Диагностические игры с собакой: эмпатия – подробное описание и видео

Собака, которая все чувствует или несколько слов об эмпатии.

В своей жизни и практике я еще не встречала ни одного хозяина собаки, который бы поспорил с тем, насколько чувствительны и точны собаки в восприятии наших, человеческих эмоций.

Все мы, любители собак, с первых дней нашего общения, наблюдая за поведением собаки, убеждается и утверждаемся в мнении, что они с легкостью понимают, что мы чувствуем.

Это общепринятое наблюдение очень часто приводит в замешательство людей с научным складом ума, специалистов в области изучения психологии собак. Нередко я слышу мнения, что это способность является мистической и не поддается научному осмыслению.

В своей небольшой статье я хочу рассказать читателю о том, что в этой способности собак, по моему глубокому убеждению, нет никакой мистической составляющей и эта способность является ничем иным, как способностью к эмпатии.

Понятие эмпатии, впервые описанное Эдвардом Титченером – англо-американским психологом, определяется как способность чувствовать эмоциональное состояние другого человека без потери ощущения внешнего происхождения этого переживания.

Другими словами, эмпатия – это процесс в ходе которого мы можем почувствовать то, что чувствует другой человек, но при этом отчетливо понимаем, что это не наши чувства.

В настоящее время в психологии до сих пор существует масса споров, обсуждений и научных исследований этого феномена, но в любом психологическом подходе, начиная с психоанализа и заканчивая гуманистическими подходами, эмпатии уделяется большое значение, как важнейшему инструменту психотерапии и залогу глубокого, понимающего межличностного общения людей в целом.

Важно понимать, что эмпатия не является сочувствием другому человеку. Мы не просто ставим себя на место другого предполагая, что он мог бы чувствовать (собака не способна поставить себя на место человека исходя из качественно другой структуры восприятия реальности).

Эмпатия предполагает непосредственное ощущение именно тех чувств и эмоций, которые испытывает другой человек в настоящий момент.

По моему глубокому убеждению, подобная способность возникает в нас благодаря очень тонкой альтруистической настройки на другого человека, которая позволяет нам чаще всего на неосознанном уровне «считывать» и определять мельчайшие изменения невербальной (мимики, жестов, тембра голоса и вербальной (речь) составляющих нашего общения.

Собаки же, как многие знают, используют в качества средства общения друг с другом и с нами в большей степени именно невербальные возможности своего тела. Это, так называемый, «язык тела». Мельчайшие изменения положения различных частей тела, сложные ритуальные и поведенческие формы общения – это и есть тот язык, которым они передают друг другу и нам сообщения.

Этот сложный язык, которому нам, чаще всего приходится долго учиться. Все мы знаем, например, что поджатый хвост означает страх, но это лишь вершина айсберга, которую мы наблюдаем.

А для них подобный способ общения является таким же простым и привычным, как для нас речь и слова.

Их восприятию свойственно отслеживать минимальные изменения мимики, тембра голоса, жестов, частоты дыхания и сердцебиения (которые они прекрасно способны слышать), изменение гормонального состава в крови (которое они прекрасно способны уловить по запаху).

А та удивительная, полная альтруизма и преданности связь, с которой они относятся к нам, дает им возможность с огромным вниманием относиться к тому, что чувствует сейчас их хозяин.

Они не способны поставить себя на наше место, они не способны понимать (без специального обучения) значение и смысл слов и предложений и, конечно, же они не способны «читать мысли», но это не мешает им очень тонко и точно чувствовать все то, что в данный момент чувствует другой человек. Это способность эмпатического сопереживания человеку – своему хозяину, помогает им лучше понимать нас и я убеждена, что именно эта способность привела к тому, что именно собаки являются самыми распространенными и желанными домашними животными во всем мире.

Чем больше я изучаю и наблюдаю этот феномен в своей работе, тем больше я убеждаюсь в том, что эмпатия не может и не должна быть лишь односторонним процессом. Мы-люди также способны научиться чувствовать их эмоциональное состояние, как это происходит между психотерапевтом и клиентом, матерью и дочерью, мужем и женой. Нашу эмпатию осложняет лишь то, что нам сложнее «выучить» их язык и их телесные способы выражения. Но все мы без исключения способны этому научиться, научиться чувствовать состояния и переживания наших собак, ровно также, как это умеют делать они.

Именно эту область своей работы я считаю одной из самых важных, потому что не смотря на то, что это не всегда бывает просто, но именно эмпатия рождает глубокое взаимопонимание и настройку собаки на человека и человека на собаку. А взаимопонимание в свою очередь – это залог комфортной и счастливой жизни с собакой.

С наилучшими пожеланиями,

зоопсихолог, кинолог-консультант, психолог,

Картотека игр и упражнений на развитие эмпатии у детей дошкольного возраста.
картотека по коррекционной педагогике на тему

Картотека игр и упражнений на развитие эмпатии у детей дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
empatiya.docx30.32 КБ

Предварительный просмотр:

Картотека игр и упражнений

на развитие эмпатии

у детей дошкольного возраста.

-формировать умения различать и называть различные эмоции;

-формировать способности понимать и активно выражать переживание других людей ;

-формировать умения различать понятия «добро» и «зло»;

-развивать потребности в самоутверждении на основе воспитания таких качеств, как доброжелательность, чуткость, сочувствие, тактичность;

-знакомить со способами выражения эмоций в игре;

-развивать стремления к проявлению сочувствия и сопереживания всем тем, кто в них нуждается;

-воспитывать гуманное отношение к родным, близким, сверстникам, животным;
-воспитывать уважение и терпимость к другим людям.

1. Ритуал приветствия «Солнышко»

Цель: создание положительного настроя в группе; развивать умение использовать в общении друг с другом ласковые слова.

Дети встают в круг, взявшись за руки. Использование круга, как известно, является гарантией защищенности того, кто находится в нем. Доброжелательность и теплота круга определяют общую атмосферу жизни детей.

Воспитатель: Доброе утро, ребята! Посмотрите, наше Солнышко заждалось нас и очень хочется поздороваться, согреть вас своим теплом. Давайте с ним поздороваемся. У кого в руках солнышко, тот назовёт своё имя ласково.

Но сначала все вместе проговорим волшебные слова и будем передавать солнышко из рук в руки, когда слова закончатся и у кого в руках останется наше солнышко с того и будет начинаться игра.

Ходит солнышко по кругу

Дарит деточкам свой свет.

А со светом к нам приходит

Дружба – солнечный привет.

Солнышко, солнышко, в небе свети!
(дети тянутся руками верх, встают на ноги)

Яркие лучики нам протяни.
(Вытягивают руки вперед ладошками вверх)

Ручки мы вложим
(разбиваются на пары, протягивают друг другу руки)

В ладоши твои. Нас покружи, оторвав от земли.
(Кружатся парами)

Вместе с тобой мы пойдем на лужок
(выстраиваются в цепочку, держа друг друга за руки)

Там все мы встанем дружно в кружок
(образовывают круг)

С песнями водим мы хоровод.

Солнышко снами по кругу идет.
(Идут по кругу)

Хлопают радостно наши ладошки,
(хлопают в ладоши)

Быстро шагают резвые ножки.
(Идут быстрым шагом)

Солнышко скрылось, ушло на покой
(приседают, голову закрывают руками, потом руки под щечку)

Мы же на место сядем с тобой
(тихо, спокойно садятся на свои места)

2. Игра «Утреннее приветствие»

Цель: создание положительного эмоционального климата в группе, развитие навыков общения, привитие навыка приветствия каждого ребенка в группе.

Дети и взрослый встают в круг. Все берутся за руки. Взрослый, обращая взгляд поочередно к каждому, говорит: «Все мы проснулись и собрались вместе. И Толя здесь… И Саша здесь…» Все дети повторяют за взрослым. Взрослый вместе с детьми приветствуют друг друга: «Здравствуй, Толя! Здравствуй, Саша. Здравствуй, солнце!» Затем педагог оглядывает каждого ребенка и говорит: «Все здесь!» Дети повторяют хором: «Все здесь!» и крепко пожимают друг другу руки (или обнимают друг друга).

3. Игра «Сделай как Я»

Цель: создание оптимальных условий для физического контакта, обмена эмоциями; способствовать становлению положительного отношения к сверстнику.

Воспитатель говорит малышу: «Я взяла Никиту за руку. Посмотри. Сделай как я» Добивается, чтобы ребенок повторил просьбу, делая акцент на то, что это Никита. Или: «Я обнимаю Алешу, он хороший. Сделай как я». «Я дала машинку Коле. Сделай как я» и т.д.

4. «Мое настроение»

Цель: развитие умения описывать свое настроение, распознавать настроение других, стимулирование эмпатии.

Ход игры: Детям предлагается поведать остальным о своем настроении: его можно нарисовать, можно сравнить с каким-либо цветом, животным, физическим состоянием, показать его в движении. Все зависит от фантазии и желания ребенка.

Снова вытяните руки вперед, найдите руки соседа. Ваши руки ссорятся. Опустите руки.

Ваши руки снова ищут друг друга. Они хотят помириться. Ваши руки мирятся, они просят прощения, вы снова друзья.

Обсудите, как проходило упражнение, какие чувства возникали в ходе упражнения, что понравилось больше?

5. «Передай улыбку по кругу»

Цель: выполнение группового правила, обмен переживаниями.

участникам группы предлагается взяться за руки, пожать их, улыбнуться соседу.

Цель: ролевое проигрывание ситуаций, отработка навыков эффективного взаимодействия, стимулирование эмпатии.

Воспитатель. Давай поиграем. Я – как будто дочка (сынок) – и сплю. А ты – моя мама (папа) – меня будишь. Только постарайся будить ласковыми словами, нежным голосом и мягкими прикосновениями, чтобы меня со сна не испугать (Ситуация разыгрывается по ролям. При этом «просыпающийся» может потянуться протереть глаза, улыбнуться утру и «маме». При повторе участники игры меняются ролями.).

Ребёнок будит спящую игрушку нежными, мягкими прикосновениями руки и тихо, ласково приговаривает: «Проснись, моё солнышко!» и т.д.

Цель: ролевое проигрывание ситуаций, стимулирование эмпатии

а) Изобразите лягушек, которые охотятся за комарами. Они притаились и замерли. Поймали комарика, лягушки довольны. А сейчас представьте, что одна из лягушек прыгнула к вам на ладошку. Что будете делать? (Я бережно посажу её на травку.) Покажите, как вы будете это делать.

Б) Две весёлые лягушки

Ни минутки не сидят,

Ловко прыгают подружки,

Только брызги вверх летят.

Надо добиваться не только развития мелкой моторики рук, но и выражения эмоционального состояния персонажей.

Цель: отработка навыков эффективного взаимодействия, стимулирование эмпатии.

В гости пришёл Петушок (можно выбрать любой персонаж, используя перчаточную куклу, которую взрослый надевает на руку и управляет ей в зависимости от контекста игрового взаимодействия), но он робеет и держится от детей на расстоянии. Воспитатель предлагает ребёнку позвать гостя движением руки, чтобы тот приблизился. В случае затруднения можно подсказать жест: махнуть рукой «к себе». Объясняет, что надо сначала вытянуть руку ладонью вверх и только потом махнуть ею «к себе». Малыш пытается позвать гостя вместе со взрослым или самостоятельно, ласково приговаривая: «Иди сюда». Если жест выполняется ребёнком выразительно, мягко, Петушок приближается к нему. И наоборот, если малыш, призывая гостя к себе, не смотрит на него, не старается выполнить движение мягко, ласково, то Петушок остаётся на месте, даже отодвигается опасливо. На это воспитатель обязательно обращает внимание ребёнка и побуждает его быть более приветливым.

9. «Сижу, сижу на камушке»

Цель: развитие эмпатии, умения выражать поддержку другому человеку (сверстнику).

Игроки становятся в хоровод и поют, а один (или несколько) садятся на корточки в круг, накрыв голову платочком.

Сижу, сижу на камушке,

Сижу на горючем,

А кто ж меня верно любит,

А кто ж меня сменит,

После этих слов любой желающий может подойти и погладить сидящего в кругу по голове, обнять, сказать ласковые слова (приголубить). Затем он уже сам садится в круг и накрывает голову платочком. Его «голубит» следующий желающий.

10. «Эмоции героев»

Цель: способствовать развитию эмпатии, умения оценить ситуацию и поведение окружающих.

Взрослый читает детям сказку. Ребенку заранее выдаются маленькие карточки с символическими изображениями различных эмоциональных состояний. В процессе чтения ребенок откладывает на стол несколько карточек, которые, на его взгляд, отражают эмоциональное состояние героя в различных ситуациях. По окончании чтения каждый ребенок объясняет, в какой ситуации и почему ему кажется, что герой был весел, грустен и т. д.

В эту игру лучше играть или индивидуально или в малой подгруппе. Текст сказки должен быть невелик и соответствовать объему внимания и памяти детей определенной возрастной группы.

Цель: развитие у детей понимания и чувствования друг друга, дифференцировка слухового восприятия, развитие эмпатии.

Ведущий вводит понятие интонации. Затем детям предлагается по очереди повторить с различными чувствами, с различной интонацией различные фразы (зло, радостно, задумчиво, с обидой). Как вариант, можно интонационно проиграть и обсудить диалог сказочных героев.

Цель: развитие эмпатии, творческого воображения.

Детям дается задание — «Нарисуйте доброе животное и назовите его ласковым именем, наградите каким-нибудь волшебным средством понимания». Рисование проводится под тихую, спокойную музыку, красками или яркими мелками, фломастерами. Затем устраивается конкурс на самое доброе животное. В качестве жюри можно пригласить детей из другой группы. Победителю вручается картонная медаль-смайлик.

13. «Как ты себя чувствуешь?»

Цель: развитие внимательности, эмпатии, умения чувствовать настроение другого.

Упражнение выполняется по кругу.

Каждый ребенок внимательно смотрит на своего соседа слева и пытается догадаться, как тот себя чувствует, рассказывает об этом.

Ребенок, состояние которого описывается, слушает и затем соглашается со сказанным или не соглашается, дополняет.

14. «Волшебные средства понимания»

Цель: осознание того, что можно помочь человеку, которому грустно, плохо, что в силах каждого оказать помощь всем нуждающимся в ней, понимание того, что конкретно для этого можно сделать.

– Что вам помогает, когда вам трудно, плохо, когда вы провинились, когда вас обидели?

– Что особенного умеют делать люди, с которыми нам приятно общаться, что их отличает? (улыбка, умение слушать, контакт глаз, добрый ласковый голос, мягкие нерезкие жесты, приятные прикосновения, вежливые слова, умение понять человека).

– Почему эти средства понимания мы можем назвать “волшебными”?

– Можем ли мы с вами применять эти “волшебные” средства, когда?

Цель: способствует развитию понимания мимических выражений и выражения лица.

Педагог вывешивает на доске различные картинки, маски:

-радость,- удивление,- интерес,

– гнев, злость, -страх,- стыд,

Задача детей определить, какое чувство выражает маска.

Цель: умение различать мимику, самостоятельно сознательно пользоваться мимикой для выражения своих эмоций.

Каждому из участников дается задание – выразить с помощью мимики горе, радость, боль, страх, удивление. Остальные участники должны определить, что пытался изобразить участник.

17. «Ролевое проигрывание ситуаций»

Цель: упражнение выполняется в парах, оно направлено на конкретную проработку, применение “волшебных ” средств понимания, развитие эмпатии, использование уже знакомых средств понимания.

Воспользовавшись “волшебными” средствами понимания, дети должны помочь:

1) плачущему ребенку, он потерял мячик;

2) мама пришла с работы, она очень устала;

3) товарищ в классе сидит грустный, у него заболела мама;

4) ваш друг плачет, он получил плохую оценку;

5) девочка-соседка попросила тебя ей сделать аппликацию. Необходимо подобрать столько ситуаций, чтобы каждый ребенок смог выполнить задание.

Цель: развитие эмпатии, творческого воображения .

Детям дается задание: «Нарисуйте доброе животное и назовите его ласковым именем, наградите его каким-нибудь волшебным средством понимания».

Рисование проводится под тихую спокойную музыку, красками или яркими мелками, фломастерами на нелинованных белых листах.

Затем устраивается конкурс на самое доброе животное. Победителю вручается грамота.

19. «Сделаем по кругу друг другу подарок»

Цель: развитие у детей чувствования друг друга, понимания настроения

другого, развитие эмпатии .

Ведущий дает задание каждому сделать своему соседу справа подарок, но не какой-то конкретный подарок, а выдуманный: “Что вы хотели бы подарить именно этому человеку? Подарите тот подарок, который, по вашему мнению, сейчас ему особенно нужен.” Подарок можно описать словами или показать жестами.

Цель: ролевое проигрывание ситуаций, отработка навыков эффективного взаимодействия, эмпатии, умения сотрудничать .

Упражнение выполняется в парах. Один ребенок из пары – обладатель красивой и очень любимой им игрушки, с которой он очень любит играть. Другой ребенок очень хочет поиграть с этой игрушкой. Его задача уговорить хозяина игрушки дать поиграть с ней.

Важно: при выполнении этого упражнения ребенку – хозяину игрушки в руки дается любая игрушка, которую он должен представить как свою самую любимую. Как только хозяин игрушки отдает ее просящему ребенку, упражнение прерывается и у ребенка спрашивают, почему он отдал игрушку.

Цель: умение описывать свое настроение, развитие понимания настроения других, развитие эмпатии, ассоциативного мышления.

Создается «цветопись» настроения группы. Например, на общем листе ватмана с помощью красок каждый ребенок рисует свое настроение в виде полоски, или облачка, или просто в виде пятна. Возможен другой вариант: из корзинки с разноцветными лепестками из цветной бумаги каждый ребенок выбирает для себя лепесток, цвет которого наиболее подходит к цвету его настроения. Затем все лепестки собираются в общую ромашку. Можно предложить детям сочинить спонтанный танец настроения.

22. «Школа улыбок»

Цель: развитие эмпатии, навыков культурного общения, чувствования настроения собеседника.

– Когда люди улыбаются?

– Какие бывают улыбки?

– Попробуйте их показать.

Дети пробуют улыбнуться сдержанно, хитро, искренне.

– Нарисуйте улыбающегося человека.

– Улыбающийся человек, какой он?

1 этап: Объявляется конкурс на лучшее изображение радости, страха, гнева, горя (в дальнейшем набор эмоций можно расширить). Настроение изображается с помощью мимики и жестов. Затем, когда выражение эмоции найдено, ведущий просит придумать и издать звук, ассоциирующийся у каждого ребенка с этим состоянием Если задание выполняется с трудом, то можно связать его с ситуацией из конкретного жизненного опыта детей: “Вспомни себя, когда ты радовался, когда у тебя произошло какое-то неприятное событие и т.д.”

Если дети начинают копировать движения друг у друга, то задание можно проделать с закрытыми глазами и открывать их только тогда, когда выражение нужного состояния будет найдено.

2 этап: Работа в парах. Отбираются несколько базовых эмоций, например, испуг, удивление, радость, горе. Дети стоят спиной друг к другу, на счет раз-два-три показывают одно и то же состояние не сговариваясь. Важно как можно лучше научиться чувствовать друг друга. Удачно, когда выбор состояния в паре совпадают 2-3 раза подряд.

3 этап: Разрабатывается единый; всеобщий знак для изображения основных эмоций, например, страха, горя, радости.

На этом этапе важна работа по обсуждению видимых признаков, выражающих определенное состояние.

23. Игра «Постарайся отгадать»

Цель: Развитие эмпатии, тактильного восприятия, развитие речи, развитие навыков общения, сплочение группы.

Все дети сидят на ковре. Один ребенок – водящий – поворачивается к ним спиной. Дети по очереди дотрагиваются до его плеча, спинки, гладят его и говорят: Раз, два, три, четыре, пять, Постарайся отгадать. Я с тобою рядом тут. Скажи, как меня зовут. Водящий пытается отгадать, кто его погладил. Если водящий никак не может отгадать правильно, он поворачивается лицом к играющим, и ему показывают, кто его погладил а он просто пытается вспомнить и назвать имя этого ребенка.

Примечание : Модификацией этой игры является игра «Это Я. Узнай меня». Дети также сидят на ковре. Один из них поворачивается спиной к сидящим. Дети по очереди поглаживают его по спине и говорят: «Это Я Узнай меня». Воспитатель помогает ребенку угадать, называя по очереди имена всех детей. Желательно, чтобы каждый ребенок побывал в роли ведущего.

Цель: развивать умение оказывать положительные знаки внимания сверстникам.

Дети становятся в круг. Педагог, отдавая мяч одному из детей, говорит ему комплимент. Ребёнок должен сказать “спасибо” и передать мяч соседу, произнося при этом ласковые слова в его адрес. Тот, кто принял мяч, говорит “спасибо” и передает его следующему ребёнку. Дети, говоря комплименты и слова благодарности, передают мяч сначала в одну, потом в другую сторону.

Цель: развивать умение выражать свое отношение, чувство к сверстникам.

Дети сидят в кругу. Каждый по очереди говорит что-то приятное о своем соседе.

Тот, кто говорит, смотрит в глаза тому, о ком говорит.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Цель данной разработки: донести до коллег и родителей причины, систему, предпосылки развития эмпатии у детей дошкольного возраста, а так же влияние возрастных особенностей н.

Данный материал будет интересен как воспитателям, так и родителям детей-дошкольников.

Игры и упражнения способствующие развитию памяти у детей дошкольного возрастаю.

Развитие эмоционального интеллекта — одно из важнейших направлений дошкольной педагогики. От способности человека понимать чужие и собственные переживания, от его навыков контроля над своим эмоц.

Развитие речи играет немалую роль в воспитании и развитии детей дошкольного возраста. Одним из направлений работы выступает развитие связной речи.

В предложенной картотеке собраны разнообразные игры и упражнения на развитие связной речи у детей дошкольного возраста, которые сгруппированы по разделам: игры с картинками и простые речев.

Игровое поведение собак

Собака – животное социальное и игровое поведение является необходимой частью внутригруппового общения. Оно позволяет животному поддерживать физическую форму, выработать хорошую координацию, освоить возможности тела и отработать полученные ранее навыки. Особенно это важно для щенков. Игра вызывает положительные эмоции, а некоторые ее виды наблюдаются даже у взрослых особей.

По мере взросления физические игры перерастают в социальные. В них проявляются симпатии или агрессия, доминирование или подчинение.

Игровые роли могут меняться. Основа всех социальных игр – конкуренция и кооперация, где щенки учатся отстаивать свои индивидуальные интересы или объединяться для решения общей задачи. У взрослых собак это элементы брачного поведения.

Нередко игра у собак внутри стабильной группы позволяет снять агрессию между животными и подтвердить социальный статус каждой особи. Игровое поведение у взрослых собак начинает проявляться в полной мере в период воспитания своих щенков.

Поведенческие комплексы молодой собаки осваиваются и закрепляются во время игры. Щенок в это время вырабатывает половое, охотничье и территориальное поведение. Поскольку формат игры предполагает положительные эмоции, то различного рода неудачи легко переносятся животным.

Существуют также патологические виды игры, на которые владельцы должны обращать внимание. Речь идет об имитации деятельности, когда взрослая особь играет с различными предметами так же, как щенок. Это результат того, что животному просто скучно и не хватает активной деятельности. К поведенческим нарушениям также относят погоню за собственным хвостом.

Игровой поклон – яркий пример проявления игрового поведения у животных. Поклон представляет собой позу, при которой собака припадает к земле, вытягивая вперед передние лапы и приподнимая уши и хвост. Эта поза имеет несколько значений: приглашение к игре, примирение, паузу при столкновении с непонятной ситуацией и пр.

Описание игрового поклона встречается у Чарльза Дарвина. Но до семидесятых годов прошлого века проводилось очень мало исследований этого феномена.

В 1972 году Марк Бекофф первым выдвинул предположение, что подобного рода поза представляет собой приглашение к игре, и составил список элементов игрового поведения собак, так называемую этограмму. В 1974 он опубликовал исследование, описывавшее становление игрового поведения у волков, молодых койотов и щенков собак породы бигль. Пары животных общались ежедневно по 15 минут. Благодаря наблюдению выделили 35 элементов. Некоторые служили сигналом для начала игры, и особое место занимал игровой поклон. Именно он был приглашением к игре и в большинстве случаев использовался животными. В ходе исследований также было выявлено, что поклон почти не используется вне игровой ситуации (Bekoff, 1974).

Свои исследования Марк Бекофф продолжил в 1977 году, где изучал разные формы игрового поклона, его биомеханику и продолжительность. Состав животных была схожим, но теперь включал больше домашних собак и щенков. Наблюдения фиксировались на кинокамеру, благодаря чему была предоставлена возможность произвести хронометраж. Было установлено различное время продолжительности самих поклонов, но прослеживались общие тенденции.

Длительность поклона сначала составляла около 1/3 секунды. Но в течение самой игры продолжительность его была на несколько сотых секунды короче. Благодаря фиксации на фотопленку предоставлялась возможность сравнивать расстояние от земли до холки животного в момент самого поклона и в состоянии стоя. При этом форма и продолжительность поклонов были согласованы между животными в паре. Это характерно даже для очень молодых особей.

Форма начального поклона у щенков, воспитанных в изоляции, была идентична той, которая была у молодняка, общавшегося с другими собаками. Это данные подтверждают, что игровые поклоны – врожденная форма поведения и она характерна для различных видов псовых, выработанная в ходе эволюции (Bekoff, 2014).

Так как собака относится к хищным животным, то взаимодействие между особями может носить элемент риска и расцениваться как агрессия. Поэтому возникает необходимость в четком сигнале: «То, что я делаю – игра». Способность демонстрировать подобного рода сигналы является жизненно важной, и, следовательно, закрепляется на уровне инстинкта.

Марк Бекофф полагал, что «несмотря на то, что поклон – это врожденный навык, собаке необходимо научиться его использовать» (2014). Было выяснено, что животные чаще воспроизводили те сигналы, которые имели отклик у другой собаки в виде игры.

В 1995 году Бекофф и его коллеги повторно изучили ранее отснятые материалы, чтобы выяснить, выполняются ли игровые поклоны в сочетании с укусами. Укус может быть воспринят другим животным как проявление агрессии. Исследования установили, что поклон часто используется после укуса, как подтверждение игровой ситуации и знак примирения, который не дает развиться конфликту (Bekoff, 1995).

Изучение данного феномена может быть использовано для понимания других поведенческих моделей собак.

Марк Бекофф утверждает, что феномен игры уникален, где неравенство между участниками воспринимается легче, чем в других социальных ситуациях (2014).

Действительно, мы можем многому научиться у собак и благодаря игре воспитать отличного компаньона. Игра поможет держать питомца под контролем, а также предоставит выход его энергии в удовольствие и конструктивную деятельность, которая не будет выливаться в уничтожение имущества. Это также поможет с обучением послушанию, укрепит отношения с хозяином и утвердит его в роли вожака.

Установите правила игры с собакой и применяйте их последовательно. Не забывайте устраивать частые перерывы во время игры, чтобы животное могло переориентировать свое внимание на вас. Это не позволит питомцу получить перевозбуждение и потерять контроль над собой. Периоды игры должны быть короткие, интересные. Прекращайте игру, прежде чем собаке станет скучно.

Используется игрушка, которая крепится с помощью веревки на ручку. Ее можно сделать самостоятельно или купить. Это может быть имитация лисьего хвоста. Собака будет гоняться за ним, поддаваясь охотничьему инстинкту. Можно использовать эластичный шнур, который будет заставлять игрушку подпрыгивать еще больше, но тогда игрушка на конце такого шнура должна быть мягкой, чтобы не травмировать вас и животное. Эта методика часто используется для тренировки охотничьих собак. Очень важно соблюдать строгие правила во время игры.

• Не позволяйте собаке прыгать на вас.

• Не позволяйте собаке вырывать игрушку из ваших рук.

• Собаке может быть дозволено захватить игрушку только после того, как была дана команда к началу игры.

• Собаке нужно быть готовой отказаться от игрушки по команде «Фу». Частые перерывы во время игры позволяют предотвратить перевозбуждение. Добивайтесь того, чтобы собака четко следовала правилам и не шалила. Если она начинает проявлять агрессию, прекращайте игру.

Игра 2 – шланг и вода.

Можно использовать для флирта водяной шланг. Лучше устанавливать насадки, которые выстреливают струей воды, или просто дать собаке погоняться за струей. В отличие от лазерной указки, это не вызовет поведенческого нарушения у животного, поскольку собака видит, что вода идет из шланга, и может поймать его, а лазерная точка никогда не может быть поймана. Такую игру можно использовать, чтобы искупать животное в жаркий день на даче. Даже те собаки, которые не любят купание, не возражают если намокают во время игры. Убедитесь, что напор струи небольшой, и не направляйте воду на голову животному. Периодически останавливайтесь, чтобы собака успокоилась, и не позволяйте ей прыгать на вас.

Игра 3 – Перетягивание каната

Эта игра может поощрять собаку кусаться, поэтому надо следовать установленным правилам и четко контролировать начало и конец игры командами «Взять» и «Дай». Если канат во время игры был упущен, то не позволяйте животному гоняться за ним и прыгать на вас. Сделайте небольшой перерыв и начните игру заново. Если животное отказывается отдавать игрушку, немедленно прекратите игру, не тяните канат на себя. Станьте рядом с собакой, ей станет скучно и она сама отдаст вам канат.
Игра не подходит агрессивным и возбудимым животным. Если собака начинает грызть и перетягивать поводок во время прогулок, становится грубой с членами семьи, то от этой игры стоит отказаться.

Sephy и Shania знают, что грубая игра является приемлемой с другой собакой, но никогда не приемлема с человеком.

Существует множество забавных игр с мячом. Какие из них понравятся вашему питомцу, будет отчасти зависеть от его породы и темперамента. Попробуйте разные варианты и выясните его предпочтения.

Бросьте небольшой мяч собаке, чтобы она смогла поймать его пастью. Убедитесь в том, что он достаточно мал, чтобы животное могло легко его взять, и не настолько мал, чтобы быть случайно проглоченным. Если питомец хорошо освоил эту игру, то можно попробовать заменить мяч диском.
Футбол

В футбол лучше всего играл с большим мячом, который не так легко прокусить. Выберите размер мяча таким образом, чтобы животному было тяжело схватить его зубами и прокусить.

Обучение этой игре полезно для воспитания и контроля питомца. Осваивать ее надо поэтапно. Убедитесь, что животное понимает команды (например, «Да, хорошо») которые дают сигнал, что собака делает все правильно, и команды (например, «Фу, нельзя»), обозначающие, что ее действия не верны.

Дайте собаке игрушку и после того, как она взяла ее в пасть, отойдите на несколько шагов и подзовите ее к себе. Похвалите, если она подошла, предложите на обмен лакомство и еще раз похвалите. После того как данное действие было освоено, бросьте игрушку на небольшое расстояние. Если данная игрушка игнорируется, то используйте более интересную, например, с пищалкой. Если команда была выполнена верно, похвалите собаку, дайте ей лакомство и приласкайте. Не ругайте ее, даже если она начнет вас дразнить и не отдавать. Предложите еще лакомство. Проявите терпение.

Если животное возвращается без игрушки, идите искать ее вместе. Затем используя команду «Взять», предложите собаке схватить предмет и отойдите на несколько шагов. Если питомец схватил игрушку, то зовите его и много хвалите. Если животное убегает с предметом от вас, не гонитесь за ним, так как это будет расценено как элемент игры. Позовите собаку к себе и продемонстрируйте лакомство. Для животного это будет более приоритетно, чем игрушка.

Помните, что игра должна доставлять собаке удовольствие. Это сделает ее счастливой и улучшит ваши с ней отношения. Активная и здоровая собака – хорошая и счастливая собака!

Bekoff, Marc (1974) “Social Play and Play-Soliciting by Infant Canids” Amer. Zool. 14 (1): 323-340.
Bekoff, Marc (1977) Social Communication in Canids: Evidence for the Evolution of a Stereo-typed Mammalian Display” Science 9 September 1977: Vol. 197 no. 4308 pp. 1097-1099 DOI: 10.1126/science.197.4308.1097
Bekoff, Marc (1995) “Play Signals as Punctuation: The Structure of Social Play in Canids.” Behaviour 132 419-429.
Bekoff, Marc (2014a) “The Significance of Ethological Studies: Playing and Peeing”: Essay in Domestic Dog Cognition and Behavior: The Scientific Study of Canis familiaris, p. 61, Horowitz, Alexandra (Ed.), 2014, XIV, 274 p. 26 illus., 5 illus. in color. ISBN 978-3-642-53994-

Игры и упражнения для развития эмпатии у дошкольников

Ирина Нелепа
Игры и упражнения для развития эмпатии у дошкольников

ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ ЭМПАТИИ …

Цель: позволяет участникам познакомиться друг с другом, привыкнуть, адаптироваться к новой среде.

Ход игры: Упражнение проводится в кругу. Каждый участник называет себя по имени (если хочет, может что-то рассказать о себе).

Цель: позволяет детям скорее запомнить имена друг друга, установить контакт.

Ход игры: Первый участник (например, слева от ведущего) называет свое имя. Следующий повторяет его, затем называет свое. И так по кругу. Упражнение заканчивается, когда первый участник назовет по именам всю группу.

Цель: упражнение так же позволяет детям запомнить имена друг друга, способствует созданию комфортной обстановки для каждого участника.

Инструкция: «Вспомните, как вас ласково зовут дома. Мы будем бросать друг другу мячик. И тот, к кому мячик попадет, называет одно или несколько своих ласковых имен. Кроме того, важно запомнить, кто каждому из вас бросил мячик. Когда все дети назовут свои ласковые имена, мячик пойдет в обратную сторону. Теперь нужно постараться не перепутать и бросить мяч тому, кто в первый раз бросил его вам, а кроме того, произнести его ласко-вое имя»

Цель: развитие воображения, создание психологически непринужденной атмосферы.

Ход игры: В начале упражнения ведущий рассказывает о разных способах приветствия, принятых и шуточных. Затем детям предлагается поздоро-ваться, прикоснувшись плечом, спиной, рукой, носом, щекой, выдумать собственный необыкновенный способ приветствия для сегодняшнего занятия и поздороваться посредством его.

Цель; развивает наблюдательность, позволяет детям лучше узнать друг друга.

Ход игры: Ведущий дает задание: «Встаньте те, кто…

• радуется хорошей погоде;

• имеет младшую сестру;

• любит дарить цветы и т. д.

При желании роль ведущего могут выполнять дети. После завершения всем задаются вопросы, подводящие итоги игры: «Сейчас мы посмотрим, кто у нас в группе оказался самым внимательным. Кто у нас в группе любит сладкое? У кого есть младшая сестра?» Затем вопросы усложняются (включают в себя две переменные): «Кто у нас в группе любит сладкое и имеет младшую сестру?». Каждый вопрос адресуется конкретному ребенку, если он не может ответить сам — ему помогает группа

«Представь свое имя в движении» (с 6 лет)

Цель: игра помогает детям запоминать имена своих товарищей, вызывает положительные эмоции и формирует чувство группового единства. В этом упражнении каждый получает шанс выразить себя и привлечь к себе внимание.

Ход игры: Дети сидят в кругу. Поочередно, по часовой стрелке, дети делают телодвижения, подсказывающее их имя. Упражнение более эффективно, если попросить всех повторять имена и телодвижения

«Представься с помощью куклы» (с 5 лет)

Цель: помогает снять напряжение и неуверенность, позволяет детям лучше узнать друг друга.

Материал: две куклы разного пола, желательно в рост ребенка, или перчаточные куклы.

Ход игры: Ребенку предлагают представиться с помощью куклы и рассказать о себе. Ведущий и дети могут задавать вопросы, уточнять. Например: Твоя любимая игра? Как в нее играть? Любимое животное? Почему? Самая вкусная еда на свете? О чем ты мечтаешь? и т. д.

Цель: игра переводит внимание на внешность детей, позволяет осознать внешние сходства и отличия.

Ход игры:

А) Воспитатель просит детей внимательно посмотреть друг на друга: «У всех у вас волосы отличаются по цвету. Теперь поменяйтесь местами, так, чтобы крайним справа, вот на этом стуле, сидел тот, у кого самые светлые волосы, рядом с ним — у кого они потемнее, а крайним справа, на этом стуле, был тот у кого самые темные волосы. Начали…» Взрослый помогает детям, подходит к каждому, прикасается к волосам, советуется с остальными, куда его посадить, и т. д.

Б) Задание то же, что и в предыдущем варианте, только дети должны поменяться местами по цвету глаз.

Цель: развитие наблюдательности и умения описывать внешние детали.

Ход игры: упражнение выполняется в парах (одновременно всеми участниками). Дети стоят спиной друг к другу и по очереди описывают прическу, одежду и лицо своего партнера. Потом описание сравнивается с оригиналом и делается вывод о том, насколько ребёнок точен.

Цель: развитие внимания и наблюдательности, необходимых для эффективного общения.

Ход игры: Каждый ребенок по очереди становится водящим. Водящий выходит из комнаты. За это время производится несколько изменений в одежде, прическе детей, можно пересесть на другое место (но не больше двух-трех изменений; все произведенные изменения должны быть видимы). Задача водящего подметить происшедшие изменения.

Цель: развитие умения описывать свое настроение, распознавать настроение других, стимулирование эмпатии.

Ход игры: Детям предлагается поведать остальным о своем настроении: его можно нарисовать, можно сравнить с каким-либо цветом, животным, физическим состоянием, показать его в движении. Все зависит от фантазии и желания ребенка.

Цель: научить детей передавать различные эмоциональные состояния невербальным способом.

Ход игры: Ребенку дается задание передать «по цепочке» определенное чувство с помощью мимики, жестов, прикосновений. Когда дети передали его по кругу, можно обсудить, какое именно настроение было загадано. Затем ведущим становится любой желающий. Если кто-то из детей хочет побыть ведущим, но не знает, какое настроение загадать, воспитатель может помочь ему, подойдя и подсказав ему на ушко какое-нибудь настроение

Цель: развитие воображения, выразительных движений.

Ход игры: Выбирается водящий, по сигналу он закрывает глаза, а остальные участники задумывают между собой один из основных цветов. Когда водящий откроет глаза, все участники своим поведением, главным образом эмоциональным, пытаются изобразить этот цвет, не называя, а водящий должен его отгадать. Можно разделиться на две команды, при этом одна команда будет изображать цвет (поочередно или одновременно, а вторая — отгадывать.

Цель: формирование умения передавать определенное смысловое содержание невербальным способом.

Ход игры: Участники садятся в круг. Задание — невербально сказать выбранному партнеру фразу (которую взрослый предварительно шепнул ребенку на ушко). Каждый по очереди выполняет задание без слов. Остальные наблюдают и определяют «произнесенную» фразу

Цель: развивает умение дифференцировать различные эмоциональные состояния по мимическим проявлениям.

Ход игры: Каждому ребенку дается пиктограмма определенного эмоционального состояния, разрезанная несколько частей. Задача участников — как можно быстрее и правильно собрать пиктограмму. Как вариант, можно самому пантомимически изобразить это состояние.

Цель: развивать умение невербально «описывать» предметы.

Ход игры: Один ребенок становится «именинником», остальные дарят ему «подарки», передавая движениями и мимикой свое отношение к «имениннику» [16].

Руки знакомятся, руки ссорятся, руки мирятся

Цель: соотнесение человека и его тактильного образа, снятие телесных барьеров; развитие умения выражать свои чувства и понимать чувства другого через прикосновение.

Ход игры: Упражнение выполняется в парах, с закрытыми глазами, дети сидят напротив друг друга на расстоянии вытянутой руки. Взрослый дает задания (каждое задание выполняется 2-3 минуты):

• Закройте глаза, протяните навстречу друг другу руки, познакомьтесь одними руками. Постарайтесь получше узнать своего соседа. Опустите руки.

• Снова вытяните руки вперед, найдите руки соседа. Ваши руки ссорятся. Опустите руки.

• Ваши руки снова ищут друг друга. Они хотят помириться. Ваши руки мирятся, они просят прощения, вы снова друзья.

Обсудите, как проходило упражнение, какие чувства возникали в ходе упражнения, что понравилось больше?

«Передай улыбку по кругу»

Цель: выполнение группового правила, обмен переживаниями.

Ход игры: участникам группы предлагается взяться за руки, пожать их, улыбнуться соседу.

«Сижу, сижу на камушке»

Цель: развитие эмпатии, умения выражать поддержку другому человеку (сверстнику).

Ход игры: Игроки становятся в хоровод и поют, а один (или несколько) садятся на корточки в круг, накрыв голову платочком.

Сижу, сижу на камушке,

Сижу на горючем,

А кто ж меня верно любит,

А кто ж меня сменит,

После этих слов любой желающий может подойти и погладить сидящего в кругу по голове, обнять, сказать ласковые слова (приголубить). Затем он уже сам садится в круг и накрывает голову платочком. Его «голубит» следующий желающий

Цель: способствовать развитию эмпатии, умения оценить ситуацию и поведение окружающих.

Ход игры: Взрослый читает детям сказку. Ребенку заранее выдаются маленькие карточки с символическими изображениями различных эмоциональных состояний. В процессе чтения ребенок откладывает на стол несколько карточек, которые, на его взгляд, отражают эмоциональное состояние героя в различных ситуациях. По окончании чтения каждый ребенок объясняет, в какой ситуации и почему ему кажется, что герой был ве-сел, грустен и т. д.

В эту игру лучше играть или индивидуально или в малой подгруппе. Текст сказки должен быть невелик и соответствовать объему внимания и памяти детей определенной возрастной группы.

Этюд на различные позиции в общении

Цель: прочувствование различных позиций в общении.

Ход игры: Дети разбиваются на пары. Общение в парах проходит в диалоговом режиме. Для общения предлагаются интересные и актуальные для детей темы: «Мое любимое животное», «Мой самый радостный день в прошлом месяце» и пр. Сначала ситуация общения организуется, когда оба ребенка сидят лицом друг к другу, затем один ребенок сидит на стуле, а другой стоит около своего стула (дети меняются местами, затем партнеры, сидя на стуле спиной друг к другу, продолжают разговор. В заключение, у детей спрашивают о впечатлении, настроении, возникшем в процессе общения: как больше понравилось общаться, почему?

Цель: развитие у детей понимания и чувствования друг друга, дифференцировка слухового восприятия, развитие эмпатии.

Ход игры: Ведущий вводит понятие интонации. Затем детям предлагается по очереди повторить с различными чувствами, с различной интонацией различные фразы (зло, радостно, задумчиво, с обидой). Как вариант, можно интонационно проиграть и обсудить диалог сказочных героев.

Цель: развитие эмпатии, творческого воображения.

Ход игры: Детям дается задание — «Нарисуйте доброе животное и назовите его ласковым именем, наградите каким-нибудь волшебным средством понимания». Рисование проводится под тихую, спокойную музыку, красками или яркими мелками, фломастерами. Затем устраивается конкурс на самое доброе животное. В качестве жюри можно пригласить детей из другой группы. Победителю вручается картонная медаль-смайлик

Пальчиковые игры и упражнения как средство развития речи у детей дошкольного возраста Тема: «Пальчиковые игры и упражнения как средство развития речи у детей дошкольного возраста». 1слайд Уважаемые коллеги вашему вниманию.

Дидактические игры и упражнения для развития речи ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ У нормально развивающегося ребенка рано начинается развитие речи. В процессе лепета формируются.

Игры-драматизации как инструмент совершенствования звуковой стороны речи и средство развития эмпатии Большой интерес у детей вызывают игры-драматизации, которые позволяет за короткий промежуток времени разучить и представить на «суд» зрителей.

Игры и упражнения для развития связной речи Игры и упражнения для развития связной речи Учитель-логопед МБДОУ №46 «Жемчужина» Тимофеева Нина Филипповна Квалификационная категория первая.

Консультация для родителей «Игры и упражнения для развития речи ребенка пятого года жизни» На пятом году жизни речь ребенка становится разнообразнее, правильнее, богаче. Увеличение активного словаря дает возможность. ребенку точнее.

Мастер-класс «Занимательные игры и упражнения для развития nмелкой моторики руки» Цель: 1. Показать важность работы по развитию мелкой моторики для развития детей дошкольного возраста. 2. Систематизировать знания педагогов.

Дидактические игры и упражнения для формирования и развития фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста Консультация для воспитателей «Дидактические игры и упражнения для формирования и развития фонематического восприятия у детей старшего дошкольного.

Техническая учеба «Игры и упражнения на развития словесно-логического мышления» Техническая учеба на тему: «Игры и упражнения на развития словесно – логического мышления» Одна из важнейших задач современной школы –.

Упражнения для развития речи старших дошкольников «Народная культура» Игровое упражнение «Кто? Что?» Покажите ребенку любую иллюстрацию к сказке. Пусть он назовет слова-предметы, отвечающие на вопрос: «Кто?».

Упражнения и дидактические игры для развития пальцевой моторики у дошкольников с нарушением речи. Фотоотчет. Упражнения и дидактические игры для развития пальцевой моторики у дошкольников с нарушением речи. Фотоотчет. У детей при ряде речевых нарушений.

Диагностические игры с собакой: эмпатия – подробное описание и видео

    Главная
  • Список секций
  • Обществознание
  • Влияние домашних питомцев на эмпатию подростка

Влияние домашних питомцев на эмпатию подростка

Автор работы награжден дипломом победителя III степени

Домашние животные уже давно находятся рядом с людьми. В далёкой древности человек заводил домашних животных для того, чтобы они помогали ему по хозяйству: кошки – ловили мышей и крыс, собаки – были хорошими сторожами, домашний скот – «кормил» и «одевал» хозяина. В современном мире многое изменилось! Люди переселились из домов в квартиры и некоторые функции животных сами собой отпали. Какая роль не была бы у домашних животных, человек заботится о них: кормит, ухаживает, он несёт ответственность за это живое существо и несомненно это отражается в его уголках души, развиваются такие нравственные качества как доброта, любовь, сострадание, сопереживание. Человек видя своего любимого питомца получает массу положительных эмоций. Для чего человеку необходимо чувствовать рядом с собой живую душу? Все ли хозяева испытывают положительные эмоции заботясь за своими питомцами? Все ли домашние животные дают положительные эмоции? И влияют ли они на нравственные качества детей? Именно эти вопросы интересуют меня и легли в основу нашей научно-исследовательской работы.

И я считаю, тему своей работы актуальной, так как без домашних питомцев не представляю жизни на земле. Заботясь о них мы развиваемся сами! Дети, в семьях которых есть домашние животные получают бесценный опыт общения и взаимодействия с ними.

В своей научно-исследовательской работе я коснулась темы домашних животных и их влияния на уровень эмпатии человека, а также его настроение. И была выдвинута следующая гипотеза: «у подростков имеющих домашних животных – уровень эмпатии выше, чем у тех подростков, у которых домашних животных нет»

Цель научно-исследовательской работы: изучение влияния домашних животных на эмпатию подростков

Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:

– изучить научную литературу и публикации по данной проблеме;

– провести анкетирование по выявлению предпочтений обучающихся, в выборе домашнего животного;

– исследовать отношение людей к домашним животным;

– провести диагностику обучающихся для выявления уровня эмпатии;

– проанализировать эмоциональные изменения, происходящие с обучающимися

Объект исследования: обучающиеся МОУ лицей г. Электрогорск 11-15 лет.

Предметом исследования является эмпатия подростков

В исследовании использовались такие методы, как анализ литературы, анкетирование, беседа, построение таблиц по результатам исследования.

Теоретическая значимость: заключаются в изучении научной литературы, рассмотрении понятия, виды эмпатии, влияния домашних животных на подростка.

Практическая значимость: поможет показать людям важность домашних животных в семьях, где есть подростки

Структура научно-исследовательской работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы

Глава I . Анализ теоретических знаний о эмпатии человека и влияние домашних животных на психику ребёнка

1.1. Понятие эмпатия, виды, уровни

Эмпатия — это способность сопереживать другим людям, уважать их чувства. Человек, который склонен к эмпатии, очень остро реагирует на эмоции и чувства окружающих, он ощущает их на себе. Эмпат является сверхчувствительной личностью, всегда готов прийти на помощь.

В психологии различают пять видов эмпатии: эмоциональная, когнитивная, предиктивная, сопереживание, сочувствие. Эмоциональная эмпатия – этому виду эмпатии характерно восприятие чувств людей на эмоциональном уровне. Когнитивная эмпатия – происходит интеллектуальное восприятие чувств других людей, при этом обращаются к аналогиям, сравнению, проводятся параллели. Предикативная – способность заранее выявлять возможные реакции индивида на определенные события, поведение в конкретных ситуациях. Сопереживание – происходит идентификация себя с человеком, который испытывает какие-то эмоции, переживания его эмоционального состояния. Сочувствие – социальный аспект, который выражает состояние эмпата касательно волнений другого индивида.

Нужно понимать, что эмпатия начинает формироваться еще с детства. По мере взросления индивид приобретает жизненный опыт, становится способным распознавать чувства людей. Однако, независимо от того, сколько, кому лет, различают проявления чувствительности в разной степени.

Так выделяют четыре основных уровня.

Низкий уровень – присутствует слабая тяга к сопереживанию. Такие люди полагаются только на логику и реальные факты, им не знакомы поступки, которые совершаются под влиянием эмоций.

Нормальный уровень – такой уровень эмпатии характерен для большинства. Его также называют стандартным уровнем. Такие индивиды могут понимать эмоции и чувства окружающих, но переживают не слишком часто, не особо задумываются над чужими ощущениями. Такая эмпатия характерна практически для каждого второго, зачастую они остаются равнодушными к проблемам других. Они чутко относятся к эмоциям, которые испытывают сами или же их близкое окружение.

Высокий уровень – такие люди не часто встречаются. Их как раз называют эмпатами. Они очень хорошо понимают эмоции и чувства других людей, слушают внимательно, подмечает все детали, сопереживают в любых ситуациях. Такие люди отличаются социальной активностью и легко заводят новые знакомства, у них много друзей.

Повышенный уровень – таким индивидам чувство эмпатии причиняет дискомфорт. У человека возникают сложности в различии своих проблем с чужими. Данное состояние сопровождается следующими проявлениями: излишняя впечатлительность; сильная ранимость; острое переживание чувств и эмоций других людей; возникновение чувства вины за боль, которую ощущают другие; беспокойство и страдания за проблемы окружающих. Такой уровень оказывает негативное воздействие на жизнь эмпата, ухудшает его навыки общения, нередко является фактором, влияющим на развитие психических заболеваний.

1.2. Влияние животных на психику ребенка

Животные с древних времен были постоянными спутниками людей. О влиянии домашних животных на поведение детей известно давно. Еще в 1969 г. американский психотерапевт Б.Левинсон писал, что животные помогают сломить враждебное отношение ребенка к окружающему миру и установить коммуникационные связи.

Дети гораздо чаще, чем взрослые, приписывают своим друзьям-животным человеческие черты, они обращаются с ними как со своими сверстниками, разговаривают с ними, поверяют им свои тайны. Кошка или собака, в отличие от родителей, которым вечно некогда, всегда их выслушают и поймут. А в отличие от сверстников, они никогда не сплетничают и не ябедничают. В общем, в чем-то они идеальные собеседники – во всяком случае, идеальные слушатели. Домашние животные – мощный инструмент для снятия стресса.

Постоянное общение с домашними животными с юных лет позволяет постичь навыки невербального общения и развивает интуитивное постижение мира. Исследования доказывают, что уровень агрессивности и конфликтности у детей, имеющих домашних животных в два раза ниже, чем у детей, не имеющих домашних животных.

В ходе общения с животными у ребенка развивается чувство прекрасного: дети учатся видеть естественную красоту домашних питомцев. А эта красота, в свою очередь, стимулирует детское творчество. Ребенок стремится отразить свои переживания с животным в стихах, рассказах, а главным образом в изобразительном искусстве.

Домашние животные могут вылечить от заикания, а также помогают замкнутым детям влиться в окружающий мир.

Домашние животные становятся источником и первых переживаний, и первой радости. В общении с животным ребенок испытывает, прежде всего, положительные эмоции, а ведь в современном обществе именно их-то зачастую и не хватает.

В то же время ребенок при общении с животным естественным образом учится проявлять бережное и заботливое отношение ко всему животному миру. Так ребенку прививаются понятия экологической культуры, являющейся составной частью культуры духовной.

Ребенок знакомится с простейшими трудовыми операциями. Под руководством взрослых он приобретает первые навыки по уходу за животным. При этом ребенок получает и дополнительные знания об условиях жизни животных в природе и в условиях дома.

Животные незаменимы в укреплении физического и психического здоровья детей: в процессе прогулок с собакой, игр с кошкой или кроликом, да и при уходе за питомцем дети прекрасно совершенствуются физически.

Животные – это своеобразная «психологическая неотложка» для детей: компенсируя одиночество, питомцы снимают психоэмоциональное напряжение, дают возможность поиграть и даже поговорить с собой, погладить или потискать себя – это важно, особенно когда у взрослых не хватает времени и сил на общение со своим ребенком. Животное не заменит родительскую любовь, но общение с домашним животным будет ребенку очень полезно.

Нерешительным и замкнутым детям домашние питомцы нередко заменяют друзей, и тогда дети доверяют животному свои тайны, радости и печали, хвастаются своими достижениями и способностями – ведь животное не отмахнется, не будет смеяться и никому не расскажет. А еще благодаря питомцу такой ребенок может легче завести друзей и среди детей, например, во время совместных прогулок с собакой во дворе или парке.

Животные не говорят, но издают звуки, оповещая о своих потребностях и настроении, движениями, позой, взглядом. Так дети учатся понимать без слов и животных, и людей.

Наличие животного в доме дисциплинирует: ребенок быстрее и лучше поймет, что все живое требует ухода, питания, возможно – перестройки распорядка дня в соответствии с нуждами животного. У ребенка воспитывается чувство ответственности, потребность и умения заботиться не только о себе, но и о других – а это лучшая прививка от эгоизма, особенно если ребенок в семье один.

Глава II . Исследование влияния домашних животных на эмпатию обучающихся МОУ лицей г. Электрогорск

Данное исследование проводилось в МОУ лицее г. Электрогорск, в нём приняли участие обучающиеся 5- 9 классов (11-15 лет) – 140 человек. Из них из 5 класса – 43 человека, 7 класс – 25 человек, 8 класс – 27 человек, 9 класс – 45 человек. (приложение1) Целью, этого исследования, было изучение влияния домашних животных на эмпатию подростков. Ребятам была предложена анкета и опросник эмоциональной эмпатии (EETS) Мехрабиана.

Анкета состояла из нескольких вопросов. Цель анкеты – выяснить у подростков МОУ лицей следующие факты: имеют ли они домашних животных, кто за ними ухаживает, какие эмоции и чувства испытывают подростки в общении со своими питомцами. В ходе исследования было выявлено, что у 78% опрошенных людей есть домашние животные (35% из них, имеет не одно домашнее животное, а два и более), а у 22% их нет. Большинство (93%) обучающихся проживают в квартире и всего 7% в частном доме. При этом все те, кто живёт в частном доме имеют одно и более домашних животных. (приложение2)

По результатам анкеты нами был составлен список животных, предпочитаемых семьями обучающихся нашего лицея: большинство семей заводят кошек – 65%, собак – 36%, попугаи – 12%, черепахи – 10%, рыбки – 10%, хомяки – 5%, улитки – 5%, 3% – шиншиллы, 3% кролики и 3% куры, крысы – 2%. Как мы видим, лидирующие места в этом рейтинге принадлежат кошкам и собакам (приложение 3)

На вопрос анкеты «Кто ухаживает за домашними животными в Вашей семье?» 24% ответили, что самостоятельно ухаживают за своими питомцами (преобладающее число у 9 классов), 11% ухаживают родители, 65% ухаживают дети совместно с родителями.

На следующий вопрос «Что вы чувствуете, общаясь с домашними питомцами?», подавляющее большинство (98%) ответили, что только положительные эмоции (радость, нежность, заботу, любовь и др.) и только 2% «ничего» (за питомцами ухаживают другие члены семьи, подросток не принимает никакого участия в этом).

На вопрос «С какой целью были заведены домашние питомцы?» ответы были следующие: «ухаживать, заботиться» – 9%, «просто так» – 4%, «очень хотелось» – 6%, «чтобы был друг, чтобы было веселее, для общения» – 17%, «чтобы разводить» – 3% «подарили» – 1%, «для уюта» – 2%, «не знаю» – 3%, «родители захотели» – 5%, «ради спокойствия» – 5%. Таким образом, многие семьи заводят домашних животных для того, чтобы не чувствовать одиночество, было с кем пообщаться.

«Кто для вас домашнее животное?» на это вопрос большинство ответили «друг», «член семьи» и 2% ответили «лишние проблемы», «комок шерсти» (так ответили мальчики из 9 класса, которые не ухаживают за питомцами и животных в семье завели по инициативе родителей)

«Согласились бы вы поменять домашнее животное на дорогую вещь или деньги?» 98% ответили – «нет», 2 % – ответили «да» (те же молодые люди, что и в предыдущем вопросе)

На вопрос «Согласны ли вы с мнением, что домашние животные улучшают самочувствие?» те, у кого есть домашние животные ответили «да» – 69%, «нет» – 2%, «не знаю» – 18%, у кого нет домашних питомцев ответили следующим образом – «да» – 50%, «нет» – 3%, «не знаю» – 47% По сравнению те у кого

«Помогают ли Вам домашние животные справиться со стрессом?» опрошенные ответили «всегда» – 16% (так во основном отвечали обладатели кошек), «часто» – 13%, «иногда» – 31%, «редко»- 14%, «никогда» – 3%

Также была проведена диагностика уровня эмпатии у подростков с помощью опросника эмоциональной эмпатии (EETS) Мехрабиана. Тест-опросник способности к эмпатии предназначен для определения уровня эмпатических тенденций. Эмпатия (как сопереживание и сочувствие) является механизмом восприятия и понимания людьми друг друга при общении. Эмпатия предполагает эмоциональные, непосредственные реакции на поведение других людей, сочувствие им, предугадывание их состояний. Эмпатия способствует идентификации (отождествлению) себя с человеком, находящимся в затруднительном положении, мысленной постановке себя на его место и оказанию на этой основе действенной помощи. Результаты диагностики представлены в таблице №1.

Интеллектуальные игры для собак

Всем собакам требуется нагрузка, как физическая, так и интеллектуальная. Часто хозяева просто не успевают достаточно нагрузить любимца из-за нехватки времени и сил (родился ребенок, много часов на работе, по состоянию здоровья и т.д.). И тогда, приходя домой, обнаруживают погрызенную мебель, съеденную обувь, порванные обои, кучи и лужи. Или собака все время требует их внимания, когда они дома, пристает с игрушкой, причем может и агрессивно требовать внимания. Конечно, с собакой, в первую очередь, нужно полноценно гулять, чтобы удовлетворить ее потребность в нагрузке (об этом можно почитать тут >>). Но в помощь хозяевам есть один прекрасный способ, который не требует специальных усилий и затрат с вашей стороны, зато вы сможете снизить или даже избежать “погромы” дома в ваше отсутствие, сможете занять собаку в вашем присутствии, и спокойно заниматься своими делами.

Интеллектуальные игры для собак

Что могут дать вам и вашей собаке интеллектуальные игры:

  • собаке некогда будет скучать и тосковать в ваше отсутствие (выть, пытаться выбраться);
  • она будет занята игрушками, а потом отдыхать от интеллектуальной нагрузки, а не разгрызать ваши вещи, портить стены, диваны, когда она остается одна дома;
  • это лучшее решение, если требуется занять собаку в вашем присутствии, а вам в это время спокойно, без угрызения совести, заняться своими делами;
  • вы можете при помощи этих игрушек переключать внимание собаки с гостей на игру, чтобы она бурно на них не реагировала и не приставала;
  • если у вас есть дети, то это отличное решение, чтобы занять собаку, пока вы возитесь с ребенком;
  • собака развивается интеллектуально;
  • развивают у собаки уверенность в себе;
  • успокаивают собаку;
  • собака задействует свой нос, а вы тем самым удовлетворяете ее потребность в поиске и работе носом;
  • контакт между вами и питомцем улучшается, если вы играете в них вместе.

Советы по применению:

  1. Лакомство для интеллектуальных игр должно быть очень любимым и желанным! Собака должна захотеть его добыть. Это может быть обычный корм, если собака его очень любит. Или же это могут быть любые вкусняшки, которые подбираются индивидуально каждой собаке.
  2. Большинство игр делаются из подручных средств за считанные минуты и не требуют подготовки заранее и каких-то специальных умений с вашей стороны.
  3. Вы можете посадить или положить собаку на выдержку перед игрушкой, после чего дать ей любую вашу команду на начало игры.
  4. Не оставляйте собаку сразу одну с такой игрушкой – пусть она сначала при вас научится в нее играть.
  5. Увеличивайте сложность игр постепенно: сначала познакомьте собаку с самыми простыми играми, потом с более сложными. Одну и туже игру можно тоже делать разного уровня сложности.

На видео ниже вы увидите видео-ролики интеллектуальных игр с участием моей собаки Шекки (а иногда и других собачек, которые остаются у меня на передержке). Список видео постоянно пополняется.

1. Интеллектуальна игра: Ящик изобилия. Уровень: начальный

2. Интеллектуальна игра: Волшебная втулка. Уровень: начальный

3. Интеллектуальна игра: Вкусный рулетик. Уровень: начальный

4. Интеллектуальна игра: Разноцветные мячи. Играют две собаки. Уровень: начальный

5. Интеллектуальна игра: Бутылочка. Играют две собаки. Уровень: начальный

6. Интеллектуальна игра: Косичка с сюрпризом. Уровень: начальный

7. Интеллектуальна игра: Что в стакане. Уровень: начальный

8. Интеллектуальна игра: Яйца. Уровень: начальный

9. Интеллектуальна игра: Вкусный рулетик 2 (для двух собак). Уровень: начальный

10. Интерактивная игра: Интеллектуальная кормушка. Уровень: начальный

11. Коврик “Антистресс”:

Продолжение следует! Следите за играми на ютуб канале – подписывайтесь, чтобы не пропустить новые: youtube канал >>

Читайте также:  Собака-невротик - с порталом вы будете лучше понимать собаку
Ссылка на основную публикацию