Одомашнивание собак: как это было?

Одомашнивание собак: как это было?

Собака была первым животным, которое приручил человек. Что заставило древних людей обратить внимание на волка, и как он сделал из опасного хищника кроткое послушное животное.

Собаки каменного века

Собака была первым животным, которого приручил и одомашнил человек. Но ученые до сих пор не пришли к единому мнению, когда это произошло. По наиболее распространенной версии, собака была одомашнена 10-14 тысяч лет назад во времена неолита. Некоторые ученые, ссылаясь на отпечаток лапы волка и ноги ребенка, найденном во французской пещере Шове (Chauvet), утверждают, что приручение произошло во времена ориньякской культуры верхнего палеолита (32-26 тысяч лет назад).

Древние центры одомашнивания

Вопрос о том, где произошло первое одомашнивание, тоже остается открытым. Ранее считалось, что древнейшие центры – Восточная Азия и Средний Восток. Но в связи с новыми, более ранними находками, связанными с доместикацией, ученые из университета Турку под руководством Олафа Талманна, решили пересмотреть общепринятую точку зрения. За основу были взяты митохондриальные гены из останков представителей древних волков, 18 древних собак, которые сравнили с генами 148 современных животных, среди которых 49 волков, 77 собак и 4 койота.
Генетический анализ показал – вероятной родиной собаки была Европа, а не Индия. По словам ученых, ближайших родственников современной собаки находят среди некоторых групп европейских волков.

Приручение

Доподлинно неизвестно, как именно произошло одомашнивание – письменных источников не осталось, а археология бедна на подобные детали. Очевидно одомашниванию предшествовал период приручения. Это была еще не собака, а волк (шакал, лиса, гиена, в зависимости от области обитания), который пришел к жилищу человека, прельщенный запахом еды. Прикормленные особи могли постоянно наведываться к человеку, который вскоре нашел пользу в опасном соседстве. Человек начал отлавливать волков, забирать щенят из логова. Когда те старели и умирали, отлавливал новых. В какой-то момент такой метод стал неудобным. Во-первых, неизвестно, когда «собака» умрет, во-вторых, новых волчат нужно сначала найти, а потом вырастить и научить не бросаться на своих. Но любое промедление чревато – «человек человеку волк». Тут, очевидно и пришла идея заняться разведением. Стали в роду содержать несколько “собак”, что обеспечивало смену поколений без перерыва.

Одомашнивание

Как известно, животное, родившееся в природных условиях, не может до конца избавится от природных инстинктов. Его ближайшие потомки тоже. Неизвестно, сколько поколений понадобилось волку, чтобы превратиться в собаку. Очевидно на это ушла не одна сотня лет. Правда, сегодня процесс доместикации происходит намного быстрее, поскольку накопленные знания и современные технологии упрощают селекцию. Как показал опыт по одомашниванию лисы академика Д. К. Беляева, достаточно одного отбора в течение 25 лет, чтобы лисы стали дружелюбными по отношению к человеку.

Кстати, далеко не все прирученные животные становятся домашними. История знает много примеров приручения самых экзотических животных: от больших хищных кошек до крокодилов. Некоторые ученые считают, что первобытные люди содержали в неволе и приручали даже мегатериев (ныне вымерших гигантских ленивцев) и пещерных медведей. Но все они по разным причинам так и не стали постоянными спутниками человека.

Почему собаки лают

Далеко не все животные, ставшие предками собак, лают. Волки, как известно, предпочитают выть. По мнению некоторых кинологов, на первых порах одомашнивания человек рассматривал собаку как “живую сигнализацию”, поэтому в процессе селекции оставлял рядом с собой самых громких особей, способных именно лаять, а не выть.

Спутник на охоте

Итак, собака стала постоянным спутником человека. Это уже был не волк, а домашнее животное, которое лаяло и тем самым защищало человека. Одна беда – охотиться оно разучилось. По крайней мере, так гласит одна из версий, согласно которой собаку на первых порах держали на короткой привязи, не давая самой добывать пропитание. Правда, у собаки осталась одно из главных способностей – острое обоняние. Она могла выслеживать животных, но лаяла при их приближении. Так родилась потребность в охотничьей собаке, которая, в отличие от сторожевой, умеет соблюдать тишину. Как ни странно, тот факт, что собака разучилась добывать себе пропитание самостоятельно, получая его из рук человека, оказался весьма полезным. Поймав добычу, она не знала, что с ней делать и приносила хозяину.

Но охотничьи породы, по некоторым версиям, появились далеко не сразу, а спустя тысячи лет, после «неолитической революции, когда человек перешел от собирательства и охоты к скотоводству и земледелию. Появилось дополнительное пропитание и человек смог позволить себе содержать дополнительных собак. Вслед за охотой, их стали применять в самых разных сферах жизни. Новые породы для новых задач выводят и по сей день.

Собаки раздора

Кто, когда и зачем приручил первого пса

В истории одомашнивания собак нет буквально ни одного пункта, не вызывающего среди ученых ожесточенную дискуссию. Недавнее исследование о том, как собаки буквально взглядом регулируют уровень «гормона любви» в организме, а с ним — и поведение человека, заставляют вспомнить теорию, согласно которой еще неизвестно кто кого одомашнил — мы псов или они нас.

Одни исследователи относят доместикацию животных к палеолиту (древнекаменному веку), другие — к более позднему неолиту, когда люди уже вели оседлый образ жизни и занялись сельским хозяйством. Иными словами, земледельцы могли завести собак, чтобы их есть, а охотники — чтобы те помогали преследовать добычу.

На первый взгляд, в проблеме одомашнивания собаки мы видим классический случай удовлетворения учеными собственного любопытства за государственный счет. Не все ли равно, как именно серый волк стал домашним животным? Увы, все не так просто. Собака — первое одомашненное животное, и многие специалисты считают, что без нее вся прочая домашняя живность (коровы, лошади, куры) могла бы вообще не появиться. Поэтому понять, как и когда произошла первая доместикация, значит понять, как сформировались основы современного образа жизни — питаемого теми самыми одомашниваниями, что начались с собак.

Почему нельзя одомашнить волка

С 1907 года ведущей теорией доместикации была самая простая: некогда человек взял осиротевших волчат, выходил, и они стали ему верными друзьями. При всей романтичности этой истории поверить в нее очень непросто.

Начнем с основ: да, генетики уверенно выводят собаку от серого волка (Canis lupus). Более того, она признана его подвидом (Canis lupus familiaris). Однако представители вида Canis lupus — невероятно осторожные и чуткие звери, в буквальном смысле слышащие, как падают листья в осеннем воздухе. Увидеть того же волка против воли очень непросто: современные охотники, чтобы просто выйти на него, используют собак или охотничьих птиц. Само собой, до первого одомашнивания таких помощников у наших предков не было. Найти даже взрослого волка без них — весьма сомнительная идея. Чтобы понять, насколько именно, достаточно вспомнить, что вплоть до XXI века человек не знал о присутствии серого волка в Африке, и даже известные его представители, ошибочно классифицировавшиеся как «египетские шакалы», оценивались как вымирающий вид численностью в десятки особей. Только генетический анализ их экскрементов к 2011 году установил, что эти «шакалы» — такой же подвид серого, как и домашние собаки, а численность их на сегодня превышает сотню тысяч особей. Недостающие орды этих животных стали искать — и буквально в последние годы обнаружили их не только в Египте, но и на огромном пространстве от Сенегала и Мали до Эфиопии. Сомнительно, что немногочисленные первобытные охотники были много успешнее современных ученых в обнаружении волков и тем более волчат.

Оставим вопрос о том, как были найдены волчата. Есть еще более сложный вопрос — как древнему человеку вообще удалось их вырастить? Многие из нас видели современных волков, которых с щенячества воспитывали люди. Широко известно, что их надо приучать к человеку с двух недель и ни в коем случае не позже трех, и лишь при изоляции от взрослых сородичей. После этого практически нет надежды, что волчонок воспримет людей как своих. Однако до трех недель волчата вообще не едят твердого, требуя молока. Где брали молоко первые кинологи, не имевшие молочного животноводства, — неизвестно.

И даже если бы оно у них было, вопрос выращивания детенышей им не закрыть. В волчьем молоке в сравнении с другими млекопитающими очень много аргинина, без которого вырасти здоровым Canis lupus не может. В современных заменителях волчьего молока аргинина крайне мало, что компенсируют его искусственными добавками, но где такие добавки можно было купить много тысяч лет назад — вопрос, мягко говоря, открытый.

И последний повод усомниться: выросший волчонок сохранит лояльность только членам той человеческой семьи, где он рос. Остальных представителей нашего вида выращенный среди людей (и потому не боящийся их) волк рассматривает как законную добычу, особенно если речь идет о детях и больных. Именно так неудачно одомашненный волчонок из Гисинджа в XIX веке убил дюжину детей за три месяца, и именно поэтому на дверях ряда современных центров одомашнивания волков висит табличка «с простудой не входить». Волк может атаковать даже человека, уверенного в своем здоровье — ведь многие псовые имеют столь хорошее чутье, что определяют
по запаху мочи рак, о котором и сам человек может быть еще не в курсе.

Как «приручить» человека

Весь комплекс проблем «первого шага» в одомашнивании привел большинство исследователей к мысли, что совершил его не человек. Сами волки, жившие близко к палеолитическим охотникам, постепенно привыкали не атаковать куриц, несущих золотые яйца. Следуя за кочующими людскими группами и подъедая остатки убитых ими животных, они могли стать специализированными спутниками первобытных людей. Такая схема удачно решает вопрос со вскармливанием волчат и агрессией волков к слабым: ориентируясь на старших сородичей, волчата избегали атак на детенышей приматов, воспринимая их как своеобразную часть стаи.

Не так давно прояснились и конкретные механизмы, которыми псовые «приручали» людей. Японские исследователи во главе с Михо Нагасава (Miho Nagasawa) обнаружили, что собаки, заглядывая в глаза к людям и проводя с ними больше времени, существенно повышают уровень окситоцина в крови человека, попутно наращивая его уровень и у самих себя. Окситоцин, иногда упрощенно именуемый «гормоном любви», обычно используется представителями одного вида для углубления связей между особями. В случае человека мать и дитя, глядя друг на друга, также синхронно повышают уровень этого гормона, и чем больше времени они проводят вместе, тем сильнее их связь. Однако до этой работы было неизвестно, что представители каких-то иных видов умеют вызывать у человека окситоциновый отклик.

Очевидно, именно это умение собак облегчает им интеграцию в общество человека. Такое поведение собак, заглядывающих в глаза хозяину по собственной инициативе, до некоторой степени является манипуляцией человеком, и, по данным группы Нагасавы, не присуще волчатам, выращенным среди людей. Кстати, последние и сами не испытывают повышения окситоцина, когда на них смотрит человек. Часто они трактуют взгляд «глаза в глаза» как дикие волки, для которых это признак агрессии, в ответ на который животное, как правило, отводит взгляд.

Когда человек завел первых друзей?

Допустим, волки одомашнились сами, но когда именно они на это решились? Группа генетиков во главе с Петером Саволайненом (Peter Savolainen), рассмотрев ДНК современных собак, уверенно выводит их от южнокитайских волков, живших не позднее чем 16 400 лет назад. В этом регионе генетическое разнообразие собак до сих пор самое широкое. По этой схеме древнейшими домашними псами считаются динго, затем идут африканские басенджи и арктические лайкообразные собаки.

Сторонники этой версии, ссылаясь на датировку, видят в одомашнивании один из этапов перехода от охоты к сельскому хозяйству и считают первых домашних псов мясной породой скота. Правда, кормление одомашненного волка, в отличие от собаки, требует 1-2,5 килограмма свежего мяса в день — то есть даже годовалый волк дает меньше мяса, чем уходит на его прокорм.

Читайте также:  Сколько собака может оставаться одна без ущерба для психики

В то же время группа археологов и генетиков во главе с Робертом Уэйном (Robert Wayne) считают волка «европейцем». Черепа животных из Разбойничьей пещеры на Алтае уверенно датируются 31-м тысячелетием до нашей эры, а находки в Гойе (Бельгия) — 34-м. Поиск родства не по ядерной, а по митохондриальной ДНК, передающейся по материнской линии, привели группу Уэйна к выводу о том, что в генах современных собак есть следы аналогичных им существ, живших более 30 тысяч лет назад, ближайшими дикими родственниками которых являются европейские волки.

Из более ранней датировки естественно вытекает и другое назначение собаки — прирученная палеолитическими охотниками, она вряд ли рассматривалась ими как запас мяса. Скорее, древние люди были заинтересованы в экстраординарном обонянии бывших волков или охране и перевозке на собаках многих тонн добытого мяса мамонта, без тягловых животных непосильной для небольших человеческих коллективов.

Само собой, сторонники точки зрения позднего (неолитического) одомашнивании собаки ищут в выводах идейных противников недостатки. И находят — февральская публикация группы Эбби Дрэйк (Abby Drake) утверждает, что находка из бельгийской пещеры Гойе по строению черепа ближе к волку, чем к собаке. На основании чего утверждается, что доместикация произошла лишь в неолите — тогда же, когда и приручение остальных домашних животных.

К сожалению, работа Дрэйк обходит молчанием исследование российских ученых, опубликованное в 2011 году и четко указывающее на существование собачьего черепа возрастом в 33-34 тысячи лет. Причем, как отметил ведущий автор той работы Ярослав Кузьмин, череп из алтайской Разбойничьей пещеры чрезвычайно похож на останки собаки из Гренландии, жившей всего тысячу лет назад. Значит, уже 33 тысячи лет назад одомашнивание псовых продвинулось чрезвычайно далеко — почти до современного уровня!

Окончательно вопрос о времени приручения прояснился после выхода в 2013 году работы, первым автором которой указана генетик Анна Дружкова из Института молекулярной и клеточной биологии Сибирского отделения РАН. Анализ 413 нуклеотидов палеолитического алтайского пса показал, что он значительно ближе к собакам и доисторическим псовым Нового Света, чем к современным волкам. Соответственно, животное из Разбойничьей пещеры возрастом 33 тысяч лет — древнейшее из известных на сегодня собак, а значит, одомашнивание братьев наших меньших произошло задолго до возникновения сельского хозяйства. Тот же Ярослав Кузьмин считает, что пока даже непонятно, кто были хозяева первой алтайской собаки: «по возрасту подходят и кроманьонцы, и неандертальцы». Иными словами, первая доместикация в принципе может оказаться еще дочеловеческой.

Здесь собаколюбы могут вздохнуть с облегчением: практически все исследователи считают, что приручение собак в палеолите не могло иметь целью их забой на мясо. Человек в то время был настолько обеспечен мясом крупной дичи, что брезговал ныне деликатесной олениной, скармливая ее своим питомцам.

Псы: орудие геноцида или тягловая сила?

Предположения российских ученых о прирученных собаках у неандертальцев серьезно расходятся с концепцией популярной книги «Захватчики» американского антрополога Пэт Шипмен (Pat Shipman), изданной в 2015 году. По Шипмен именно одомашнивание собаки, гнавшей мамонтов на людей-охотников, а затем охранявшей добытое мясо, позволило человеку вытеснить неандертальцев, заняв вершину пищевой пирамиды. По ее мнению, ключевым фактором, сделавшим возможным взаимодействие человека с собакой, могли стать белки наших глаз. Напомним: у человека основная часть поверхности глаза белая, что для млекопитающих нетипично. Как считает исследовательница, мутация эта появилась 40 тысяч лет назад. Благодаря чему, полагает Шипмен, собаки могут понять, куда направлены глаза людей во время охоты, что с неандертальцами, предположительно не имевшими светлых белков глаз, было затруднительно. Правда, сама исследовательница замечает, что ее гипотеза все еще ждет генетических доказательств.

Концепция Шипмен вызывает серьезные вопросы не только потому, что по возрасту алтайские собаки вполне могли принадлежать неандертальцам. Австралийцы, бушмены и ряд других человеческих групп никогда не имели домашних собак. Даже когда в Австралию несколько тысяч лет назад морем завезли динго, аборигены вовсе не кинулись использовать уже готовое домашнее животное — напротив, как и папуасы с поющей новогвинейской собакой, они относились к динго как к диким и постепенно оттеснили в малообжитые местности. В то же время австралийцы заселили свой континент не позднее 40 тысяч лет назад и с тех пор практически не скрещивались с остальной частью рода людского. И все равно попавшие в Австралию европейцы изображали туземцев с нормальными белками глаз — ровно такими же, как и сегодня. Все это делает предположение о связи мутаций белков глаз с одомашниванием псовых несколько неоднозначным.

Как это часто бывает со статьями, основанными на российских находках и исследованиях, сами по себе работы Оводова, Кузьмина и Дружковой, доказывающие древнее одомашнивание собак, не смогли решающим образом повлиять на дискуссии по данной теме на Западе. Дело здесь в традиционном слабом знакомстве западных специалистов с достижениями российской науки. Часто формируется что-то вроде замкнутого круга — в ведущих западных журналах нечасто публикуют наши статьи, потому что считают, что та или иная отрасль науки у нас слабо развита, а считают так потому, что публикаций по соответствующей теме в ведущих западных журналах нет. И даже если пара публикаций такого рода все же появляется, на них мало кто ссылается, отчего они нечасто оказываются в центре внимания ученой общественности. Так что за пределами России спор о времени приручения собаки все еще в самом разгаре, и продолжаться он может долго.

Тем временем совместная группа сторонников Саволайнена и Уэйна работает в рамках одной исследовательской программы, где надеются урегулировать возникшие между ними противоречия. Чтобы точно выяснить, в палеолите или в неолите состоялась первая доместикация, ученые сравнивают кости находок ископаемых собак по всему миру. Объединенная группа еще не пришла к окончательному заключению о дате одомашнивания, но в целом склоняется к донеолитическому сценарию. Однако их работа уже принесла и первый неожиданный результат: в задней части челюстей некоторых древних находок налицо нехватка пары моляров, места под которые есть. Это может означать, что применялось что-то типа уздечки для ездовых собак. Если это так, то первобытные одомашниватели были необычайно продвинутыми — первые примитивные уздечки у тягловых животных обычно относят к неолиту, то есть на 15-20 тысяч лет позже появления первых собак.

Как происходило одомашнивание собак

Собака считается самым древним домашним животным, когда-либо жившим рядом с человеком. Археологические находки и генетические исследования позволяют исчислять исторический возраст собак десятками тысяч лет.

Как же происходило одомашнивание собак?

Наиболее распространенной считается точка зрения о выведении и одомашнивании собак на границе верхнего неолита и мезолита (около 15 тысяч лет до н.э.).

Тайна происхождения собак окутана мраком. Единства мнений не наблюдается ни по поводу места, ни точного времени, ни тем более причин одомашнивания этого животного.

Совершенно не ясно, почему среди всего многообразия животного мира люди вдруг обратили внимание именно на собак, решили их приручить, разрешить им жить рядом, впустили их в свой дом.

На протяжении нескольких тысяч лет собаки были единственными домашними животными. Основное их назначение на раннем этапе одомашнивания – участие в совместной охоте

Первые одомашненные собаки обладали мощным и крупным телосложением и развитыми челюстями.

Собак употребляли в пищу, о чем могут свидетельствовать следы разделки на дошедших до нас костных останках.

Вероятные сценарии одомашнивания собак

К предкам древних собак относят волков. Одомашнивание этих животных происходило по разным сценариям.

В одном случае инициатором одомашнивания выступал человек, в другом – как бы неправдоподобно это ни звучало – сами волки.

И в том, и в другом случае в волчьих стаях должны были появиться особи, толерантные по поведению к человеку.

Фото 1. Собаки издревле сопровождали людские поселения

Анализ ДНК останков древних собак и волков указывает на весьма ограниченное количество основателей линий одомашненных животных, которые и лежат в основе разнообразия ныне существующих пород собак.

Первоначальная дифференциация пород происходила по всему миру в популяциях нескольких примитивных пород.

Одомашнивание волка происходило одновременно в разных культурах, на разных континентах, включая современные ареалы Юго-Восточной Азии, Западной России, Европы, Ближнего Востока…

До сих пор точно не установлено, явилось ли одомашнивание волка причиной образования нового вида – собаки, или же это результат эволюционных изменений в волчьей среде, за которым последовало одомашнивание собаки.

Сторонники второй точки зрения полагают, что человек не приручал и не одомашнивал волков. Именно волки, отбившиеся по каким-то причинам от стаи, перебирались поближе к стоянкам человека в надежде завоевать его доверие и получить взамен возможность питаться отбросами.

Получились этакое «самоодомашнивание» волков.

Древние охотники могли также приручить оставшихся после гибели волчицы щенков.

Генетика о происхождении собак

Ученые из Калифорнийского университета в 2007 г. установили, что отделение древних собак от волков произошло примерно 135 тысяч лет назад.

Шведские биологи из Стокгольмского Королевского технологического института на основе анализа ДНК высказали гипотезу о первичном одомашнивании собак в южных регионах Китая около 16,5 тысяч лет тому назад.

Большинство ученых придерживается более размытых границ периода одомашнивания собак – от 16 до 40 тысяч лет назад.

При этом «родиной» домашних собак называют самые разные регионы: от Европы до Средней и Юго-Восточной Азии.

Из найденных останков древних одомашненных собак следует отметить находки на Алтае в 1975 г. (пещера Разбойничья; возраст останков около 34 тысяч лет), в Бельгии (пещера Гойе; возраст останков от 31 до 36 тысяч лет), Чехии (возраст останков от 24 до 27 тысяч лет), Ближнем Востоке и многие другие.

Культурные последствия одомашнивания собак

Интеграция собак в человеческую среду повлекла за собой их «окультуривание».

Переход людей от кочевого к оседлому образу жизни сопровождался повсеместным разведением собак для использования при охоте, для охраны жилища и скота, поедания остатков пищи (санитарная функция) и дополнительного источника тепла в холодные периоды.

Шкуры собак использовались для создания предметов одежды, мясо – в качестве пищи при острой нехватке других источников питания.

Фото 3. Древнее захоронение собаки на Байкале

Присутствие собак рядом с человеческими сообществами существенно повышало шансы на выживание и тех, и других.

Изменилась и диета собак за счет включения в их рацион продуктов сельского хозяйства, содержащими крахмалистые вещества, не характерные для животной пищи.

Последствием таких перемен стали генетические изменения, окончательно закрепившие отделение собак от волков.

Собаки изменили психологию людей. Подражая этим животным, люди стали ориентироваться на групповую охоту в пределах «своей» территории.

Тесная связь между собаками и человеком была закреплена в погребальных обрядах древности. Собак хоронили в могилах своих хозяев. Однако собак не убивали сразу после смерти ее хозяина, а давали ей возможность умереть естественной смертью.

Захоронения такого типа, датированные первым тысячелетием до нашей эры и характерные для культуры сибирских скифов-тагарцев, обнаружены в отдельных регионах Хакасии.

Люди чувствовали разительные отличия собак от всех прочих домашних животных и считали необходимым заботиться об их душе после смерти.

Как это было. Как человек приручил собаку.

Собака была первым животным, которое приручил человек. Что заставило древних людей обратить внимание на волка, и как он сделал из опасного хищника кроткое послушное животное.

Собаки каменного века

Собака была первым животным, которого приручил и одомашнил человек. Но ученые до сих пор не пришли к единому мнению, когда это произошло. По наиболее распространенной версии, собака была одомашнена 10-14 тысяч лет назад во времена неолита. Некоторые ученые, ссылаясь на отпечаток лапы волка и ноги ребенка, найденном во французской пещере Шове (Chauvet), утверждают, что приручение произошло во времена ориньякской культуры верхнего палеолита (32-26 тысяч лет назад).

Читайте также:  4 простых способа показать собаке вашу любовь

Собаки каменного века

Собака была первым животным, которого приручил и одомашнил человек. Но ученые до сих пор не пришли к единому мнению, когда это произошло. По наиболее распространенной версии, собака была одомашнена 10-14 тысяч лет назад во времена неолита. Некоторые антропологи, ссылаясь на отпечаток лапы волка и ноги ребенка, найденном во французской пещере Шове (Chauvet), утверждают, что приручение произошло во времена ориньякской культуры верхнего палеолита (32-26 тысяч лет назад).

В 2008 году был проведен радиоуглеродный анализ черепа собаки, найденного на Алтае (пещера Разбойничья) Николаем Оводовым, палеонтологом и сотрудником Института археологии и этнографии СО РАН. Результат показал – возраст древней собаки составляет около 32 тыс. лет. Примерно этим же временем датируют останки собаки из пещеры Гойе в Бельгии (36,5 тыс. лет).

Древние центры одомашнивания

Вопрос о том, где произошло первое одомашнивание, тоже остается открытым. Ранее считалось, что древнейшие центры – Восточная Азия и Средний Восток. Но в связи с новыми, более ранними находками, связанными с доместикацией, ученые из университета Турку под руководством Олафа Талманна, решили пересмотреть общепринятую точку зрения. За основу были взяты митохондриальные гены из останков представителей древних волков, 18 древних собак, которые сравнили с генами 148 современных животных, среди которых 49 волков, 77 собак и 4 койота.
Генетический анализ показал – вероятной родиной собаки была Европа, а не Индия. По словам ученых, ближайших родственников современной собаки находят среди некоторых групп европейских волков.

Волчьи способности

Вид Homo Sapiens появился как минимум за несколько тысяч лет до приручения и долгое время не обращал внимания на волков, подошедших близко к стоянкам. Точнее обращал, но только с целью прогнать подальше, а не прикормить. Что же заставило его по-новому взглянуть на опасного соседа? Почему в какой-то момент эти животные так заинтересовали человека, что он стал их намеренно приручать и делить с ними пропитание.

У всех волчьих есть два общих для признака – нюх и звуковой сигнал, которым они предупреждают сородичей об опасности. Но о какой опасности идет речь? То ли период вымирания гнал хищников к жилищу человека, то ли угрозой был сам человек – сосед из ближайшей пещеры. Последний мог напасть ночью, когда все спят, костер ему тоже не помеха. Часовые не всегда успевают поднять тревогу. Но волк – другой случай. Он почует чужака издалека. И не замедлит об этом заявить.

Приручение

Доподлинно неизвестно, как именно произошло одомашнивание – письменных источников не осталось, а археология бедна на подобные детали. Очевидно, ему предшествовал период приручения. Это была еще не собака, а волк (шакал, лиса, гиена, в зависимости от области обитания), который пришел к жилищу человека, прельщенный запахом еды. Прикормленные особи могли постоянно наведываться к человеку, который вскоре нашел пользу в опасном соседстве. Человек начал отлавливать волков, забирать щенят из логова. Когда те старели и умирали, отлавливал новых. В какой-то момент такой метод стал неудобным. Во-первых, неизвестно, когда «собака» умрет, во-вторых, новых волчат нужно сначала найти, а потом вырастить и научить не бросаться на своих. Но любое промедление чревато – «человек человеку волк». Тут, очевидно и пришла идея заняться разведением. Стали в роду содержать несколько “собак”, что обеспечивало смену поколений без перерыва.

Одомашнивание

Как известно, животное, родившееся в природных условиях, не может до конца избавится от природных инстинктов. Его ближайшие потомки тоже. Неизвестно, сколько поколений понадобилось волку, чтобы превратиться в собаку. Очевидно, на это ушла не одна сотня лет. Правда, сегодня, процесс доместикации происходит намного быстрее, поскольку накопленные знания и современные технологии упрощают селекцию. Как показал опыт по одомашниванию лисы академика Д. К. Беляева, достаточно одного отбора в течение 25 лет, чтобы лисы стали дружелюбными по отношению к человеку.

Кстати, далеко не все прирученные животные становятся домашними. История знает много примеров приручения самых экзотических животных: от больших хищных кошек до крокодилов. Некоторые ученые считают, что первобытные люди содержали в неволе и приручали даже мегатериев (ныне вымерших гигантских ленивцев) и пещерных медведей. Но все они по разным причинам так и не стали постоянными спутниками человека.

Первый лай

Далеко не все животные, ставшие предками собак, лают. Волки, как известно, предпочитают выть. Что же такое произошло, от чего и ему рядом с человеком пришлось сменить глубокий вой на звонкий лай? И почему нынешние собаки лают только на то, что может представлять опасность для хозяина?

Как мы уже выяснили, главной обязанностью собаки было оповещение человека об угрозе. По мнению некоторых кинологов, на первых порах одомашнивания, если собака не издавала звуки при опасности, то все остальные ее свойства человека не интересовали. А значит, ее либо били, либо лишали кормежки, либо просто убивали, а вместо нее выращивали новую. Так что при каждом новом запахе, собака была обязана лаять. А человек то поощрял ее, то наказывал за ложную тревогу. Возможно, именно так, опытным путем собака научилась реагировать на определенные запахи, другие же оставлять без внимания.

Почему именно лай? По некоторым версиям, человек поощрял лай, как самое звонкое проявление собачьего голоса. Точнее, оставлял рядом с собой самых громких особей, чей «говор» был скорее приближен к нынешнему собачьему лаю, чем к волчьему вою.

Спутник на охоте

Итак, собака стала постоянным спутником человека. Это уже был не волк, а домашнее животное, которое лаяло и тем самым защищало человека. Одна беда – охотиться оно разучилось. По крайней мере, так гласит одна из версий антропологии, согласно которой собаку на первых порах держали на короткой привязи, не давая самой добывать пропитание. Во-первых, она могла убежать, во-вторых, в ней мог пробудиться хищник, который другой раз не отличит хозяина от обеда.

Но у собаки осталось одно чрезвычайно полезное свойство – нюх. Она могла выслеживать животных, но лаяла при их приближении. Так родилась потребность в охотничьей собаке, которая, в отличие от сторожевой, умеет соблюдать тишину. Как ни странно, тот факт, что собака разучилась добывать себе пропитание самостоятельно, получая его из рук человека, оказался весьма полезным. Поймав добычу, она не знала, что с ней делать и приносила хозяину.

Но охотничьи породы, по некоторым версиям, появились далеко не сразу, а спустя тысячи лет, после «неолитической революции, когда человек перешел от собирательства и охоты к скотоводству и земледелию. Появилось дополнительное пропитание и человек смог позволить себе содержать дополнительных собак. Вслед за охотой, их стали применять в самых разных сферах жизни. Новые породы для новых задач выводят и по сей день.

История одомашнивания собаки

Роль в человеческой культуре. Загадки происхождения
Собака домашняя (Canis Familiaris), млекопитающее из семейства волчьих (псовых; Canidae). Едва ли не древнейшее животное, прирученное и одомашненное человеком (“первый друг”, по бессмертному выражению Р. Киплинга), его неизменный и преданный спутник на протяжении всей человеческой цивилизации.

С давних лет является предметом спора, происходит ли все многообразие современных пород от огромных сен-бернаров до крошечных чи-хуа-хуа от одного предка (подавляющее большинство исследователей считают таковым волка), или это результат скрещивания волков, шакалов и даже лисиц. Большинство кинологов считает единственным предком собаки волка (мнение Чарлза Дарвина), а все современные породы – результатом искусственного отбора. А вот такой видный ученый, как лауреат Нобелевской премии Конрад Лоренц выдвинул теорию о происхождении собак от волков и от шакалов, подчеркивая диаметральные различия между их характерами и повадками. Бытует и третья точка зрения, что предок домашней собаки – некая самостоятельная (ныне исчезнувшая дикая “прасобака”, родственница волков и шакалов. Так, между прочим, считал еще Карл Линней.

Эта гипотеза подтверждается и тем, что, легко скрещиваясь с волками и шакалами, собака не дает устойчивого смешанного потомства, которое уже во втором поколении расщепляется на особей, имеющих четкие родовые признаки собак и волков (шакалов). Неизвестны и случаи, чтобы потомство совершенно одичавших собак становилось бы похожим на волков и шакалов. Безусловно, успехи генетического анализа, развивающегося семимильными шагами в последние годы, скоро внесут в этот вопрос окончательную ясность.

Рядом с доисторическим человеком
Приручение собак относят к периоду 10-15 тысяч лет назад. Изучение ископаемых останков древних собак началось с 1862 года, когда в Швейцарии были найдены черепа неолитического периода. Эта собака была названа “торфяной” (иногда – “свайной”). Затем останки торфяной собаки находили в Европе повсеместно, в том числе на Ладожском озере, а также в Египте. Торфяная собака была постоянной формой в течение всего каменного века, останки ее найдены даже в отложениях римской эпохи возле современного немецкого города Майнца. Прямым потомком торфяной считается шпицеобразная собака самоедов (саамов). Собаку с Ладожского озера, более крупную, чем типичная торфяная, относят к предкам догообразных, а иногда – лаек.

Начиная с бронзового века (4500 до н. э.), выделяют пять основных типов собак: мастифы, волкообразные собаки, грейхаунды (борзые), охотничьи пойнтероподобные и пастушьи собаки.

На Древнем Востоке
В Древнем Египте собак обожествляли подобно многим другим животным. На изображениях в гробницах нередко встречается фараонова собака, пронесшая все типические черты породы через тысячелетия. С головой фараоновой собаки изображался бог Анубис, покровитель мертвых. Центром культа Анубиса был город Кинополис (т. е. Город собак). В связи со смертью собаки в египетских домах, по свидетельству Геродота, объявлялся траур, а хозяин дома сбривал себе волосы. Трупы собак мумифицировались, но мумии эти все же довольно редки, их гораздо меньше кошачьих. В египетском фольклоре, собаки также играли роль, хотя и небольшую.

В других странах Древнего Востока, например в Ассирии, найдены изображения огромных мастифов, использовавшихся для охоты и в качестве боевых псов. На таком рельефе в окружении мастифов изображен, в частности, великий царь Ашшурбанипал (хранится в Британском Музее).

Вообще в те времена в таких странах Востока, как Иран, Индия, Месопотамия существовал культ собак, считавшихся, как Анубис в Египте, хранителями царства мертвых. Четырехглазый пес, по мнению жителей древней Месопотамии, сторожил мост, через который шла в подземный мир душа усопшего. С образом этого пса перекликается трехглавый Цербер из древнегреческих мифов, охранявший Аид, но сохранивший, тем не менее, нечто от простой собаки.

В Греции и Риме
В Древней Греции и Риме собаки стали играть гораздо более значительную роль. В “Одиссее” Гомера старый пес Аргус – единственный, кто признает неузнаваемо преображенного Одиссея. Это, вероятно, первый случай собачьей верности, описанный в литературе. Естественно, особым спросом пользовались боевые псы, могучие и неустрашимые. В армии Александра Македонского они занимали почетное место. Весьма ценились и собаки охотничьих пород, борзые и гончие (в честь них названо созвездие Гончих псов, оставшихся на небе вместе со своим хозяином, Актеоном). Знаменитые молосские доги, чье изображение встречается на монетах и фресках, дали начало многим современным породам.

В Риме боевые собаки стали выступать как гладиаторы, в одиночку соперничая с быками, львами, слонами, медведями. Но в Риме получили распространение и миниатюрные декоративные мелиты, предки нынешних болонок. Увлечение матрон собачками было так велико, что императоры неоднократно осуждали его, так как, по их мнению, это препятствовало благородным дамам обзаводиться детьми. Не уступали в привязанности к своим питомцам и мужи: знаменитое изречение “Чем больше я узнаю людей, тем больше мне нравятся собаки” приписывается Юлию Цезарю.

Читайте также:  Может ли собака забыть того, кого любит, даже после долгой разлуки?

В 1-м веке до н. э. появляется первый известный нам трактат о собаках. В энциклопедическом сочинении Марка Теренция Варрона “О сельском хозяйстве” (De re rustica) он описывает различные типы собак, как выбрать щенка, собачий корм, размножение и способы дрессировки собак.

В Греции и Риме известно множество монет с изображением собак, древнейшие из которых датируются 6-7 вв. до н. э. Собаке, спасшей древнегреческий полис Коринф, был даже поставлен памятник. Трогательная находка в засыпанных пеплом Помпеях потрясла воображение археологов: большой пес прикрывал собою тельце ребенка. Надпись на серебряном ошейнике гласила, что собака дважды спасла жизнь своего хозяина.

На Дальнем Востоке
В Китае и Японии с древнейших времен собаки играли важную роль в религии, фольклоре и мифологии (кроме черных псов, которых считали воплощением злых сил). Сохранились письменные упоминания 4000-летней давности о воспитании и разведении собак. Древнейшей китайской породой считается пекинес. Другая знаменитая декоративная собачка региона – японский хин – гораздо моложе.

Собаки и религии мира
Во всех трех мировых религиях собакам, как говорится, не повезло. В Ветхом Завете из тридцати упоминаний собаки, лишь в двух случаях оно не имеет негативного смысла. Вероятно, ненависть древних иудеев к своим неприятелям-египтянам и римлянам, разводившим и почитавшим собак и применявшим их в бою, была перенесена и на животных. Отчасти пренебрежительное отношение к собакам унаследовало и христианство. Впрочем, в Византии известна даже икона с изображением св. Христофора с головой пса (по легенде он попросил у Бога песью голову, чтобы не смущать своей красотой девушек во время проповеди). В исламе собака – существо презираемое, отверженное.

Немаловажную роль собаки играли в религии древних персов – зороастризме. В “Авесте”, священной книге персов, целый раздел посвящен описанию пород собак и их характеристикам.

Собаки в средневековой Европе
В христианских странах средневековой Европы региональные отличия в отношении к собакам играли существенно большую роль, нежели общая других религиях. Преданность собак описана в исландских сагах (сага об Олафе Тригвессоне), в легенде об огромном псе короля Артура Кавале. Повсеместно на континенте большим почетом пользовались охотничьи породы собак. Питомники для их разведения создавались при многих знатных домах. Своры насчитывали сотни, а то и тысячи псов. Ценились такие собаки наравне с рабами. Спутник благородных рыцарей, пес и сам считался существом не менее благородным. Во Франции 12 в. известна история пса, выступившего обвинителем убийцы своего хозяина и доказавшего свою правоту в поединке, как истинным дворянин.

Черных собак, как и черных котов, считали воплощением дьявола. Эта средневековая легенда дожила до 18 в., когда в трагедии И. Гете “Фауст” Мефистофель является в обличье черного пуделя. В средние века начинается история одной из самых легендарных служебных пород – собак из монастыря Святого Бернара на крутом альпийском перевале.

В Америке до и после европейской колонизации
Во время завоевания Америки в Европу попали и оригинальные местные собаки, весьма почитаемые индейцами. Статуэтки собак, найденные при раскопках в Мексике, свидетельствуют об их почитании. Собаки, выведенные индейцами, без человека совершенно беспомощны и в природе не могли бы существовать.

Собаки в России
В России собак разводили в основном для охоты. Первое изображение гончей в Софийском соборе в Киеве датируется 11 веком. Ценились такие псы недешево: породистая собака могла стоить целой деревни со всем населением. Из русских пород прежде всего следует упомянуть, конечно, борзых, гончих и лаек, умных и преданных собак, нередких в крестьянском хозяйстве. Сохранились сведения о меделянах, огромных псах, использовавшихся для охоты на медведей, исчезнувших уже в 19 веке.

В русском фольклоре собака всегда положительный персонаж, нередко спасающий герою жизнь (в ряде сюжетов преданность пса сравнивается с верностью жены, всегда не в пользу последней). Вошедшее в русский язык слово “собака”, употребляющееся как ругательство, имеет татарское происхождение, что объясняет его уничижительный оттенок.

Собаки большие и маленькие. Литературные герои
В 17-18 веках в Европе и России вошли в моду маленьких комнатные собачки: болонки, левретки и мопсы. Вместе с тем появляется служебное собаководство: уже у Петра I была собака, служившая связной во время военных действий. В Англии собаководство приобретает такой размах, что делается важнейшим и прибыльным делом. Любовь англичан к своим собакам удивляет путешественников, но гуманное отношение постепенно становится нормой и в остальной Европе. Увеличивающийся в городах средний класс заводит в семьях собак не в чисто прикладных целях, но стремясь прежде всего найти в животном друга.

Начиная с 19 века, происходит бурный рост числа пород. Собаки используются на военной и полицейской службе. В России с середины 19 века собаки охраняют границы. В ряде стран создаются общества охраны животных. В 1824 появляется первое из них – Королевское общество защиты животных в Великобритании.

Одновременно собака становится частым литературным персонажем. “Верному и преданному другу” посвящаются страницы произведений И. С. Тургенева (“Собака”), Н. Гарина-Михайловского (“Детство Темы”), А. П. Чехова (“Каштанка” и др.). На редкость сердечные строки Ф. М. Достоевский в “Записках из Мертвого дома” посвятил тюремному псу Шарику. Историю меделянских псов рассказал А. И. Куприн (“Неделян”).

Собаки в искусстве
В англоязычных странах о собаках сложилась богатейшая художественная и научно-популярная литература. Бессмертные строки о друзьях человека создали Р. Киплинг, Дж. Байрон, Э. Сетон-Томпсон, Джек Лондон. Фокстерьер Монморанси из “Трое в лодке” Дж. Джерома открыл собой богатую галерею юмористических типов животных. У чешского писателя К. Чапека собакам посвящен не один цикл лирических, окрашенных теплым юмором рассказов (“Дашенька” и др.).

В советское время повесть, где главным героем был пес (“Белый Бим Черное ухо” Г. Троепольского) и снятый по ней фильм режиссера С. Ростоцкого сыграли немалую роль в гуманизации общества.

Энциклопедия Домашних животных КИРИЛЛА и МЕФОДИЯ

История одомашнивания собак

Долгое время о происхождении домашних собак велись горячие споры, и высказывались разные предположения. Полная расшифровка генома этих животных поставила точку в этом споре, и теперь уже совершенно ясно, что наши домашние любимцы — потомки древних волков и ближайшие родственники волков современных. Однако вопросы всё ещё остаются…

Прежде всего, они связаны с тем, где именно впервые произошло одомашнивание собаки человеком. Удалось установить, что случилось это около 15 тысяч лет назад, задолго до возникновения сельского хозяйства, а потому собаки — самый древний, можно сказать, первый одомашненный вид животных. Ясно также, что произошло это на Евразийском континенте, однако где именно?

И вот недавнее исследование, результаты которого опубликованы в журнале Science, показало, что собаки произошли не от одной, а от двух разных популяций древних волков. Более того – это двойное одомашнивание собак происходило на двух противоположных концах Евразийского континента.

Где началось одомашнивание собак: Европа или Азия?

Ещё недавно учёные разделялись на тех, кто считал, что первые домашние собаки появились в Европе, и тех, кто приписывал эту честь Азии. Ситуацию осложняли противоречивые археологические свидетельства, указывавшие на то, что тысячелетия назад древние собаки обитали по обе стороны Евразийского континента.

И вот, новое исследование показывает, что правы и те, и другие: собаки, скорее всего, были одомашнены, как минимум, дважды в двух разных частях материка.

Сравнив генетические данные с археологическими свидетельствами, международная группа исследователей под руководством Оксфордского университета пришла к выводу, что собаки произошли от двух различных популяций волков (точнее, теперь уже вымерших животных, которые являются предками и современных волков, и собак), живших на востоке и на западе Евразии и никак не связанных между собой.

Это означает, что две различных популяции людей эпохи палеолита независимо друг от друга пришли к одинаковому выводу: этих умных четвероногих можно разводить, чтобы они жили рядом с человеком и помогали ему.

Геном древних собак – ключ к разгадке

Важнейший фрагмент головоломки был обнаружен несколько лет назад в неолитической коридорной гробнице Ньюгрейндж, в Ирландии. Здесь были обнаружены останки некрупной собаки, возраст которых насчитывал 4800 лет, и из них всё ещё можно было извлечь ДНК.

«Из останков собаки из Ньюгрейнджа удалось выделить древнюю ДНК, самую лучшую из сохранившихся. Благодаря этому мы получили доисторический геном редчайшего качества, — говорит один из авторов исследования, Дэн Брэдли из Тринити-колледжа (Дублин). — Это уже не весточка из прошлого, а полноценная посылка с доставкой на дом».

Команда Брэдли совместно с сотрудниками Национального музея естественной истории в Париже также собрала и проанализировала митохондриальную ДНК из останков 59 древних собак, которые жили от 3 до 14 тысяч лет назад. Их генетические сигнатуры, включая сигнатуру собаки из Ньюгрейнджа, сравнили с ранее изученными геномами 2,5 тысяч современных собак.

«Реконструировать прошлое по современной ДНК — это как читать учебник по истории: никогда не знаешь, какая важная информация могла быть безвозвратно потеряна, — отмечает в своём заявлении руководитель исследования Лоран Франц. — Древняя ДНК, наоборот, похожа на машину времени, которая позволяет нам наблюдать прошлое своими глазами».

Изменение состава популяции

Полученные данные указывают на заметное генетическое различие между собаками из двух разных географических регионов через несколько тысячелетий после первых находок древних собак в Европе и Восточной Азии. Также они свидетельствуют о радикальном изменении состава популяции в Европе, в результате которого более ранняя популяция одомашненных собак была вытеснена.

Видимо, это связано с притоком собак из других регионов, в частности, из Восточной Азии. Согласно результатам исследования, эти предки современных собак появились в Западной и Восточной Европе более 12 тысяч лет назад, а в Центральной Азии — не более 8 тысяч лет назад.

Вероятно, произошло следующее: изначальная популяция древних волков разделилась на восточных и западных евразийских волков, которые были одомашнены независимо друг от друга, а позже дикий вид вымер. В определённый момент после этого двойного одомашнивания (около 6400 лет назад) восточные собаки отправились вместе со своими хозяевами-переселенцами в Европу, где смешались с древними европейскими собаками и частично вытеснили их.

Собаки-европейцы и собаки-азиаты

Сегодня большинство собак являются помесью восточных и западных, поэтому учёным было так трудно установить истину по ДНК современных собак. Исследователи утверждают, что некоторые древнейшие породы, например, сибирский хаски и гренландская ездовая собака, обладают генами, характерными как для западной евразийской, так и для восточной азиатской ветвей.

Новое исследование дало ответы на многие вопросы, но впереди ещё много работы. Например, в отношении евразийских собак, которые затем попали в Европу, теория единого общего происхождения не кажется правдоподобной. Проблема в том, что археологических доказательств пока недостаточно, чтобы подтвердить или опровергнуть этот вывод.

В дальнейшем исследователи надеются объединить древние и современные генетические данные, провести археологические изыскания и их подробный анализ, чтобы история одомашнивания собак не имела «белых пятен». Для этого необходимо создать по крупицам уточнённую хронологию событий и полностью исследовать географию происхождения лучшего друга человека.

Также учёные намерены сравнить ДНК древних собак и австралийской собаки динго, которая, скорее всего, произошла от восточноазиатских собак. Если у динго не будет обнаружено следов европейской ДНК, это станет ещё одним доказательством в пользу новой теории двойного одомашнивания собак человеком.

Ссылка на основную публикацию