Диагностические игры с собакой: коммуникация – описание и видео

Язык собак

Перейти в оглавление раздела:Язык животных

Язык собак

Перейти в оглавление раздела: Породы собак

Собака, как уже говорилось, социальное животное. Все современные дикие родственники собак ведут стайный образ жизни, и существование собак вне стаи немыслимо.

Под общением у животных понимают влияние поведения одной особи на поведение другой. При общении происходит согласование поведения и получение информации об окружающей среде не непосредственным путем, а через информатора, что иногда бывает крайне важным, а также передача опыта, когда одно животное в поведении подражает другому.

Общение происходит с помощью сигналов. Одной из характеристик любого сообщества животных является наличие коммуникаций, т.е. способа передачи сигналов. Чем выше организовано животное, тем сложнее коммуникации, тем больше объем передаваемой информации.

Какая же информация заключена в «языке» животных?

Идентификация отдельной особи («это я!») или целой группы («это мы!»).

Прогноз того, что данное животное сейчас сделает: нападет, убежит, начнет ухаживать, предложит следовать за собой или разделить какое-то действие (игру или даже поедание найденной пищи).

Предупреждение о замеченной опасности.

Сложные абстрактные понятия, которые передает человек с помощью речи – второй сигнальной системы, – собакам недоступны. Поэтому слово «язык» животных взято в кавычки.

Зато собаки прекрасно передают свое эмоциональное состояние и столь же легко воспринимают эмоциональное состояние человека.

У собак существует три типа коммуникаций.

Химическая, или хемокоммуникация, – с помощью пахучих веществ. Собаки метят свою территорию, запасы пищи, а то и друг друга. Владельцы собак знают, какому пристальному вниманию они подвергаются, когда возвращаются из гостей, посещая те дома, где есть свои домашние любимцы. Их собственные животные долго и придирчиво обнюхивают хозяев, едва удерживаясь от желания поставить на них собственную метку. Кстати, у дворовых псов это принято, особенно во время спаривания, они вполне могут поднять лапку на свою партнершу. Вполне благовоспитанные домашние собаки способны надуть лужу, если в квартиру приведут чужака. Кобели делают это чаще, но иногда так поступают и суки. Наказывать собак за это бесполезно, так как это является естественной реакцией.

Все собаководы видели, как собаки метят территорию – столбики, деревья, бугорки, – и знают, какую богатую информацию получают их четвероногие любимцы от этих меток. По запаху собаки определяют пол, возраст, физиологическое и эмоциональное состояние, ранг друг друга, даже узнают, какую пищу перед этим ели и чем занимались. В состоянии течки суки метят территорию, привлекая кобелей. Кобель и сука в результате взаимного обнюхивания определяют симпатию или антипатию друг к другу, а может быть, и генетическую совместимость, не говоря уже о состоянии половой охоты.

Замечательное описание того, как собаки пользуются своими СМИ – столбиками, – находим в рассказе Э. Сэтона-Томпсона «Бинго» из его легендарной книги «Рассказы о животных»:

«Я видел, как Бинго подходил к столбу, нюхал, исследовал землю вокруг него. Он рычал, ощетинивал шерсть и, сверкая глазами, принимался яростно и с презрением скрести землю задними ногами. В переводе на человеческий язык это означало следующее: «Опять эта грязная дворняга, пес Мак-Картни! Я ему задам сегодня ночью».

В другой раз случалось, что, обнюхав столб, Бинго внезапно с волнением изучал след шакала. «След шакала, идущий с севера и притом пахнущий околевшей коровой. Это стоит расследовать».

Иногда же он принимался махать хвостом, бегал кругом и возвращался к столбу, чтобы еще заметнее сделать свое посещение, – может быть, для того, чтобы его брат Билл, вернувшийся из Брендона, узнал его. Таким образом, вовсе не случайно однажды вечером Билл явился в гости к Бинго.

Бывало и так, что весть, которую Бинго узнавал у столба, потрясала его до глубины души. Тогда он бежал по следу к следующей станции, чтобы там получить более свежие новости.

Порой я замечал, что он внимательнейшим образом осматривал столб, точно спрашивал себя: «Кто это мог быть. »

Или как будто размышлял, исследуя столб: «Кажется, я встречался с ним прошлым летом у переправы?»»

Однако столбик столбику – рознь! Во-первых, желательно, чтобы он был уже помечен предшественниками, во-вторых, он должен чем-то привлекать внимание, отличаться от похожих столбиков – быть или выше, или шире, или с какой-нибудь отметиной.

В нашем доме жил слепой доберман-пинчер. Я обратила внимание, что он, хотя и вынюхивал те места, где оставили свои метки другие кобели, чаще, чем они, поднимал лапку на ровном месте. Мне несколько раз приходилось ездить в поездах дальнего следования с собаками, в том числе с эрдельтерьером Джоем. Мы выскакивали на перрон на тех станциях, где поезд стоял не менее десяти минут, и принимались метаться в поисках подходящего места для того, чтобы пес мог задрать лапку. Ну, ясное дело, люди будут возражать, если он сделает это на клумбе с цветами, украшающей вокзал. А ровные рельсы, поросшие чахлой травкой и пахнущие мазутом, его не привлекали! В считанные минуты нужно было найти угол какого-нибудь забора, пучок травы или столбик, где отметился местный Бобик. Конечно, мы с собакой решали эту задачу, но как я нервничала, опасаясь, что поезд тронется! С суками, кстати говоря, проблем было меньше: мои ризеншнауцеры, Гретхен и ее дочь Мойра, соглашались присесть и на железнодорожные пути.

2. Звуковая, или акустическая, информация – вся гамма звуков, которые издают собаки – лай, вой, рычание, визг, скуление и т. д. Есть звуки фоновые, а есть звуки, несущие информацию. Собака лает от возбуждения, оно может быть вызвано страхом, растерянностью, радостью, яростью. Очень часто лай – это призыв к какому-то общему действию, например игре, или приглашение следовать за собой. Лай или рычание – сигнал тревоги, выражающей настороженность и предупреждение, обозначение посторонних раздражителей – появление чужих людей или животных. Вой – чаще всего сигнал одиночества, призыв собраться вместе. Скулить собака может и от боли, и от нетерпения.

Все звуки, издаваемые собаками, – прекрасная информация об их состоянии и намерениях на ближайший момент. Можно подойти к отчаянно лающей чужой привязанной собаке, если речь не идет о нарушении кинологической этики, и безбоязненно погладить ее. Ведь она лаяла от скуки и одиночества! Но следует обойти подальше привязанную собаку, которая либо рычит, либо в ее лае слышатся агрессивные или трусливые нотки: укусить собака может, как известно, и от злости, и от страха, особенно если ей некуда деваться.

3. Зрительная, или визуальная, коммуникация – все богатство демонстративных поз: позы угрозы, подчинения, приветствия, ухаживания. Кроме демонстративных поз, существуют еще микродвижения, аналогичные человеческой мимике. Кстати говоря, собаки прекрасно ориентируются в настроениях хозяина, лишь взглянув ему в лицо, – они тоже «считывают» информацию, задаваемую мимикой. Помимо этого они улавливают человеческие микродвижения и очень часто ориентируются по ним. Особенно это заметно во время дрессировки: дрессировщик способен совершенно непроизвольно подсказать своему питомцу правильное решение или, наоборот, сбить его с толку. Такое умение постичь настроение и угадать его желания подчас граничат с мистикой. Именно поэтому про собак часто говорят: «Они все понимают, но сказать не могут!»

Позы самих собак бывают так выразительны! Их понимание – ключ к управлению: можно предотвращать драки, вовремя отзывая собак, или, наоборот, не вмешиваться, если становится ясно, что собаки соблюдают ритуал обнюхивания и драка не предвидится.

Несведущие люди часто говорят: «Кто ее, собаку, знает, что у нее на уме?» На самом деле у собаки на морде буквально написано все, что она сделает в следующий момент. Собака «говорит» ушами (прижаты они или насторожены), глазами, губами и зубами: стянутые в угрозе губы, наморщенный нос – признак решимости, а оскаленные зубы, но растянутые в «полуулыбке» челюсти – признак неуверенности. Неожиданность поступков можно объяснить лишь ненаблюдательностью человека.

Если собаки научаются понимать нас, то чем мы хуже?! Мы тоже вполне способны овладеть собачьим «языком» – запомнить все увиденные позы, принимаемые собаками, и нюансы издаваемых ими звуков, чтобы безошибочно предсказывать поведение как собственных питомцев, так и всех встреченных собак. Нам не постичь лишь языка запахов.

Собака, уверенная в себе, угрожает: уши прижаты, кожа вокруг носа наморщена, уголки губ стянуты, оскалены только передние зубы. Чем менее она уверена в себе, тем оскал будет шире

Знаменитый конфликт между кошками и собаками обусловлен тем, что эти животные «говорят на разных языках». Их «язык» зачастую прямо противоположен. Например, собака, опрокинувшаяся на спину, демонстрирует позу полного подчинения. А для кошки упасть на спину, выставив вперед все четыре лапы с когтями, – это крайняя степень защиты. Можно себе представить, какой шок получит собака, попытавшаяся обнюхать такую кошку! Однако поведение наших домашних любимцев настолько пластично, что они приспосабливаются друг к другу, выучив «иностранный язык».

Мой старый кот трется о ноги собак, выгнув спину, точно так же, как и о мои. А среднеазиатка, пришедшая в нашу стаю позже всех, в таких случаях наклоняется и начинает мусолить его языком, выражая приветствие доступным ей способом.

Интеллектуальные игры для собак

Всем собакам требуется нагрузка, как физическая, так и интеллектуальная. Часто хозяева просто не успевают достаточно нагрузить любимца из-за нехватки времени и сил (родился ребенок, много часов на работе, по состоянию здоровья и т.д.). И тогда, приходя домой, обнаруживают погрызенную мебель, съеденную обувь, порванные обои, кучи и лужи. Или собака все время требует их внимания, когда они дома, пристает с игрушкой, причем может и агрессивно требовать внимания. Конечно, с собакой, в первую очередь, нужно полноценно гулять, чтобы удовлетворить ее потребность в нагрузке (об этом можно почитать тут >>). Но в помощь хозяевам есть один прекрасный способ, который не требует специальных усилий и затрат с вашей стороны, зато вы сможете снизить или даже избежать “погромы” дома в ваше отсутствие, сможете занять собаку в вашем присутствии, и спокойно заниматься своими делами.

Интеллектуальные игры для собак

Что могут дать вам и вашей собаке интеллектуальные игры:

  • собаке некогда будет скучать и тосковать в ваше отсутствие (выть, пытаться выбраться);
  • она будет занята игрушками, а потом отдыхать от интеллектуальной нагрузки, а не разгрызать ваши вещи, портить стены, диваны, когда она остается одна дома;
  • это лучшее решение, если требуется занять собаку в вашем присутствии, а вам в это время спокойно, без угрызения совести, заняться своими делами;
  • вы можете при помощи этих игрушек переключать внимание собаки с гостей на игру, чтобы она бурно на них не реагировала и не приставала;
  • если у вас есть дети, то это отличное решение, чтобы занять собаку, пока вы возитесь с ребенком;
  • собака развивается интеллектуально;
  • развивают у собаки уверенность в себе;
  • успокаивают собаку;
  • собака задействует свой нос, а вы тем самым удовлетворяете ее потребность в поиске и работе носом;
  • контакт между вами и питомцем улучшается, если вы играете в них вместе.

Советы по применению:

  1. Лакомство для интеллектуальных игр должно быть очень любимым и желанным! Собака должна захотеть его добыть. Это может быть обычный корм, если собака его очень любит. Или же это могут быть любые вкусняшки, которые подбираются индивидуально каждой собаке.
  2. Большинство игр делаются из подручных средств за считанные минуты и не требуют подготовки заранее и каких-то специальных умений с вашей стороны.
  3. Вы можете посадить или положить собаку на выдержку перед игрушкой, после чего дать ей любую вашу команду на начало игры.
  4. Не оставляйте собаку сразу одну с такой игрушкой – пусть она сначала при вас научится в нее играть.
  5. Увеличивайте сложность игр постепенно: сначала познакомьте собаку с самыми простыми играми, потом с более сложными. Одну и туже игру можно тоже делать разного уровня сложности.

На видео ниже вы увидите видео-ролики интеллектуальных игр с участием моей собаки Шекки (а иногда и других собачек, которые остаются у меня на передержке). Список видео постоянно пополняется.

1. Интеллектуальна игра: Ящик изобилия. Уровень: начальный

2. Интеллектуальна игра: Волшебная втулка. Уровень: начальный

3. Интеллектуальна игра: Вкусный рулетик. Уровень: начальный

4. Интеллектуальна игра: Разноцветные мячи. Играют две собаки. Уровень: начальный

5. Интеллектуальна игра: Бутылочка. Играют две собаки. Уровень: начальный

Читайте также:  Почему собаки роют землю и как отучить собаку копать?

6. Интеллектуальна игра: Косичка с сюрпризом. Уровень: начальный

7. Интеллектуальна игра: Что в стакане. Уровень: начальный

8. Интеллектуальна игра: Яйца. Уровень: начальный

9. Интеллектуальна игра: Вкусный рулетик 2 (для двух собак). Уровень: начальный

10. Интерактивная игра: Интеллектуальная кормушка. Уровень: начальный

11. Коврик “Антистресс”:

Продолжение следует! Следите за играми на ютуб канале – подписывайтесь, чтобы не пропустить новые: youtube канал >>

Игровое поведение собак

Собака – животное социальное и игровое поведение является необходимой частью внутригруппового общения. Оно позволяет животному поддерживать физическую форму, выработать хорошую координацию, освоить возможности тела и отработать полученные ранее навыки. Особенно это важно для щенков. Игра вызывает положительные эмоции, а некоторые ее виды наблюдаются даже у взрослых особей.

По мере взросления физические игры перерастают в социальные. В них проявляются симпатии или агрессия, доминирование или подчинение.

Игровые роли могут меняться. Основа всех социальных игр – конкуренция и кооперация, где щенки учатся отстаивать свои индивидуальные интересы или объединяться для решения общей задачи. У взрослых собак это элементы брачного поведения.

Нередко игра у собак внутри стабильной группы позволяет снять агрессию между животными и подтвердить социальный статус каждой особи. Игровое поведение у взрослых собак начинает проявляться в полной мере в период воспитания своих щенков.

Поведенческие комплексы молодой собаки осваиваются и закрепляются во время игры. Щенок в это время вырабатывает половое, охотничье и территориальное поведение. Поскольку формат игры предполагает положительные эмоции, то различного рода неудачи легко переносятся животным.

Существуют также патологические виды игры, на которые владельцы должны обращать внимание. Речь идет об имитации деятельности, когда взрослая особь играет с различными предметами так же, как щенок. Это результат того, что животному просто скучно и не хватает активной деятельности. К поведенческим нарушениям также относят погоню за собственным хвостом.

Игровой поклон – яркий пример проявления игрового поведения у животных. Поклон представляет собой позу, при которой собака припадает к земле, вытягивая вперед передние лапы и приподнимая уши и хвост. Эта поза имеет несколько значений: приглашение к игре, примирение, паузу при столкновении с непонятной ситуацией и пр.

Описание игрового поклона встречается у Чарльза Дарвина. Но до семидесятых годов прошлого века проводилось очень мало исследований этого феномена.

В 1972 году Марк Бекофф первым выдвинул предположение, что подобного рода поза представляет собой приглашение к игре, и составил список элементов игрового поведения собак, так называемую этограмму. В 1974 он опубликовал исследование, описывавшее становление игрового поведения у волков, молодых койотов и щенков собак породы бигль. Пары животных общались ежедневно по 15 минут. Благодаря наблюдению выделили 35 элементов. Некоторые служили сигналом для начала игры, и особое место занимал игровой поклон. Именно он был приглашением к игре и в большинстве случаев использовался животными. В ходе исследований также было выявлено, что поклон почти не используется вне игровой ситуации (Bekoff, 1974).

Свои исследования Марк Бекофф продолжил в 1977 году, где изучал разные формы игрового поклона, его биомеханику и продолжительность. Состав животных была схожим, но теперь включал больше домашних собак и щенков. Наблюдения фиксировались на кинокамеру, благодаря чему была предоставлена возможность произвести хронометраж. Было установлено различное время продолжительности самих поклонов, но прослеживались общие тенденции.

Длительность поклона сначала составляла около 1/3 секунды. Но в течение самой игры продолжительность его была на несколько сотых секунды короче. Благодаря фиксации на фотопленку предоставлялась возможность сравнивать расстояние от земли до холки животного в момент самого поклона и в состоянии стоя. При этом форма и продолжительность поклонов были согласованы между животными в паре. Это характерно даже для очень молодых особей.

Форма начального поклона у щенков, воспитанных в изоляции, была идентична той, которая была у молодняка, общавшегося с другими собаками. Это данные подтверждают, что игровые поклоны – врожденная форма поведения и она характерна для различных видов псовых, выработанная в ходе эволюции (Bekoff, 2014).

Так как собака относится к хищным животным, то взаимодействие между особями может носить элемент риска и расцениваться как агрессия. Поэтому возникает необходимость в четком сигнале: «То, что я делаю – игра». Способность демонстрировать подобного рода сигналы является жизненно важной, и, следовательно, закрепляется на уровне инстинкта.

Марк Бекофф полагал, что «несмотря на то, что поклон – это врожденный навык, собаке необходимо научиться его использовать» (2014). Было выяснено, что животные чаще воспроизводили те сигналы, которые имели отклик у другой собаки в виде игры.

В 1995 году Бекофф и его коллеги повторно изучили ранее отснятые материалы, чтобы выяснить, выполняются ли игровые поклоны в сочетании с укусами. Укус может быть воспринят другим животным как проявление агрессии. Исследования установили, что поклон часто используется после укуса, как подтверждение игровой ситуации и знак примирения, который не дает развиться конфликту (Bekoff, 1995).

Изучение данного феномена может быть использовано для понимания других поведенческих моделей собак.

Марк Бекофф утверждает, что феномен игры уникален, где неравенство между участниками воспринимается легче, чем в других социальных ситуациях (2014).

Действительно, мы можем многому научиться у собак и благодаря игре воспитать отличного компаньона. Игра поможет держать питомца под контролем, а также предоставит выход его энергии в удовольствие и конструктивную деятельность, которая не будет выливаться в уничтожение имущества. Это также поможет с обучением послушанию, укрепит отношения с хозяином и утвердит его в роли вожака.

Установите правила игры с собакой и применяйте их последовательно. Не забывайте устраивать частые перерывы во время игры, чтобы животное могло переориентировать свое внимание на вас. Это не позволит питомцу получить перевозбуждение и потерять контроль над собой. Периоды игры должны быть короткие, интересные. Прекращайте игру, прежде чем собаке станет скучно.

Используется игрушка, которая крепится с помощью веревки на ручку. Ее можно сделать самостоятельно или купить. Это может быть имитация лисьего хвоста. Собака будет гоняться за ним, поддаваясь охотничьему инстинкту. Можно использовать эластичный шнур, который будет заставлять игрушку подпрыгивать еще больше, но тогда игрушка на конце такого шнура должна быть мягкой, чтобы не травмировать вас и животное. Эта методика часто используется для тренировки охотничьих собак. Очень важно соблюдать строгие правила во время игры.

• Не позволяйте собаке прыгать на вас.

• Не позволяйте собаке вырывать игрушку из ваших рук.

• Собаке может быть дозволено захватить игрушку только после того, как была дана команда к началу игры.

• Собаке нужно быть готовой отказаться от игрушки по команде «Фу». Частые перерывы во время игры позволяют предотвратить перевозбуждение. Добивайтесь того, чтобы собака четко следовала правилам и не шалила. Если она начинает проявлять агрессию, прекращайте игру.

Игра 2 – шланг и вода.

Можно использовать для флирта водяной шланг. Лучше устанавливать насадки, которые выстреливают струей воды, или просто дать собаке погоняться за струей. В отличие от лазерной указки, это не вызовет поведенческого нарушения у животного, поскольку собака видит, что вода идет из шланга, и может поймать его, а лазерная точка никогда не может быть поймана. Такую игру можно использовать, чтобы искупать животное в жаркий день на даче. Даже те собаки, которые не любят купание, не возражают если намокают во время игры. Убедитесь, что напор струи небольшой, и не направляйте воду на голову животному. Периодически останавливайтесь, чтобы собака успокоилась, и не позволяйте ей прыгать на вас.

Игра 3 – Перетягивание каната

Эта игра может поощрять собаку кусаться, поэтому надо следовать установленным правилам и четко контролировать начало и конец игры командами «Взять» и «Дай». Если канат во время игры был упущен, то не позволяйте животному гоняться за ним и прыгать на вас. Сделайте небольшой перерыв и начните игру заново. Если животное отказывается отдавать игрушку, немедленно прекратите игру, не тяните канат на себя. Станьте рядом с собакой, ей станет скучно и она сама отдаст вам канат.
Игра не подходит агрессивным и возбудимым животным. Если собака начинает грызть и перетягивать поводок во время прогулок, становится грубой с членами семьи, то от этой игры стоит отказаться.

Sephy и Shania знают, что грубая игра является приемлемой с другой собакой, но никогда не приемлема с человеком.

Существует множество забавных игр с мячом. Какие из них понравятся вашему питомцу, будет отчасти зависеть от его породы и темперамента. Попробуйте разные варианты и выясните его предпочтения.

Бросьте небольшой мяч собаке, чтобы она смогла поймать его пастью. Убедитесь в том, что он достаточно мал, чтобы животное могло легко его взять, и не настолько мал, чтобы быть случайно проглоченным. Если питомец хорошо освоил эту игру, то можно попробовать заменить мяч диском.
Футбол

В футбол лучше всего играл с большим мячом, который не так легко прокусить. Выберите размер мяча таким образом, чтобы животному было тяжело схватить его зубами и прокусить.

Обучение этой игре полезно для воспитания и контроля питомца. Осваивать ее надо поэтапно. Убедитесь, что животное понимает команды (например, «Да, хорошо») которые дают сигнал, что собака делает все правильно, и команды (например, «Фу, нельзя»), обозначающие, что ее действия не верны.

Дайте собаке игрушку и после того, как она взяла ее в пасть, отойдите на несколько шагов и подзовите ее к себе. Похвалите, если она подошла, предложите на обмен лакомство и еще раз похвалите. После того как данное действие было освоено, бросьте игрушку на небольшое расстояние. Если данная игрушка игнорируется, то используйте более интересную, например, с пищалкой. Если команда была выполнена верно, похвалите собаку, дайте ей лакомство и приласкайте. Не ругайте ее, даже если она начнет вас дразнить и не отдавать. Предложите еще лакомство. Проявите терпение.

Если животное возвращается без игрушки, идите искать ее вместе. Затем используя команду «Взять», предложите собаке схватить предмет и отойдите на несколько шагов. Если питомец схватил игрушку, то зовите его и много хвалите. Если животное убегает с предметом от вас, не гонитесь за ним, так как это будет расценено как элемент игры. Позовите собаку к себе и продемонстрируйте лакомство. Для животного это будет более приоритетно, чем игрушка.

Помните, что игра должна доставлять собаке удовольствие. Это сделает ее счастливой и улучшит ваши с ней отношения. Активная и здоровая собака – хорошая и счастливая собака!

Bekoff, Marc (1974) “Social Play and Play-Soliciting by Infant Canids” Amer. Zool. 14 (1): 323-340.
Bekoff, Marc (1977) Social Communication in Canids: Evidence for the Evolution of a Stereo-typed Mammalian Display” Science 9 September 1977: Vol. 197 no. 4308 pp. 1097-1099 DOI: 10.1126/science.197.4308.1097
Bekoff, Marc (1995) “Play Signals as Punctuation: The Structure of Social Play in Canids.” Behaviour 132 419-429.
Bekoff, Marc (2014a) “The Significance of Ethological Studies: Playing and Peeing”: Essay in Domestic Dog Cognition and Behavior: The Scientific Study of Canis familiaris, p. 61, Horowitz, Alexandra (Ed.), 2014, XIV, 274 p. 26 illus., 5 illus. in color. ISBN 978-3-642-53994-

Материалы

Работа носом для всех! Поисковые игры с собакой

Чем занять собаку? Ментальная активация через поисковые игры. Естественные способности и склонности собаки в «работе носом». Видеоролики с примерами игр.

Работа носом — не только поисково-спасательные работы с собакой-профессионалом, но и множество различных игр и забавных упражнений для каждой собаки и ее хозяина. Основываясь на естественных способностях собачьего носа и ее инстикнтах, работа носом позволяет собаке стать уверенней в своих силах, научиться лучше концентрироваться и просто получать удовольствие. Этот вид тренировки не требует никаких дополнительных затрат на оснащение и экипировку — достаточно лишь желания. Занятия можно проводить на улице, в саду, лесу или в помещении, например, дома. Работа носом помогает собаке восстановиться после стресса, получить «пищу для размышлений» — стимулы, необходимые для нормального функционирования мозга и его развития.

Существует масса вариантов поисковых игр (поиск спрятанных лакомств, игрушек, «потерянных» предметов, взятие «вкусного» следа, следа на пересеченной местности и многие другие). Что выберете вы и ваша собака, зависит только от ваших желаний и фантазии.

Ниже представлены видео-ролики, представляющие лишь некоторые аспекты и варианты работы носом. Подробнее об этом виде тренировки (и игры!) можно прочесть в [1, 2, 3], а о поисковых играх как способе предупреждать и решать проблемы поведения собак в [4].

Читайте также:  10 вредных привычек собак: причины и способы коррекции

Развитие естественных обонятельных способностей собаки с помощью игр и развлечений

Сейчас мы познакомимся с несколькими собаками, которые проходят тренировку на курсах работы носом. У каждой собаки свой уровень подготовки, свой характер, но все они получают от занятий большое удовольствие. В этой игре собака учится находить определенный запах, ассоциируемый с ее любимой наградой. У каждой собаки свой неповторимый стиль работы и свои предпочтения в поощрениях. Вы также можете видеть, что мотивация и стимулы к работе очень важны для того, чтобы игра приносила удовольствие, для поиска дополнительного поощрения.

Как вы можете видеть, собакам вроде этого десятилетнего, спасенного из приюта пса по имени Бертранд, чувствующим себя немного неуверенными в обществе или незнакомой среде, работа носом может придать уверенности в себе. Ему, очевидно, очень нравится его работа.

Здесь, Дьюн проводит осмотр машины. Это один из элементов соревнований по поисковой работе. Справляясь с возрастающей сложностью поиска, собака научается лучше справляться с отвлекающими раздражителями и лучше концентрироваться на своей работе.

Вы можете видеть, что у каждой собаки свое маркировочное поведение, которым она указывает на обнаруженный запах, и мы должны поддерживать собаку в ее желании выработать свой собственный стиль поиска. Позволяя собаке самовыражаться мы больше узнаем о ней через проявление ее естественного поведения. Кроме того, наблюдать за тем, как собака занимается поиском, — очень интересно!

Работа носом как упражнение для развитие мозга

Работа носом: собака находит лакомство

Работа носом: забавные игры

Собачий нос удивителен! Обоняние собаки во много раз превосходит наше. Это ценный интрумент для общения и охоты. Если этот инструмент не находит своего применения, собака перелючается на нежелательные способы стимуляции: например, подбирает мусор, или охотится на все, что движется.

Так почему бы не применить этот орган чувств по назначению? Ведь довольная собака, имеющая возможность заниматься умственной работой — более счастливая собака! Вот несколько идей…

Поиск лакомств или собачьего корма

Спрячьте в комнате несколько лакомств или кусочков пищи. Я никогда не кладу лакомства на столы или рабочие поверхности, потому что не хочу, чтобы они научились лезть туда в поисках еды. Когда собака поймет смысл игры, вы сможете прятать еду, где угодно.

Поиск чайного пакетика

Сначала я кладу пакетик на блюдце, которое используется для маркировки. Затем пакетик остается один. Далее размещаем пакетик под тканью и просим собаку его найти и сообщить об этом. Размер ткани или поверхности постепенно увеличивается.

Поиск куска ткани, пропитанного запахом

Чтобы выполнить это упражнение, собака должна уметь брать ткань и приносить ее вам. Это отличная игра, в которую можно играть как дома, так и на улице. Собаки ее обожают!

Дополнительное чтение

  1. Анне Лилл Квам. Королевство Запахов. Поисковая работа для профессионалов и любителей. Издательство Догфренд Паблишерс, 2010.
  2. Виталий Самигуллин. Развивающие игры своими руками.
  3. Ольга Кажарская. Интеллектуальные игры для собак.
  4. Анне Лилл Квам. Проблемы поведения и «работа носом».

Автор: Ольга Кажарская, издательство Догфренд Паблишерс
Перевод видеороликов: Виталий Самигуллин.

Игры с собакой

Приветствую! В этом посте про игры и игрушки и немного моих рефлексий по поводу методов воспитания, их эффективности и счастливой жизни с собакой. Погнали?

В отношении игр с собаками наши мнения с коллегами по цеху разошлись. Некоторые считают их бесполезными, но всё же признают, что это хороший способ провести время с собакой (особенно если речь идет о 10-20 минутах после работы, например). Я же полагаю, что игры дают ментальную нагрузку, помогают в концентрации, расслабляют и загружают мозг, что полезно для собаки, проводящей дома весь день. Лично для меня это отличный инструмент для приведения собаки в чувство: если пёсье возбуждение нарастает и требует много внимания, мы играем.

Учитывая гиперактивность Ичи, мы начали наши игрища при помощи простой штуки с ублюдочным названием – нюхательный коврик (есть более приятное слуху название – поисковый коврик). Это вот такая самодельная штука из резиновой/силиконовой решетки для раковины и лоскутов флиски.

Второй вариант коврика – нечто такое, тоже хенд-мейд:

Мой коврик ещё в разработке, т.к. слишком плотный и не влезает под лапку швейной машинки – приходится ваять вручную, дошиваю вот потихоньку. Принцип тот же: спрятать лакомство и дать собаке его разыскать и уничтожить. Я ещё, когда влом заниматься ковриками, использую «коврик для нищих» also known as картонка от яиц, вот так:

Есть разные вариации с бутылками. Я использую такой способ: снимаю с бутылки крышку и делаю на корпусе несколько дырок такого размера, чтобы через них могла беспрепятственно выпасть она-две корминки, но не могла выпасть целая горсть. Таким образом, пока бутылка катается по полу, из нее выпадает еда. Это и нужно понять собаке.

Знаю, что некоторые хозяева такую бутылку подвешивают, и тогда собаке для получения еды нужно не катать ее по полу, а бить лапой или носом, чтобы она раскачивалась и еда, соответственно, выпадала. Я не пробовала) На следующем этапе следует сокращать число отверстий, чтобы усложнить процесс добывания еды, и постепенно дойти до одного единственного отверстия – горлышка. А потом можно и его закрутить, чтобы собака либо скрутила крышку, либо отгрызла ее (что, конечно, более вероятно). Я так не делаю, потому что опасаюсь острых бутылочных огрызков. Для особо одаренных собак можно вкладывать в бутылки что-то, что будет препятствовать выпадению еды (например, комки бумаги, превосходящие по размеру диаметр отверстий).

В этих изящных плезирах можно использовать и коробки, причем любые. Суть: положить в коробку лакомство, засыпать его бумажками, лоскутами ткани, мячиками или чем-то ещё, чтобы собака откопала еду. И так же: для начала просто положить кусок в коробку и дать собаке достать его, затем символически присыпать кусок чем-то, но чтобы собака по-прежнему ясно осознавала цель. Ну а потом можно хоть доверху засыпать коробку барахлом, пусть псо развлекается. Для продвинутых – можно заворачивать кусочки в комки бумаги, и тогда собаке нужно не просто вынуть барахло, а ещё и вычленить оттуда вкусность. Есть ещё схожая забава: закладывать еду в форму для выпечки маффинов, а сверху прикрывать чем-то, подходящим по размеру – теннисными мячиками, стаканами, комками бумаги.

В ход могут пойти и старые вещи. Например, я из отцовских джинсов сплела косичку, которую начиняю едой (включая карманы). Можно и поесть, и погрызть.

Или вариант с ковриком/полотенцем: начните скручивать его в трубочку, попутно закладывая кусочки еды так, чтобы, разворачивая получившийся рулон, собака натыкалась на еду.

По сути, все игры строятся на одном принципе – добывание еды через преодоление препятствий. Их, игр этих, на самом деле очень много, в интернете полно умельцев, которые выкладывают результаты своего творчества. И плюс в том, что мы сами можем придумывать что-то новое, используя подручные средства. Главное соблюдать основные правила:

• не давать собаке крушить-ломать. Суть игр – концентрация и релакс. Если собака пробуксовывает, не понимает, как достать вкусняху и от этого начинает психовать и портить игрушку – помогите ей, покажите, как правильно играть (можно руками). Если собака изначально не готова воспринимать правила и пытается порвать коврик или разгрызть коробку – начните с игр без реквизита («моё», о ней ниже). Мы, кстати, так и начинали;

• игра должна прекращаться тогда, когда перестает приносить удовольствие. Если собаке неинтересно, скучно, если она устала – не заставляйте. Это не отработка команд, где настойчивость необходима. Кроме того, игра должна завершаться на радостной ноте. Если собаке для опустошения коврика требуется 10 минут, а у вас есть только 5 – лучше не начинайте. Не стоит прерывать процесс, собака всегда должна получать удовлетворения от игры, чувствовать завершенность. Тогда каждый раз будет в удовольствие;

• помогайте собаке. Если что-то не получается, не давайте собаке расстраиваться, лучше подскажите, что можно сделать. Отодвиньте лоскут, разверните бумажный комок etc. Старайтесь поддерживать интерес;

• хвалите собаку. Хоть это и не дрессировка, но собаке важно знать, что она делает всё правильно.

Если у вас есть опасения, что такие игрушки приведут к тому, что собака будет хватать все подряд вещи, введите сигнал. Например, я, когда выдаю Ичи игрушку, говорю кровожадное «убивай». Это значит, что вещь его и он может распоряжаться ей по собственному усмотрению. А заканчивая игровой процесс, я говорю «всё» и убираю игрушку (когда речь идёт об играх без реквизита – я после «всё» сразу начинаю демонстративно что-то делать, заниматься своими делами). Таким образом, собака четко знает, когда игра начинается и когда она прекращается. То же самое с занятиями, я даю собаке понять, когда урок окончен.

На этом более-менее полезный блок окончен, дальше моё нытьё.

По поводу методов и стилей дрессировки. Важно понимать один момент: собаки очень разные и к каждой нужен свой подход. Учебники по дрессуре, Цезари Миланы и прочие Наджаряны предлагают некий усредненный вариант, который в большинстве случае будет давать эффект. Это не плохо и не хорошо – это просто рабочий подход. А в противовес ему есть подход иной, назовем его творческим. Можно научить собаку сидеть механикой, надавливая на попу и запрокидывая голову, а можно наведением – предложить собаке лакомство таким образом, что взять его она может только из сидячего положения. И здесь разница не только в гуманности и мягкости, но и в дальнейшем восприятии собакой этих действий. Мотивация разная: сидеть из-за страха неприятных ощущений или сидеть в ожидании угощения. То же касается и всего остального. Одним собакам можно помочь преодолеть страх лестниц путем резкого заталкивания/волочения их по ступеням, а другие на подобную акцию устроят такой протест, что не покажется мало. Так любимый многими Наджарян предлагает справляться с натяжением поводка следующим образом: переместить ошейник под подбородок собаки, чтобы собаке было дискомфортно тянуть. Если вас не смущает, что вашему другу неприятно – ок. Кроме того, друзья, на видео нам показывают первые разы применения этих методов, но не показывают, что бывает, когда собаку допечет, что ей делают больно. Как известно, если где-то убыло, значит, где-то прибыло. И если не решать проблему, из-за которой собака ведёт себя тем или иным образом, а убирать только внешнее проявление, то проблема эта, скорее всего, трансформируется во что-то ещё и выльется в другом месте. И давайте не забывать о долгосрочной перспективе. Жесткие методы может и исправляют видимую сторону проблемы, но вам ведь и дальше с этой собакой жить, поэтому целесообразно позаботиться и о внутренних бурях. Например, Ичи: приход человека домой это о-боже-счастье-радость! Но он, пока человек не войдет, сидит смирно перед дверью (и только хвост выдает его эмоции…). То есть, поначалу он пытался встретить человека ещё в холле, пытался выбежать за пределы квартиры, крутился в ногах etc. А теперь просто сидит, сам, в том числе, когда никого нет дома и никто его не контролирует. Сидит, потому что знает, что иначе никто не войдет. Пожалуй, этот навык можно было освоить быстрее, если бы, например, мама каждый раз перед моим приходом усаживала пса командой (или вручную) и не давала ему сдвинуться с места, пока я не зайду. Но что делать, когда мамы нет дома? А так мы потратили больше времени, но собака самостоятельно, без напоминаний садится перед дверью и ждет, это его выбор, который мне удобен. Поэтому, выбирая методы воспитания, я смело и бодро отметаю то, что, по моему мнению, нам не подходит. Как говорил мой тренер, у каждого додика своя методика. Опять же, с Ичи мы продвигаемся вперёд очень медленно, буквально по полшага, не торопясь. Я учу собаку не страху, а самостоятельности. Да, я ещё нескоро добьюсь от него полного спокойствия и послушания, если добьюсь вообще. Но, по-моему, дойти за три месяца с собакой, у которой в жизни кроме приюта ничего не было, до неплохой выдержки, средненького самоуспокоения и самоконтроля и небольшого набора команд – это тоже неплохой результат. Кинолог говорит, что я хорошая девочка)

Читайте также:  Как подружить кошку с собакой?

Для протокола – что Ичи умеет на сегодняшний день:

• садится перед квартирной дверью, дверью перед лифтом, лифтом и подъездной дверью (в обоих направлениях) без команды, движение начинает по команде (точность выполнения

70%, в остальных случаях команда-подсказка шепотом или очень тихо);

•садится перед другими дверями (калитки на улице, ворота, вход в ветклинику, иные нерегулярно посещаемые места) по команде, дальнейшее движение по команде (точность выполнения

•выдержка в знакомых ситуациях. Например, заходим домой – без команды садится и ждёт, пока его раздену, насыплю и залью корм (если я, бестолочь, забыла сделать это заранее), пока поставлю миску. Есть идёт по команде. Точность выполнения при условии, что я периодически, где-то раз в 15-20 секунд буду напоминать команду «жди»

100% – ни разу не срывался. Если не повторять команду – может сорваться. Пока дорабатываем с повторением команды, постепенно снижая частоту;

•выдержка в незнакомых ситуациях хромает. Если я стою рядом и напоминаю команду – выполняет хорошо (не отлично), если отхожу – хуже, тренируемся;

•команда «стоп» на улице, точность

30%, и то с косяками. Но при этом, если останавливаемся, он не тянет и я могу хоть шнурки завязать, хоть рюкзак проинвенаризировать с уверенностью, что он не рванет меня в сторону;

•команда «нет», «пойдём» – точность выполнения

Ну и в базовой комплектации собаки мне достались такие бонусы, как спокойное отношение к стрижке когтей, обрабатыванию глаз, ушей, ссадин etc, мытью лап.

Конечно, с таким набором нам не тягаться с воспитанными выставочными, соревновательными собаками и даже с большинством самых обычных домашних. Но я не стесняюсь своей собаки и горжусь каждым его достижением, даже самым незначительным. В конце концов, мы только начали)

Напоследок, друзья: я не агитирую за те или иные методы, я вообще ни разу не спец, просто рассказываю, как делаю сама – не более. Даже признаю, что некоторые собаки и в некоторых случаях действительно без пиздюлей как без пряников, но тут главное не увлекаться и отдавать себе отчет.

Игры на развитие навыков общения
картотека ( группа) на тему

Предлагаемые игры помогут педагогам и родителям обучить детей умениям межличностного общения, преодолеть страх перед общением застенчивым и нерешительным детям, развить навыки совместной деятельности, воспитать доброжелательное отношение друг к другу.

Скачать:

ВложениеРазмер
igry_na_razvitie_navykov_obshcheniya.doc45.5 КБ

Предварительный просмотр:

Игры на развитие навыков общения

«Коровы, собаки, кошки»

Цели : развитие способности к невербальному общению, концентрации слухового внимания; воспитание бережного отношения друг к другу; развитие умения слышать других.

Ход игры. Ведущий говорит: «Пожалуйста, встаньте широким кругом. Я подойду к каждому и шёпотом скажу на ушко название животного. Запомните его хорошенько, ток как потом вам нужно будет стать этим животным. Никому не проговоритесь о том, что я вам прошептала». Ведущий по очереди шепчет каждому ребёнку: «Ты будешь коровой», «Ты будешь собакой», «Ты будешь кошкой». «Теперь закройте глаза и забудьте человеческий язык. Вы должны говорить только так, как «говорит» ваше животное. Вы можете, не открывая глаз, ходить по комнате. Как только услышите «своё животное», двигайтесь ему навстречу. Затем, взявшись за руки, вы идёте уже вдвоём, чтобы найти других детей, «говорящих на вашем языке». Важное правило: не кричать и двигаться очень осторожно». Первый раз игру можно провести с открытыми глазами.

Цели : развивать навыки эффективного общения; воспитывать желание общаться, вступать в контакт с другими детьми; учить детей задавать различные вопросы на заданную тему, поддерживать беседу.

Ход игры: участвуют все дети группы. Выбирается любая, но хорошо известная тема, например: «Мой режим дня», «Мой домашний любимец», «Мои игрушки», «Мои друзья» и т. д.

Один из участников пресс-конференции – «гость» – садится в центре зала и отвечает на любые вопросы участников.

Примерные вопросы к теме «Мои друзья»: Много ли у тебя друзей? С кем тебе интереснее дружить с мальчиками или с девочками? За что любят тебя друзья, как тебе кажется? Каким нужно быть, чтобы друзей стало больше? Как нельзя поступать с друзьями? И т. д.

Цели : формировать желание общаться со сверстниками; преодолевать застенчивость; находить различные способы для достижения своей цели.

Ход игры: всем участникам ведущий раздаёт небольшие предметы: пуговичку, брошку, маленькую игрушку,… . Это секрет. Участники объединяются в пары. Они должны уговорить друг друга показать свой «секрет».

Дети должны придумать как можно больше способов уговаривания (угадывать; говорить комплименты; обещать угощение; не верить, что в кулачке что-то есть, …)

Цель: Развивать коммуникативные способности

Ход игры . Дети разбиваются на пары и рассказывают друг другу о том, как они утром шли в детский сад

«Кто сильнее любит»

Цель: содействовать улучшению общения со сверстниками.

Ход игры: Выбирается ребенок – водящий, остальные дети делятся на две группы. Водящий отходит в сторону, а группы по очереди громко кричат: «Мы любим . (Сашу)!», называя при этом имя водящего. Водящий определяет, какая группа кричала громче. Считается, что она выиграла.

Цель: содействовать улучшению общения со сверстниками.

Ход игры: Дети садятся “цепочкой» (в затылок друг другу), подушечки пальцев упираются в спину впередисидящего ребенка. По сигналу ведущего дети изображают подушечками пальцев различные чувства: радость, злость, страх, любовь и т. п.

«Пусть всегда будет»

Цель: содействовать улучшению общения со сверстниками.

Ход игры: Ведущий рассказывает детям о том, что один маленький мальчик придумал такие слова: «Пусть всегда будет солнце, пусть всегда будет небо, пусть всегда будет мама, пусть всегда буду я!». После этого ведущий предлагает придумать каждому свое самое заветное «ПУСТЬ». Все дети хором кричат: “Пусть всегда будет . », а один из детей добавляет свое желание, затем то же самое проводится для всех детей группы.

Цель: содействовать улучшению общения со сверстниками.

Ход игры: Один из ребят – “вулкан» – садится на корточки в центр круга. Он спит. Затем он начинает тихо гудеть и медленно поднимается – просыпается. Группа помогает ему гудеть глухими утробными звуками – звуками земли. Затем он резко подскакивает, поднимая руки вверх, как будто выбрасывает все, что ему не нужно, потом опять постепенно засыпает. После того, как ребенок возвращается в круг; ведущий спрашивает у него, что он выбрасывал, – может быть, это были ненужные чувства, мысли, а может быть, что-то другое?

«Пусть всегда будет»

Цель: содействовать улучшению общения со сверстниками.

Ход игры: Ведущий рассказывает детям о том, что один маленький мальчик придумал такие слова: «Пусть всегда будет солнце, пусть всегда будет небо, пусть всегда будет мама, пусть всегда буду я!». После этого ведущий предлагает придумать каждому свое самое заветное «ПУСТЬ». Все дети хором кричат: “Пусть всегда будет . », а один из детей добавляет свое желание, затем то же самое проводится для всех детей группы.

Цель: содействовать улучшению общения со сверстниками.

Ход игры: Один из ребят – “вулкан» – садится на корточки в центр круга. Он спит. Затем он начинает тихо гудеть и медленно поднимается – просыпается. Группа помогает ему гудеть глухими утробными звуками – звуками земли. Затем он резко подскакивает, поднимая руки вверх, как будто выбрасывает все, что ему не нужно, потом опять постепенно засыпает. После того, как ребенок возвращается в круг; ведущий спрашивает у него, что он выбрасывал, – может быть, это были ненужные чувства, мысли, а может быть, что-то другое?

«Я знаю пять имен своих друзей»

Цель: содействовать улучшению общения со сверстниками.

Ход игры: Один из детей ударяет мячом об пол со словами: «Я знаю пять имен моих друзей. Ваня – раз, Лена – два . ” и т. П., а затем передает мяч другому ребенку. Тот делает то же самое и передает мяч следующему. Мяч должен обойти всю группу.

Цель: развитие навыков общения, воспитание доброжелательного отношения к сверстникам.

Дети делятся на пары, повторяют за педагогом слова и действия:

Показывают на себя.

Показывают на своего партнера.

Дотрагиваются до своего носа.

Дотрагиваются до носа своего партнера.

У меня губки сладкие,

Дотрагиваются до своих губ.

У тебя губки сладкие.

Дотрагиваются до губ своего партнера.

У меня щечки гладкие,

Гладят свои щеки.

У тебя щечки гладкие.

Гладят щеки своего партнера.

«Здороваемся без слов»

Цель: развивать умение использовать жест, позу в общении.

Ход игры: Дети разбиваются на пары. Каждая пара придумывает свой способ приветствия без слов (пожать руку друг другу, помахать рукой, обняться, кивнуть головой и т.д.).

Затем все собираются в круг, а пары демонстрируют по очереди способ приветствия.

Цель: развитие умения вступать в контакт, оказывать внимание сверстникам.

Ход игры: Дети стоят в кругу, передают друг другу эстафету (цветок, «волшебную палочку»). При этом называют друг друга ласковым именем (например, Танюша, Аленушка, Димуля и т. д.)

Воспитатель обращает внимание детей на ласковую интонацию.

«Разговор по телефону»

Цель: развитие умения вести диалог по телефону на соответствующую тему.

Ход игры :Тему задает воспитатель (например, поздравить с днем рождения, пригласить в гости, договориться о чем-то и т. д.).

«О чем спросить при встрече»

Цель: учить детей вступать в контакт.

Ход игры: Дети сидят в кругу. У ведущего — эстафета (красивая палочка, мяч и т.п.) Эстафета переходит из рук в руки. Задача игроков — сформулировать вопрос, который можно задать знакомому при встрече после приветствия, и ответить на него. Один ребенок задает вопрос, другой отвечает («Как живете?» — «Хорошо». «Как идут дела?» —«Нормально». «Что нового?» — «Все по-старому» и т.д.). Дважды повторять вопрос нельзя.

Цель : развивать у детей умение отвечать на вопросы партнера.

Ход игры: Дети стоят в кругу. У одного из них в руках мяч. Произнеся реплику-вопрос, игрок бросает мяч партнеру. Партнер, поймав мяч, отвечает на вопрос и перебрасывает его другому игроку, при этом задает собственный вопрос и т.д. (например: «Как поднять себе настроение?» — «Радостное». «Где ты был в воскресенье?» — «Ходил с папой в гости». «Какую игру ты любишь?» — «Ловишки» и т.д.).

Цель: учить детей выходить из контакта, используя доброжелательные слова и интонации.

Ход игры: Дети сидят в кругу и, предавая эстафету друг другу, называют слова, которые говорят при прощании (до свидания, до встречи, всего хорошего, еще увидимся, счастливого пути, спокойной ночи, до скорой встречи, счастливо т.д.). Педагог обращает внимание на то, что, прощаясь, необходимо посмотреть партнеру в глаза.

Цель: воспитание интереса к партнеру по общению.

Ход игры: Дети садятся в круг и, передавая мяч («волшебную палочку» или др.), высказывают друг другу пожелания.

Например: «Желаю тебе хорошо настроения» «Всегда будь таким же смелым (добрым, красивым…), как сейчас» и т.д.

Цель: развитие уважения в общении, привычка пользоваться вежливыми словами.

Ход игры: Игра проводится с мячом в кругу. Дети бросают друг другу мяч, называя вежливые слова. Назвать только слова приветствия (здравствуйте, добрый день, привет, мы рады вас видеть, рады встречи с вами); благодарности (спасибо, благодарю, пожалуйста, будьте любезны); извинения (извините, простите, жаль, сожалею); прощания (до свидания, до встречи, спокойной ночи).

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры для развития навыков общения.1.« Кто к нам пришел?»Цель: Снятие эмоционального напряжения.Описание игры: детям предлагается встать в круг и двигаясь по кругу, с.

Цель таких игр – развить коммуникативные навыки у детей, создать возможность для самовыражения, научить регулировать свое поведение в коллективе, а стеснительным и замкнутым детям – преодолеть барьеры.

Цель таких игр – развить коммуникативные навыки у детей, создать возможность для самовыражения, научить регулировать свое поведение в коллективе, а стеснительным и замкнутым детям – преодолеть барьеры.

Часто дети стремятся, но не умеют вступать в контакт, выбирать уместные способы общения со сверстниками, проявлять вежливое, доброжелательное отношение к ним, соблюдать, разговаривая, этикет, слушать .

Игры на развитие навыков общения.

Игры на развитие навыков общения.

Предлагаемые игры, помогут педагогам, психологам и родителям обучить детей умениям межличностного общения, преодолеть страх перед общением застенчивым и нерешительным детям, развить навыки совместной .

Ссылка на основную публикацию