Собаки, которые вдохновляли живописцев. Как менялись изображения собак с древности до наших дней?

Собаки в истории живописи

На заре истории собака стала самым близким к человеку животным – другом, помощником, спутником. Неудивительно, что изображения собак испокон веку встречались в изобразительном искусстве самых разных эпох, народов и стилей.
Одни из самых ранних изображений четвероногих питомцев оставила нам цивилизация Древнего Египта.

В то время образ собаки носил сакральный смысл – с собачьей головой представляли бога загробного мира Анубиса.


Искусство Древней Греции и Древнего Рима тоже не обходило вниманием псов – охотничьих, сторожевых, пастушьих и просто домашних любимцев. В период древности и античности появление собак в композиции носило символический характер. Их изображали графично, а моделями чаще всего служили гончие и сторожевые псы.

На другом конце света, в Древнем Китае, собаки тоже были частыми гостями на картинах старых мастеров. Тут спутники человека изображались в более реалистичной манере. Художникам удавалось передать не только внешний вид и естественность позы, но даже характер собаки.

В период Средневековья лейтмотивом европейской живописи стали религиозные сюжеты. Мохнатые любимцы крайне редко, как бы по ошибке, «забегали» на полотна и фрески, не играя в композиции существенной роли. Бытовые сюжеты, а вместе с ними и собаки, снова появляются на картинах эпохи Возрождения.

Антон Ван Дейк. Дети короля Карла I

Мощные бойцовские псы появляются на портретах королей и принцев, пушистые комнатные собачки составляют компанию знатным дамам. Но везде – и в жанровых сценах, и на портретах знати, они являются лишь деталью обстановки, а не полноправными участниками событий.

Питер Брейгель. Охотники на снегу

Только к XVII веку художники перестают видеть в собаках лишь предмет интерьера. На полотнах теперь отражается общение человека и животного, но главный акцент все равно делается на людях.

Мурильо. Мальчик с собакой

Еще столетие спустя англичане одни из первых стали смещать акценты в живописи с человека на животное. Впервые появляются портреты собак и полотна, на которых собаки играют ведущую роль.

Филипп Рейнегл. Портрет необычной музыкальной собаки

Дальше – больше. Двести лет назад появились художники, в работах которых собаки не только играют главную роль, но и приобретают почти человеческие черты. Теперь четвероногим друзьям не отказывают в праве на характер, эмоции и даже мысли.

Эдвин Ландсир. Спасенная

Одновременно в искусстве становится все более и более популярной тема детей и животных. Набирающий силы средний класс хотел видеть сюжеты, близкие по духу и понятные каждому. Появляются художники, все творчество которых посвящено сценам из домашней жизни. Манера изображения становится сентиментальной, призванной вызывать умиление.

Артур Элсли. Спокойной ночи!

Артур Элсли. Вечерний чай

Не смотря на огромную популярность у современников, подобные полотна считаются некоторыми критиками не столько искусством, сколько тиражированием лакированных картинок. Впрочем, о вкусах не спорят.

Чарльз Бартон Барбер. По пути из школы

В отечественной живописи изображения собак прошли тот же путь, что и в европейском искусстве. Русские художники классической школы подарили миру множество драгоценных полотен, на которых запечатлены собаки-охотники, собаки-пастухи, собаки-компаньоны.

Особенно выделяются сцены, изображающие русскую псовую охоту, которая в то время была важной частью жизни дворянства.

П.П. Соколов. Охота на волка

К.П. Брюллов. Всадница

Только с XIX века в русской живописи начинают появляться портреты собак самих по себе – настолько же тонкие и психологичные, насколько может быть внутренний мир верного четвероногого друга.

И.Е. Репин. Друг человека

Специально для тех, кто хочет научиться рисовать лучших друзей человека, у нас скоро стартует курс:

Собаки и волки

Собаки — наши преданные друзья, а их собратья из дикого леса — страшные, но такие стильные и харАктерные серые волки. Они такие разные внутри, и такие, порой, похожие снаружи. Мы приглашаем вас на новый полный курс, чтобы пройти путь от беглых эмоциональных набросков до создания живого яркого образа. Подробнее

Верные четвероногие друзья: Портреты братьев наших меньших в мировой живописи

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

Роль собаки в истории развития человечества и в истории живописи в разные эпохи

Изображения собак встречались еще в наскальных рисунках первобытных людей, а это было около 4500 лет до нашей эры. И что примечательно, изображались первые собаки весьма схематично и лишь отдаленно напоминали образы современных собак. Лишь в живописи Древнего Египта у изображаемых на­чинают появляться знакомые черты. В то время образ собаки в живописи носил сакральный смысл – с собачьей головой изображался бог загробного мира Анубис.

В Римской империи роль собаки заключалась в охране жилища. Став домашним животным, собака стерегла иму­щество и помогала на охоте, всегда была готова исполнить любое прика­зание своего хозяина, верная и всецело ему преданная. Изображали собак в своем большинстве могучими, грозными псами, которые и близко не подпу­скали к дому чужаков.

Позже, вплоть до самого Средневековья, собаки исчезли с полотен художников.Такое отношение к ним было обусловлено сложившимся в обществе мнением о собаках как существах злобных, агрессивных и вечно голодных, пожирающих различную падаль.

И что уж говорить о мусульманах, у которых собака считалась нечистым животным, олицетворяющим силы зла и смерти. В странах Азии к собаке относились и до сих пор относятся своеобразно: то почитают, то презирают, то считают божеством, то. кулинарным блюдом.

Но как бы там ни было в средние века отношение к собаке кардинально поменялось. Четвероногий друг вновь появился на кар­тинах и гравюрах, правда, чаше всего в сво­ре. Живописцы изображали сцены охоты королей в сопровождении несколь­ких псов, хоть на самом деле числен­ность королевских стай порой доходила до 1000 особей.

И невзирая на то, что живопись была реалистична, не всегда можно было распознать породу собаки, которая изображалась. Хотя каждый тип собак имел свое предназначение. Так, к примеру, гончие использова­лись лишь для нахождения и преследова­ния зверя. Легавые участвовали в соколиной охоте, а до изобре­тения огнестрельного оружия их использо­вали для охоты с сетью.

В эпоху Возрождения в живописи собака уже представлена другом чело­века и его компаньоном. На полотнах появляются небольшие левретки и прочие карликовые собаки, ластящиеся к своим хозяйкам, развлекающие их, сидящие у ног или на коленях, благосклонно принимающие от хозяина проявления нежности и любви.

Пик популярности собак во времена Ренессанса зашкаливал. Каких их только не изображали на картинах 16 века: от крошечных живых игрушек и изящных левреток до псов внушительных размеров. Собака и человек очень сблизились. И типичной была сцена того времени: уст­роившись в ногах собравшихся за столом гостей, собака поедает объедки с празднично­го стола.

Отныне к собакам относятся как к настоящим товарищам, и живописцы всех стран пишут с них портреты. Особенно трогательны и интересны работы выполненные с маленькими детишками.

К концу 17 столетия, количество пород основательно возрастает, особенно маленьких размеров, так как интерес к охотничьим собакам немного поугас. В особенном почете стали спаниели, полюбившиеся сильным мира сего. С течением времени любовь к собакам достигла такой силы, что им уже посвящали отдельные полотна. А некоторые художники и вовсе начали специализироваться на изображении животных, став анималистами.

Впечатляет реалистичность изображения собак с точки зрения анатомии и выразительности: присущие каждой породе позы и мимика достоверно взяты с натуры. Иногда картины были специально созданы для увековечения памяти животного. Как правило, это были любимцы монархов и состоятельных людей.

В 19-20 веках королевские стаи крупных охотничьих собак на художественных полотнах уступают место в основном животным-компаньонам, а также пастушьим и сторожевым собакам. Манера изображения четвероногих любимцев склоняется к сен­тиментальности.

Однако свое творчество посвящали собакам не только мастера кисти, а поэты и писатели. Им посвящено множество чудесных поэтических строк, которые в полной мере отражают их сущность и значимость для человека.

Приходишь вечером домой — разбит, уставший и голодный.
Переступаешь свой порог, ногой нащупав пол холодный.
Нет настроения, нет сил, бросаешь сумки обречённо —
И вдруг, как вихрь, под ноги ком несётся и моргает сонно.

Два уголька горят от счастья, и хвост мелькает, как стрела.
И забываешь про ненастье, про все заботы и дела.
Протянешь руку — и прижмётся холодный, мокрый нос к руке,
И сердце радостно забьётся, и кровь пульсирует в виске!

Как хорошо, что есть на свете такие верные друзья.
Они наивные, как дети, их обижать никак нельзя.
Ведь им претят людские страсти, предательство и суета.
Им не нужна погоня к власти, и жажда денег им чужда.

Уж если любят — без корысти, уж если служат — от души.
Большие доги и мастифы, ротвейлеры и малыши —
Все, независимо от роста, от возраста и от пород —
Наверно, скажем очень просто, что это весь собачий род.
И, может, всё же прав поэт? Не верится, что это враки —
Чем ближе узнаёшь людей, тем больше нравятся собаки…

Читайте также:  У кошки периодически возникают коросты по спине и на голове, ее рвет спрессованной шерстью!

Так или иначе, собака была и остается неиссякаемым источником радости и вдохновения не только для хозяев, а и для многих мастеров анималистической живописи. И любовь к ним со стороны всего общества возрастет с каждым годом.

Генриетта Роннер-Книп – бельгийская художница-анималистка, посвятившая более 30 лет написанию портретов котов и кошек, свою карьеру начинала с живописи собак.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Присоединяйтесь к нам на Facebook, чтобы видеть материалы, которых нет на сайте:

Добавление комментариев запрещено правилами блога. Разрешено только: модераторам, участинкам блога, зарегистрированным пользователям

Если вы не авторизованы на сайте, можете сделать это прямо сейчас:

Хвостатые байки

24 хвоста могут удивлять вас 24 часа в сутки

Международный день собак. Собаки на картинах Jim Killen

02.07.2018

«Возможность выбрать родственника выпадает человеку только один раз в жизни — когда он заводит собаку.» (Марк Сигал)

«В собаке собрано все лучшее,что может быть в человеке!» (Этьен Шарле)

«Собака святая. Она по природе своей непосредственна и честна. Она чувствует, когда не до неё, и может часами неподвижно лежать, пока её кумир занят. Когда же хозяин опечален, она кладёт ему голову на колени. “Все тебя бросили? Подумаешь! Пойдём погуляем, и всё забудется!”

Сегодня, 2 июля мы празднуем Всемирный день собак, давайте поздравим наших преданных любимцев!

Про традиции этого праздника я уже подробно писала в прошлом году, а сегодня мне хотелось бы показать вам картины одного из лучших мировых художников-анималистов Джима Киллена (Jim Killen), который уже более 40 лет рисует природу, диких животных и птиц и создает потрясающие портреты охотничьих собак.

Более 30 тысяч лет назад первобытные люди начали изображать на скалах сценки из своей повседневной жизни и охоты. Рядом с изображениями людей появились животные, и в первую очередь собаки — самые близкие друзья и верные помощники человека.

Из древнейшей традиции сохранять на память изображения диких и домашних животных и птиц зародилась анималистика, как направление в искусстве.

Жизнь людей настолько близко всегда была связана с жизнью собак, что на протяжении веков изображения собак украшали картины, скульптуры и барельефы.

Особенно интересны работы художников-анималистов, сделавших собаку не второстепенным, а центральным образом своих живописных произведений. Стремление передать личность и характер животного, его неповторимую внешнюю красоту и повадки — вот что всегда притягивало внимание к этим образам.

Помимо живописи Джим Киллен активно занимается защитой природы, видеосъемкой, охотой и спортом. Все свое свободное время он посвящает прогулкам вместе со своими охотничьими собаками по лесам и полям Миннесоты.

Мастерство художника, его любовь и восхищение охотничьими собаками видны в каждой его работе и Джим Киллен не зря признан одним из величайших «собачьих» живописцев мира.

Картины Киллена приносят миллионы долларов, большую часть из которых он жертвует природоохранным организациям.

Джим Киллен – победитель национальных и международных конкурсов. Трижды этот художник был признан Международным художником года.

«Мне очень повезло: я люблю свое дело и надеюсь принести радость людям, которые рассматривают мои картины. Я чувствую благословение Бога», — говорит художник Джим Киллен.

Дом Киллена расположен в лесистой местности. Свою студию площадью 200 акров он превратил в прекрасную природную зону, где процветают водоплавающие птицы, фазаны, дикие индейки и олени.
Он сам посадил более 20 тысяч деревьев, чтобы восстановить и улучшить окрестные леса.

Примечание. Все права на изображения принадлежат их автору.

К чему привели 100 лет «улучшения» породистых собак

Множество щенков рождаются глухими на одно или оба уха. Часто бывает энтропион (заворот века). Есть еще несколько расстройств, связанных с сохранением их внешнего вида, — аортальный стеноз и аритмогенная кардиомиопатия правого желудочка, гипотиреоз и вздутие живота.

2. Проведенное сравнение показывает, что бассет-хаунд стал намного ниже, а его уши сильно удлинились в сравнении с собакой на фотографии столетней давности.

От уменьшения задних ног собака получила еще большие проблемы с позвоночником и дисплазию тазобедренного сустава. Из-за этого животное быстро набирает вес, что только усугубляет его болезни. Постоянные проблемы с глазами — от глаукомы до эктропии («вишневый глаз»). Может быть, большие уши и выглядят мило, но собаке они доставляют большие неудобства.

3. Бультерьер был красивой спортивной собакой. Без уродливой морды и отвислого живота. Новая форма черепа привела к появлению проблем с зубами и прогрессирующей глухоте. Кроме того, у собаки врожденный вывих локтя и частые солнечные ожоги.

4. Английский бульдог — звезда страховочных рекламных постеров времен Черчилля — превратился в настоящего монстра благодаря селекции. Сегодня это одна из самых болезненных собак.

Фактически нет такого понятия, как здоровый бульдог: дисплазия тазобедренного сустава, врожденный вывих локтя, гипоплазия трахеи, дерматит кожных складок, брахицефальный синдром, энтропион… Поддержание породы сделало невозможным роды без медицинского вмешательства. Средняя продолжительность жизни — всего 6,25 лет.

5. Даже немецкая овчарка, которая часто была эталоном «настоящей» собаки, деградирует. В книге «Породы всех наций» описывается стандарт 25-30 кг. Сегодня это сильно потяжелевшая собака. Отсюда сразу проблемы с позвоночником и задними лапами.

6. Мопсы получили в подарок от человека хвост, который в два раза сильнее закручен, чем раньше, что, по словам Мускулуса, может привести к параличу. Укороченная морда и складчатая кожа часто приводят к перегреву.

Мопсы, как и все брахицефалы, имеют огромные проблемы с дыханием и предрасположены к респираторным заболеваниям. Укороченная морда всегда приводит к проблемам с зубами и инфекциям кожной складки на морде. Для них характерно ожирение. Энцефалит мопсов является генетическим заболеванием. Симптомы этой болезни — судороги, потеря ориентации, слепота, кома и смерть. Вместе с тем мопсы могут страдать от эпилепсии, что никак не связано с энцефалитом.

7. Самым сильным изменениям подверглись сенбернары: некогда сбитая, атлетическая порода теперь имеет множество проблем с перегревом и больше подвержена различным заболеваниям. Сенбернар сильно прибавил в весе. Те же дисплазия локтевого и тазобедренного сустава, вывих коленной чашечки, вздутие живота. Часто бывает врожденная глухота и эпилепсия. Кроме того, заводчики сильно нарастили ему кожу. Из-за этого собаки быстро перегреваются. Со всеми вытекающими последствиями. И катаракта, «вишневый глаз», выворот и заворот века.

8. Фотографии таксы показывают, как сильно нарушены пропорции ног и тела животного в сравнении с прошлым, что означает больший риск и подверженность заболеваниям межпозвоночных дисков. У таксы уменьшились задние ноги, что сразу дает проблемы с ногами и позвоночником. Таксы стали гораздо быстрее набирать лишний вес. Проблемы с межпозвоночными дисками могут сделать из собаки калеку.

Каролин Киско, секретарь Клуба собаководства, отмечает, что есть как плохие, так и хорошие примеры селекционной породной работы. Частично это зависит от того, как эта работа организована.

Вот что она рассказала репортеру MailOnline:

Существуют четкие правила и ветеринарные проверки на выставках собак — для того, чтобы нездоровые и гипертрофированные собаки не получали наград. «Схема заводчика, утвержденная клубом собаководства» (Kennel Club Assured Breeder Scheme) — единственно правильно устанавливающая стандарты и контролирующая заводчиков. Вне этой схемы мы не можем контролировать заводчиков, защищать собак или направлять покупателей щенков.

Покупатели щенков должны всегда смотреть не только щенка, но и его родителей, и избегать тех собак, у родителей которых наблюдаются какие-либо гипертрофированные свойства — например, чрезмерно короткая морда, чрезмерно морщинистая шкура или избыточный вес».

Понравилось? Хотите быть в курсе обновлений? Подписывайтесь на наш Twitter, страницу в Facebook или канал в Telegram.

Как изменились породы собак за 100 лет

Узнай, как выглядел прапрапрапрапрапрапрапрапрадед твоего Шарика.

За последние сто лет люди придумали Интернет, телевидение, космические корабли, атомную бомбу. Но и собаки без дела не сидели: они менялись. Помогали им, правда, тоже люди.

И вот теперь, глядя на самые популярные породы собак сто лет назад и сейчас, можно можно с уверенностью сказать, что. они стали хуже. Ну, то есть как хуже: выглядят собаки теперь, может, и эффектнее. Но эту внешнюю эффектность они заполучили ценой здоровья.

Так, те породы, которым на роду было написано ходить на коротких ножках (например, бассет-хаунды) стали еще более коротконогими — следовательно нагрузка на суставы ног увеличились, они стали чаще болеть. А у собак с более-менее плоскими мордами (например, у мопсов) морды стали настолько плоские, что им тяжело дышать.

Впрочем, не будем забегать вперед, разберемся с каждой породой по отдельности.

Бультерьер

История бультерьера началась в 1850-х, когда некий Джеймс Хинкс из Бирмингема решил посвятить свою жизнь выведению новой породы. Для этого Хинкс, а позже и его последователи долго и нудно скрещивали английского бульдога, белого английского терьера и далматина из мультика «101 далматинец».

В итоге к началу XX века заводчики имели особь, которую ты видишь на черно-белой фотографии слева — вполне себе симпатичная собака. Но последние сто лет внесли коррективы, и теперь бультерьеры выглядят внушительно и даже угрожающе, особенно это касается головы.

Читайте также:  Вернулись с дачи с котом и он стал терять голос, может простыл. Чем ему помочь?

Английский бульдог

Бульдогов вывели специально для травли быков — кровавого английского вида спорта (если это вообще можно назвать спортом), запрещенного в 1835 году. Профессиональный простой сильно сказался на породе: лапы бульдогов стали мощнее, тушки — толще, а морщины на морде — более глубокими. В общем, что хорошо для быка, то нехорошо для английского бульдога.

Немецкая овчарка

Впервые немецкие овчарки заявили о себе как о сформированной породе в конце XIX века, точнее, в 1882 году на выставке в Ганновере. Тогда грязно-белого овчара по имени Грайф занесли в книгу пород с пометкой «немецкая овчарка».

Но если на заре своей породистой карьеры овчарки характеризовались как «собаки среднего размера с глубокой грудью, прямой спиной и сильной поясницей», то в наши дни овчарки — это крупные собаки с низко опущенным задом и хронической склонностью к дисплазии (болезни суставов).

Эрдельтерьер

На первый взгляд может показаться, что эрдельтерьер не сильно-то и изменился за те почти полтора века, что его зарегистрировали как породу. Как бы не так! Шерсть эрдельтерьера стала совершенно иной: длинной, густой и даже плотной. Тут бы добавить что-то драматичное, но, к счастью, годы фильтрования породы не подорвали здоровье эрделей, они по-прежнему бодры и веселы.

Шетландская овчарка

Да, именно так — шетландская, а не шотландская. Родиной этого небольшого проворного волосатого создания являются Шетландские острова, архипелаг на северо-востоке Шотландии.

Во времена, когда шетландская овчарка впервые появилась в объективе собаководов, она весила 3—4 кг, а шерсть ее не отличалась густотой и длиной. Средняя такая, нормальная шерсть. Но за сто лет изменился и вес шетландской овчарки (теперь особь весит в среднем 9 кг), и длина шерсти.

Бассет-хаунд

Когда-то бассет-хаунды были прекрасными длинноногими животными. Ну ладно-ладно, не были. Тем не менее ноги у них, как видишь, действительно были чуть-чуть длиннее. А значит, и передвигаться им было легче.

Кроме того, глаза у бассет-хаундов были совсем не такие жалостливые, как сегодня; они стали такими в результате патологических изменений века. Не говоря уже о том, что нынешние бассеты страдают от проблем с позвоночником.

Немецкий боксер

Впервые боксеры были представлены миру на выставке сенбернаров в Мюнхене в 1895 году. Предком боксера считается нынче вымершая порода булленбейсер, но современную версию боксеров удалось получить путем скрещивания мастифов и бульдогов. Обрати внимание на то, как укоротилась морда у боксера за последнее столетие. Увы, такое строение черепа сильно усложнило боксерам дыхание и терморегуляцию.

Такса

Стремление сделать такс подлиннее и пониже до добра не довело: в наши дни такса — чемпион по предрасположенности к смещению межпозвоночного диска и даже параличу. Хотя собака красивая, кто же спорит.

На первый взгляд кажется, что мопс почти не изменился. И на второй. Да и на третий, признаться, тоже. Но горькая правда заключается в том, что мопсам начала XXI века живется так же тяжело, как мопсам начала века двадцатого.

Плоская мордочка приводит к проблемам с дыханием и поступлением кислорода в легкие, а следовательно, к проблемами кровеносной системы. А милый закрученный хвост — визитная карточка мопса — на самом деле генетический дефект, который может привести к параличу.

Бетховен

То есть, разумеется, сенбернар. Эти крупные красивые собаки получили свое имя в честь монастыря святого Бернара, расположенного в Швейцарских Альпах. Использовать сенбернаров для спасения людей, павших жертвами снежных лавин, догадались еще в XVII веке. Правда, тогда, да и спустя два века, сенбернары были меньше и подвижнее.

Перебравшись в дома с центральным отоплением и минимальным набором снежных лавин, сенбернары увеличились в размерах, потяжелели и обзавелись множеством сопутствующих большому весу заболеваний вроде расстройства спинного мозга и нарушения свертываемости крови.

Было интересно? Тогда почитай и эти статьи. Твоя эрудиция скажет тебе спасибо. Telegram-канал MAXIM: Чтиво

parashutov

parashutov

ЖИВОТНЫЕ В ЖИВОПИСИ (СОБАКА. ЧАСТЬ II – “ПРЕДАННЕЙ СОБАКИ НЕТУ СУЩЕСТВА. “)

Английского анималиста Чарльза Бартона Барбера любят многие авторы дневников и блогов, часто его симпатичные собаки в компании ребятишек мелькают на страницах дневников тех, кто любит животных. Сегодня мне хочется обратить внимание на одну из картин художника, связанную со старинной английской легендой. Заодно расскажу и о самом художнике, и помещу “дайджест” его понравившихся картин. Итак, начнем с заинтересовавшей меня картины и самой легенды.

Charles Burton Barber (British, 1845-1894) Gelert. 1884 г. Reading Museum, United Kingdom

Согласно этой легенде, ирландский волкодав по кличке Гелерт был любимой собакой правителЯ королевства Гвинед и принца Уэльского Лливелина Великого (Llywelyn ap Iorwerth, 1173-1240). Собаку подарил принцу в 1210 году английский король Джон (Иоанн) Безземельный (John Lackland, 1167-1216). Принц Уэлльский был удостоен этой особой награды за то, что в одной из битв прикрыл короля собственным телом, отразив удар вражеского копья.
Щенок быстро рос, став лучшим другом сына Лливелина – Ричарда, мать которого умерла при его родах. Они были неразлучны, огромный волкодав стал для мальчика товарищем его игр и заботливой нянькой. В описании того рокового дня историки расходятся в возрасте юного принца Ричарда, одни описывают его младенцем, другие пишут, что мальчику было уже около пяти лет. А произошло вот что.

Однажды осенним утром Ливелин отправился на охоту. Возвратившись домой, он поспешил в комнату сына, увидел перевёрнутую колыбель ребенка, но Ричарда нигде не было. Принц и слуги обыскали весь замок, но мальчика не нашли. И тут Лливелин увидел вбежавшего в зал Гелерта, весело помахивающего хвостом. Морда пса была перепачкана кровью. Исчезновение сына, окровавленная морда Гелерта, громкие крики вдовы брата – леди Гвендолен, кричавшей: «Это он! Это этот проклятый пес загрыз Ричарда!» – все это привело к решению, что собака загрызла его маленького сына, оставшегося без присмотра. В порыве гнева и отчаяния принц выхватил из ножен меч, и острым клинком рассек голову Гелерта, как раз между глазами, так преданно смотревшими на своего хозяина. Собака скончалась на месте.
– Ваше высочество! – крикнул вбежавший дворецкий. – Там. Там. – задыхаясь, добавил он, указывая на дверь главного входа. Принц, отшвырнув окровавленный меч, вышел на крыльцо, готовясь увидеть самое худшее. За выступом стены он обнаружил своего сына, целого и невредимого, а возле него – распластанное на траве тело огромного волка с перегрызенным горлом. Мальчик подбежал к отцу и сказал, указывая на волка: Это Гелерт загрыз волка! Лливелин упал на колени и заплакал, не стыдясь своих слез.
По другой версии, Лливелин в спальне сына, увидев, что пасть Геллерта, находившегося тут же, рядом с пустой колыбелью, испачкана кровью, поспешно решил, что пес напал на ребенка и съел его, в приступе гнева выхватил меч и убил собаку. Но через мгновение принц услышал плач младенца. Обойдя кроватку, Ллевеллин нашел сына целым и невредимым рядом с мертвым волком, который проник в дом и пытался напасть на ребенка.

На следующий день верного Гелерта хоронили, как рыцаря, со всеми воинскими почестями. И никогда после этого дня Лливелин Великий больше не улыбался, а в ушах у него стоял последний предсмертный визг верного Гелерта. Через некоторое время на могиле Гелерта в Северном Уэльсе был установлен памятник собаке, спасшей ребенка. Ирландские волкодавы были возведены в ранг национального достояния, а местность в Сноудоне, где произошли события этой драмы, была названа Бет-Геллерт.

В поисках подробной легенды о Гелерте я обнаружил книгу Сабины Баринг-Гоулд (Sabine Baring-Gould) «Мифы и легенды Средневековья», где целая глава посвящена собаке и мифам об этой истории.
Оказывается, эта легенда была известна во многих странах средневековой Европы, со временем она превратившись в популярную сказку, в каждой стране немного изменяясь, приобретая местный колорит.
То есть, во многих странах Европы существуют практически такие же истории, как о волкодаве Гелерте, и с такой же степенью достоверности, а принесена сама история была в Европу, оказывается, из Индии.

Автор Баринг-Гоулд попыталась проследить стадии трансформации этой легенды о верном животном и собрать информацию о разных версиях. Первоисточником является индийская «Панчатантра», написанная на санскрите около 540 года. Только в этой древней индийской книге малыша спасает домашний мангуст, убивший змею и также убитый женой брамина по имени Девасаман, увидевшей запачканное кровью животное и решившей, что он напал на ребенка. Такая же история рассказывается в книге «Гитопадеша», только смелым животным там является выдра. В Монголии в трактате «Улигерун» («Мудрец и глупец») рассказывается о смелом хорьке, который пострадал, защищая ребенка. А в арабской версии место мангуста занимает горностай.
Синолог Станислав Жульен обнаружил такую же историю в китайском произведении «Лес жемчужин из сада закона», которое датируется 668 годом, там главным героем также являлся мангуст. В персидском «Синдбад-наме» тоже есть похожая история, но верным животным там является кот. В 1080 году с персидского историю эту перевел грек Симеон Сет, озаглавив ее «Калила и Димна». А около 1250 года раввин Джоэль перевел «Калила и Димна» на иврит. В еврейской и греческой версиях этой истории главным героем уже становится собака. Наконец, в XIV веке монахи Легран д’Осси и Эделестан Дюмериль собрали коллекцию французских фаблио (сказок) «Римские деяния» (Gesta Romanorum). Туда вошла и история стопроцентно похожая на историю Гелерта, только там присутствовал некий рыцарь, который был без ума от охоты и турниров, и жена у него была жива, а вот сама драма с сыном и собакой повторяется. Сказка о верном псе встречается также в сборниках «Роман о семи мудрецах» и «Мачехины наветы». Из всего этого следует вывод, что всё новое в истории – это хорошо забытое старое. И все же, памятник собаке именно из этой истории установлен только в Англии…

Читайте также:  Нужно ли прививать домашнюю кошку, если на улице она не бывает?

Памятник Гелерту. Сохранившийся ли это монумент с XIII века или его более современная реконструкция – я не знаю. И вот теперь, когда вы о картине и легенде о Гелерте знаете почти все, самое время рассказать об авторе полотна.

Чарльз Бартон Барбер
Charles Burton Barber

1845, Грейт Ярмут, графство Норфолк – 1894, Лондон

Charles Burton Barber 1880 г.

Английский живописец-анималист, имевший большой успех и популярность, благодаря изображениям домашних животных рядом с детьми.
Чарльз Бартон был старшим сыном декоратора Чарльза Барбера и его жены Элизабет, у него были два брата Фрэнк и Артур. С 1861 года семья жила в графстве Беркшир. Имея с детства явные способности к рисованию, Чарльз Бартон Барбер в 18 лет поступил в Королевскую Академию художеств в Лондоне, где проучился три года. В 1864 году за один из академических рисунков он получил серебряную медаль, в 1866 году Барбер дебютировал на выставке в Королевской Академии. На этой престижной выставке он экспонировался практически до самой смерти – до 1893 года. Также Барбер выставлялся в Королевском институте художников, Обществе изящных искусств, художественной галерее Уоллкера и Галерее искусств Манчестера.
8 апреля 1875 года молодой художник женился на Маргарет Уильямс, дочери архитектора Уильямса. Она родила Барберу двух дочерей.

В 1883 году художник был избран членом Королевского института художников. В течение своей творческой жизни он постоянно выполнял заказы состоятельных английских семей. В середине 1870-х годов на творчество Барбера обратила внимание королева Виктория. Королева и ее дочь Беатрис имели особое пристрастие к собакам, у самой королевы были несколько колли, такс и померанских шпицев. Художник стал получать заказы от королевы, и она предоставила ему право на изображение сначала своих любимых собак, а затем и детей королевской семьи – внуков и принца Уэльского (впоследствии Эдуарда VII) вместе с их домашними питомцами. Ряд портретов и жанровых картин Барбера находится в Королевской коллекции. Надо отметить, что Барбер, в отличие от других художников, получая заказы от королевы, ни разу не пытался использовать общение с венценосной особой для просьб о дополнительных «милостях» или решении своих проблем. Помимо доходов от самих заказов, он не заработал ни цента от покровительства королевы. В 1894 году художник получил заказ на групповой портрет королевы Виктории с внуками. На портрете королева была изображена сидящей в тележке, запряженной пони, с детьми принца Генри Баттенберга и в окружении собак. Эта картина стала последней работой Барбера.
В этом же году он скоропостижно умер в Лондоне в возрасте 49 лет. Некоторые из друзей Барбера после его смерти признавались, что они предполагали, что это станет либо последней картиной художника, либо его последней работой, написанной для королевы. На чем основаны были эти предположения – неизвестно.

Барбер, как вспоминали о нем его друзья и современники, был очень тихим и спокойным человеком, который очень ценил свою частную жизнь. Его друг и биограф, художник-иллюстратор Гарри Фернисс (Henry (Harry) Furniss, 26 марта 1854 – 14 января 1925) написал о Барбере вообще удивительные вещи. Оказывается, художник «абсолютно не наслаждался своей работой и творческим процессом». Брат Барбера рассказывал Ферниссу, что вид пустого холста, на котором должна была появиться картина, буквально делал Чарльза больным. Впрочем, как и вид рамы, которая означала, что работа завершена и отправится к заказчику, «неизменно расстраивал художника». Еще одно признание биографа: «Барбер не обладал творческим воображением, он не был плодовитым художником, но он не был также и «халтурщиком»». Он просто очень любил рисовать животных и детей..

Большое влияние на формирование Барбера оказало творчество английского художника и скульптора Эдвина Генри Ландсира (Edwin Henry Landseer, 7 марта 1802 – 1 октября 1873) – также известного анималиста, который прославился своими картинами о жизни животных и пейзажами Шотландии, а как скульптор – статуями львов у подножия колонны Нельсона на Трафальгарской площади. В 1831 году Ландсир стал членом Королевской академии художеств и придворным художником королевы Виктории и её супруга, принца-консорта Альберта. Он, как и Барбер позже, писал портреты собак богатых англичан и королевской семьи.
Барбер восхищался творчеством Ландсира и черпал в его картинах вдохновение. Благодаря Ландсиру, часто посещавшему Шотландию, Чарльз Бартон полюбил работать на пленэре, и своеобразным образом, подражая Эдвину Генри, писал на открытом воздухе, например, оленей. Историки отмечают, что в отличие от Ландсира, животные, написанные Барбером, еще и передают эмоции, похожие на человеческие чувства: радостное возбуждение, печаль, тоска или желание защитить. Кроме того, художник наделял домашних питомцев похожестью с их владельцами.

Впрочем, некоторые критики считали работы Барбера чрезмерно сентиментальными и слащавыми, упрекали в том, что в картинах нет социальных нот – поскольку художник изображал милых, опрятно одетых детей из богатых семей в богатых интерьерах. Напомню, что пик популярности художника пришелся на время английской промышленной революции, и некоторые живописцы изображали как раз бедных и больных детей, выполняющих тяжелый труд и неуверенных в своем будущем. На подобную критику художник отвечал, что просто посвятил свое творчество изображению животных и детей, поскольку они отражают красоту самого чудесного, что есть на свете.

Кстати, историки обратили внимание, что на многих картинах художника изображены одни и те же ребятишки и даже домашние питомцы. Но до сих пор не найден ответ – использовал ли художник в качестве моделей своих собственных дочерей и домашних животных.
Несмотря даже на критику, Барбер был чрезвычайно популярен в Британии во второй половине XIX века, потому что, как пишут искусствоведы, «получил признание среди придирчивых британцев, благодаря их традиционным симпатиям к качественной живописи, детям и животным».

Отмечу, что после смерти Эдвина Генри Ландсира в 1873 году, именно Барбер был выбран в качестве придворного живописца королевы Виктории. Кроме того, Барбер выполнил несколько детских иллюстраций, например, к «Приключениям Пинчера», и был известен, как фотограф.
Поскольку анималистический жанр был популярен в викторианской Англии, то после смерти Барбера его «правопреемниками» в жанре стали анималисты Мод Эрл (Maud Earl, 1864-1943) и Артур Джон Элсли (Arthur John Elsley, 1861-1952).
И напоследок сообщу, что фамилия Барбер была популярна среди живописцев XIX-первой половины XX века, поэтому Чарльза Бартона иногда путают с его тезкой – пейзажистом из Ливерпуля Чарльзом Барбером (Charles Barber, 1784-1854). Среди известных Барберов можно также назвать миниатюриста Кристофера Барбера (Christopher Barber, 1736-1810), портретиста Реджинальда Барбера (Reginald Barber, 1851-1928), пейзажистов Альфреда Ричардсона Барбера (Alfred Richardson Barber, 1841-1925), Джозефа Винсента Барбера (Josef Vincent Barber, 1788-1838), Джозефа II Барбера (Josef II Barber, 1757-1811) и Томаса Барбера (Thomas Barber, 1768-1843).

Ну, вот и добрались до небольшой галереи самых известных работ
Чарльза Бартона Барбера.

Charles Burton Barber (British, 1845-1894) Friend or Foe? (Друг или враг?)

Charles Burton Barber (British, 1845-1894) Time to Wake Up (Время просыпаться). 1883 г.

Charles Burton Barber (British, 1845-1894) Off to School (Из школы). 1883 г.

Charles Burton Barber (British, 1845-1894) Marco on the Queen’s Breakfast Table (Марко на накрытом для завтрака столе королевы). 1893 г.

Charles Burton Barber (British, 1845-1894) A Special Pleader (Специальный адвокат). 1893 г.

Charles Burton Barber (British, 1845-1894) Suspense (Ожидание). 1894 г.

Charles Burton Barber (British, 1845-1894) I am higher! (Я выше!)

Charles Burton Barber (British, 1845-1894) In Disgrace (В опале). 1886 г.

Charles Burton Barber (British, 1845-1894) In Disgrace (В опале). 1893 г.

Charles Burton Barber (British, 1845-1894) Trust (Доверие). 1888 г.

Charles Burton Barber (British, 1845-1894) Not Much Wrong (Немного плохо).

Charles Burton Barber (British, 1845-1894) The Two Invalids (Двое больных).

Charles Burton Barber (British, 1845-1894) The Broken String (Оборванная струна).

Charles Burton Barber (British, 1845-1894) My First Partner (Мой первый партнер).

Источники – электронные словари и энциклопедии, сайты 1 , 2 , 3 .

Ссылка на основную публикацию