Дрессировка собак: подкрепление и наказание. Почему пряник лучше кнута?

Кнут и пряник, метод наград и наказаний

Строго говоря, “кнут и пряник” – не совсем тоже, что “награды и наказания”. Под кнутом обычно понимается наказание открытое и больное, хотя наказания бывают и скрытые, и совсем не больные, а скорее дружные и веселые. Формулировка “награды и наказания” звучит мягче и воспринимается достаточно положительно, в то время как жесткая формулировка “кнут и пряник” вызывает достаточно негативные ассоциации.

В любом случае, пряник вызывает интерес.

Соответственно, «пряник» — это организация ситуации, в которой последствия нужных нам действий видятся для человека выгодными, вкусными, привлекательными. Дадут деньги, власть, комфорт, свежие и яркие переживания, ощущение значимости, близости или переживание привлекательной личностной роли. Спросите себя, чего вам еще хочется, и продолжите список!

Кнут делать заставляет.

Соответственно, «кнут» (страх, боль и прочее давление) — это организация ситуации (в коммуникации — предъявление требований, уколы, угрозы и пр.), когда ненужные нам действия повлекут за собой очевидные неприятные последствия для того, кто их совершил. Лишат его денег, престижа, функционала, любимой, банки пива — в разное время у каждого свое больное место.

Кнут как форма давления используется исключительно часто, но далеко не всегда открыто. Фредерик Перлз исключительно удачно основные виды давления обозначил двумя образами: «собака сверху» и «собака снизу». «Собака сверху» (громкий лай и рычание) – это давление открытое: ругань, требования и угрозы, давление «снаружи». А вот «собака снизу» – это манипулятивный подход, когда давление идет скрытое, неявное (как, например, мольба и жалобный скулеж), и человека заставляют «изнутри».

По принципу: «Тебя же просят по-хорошему, а если не поможешь, то всю жизнь будешь чувствовать себя последней мерзкой сволочью. Поможешь, да?».

Мотивировать можно и кнутом, и пряником, но обычно пряник лучше ориентирует, кнут легче понимается.

Кнут (негативное подкрепление или наказание) может прекратить ненужное поведение, но не учит искать и думать, рождает злость, усталость и разрушает контакт. Это только забор, но не дорога. Дорога всегда прокладывается пряником (вознаграждением или позитивным подкреплением), и обычно это куда как более перспективный путь. Позитивная мотивация преумножает энергию, дарит чувство радости и счастья, желания делать больше и больше.

Как метафора: лошадь можно учить прыгать двумя способами: Заставлять ее бежать и прыгать, а если не прыгнет – бить. Предлагать ей прыгнуть, и если прыгнет – хвалить и кормить. В первом случае – результат получают тут же, на следующий день, лошадь несется и прыгает с выпученными от ужаса глазами, часто травмируется, падает, еще больше боится… Итого: лошадь «без головы», носящая, кусающаяся, агрессивная, ненавидящая вас и прыжки, но прыгающая честно каждый раз. А во втором – результат будет через год, но в результате – не понадобится уздечка, чтобы контролировать лошадь, не понадобится хлыст, чтобы ее наказывать, не понадобятся шпоры, чтобы ее подгонять: лошадь будет сама делать все, а вам останется только радоваться ее послушанию и ласке. Интересно?

С лентяями и хулиганами (даже если это ваши дети или сотрудники) эффективнее кнут, чем пряник, но еще умнее просто расстаться с ними. Если это возможно. Со всеми остальными обычно эффективнее пряник, а точнее, сочетание кнута и пряника. Как показывает практика, наилучшее сочетание – 1 к 7, то есть есть одно кнут на семь пряников: тогда и пряники не приедаются, и кнут протеста не вызывает (если, конечно, он по делу).

Как модель воспитания, кнут и пряник – распространенная, но достаточно спорная модель. Кажется, это самое естественное: за добрый поступок наградить, за плохой – наказать, поругать. В принципе это разумно, но есть и минусы: данная система требует постоянного присутствия воспитателя, “кнут” разрушает контакт между ребенком и воспитателем, а “пряник” приучает ребенка без награды доброго не делать. Модель спорная, если оказывается не вспомогательной, а основной. Воспитание идет лучше, если метод наград и наказаний дополняется методом отрицательных и положительных подкреплений, причем предпочтение отдается положительным подкреплениям и подкреплению не столько желательных внешних действий, сколько желательных внутренних состояний и отношений. В любом случае полезно помнить, что настоящее воспитание выходит далеко за пределы дрессировки. См.→

Что такое положительное наказание в дрессировке собак?

Вы заметили, что я сказала «положительное наказание», а не просто наказание. В повседневной речи мы часто говорим о наказании, когда то, что мы технически под этим подразумеваем, является положительным наказанием. У нас также может быть отрицательное наказание, но это будет тема другого поста.

«Наказание» означает что-то, что уменьшает вероятность повторения поведения, т.е. снижается частота проявления подобного поведения. А «положительное» означает, что что-то добавлено.

Таким образом, положительное наказание означает добавление чего-то после того, как собака совершила поведение, что снижает частоту проявления этого поведения.

Например, если собака прыгает на вас, вы можете ударить ее коленом в грудь, и в следующий раз, когда вы увидитесь собака не будет прыгать, т.е. вы положительно наказали прыгающую собаку. Вы добавили что-то (неприятное ощущение толчка от колена в грудь) и снизили частоту проявления поведения.

Пожалуйста, обратите внимание: я не рекомендую этот способ обучения собаки, и мы доберемся до причин почему чуть позже. И он также может не сработать (например, если собака воспринимает это как игру и продолжает прыгать, и в этом случае это не работает как наказание).

Примеры положительного наказания

Существует множество примеров положительного наказания: отругать собаку, отшлепать с помощью газеты, использовать ошейник с аэрозолем цитронеллы, чтобы прекратить лай (когда собака залает — выплескивается струя с запахом цитронеллы), альфа-переворот или «доминирование», когда собаку укладывают на бок или переворачивают на спину и удерживают в таком положении после того, как она сделала что-то, что не понравилось владельцу; применение строгого ошейника, который врезается в шею собаки, когда она тянет на поводке, удары собаки поводком или резкие рывки, когда она делает то, что не нравится владельцу, использование электрошокового ошейника, чтобы прекратить то, что собака делает и т.д.

Это не исчерпывающий список, и вы, возможно, видели и другие виды положительного наказания.

В повседневном языке некоторые из них называются «коррекцией». Например, рывок поводком, чтобы собака села, когда ее попросили, часто называется «коррекцией поводком».

Но важно понимать, что это все то же положительное наказание. Другими словами, вы все равно добавили что-то (рывок поводком, который собака чувствует на шее), что должно уменьшить вероятность возникновения поведения.

Одна из причин, по которой важно помнить об этом, заключается в том, что дрессировка собак никак не регулируется, и иногда тренеры собак не очень разбираются в методах, которые они используют. К сожалению, люди иногда говорят, что это не наказание. Даже в некоторых популярных книгах объяснения могут быть весьма запутанными и не ясными (Browne et al., 2017). Это затрудняет для обычных людей понимание того, что тренер на самом деле собирается делать с их собакой.

Но я попробовал на себе и это мне не повредило!

Иногда люди говорят, что они повесили строгий ошейник на свою руку и потянули, и это им не повредило. Иногда люди повторяют этот опыт с электрошоковым ошейником. Поэтому они считают, что это нормально использовать их на своей собаке.

Проблема состоит в том, что обычно они контролируют натяжение строгого ошейника и силу удара током, потому что они сами делают это (или это делает кто-то другой, но они знают, когда это произойдет).

Это может звучать как незначительная деталь, но это имеет большое значение. Одно дело иметь контроль над ним, и совершенно другое — если это случается с вами совершенно неожиданно, и если подобное повторяется и продолжается.

Отсутствие контроля над чем-то само по себе может стать источником стресса.

Другой момент, о котором следует помнить, — это то, как это работает. Чтобы оно сработало, чтобы остановить поведение, животное должно посчитать его неприятным (если ему понравилось или оно даже не заметило, это не уменьшит частоту проявления поведения).

И, наконец, кожа на шее вашей собаки на самом деле очень тонкая. San Francisco SPCA сообщает, что «кожа на шее человека на самом деле толще (10-15 слоев клеток), чем кожа на шее собаки (3-5 слоев)». У них много полезных ресурсов, если вы хотите узнать больше о строгих ошейниках (англ.).

Мы склонны думать, что поскольку у собак есть шерсть, они должны быть более защищены от подобных вещей, чем мы с нашей голой кожей. Но шея собаки — очень чувствительная область. Если вы вспомните анатомию шеи, то она содержит важные органы, например, трахею. Приложение давление к трахее не проходит даром для любой собаки, но может быть особенно опасным для брахиоцефалических пород, которым и так сложно дышать.

Так что приложить что-то к руке — это не самый надежный способ испытать, что почувствует ваша собака (существует, конечно, более философский вопрос о том, что чувствует собака, но в этом случае я предлагаю вам прочитать книгу Александры Горовиц).

Но разве моя собака не пытается доминировать?

На самом деле ученые согласны с тем, что доминирование — это не способ обучения собак. Теория доминирования раньше была очень распространена (вы и сейчас все равно можете встретить ее в некоторых книгах, телепередачах и услышать от тренеров), но это устаревший подход к обучению собак.

Одна из проблем с подходом с точки зрения доминирования заключается в том, что он предполагает, что собака всегда пытается доминировать над вами. Прежде всего это не так, и во-вторых, он описывает ваши отношения с собакой как состязание. И это может убедить людей использовать положительное наказание (например, альфа-переворот), потому что они думают, что это рекомендует наука, но это не так.

Некоторые из вещей, которые люди относят к доминированию, включают движение впереди вас, когда собака на поводке, проход первым в дверь, прием пищи первым, залезание на диван или кровать. Люди говорили мне, что они беспокоятся, что их собака станет непослушной, потому что им нравится позволять ей сидеть на кушетке с ними.

Позвольте мне успокоить вас, что вполне нормально позволять вашей собаке сидеть на кушетке, если вы этого хотите. Это одинаково хорошо, если вы предпочитаете, чтобы она не делала этого; просто предоставьте собаке хорошую лежанку и вознаградите ее за ее использование (вы даже можете спрятать там кусочек корма, чтобы сделать собаке приятный сюрприз, когда она ляжет спать). Таким образом она полюбит свой лежак больше, чем кушетку. И вы даже можете научить ее идти туда по команде, если это требуется.

Точно также нормально, если собака идет впереди вас, первой выходит в дверь и первой получает свою порцию еды. Просто решите, что удобно для вас и придерживайтесь этого.

С другой стороны, если собака идет впереди вас, потому что она идет на натянутом поводке, то это не ваша собака доминирует, это просто собака, которая хочет идти быстрее, потому что где-то там есть что-то очень интересное, и она хочет получить это побыстрее. Вы можете использовать специальную корректирующую шлейку наподобие Easy Walk, чтобы облегчить свое передвижение с собакой, которая к тому же не вызывает стресс (Grainger, Mills and Montrose 2016).

Существуют ли риски при использовании положительного наказания?

К сожалению, научные исследования различных методов обучения собак показывают, что существуют потенциальные риски при использовании положительного наказания, который является аверсивным методом.

В своем обзоре научной литературы по обучению собак Ziv (2017) сообщает:

«Не смотря на методологические проблемы, похоже, что аверсивные методы дрессировки имеют нежелательные непреднамеренные результаты, и что их использование ставит под угрозу благополучие собак. Кроме того, не существует никаких доказательств того, что аверсивные методы более эффективны, чем методы обучения, основанные на поощрении. По крайней мере 3 исследования в этом обзоре демонстрируют, что противоположное может быть правдой в отношении как домашних, так и рабочих собак. Поэтому рекомендуется, чтобы сообщество использовало в основе обучения собак поощрение и избегало, насколько это возможно, аверсивных методов обучения».

Некоторые из проблем, которые, как сообщается, являются следствием применения положительного наказания в обучении собак, это увеличение страха, агрессии и стресса.

В одном исследовании был обнаружен агрессивный отклик у собак при применении положительного наказания (Herron, Reisner и Shofer, 2009). Например, 11% собак были агрессивны в ответ на использование строгого ошейника или удавки, 15% когда собаке кричали «нет», и 43%, когда собаку били или пинали.

Чем чаще люди используют положительное наказание, тем больше вероятность того, что они сообщают, что их собака агрессивна и / или возбудима (Arhant et al., 2010). Использование аверсивных методов обучения является фактором риска для агрессии по отношению к незнакомым людям и членам семьи (Casey и соавт 2010). И то, что удивляет некоторых людей, заключается в том, что люди, которые говорят об использовании положительного наказания при обучении собак, с большей вероятностью сообщают о проблемах поведения (Hiby, Rooney and Bradshaw, 2004). Подобное также имеет место быть, когда мы сравним тех, кто использует электрошоковый ошейник, с теми, кто использует положительное подкрепление при обучении подзыву (подходу по команде). Люди, которые используют ЭШО были менее успешны в обучении, чем они ожидали (Blackwell et al 2012).

Иногда люди говорят, что они используют ЭШО, потому что считают, что его более эффективным. Фактически в экспериментальном исследовании, в котором участвовали профессиональные тренеры собак, не были никакой разницы в эффективности применения электрошокового ошейника по сравнению с положительным подкреплением для обучения подзыву в присутствии скота (овцы) (Cooper et al., 2014). Но были проблемы с благополучием собаки при использовании ЭШО.

«Похоже, что рутинное использование электрошоковых ошейников даже при наличии опыта (как утверждают производители ЭШО) представляет риск для здоровья собак. Ожидается, что масштабы этого риска возрастут, когда его будет использовать не профессионал.»

Что говорят профессиональные организации об использовании положительного наказания в обучении собак?

В своих рекомендациях по выбору тренера для собаки Американское ветеринарное общество по поведению животных сообщает:

«Исследования показывают, что собак не нужно физически наказывать, чтобы обучить правильно вести себя, и существуют значительные риски, связанные с использованием наказания (например, торможение обучения, увеличение страха и / или провоцирование агрессии).

Поэтому следует избегать тренеров, которые обычно используют строгие ошейники, удавки, электрошоковые ошейниники и другие методы физического наказания в качестве основного метода обучения».

А как насчет трусливых, тревожных или агрессивных собак?

Иногда люди думают, что положительное наказание — единственное, что будет работать на агрессивной собаке. К сожалению, использование аверсивных техник может привести к тому, что собака станет более агрессивной. Причиной агрессии часто является страх и беспокойство, и использование положительного наказания не делает ничего, чтобы устранить их.

Один из рискованных сценариев — когда собака наказывается за рычание, потому что владелец не любит, когда на него рычат. Но он ничего не делает, чтобы разобраться с причиной, по которой собака рычит (например, может быть собака боится и хочет, чтобы кто-то держался от нее подальше, или она рычит, когда у нее отбирают миску с кормом).

Что происходит в этом случае? Собака учится не рычать, но проблема, которая вызывала такое поведение, все еще существует. Наказание не делает ничего, чтобы помочь собаке полюбить людей или довериться им. Вполне возможно, что в следующий раз вместо рычания, она просто укусит.

Если собака рычит на вас, вы должны прекратить делать то, что делаете. Спросите себя, почему она рычит. Затем найдите другое решение, даже если это долгосрочный подход, который требует помощи тренера для собак.

Если ваша собака боится или беспокоится, тогда особенно важно не использовать положительное наказание, поскольку это только усугубит страх или тревогу. Это может также заставить собаку бояться вас, если они свяжут вас с источником наказания. Опять же, вам может потребоваться найти хорошего тренера собак, чтобы помочь решить вашу проблему.

Разве мы не должны использовать все доступные инструменты?

Некоторым людям нравится использовать сочетание положительного подкрепления и положительного наказания для обучения своей собаки. Обычно это называется «сбалансированным» обучением собак.

Однако с этим «сбалансированным» обучением собак есть ряд проблем. Риски применения наказания не исчезают только потому, что иногда вы предлагаете собаке лакомства или игру. Это очевидно из некоторых упомянутых выше исследований, где многие участники использовали как положительное подкрепление, так и положительное наказание.

Просто потому, что доступен целый ряд методов, это не означает, что вы должны использовать их все.

К счастью, в наши дни доступны инструменты, такие как корректирующие шлейки (например, Easy Walk) и автоматические дозаторы корма, поэтому сейчас есть гораздо больше вариантов, чем раньше, для людей, которые хотят альтернативы наказанию. И есть гораздо больше информации в книгах, на телевидении и в Интернете, чем раньше, поэтому, если вы ищете информацию, там она есть (но вы все равно должны быть очень осторожны с вашими источниками, так как также есть много ошибочной информации о дрессировке собак).

Читайте также:  Как темперамент собаки влияет на дрессировку и воспитание

Это зависит от вас, как владельца собаки, использовать методы, которые, по вашему мнению, безопасны для вашей собаки и будут работать. Если тренер по собакам предлагает метод, который вас не устраивает, ищите другого тренера.

Как я должен тренировать свою собаку?

Если вы привыкли думать о дрессировке, как о способе отучить собаку от какого-то занятия, тогда вам следует подумать, чему бы вы хотели бы научить свою собаку делать вместо этого.

Например, вы не хотите, чтобы ваша собака прыгала на людей, которые приходят к вам или прохожих на улице. У вас есть несколько вариантов того, чему можно обучить собаку в таком случае. Может быть, вы захотите, чтобы собака садилась, чтобы ее погладили. Возможно, вы хотели бы научить собаку касаться носом руки человека, поэтому собака получит возможность понюхать человека, но все ее четыре лапы останутся на земле. Может быть, вы действительно не возражаете, если не все эти лапы остаются на земле. Или, может быть, вам просто хотелось бы, чтобы собака могла ходить рядом, а не бегать ко всем встречным людям в мире.

Все это возможно, и что вы выбирете, зависит от вас. Ваша собака демонстрирует очень распространенное, доброжелательное поведение, когда прыгает на людей, чтобы приветствовать их, но вы можете обучить ее, чтобы она приветствовала их так, как вам хотелось бы.

Вместо того, чтобы использовать положительное наказание за неправильное поведение, попробуйте подумать об использовании положительного подкрепления, чтобы обучить вашу собаку тому, что нужно делать. Это лучше для вашей собаки, потому что это позволяет избежать рисков, связанных с положительным наказанием. И есть и другие преимущества использования положительного подкрепления в обучении собак, которые здесь не рассматриваются.

И если вам нужна помощь, вы всегда можете нанять тренера для собаки. Просто помните, что дрессировка собак никак не регулируется, поэтому будьте осторожны в выборе хорошего тренера для своей собаки.

Заключение

Когда люди говорят о наказании в обучении собак, часто они подразумевают то, что технически известно как положительное наказание.

Положительное наказание означает добавление чего-то, чтобы снизить вероятность поведения, например, использовать рывок, альфа-переворот или ударить собаку. Хотя многие люди по-прежнему используют положительное наказание для обучения своей собаки хотя бы иногда, есть риски, связанные с ее применением, в том числе риски страха, тревожности, стресса и агрессии. Также возможно, что собака свяжет наказание с владельцем, и поэтому станет бояться его. Метод положительного подкрепления лучше для благополучия животных, и есть даже несколько исследований, которые предполагают, что они работают лучше.

Я закончу цитатой из Hiby, Rooney и Bradshaw (2004).

«Поскольку методы, основанные на поощрении, связаны с более высоким уровнем послушания и меньшим количеством проблемного поведения, мы предлагаем их использование в качестве более эффективной и положительно влияющей на благополучие альтернативы наказанию для обычного владельца собаки».

Мы должны решить, как обучать наших собак, но имеет смысл использовать методы, которые хороши для благополучия собак.

Джон Фишер. О чем думает ваша собака

5. Методика положительного подкрепления

Метод положительного подкрепления можно применять при дрессировке любых животных, но особенно он подходит для собак. Это система, целиком опирающаяся на побудительный мотив (стимул) и отвергающая физическое воздействие или силу в любых их проявлениях. Этим методом могут пользоваться даже дети. Он не требует какого-либо природного дара (таланта) дрессировщика. Он не связан с каким-то особым тоном, выбором подходящего времени, не основан на регулярной практике и не опирается на какую-либо из традиционных теорий дрессировки собак. Все, что требуется – ваш разум и какой-нибудь лакомый кусочек.

Как научить собаку, чтобы она по команде ложилась в каком-нибудь определенном углу комнаты? Для этого существует два способа:

1. Можно бить собаку плеткой всякий раз, когда она пойдет в какой-либо другой угол и вообще бить до тех пор, пока она не усвоит, что указанное вами место – единственное безопасное убежище.

2. Можно дать собаке особенно вкусный кусочек в этом уголке и полностью ее игнорировать, когда она пойдет в какую-то другую часть комнаты.

Я совершенно уверен, что, прочитав эти строки вы сказали себе: «Ну, это рассуждения на уровне здравого смысла. Что тут такого нового?» Разумеется, это здравый смысл. Каждый владелец собаки ежедневно поступает подобным образом и дома, и вне его стен, не задумываясь о том, что и как он делает. Хотя почему-то, когда требуется сделать некоторое усилие и чему-нибудь научить свою собаку, мы становимся в позу дрессировщика и вспоминаем стародавний подход: «Ты собака, я хозяин. Я приказываю, ты подчиняешься».

Когда дома вы подзываете собаку, вы обычно намерены покормить ее или взять на поводок и повести на прогулку, или показать, что вы уронили еду на пол в кухне и хотите, чтоб она все подчистила. Действительно, дома мы редко зовем собаку просто так, обычно это происходит по какой-то причине, и в большинстве случаев выполнение команды сулит собаке что-то приятное. В результате лишь немногие люди жалуются, что собака не идет на зов дома. А в ближайшем парке дело обстоит совсем иначе. Вы гуляете, она свободно бегает, играя с другими собаками, охотится за белками, роется в мусорных урнах, в то время как вы погрузились в собственные мысли. У ворот парка вы зовете ее, чтобы вести домой. И тут она, бросив на вас взгляд, направляется в противоположную сторону. (Такое все мы видим на улице чуть не каждый день.) В этот момент вы говорите себе: «Я должен наконец выдрессировать свою собаку». Вы ее уже выдрессировали. Вы преуспели в том, что научили ее не подходить к вам. Как? Очень просто. Собака быстро усвоила: если она не подойдет, то будет вознаграждена более длительной прогулкой. Если же она к вам подойдет, то лишится удовольствия: ее отведут домой.

Если бы вы применили ваши «домашние приемы» дрессировки команды «Ко мне!», подзывая пса около ворот, давая лакомство и затем делая еще круг по парку, то вскоре, услышав зов, он летел бы к вам пулей. Подкуп? Я называю это здравым смыслом. Сколько раз уже мне приходилось прятать улыбку, когда ко мне обращались люди, которые сталкиваются с проблемами нежелательного поведения своих собак, и я в ответ предлагаю им попробовать награждать собаку за хорошее поведение, вместо того чтобы думать, каким образом наказать ее за нежелательное поведение. Хозяева недоумевают: «Вы хотите сказать, что я должен его подкупать?» По-моему, это довольно забавно: то, чему ученые, психологи и бихевиористы (специалисты по проблемам поведения) придумали замысловатые названия вроде «модификации поведения», «реабилитационная психотерапия», «психология поведения» и так далее, широкой публикой все еще расценивается как подкуп.

Впрочем, на самом деле важно другое – при правильном применении положительное подкрепление весьма эффективно: оно изменяет нежелательное поведение. Существует ряд основополагающих принципов, которые определяют успех применения положительного подкрепления как метода дрессировки. Но прежде чем начать применять эти принципы или законы с помощью специальных обучающих упражнений в процессе дрессировки собак, необходимо рассмотреть отдельно каждую стадию обучения, ее цель и желаемый результат.

Как действует положительное подкрепление

Прежде всего мы вообще должны забыть об упражнениях. Все, что нас интересует для начала – это первый шаг в нужном направлении. Представим себе, например, что мы хотим научить касатку выпрыгивать из воды. Мы даем свисток (команду) и ждем. Затем ждем еще немного, а зачастую бывает, что ждем еще и еще. Очевидно, сначала касатка не имеет представления о том, что от нее требуется, когда звучит свисток. Поэтому нам приходится ждать, чтобы она зачем-нибудь высунула нос из воды. Точно в этот миг мы снова свистим в свисток и даем ей рыбу. Когда она проплывает внизу, мы снова свистим и ждем. Процедура повторяется до тех пор, пока касатка не выйдет на уровень «ага!»: «Ага! Когда я слышу звук свистка, я получаю рыбу». Этот уровень понимания – уровень «ага!» – не может считаться закрепленным, до тех пор вы не добьетесь, чтобы происходило десять из десяти возможных немедленных реакций на свисток. Пока это не достигнуто, не следует переходить к следующему этапу дрессировки.

На первом ее этапе кажется, что прогресс не очень заметен, однако для успеха обучения крайне важно, чтобы каждый этап заканчивался достижением уровня полного понимания. Если вы этого добьетесь, то обнаружите, что, по мере перехода к каждому следующему этапу превращение первоначальной реакции в распознаваемую цепочку движений идет очень быстро. Теперь мы подходим к этапу дрессировки, который называется «формирование». Нам нужно заменить уже сложившуюся цепочку: «свисток – появление носа – обязательная рыбка», новой цепочкой: «свисток – касатка выпрыгивает из воды – рыбка дается иногда». Достигается это следующим образом. Формирование поведения означает, что мы делаем один маленький шаг в нужном направлении и продвигаемся к конечной цели, подкрепляя каждый сделанный шаг. Так мы обеспечиваем безусловное выполнение этой части цепочки, прежде чем двигаться дальше.

Здесь наблюдается интересное явление: выполнение определенных действий, надежно затренированное с помощью вознаграждения, можно сделать еще более четким, если вознаграждение задерживать. Предположим, затренирована такая реакция касатки: на десять свистков она десять раз немедленно высовывает нос из воды. На одиннадцатый раз говорим: «Недостаточно хорошо, рыбы ты не получишь». Можно предположить, что теперь касатка подумает: «Но я всегда получаю рыбку. Наверное, кто-то ее стащил раньше меня. В следующий раз надо живее пошевеливаться». И на двенадцатый раз вы получите более быструю и энергичную реакцию касатки: она высунет из воды всю голову целиком. За это безусловно полагается рыбка, но теперь и в дальнейшем – только за это.

Дальше будем формировать цепочку: «свисток -появление из воды всей головы целиком – при немедленной реакции рыбка в награду в десяти случаях из десяти». Лишь затем можно будет перейти к следующему этапу. Кажется, что обучаемый с каждым этапом все скорее понимает, что от него требуется и возникает эффект снежного кома.

Я намеренно воспользовался примером касатки чтобы подчеркнуть главное: весь процесс обучения может осуществляться без какого-либо физического воздействия. Сначала мы ждем верного шага в нужном направлении и вознаграждаем его, затем закрепляем и придаем законченную форму.

Хозяин: «Какая разница между всем этим и подкупом?» Я: «Подкуп – это использование награды в качестве соблазна, для того чтобы стимулировать движение. Подкрепление – это вознаграждение, получаемое за добровольное движение». Хозяин: «Всегда ли давать награду?» Я: «Прием действует лучше, если вы даете награду не всегда. Когда модель поведения сформирована, только самая быстрая, ярко выраженная и сильная реакция вознаграждается. Иногда ученику придется выполнить отработанную цепочку шесть или семь раз, прежде чем последует вознаграждение». Хозяин: «Обязательно ли давать в награду что-то съедобное?» Я: «Наградой может быть что-то другое, ради чего, с точки зрения ученика, стоит выполнять определенные действия. Было бы бессмысленно пытаться сформировать мое поведение с помощью тарелки капусты, если я терпеть не могу капусту!

Как применять положительное подкрепление

В главе «Как учатся собаки» я рассказал о том, как научил свою первую собаку искать и приносить вещь (соответствует команде «Аппорт!»). Теперь я расскажу вам, как я научил выполнять это задание свою нынешнюю собаку. На обучение моей первой собаки ушло несколько недель, и она так и не научилась выполнять команду по-настоящему хорошо. Это была немецкая овчарка – порода славится хорошей обучаемостью. Моя теперешняя собака выполняет то же задание с огоньком в глазах и невероятной для собаки ее размеров быстротой. Это – японская акита, порода, известная своим упрямством.

Я провел много времени на дрессировочной площадке, в течение ряда недель обучая мою немецкую овчарку. В течение нескольких дней, затрачивая по несколько минут в день, я обучил акита, ни разу даже не встав с кресла. Используя этот метод, я недавно помог проводнику полицейской собаки достичь того же результата при дрессировке немецкой овчарки. Фактически нам потребовалось меньше обычного времени, чтобы довести совершенно необученную собаку до стандарта министерства внутренних дел, причем достигнутые результаты были гораздо выше тех, которых добиваются, применяя обычные методы дрессировки.

Кличка моей собаки – Йоко. Поняли? Джон Йоко. Ей было пятнадцать месяцев, когда я реши научить ее искать и приносить брошенный предмет. Сейчас у меня не остается времени, чтобы самому участвовать с моими собаками в соревнованиях, где собаки демонстрируют свои умения, но я все еще сужу такие состязания. И вот однажды один хозяин-участник обронил мимоходом замечание, которое побудило меня учить мою собаку искать и приносить брошенный предмет. Парень сказал: «Вы никогда не научите акита выполнять эту команду как следует». Когда мне бросают вызов, я загораюсь.

Я сидел за письменным столом в своей приемной, рядом на столе я поставил коробочку с лакомством. Протягивая собаке гантель, я говорил: «Возьми!» Йоко нюхала перекладину, а я говорил: «Хорошая девочка!» – и давал ей угощение. Первое занятие продолжалось около пяти минут, и она получила вознаграждение сразу после быстрой реакции примерно в 60% случаев. В остальных случаях за правильные реакции иногда тоже давалось вознаграждение, но только после того, как собака нюхала стол, карабкалась на меня, лаяла или делала еще что-нибудь, стараясь получить вознаграждение. На следующем занятии в тот же день был достигнут уровень понимания (уровень «ага!»). Йоко тыкалась носом в гантель всякий раз, когда я давал команду. На формирование действия и переход к следующей стадии потребовалось несколько больше времени. В течение четырех занятий по пять минут каждое она пробовала делать самые разные вещи чтобы получить награду. Отношение было: 15%; 25%; 70%; 100%. Теперь я уже требовал, чтобы она не тыкалась в гантель носом, а лизала ее. Не дав ей угощения, когда она в очередной раз лизнула гантель, я попал в точку, что вызвало эффект снежного кома гораздо раньше, чем я сам того ожидал. Она решительно выхватила гантель у меня из рук смотрела на меня, как будто говоря: «Смотри, глупыш, я ее взяла. Давай еду!»

Никто не может заранее определить модель формирования поведения при выполнении задания. Мы можем запланировать известную структурированную последовательность, но при обучении нам придется руководствоваться темпом, который установит само животное. После того как вы вознаградили собаку за определенное движение, оно должно стать единственным движением, за которое дается награда, пока оно не будет затренировано. Йоко сделала больший шаг вперед, чем я ожидал, и, поскольку я ее с энтузиазмом наградил, мне пришлось ждать, чтобы она его повторила. Это отняло меньше времени, чем я ожидал, но надо учесть, что Йоко очень прожорливая собака.

После такого огромного рывка вперед вся цепочка действий формировалась очень легко. Прошло совсем немного времени, и я уже бросал гантель на кушетку в дальнем конце приемной, а Йоко приносила ее по команде и садилась передо мной, держа ее в зубах, гордая. В первый же раз, когда на свежем воздухе я опробовал дать одно из тех упражнений, что предлагаются на состязаниях, она получила бы у меня за их выполнение все десять баллов из десяти. Но кажется, я несколько пристрастен.

Возьмем теперь два простых действия: выполнение команд «Сидеть!» и «Лежать!». Попытаемся, используя наш метод и не применяя силу, научить собаку четко реагировать на данные команды. Чтобы ускорить процесс, необходимо прибегнуть к подкупу. Иными словами, мы показываем награду, чтобы стимулировать движение. Как только достигается этот уровень понимания, мы обращаемся к команде и подаем ее только голосом, затем ждем, чтобы было сделано верное движение. Тогда мы придаем этому движению законченный вид. Для отработки команды «Сидеть!» покажите собаке лакомство, даже дотроньтесь им до кончика ее носа. Скажите: «Сидеть!» – и медленно переместите лакомство вверх и назад, чуть дальше линии глаз собаки. Сложение у собак такое, что если голова поднимается вверх и назад, то задняя часть туловища непременно опускается.

Для отработки команды «Лежать!» выберите такое препятствие, чтобы для его преодоления собаке нужно было лечь на брюхо. Это будет зависеть от размера собаки. Например, для немецкой овчарки подошел бы кофейный столик. Подведите к нему собаку и предложите ей лакомство, держа его в руке под столиком, то есть под препятствием. Когда собака потянется за лакомством, медленно отодвигайте его под препятствием, побуждая собаку двигаться следом и командуя при этом: «Лежать!» В тот момент, когда ее брюхо коснется пола, дайте вознаграждение.

Теперь, когда мы научили свою собаку делать то, чего мы от нее добиваемся, остается отучить ее делать то, что нам не нравится. Для достижения этой цели используем систему отрицательного подкрепления.

Пять основных ошибок при дрессировке собак на положительном подкреплении.

Вы никогда не услышите от меня, что принудительные методы дрессировки собак не работают, они работают. Так же вы не услышите от меня, что поощрительные методы сделают из любой собаки образцовую собаку-компаньона. Нет, это не так.

Читайте также:  Как формируется иерархический статус у собак

Однако существует большая разница между поощрительным и принудительным методом воспитания. В случае если метод, опирающийся на применение силы, не приносит результата, то, скорее всего, это связано с тем, что собака не способна терпеть физическое давление и устрашение. Это может привести к долгосрочным серьезным проблемам в поведении животного и иногда к физическим повреждениям у собаки.

Собаки с более напористым характером могут настойчиво сопротивляться принудительным методам дрессировки. В то время как те, чей характер мягче, чтобы вытерпеть физические наказания, могут укусить из оборонительных целей или просто полностью закрыться. Поощрительный метод дрессировки часто оказывается неудачным из-за ошибок, возникающих при его реализации. Если вы неправильно пользуетесь кликером и поощрениями, то в результате вы можете получить толстую, счастливую и неконтролируемую собаку, но у вас гораздо меньше шансов нанести ей психический и физиологический ущерб.

Целью, конечно, остаётся здоровая, счастливая и послушная собака. Для того чтобы добиться такого результата поощрительными методами дрессировки, вы стоит избегать типичных ошибок, описанных ниже.

Ошибка №1. Путать положительное подкрепление и вседозволенность

Скорее всего, вы слышали, что тренера, использующие отрицательное подкрепление, настаивают на том, что должны быть негативные последствия за неприемлемое поведение, а иначе животное никогда не поймёт, что ему дозволено. Вы удивитесь, когда узнаете, что сторонники положительного подкрепления не спорят с этим. Дело в том, что мы по-разному понимаем последствия этого. Хорошо реализованная программа поощрительной дрессировки совмещает правильный менеджмент ситуаций — чтобы не дать собаке возможность получить подкрепление нежелательного поведения и негативное наказание – когда неприемлемое поведение собаки приводит к прекращению каких-то хороших вещей.

Посмотрите эти примеры:

Принудительный/силовой — собака на поводке, собирается прыгнуть на прохожего. Хендлер жёстко корректирует (наказывает) ее, резко дернув за поводок. Прыжок наказывается. Собака запоминает, что происходит что-то плохое, когда она пытается на кого-то прыгнуть. Стоит отметить, что собака может так же запомнить, что сам факт приближения к человеку может вызывать негативные последствия, что ведёт к формированию агрессивного или боязливого поведения в присутствии незнакомцев.

Позитивный — собака на поводке, собирается прыгнуть на прохожего. Хендлер удерживает собаку так, что она не имеет возможности приблизиться к человеку. Просит прохожего остановиться и подождать, пока собака сядет и уже потом разрешает ее погладить. Действие собаки было проконтролировано, собака запоминает, что от прыжка на прохожего она ничего не получает, а вот если она сядет рядом с человеком, то это приведет к хорошим последствия. Так закладываются основы для будущих хороших манер и умения вежливо знакомиться с посторонними.

Вседозволенный – собака на поводке, собирается прыгнуть на прохожего. Хендлер позволяет собаке исполнить её желание, и прохожий награждает её поглаживанием. Поведение подкрепляется. Собака запоминает, что прыжки приносят приятные эмоции и продолжает прыгать на гостей, приходящих в дом, иногда даже усиливая свои попытки прыгнуть на человека.

Менеджмент ситуаций играет жизненно важную роль в положительном (а не вседозволенном!) методе дрессировки. Не давая собаке получить награду за нежелательное поведение, вы не даете собаке самоподкрепляться в этих ситуациях. Это работает, когда вы пресекаете прыжки собаки на прохожих, закрываете её в клетке, чтобы не дать ей разгромить дом в ваше отсутствие, убираете всё съедобное со стола, чтобы собака не училась проверять поверхности на предмет вкусных «подарочков», убираете привлекательные предметы из зоны доступа, чтобы собака не могла их сгрызть и много других вариантов, где вы можете использовать менеджмент ситуаций.

Поведение, которое никак не подкрепляется, в конечном итоге исчезает. Особенно, если вы делаете упор на поощрении альтернативного, желательно несовместимого с первым, поведения.

Ошибка №2 Зависимость от наведения

Если вы не убежденный приверженец шейпинга (метод обучения через отбор поведения), то вы, скорее всего, используете наведение при работе с положительным подкреплением.

В наведение используются лакомства, чтобы показать собаке, что вы хотите, чтобы она сделала. Чтобы навести собаку на команду «лежать», держите лакомство прямо перед носом собаки, пока она сидит, затем начните потихоньку опускать его вниз. Как только собачий нос потянется за лакомым кусочком, обозначьте это действие щелчком с помощью кликера либо голосом, например «да», и наградите лакомством.

Продолжайте постепенно опускать лакомство на пол, хвалить и поглаживать собаку, пока она лежит на полу. Если вдруг собака встанет, скажите «нет», усадите собаку и начните наводить заново, но на этот раз опускайте лакомство не так быстро.

Наведение для обучения новому поведению – это хорошо. А вот забывать постепенно убирать наведение – это нехорошо. Если вы не начнете достаточно быстро убирать наведение во время обучения навыку, поведение вашей собаки может стать зависимым от наличия лакомства в вашей руке. Несмотря на то, что у меня почти всегда есть лакомство в кармане или где-то поблизости, я не хочу, чтобы моя собака показывала нужный навык, основываясь только на знании, что лакомство у меня с собой.

Здесь описано как постепенно отойти от наведения на примере команды «лежать»:

  1. Применяйте наведение до тех пор, пока собака не станет выполнять команду без особого труда — когда вы опускаете корм вниз, собака ложиться сразу и получает лакомство. Для большинства собак шести повторений бывает достаточно.
  2. Встаньте перед собакой, держите руки по бокам от себя. Лакомство держите в руке, которую вы используете для наведения. Если собака пытается достать лакомство из руки, спрячьте её за спину.
  3. Как только собака сядет, дайте команду «лежать».
  4. Подождите немного, и, если собака не ляжет (что происходит в большинстве случаев), наведите собаку лакомством в нужное положение.
  5. Повторите 3 и 4 шаги несколько раз. Иногда ждите чуть-чуть дольше, прежде чем начать наводить, иногда начинайте раньше.
  6. Если собака не ложится после шести повторений, начните постепенно убирать наведение. Скомандуйте «лежать», пауза, начните наводить собаку, но вместо полного движения рукой до пола, проведите ¾ пути и быстро спрячьте руку за спину, ведя ее параллельно полу (если вы поднимете руку, то собака, скорее всего, снова сядет). Поскольку собака проделала ¾ пути до пола, то вероятнее всего, она продолжит движение и ляжет, несмотря на то, что лакомства уже нет. Если собака всё же встала, то попробуйте проделать то же самое, но провести куском 7/8 пути до пола.
  7. Повторяйте шаг 6, постепенно уменьшая наведение к полу, пока оно совсем не исчезнет.

Вы можете применить этот алгоритм к любым другим командам, которые можно научить наведением. Как только собака начнёт быстро выполнять их с наведением, сразу же начинайте наведение уменьшать. По сути, вы переводчик для вашей собаки, вы показываете ей, что слова, которые вы используете – это эквивалент наведению. Когда вы даёте команду «лежать», делаете паузу и затем наводите, это равнозначно тому, как если бы вы сказали: «Собака, слово «лежать» значит то же, что и кусок перед твоим носом, который опускается на пол, а ты следуешь за ним».

Ошибка №3 Зависимость от поощрения

Даже если у вас хорошо получается уходить от наведения, вы все равно можете замечать за собой, что не можете отказаться от постоянной выдачи лакомства – вам кажется, что вы обязаны поощрять собаку каждый раз, когда собака демонстрирует нужное поведение, а иначе оно может угаснуть.

Такая ситуация называется непрерывное подкрепление. Собака может достигнуть таким способом великолепного стабильного поведения, но это поведение скорее всего не будет достаточно длительным . Если по каким-то причинам вы перестанете поощрять каждый раз, когда собака демонстрирует поведение, скорее всего собака достаточно быстро перестанет показывать нужное поведение, поскольку она перестает получать первичное подкрепление (еду).

Примените очень важный концепт вариативного подкрепления. Когда ваша собака стабильно выполняет команды на непрерывном подкреплении – демонстрирует желаемое поведение как минимум в 8 из 10 случаев, то пора начинать поощрять с перерывами. Проще говоря, время от времени пропускайте момент клика и лакомства, вместо этого хвалите собаку. По началу, пропускайте щелчки лишь изредка, постепенно начиная пропускать всё больше и больше, до тех пор, пока собака не начнет работать в основном за похвалу (или другие социальные поощрения).

Если вы постоянно включаете похвалу в ваш дрессировочный процесс — клик, лакомство, «хорошая собака!», тогда у вашей собаки выработаются позитивные ассоциации с похвалой, и она будет ценна для собаки, даже когда вы станете работать без кликов и лакомства.

Напоминаю: в моих дрессировочных сессиях, кликер всегда значит, что потом последует лакомство. Когда я начинаю внедрять вариативное подкрепление, то я перестаю кликать, а только хвалю. Это помогает сохранить ценность и силу кликера.

Вы можете использовать другие поощрения, когда хотите поощрить животное без кликера и лакомства. Все, что ваша собака любит, может использоваться для мотивации, особенно если вы можете контролировать доступ собаки к предмету и применять его в поощрении правильного поведения. Это могут быть: мячик, любимая игрушка, прогулка на машине, на поводке или почесывание за ухом.

Иногда, я поощряю своих собак за ожидание перед дверью, открывая дверь и разрешая им выбежать из нее. Они срываются с места и бегут играть и делать свои дела. Все это тоже варианты социальных поощрений, которые подкрепляют собак естественным путём.

Конечно, они не всегда получают возможность выскочить в дверь. Вариативное поощрение делает поведение очень длительным. Как игроман с автоматами, ваша собака будет играть бесконечно, потому что она знает, что однажды получит награду.

Ошибка №4 Несвоевременность

Некоторые дрессировщики скажут вам, что последствия должны последовать за действием в течение какого-то определенного промежутка времени, чтобы они повлияли на действие, т.е. чтобы собака поняла связь между поступком и наградой (наказанием). Я слышала, что кто-то называет цифру в 5 секунд (на мой взгляд, это слишком долго), кто-то говорит про 1 секунду (по-моему, это более верная цифра).

Достаточно сказать, что результат тем лучше, чем ближе последствия к самому действию по времени. Это одинаково верно и для положительного подкрепления (лакомство, похвала, игрушка, поглаживание) и для негативного наказания (когда поведение собаки приводит к тому, что хорошие вещи уходят) или для положительного наказания (когда поведение собаки приводит к тому, что плохие вещи начинаются). Конечно, тренеры работающие на положительном подкреплении стараются избегать использования положительного наказания.

Наибольшая польза от маркера поощрения, например, щелчка кликера или слова «да» — это точный тайминг. С маркером у вас идеальный или почти идеальный тайминг отметки правильного поведения. Маркер — это как мостик между командой и лакомством. Как только произошло поведение, вы должны отметить его щелчком, а потом у вас есть несколько секунд, чтобы спокойно достать лакомство и дать его собаке.

Если у вас плохо с таймингом и вы постоянно запаздываете с кликом, вы можете непроизвольно, но постоянно подкреплять не то поведение, которого вы добивались от вашего подопечного. В лучшем случае это введет собаку в заблуждение, замедлит процесс обучения и расстроит вас обоих. В худшем – вы спровоцируете прямо противоположное поведение, все это закончится переучиванием или даже устранением нежелательного поведения.

Давайте представим, что вы обучаете собаку вежливо приветствовать гостей, выполняя команду «сидеть». Когда к вам приходят гости, собака у вас на поводке, чтобы вы могли предотвратить прыжки. Когда к вам заходит гость, собака идеально выполняет команду «сидеть» на входном коврике. Вы нажимаете на кликер, но пока вы нажимаете, собака успела подумать, что хвалить ее никто не планирует и как раз прыгает на тетушку Марту. Клик, ой! Конечно, вы не совершили никакой глобальной ошибки (если тете Марте не 90 лет и у нее не сломалось ребро от прыжка собаки). Но каждый раз, когда вы запаздываете с маркером, и даете его, когда ваша собака уже прыгает на гостя, а не сидит на выдержке, вы тем самым говорите собаке, что запрыгивать это хорошо, это поведение приводит к поощрению.

В данной ситуации есть преимущество у голосового маркера – слово «да» или щелчок языком. Если вы застигнуты врасплох и у вас нет кликера, то просто промаркируйте поведение голосом и подкрепите его лакомством, который наверняка лежит у вас в кармане.

Если вы поняли, что опаздываете со щелчком, даже когда кликер у вас наготове в руке, то вам нужно попрактиковаться с таймингом. Когда рядом нет вашей собаки (и она не может вас слышать), включите телевизор на спортивном канале и найдите теннисный матч. Смотрите внимательно. Каждый раз, когда теннисист отбивает мяч, нажимайте на кликер. Как только вы заметите, что ваш клик точно совпадает с ударом по мячу, вы можете приступать к дрессировке. (Заметим: такой вид отработки реакции не эффективен с гольфом и бейсболом.)

Ошибка № 5: Неуверенность в своих убеждениях

Если вы дрессируете собаку, а эффекта не видно, то вам может показаться, что сойти с пути будет лучше. Всегда найдутся друзья, единомышленники, семья и другие профессионалы, готовые с радостью указать на ваши ошибки, и посоветуют применить жесткие меры, припугнуть или хорошенько одернуть вашу непослушную собаку, чтобы заставить ее подчиняться.

Возможно вы тренер, который уходит от применения наказания в обучении, но ваш предыдущий успех в применении силовых методов постоянно нашептывает вам: «я мог бы дернуть за поводок разочек!»

СТОП!

Основная вещь, которую мы так ценим в положительной дрессировке – это доверие, которое вырастает между человеком и собакой. Ваша собака верит, что может пробовать разные варианты поведения, и они не приведут к боли. Вы дадите ей понять, когда она права, и не напугаете и не побьете ее, если она ошиблась. Когда вы разрушаете доверие, вы рискуете получить негативные поведенческие последствия, иногда очень значительные — от агрессии с одной стороны, до отказа от работы или выученной беспомощности с другой.

Когда собака становится агрессивной, ее будущее ставится под сомнение. Когда собака отказывается работать, и вообще теряет какое-либо желание, т.к. боится наказания, то дрессировка становится сплошным расстройством.

Использование принуждения одновременно с положительным подкреплением так же имеет очень серьезные последствия. Если вы наказываете собаку за невыполнение команды, которые вы считает она «знает», то вы «отравляете» команду, другими словами, наделяете команду плохими ассоциациями. Команда становится двусмысленной: животное не понимает, что она несет в себе – положительные вещи (клик и лакомство) или отрицательные (наказание). Двусмысленность порождает стресс и превращает счастливую собаку в собаку с поджатым хвостом, а энтузиазм ее совсем куда-то исчезает.

«Отравленную» команда сложно, а иногда и невозможно, восстановить. Если вы все-таки «испортили» команду, то лучше ввести новую, чем пытаться восстановить старую.

У вас всегда есть выбор, как вести себя с собакой. Один из моментов, который мне очень нравится в позитивном методе дрессировки, это множество возможностей для закрепления команд без принуждения и запугивания. Применение силы в таком методе пагубно скажется на последующих тренировках, так же как и отсутствия творческого подхода.

На недавнем семинаре, хозяин одного милого бернского зенненхунда признался мне, что ему «приходится» использовать принудительную апортировку (с щипком за ухо), хотя во всех остальных моментах он использует положительное подкрепление. Я вежливо предположила, что он не «вынужден» использовать такой метод, но захотел использовать его. Я не удивилась, когда мы начали шейпинг упражнения (когда собака предлагает разные варианты поведения), берн сел у ноги владельца, неуверенно глядя ему в глаза, не предлагая никаких вариантов поведений, в то время как остальные собаки в паре с хендлерами были увлечены шейпинг играми. Выбор хозяина зенненхунда в корне влиял на собаку и их отношения.

Положительные методы дрессировки работают. Если вы привержены положительным методам дрессировки, то вы найдете способ научить собаку апортировке, не щипая ее за ухо. Существует огромное множество прекрасных книг, видео, дрессировщиков и веб-сайтов, которые готовы помочь вам в решении ваших дрессировочных проблем. Вы можете также решить, что апортировка не стоит того, чтобы становится жестоким, лучше найти другой вариант совместного времяпрепровождения с собакой. Это ваш выбор. Делайте его с умом.

Пет Миллер, CBCC-KA, CPDT-KA, редактор журнала Dog Journal’s.

Дрессировка собак: подкрепление и наказание. Почему пряник лучше кнута?

Как утверждал А.С. Макаренко, начинать воспитание ребенка нужно еще до его рождения, иначе можно опоздать. Малыш уже в утробе матери очень четко реагирует на проявление любви или нежелания появления его на свет. Поэтому, родители еще до появления его на свет должны владеть педагогическими приемами воспитания ребенка. Существует множество форм обучения, которые основаны на сознательном и на подсознательном восприятии, и среди них необходимо выделить на первое место известный с древнейших времен принцип “кнута и пряника” или поощрения и наказания.

С момента рождения ребенка многие родители направляют все свои усилия на то, чтобы их малыш вырос счастливым человеком и ни в чем не нуждался. Они всячески балуют ребенка, покупают дорогие игрушки, одежду, радионяню, манеж, и многое другое, пусть даже отказывая себе в необходимых вещах. А для других родителей ребенок является не совсем желанным в семьи и они не беспокоятся о ребенке, наказывают его за каждую провинность. Некоторые родители, сами выросшие в строгой семьи, стараются ограничить потребности детей, отказывая им во всем, покупая только самое необходимое.

Читайте также:  Как собака благодарит вас?

Какой же подход воспитания правильный? Как лучше воспитать ребенка “кнутом или пряником”? Психологи советуют родителям четко ограничить, когда следует баловать ребенка и когда наказать. Все хорошо в меру, не следует применять оба действия практически одновременно. Например, сначала наказывать и тут же пожалеть его, ласкать и всячески баловать. Дети быстро привыкают к такому проявлению родительских чувств и начинают манипулировать старшими. Негативно скажется на воспитании и такой метод воспитания, когда мама наказывает, а папа поощряет или наоборот, папа – с кнутом, а мама – с пряником. Воспитательное действие одного родителя не должно оспариваться другим родителем, особенно в присутствии ребенка. В противном случае ребенок быстро разберется от кого можно добиться исполнения своих желаний.

Вряд ли найдется хоть одна семья, в которой бы ни разу не наказывали ребенка. Ведь наказание не обязательно бывает только физическим, оно и то, когда ребенка ставят в угол, отправляют в другую комнату, не разговаривают с ним или другие формы наказания, которые рассчитаны на боязнь ребенка потерять родительскую любовь.

Многие родители жалуются на то, что заставить слушаться своего ребенка без подзатыльника или ругани они не могут. Физического наказания боятся все люди, да и животные тоже. Действительно, наказывая физически можно добиться послушания. Однако, физическое наказание – это не метод воспитания, а дрессировка ребенка, которая отрицательно сказывается на формировании его, как личности. Систематическое применение физического наказания способствует превращению ребенка в безвольного человека или в “раба”, неспособного иметь собственное мнение и принимать самостоятельные решения.

Родители должны научиться избегать любого вида физического наказания. Для этого с рождения надо учить малыша понимать слова и уважать авторитет родителей. Дети не должны слушаться от страха боли ремешка или только после шлепки по попке. Надо своим примером, тоном и поведением дать понять ребенку, что ваше поручение необходимо выполнить. Даже в том случае, если наказания не удалось избежать, объясните малышу, за что вы его наказали.

Малыш не должен видеть при наказании ненависть родителей, он должен быть уверен, что родители наказывают его с любовью. Это не значит, что при наказании вы должны улыбаться и ласкать вашего ребенка, просто в ваших глазах не должно быть гнева, а только строгость и ясное выражение вашего требования. Прежде чем прибегать к наказанию, необходимо использовать все методы внушения. Предупреждайте малыша, что вам не нравятся его действия и если он не исправится, то будет наказан. Это даст возможность ребенку понять и вовремя исправить свое поведение, а вам избежать наказания.

Выражение любви и ласки, поощрение какого-то поступка, доброе отношение, подарки являются теми “пряниками”, которые применяют родители в воспитании ребенка. Хвалить ребенка за его успехи, за старания и стремление достичь своей цели необходимо для вдохновения его на освоение новых высот. Родительская любовь повышает у ребенка самооценку и учит правильному общению с окружающими людьми.

Каждому родителю надо научиться найти в своем ребенке то, которое можно взрастить и проявить в ребенке своей любовью. Однако воспитать гармоничную личность только методом “пряника” тоже невозможно. Если родители чрезмерно опекают своего ребенка, забрасывают его игрушками, развлечениями и деньгами, то ребенок “садиться на голову”. Малыши, которых баловали с детства, вырастают эгоистичными и самоуверенными людьми, которые сами неспособны делать ничего самостоятельно.

Наказание или кнут запоминается гораздо лучше, чем поощрение или пряник. Необходимо стараться никогда не наказывать детей, а тем более в присутствии посторонних людей. И как бы нам не хотелось, завалить свое дитя “пряником”, на вопросы воспитания надо смотреть объективно. Чрезмерно баловать детей не следует.

Чтобы не переборщить, с раннего детства приучайте ребенка к самостоятельности и труду, не проявляйте свою любовь и заботу, только покупая новые игрушки, больше общайтесь с ребенком и участвуйте в его жизни. Своим поведением будьте ребенку хорошим примером для подражания. Тогда и потребность в воспитании с использованием “кнута” отпадет само собой.

– Рекомендуем посетить наш раздел с интересными материалами на аналогичные тематики “Психология отношений”

Как дрессировать собаку: советы, правила, методы

Воспитание и дрессировка необходимый процесс для каждого владельца собаки. Без должной социализации и дрессуры невозможно комфортное существование стаи человек – собака.

Зачем нужна дрессировка и с чего начать

Щенок в доме – долгожданное радостное событие. Но не каждый хозяин понимает, что поведение собаки может сильно отличаться от радужных представлений сожительства. Животные живут по законам стаи, ведут себя так, как им велят инстинкты.

Чтобы дни, проведенные бок о бок с собакой не стали невыносимыми – занятия со щенком должны проводиться ежедневно. Плохо воспитанный питомец, даже самых маленьких размеров может превратиться в настоящего тирана, терроризирующего всю семью и ближайшее окружение.

Собака, не обученная командам гоняется за котами, прыгает на посторонних людей пугая их. Пес может в любой момент сорваться с поводка и угодить под машину.

Когда начинать занятия со щенком

Из пережитков советских времен, многие люди уверены, что приступать к дрессировке нужно не раньше, чем щенку исполнится 6 месяцев. Во многих военных кинологических базах, на дрессировочную площадку до сих пор выводят собак достигших полу годовалого возраста. Связано это исключительно с методом воспитания, военные специалисты в большинстве работают посредством принуждения, действительно не подходящем маленьким щенкам.

Вместе с курсом общей дрессировки армейские псы обучаются специальным навыкам:

  • Поиск человека по следу;
  • Выборка вещи;
  • Поисково-спасательная служба;
  • Охрана территории;
  • Лобовая атака;
  • Задержание преступника;
  • Защита хозяина (и оставленных вещей);
  • Поиск взрывчатых и наркотических вещест.

Совсем маленькие щенки, еще не пригодны для специальной подготовки. Но собака, живущая в семье в качестве компаньона, должна начинать осваивать азы воспитания с первых дней появления в доме.

Щенок в возрасте от 3 до 7 месяцев отлично и быстро дрессируется. Этот период в кинологии называется «время глубокой памяти». Команды, которые пес освоил в это время, запоминаются надолго, без длительных повторений.

Подготовка к дрессуре

Прежде чем начинать изучение команд, инструктор должен познакомиться со щенком, войти в доверие – погладить, поиграть или угостить лакомством. Первое занятие нужно проводить в хорошо знакомом малышу помещении или постоянном месте выгула.

Предварительно собаку нужно выгулять для удовлетворения естественных надобностей. Если песик будет хотеть в туалет, ему будет сложно сконцентрироваться на дрессировщике.

На месте проведения первого занятия должны отсутствовать посторонние люди и животные, чтобы не напугать и не отвлекать щенка. На начальном этапе дрессировки очень важно, чтобы внимание питомца было полностью увлечено инструктором.

Необходимая амуниция

Прежде чем начинать занятия необходимо приобрести соответствующую амуницию:

  • Мягкий кожаный или нейлоновый ошейник;
  • Поводок длинной 1 – 1,5 метра;
  • Поводок длинной 5 – 15 метров;
  • Мотивирующее лакомство или игрушку.

Весь инвентарь должен подходить по размеру собаке и быть достаточно прочным, чтобы не порваться в процессе занятий.

Основные методы дрессировки

Всего в кинологии различают 11 методов формирования навыков:

  1. Способ наведения – инструктор побуждает собаку выполнить необходимое действие, следуя за мотивацией (лакомством или игрушкой);
  2. Способ наталкивания – дрессировщик подталкивает собаку к нужной деятельности с помощью поводка или рук, создавая неприятные ощущения, которые тут же прекращаются после выполнения команды;
  3. Способ пассивной флексии – метод похож на лепку, если животное не сопротивляется, ему придают нужную позу одновременно с голосовой командой;
  4. Способ отбора поведения – команда подается, когда собака выполняет произвольное действие. Например, питомцу захотелось лечь – инструктор дает команду «лежать» и поощряет собаку;
  5. Способ усиления поведенческого признака – подходит для животных, у которых уже сформировались навыки, но не совсем правильно – подкрепляется лучшее исполнение, чем предыдущее;
  6. Способ редукции поведенческого акта до какого-то отдельного элемента, путем подкрепления только одного элемента из цепочки действий;
  7. Способ альтернативного поведения – при помощи определенного вспомогательного реквизита, создаются такие условия собаке, при которых нужное поведение становится единственно возможным;
  8. Способ игрового поведения – в качестве мотивации используется потребность собаки в игре и инстинкт охотника;
  9. Способ подражания – используется с помощью ранее обученной собаки, щенки способны обучаться глядя на других;
  10. Способ оборонительного поведения заключается в избегании собакой болевых ощущений, приводящих ее в нужное для дрессировщика положение;
  11. Способ агрессивно-оборонительного поведения используется в специальных курсах дрессировки, воздействия оказываются такой силы, что собака вынуждена обороняться.

Нельзя говорить, что какой-то из вышеперечисленных способов хуже или лучше. Каждый дрессировщик использует определенные методы исходя из возраста, породы собаки и собственной интуиции.

Занятия с инструктором

Есть несколько вариантов занятий у кинологов:

  • Дрессировка с содержанием – удовольствие не из дешевых, но действенное. Специалист работает с собакой ежедневно, в результате чего владелец получает уже воспитанную собаку
  • Самостоятельная дрессировка под кураторством зоопсихолога – оптимальный вариант, профессионал обучает владельца управлять питомцем, индивидуально или в группе
  • Отработка навыков кинологом – в присутствии хозяина, дрессировщик работает самостоятельно

Выбор специалиста

К выбору учителя следует отнестись со всей серьезностью. Необходимо узнать у опытных владельцев собак к кому лучше обратиться, а не подкупаться на рекламу в интернете.

Кинологи, имеющие свои блоги и каналы на просторах сети, как правило, являются не самыми квалифицированными специалистами. Весь материал, отснятый о чудесной дрессировке за 5 минут, является чистой воды привлечением внимания для заработка на рекламе. У хороших профессионалов нет времени на подобную ерунду.

Дрессировка на площадке

Занятия на дрессировочной площадке могут проходить как индивидуально, так и в группе:

  1. Групповые занятия дешевле, но имеют меньшую эффективность. Кинолог может отвлечься на другую собаку, и не заметить ошибок других учеников.
  2. Индивидуальные тренировки имеют очень высокий КПД, но стоят дороже, иногда даже вдвое. Но внимание инструктора полностью увлечено одним животным и ошибок в дрессуре не допускается.

Не нужно посещать площадки, где владельцы или дрессировщики бьют собак за невыполнение команд. Питомец может запомнить, что площадка это страшно и впоследствии отказаться туда даже заходить.

Продолжительность занятий

Средняя длительность занятий с инструктором составляет от 40 минут, до 1 часа. Как правило, тренировки проходят раз в неделю.

Хороший дрессировщик показывает владельцам, как правильно обращаться с питомцем, как формируется навык. Остальное время наблюдает, как у хозяев получается самостоятельное обучение и корректирует ошибки. Во время недельного перерыва, формирование навыка отрабатывается самостоятельно.

Роль социализации в дрессировке

В процессе социализации щенок учится спокойному реагированию на посторонние раздражители. Это играет огромную роль в воспитании управляемой собаки.

Животные с недостаточным уровнем социализации становятся нервными, неуверенными в себе, могут вести себя неадекватно в условиях города. Питомец находится в состоянии постоянного стресса в новой обстановке и отказывается выполнять команды.

Собаки, выращенные в условиях социальной депривации, ведут себя крайне неуравновешенно и агрессивно к людям и другим животным.

Общие правила самостоятельной дрессировки

Главными правилами воспитания собаки без помощи инструктора являются:

  1. Хорошая мотивация – награда должна быть очень желанной.
  2. Своевременное подкрепление – собаки связывают подкрепление только с последним действием.
  3. Всегда добиваться выполнения приказа – если питомец поймет что можно не подчиниться хотя бы раз, он это обязательно повторит.
  4. Огромный запас терпения – нервное состояние не дает здраво мыслить, команды отдаются не корректно, поощрение происходит не вовремя.

Главное понимать, что собака – живое существо, это не робот всегда готовый к работе. У них тоже может что-то болеть или «не быть настроения». Если очевидно, что пес не настроен работать, то необходимо пересмотреть мотивацию или отложить занятие на другой раз.

Обучение собаки в домашних условиях

Учить маленького щенка рекомендуется исключительно через позитив. Лакомый кусочек или любимая игрушка в качестве поощрения – идеальный вариант. Благодаря такому обучению, собака начинает больше доверять владельцу, становится более уверенной в себе, выполняет команды с удовольствием.

  • Активная продолжительность занятий с питомцем должна быть около часа в день, разбитая на 3 – 4 раза.
  • У щенков до 6 месяцев очень подвижная нервная система, даже 15 минутное занятие для них большая нагрузка.

От молодых собак, особенно холериков, не надо ждать идеальной выдержки. Подкрепление должно следовать сразу после выполнения приказа. Только после формирования стойкого рефлекса следует начинать отрабатывать выдержку.

Приобщение к амуниции

Прежде чем приступать к дрессировке, четвероногому компаньону необходимо усвоить что амуниция – неотъемлемая часть жизни. С ошейником, как правило, проблем не возникает, он никак не мешает перемещаться и играть.

Поводок молодые собаки в большинстве случаев воспринимают, как игрушку. Пес может кусать ненавистную веревку, брыкаться, вырываться. Все не нужные действия надо проигнорировать, и отвлечь питомца от поводка игрушкой. Постепенно малыш привыкнет к наличию поводка в его жизни.

Гораздо сложнее дела обстоят с намордником, это самая ненавистная амуниция. Для облегчения процесса, необходимо начинать приучать к наморднику с раннего детства. Чтобы одеть намордник на собаку необходимо взять кусочек лакомства и вложить внутрь. Щенок заинтересуется запахом и сам просунет морду внутрь.

За это действие обязательно нужно похвалить. Данное упражнение необходимо проделывать дома ежедневно, постепенно увеличивая промежуток времени нахождения морды в наморднике.

Амуниция должна быть правильно подобрана, полностью подходить по размеру собаке. Никто ведь не носит туфли, которые натирают, мотивация быстрее их снять преобладает над всеми другими желаниями.

Приучение к месту или вольеру

Команда «место» обязательный навык для каждого пса. Собачье место – это теплый уютный уголок, в котором питомец отдыхает. Нельзя отправлять собаку на место в качестве наказания или проявлять жестокость, когда она отдыхает там – будут плохие ассоциации, щенок будет бояться своей подстилки.

Чтобы приучить собаку заходить в вольер по первой команде нужно заманить ее туда лакомством. Покормить, приговаривая «хорошо, место», «молодец место» и выпустить. Потом можно не входя в вольер бросить внутрь игрушку и скомандовать «место». Когда собака забежит в вольер, обязательно похвалить.

Команды для первичного ознакомления

Все приказы второстепенны, первое, что должен усвоить щенок это свою кличку. Если собака не слышит хозяина, она не будет выполнять команды.

После клички обучают элементарным командам управления:

  • “Ко мне”;
  • “Рядом”;
  • “Сидеть, лежать, стоять (в комплексе)”;
  • “Фу (нельзя)”.

Это самая минимальная база управления собакой в обществе.

Особенности дрессировки взрослой собаки

Бытует мнение, что взрослые собаки плохо поддаются дрессировке или не поддаются совсем. Это миф, грамотный подход к питомцу помогает наладить контакт с хозяином и дает возможность дисциплинировать даже пожилое животное.

Собаке с устоявшимся поведением действительно нужно больше времени, чтобы понять чего от нее хотят, чем щенку. Но это не значит, что взрослую собаку не нужно воспитывать. Чуть больше терпения и времени, и даже закоренелый мародер в собачьей шкуре станет послушным, преданным другом.

Необходимые команды для управления собакой в городе

Постоянно контактируя с социальным обществом, необходимо быть уверенным в навыках собаки, особенно это касается владельцев «потенциально опасных пород». На данный момент есть специальный кинологический курс под названием УГС (управляемая городская собака), его часто путают с ОКД (общий курс дрессировки), но это два абсолютно разных норматива. Обучение курсу УГС делится на два этапа – на дрессировочной площадке и в городе.

Первый этап (на площадке):

  • Движение рядом с проводником на поводке;
  • Движение рядом дрессировщиком без амуниции;
  • Посадка собаки из движения;
  • Укладка питомца с выдержкой и подзывом;
  • Укладка при наличии отвлекающих факторов.

Второй этап (в городе):

  • Встреча собаки с людьми;
  • Встреча с велосипедом;
  • Реакция животного на автомобиль;
  • Поведение при встрече бегунов (роллеров);
  • Действия при виде других собак;
  • Реакция питомца оставленного на привязи по отношению к другим.

Основная часть навыков связана именно с социализацией животного, из этого напрашивается вывод, что именно социальная адаптация в городе даже более важна, чем выполнение команд.

Кнут или пряник – какой метод выбрать

Риторический вопрос. Еще лет 10 -15 назад все кинологи хором твердили о «доминантности» и о том, что собака должна уважать хозяина. На сегодняшний день ситуация кардинально изменилась, все большее количество зоопсихологов, уверены – воспитывать собаку нужно через позитив.

Грамотно подобранная мотивация, заставляет собаку выполнять команды с радостью, что даже смотрится эффектнее. Когда питомец выращен без применения «кнута», он абсолютно уверен в себе и безгранично доверяет хозяину. Сменив «пряник» на жестокость, велик шанс получить запуганное, нервное существо, которое при любом удобном случае пытается сбежать от хозяина.

Полезные советы от профессионалов

Список полезных советов от кинолога:

  • Произносить команду нужно только 1 раз (единственная повторяющаяся команда – «рядом»).
  • Каждое выполненное правильно действие должно быть вознаграждено (на этапе обучения).
  • Никогда не наказывать собаку после подзыва «ко мне» (сколько бы, не пришлось ее ждать).
  • Занятия должны быть кратковременными, но ежедневными.
  • Категорически запрещено использовать корректирующую амуницию щенкам до года.
  • Нельзя недооценивать роль социализации в дрессировке.

Воспитать настоящего компаньона долго и трудоемко, но оно того стоит. Хорошо выдрессированный питомец не принесет дискомфорта окружающим, и не подвергнется опасности урбана (побеги, машины). Послушная собака – гордость достойного владельца.

Ссылка на основную публикацию