Сбор лошади: что это и как подготовить лошадь

Сбор: что это такое, для чего он нужен и как над ним работать

Сбор — это функциональное состояние лошади, состояние высшей её концентрации, позволяющее использовать весь свой биомеханический потенциал для выполнения конкретных задач, необходимых всаднику. Сбор характеризуется высокой энергетикой (импульсом), предготовностью всех мышц включиться в работу.

Сбор лошади возможен только в состоянии предельной сгруппированности животного — а значит в максимально укороченной рамке, которая образуется за счет четырёх основных моментов: подведения зада, высокого подъёма шеи, сгибания в затылке и дугообразного округления спины. Причём данная поза должна быть наиболее удобной для лошади, чтобы позволить использовать потенциал «сжатой пружины» с максимальной эффективностью. Сбора возможно достичь только на сбалансированной лошади, то есть лошадь должна «сама себя нести», сама поддерживать данное состояние, следовательно, повод не должен быть сильно натянут.

Важной характеристикой сбора является возможность лошади в этом состоянии легко менять тип движений, то есть делать переходы и остановки. И это гораздо более существенная характеристика, чем «правильное» положение головы и шеи. Потому что каждая лошадь имеет свои физиологические и экстерьерные особенности и ее концентрация может проявляться в несколько разных формах. Однако, если она готова сразу и в равновесии остановиться, либо, например, подняться в галоп, мы уже можем говорить о той или иной степени сбора.

Для чего же нужен сбор?

Рассмотрим в первую очередь вопрос, для чего сбор нужен лошади. Когда мы можем увидеть собранную лошадь на свободе? Тогда, когда она сконцентрировалась на неком внешнем объекте — и — готова двигаться любым аллюром, в зависимости от развития ситуации. Она готова к движению, но мышцы еще не напряжены. Через мгновение она может поскакать галопом, побежать рысью, либо расслабиться и мирно продолжать пастись. Вот эта готовность к движению без его предопределенности нам и интересна, на этом строиться выездка, как дисциплина конного спорта. Лошадь переходит от одного состояния к другому, будучи физически готовой к переходу. Это позволяет ей начать движение в хорошей координации, защищает от травм, а со стороны выглядит очень легко и эффектно.

Того же мы хотим добиться и в верховой езде, только внимание лошади обращаем на себя, и через систему сигналов управляем характером ее движений. Лошадь, работающая в сборе, готова к выполнению поставленной всадником задачи, сосредоточена, а движения ее легки и красивы. Такая лошадь не травмируется от работы, потому что она готова к ней. В общем, все здорово. Поэтому все хотят, чтобы их лошади «собирались».

Рассмотрим теперь вопрос, насколько это на самом деле необходимо всем. Мы хотим ездить верхом на лошади без ущерба для ее здоровья. Значит, она должна быть к этому готова. Всадник нагружает спину лошади, далее его вес распределяется на ее конечности. Смоделировать эту ситуацию можно, встав на четвереньки и походив «лошадиными аллюрами». (Шаг — правая передняя, левая задняя, левая передняя, правая задняя. Рысь — смена диагоналей. Галоп с левой ноги — правая задняя, диагональ передней правой и задней левой, левая передняя.) Попробуйте подвигаться с различным положением головы и шеи. Можно даже положить что-нибудь или посадить кого-нибудь на спину. Не то, чтобы мы были так уж похожи на лошадей, но кое-что можно почувствовать и на собственном опыте. Нести груз на спине удобнее либо с опущенной головой, либо с прижатым к груди подбородком. Задранная вверх голова расслабит мышцы спины и груз покажется вам (и лошади) вдвое тяжелее, а движения задних ног потеряют свободу и их будет сложнее двигать вперед. Есть большое количество статей, где подробно расписана работа мышц лошади при различных положениях головы и шеи, но собственный опыт всегда показательней.

Итак, для сохранения здоровья лошади при верховой езде, она должна быть научена правильно нести вес всадника на спине, при этом ее спина и шея должны быть округлены, а голова находиться в положении, близком к вертикальному. При этом вы получаете лошадь, на которой комфортно ехать верхом, и всадник, в свою очередь, не доставляет лошади серьезных неудобств. И пока, заметьте, речь совсем не идет о сборе, лошадь может быть максимально расслаблена и не готова к изменению аллюра.

Рассмотрим три типа движения лошади, удовлетворяющих этому условию:

1. Голова лошади максимально опущена вниз, мышцы эластичны и расслаблены, зад подведен под корпус, аллюр сбалансированный, ритмичный, редкий. Можно сказать, что лошадь находиться в состоянии медитации, она сконцентрирована на себе, но при этом хорошо чувствует всадника и составляет с ним одно целое. Управлять расслабленной лошадью одно удовольствие, однако нужно понимать, что она не готова к резким изменениям в характере движения. Почему не готова? Потому что находится в равновесии «на переду», то есть ее центр тяжести смещен вперед. Если ее резко остановить, не предупредив, она перегрузит передние ноги, что не очень полезно. А если дать команду подъема в галоп, скорее всего, резко махнет вверх головой, разгрузив этим движением перед, а затем уже поскачет галопом. В общем, в состоянии «вниз-вперед» лошадь может находиться довольно долгое время, двигаться по плавным траекториям без резких переходов, всаднику же комфортно сидеть на ней верхом и легко управлять в описанных пределах.

2. Среднее положение головы — голова на уровне холки, нос по отвесу, зад подведен, рысь ритмичная, сбалансированная, более энергичная, чем в первом варианте. Получается все это из первого состояния путем добавления импульса. Все очень просто, высылаете лошадь вперед, и она сама, для своего удобства, поднимает затылок. Сохраняя все плюсы расслабленного состояния, теперь мы смещаем центр тяжести немного назад, разгружаем перед. Лошадь становиться более маневренной, степень концентрации на всаднике возрастает. Уже на этом этапе лошадь может качественно исполнять элементы простых езд, разве что перед переходами и остановками нужно предупреждать ее заранее, чтобы она могла собраться в несколько большой степени.

3. Высокое положение головы, затылок высшая точка, зад сильно подведен, спина округлена — это сбор. Лошадь «готова ко всему», она полностью сконцентрирована на всаднике, а всадник ощущает лошадь как продолжение себя самого. В общем, гармония, полная внешней и внутренней красоты. Можно выполнять элементы высшей школы (если знаете, как). Сбор дается разным лошадям по-разному, но, в любом случае, это серьезная физическая работа и психологическая нагрузка. Поэтому желательно хорошо себе представлять, какую степень сбора просить у лошади для того или иного упражнения, и сколько времени находиться в нем. Если лошадь перестает сама себя держать в этом состоянии, все, сбор — концентрация — потеряны, и форма уже не имеет никакого значения. Вообще высокий сбор совсем не обязателен для каждой лошади, а для многих попросту невозможен, в силу их физиологических особенностей, темперамента, либо из-за характера их использования. Поэтому не нужно во что бы то ни стало его добиваться, копируя внешнюю форму. Лучше поработать с развитием концентрации, тогда ваша лошадь станет частью вас, а форма последует за ощущением гармонии.

Мышцы нижней части шеи активно укорачивают шею, когда тянут череп и первый позвонок к 4 и 5 позвонкам

Мышцы нижней части шеи активно укорачивают шею, когда тянут череп и первый позвонок к 4 и 5 позвонкам

Вот, собственно, основываясь на данных трех состояниях, и в порядке их очередности, готовиться лошади к верховой езде. Подготовка лошади к верховой работе начинается с обучения ее двигаться свободно с опущенной головой и вытянутой шеей, так называемое движение «вниз-вперед». Затем добавляем импульс, сохраняя при этом сбалансированность и ритм, и наблюдаем, как лошадка отвечает подведением зада и — одновременно — поднятием затылка, сохраняя положение головы, близкое к отвесу. Дальше, если нужно, продолжаем работать с вниманием и импульсом лошади, доводя лошадь до сбора.

Последний вопрос, как учить. Еще раз обращаю внимание, что мы не учим лошадь «правильно» бегать рысью или галопом, мы учим ее концентрации, вниманию, сосредоточенности на выполнении нашего задания. Поэтому первое, что нам понадобится, это научиться концентрации, вниманию и сосредоточенности самим. Вы должны работать с лошадью так же, как хотите, чтобы она работала с вами. Если работаем над расслаблением, вы тоже должны быть расслаблены. Если хотите получить неподвижность при остановке, будьте неподвижны сами. Импульс — такое же свойство человека, как и лошади, если у вас нет внутренней энергии движения, вам будет трудно объяснить лошади, почему она должна активно двигаться.

Для проверки собственных состояний позанимайтесь со своей лошадью на свободе, на небольшом ограниченном пространстве, в бочке, например. Походите с ней, побегайте, остановите, разверните в другую сторону. Последите, насколько четко она реагирует на ваши движения и команды. Такие занятия очень хорошо описаны и проиллюстрированы в книжке Хемфлинга, тем, кто интересуется, советую почитать (K.F.Hempfling «Dancing with horses»). Однако вы можете придумать свои собственные упражнения, поскольку сделать что-либо неправильно при этом сложно, в крайнем случае, просто что-то не получится.

Когда лошадь внимательно следит за нашими действиями, выполняет некоторые команды, знает, что такое «хорошо», начинаем работать над расслаблением на рыси. Можно заниматься этим как в руках, так и верхом, при условии, что вы сами свободно и расслабленно сидите на лошади. Если есть сомнения, всегда начинайте занятия с земли. Принцип один, хвалить за хорошее. Как только увидели, что лошадь пробежала темп рыси хорошо, опустила голову, расслабилась — хвалите. Если происходит что-то не то, не ругайте, и не заставляйте, не раздражайтесь, не делайте НИЧЕГО — спокойно наблюдайте за лошадью. Рано или не очень рано, она — совершенно случайно — сделает то, что вы хотели. (Хотеть надо ооочень малого, и точно знать, чего.) Например, опустит голову. Ваше дело в тот же миг ее похвалить. Если не успеваете сказать «хорошо», воспользуйтесь кликером. Через некоторое время лошадь будет спокойно бегать вокруг вас с опущенной головой. Это тот случай, когда форма влияет на содержание. Невозможно бегать с опущенной головой и быть при этом возбужденной и нестабильной — здесь речь идет, конечно, о работе со свободной лошадью, либо под седлом, но без уздечки под хорошо сбалансированным всадником. Не надо «гонять лошадь на корде» десятками минут, это разрушит ответственное отношение лошади к работе. Иногда достаточно одного — двух кругов — и все! Лошади ни в коем случае не должно быть скучно, развлекайте ее разными упражнениями и всегда помните, лучше закончить занятие существенно раньше предполагаемого времени, чем переработать полминуты. Закончить нужно на хорошем, если это хорошее возникло в первые 3 минуты тренировки, похвалите лошадь как сможете и, либо заканчивайте, либо сделайте перерыв минут 15, во время которого она сможет погулять или попастись и после него уже не возвращайтесь к хорошо выполненному упражнению, займитесь чем-нибудь совсем другим.

После того, как вы научили лошадь расслабляться и опускать голову по команде, можно переходить и к сбору. Просто сместите акцент, хвалите лошадь за более энергичные движения без потери ритма. Научите ее собираться на свободе или на корде, тогда единственное, что вам будет нужно сделать, сев верхом — не помешать лошади двигаться. И вот этому нам и нужно учиться, это гораздо сложнее, чем научить лошадь, и требует гораздо больше времени и сил…

Почему не получается собрать лошадь?

Бывало такое — посмотрели очередное видео на тему «Как научить лошадь пиаффе» или «Как собрать лошадь», всё поняли, обрадовались, побежали к своей лошади, применили технику и… НИЧЕГО не получилось?

Вместо эластичного сокращения лошадь либо начинает вламываться в повод, либо тормозит, либо пересгибается, либо предлагает уж совсем странные корючки 🙁

В этой статье я рассказываю и показываю на видео, почему такое происходит!

На днях я провела очень показательный эксперимент. В этом видео фрагменты с тремя разными лошадьми, которым я даю совершенно одинаковый сигнал к сбору:

  • своим языком тела
  • голосом
  • поводом
  • хлыстом

Но реагируют эти три лошади совершенно по-разному. Ниже объясню, какие именно реакции происходят и, главное, почему!

Реакция на команду лошади, обученной правильно

В первой части видео моя пегая кобыла Ханни, 14-ти лет.

Она отлично понимает сигнал и реагирует правильно – сокращением без потери импульса.

Здесь я прошу не пиаффе, а полушаги, то есть присутствует продвижение вперед. Поэтому вес не идеально смещается назад, и она скорее остается в горизонтальном балансе. Но смещение есть, и это позволяет облегчить перед и совершать им легкие и достаточно высокие движения (для упряжной лошади). И оставлять передние ноги в более-менее вертикальном положении при опоре, не отводя их сильно под корпус (что раньше, кстати, было у нее очень выражено).

Это не самое лучшее выполнение полушагов Ханни, но, в целом, неплохое.

  • держит стабильный двухтактный ритм
  • обе диагонали ставятся на землю примерно через равные промежутки времени, без сбоев
  • длина шагов обеими диагоналями близка к одинаковой.
  • лошадь поднимает основание шеи, сдает в затылке и держит нос почти все время по вертикали или слегка перед вертикалью. И держит это положение стабильно.
  • она остается совершенно легкой в руке, моя рука с подовом не ощущает никакого давления вообще.
  • лошадь не нужно активно тактильно стимулировать хлыстом, поддерживая импульс (хотя природный импульс у Ханни где-то около нуля), она реагирует на голос и визуальные сигналы.
  • она не хвостит, не зажимает верхний контур, у нее спокойная расслабленная мимика.

Реакция на команду необученной лошади

Во второй части видео вороная кобыла Терра Вита, 7 лет.

Вита реагирует на собирающий сигнал так, как будет реагировать почти любая лошадь, которую еще не обучали правильно реагировать на собирающие сигналы в движении.

Мы с Витой пока что работали только над реакцией на собирающие сигналы на месте. И это тоже заметно, потому что в самом начале подачи сигнала она реагирует в верном направлении – отвечает подъемом основания шеи и сдает в затылке, то есть правильно отвечает на полуодержку.

И в дальнейшем я просто буду развивать и укреплять эту тенденцию и добавлю к ней также и нужные другие. Так постепенно и разовьется такая же точно реакция на комплексный собирающий сигнал, как у Ханни.

Но пока что все это в зародышевом состоянии. И если при этом усилить собирающий сигнал, что я и делаю в видео – мы увидим, как лошадь:

  • пересгибается в шее
  • заваливает затылок
  • теряет четкий ритм
  • ускоряется
  • и в итоге прорывается через руку, разваливая все движение.
Читайте также:  Человек глазами лошади. Как лошадь видит нас?

Потому что я ограничиваю её спереди и генерирую импульс сзади. Но пока что она просто не знает, что делать с этими двумя противоречивыми данными!

С одной стороны, ее просят двигаться вперед, но с другой стороны не пускают вперед.

Более опытная Ханни уже знает, что делать при таком наборе сигналов и куда девать импульс. А Вита – пока нет. Поэтому мы получаем то, что есть на видео.

Вита демонстрирует довольно стандартный набор «последствий» для ситуации, когда высылающий сигнал сильнее тормозящего.

Если будет сильнее тормозящий сигнал (например, на лошади будет железо или вспомогательные поводья, которые не дадут ей проломиться вперед через руку или пересогнуться вбок), лошадь скорее уйдет глубоко за повод, а затем просто встанет и погасит полностью движение вперед. То есть замкнется.

Так происходит, потому что для сбора совершенно недостаточно просто дать нужные сигналы определенными средствами управления. Я вас уверяю, что совершенно одинаково даю сигналы в случаях и с Ханни, и с Витой.

В чем тогда отличия? Конечно, в подготовке и обучении!

Ханни прошла должное обучение. Вита – еще нет. А без должной подготовки вы БУДЕТЕ каждый раз при попытках собрать лошадь наблюдать подобные симптомы. И со сбором БУДУТ проблемы!

Не хотите таких проблем? Потратьте время на подготовку! Как это сделать – объясню ниже. Но сначала рассмотрим еще одну ситуацию.

Реакция на команду лошади, обученной неправильно

В третьей части видео буланая кобыла Гюльпары 15 лет.

Эта лошадь, на первый взгляд, делает что-то похожее на то, что делает в первом видео Ханни: какие-то активные ритмичные движения. Их амплитуда будет даже побольше, чем у Ханни.

На деле же Ханни и Гуля в плане сбора и баланса делают диаметрально противоположные вещи.

Если Ханни приближается к горизонтальному балансу, то есть больше переносит вес назад и тем самым облегчает перед, то у Гули мы видим обратную картину:

  • перед загружен максимально и едва отрывается от земли,
  • а вот задом она прыгает как мячик.

Потому что он не несет на себе никакого веса! Лошадь научилась энергично дергать ногами вверх, ни на грамм не изменяя свой природный баланс на переду.

В конце фазы опоры передняя нога у Гули очень сильно уходит под корпус – яркий признак того, что лошадь остается на переду. У Ханни нога в этой фазе не вертикальна (и не будет вертикальна, пока есть продвижение вперед), но все же гораздо прямее. Различие будет четко видно, если провести вертикальную линию через начало холки вниз.

Гуля (слева) пересгибается в затылке и уходит носом за вертикаль – пытается компенсировать дисбаланс. И это также следствие напряжения, с которым делается элемент.

У Ханни (справа) нос остается все время по вертикали и не уходит за нее. Она сама держит стабильное сгибание в затылке и не напрягается.

Гуля теряет четкий ритм. Шаги правой и левой диагоналями неравномерны: левая делает более короткие шаги, правая – более длинные. Задние ноги двигаются с выраженной фазой подвисания, в то время как перед идет вообще без фазы подвисания. То есть по сути зад и перед движутся разными аллюрами.

В общем и целом – то, что делает Гуля – глубоко патологично и практиковать это не имеет никакого смысла.

Почему она это делает?

Потому что я ее так когда-то научила, закрепляя неверные тенденции. Потому что занималась обучением лошади в таком тонком деле, как гимнастика, самостоятельно, не по системе, без грамотного учителя рядом.

И конечно, в последние годы я пробую ее переучить. Это очень сложно. В плане обучения будет гораздо легче и быстрее получить положительный результат и сдвиги в верном направлении в работе с такой лошадью, как Терра Вита, чем с такой лошадью, как Гуля.

У Гули не просто естественные реакции на незнакомые сигналы. У нее ХОРОШО ЗАКРЕПЛЕННЫЕ реакции на них.

А изменять сильно закрепленные годами привычки раз в 500 тяжелее, чем просто научить чему-то с нуля.

Так что при одинаковой частоте тренировок Терра Вита гораздо быстрее придет к такому же результату, что и Ханни, чем Гуля. С Гулей не знаю, удастся ли это исправить вообще.

Отсюда простой вывод: не надо играть в самоучек в сложных областях!

Конечно, вам может и повезти, и первый блин комом не выйдет. Но на моем личном опыте и судя по наблюдениям за коллегами и учениками – сильно вряд ли!

Если вы будете просить от лошади сбора без правильной подготовки, вы скорее всего получите такую же динамику, как во втором или третьем фрагменте. И чаще всего это происходит, когда мы, насмотревшись видео в интернете или посмотрев разок на каком-нибудь семинаре, как тренер ставит на пиаффе лошадь, приезжаем домой, идем к лошади и пробуем делать то же самое (с Гулей у меня именно так и было!)

Так что если хотите научить лошадь собираться легко, без борьбы и негативных последствий, мой совет: работайте по системе!

И если обучаете свою первую лошадь – работайте ОБЯЗАТЕЛЬНО под руководством или хотя бы с регулярными советами грамотного тренера. Избежите многих ошибок и не наступите на многие грабли. Гораздо быстрее придете к нужному результату. И вообще в принципе придете к нему.

Ну а если интересно, что делать, чтобы лошадь с такими тенденциями, как у Терра Виты, стала реагировать так же, как Ханни и не стала двигаться так же, как Гуля – добро пожаловать на курс «Гимнастика для лошади на земле» .

В этом практическом видеокурсе мы разбираем ВСЕ нюансы подготовки лошади к сбору.

А в качестве бонуса я рассказываю и показываю , как прорабатываются проблемы Гули, как обучается Терра Вита и как я совершенствую навыки Ханни.

Как научить лошадь сбору пошагово

Вопрос как научить лошадь сбору встает перед многими наездниками. Сбор – это разновидность верховой езды для наездника. Для выполнения сбора лошадь должна уметь сосредотачивать физическую нагрузку. Мышцы головы лошади должны быть задействованы в работе. Во многом обучение лошади зависит от ее темперамента.

При обучении сбора очень важно, что бы скакун почувствовал свою свободу. Если лошадь во время тренировок чувствует себя зажато и скованно, то ждать от нее прогресса в работе не стоит.

Таким образом, цель и смысл тренировок по сбору — сделать движения лошади согласованными и скоординированными, развить ощущение равновесия в разных видах движения, развить гибкость лошади и умение воспринимать воздействия человека. Зачастую полезно, чтобы тренировками занимался специалист.

Для чего необходимо учить лошадь сбору?

Сбор поможет в движениях, которые более сложны, чем шаг. Сбор требует от лошади балансировки и большой затраты сил, но при этом помогает лошади двигаться более свободно. Движения (двигательная координация) обученной лошади становятся гармоничными.

Если лошадь обучена сбору, ее задние конечности сильнее сгибаются в суставах, круп сильнее наклонен. Из-за этого задняя часть спины немного приподнимается.

Виды сбора

Сбор бывает активный и относительный.

При относительном сборе большое внимание обращают на изгиб бедра лошади.

При активном сборе независимо от изгиба бедра лошади ее шея находится в вертикальном положении. Результат активного сбора — не очень собранная лошадь, спина лошади прогнута. Такие скакуны зачастую зажаты в шее. Считать такую лошадь собранной нельзя!

Бывают множество оттенков сбора — от лёгкого до сильного. Насколько сильно у лошади получится собраться, зависит от ее уровня подготовки. У молодой лошади еще недостаточно сил, чтобы быть в сборе длительное время. Чем дольше лошадь обучается, тем легче ей даётся сбор.

Свидетельством верного сбора лошади является плавный переход от расширенной рамки к сбору и обратно. Также пластично должны получаться переходы от лёгкого сбора к сильному. Например, переход от пиаффе лошади к рыси, от собранной рыси — к средней, а потом — к широкой рыси. Сбор окажется неправильным, то лошадь будет терять темп. Легко должны получаться и переходы назад до пиаффе. Сбор лошади очень сложная задача. У менее опытной лошади разница между уровнями сбора будет не так сильно видна, но принцип останется прежним.

Подготовка к обучению

Сбор – это очень сильная физическая подготовка, поэтому следует начать обучение с более легких упражнений: для начала научите лошадь бежать с вытянутой шеей и наклоненной головой. Это упражнение также называют «вниз-вперед». После этого добавьте импульс, при этом сохраняя сбалансированность и ритм. Посмотрите, как лошадь поднимет затылок и подведет зад. Это состояние — близкое к сбору.

Упражнение вниз-вперед

Чтобы научить лошадь сбору, обращайте внимание на внутреннюю концентрацию скакуна. Всадник должен составлять единое целое с лошадью. Животное должно безупречно отвечать на команды наездника. При обучении лошади сбору следует провести несколько занятий на маленьком пространстве, побегайте, остановитесь, развернитесь, остановитесь. Лошадь должна вас слушаться!

Присоединение к лошади

Расслабление и ритм

После того как лошадь запомнит несколько команд, следует начать работать над расслаблением. Хвалите лошадь во время занятий, не ругайте ее, если она делает что-то неверно. Со временем она сможет понять, чего вы от нее хотите. Не забудьте похвалить лошадь, если она опустит голову.

Когда лошадь научится быть расслабленной, можно переходить к обучению сбору. Теперь следует хвалить лошадь за энергичные движения, за то, что она держит ритм. Научите лошадь собираться на свободе, а потом — на корде.

При езде на лошади попробуйте двигаться с согнутыми коленями в продолжение нескольких минут, и вы заметите, что чем сильнее вы сгибаете колени, тем это утомительнее. Это поможет вам понять, чем сильнее лошадь собирается, тем быстрее она устает. Поэтому зачастую лошади стремятся избежать сгибания в бедре. Это намного сложнее, чем двигаться с прямыми суставами.

Езда с согнутыми коленями

Чтобы выучить лошадь для участия в соревнованиях, необходимо проводить тренировки как минимум три раза в неделю.

Тренировка будет более эффективна, если постоянно сменять рамку — от растянутой и обратно. Это будет способствовать улучшению кровоснабжения мышц (органов движения) и удалению продуктов обмена веществ. Такой подход будет лучше способствовать эффективному увеличению мышц, чем продолжительное напряжение.

Научить лошадь сбору своими руками задача не из легких. Основные сложности, которые могут возникнуть при обучении – нежелание лошади идти вперед и ее нервность. Причиной могут быть слишком частые, усиленные тренировки, чрезмерное натяжение повода, неподходящее железо. Вам нужно набраться терпения, кропотливая и упорная работа обязательно даст вам нужный результат. Когда у лошади начнет получаться, хозяин испытает не малое удовольствие. Лошади очень сильно чувствуют настроение хозяина, поэтому не забывайте хвалить своего скакуна.

Видео: Рысь в сборе

Сбор лошади: что это и как подготовить лошадь

Настоящая выездка начинается только тогда, когда лошадь предыдущей подготовкой приучена к послушанию посылам. Выездка воспитывает послушание лошади, повышает ее работоспособность и маневренность. Путь ведет через проработку отдельных заданий к полной гармонии между всадником и лошадью. Со временем всадник научится прочно и правильно сидеть в седле, а лошадь будет повиноваться его посылам и двигаться равномерным, все более захватывающим пространство шагом. Это и будет подтверждением правильности работы всадника и тренера.

Чем выше требования предъявляет всадник к лошади, чем чаще меняет он темп и направление ее движения, тем большее значение придает работе задних ног лошади, способных развивать большую силу. Но центр тяжести лошади со всадником находится ближе к передним, чем к задним, ногам. Поэтому, как и полагается, передние ноги больше выполняют несущую, а задние толкающую работу. У скаковых и конкурных лошадей основная тяжесть ложится на передние ноги, точно так же и у лошадей, работающих в поле.

У спортивных лошадей, особенно если речь идет о выполнении упражнений высшей школы верховой езды, задние и передние ноги несут вес всадника и самой лошади, поэтому задние ноги как бы подвинуты ближе к центру тяжести. Это называется “подведением задних конечностей”.Задние ноги больше продвигаются под центр тяжести, пока в леваде вся тяжесть не переходит на них. (Левада – термин, введенный в употребление в Испании и Франции в ХУ1-ХУ11 вв., обозначающий своеобразное положение лошади, поднятой всадником на задние ноги для наиболее успешной самообороны кавалериста в одиночном конном бою)

Отчасти достигается это поурочной работой, служащей только данной цели: сгибание бедра, движение боком и прежде всего плечом внутрь; отчасти же это результат всей работы с лошадью, каждым отдельным осаживанием.

Постепенно задние конечности сгибаются энергичней и подвигаются вперед. Сама же лошадь становится не только внимательней, но и обретает более красивый и гордый вид. Именно поэтому художники, изображая лошадь, предпочитали такой постав. Особенно памятны фриз Парфенона, алтарь в Пергаме, а также конная статуя принца Ойгена во дворцовом замке Вены; испанский живописец Веласкес и француз Давид, изображавший Наполеона, предпочитали леваду.

Из подведения задних конечностей само по себе вытекают разгрузка и выпрямление передних. Передние ноги теперь поднимаются выше и захватывают меньше пространства (сравнительное выпрямление). При этом всадник может активно помогать и поводьями (абсолютное выпрямление), энергично посылая лошадь воздействиями пояснично-крестцового отдела и шенкелей, перенеся центр тяжести ближе к задним ногам. Важно, чтобы всадник не забывал о посылах, в противном случае естественным следствием будет изгиб спины лошади вниз. Под правильным поставом головы понимается изгиб шеи, возникающий у лошади, приученной повиноваться посылам. Поэтому для правильного постава головы не требуется особых уроков. Если всадник попытается форсировать этот процесс, то лошадь может приучиться двигаться в поводу, за поводом, или же у нее за третьим шейным позвонком образуется неправильный излом.

При подведении задних конечностей, как и во время приучения к повиновению посылам, речь идет о том, чтобы избежать ошибки-имитации постава. Это легко может произойти, если на частности будет обращено слишком много внимания. Достижение подведения задних конечностей занимает много времени, если всадник щадит здоровье лошади. Это может продлиться от 1 до 2 лет, а то и больше, в зависимости от того, до какой степени надо довести выездку лошади.

Для удерживания веса всадника сначала следует укрепить упражнениями задние ноги лошади. Если форсировать этот процесс, то у лошади может появиться скованность, растяжение и воспаления связок, а то и хромота, что сделает ее непригодной для верховой езды.

Признаки, характеризующие лошадь, повинующуюся посылам, были приведены выше. Они в значительной степени относятся и к лошади в сборе. Более того, такая лошадь производит впечатление более энергичной и послушной.

Читайте также:  Почему люди боятся лошадей? И стоит ли бояться этих животных?

Только по поставу шеи и головы или сгибанию задних ног редко можно определить степень сбора лошади. Это возможно при внимательном наблюдении за лошадью, когда она идет под седлом. Как очевидно из рисунков, сгибание задних конечностей в статичном положении не сильно отличается от сгибания бедра; на ходу же эта разница даже при осаживании столь незначительна, что заметить ее нелегко. Когда шаги лошади благодаря разгрузке передних конечностей станут короче, задние ноги уже больше не будут переступать через следы передних. Это наглядно показано на рисунке 25. Но только из отставания следов задних ног от передних нельзя сделать вывод, что у лошади хороший сбор. Лошади, вышедшие в тираж, тоже двигаются небольшими шагами, и следы их задних конечностей отстают от следов передних. Итак, никогда не следует по какой-либо частности или отдельным признакам сразу делать вывод о целом.

На более быстрых аллюрах – на средней, прибавленной рыси – часто бывает так, что лошадь стучит копытами. Эти звуки возникают от ударов задних копыт о подковы передних ног. Такие звуки, а также порок экстерьера задних ног подсказывают, что лошадь устала или же двигается быстрее, чем позволяет ее подготовка.

Обычный постав

Обычным поставом называют степень сбора, которую вырабатывают у лошади, предназначенной для соревнований по выездке. Каждая лошадь может на любом аллюре идти в большем или меньшем сборе. Чем выше степень сбора, тем более красивы движения, хотя они требуют больших усилий от лошади и меньше захватывают пространство. Поэтому во время долгой езды лошади обычно дают двигаться быстрей, заставляя ее идти более широкими и больше захватывающими пространство шагами. Когда это необходимо, лошадь можно вновь заставить идти в сборе. Во время езды по холмистому, изрытому норами грунту и по пахоте, а также и в лесу среди высоких пней лошадь собирают, как во время езды в манеже.

Искусственный постав

Искусственным поставом, в отличие от обычного, называют более сильный сбор, не связывая с этим его определенную степень и выпрямление.

Обычный и искусственный поставы – относительные понятия, определяющие в соответствии со строением лошади различные степени сбора. Поскольку редко кто из всадников может судить о степени сбора по всей лошади, подведению задних конечностей и ее шагам, то под этим понимают большей частью только более сильный или слабый изгиб шеи. Встречаются лошади, рожденные для верховой езды, с чудесной шеей и спиной, особенно приспособленные для выездки и обучения, у которых обычным поставом можно назвать то, что у лошадей с короткими толстыми шеями можно было бы назвать искусственным поставом.

Естественный постав

Естественным поставом называют врожденное умение лошади придерживаться требуемого всадником постава. И этот термин ни в коем случае не относится к определенной высоте или внешней форме постава. У лошади, приученной к повиновению посылам с высокой степенью выездки скоро появляется естественный постав, это происходит тем быстрее, чем тоньше согласованы посылы всадника и деликатней воздействие поводьев. Естественный постав возможен только при полной гармонии между всадником и лошадью. Лошади, идущие за поводом, тоже обладают поставом, который можно назвать естественным. Шаг от верного до неверного в данной ситуации очень невелик и едва различим.

В естественном поставе работают только лошади, у которых благодаря правильному обучению так сформировалась шейная мускулатура. Следовательно, от молодых лошадей ждать его нельзя.

Вполне естественно, что есть лошади, от рождения предназначенные для работы под седлом, и такие, которые для этого не годятся. Критерием оценки в данном случае служат основание шеи и мускулатура затылка. Чем больше соединение шеи с холкой и плечами характеризуется ярко выраженной мускулатурой, тем скорее можно говорить, что лошадь подходит для верховой езды. У лошадей с плохо (глубоко) посаженными шеями только в редком случае может быть естественный постав.

Как добиться сбора

Сбор это: соединение вместе обоих концов тела лошади для поднятия и облегчения переда. Чтоб добиться сбора, вам сначала надо выработать импульс. Что такое импульс? Импульс – это энергия, которая вырабатывается задней частью лошади для продвижения вперед. Если лошадь «тянет» себя вместе с передом, у нее нет импульса. Когда, вместо этого, она «толкается» задом для продвижения вперед, она двигается с импульсом. Следующее, чего вы должны достигнуть, чтобы собрать вашу лошадь, это активность зада. Это достигается естественным путем, когда лошадь имеет достаточный уровень импульса. Когда задняя часть лошади «занята», она опускается вниз для подведения задних ног лошади под корпус, чтобы облегчить движение вперед. Когда зад лошади «активизирован» вы увидите, что верхняя часть крупа лошади находиться немного ниже, чем ее холка. Вы будете чувствовать, что вы едете как бы «вверх по склону», а не «вниз». Вы также должны быть способны поддерживать связь с лошадью, используя легкий контакт ногами. Если вы ездите, поддерживая легкий контакт шенкелей с боками лошади, и вы применяете небольшое давление (меньше чем 200 грамм) каждой ногой равномерно, старается ли ваша лошадь при этом немедленно пойти вперед более быстрым темпом, не сбиваясь с аллюра? Если она отвечает так, как вы желаете, более чем через 1 секунду, значит, вам необходимо больше поработать в этом направлении, перед тем как пытаться ее собрать. Чтобы достигнуть надлежащего сбора, вы должны быть способны управлять лошадью легкими командами повода. Когда вы едете в легком контакте со ртом лошади и вы «сжимаете кулаки» (лошадь должна быть способна почувствовать это!), сразу ли лошадь отвечает на ваши действия и замедляет темп? Если вам необходимо приложить большее количество давления, чтоб лошадь ответила, вам надо больше над этим поработать перед тем, как начинать ее собирать.

Если вы не можете получить не один из вышеперечисленных желаемых ответов от вашей лошади, вы не сможете ее собрать. Очень важно, чтоб вышеперечисленные команды и ответы были доведены до высокого уровня перед тем, как пытаться собрать лошадь, иначе, вы и ваша лошадь только запутаетесь и расстроитесь.

Когда ваша лошадь полностью понимает ваши команды, чтоб выполнить вышеперечисленные действия, достижение сбора становится очень простым.

Как обучиться собирать лошадь

Когда вы учитесь собирать вашу лошадь, всегда начинайте с шага. Если вы не можете достигнуть сбора на шагу, вы не сможете собрать лошадь на более быстром аллюре – рыси. Вы и ваша лошадь только запутаетесь и расстроитесь, если начнете прямо с рыси. Не пытайтесь собрать лошадь на рыси пока вы не справитесь с этим на шагу!

  1. Попросите вашу лошадь идти шагом в легком контакте. Теперь попросите большего импульса от зада. Если в любое время лошадь теряет импульс, вы должны немедленно его вернуть.
  2. Теперь используйте легкий контакт со ртом лошади, чтобы «поставить ее на повод» и этим задержать перед. Это позволит достигнуть большего импульса, не ускоряя движения. Это «соединит» две части лошади вместе.

Ваша лошадь теперь собранна. Теперь, когда вы только начинаете собирать вашу лошадь, это может получаться не так «красиво», как у профессиональных всадников, но вы на своем пути!

Самое тяжелое в сборе, это способность держать перед и зад должным образом сбалансированными вместе. Когда вы просите импульса, зад лошади активизируется, а значит, понижается, что обеспечивает более свободные движения задних ног под корпусом лошади. Задние ноги перемещаются под корпус, чтоб обеспечить более легкое продвижение вперед. И, сдерживая перед лошади давлением на повод, вы создаете легкость на переду лошади. Вы почувствуете, что при активной работе зада перед лошади идет как бы «вверх по склону».

Теперь вы должны научиться держать хороший баланс между передом и задом. У вас может быть слишком мало или недостаточно как импульса, так и контакта повода. Очень важно узнать, сколько именно нужно для вашей лошади того и другого. Когда вы будете способны должным образом поддерживать баланс между передом и задом вашей лошади, она будет прекрасно собрана!

Очень часто можно увидеть, как всадники злоупотребляют поводом или подведением зада, в результате чего лошадь зажимается и не может правильно двигаться. Показатели хорошего сбора – это поднятая, округленная, активно работающая спина, мягкость в поводу (лошадь сама берет повод и сохраняет легкий контакт на любых аллюрах и переходах), опущенные маклоки по отношению к холке и свободная, активная работа переда. Сначала лошадь учат работать спиной, прося ее потянуться вперед и вниз, раскрепостив шею и плечи, а затем просят понемногу смещать вес назад, подводя под себя задние ноги и поднимая перед. Если принудительно заставить лошадь согнуть шею и активизировать ее зад, как делают многие, то перед окажется зажат, спина будет прогнутой вниз, а задние ноги будут толкать лошадь вверх, а не вперед-вверх. Для поворотов и переходов лошади придется задействовать свою шею, для чего она будет сбрасываться с повода или сильне вкладываться в руку. Вместо этого при правильном сборе лошадь будет отрабатывать спиной, сохраняя мягкий контакт с поводом.

Подготовка лошади

Лошадь очень добронравна, доверчива и более чутка, чем принято думать. Она очень восприимчива к ласкам, обладает исключительной памятью и остро выраженным чувством пространства. Она очень быстро приобретает привычки, рефлексы, которые сохраняет долгое время. И в то же время она много глупей и непонятливей, чем собака; она боязлива и вследствие грубого обращения и наказаний бывает запуганной.

Все эти особенности — а у каждой лошади они развиты в неодинаковой степени — всаднику необходимо знать. В обращении с лошадьми надо опираться прежде всего на их добрый нрав, хорошую память и выработанные рефлексы. При этом следует помнить, что лошадь очень чутка, что это живое существо со сложной психикой, которое не терпит дурного обращения.

Всякое непослушание лошади, возникающее во время верховой езды, имеет свою особую причину; но всегда всадник может ее установить. Если в этом не разобраться, что отнюдь не легко, то всадник перестанет понимать лошадь. Надо помнить, что лошадь пуглива значительно больше, чем человек. В большинстве случаев испуг, заминки, прыжки в сторону, лягание, поднятие на дыбы и менее значительные проявления, такие, как неправильная, заторопленная поступь, махание хвостом, напряжение отдельных групп мышц, возникают в результате испуга. Всаднику следует постоянно помнить об особенностях психики и низком уровне понятливости лошади, а не приписывать причины непослушания предполагаемой строптивости лошади. Хороший всадник прежде всего ищет свою ошибку, а именно в ней чаще всего и оказывается дело. Осмотрительностью, спокойствием и терпением, как правило, добиваются большего, чем наказанием, причину которого лошадь зачастую не понимает и не сможет понять, отчего становится еще трусливей.

Верховая езда требует от всадника, чтобы он постоянно анализировал характер поведения своей лошади. Только с помощью ответных рефлексов поведения лошади можно понять, как она воспринимает посылы и воздействия всадника.

Не следует забывать и о чувстве стадности, присущем лошади, в противном случае и эта естественная склонность приведет к непослушанию. У лошади природное стремление быть в обществе себе подобных. Тот, кто ездит верхом, должен это принять во внимание. Чувство стадности можно использовать в качестве вспомогательною средства для выездки. При преодолении препятствий рекомендуется создать ситуацию, чтобы лошадь видела на другой стороне препятствия несколько лошадей или же преодолеть препятствие у нее на глазах должна сначала другая лошадь. В обществе себе подобных лошадь прыгает охотнее, чем в одиночестве. Пугливые лошади стараются пройти мимо предметов, возбуждающий страх, но преодолевают боязнь, если рядом находятся другие лошади. Если животное на тренировке в поле пугается какой-либо машины или трактора, то она быстрей привыкают к ним, когда проходит мимо в сопровождении другой лошади. Находчивый всадник в этом случае присоединится к другим, а затем попытается это сделать еще раз, но уже сам. Остальным же всадникам нужно его подождать. Впрочем, этот поступок следует объяснить не находчивостью всадника, а знанием психологии лошади. Всадник может добиться исполнения своей воли, несмотря на чувство страха лошади, и с помощью посылов, которых лошадь в данном случае будет бояться еще больше, чем напугавшего ее предмета, возбуждающего страх. Таким образом лошадей запугивают еще больше. Лошадь никогда не перестанет бояться, наоборот, при виде напугавшего ее предмета она вспомнит о недавнем наказании, будет напряжена и попытается свернуть в сторону.

У лошади феноменальная память на однажды испытанную боль. Если ее когда-либо задел автомобиль или она упала на соревновании в момент прыжка через стенку, то не забудет этого всю жизнь. Только чуткий и терпеливый всадник может вернуть животному уверенность в своих силах, помочь побороть страх.

Нужно знать, что частая остановка у входной двери закрытого манежа пробуждает у лошади желание вернуться в конюшню. Начинающий всадник, иногда сам того не ведая, прививает лошади привычку возвращаться в конюшню, когда после езды в поле отпускает поводья, предоставляя самой лошади находить дорогу в конюшню. Лошадь привыкает к этому, и если всадник когда-либо наберет поводья и поедет не в конюшню, то ему трудно будет свернуть ее с привычного пути. Причина кроется не в непослушании лошади, а в ошибке самого всадника.

Сбор лошади: что это и как подготовить лошадь

Шкала подготовки спортивной лошади

Шкала подготовки лошади является самой важной направляющей для тренеров, всадников и судей.

Принципы этой шкалы актуальны для лошадей всех возрастов и всех уровней подготовки, начиная с самых молодых и заканчивая лошадьми больших езд. Подготовить спортивную лошадь высокого уровня возможно только тщательно следуя классическим принципам выездки, указанным в Шкале подготовки. Более того, эта шкала является не только мерилом качества выступления лошади на соревнованиях, но и руководством для судей во время судейства соревнований.

Шкала подготовки лошади подразделяется на три части:

  • Фаза развития взаимопонимания и доверия – всадник должен работать над развитием правильного ритма, гибкости, а так же над контактом и принятием повода:
  • Фаза развития толчковой силы задних ног – всадник работает над развитием свободных и непринужденных движений, контактом и принятием повода, импульсом и прямолинейностью;
  • Фаза развития несущей силы – всадник должен концентрироваться над развитием импульса, прямолинейности и сбора;

В результате соблюдения норм Шкалы подготовки мы получаем правильно выезженную лошадь, с хорошо развитой проводимостью, которая чутко реагирует на все средства управления всадника.

Читайте также:  Обоняние лошади и вомероназальный орган: почему лошади улыбаются?

Шкала подготовки – это программа обучения спортивной лошади, которая в основном состоит из систематического выполнения гимнастических упражнений. Такая гимнастика развивает животное как физически, так и психически, что в конечном итоге позволяет достичь полного развития его врожденных способностей и сделать его послушным, приятным для езды и всесторонне развитым.

Для лошади, которую готовят к выступлениям по выездке, соответствие указанным критериям является совершенно обязательным. Тем не менее любая лошадь должна получить систематическую (классическую) базовую подготовку, чтобы правильно и быстро отвечать на средства управления всадника. Этот метод гармоничной подготовки спортивной лошади, который одновременно позволяет сохранить здоровье животного, складывался веками.

Все 6 (шесть) качеств, внесенных в Шкалу подготовки, взаимосвязаны и в значительной степени взаимозависимы. Их нельзя рассматривать по отдельности. Основной целью правильной подготовки лошади является развитие её выезженности и проводимости. Другими словами улучшается управляемость лошади, езда делается приятной для всадника, лошадь сразу реагирует на средства управления всадника без какого-либо сопротивления на всех элементах, движениях и переходах.

Как мы уже писали, Шкала подготовки применима ко всем лошадям, не только к выездковым. Лошади, которые будут выступать в конкуре, троеборье или работать в прокате, также должны пройти классическую начальную подготовку.

1. РИТМ (равномерность движения, темпо-ритм)

Первая ступень шкалы подготовки – это установление равномерного ритма. Ритм – это пространственная и временная равномерность движений на всех трех основных аллюрах. То есть необходимо следить не только за правильным количеством тактов выполняемых лошадью, но и за темпом, то есть равномерностью временных промежутков между моментами, когда лошадь ставит копыта на землю.

Во время движения лошади каким-либо аллюром её шаги темпы должны покрывать одинаковое расстояние, быть одинаковыми по продолжительности, и скорость движения должна быть постоянной. Равномерный ритм должен сохраняться не только при прямолинейном движении, но и при исполнении переходов внутри аллюра, в поворотах, при прохождении углов. Упражнение не может считаться хорошо выполненным, если имело место нарушение ритма. Если лошадь часто сбивается с ритма – это показывает, что всадником были допущены базовые ошибки в процессе подготовки.

Для того чтобы оценить чистоту и ритмичность движений лошади, судья обязан знать правильную последовательность движений на всех трех аллюрах.

Пропущена 6-я страница

Во время движения рысью лошадь должна выглядеть свободной и естественной. Её мышцы спины должны эластично работать (колебаться).

ГАЛОП

Различают следующие виды галопа: рабочий галоп, расширение махов, собранный галоп, средний галоп и прибавленный галоп (более подробное описание этого аллюра можно найти в разделе под названием Галоп).

Галоп – это аллюр в три такта, за которыми следует фаза подвисания, когда все четыре ноги лошади находятся в воздухе (перед следующим темпом галопа).

Качество галопа оценивается по общему впечатлению, равномерности и легкости трех-тактного аллюра. Лошадь должна двигаться «в поводу», затылок должен быть раскрепощен, задние ноги подведены, зад подключен, скакательные суставы должны работать очень активно. Очень важно, чтобы на всех видах галопа и во время переходов внутри аллюра лошадь сохраняла постоянство ритма и естественное равновесие.

На галопе лошадь должна двигаться с явной тенденцией «в горку». На прибавленном аллюре она должна захватывать максимально возможное пространство.

Лошадь всегда должна сохранять прямолинейность (не бочить). допускается легкое постановление внутрь.

2. ГИБКОСТЬ

Эластичность и спокойствие

Достижение гибкости и ритма является основной целью фазы первоначальной подготовки лошади. Ритмичное движение лошади может считаться правильным только в том случае, если лошадь работает спиной (пружинит) и ее мышцы не закрепощены.

Гибкость является одним из важнейших и необходимейших условий для любого вида подготовки лошади. Это качество ни в коем случае нельзя недооценивать, наоборот, нужно

Пропущена 8-я страница

О правильности контакта говорит следующие:

  • лошадь смело идет «на повод» через гибкий не сваленный (прямой) затылок;
  • лошадь принимает эластичный контакт; рот лошади спокоен, она мягко отжевывает; языка лошади не видно;
  • затылок должен быть высшей точкой;
  • линия носа лошади должна быть слегка перед вертикалью; на упражнениях с высшей степенью сбора – по вертикали;
  • на средних и прибавленных аллюрах должно быть явное удлинение рамки;

Судьи должны четко понимать разницу между следующими проблемами, с которыми могут столкнуться всадник и лошадь:

  • Лошадь идет «за поводом» – нос лошади за вертикалью: это означает, что всадник слишком сильно тянет рукой. Такая проблема может возникнуть как из-за временного неправильного использования средств управления, так и быть результатом длительной неправильной работы с лошадью.
  • Лошадь «сбрасывается с повода» – лошадь отказывается принимать повод, идти на контакт. В таком случае лошадь часто сгибает шею не в области затылка, а в позвонках, которые расположены ниже по шее.
  • Сломанная дуга шеи – такая проблема возникает, когда всадник в своей работе с лошадью пытается установить контакт посредством тянущей на себя руки. Высшая точка шей располагается уже не в области затылка, а между вторым и третьим позвонками.
  • Лошадь «висит» на руке (чрезмерный упор в повод) – такая проблема возникает в результате того, что лошадь недостаточно активно работает задом, и ей необходима «поддержка» всадника. Лошадь вкладывается в руку всадника, используя её как точку опоры или «пятую ногу».
  • Лошадь отделывается от повода – нос лошади располагается сильно перед вертикалью. Лошадь зажимается в области затылка, задирает голову и использует мышцы с нижней стороны шеи, для того чтобы сопротивляться руке всадника; одновременно лошадь проваливается в спине и закрепощает ее.

Для того, что бы оценить правильность контакта лошади с рукой всадника, недостаточно смотреть только на голову и шею животного. Судья должен оценивать всю лошадь, её стиль движения, легкость, эластичность, её способность «самой себя нести» и т.д.

Как оценивать проблемы, связанные с неспокойным положением языка лошади, описано в разделе Повиновение (Общие оценки).

4.ИМПУЛЬС (увеличение энергии, произведенной задними ногами)

Импульс – это превращение контролируемой движущей силы, выработанной задними ногами лошади, в атлетическое энергичное движение.

Импульс может выражаться только через мягкую колеблющуюся спину лошади и мягкий контакт с рукой всадника.

Понятие «импульс» нельзя путать с понятием «активность». Второе означает врожденную способность лошади двигаться выразительными, широкими движениями (к примеру, на рыси). Если лошадь двигается с импульсом, момент фазы подвисания должен быть более выраженным. Тем не менее, тут нельзя перебарщивать, иначе движение становится чрезмерно зависающим (плавунец) как результат того, что лошадь напрягается, зажимает спину и может начать сопротивляться.

Самым важным критерием импульса является момент, когда все четыре ноги лошади находятся в воздухе (фаза подвисания). Поэтому импульс присущ только галопу, рыси, пиаффе и пассажу. На шагу нет фазы подвисания, поэтому по отношению к шагу нельзя говорить об импульсе. Для того чтобы охарактеризовать шаг, мы обычно используем термин «активность».

Чтобы иметь хороший импульс лошадь должна охотно и энергично двигаться вперед, быть легкой по переду и сама «себя нести». Энергия, выработанная задними ногами, должна проходить через пружинисто колеблющуюся спину. Импульс позволяет лошади двигаться естественно, но при этом мощно показывая эластичные эффектные аллюры.

Когда лошадь двигается с хорошим импульсом, её скакательные суставы после отрыва копыта от земли сразу же энергично идут вперед и вверх, причем более вперед, чем вверх и, ни в коем случае, не назад. Мышцы спины эластично и мягко пружинят. Это позволяет всаднику удобно сидеть, сливаясь с движением лошади.

Импульс лошади не является врожденным качеством и развивается всадником в процессе систематических тренировок. Всадник при этом использует естественные аллюры, имеющиеся у лошади от рождения, придавая им такие свойства, как непринужденность, движение «от зада» и гибкость.

Когда всадник переторапливает лошадь, фаза подвисания укорачивается, так как лошадь спешит поставить ноги на землю. В таком случае, даже если движения лошади остаются равномерными, невозможно добиться хорошего импульса, так как темп движения слишком быстрый. Скорость движения лошади и импульс это совершенно разные вещи, более того обычно результатом слишком заторопленных движений становится потеря импульса, так как движение становится настильным – невыразительным, неэнергичным.

На прибавленных аллюрах необходимо, чтобы лошадь охотно двигалась вперед, активно отталкиваясь ногами от земли и сильно переступала. Расстояние, преодолеваемое на среднем и прибавленном аллюре, должно увеличиваться (увеличение захвата пространства). В момент фазы подвисания лошадь должна хорошо проносить вперед задние ноги.

Развитие и улучшение импульса и несущей силы задних ног – это одна из важнейших основ выездки. На протяжении всей работы лошадь должна активно двигаться вперед. Так же это является необходимым условием для развития прямолинейности и сбора.

5. ПРЯМОЛИНЕЙНОСТЬ
(одинаковое сгибание в обе стороны)

Без качественного импульса и прямолинейности лошадь не может находиться в правильном сборе, двигаться раскрепощено и обладать достаточной проводимостью.

Работа над прямолинейностью лошади – это задача, которая требует постоянного внимания, так как каждая лошадь в той или иной степени искривлена от природы.

Лошадь выпрямлена, если ее передние и задние ноги двигаются по одной линии. При движении как по прямой, так и по дуге, следы передних ног должны идти по следам задних.

Способность лошади двигаться прямолинейно необходима для того, чтобы лошадь могла одинаково гнуться и делать постановление в обе стороны.

Лошадь необходимо выпрямить по следующим причинам:

  • помочь лошади оставаться здоровой и сильной благодаря равномерному распределения веса на обе стороны;
  • подготовить лошадь к сбору. Только выпрямленная лошадь может продвигаться и собираться эффективно, используя свои задние ноги одинаково, и иметь одинаковый контакт с обоими поводьями. Только если лошадь прямолинейна, она может быть гибкой и «проводимой» с обеих сторон ;
  • если лошадь прямолинейна, ее задние ноги толкают ее вперед в направление центра тяжести.

6. СБОР
(подведение зада и равновесие)

Целью сбора является следующее:

  • развить и улучшить равновесие лошади, которое так или иначе смещается за счет дополнительного веса всадника;
  • развить и увеличить способность лошади понижать и подводить зад ради легкости и подвижности переда;
  • сбор способствует непринужденности движений и способности лошади «нести себя», тем самым делая езду на лошади более приятной;
  • сбор достигается с помощью полуодержек, используя боковые движения – плечо -внутрь, траверс, ранверс и принимания.

Сбор достигается и улучшается применением седалища, шенкелей и сдерживающих действий рук для того, чтобы подвести задние ноги лошади. Суставы должны быть гибкими и сгибаться, с тем чтобы задние ноги могли выдвигаться вперед под корпус лошади.

Однако лошадь не должна слишком сильно подводить зад, тем самым чрезмерно укорачивая себе опорную поверхность. Это затрудняет движение. В таком случае линия спины лошади удлиняется и поднимается относительно опоры базы ног; нарушается устойчивость, и лошади будет сложно найти гармоничное и правильное равновесие;

С другой стороны лошадь не может или не хочет подвести зад под корпус, что приводит к слишком растянутой опорной поверхности. В таком случае нельзя достичь той степени сбора, при которой можно будет сказать, что лошадь двигается легко, с выразительным импульсом, активно работая задом, те сама «себя несет».

Положение головы и шеи лошади на собранных аллюрах зависит от её уровня подготовки, а так же в какой-то степени от строения тела животного. Шея должна быть приподнята, но при этом не напряжена. Она должна выглядеть как гармоничная дуга, идущая от холки лошади к затылку. Затылок должен оставаться высшей точкой. Положение носа лошади должно быть слегка впереди вертикали. В момент, когда всадник использует средства управления для того, что бы подсобрать или подсократить лошадь, допускается, чтобы нос лошади временно стал более или менее вертикальным. Уровень округленности изгиба шеи лошади напрямую связан со степенью сбора.

Чем больше лошадь сгибает задние ноги в скакательных суставах и подсаживается, тем больше центр тяжести лошади смещается назад. При этом передние ноги лошади становятся более легкими.

Систематическое развитие сбор позволит лошади улучшить качество естественных аллюров. Благодаря увеличивающемуся подведению задних ног и легкости работы плеч аллюры становятся легче и свободнее. Благодаря развитию импульса лошадь может показывать больше каденции. Для того чтобы показывать правильные «захватывающие дух» прибавленные аллюры, лошади просто необходимо сначала научиться правильному сбору.
Когда лошадь двигается в правильном сборе, кажется, что лошадь двигается «в горку». Движения лошади становятся короче, но активность и импульс сохраняются; движения лошади кажутся более ритмичными.

«Из сбора вы получаете энергию для расширения движения; из расширения движения вы получаете импульс для достижения сбора». Во время выступления на соревнованиях разного уровня от лошади требуется разная степень сбора, что дает лошади возможность выполнять необходимые элементы легко и плавно. Поэтому следствием недостаточного сбора будет недостаток повиновения, так как лошадь будет неспособна четко и плавно выполнять элементы.

Основная цель шкалы подготовки лошади

Хорошо выезженная лошадь должна обладать проводимостью, то есть быть готовой по первому требованию послушно и непринужденно исполнять команды всадника. Лошадь должна без малейшей задержки реагировать на посыл всадника, активизируя работу задних ног и усиливая толчковую силу. В то же время действие повода должно проходить ото рта лошади через затылок, шею и спину до задних ног, то есть проводиться через всё тело животного, при этом ни в одной мышце не должно возникать напряжения или закрепощения.

Лошадь может считаться выезженной тогда, когда она остается гибкой на всех упражнениях, быстро и правильно отвечает на высылающие и сдерживающие средства управления всадника, а так же реагирует на полуодержки.

Проводимость позволяет лошади сохранять постоянный ритм на всех трех аллюрах и на переходах.

Для того чтобы энергия, выработанная задними ногами лошади, могла проводиться через все тело, лошадь должна двигаться, сохраняя гибкость. Если лошадь зажимается, то сдерживающие средства управления всадника не могут эффективно работать, так как сигнал не будет проводиться ото рта лошади через затылок, шею и спину к задним ногам.

Любые проблемы, связанные с контактом, например, нестабильный или жесткий контакт между рукой всадника и ртом лошади, будут мешать способности лошади реагировать на средства управления, то есть препятствовать проводимости.

Лошадь, которая работает с импульсом, гибкая в спине и двигается равномерно задними ногами, будет способна реагировать как на высылающие, так и на сдерживающие средства управления. Только двигаясь прямолинейно, лошадь может одинаково реагировать на полуодержки с
обеих сторон, охотно идти на повод в ответ на высылающие средства управления всадника и при этом не бочить. Прямолинейность, в свою очередь, абсолютно необходима для установления правильного сбора и для того, чтобы лошадь могла нести голову и шею в
правильном положении.

Ссылка на основную публикацию