гоняться за тенями или солнечными зайчиками в течение длительного времени.
  • Чрезмерно увлекаться одной определенной игрушкой.
  • Разлизывать кожу, особенно на конечностях.
  • Грызть себя (конечности, хвост).

В результате постоянного повторения навязчивых действий, собаки могут терять вес, вплоть до истощения, страдать от жажды и даже травмировать сами себя.

При диагностике ОКР у собак полезно помнить, что здоровые животные так же могут продолжительное время выполнять определенный набор действий, однако у здоровых собак это всегда является реакцией на определенные стимулы.

Причины развития ОКР

В результате проведения исследований Purdue University’s Animal Behavior Clinic опубликовала данные, по которым 1 из 50 осмотренных в рамках исследования собак страдала от ОКР.

Определенные породы собак отличаются большей склонностью к развитию расстройства. Так, отмечено, что собаки пород доберман, золотистый ретривер и лабрадор часто страдают от навязчивого вылизывания. Собаки бывают очень настойчивы, разлизывая себя до серьезных ран. Подобное упорное самоповреждение может привести к развитию акрального дерматита или гранулемам, развивающимся вследствие разлизывания. Кроме того, как показали наблюдения, доберманы нередко увлекаются обсасыванием шерсти и кожи на боках. У бультерьеров описано расстройство, выражающееся в кручении на месте. Немецкие овчарки чаще всего навязчиво ловят собственный хвост. При этом собаки могут даже кусать собственный хвост, что может привести к частичному облысению хвоста или ранам.

расстройство у собак может развиваться по следующим причинам:

  • Без видимой причины.
  • В результате постоянного воздействия стресса.
  • Если собака часто испытывает тревогу.
  • Как развитие ситуации, в которой некоторое время жила собака (например, зализывание раны может трансформироваться в навязчивое лизание).

Ситуации, в которых может развиться расстройство:

  • Содержание собаки в ограниченном пространстве, на привязи.
  • Продолжительное отсутствие хозяина.
  • Нарушение социального взаимодействия (конфликт с другой собакой в семье, агрессия со стороны других питомцев).
  • Изоляция собаки от других животных и людей.
  • Собака часто испытывает амбивалентные (двойственные) эмоции.
  • Непостоянство хозяина собаки в запретах и наказаниях.
  • Физическое насилие со стороны владельца или других членов семьи.

В результате наблюдений за животными, страдающими расстройством, было выявлено, что навязчивое поведение, вызванное стрессом или тревогой, может продолжаться и после того, как фрустрирующие собаку факторы были устранены.

Признаки ОКР у собак

Собака может кружиться на одном месте вокруг своей оси и ее сложно отвлечь от этого занятия.

Питомец может бегать по кругу или по прямой, по одному и тому же маршруту.

Собаки нередко «ловят хвост» – бегают по кругу малого радиуса. При этом, изловив хвост, собака может кусать и грызть его.

Часто животные долго лают без явной внешней причины.

Излишняя привязанность к определенной игрушке проявляется в жевании, облизывании, толкании определенного предмета или нескольких предметов (игрушек). Чаще всего такое взаимодействие с игрушками собака проявляет в конкретном помещении (комнате).

Собака может гоняться за тенями или пятнами света, причем, в отличие от игрового поведения, при ОКР это поведение длится долго, вплоть до полного физического и нервного истощения животного.

Самоповреждающие действия часто характерны для собак, страдающих ОКР. Это может быть навязчивое вылизывание, кусание или царапанье определенной части своего тела. Если Вы заметили подобное поведение у своей собаки, необходимо показать ее ветеринарному врачу для исключения физических причин такого поведения – зуда или боли. Животные могут сосать собственную шерсть, чаще всего на боках.

Навязчивое вылизывание проявляется в повторяющемся лизании определенных предметов или поверхностей.

У животных нередко замечалось навязчивое питье, когда собака снова и снова возвращается к миске с водой, даже если не испытывает жажды.

Диагностика

В первую очередь, ветеринарный врач порекомендует Вам исключить все медицинские причины повторяющегося поведения собаки. Соматические заболевания и паразитарные инвазии могут вызывать реакции, похожие на навязчивое поведение. Испытывая зуд, боль или страдая от аллергии, собака будет часто лизать или покусывать пораженный участок тела. травмы, эпилепсия, дискинетические расстройства, инфекции и даже снижение зрения у собаки могут вызвать поведенческие реакции, внешне схожие с проявлениями расстройства. В таких ситуациях необходимо в первую очередь устранить причину заболевания и провести все необходимое лечение. Только после этого имеет смысл рассматривать поведение собаки на предмет диагностики навязчивых действий.

Возникновению навязчивых действий могут способствовать и другие поведенческие причины, не связанные с расстройством. Это может быть продолжительная разлука с хозяином, когда собака испытывает длительный стресс, проявляемый эпизодами длительного лая. Когнитивные расстройства, характерные для пожилых собак, так же могут вызвать эпизоды неправильного поведения, внешне схожего с проявлениями расстройства.

Лечение

Лечение расстройства – это продолжительный трудоемкий процесс. Формирование ОКР может быть вызвано как особенностями функционирования головного мозга, так и продолжительным стрессом, перенесенным животным. Традиционно, лечение включает в себя как медикаментозную, так и поведенческую терапию. Необходимо выявить и предотвратить повторение тревожащих собаку ситуаций, обеспечить животному достаточный уровень физических и психологических нагрузок.

Изменение ситуации

Сначала рекомендуется выявить ситуации, провоцирующие навязчивые действия Вашей собаки. Выявив, их необходимо избегать, так получится значительно снизить уровень тревоги и стресса у животного. Однако невозможно избежать таких фрустрирующих собаку ситуаций, как гроза, пугающий животное запах или определенный вид шума. Специальное обучение в рамках поведенческой терапии поможет животному научиться иначе реагировать на ситуацию, которую невозможно предотвратить. Благодаря обучению, уровень тревоги значительно снизится, что приведет к стабилизации психологического состояния Вашего питомца.

Обучение собаки

Каждому владельцу собаки рекомендуется пройти общий курс дрессировки (ОКД) со своим питомцем. Это позволит не только дисциплинировать собаку и обучить ее простому набору действий, но и поможет хозяину лучше понимать своего питомца, углубит отношения между хозяином и собакой, даст возможность выявить особенности темперамента собаки. Занятия с профессиональным тренером «настроят» Вас на взаимодействие с вашим любимцем, откроют новые возможности взаимодействия, позволят лучше понимать потребности собаки. Полученные в результате тренировкой навыки, затем, можно использовать в лечении собаки.

Для переключения внимания собаки, часто достаточно дать уже выученную животным команду. Так, если собака принялась за навязчивый бег или ходьбу, можно скомандовать «сидеть» или «лежать». Это прервет неправильное поведение. Затем имеет смысл предложить собаке интересное занятие или игру, отличную от проявления навязчивости.

Физические и интеллектуальные нагрузки

Каждая собака нуждается в определенном уровне нагрузок, физических и интеллектуальных. Потребности в активности разнятся от породы к породе. Однако есть общие рекомендации, подходящие практически каждому животному.

  • Собака нуждается как минимум в получасе аэробной нагрузки (бег, плавание). Достаточные физические нагрузки позволяют животному расслабиться и успокоиться, отвлекают от факторов, вызывающих тревогу и стресс. Особенно важно не пренебрегать занятиями с собакой в дни, когда она может столкнутся с пугающей ситуацией.
  • Активные игры на свежем воздухе позволяют животному избавиться от избыточной энергии, прийти в хорошее расположение духа.
  • Частая смена маршрута ежедневных прогулок дает собаке возможность познакомиться с новыми запахами, предметами и звуками и разнообразит ее жизнь.
  • Социальные контакты с другими собаками (игры) без привязи, возможность насладиться продолжительным бегом и компанией активных животных повышает качество жизни собаки, снижает уровень тревоги, позволяет адаптироваться к взаимодействию с незнакомыми животными и людьми.

Для успешного лечения собаки и обеспечения достойного качества ее жизни, целесообразно обратиться к профессиональному дрессировщику. Неопытному хозяину крайне рекомендуется пройти курс обучения под наблюдением специалиста.

Поведенческая терапия

Основные принципы поведенческой терапии для собак с ОКР – это десенсибилизация и ассоциация позитивных действий с раздражителем.

Десенсибилизация заключается в снижении повышенной чувствительности животного к тревожащей ситуации. То есть, собаку постепенно приучают к ситуации, вызывающей у нее страх, тревогу или стресс, пока пугающая ситуация не становится знакомой и привычной.

Для этого используется ассоциация позитивных действий с раздражителем. Владелец собаки будет использовать ласку, успокаивать собаку в ситуации, которая вызывает у животного тревогу или стресс. Подобное сочетание «приятных» стимулов – ласки, интересных игр, доверительного общения с хозяином – и «неприятных» ситуаций позволит животному со временем справиться со стрессом или тревогой.

Все этапы поведенческой терапии необходимо проводить со специалистом! Самостоятельные действия могут, наоборот, привести лишь к большему стрессу у собаки и спровоцировать развитие новых навязчивых действий.

От каких действий стоит воздержаться?

Владельцу животного с ОКР необходимо понимать, что неправильное поведение собаки – это реакция на стресс. Собака продолжает выполнять навязчивые действия потому, что не может реагировать иначе.

Ни в коем случае нельзя наказывать питомца за навязчивые действия! Этим вы лишь усугубите стресс!

Так же, не стоит поддерживать проявления навязчивостей лаской, лучше выбрать другой способ переключения внимания животного.

Медикаментозная терапия

В случаях, когда расстройство развивалось продолжительное время, используется медикаментозная терапия. Определенный эффект оказывают препараты, предназначенный для лечения невроза навязчивых состояний у людей. Это лекарства, содержащие кломипрамин (Clomipramine) или флуоксетин (Fluoxetinum). Обычно, эффект от принятия препаратов начинает проявляться только через несколько недель.

Изолированно, медикаментозное лечение малоэффективно, для достижения необходимого результата его необходимо сочетать с элементами поведенческой терапии.

Ни в коем случае не занимайтесь самостоятельным лечением собаки! Медикаментозное лечение необходимо проводить только под наблюдение ветеринарного врача!

Прогноз

Полностью устранить навязчивые действия практически невозможно. Однако рациональное лечение позволит значительно снизить частоту проявления расстройства. При регулярном выполнении рекомендаций ветеринарного врача, навязчивые состояния могут быть достаточно контролируемы.

Почитайте отзывы о нашем ветеринарном центре.
Позвоните по номеру 8 (499) 372 00 57 и запишитесь на консультацию прямо сейчас или закажите обратный звонок.
(с) Ветеринарный центр лечения и реабилитации животных “Зooстатус”.
Варшавское шоссе, 125 стр.1.

Виды психических расстройств у собак.

Расстройства настроения в форме депрессий и/или гиперактивности.

Если говорить о гиперактивности собаки, то прежде всего, нужно быть уверенным в том, что это именно гиперактивность, а не просто высокий уровень активности. Если у Вас есть сомнения, то лучше показать щенка или собаку ветеринару. Обратитесь за квалифицированной помощью. Здесь важно провести чёткую грань между активностью и гиперактивностью питомца. Не стоит беспокоиться, если собаке назначат лекарства. Дополнительно могут потребоваться и занятия по программе позитивного изменения поведения. Примите во внимание, что большинство собаководов, которые думают, что их собака гиперактивна, на самом деле ошибаются. У большинства из этих людей – абсолютно нормальные собаки.

Гиперактивность у собак.

Животные с гиперактивностью не способны полностью расслабиться, у них выявляются определенные физиологические изменения. В том числе повышается частота сердечных сокращений, частота дыхания и температура тела в покое. Подобные неспецифические изменения наблюдаются и при различных физиологических состояниях, поэтому в ходе диагностики необходимо исключить нарушения метаболизма (расстройства функции печени, диабет, патология щитовидной железы) и энцефалит.

Для животных с гиперактивностью характерна недостаточная настойчивость в деятельности, требующей когнитивных усилий, тенденция переходить от одного действия к другому, наряду с плохо организованной, слабо регулируемой и чрезмерной активностью. Могут быть задержки в моторном развитии. Это расстройство характеризуется ранним началом.

При постановке диагноза требуется учитывать отчетливый уровень гиперреактивности и беспокойства, проявляющихся в разных ситуациях и сохраняющихся во времени. Для постановки диагноза необходимо наличие по меньшей мере 6 симптомов из нижеследующих.

Симптомы гиперактивности собаки:

  • животному не удается поддерживать внимание на заданиях или игровой деятельности,
  • заметно, что животное не слушает хозяина,
  • животное неспособно следовать инструкции,
  • животное легко и часто отвлекается на внешние стимулы,
  • животное часто беспокойно двигается, не может подолгу усидеть на одном месте,
  • животное часто начинает метаться, куда-то убегает, когда это является неуместным,
  • обнаруживается стойкий характер чрезмерной моторной активности,
  • животное неадекватно шумное в играх,
  • животное неспособно дождаться времени прогулки или кормления, требует выхода на прогулку или корма в ситуациях, когда реально способно выдержать обычный режим.

У собаки депрессия.

Резкое снижение настроения является ведущим симптомом классического синдрома депрессии, включающего в себя также снижение двигательной активности.

Сниженный фон настроения проявляется гипомимичностью, монотонным и длительным скулением, слабо выраженным или вообще не возникающим комплексом оживления при попытке общения с животным. Отмечается более или мене выраженная двигательная заторможенность, однако возможно и двигательное беспокойство. Иногда возникают двигательные стереотипии в виде кружения за своим хвостом, многократные срыгивания пищи с последующим заглатыванием.

Замедление мышления может проявляться в том, что животные не сразу и не всегда выполняют усвоенные ранее простые действия.

Могут утрачиваться навыки опрятности, во время обучения животные с трудом усваивают что-то новое. Собаки могут становиться конфликтными во взаимоотношениях с другими собаками (чаще у кобелей).

Животные обнаруживают повышенную утомляемость и связанное с ней снижение произвольной активности, проявляется снижение аппетита.

Наиболее типичны депрессии реактивного происхождения. При дифференциальной диагностике необходимо учитывать, какие события могли послужить причиной депрессии (смена хозяев, изменение состава семьи, переезд и пр.). Если никаких событий, которые могли бы вызвать депрессию, не обнаруживается, и животное проявляет депрессивные эпизоды на протяжении длительного времени, следует предполагать органические заболевания или эндогенные расстройства.

К неврозам у собак можно отнести фобии, тревожные расстройства, страх одиночества, обсессивно-компульсивное расстройство.

Фобии у собаки.

Фобии определяются как сильные и быстро развивающиеся реакции страха, которые не угасают при постепенном приручении к объекту (в отличие от страхов). При фобии аномальные реакции страха возникают внезапно и их проявления ярко выражены (кататония, паника). Для фобий характерно немедленное возникновение тревоги. Фобии развиваются быстро и последующие приступы мало отличаются одни от другого. Страхи обычно развиваются постепенно и сильнее варьируют по интенсивности проявления.

После первого приступа фобии любые обстоятельства, связанные с вызвавшим ее событием, способны вызвать ту же реакцию. По сути, без всякого подкрепления фобии могут существовать и развиваться на протяжении многих лет. Страдающее фобией животное стремится избежать соответствующих ситуаций любой ценой, а в случае невозможности этого испытывает сильную тревогу и страдания. Обычно в основе этого лежит травмирующее событие.

Внешние проявления панического состояния животного включают следующие признаки: дыхание учащено, зрачки расширены, уши отведены назад и вниз, животное беспокойно мечется, у него капает слюна, оно стремится спрятаться, дрожит, скулит, ведет себя деструктивно. Если случаются мочеиспускание и дефекация, то они носят неконтролируемый характер.

Собака испытывает тревожность.

Тревожность – предчувствие опасности или будущей неприятности, сопровождающееся ощущением подавленности и (или) соматическими проявлениями (особь проявляет бдительность, осматривается. У животного повышены активность вегетативной нервной системы, двигательная активность, мышечное напряжение). Причина ощущения тревоги может быть как внутренней, так и внешней. При длительном состоянии тревожности в ряде случаев наблюдается шелушение кожи и выпадение шерсти.

Животные с повышенной тревожностью обычно проявляют нерешительность, которая отличается от наблюдаемой при страхе по таким характеристикам, как интенсивность избегания, неуверенность при выполнении следующего этапа в последовательности действий, а также настойчивость в получении информации об окружающей среде. Отличительной чертой тревожных животных явятся их неспособность ждать развития ситуации, побуждающая реагировать на стимул немедленно.

Страх одиночества у собаки.

Страх одиночества. Когда животные обнаруживают симптомы тревоги из-за того, что их оставляют в одиночестве, говорят о страхе одиночества. Наиболее явные признаки страха одиночества – пачканье дома, деструктивная активность, чрезмерная вокализация – чрезмерный лай. Другие признаки – усиленное слюноотделение, учащенное дыхание и нарушение когнитивных функций часто остаются незамеченными.

Некоторые формы страха одиночества сопровождаются потерей аппетита, депрессией, поносом, рвотой и чрезмерным вылизыванием шерсти. При этом часто наблюдаются чрезмерно бурные приветствия возвратившихся хозяев. Такие симптомы при страхе одиночества проявляются только, когда собака находится одна, или когда что-либо мешает ей подойти к хозяевам.

Включает различные часто повторяющиеся действия, которые выпадают из контекста ситуаций, в которых они возникают. Такое поведение представляет собой ритуализованные действия, которые в данном контексте отличаются чрезмерными длительностью, частотой и интенсивностью. Если подобная аномальная деятельность сильно выражена, она препятствует нормальной жизнедеятельности особи. У животных такое поведение проявляется в виде ловли своего хвоста, сосания конечностей, жевания шерсти, выкусывания несуществующих блох, навязчивого жевания и копания, навязчивой мастурбации.

Симптомы могут приобретать большую выраженность при воздействии событий, вызывающих стресс или тревогу. Если хозяин выражает недовольство навязчивым поведением собаки, она стремится скрыться из поля его зрения, чтобы продолжить свое занятие. При приближении хозяина такое поведение прекращается, и снова возобновляется, когда на собаку перестают смотреть или она находит другое укромное место. (Отметим, что не всегда навязчивое поведение прекращается при приближении хозяина, даже, если хозяин регулярно выражает недовольство при подобных проявлениях у животного. Таким образом, прерывание навязчивого поведения может случить одним из дифференциальных диагностических признаков обсессивно-компульсивного расстройства т эндогенного психического расстройства).

при использовании материалов

Стереотипы территориального поведения собак

Стереотипы территориального поведения обеспечивают владение и распоряжение территорией проживания и пищевыми ресурсами, жизненно необходимыми индивидууму или группе в целом. Их внешним выражением являются все поведенческие комплексы, связанные с конкуренцией, изгнанием пищевого конкурента и т.п. Территориальные стереотипы, так же, как и стереотипы самозащиты, являются основой охранных функций собаки. Нередко именно в территориальных стереотипах поведения коренится и нежелательная агрессивность собаки.

Самостоятельное значение в качестве чисто территориального стереотипа имеет только поведение метки, а другие формы поведения, связанные с территорией, с равным основанием могут быть отнесены и к поведению самозащиты, и к социальным стереотипам. Однако активизируются эти поведенческие комплексы именно отношением к территории и покушением на нее со стороны конкурента. Необходимо подчеркнуть, что поведение метки свойственно не только кобелям, но и сильным, уверенным в себе сукам (особенно тем из них, которые постоянно живут в стае). Поведение метки у сук усиливается в период пустовки и непосредственно перед ней. Отличие метки от обычного мочеиспускания заключается в основном в количестве испускаемой мочи, но в некоторых случаях сука может даже поднимать заднюю ногу и стремиться пометить предмет как можно выше, как это делают кобели. Еще одно весьма заметное отличие поведения метки у сук состоит в том, что собака предварительно отыскивает место чужой лужицы на земле и «освежает» землю, царапая ее когтями. Первый вариант соответствует замене метки предшественника-кобеля, второй – замене метки суки.

Для нормального существования любому животному необходимы следующие основные территориальные зоны:

* зона безопасности (выживания), включающая жилище или место временного пребывания животного и ближайшие подступы к нему;

* зона уверенности, в которой животное чувствует себя полноправным хозяином и которую способно эффективно охранять от конкурентов;

* зона претензий, которой животное стремится владеть, но которую не может надежно охранять.

Определение субъективно оцениваемых размеров зоны уверенности и зоны безопасности имеет смысл лишь в том случае, если собака гуляет свободно, без поводка и не за забором собственного участка. На участке или в доме границей зоны уверенности обычно служит входная дверь или калитка – недаром одно из проявлений соответствующего поведения Конрад Лоренц назвал «эффектом забора». Поводок (даже длинный и свободный) воспринимается собакой как физическое ограничение зоны безопасности.

Размер зоны безопасности определяется возможностями “борьбы не на жизнь, а на смерть”, результатом которой становится либо изгнание конкурента, либо собственная гибель. Бегство из зоны безопасности ставит под угрозу само выживание, поскольку животное лишается при этом и жилища, и необходимых ему пищевых ресурсов. Поэтому основным поведенческим механизмом конкуренции и/или самозащиты в зоне безопасности является описанное в классической этологии “поведение загнанной в угол крысы” – отчаянная борьба с любым соперником, даже с очень сильным и крупным, даже без шансов на победу. Необходимо отметить, что для вторжения в зону безопасности конкуренту нужны очень серьезные основания, также представляющие собой угрозу выживанию, – чаще всего голод или отсутствие собственного жилища. Поэтому конфликтные мотивации в зоне безопасности всегда очень сильны, а следовательно, агрессивное поведение выражено очень ярко, вплоть до уничтожения одного из конкурентов.

В жизни домашних собак центром зоны безопасности является “место” собаки в доме, а на временной территории во время прогулки – место, где находится хозяин, или ближайшие подступы к дому.

Границу зоны безопасности К.Лоренц назвал «критической дистанцией». В норме эта дистанция составляет 2-3 роста собаки в холке, а любые отклонения от этой величины как в ту, так и в другую сторону говорят о серьезных нарушениях в структуре психики.

Зона уверенности – это та территория, которую собака может эффективно охранять от соперников и, следовательно, чувствует себя в ней в комфортно и спокойно. На этой территории в дикой природе содержатся пищевые ресурсы, необходимые для выживания животного, а сокращение зоны уверенности означает для животного существенное ухудшение условий обитания, но не ведет к немедленной физической гибели. Конкуренция в зоне уверенности бывает достаточно острой, но почти всегда заканчивается бегством одного из соперников. Поэтому К.Лоренц назвал радиус этой зоны «дистанцией бегства». При этом «хозяин» территории отступает внутрь своей зоны уверенности вплоть до зоны безопасности, а «чужак», принужденный к бегству, уходит на расстояние, не меньшее, чем сумма дистанций бегства обоих соперников.

Для хорошо развитой собаки с адекватной самооценкой размер зоны уверенности составляет 10-20 ростов в холке (у кобелей он больше, у сук – несколько меньше). Размер зоны уверенности легче всего определить при наблюдении по тому, какую территорию собака метит во время прогулки, а также (как это делал К.Лоренц) по расстоянию, с которого собака отступает при появлении заведомо сильнейшего соперника. Зона уверенности совпадает с той территорией, на которой собака обычно держится на прогулке (с поправкой на отношения с хозяином).

Поводом для вторжения в чужую зону уверенности может послужить любой вид конкуренции. Это стремление завладеть той или иной «собственностью» (в дикой природе это прежде всего – пища, а у домашних собак стимулом может явиться и игрушка, и соблазнительная находка, и даже провокационное стремление приласкаться к чужому хозяину). Возможно и половое соперничество, и нападение на слабейших членов группы – детенышей и больных. При любой провокации в зоне уверенности драка у собак весьма вероятна, причем начинает ее, как правило, «хозяин» зоны.

В зоне уверенности, кроме механизмов конкуренции, работают и социальные механизмы, обеспечивающие групповое выживание. Поэтому именно в этой зоне наиболее ярко проявляются различия в поведении, обусловленные структурой отношений в группе.

Для соперничества в зоне уверенности особенно характерно предварительное выяснение силы соперника, поскольку бегство и бой как механизмы обороны в этой зоне одинаково возможны и эффективность их зависит только от соотношения сил. Именно в зоне уверенности наиболее явственно выражено ритуальное и демонстративное поведение, предшествующее драке (даже суки, особенно – знакомые между собой, в этой зоне нередко предупреждают о своих намерениях, чего нельзя ожидать в других зонах). По поведению собаки в зоне уверенности можно надежно судить о степени ее социализации, а по размерам этой зоны – об уверенности животного в себе, т.е. о его самооценке. Наблюдения за поведением собаки в зоне уверенности очень важны в прогностическом смысле, в том числе – с точки зрения прогноза социальной опасности животного.

Зона претензий, привлекающая животное пищевыми ресурсами, стимулами продолжения рода или другими возможностями, превышает по размерам возможности эффективной охраны. При этом рейд в зону претензий нередко означает одновременное пересечение границ чужой зоны уверенности. Поэтому в этой зоне при встрече с чужаком наиболее вероятно бегство в зону уверенности или даже в зону безопасности (при явно неблагоприятном соотношении сил). Агрессия в зоне претензий встречается редко и всегда свидетельствует о нарушениях психики и поведения, наиболее частыми из которых являются неадекватная социализация и резко завышенная самооценка.

Во внешнем наблюдении размеры зоны претензий определяются по тому, на какое расстояние собака время от времени отбегает от хозяина или от своего жилища. Размеры зоны претензий в высшей степени индивидуальны и зависят только от самооценки собаки. Поэтому по наблюдениям за собакой во время рейдов в зону претензий выявляется самооценка. Стабильность самооценки, на бытовом языке характеризуемая как «наглость», определяется по остроте реакции на появление потенциального конкурента (с учетом его размеров, силы и поведения). В остальном же поведение в этой зоне и вероятность агрессии определяются индивидуальным балансом мотиваций.

Отсутствие выходов в зону претензий является признаком серьезного нарушения социализации и самооценки, возможно, обусловленного собственным поведением хозяина и его отношением к собаке («синдром забитой собаки»).

Анализ проявлений территориального стереотипного поведения (в том числе, относящихся к месту собаки в доме) важен также для исследования поведения собаки дома: в одиночестве, в присутствии хозяев и при приходе посторонних. Социальные требования к поведению семейной собаки предусматривают нежелательность агрессии, связанной с конкуренцией за территорию, как по отношению к людям, так и по отношению к другим животным. С другой стороны, полное подавление стереотипов территориального поведения может привести к явлению «накопления инстинкта», исследованному К.Лоренцем, и к серьезным срывам и неврозам у собаки. По нашему мнению, “накопление инстинкта” связано с кумулятивным стрессом, затрагивающим территориальные мотивации и образованием соответствующей доминанты (эти понятия будут подробно обсуждаться ниже). Эта проблема вызывает много субъективных жалоб у владельцев собак и нередко требует применения корригирующих программ. Постоянное нарушение территориальных стереотипов может приводить, в частности, и к агрессивному поведению собаки в семье.

Территориальные стереотипы тесно связаны с разделением ресурсов между разными сообществами с одной стороны и с совместным их использованием одним сообществом – с другой. Поэтому они несомненным образом коррелируют с социальными (стайными) стереотипами, а нарушения, затрагивающие одни из них, нередко приводят и к нарушениям в других.

При практической работе с собакой характер ее реакций и выполнение упражнений нередко зависят от ее территориального восприятия. Наиболее очевиден эффект, связанный с событиями во внешней среде. Внимание собаки и острота ее реакций на события в зоне претензий минимальны. События в зоне уверенности привлекают большое внимание собаки, а ее реакции определяются принимаемыми собакой решениями. События в зоне безопасности имеют наибольший приоритет, но реакции на них, как правило, спонтанны и определяются эмоциональным статусом.

Те же закономерности прослеживаются и в реакциях собаки на команды и действия хозяина. В зоне безопасности (в том числе, и в пределах поводка, даже длинного и свободного) послушание собаки максимально – не только потому, что хозяин имеет возможность непосредственно воздействовать на животное, но и в силу особенностей поведения в этой зоне. При дистанционном воздействии собака, находящаяся в зоне уверенности, надежно воспринимает команды и действия хозяина, выполнение их зависит от типа отношений с хозяином. Если же собака, привлеченная каким-либо объектом или событием, уходит от хозяина в зону претензий, то ее внимание к командам и действиям хозяина резко снижается. Эти факторы необходимо учитывать при любой практической работе, будь то дрессировка, коррекция психики или воздействия в конкретной ситуации.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Читайте также:  Почему собака прижимается к хозяину?
Ссылка на основную публикацию