Ши-тцу: история породы и происхождение

Ши-тцу: история породы и происхождение

ИСТОРИЯ ПОРОДЫ ШИ-ТЦУ

Предков современных ши-тцу могли получить в дар от тибетского Далай-ламы лишь избранные, например китайский император. Вдали от людских глаз, в роскошных покоях императорского дворца, лохматых тибетских собачек апсо (“собак-львов”) скрещивали с китайскими “львиными собаками”, пекинесами. Так появилась новая порода – лхасская, или тибетская, “львиная собака”.

В начале 20-го века, когда Китай стал понемногу открывать двери перед Западом, несколько этих собачек попали в руки европейцев, живших в Поднебесной. Впервые предки ши-тцу увидели Европу благодаря сэру Дугласу и леди Браунригг. Однако прошло довольно много времени, прежде чем этих собак признали отдельной породой. Сначала ши-тцу зарегистрировали как лхасского апсо – другую тибетскую породу, которая в те времена уже была достаточно распространена в Англии. Но, в конце концов, две породы были разделены, и коротконосых собак-хризантем стали называть ши-тцу. Официально порода была зарегистрирована в 1940 году.

После этого ши-тцу быстро завоевали популярность в Европе и Америке Сегодня их можно встретить практически в любой стране. Благодаря размерам и необычному виду, собачки нашли себе хозяев и среди знаменитых людей.

Тибетские монахи, разводившие маленьких лохматых собачек, считали их священными и следили за чистотой породы. Раз в несколько лет Далай-лама отправлял пару таких собак во дворец китайского императора. Там священные апсо скрещивались с императорскими пекинесами. Так началась история породы ши-тцу.

Другие тибетские породы – более крупный тибетский терьер, которого монахи использовали для охраны стад, и менее лохматый тибетский спаниель – очень похожи на апсо и пекинеса. Это позволяет предположить между ними некоторые родственные связи. Также к родственникам ши-тцу причисляют ха-па (сегодня это очень редкая собака), которая выглядит как пекинес, но имеет более короткую шерсть. Считается, что ха-па была предком пекинесов и мопсов.

ХА-ПА

Эта порода настолько редкая, что некоторые считают ее исчезнувшей. В Музее истории естествознания английского города Тринг хранится чучело ха-па, а эта живая собака была снята в тибетском монастыре. Его мордочка тоже напоминает хризантему, но у этой собаки более приплюснутый нос. Пекинес, что называется, с характером: он с презрением относится ко всем чужим людям. Но при этом у него множество поклонников.

ЛХАССКИЙ АПСО

Породу веками разводили в тибетских монастырях, поэтому собака хорошо себя чувствует в городских условиях. Холодна с незнакомцами, но обожает близких людей.

Хороший компаньон, однако нуждается в тщательном уходе. Нос у нее немного длиннее, чем у ши-тцу, и ростом она чуть ниже.

ТИБЕТСКИЙ ТЕРЬЕР

Порода абсолютно не агрессивна, несмотря на то что ее относят к терьерам. Тибетский терьер – пастушья собака. По сравнению с лхасским апсо, у нее более длинные ноги.

Она быстро становится любимицей всей семьи. Нуждается в тщательном уходе и стрижке.

ПЕКИНЕС

Его мордочка тоже напоминает хризантему, но у этой собаки более приплюснутый нос.

Пекинес, что называется, с характером: он с презрением относится ко всем чужим людям. Но при этом у него множество поклонников.

ТИБЕТСКИЙ СПАНИЕЛЬ

Этих собак также разводили тибетские монахи. Тибетские спаниели вращали огромные молитвенные барабаны, чтобы молитвы нескончаемым потоком поднимались в небеса.

Симпатичные собаки внешне очень напоминают первых пекинесов, ввезенных в Европу в 19-м веке.

Сегодня ши-тцу часто можно видеть рядом со знаменитыми людьми, а предки этой собаки помогали тибетским монахам. В удаленных горных краях Тибета буддийские монахи вели уединенную жизнь, наполненную молитвами и медитациями. Монахи суважением’ относились к собакам, считая, что в их теле могут находиться души умерших лам, не достигших нирваны. Поэтому собак никогда не продавали, а лишь изредка дарили. Их использовали для охраны стад и монастыря, а также для вращения молитвенных барабанов. А еще холодными зимами собаки согревали своих суровых хозяев. Благодаря двухслойной толстой шубке “лохматикам” были не страшны морозы, поэтому они с одинаковым удовольствием несли вахту у стен монастыря и возлежали на коленях монахов.

В Тибете лхасского апсо называют Apso Seng Kyi, что означает “волосатая собака-лев”. Схожесть монастырских апсо со львами (в буддизме этому животному отводится немаловажная роль) обеспечила популярность лохматых коротконосых созданий не только среди монахов, но и во дворце китайского императора, откуда и берет начало порода ши-тцу.

История породы ши-тцу

ТИБЕТ

История ши-тцу, как и многих других собак пород азиатского происхождения, до известных пределов окутана покровом тайны. Однако совершенно ясно, что корни породы находятся как в Тибете, так и в Китае. Теперь эту породу классифицируют как китайскую, однако многие собаководы считают ее скорее тибетской, чем китайской. Несомненно, на протяжении многих веков между китайскими и тибетскими породами собак было много путаницы и смешения.

Хотя в истории бывали времена, когда китайцы и тибетцы довольно сердечно сотрудничали друг с другом, начиная с седьмого века между ними постоянно шла борьба в том или ином виде, и безопасный проезд из одной страны в другую не всегда был гарантирован. В качестве дипломатического акта представители тибетской знати брали себе китайских невест, причем нередко королевского звания, также представители этих двух великих культур обменивались между собой и подарками. В обеих культурах в изобилии присутствует мифология, и важно иметь в виду, что исторические записи в Тибете не велись примерно до 639 г. Утверждают, что порода тибетский терьер (представители которой, очевидно, являются близкими родственниками ши-тцу и которая всегда ассоциировалась с Тибетом, а не с Китаем) существовала уже в 800 г. до н.э. Однако нет никаких реальных письменных доказательств этого, так что подобные заявления трудно обосновать.

Известно, что Будда Манджусри, основоположник учения, путешествует, как простой жрец, с маленькой собачкой ха-па. .Эта собачка обладает способностью мгновенно превращаться и льва и позволяет Будде ехать верхом у себя на спине. Императоры Манчжурские, которых называли “солнцем” и “сыновьями небес”, относились к этой маленькой “собаке-льву” или “льву-собаке” Будды с большим почтением. Именно со снежным львом, который считается царем зверей, самым теснейшим образом связаны такие породы собак, как Ши-тцу и, разумеется, тибетский терьер.

Причина, по которой именно Тибет считается самым древним “родовым домом” ши-тцу, заключается в том, что в древности собак отдавали в качестве дани для безопасного проезда из Тибета в Китай. В Тибете собак никогда не продавали, а только дарили.

Говорили, что в этих маленьких лохматых собачках заключены души монахов, согрешивших в своей предыдущей жизни. Буддисты, разумеется, твердо верят в теорию реинкарнации.

КИТАЙ

Примерно к 500 г. до н.э. (времена Конфуция) относится запись, в которой говорится, что когда древние китайцы ездили на охоту (что, кстати, было их любимым развлечением), одни собаки следовали за колесницей своего хозяина, а других, “короткомордых”, везли в повозках. Следовательно, мы можем безошибочно предположить, что эти “короткомордые” собачки были совсем маленькими. Утверждают, что у щенков с помощью палочек для еды специально ломали носовые кости, чтобы укоротить их, однако в Британском музее имеется череп древней коротконосой собаки с короткими от природы носовыми костями, которые не были сломаны.

К концу первого столетия нашей эры китайские императоры стали проявлять серьезный интерес к маленьким собачкам и к собачкам “пай”, что означало “коротконогие собаки”, которым, очевидно, было место под столом. Эти собачки действительно должны были быть очень маленькими, особенно если принять во внимание, какими низкими были в те времена столы — ведь люди во время еды усаживались на пол. На маленьких собачек тогда расточали величайшие почести. Одну из таких собачек, принадлежавшую императору Лин Ти (168 г.), держали в императорском саду. Император, обожавший своего четвероногого товарища, пожаловал собачке титул “чау-СЬень” — высшую литературную степень того времени. Многим собакам, принадлежавшим императорам, присваивали титул “кай-сру”, который был лишь немного ниже титула вице-короля. Сукам присваивали звания жен соответствующих должностных лиц. Таким собакам давали солдат, которые их охраняли, отборные ковры, на которых они спали, а кормили их лишь самым лучшим рисом и мясом.

Маленьких собачек импортировали в Китай из России и Персии, а также из Турции. Речь здесь идет о собаке ха-па, которая и в нашем веке все еще известна как в Китае, так и в Тибете. Одно из ее разговорных названий “ха-па” в переводе означает любимчик, или коротконогая собачка, которую держат на коленях. Другое название, под которым она была известна, это ши-тцу-коу, или собака-лев. Эти маленькие собачки были замечательно умны и, очевидно, умели носить в зубах факел и водить лошадь за уздечку. По мнению Колье, записи свидетельствуют о том, что эти собаки могли быть мальтийского происхождения и попали в Турцию с Мальты. Те самые собачки, которых называли ха-па или турецкими, в провинции Шандун были известны под названием мопсы или ло-се. Многие из них имели короткую шерсть, но были также и длинношерстные, их называли обезьяна-лев. Местные жители называли их ших-нун-коу, что означало свирепую и лохматую сторожевую собаку. Название “обезьяна-лев” пошло от следующей легенды.

Лев встретил в лесу маленькую обезьянку и влюбился в нее, однако несоответствие в размерах делало их союз невозможным. Поэтому лев стал молить Будду сделать его достаточно маленьким, чтобы он мог завоевать расположение обезьянки. Лев, кроме того, просил, чтобы его огромное сердце осталось нетронутым и он сохранил бы силу своей любви. Сочувствуя ему, Будда превратил его в собаку-льва, изменив только его рост, но не его могучее сердце. В 1300 г. в Китае маленьких собачек описывали как “проворных собачек с золотистой шерстью, которых люди обычно разводили у себя дома”.

Ши-тцу Украины, породный форум. Щенки ши-тцу, результаты выставок.

Меню навигации

Пользовательские ссылки

Объявление

ВНИМАНИЕ!
Обратите внимание на документы выдаваемые в Крыму.

Документы в которых написано “Крым.Россия” не признаются в международных клубах системы FCI!

Питомники и Заводчики Продажа щенков КСУ

ГЕНЕАЛОГИЧЕСКОЕ ДЕРЕВО – БЛИЗКИЕ РОДСТВЕННИКИ
Тибетские монахи, разводившие маленьких лохматых собачек, считали их священными и следили за чистотой породы. Раз в несколько лет Далай-лама отправлял пару таких собак во дворец китайского императора. Там священные апсо скрещивались с императорскими пекинесами. Так началась история породы ши-тцу.
Другие тибетские породы -более крупный тибетский терьер, которого монахи использовали для охраны стад, и менее лохматый тибетский спаниель -очень похожи на апсо и пекинеса. Это позволяет предположить между ними некоторые родственные связи. Также к родственникам ши-тцу причисляют ха-па (сегодня это очень редкая собака), которая выглядит как пекинес, но имеет более короткую шерсть. Считается, что ха-па была предком пекинесов и мопсов.
ПРИВЕТСТВУЕМ!

Вы находитесь на форуме породы ШИ-ТЦУ . Цель данного проекта,- объединить людей, увлечённых ши-тцу
И тех, кто уже давно занимается ши-тцу и тех кто недавно стал обладателем ши-тцу и тех,
кто только ищет своего единственного и неповторимого друга.
На страницах Вы можете увидеть информацию о том, что происходит в мире ши-тцу в Украине и в ближнем зарубежье,
узнать, где и когда будут выставки и каковы их результаты.
Раздел продажи поможет заводчикам продать щенков, а тому,
кто ищет своего милого любимого ши-тцу– купить щенка ши-тцу.
Если у Вас появились вопросы, связанные со ши-тцу и желание пообщаться,- милости просим на форум,
где Вы попадёте в среду людей, влюблённых в ши-тцу

Информация о пользователе

История породы ши-тцу

Сообщений 1 страница 2 из 2

Поделиться12013-01-28 09:15:33

  • Автор: admin
  • Администратор
  • .:
    Бойтлер Анна
  • Откуда: Киев
  • Уважение: [+1/-0]
  • Сообщений: 445
  • Позитив: [+2/-0]
  • Последний визит:
    2020-01-25 19:14:14

ЗНАКОМТЕСЬ С ИСТОРИЕЙ ПРЕКРАСНЕЙШЕЙ ПОРОДЫ ШИ-ТЦУ – СОБАЧКА-ЛЕВ, СОБАЧКА-ХРИЗАНТЕМА, СОБАЧКА – ПРИНОСЯЩАЯ СЧАСТЬЕ В ДОМ.

Происхождение породы Ши-тцу, также как и многих других собак с азиатскими корнями, по сей день остается частично покрыто тайной. При этом совершенно ясным остается тот факт, что корни породы находятся как в Тибете, так и в Китае. Сегодня ши-тцу классифицируют как китайскую, однако многие собаководы считают ее скорее тибетской чем китайской. Несомненно, на протяжении многих веков между китайскими и тибетскими породами собак было много путаницы и смешения.

Хотя в истории бывали времена, когда китайцы и тибетцы довольно сердечно сотрудничали друг с другом, начиная с седьмого века между ними постоянно шла борьба в том или ином виде, и безопасный проезд из одной страны в другую не всегда был гарантирован. В качестве дипломатического акта представители тибетской знати брали себе китайских невест, причем нередко королевского звания, также представители этих двух великих культур обменивались между собой и подарками. В обеих культурах в изобилии присутствует мифология, и важно иметь в виду, что исторические записи в Тибете не велись примерно до 639г. Утверждают, что порода тибетский терьер ( представители которой очевидно, являются близкими родстьвенниками ши-тцу и которая всегда ассоциировалась с Тибетом, а не с Китаем) существовала уже в 800г до н.э.оДНАКО НЕТ НИКАКИХ РЕАЛЬНЫХ ПИСЬМЕННЫХ ДОКАЗАТЕЛЬСТВ ЭТОГО ТАК ЧТО ПОДОБНЫЕ ЗАЯВЛЕНИЯ ТРУДНО ОБОСНОВАТЬ.иЗВЕСТНО, ЧТО БУДДА МАНДЖУСРИ, основоположник учения, путешествует, как простой жрец с маленькой собачкой ха-па. Эта собачка обладает способностью мгновенно превращаться во льва и позволяет БУДДЕ ехать верхом у себя на спине. Императоры Манчжурские, которых называли “Солнцем” и “сыновьями небес”, относились к этой маленькой “собаке – льву” или “льву – собаке” БУДДЫ с большим почтением. Именно со снежным львом, который считается царем зверей, самым теснейшим образом связаны такие породы собак, как Ши-тцу и, разумеется тибетский терьер.

Причина, по которой именно Тибет считается самым древним “родовым домом” ши-тцу, заключается в том, что в древности собак отдавали в качестве дани для безопасного проезда из Тибета в Китай. В Тибете собак никогда не продавали, а только дарили.
Говорили, что в этих маленьких лохматых собачках заключены души монахов, согрешивших в своей предыдущей жизни.
Буддисты, разумеется, твердо верят в теорию реинкарнации.

Существовала легенда, что душа монаха, который грешил в своей прошлой жизни, возрождалась в теле маленькой собачки. Эти умные маленькие собачки считались священными.

Очень много легенд о них сложили в Тибете, так и в Китае. Одна из них гласит: Будда путешествовал с такой собачкой, она могла по его желанию превратиться во льва, давая возможность божеству ехать на его спине. Так появилось одно из первоначальных названий этой породы – “львиная собачка”. Лев священное и почетаемое животное буддизма, хоть и не обитающее ни в Тибете, ни в Китае. И “Ши-тцу” переводится как “лев”.

В – СЕРЕДИНЕ XVIII века далай-лама Тибета подарил несколько “львиных собачек” “особо почетным гостям”, которые были русскими, но, к сожалению, их украли прежде, чем наши соотечественники достигли границ России. Тибетцы никогда не продавали своих собак, а дарили их, причем только щенков, в знак глубокого уважения или в качестве подарка за безопасный караванный путь в Китай, который продолжался от 8 до 10 месяцев. Безусловно, собаки, сопровождавшие караван, были крупнее и крепче тех, которых дарили правители Тибета китайским императорам. Отсюда, может быть, и достаточно большая разница в размерах современных ши-тцу.”Караванные” собаки очень высоко почитались, но вряд ли были священными. Но, они тоже внесли свой вклад в развитие породы.

В 1908 г. далай-лама, в качестве признательности, подарил пару львиных собачек вдовствующей императрице Цыси (Tzu-Hsi). Она высоко ценила этот прекрасный подарок и проявила большой интерес к собакам и их разведению. В ее дворце содержалось около 100 пекинесов, но она очень строго следила за тем, чтобы эти две породы не смешивались, и сама наблюдала за их разведением и благоденствием. Уход за ними был поручен евнухам императорского дворца. Живописные портреты самых выдающихся животных были изображены на шелковых свитках. Цыси предпочитала “золотой” окрас (цвет китайского императорского дома) и разводила главным образом собак этого окраса с симметричными отметинами, уделяя особое внимание белому пятну на голове. Она считала ее отметиной высшего качества, сделанной самим Буддой. Эти львиные собаки были не только широко известны за пределами дворца, но, говорят, любого, незаконно завладевшего хотя бы одной из них, приговаривали к смертной казни. Однако, думается, что щенков, которые не подходили под строгие стандарты императрицы Цыси, евнухи тайно продавали за пределы дворца.

После смерти императрицы разведению собак перестали придавать такое важное значение. Молодой император не интересовался собаками, и разведение продолжалось евнухами уже по воле случая. По всей вероятности годами китайцы изменяли маленького тибетца, приводя его во все большее соответствие со своими представлениями о “львиной собачке”: укорачивание носа и конечностей, расширение головы, удлинение шерсти. Возможно, имело место экспериментальное скрещивание с пекинесами, китайскими мопсами, мальтезами и другими маленькими собачками, которые были завезены в Китай из Персии, Турции, России.

Правление маньчжурской династии закончилось в 1911 г. Страна была охвачена гражданской войной. В 1924 г. император был вынужден бежать из Пекина. Лишь несколько уцелевших евнухов продолжали заниматься породой. Но в начале 30-х годов в Пекине и Шанхае стали проводиться выставки собак, и “львиная собачка” становится популярной выставочной породой. Она была разделена на два класса: легче и тяжелее 12 фунтов (что составляет 5,4 кг), и каждый класс оценивался отдельно. Но, по свидетельству китайской принцессы Деp-Лин (Der Ling), обучавшейся в Сорбонне, в императорском дворце не было ни одной собаки, весившей больше 5,5 кг.
Японское вторжение 1937 г. положило конец выставкам. Последний удар породе был нанесен в 1949 г., когда Коммунистическая партия Китая, придя к власти, приказала уничтожить всех собак вообще.

О существовании этой обворожительной маленькой собачки стало известно на Западе лишь в конце 10-х гг., несмотря на то, что отдельные экземпляры подобных собак европейцы привозили с Востока и раньше.

Существует много исторических свидетельств о первых попытках европейцев приобрести ши-тцу: о суках, которые оказались почему-то бесплодными, о трагической гибели отличных взрослых собак, о щенках, которых перед продажей кормили порошкообразным стеклом, которые погибнут, прежде чем достигнут своего нового дома на Западе.

Первые импорты в Англию были осуществлены генералом Дугласом Браунршгом и его женой Моной. Когда они жили в Пекине, то решили найти и привезти в Англию породу, известную как “тибетская львиная собака”, или “мохнатая собака”. Первая сука, которую приобрели Браунригги, – маленькая черно-белая собачка. К несчастью, она погибла при щенении, но вскоре они нашли другую черно-белую собаку, родившуюся в 1927 г., тоже небольшую, с белой яблокоподобной отметиной на лбу и черным пятном на корне хвоста и на боку. Ее назвали Шу-са (Shu-Ssa). С большими выразительными глазами и волосами, торчащими вокруг ее физиономии, она, говорят, выглядела, как пушистый взъерошенный совенок или как хризантема. Ее шерсть была густой, а хвост совершенно плотно прилегал к спине. Она была чрезвычайно умной и быстро научилась разным трюкам.
Найти для нее подходящего производителя оказалось непростым делом, но Браунриггам повезло. Один врач возвращался к себе домой во Францию, и во владение супругов Браунригг перешел юный кобелек. Он был тоже черно-белого окраса, с прямой мягкой шерстью, легковато сложенный, но с хорошим поставом хвоста и правильными движениями. Его назвали Хайбу (Hibou). В 1930 г. в Англии родился первый помет Шу-са от Хайбу.

В Россию ши-тцу были завезены в послевоенные годы из Монголии, Китая, Индии, Америки. В основном разведение этих собак было сосредоточено в Москве, Ленинграде и других крупных городах. Разные по качеству, не всегда с родословными, все они тем не менее были среднего размера и проблемы его стабилизации, как это имело место в других странах, у нас не было. Не было и нет проблемы густоты шерсти, однообразия окрасов. Возможно, суровые, северные зимы способствовали сохранению отличной длинной шерсти и густого теплого подшерстка. Природное здоровье, легкость щенения, а также отсутствие наследственных болезней способствовали популярности российских ши-тцу у зарубежных гостей. Сказались и результаты многолетней племенной работы с этой породой. Много щенков ши-тцу было вывезено из России в страны народной демократии, и часть из них сыграла определенную роль в становлении там породы, как это было в бывшей ГДР (Официальный отчет клуба ши-тцу Объединенной Республики Германии 1993 года).
Чем объяснить популярность этой породы? О ши-тцу говорят, что они гораздо ближе к людям, чем к собакам, и ничто так не ценят, как любовь и внимание людей. По словам мадам Лу Цзэ Йен Ли (Lu Zee Yen Lee), кинолога, давшего в 1935 г. прекрасное подробное описание ши-тцу, “независимость, объединенная с чувством привязанности, редко так бывает соединена в одной породе”.

Ши-тцу пленяет людей своим необычным видом: голова украшена топ-нотом (top-knot), а длинная борода и усы придают ей забавное сходство с маленьким китайским мандарином; роскошная шерсть королевской мантией струится по земле, хвост задорно закинут на спину, движения напоминают старинный корабль, под всеми парусами выходящий из гавани, но главное очарование этой собаки – ее преданный и одновременно независимый характер, а также яркая индивидуальность каждого отдельного представителя породы.

История породы Ши Тцу

История породы Ши Тцу, как наверно вы уже поняли, довольна туманна. Мы нигде не можем встретить точных летописных данных, как и откуда появилась эта порода, поэтому нам остается только гадать, кто и когда начал разведение этой чудесной породы. В то же время, ученые-генетики подтвердили, что Ши Тцу — одна из самых древнейших пород собак и ее предки вот уже более 2500 лет живут рядом с человеком. Но точные упоминания об этих собаках, как отдельной породы, датируются в источниках примерно 1000 г. н. э. Именно с этого момента мы можем проследить историю становления и развития Ши Тцу.

Предполагается, что история породы имеет тибетские корни. История тибетской «львиной собаки» непосредственно связана с буддизмом, пришедшего в Тибет из Индии. Лев — один из основных образов в данной религии, но в то же время это животное на данной территории не проживает. Поэтому местные буддистские монахи разводят миниатюрных мохнатых собачек, внешне напоминающих им львов, называя их «священными собаками» . Собственно и само слово «Ши Тцу» переводится с китайского как «лев». Позже эти собаки становятся любимцами среди дворцовых собак императорской семьи Китайской Империи.

Согласно документальным свидетельствам, в 624 году н. э. в качестве подарков для правящих китайских императоров из Мальты, Турции, Греции и Персии прибывают маленькие декоративные собачки в Китай, где на протяжении столетий они разводятся, скрещиваются меж собой, приобретая новую внешность. Во время правления китайской династии Цин (примерно в 1644-1662 гг.) в качестве дани от тибетских лам в китайский императорский дворец прибывают «священные собачки», где они также скрещиваются с местными дворцовыми собачками, спустя время приобретая характерную для Ши Тцу внешность.

Огромный вклад в разведение породы вложила вдовствующая императрица Цы Си. Именно благодаря ее любви к Ши Тцу, порода приобрела настоящий внешний облик. В ее дворце разводились помимо Ши Тцу также мопсы и пекинесы. До конца своей жизни императрица очень тщательно контролировала разведение этих пород, содержа их отдельно друг от друга и не допуская межпородного скрещивания. Императрица очень тщательно следила за тем, чтобы ни одна собака не покинула дворец. Лицо, ослушавшееся приказа и завладевшее собакой или щенком, ждала смертная казнь. После смерти императрицы в 1910 году разведение собак в императорском питомнике пришло в упадок, некоторые представители этих пород оказались за пределами дворца, став родоночальниками Ши Тцу в их европейской истории. В самом же Китае все дворцовые собаки были уничтожены после прихода к власти коммунистов в 1949 году.

Новая история породы

К счастью, из-за политических изменений в Китае в первой половине 20 века, порода Ши Тцу не исчезла бесследно. Несмотря на то, что все китайское поголовье представителей этой породы был уничтожено новой китайской властью, некоторые представители породы тайно были вывезены в Европу. Семь кобелей и семь сук. Именно они и стали основой для возрождения породы и любая Ши Тцу, живущая на нашей планете, является потомком именно этих 14 собак, некогда привезенных из Китая в Европу.

Первый импорт собак этой породы в Англию был осуществлен генералом Дугласом и госпожой Браунриг. Именно они и стали первыми заводчиками Ши Тцу, получив в 1930 году первый помет Ши Тцу от собак китайского происхождения. Среди первых заводчиков этой породы был и господин Коффман, чиновник высокого ранга из Норвегии. Несколько собак этой породы он вывез из Китая в Осло, начав там их разведение. Позже для разбавления племенных кровей в Великобритании к существующей линии собак были добавлены крови пекинеса, чтобы избежать близкородственного скрещивания. Именно в Великобритании и началась новая история этой замечательной породы собак, потому по сей день Великобритания является страной-куратором породы, в которой формируется и утверждается стандарт Ши Тцу. Первый породный клуб был образован в Англии в 1935 году, а первый современный стандарт породы был принят в 1948 году.

Ши-тцу: история породы и происхождение

На колени! Идут ши-тцу!

Почтенно склонялись при этих словах придворные, зная, что сразу же вслед за маленькими, летящими впереди собачками появится и сам император Китая со своей свитой.
Родина Ши-Тцу находится на Тибете – “Вершине мира”, где в горах, утопающих в облаках, бьется Сердце Мира – обитель йогов и тибетских лам. Земля, породившая множество легенд, окутала тайной и происхождение Ши-Тцу.

Наиболее популярной была легенда о снежном льве – повелителе трех сил. Считали, что Ши-Тцу очень похож на символическое существо Танг Синга, снежного льва – царя зверей. Танг Синг способен преодолевать расстояния, превращаться в облако или туман, изменять свои размеры. Его могущество настолько велико, что если он рыкнет, то семь драконов упадут с неба.

Другая легенда гласит, что Будда Маньюшри, путешествуя под видом простого жреца, посетил все четыре части света. А в дороге его сопровождал только маленький “ха-па” – коротконогая домашняя собачка, которая в мгновение ока могла превратиться в огромного льва, и тогда Будда ехал на нем верхом.

В древних тибетских рукописях упоминаются две породы собак: большой тибетский мастиф, охраняющий караваны и людские поселения, и маленькая домашняя собачонка с длинной и пышной шубкой. Несмотря на миниатюрные размеры, в ней жило сердце льва. Обладая тонким, чувствительным слухом, она первой чуяла опасность и предупреждала больших собак-охранников.

В гималайских деревнях климат суров. Зимой люди и животные скрываются от стужи, а летом страдают от зноя. Здесь нет места ненужной роскоши, все подчинено суровому закону выживания, и приходится довольствоваться лишь самым необходимым.

Парадоксально, но именно здесь появилась собачка, которой суждено было стать украшением императорского дворца, жить в неге и роскоши.

В 1653 году тибетский далай-лама, собираясь нанести визит китайскому императору, повез в подарок несколько собачек-львов. Не было более ценного подарка, который могли бы сделать жители Тибета. Там эти собачки были культовыми животными: их обожествляли, держали в храмах и поклонялись им, считая, что в них переселяются души умерших жрецов.

Дорога от “Вершины мира” до Китая протянулась на три с половиной тысячи километров, и в те далекие времена требовались долгие месяцы, чтобы ее преодолеть. Но вот, караван с ламой и собачками через десять месяцев достиг Пекина, и за это время собачки успели завести потомство. Так началась новая, самая блистательная эра Ши-Тцу.

На протяжении столетий собачка-лев считалась привилегией только императора, а аристократическим семьям ее преподносили в подарок в знак особого расположения. Не могло быть и речи о том, чтобы продать или купить щенков Ши-Тцу.

Разведением занимались евнухи в закрытых помещениях дворца, заботясь о питомцах, ухаживая за шерстью, расчесывая и моя ее. Императрица Тцу-Хши, особенно любившая этих собачек, проводила в закрытых покоях долгие часы, и каждому песику доставалась частица императорской любви и ласки.

Придворные поэты так описывали ее любимцев: “Жемчужины, упавшие с прекрасных губ Ее Величества Несравненной Тцу-Хши, императрицы Земли Цветов”.

В те давние времена отбор лучших особей проводился по рисункам, наиболее понравившимся правителю. Особо ценным окрасом считался золотистый – цвет китайских императоров, с белым пятнышком на лбу – знаком Будды, и белым кончиком хвоста.

История Ши-Тцу в китайский период тесно связана с судьбой пекинеса – другой маленькой длинношерстной собачки. Предполагается, что значительную лепту в ее развитие внесли тибетские пришельцы.

Ши-Тцу являлись неотъемлемой частью императорского двора и тщательно охранялись. Вот почему первых собак вывезли в Европу лишь в двадцатых годах нашего столетия. Пытались это сделать и раньше, но по негласному закону собакам, предназначенным на вывоз, подсыпали в пищу молотое стекло.

Среди первых заводчиков, кому повезло, был г-н Коффман, чиновник высокого ранга из Норвегии. В конце двадцатых годов он получил назначение в Китай, и там, вращаясь в знатных кругах, смог приобрести щенка Ши-Тцу, суку по кличке Лейдза. Чуть позже, благодаря знакомству, он приобрел двух кобелей. В 1932 году он перевез своих Ши-Тцу в Осло. И тут возникла проблема с Кеннел-клубом. Их согласились зарегистрировать лишь два года спустя под названием “апсо”.

В Европе среди первых заводчиков Ши-Тцу были также английский генерал Дуглас и г-жа Браунриг.

В 30-е годы сложилась такая ситуация: под наименованием “апсо” были зарегистрированы собачки, очень отличающиеся по типу. Среди них были особи, приближающиеся к сегодняшним Ши-Тцу, пекинесу и лхасскому апсо.

Первый клуб Ши-Тцу был создан в Англии в 1935-м, а первый современный стандарт разработан в 1948 году.

Ши-Тцу всегда был всеобщим любимцем благодаря веселому и живому характеру, необычайной нежности и послушанию. Нет сомнений, что императорская собачка-лев легко завоюет сердце любого, кто с ней столкнется.

История происхождения ши-тцу

Вне всякого сомнения, ши-тцу — это результат скрещивания лхасского апсо из Тибета и пекинеса из Китая. В 1643 г. Далай-Лама послал в дар правителю маньчжурской династии маленьких «львиных собачек» ши-тцу. С тех пор они высоко чтились при дворе китайских императоров, а у последней императрицы они жили до 1908 г. В 1923 г. в Пекине основан клуб по разведению породы. В 1930 г. леди Браунинг привезла первых ши-тцу в Англию. Британский клуб собаководов признал породу в 1946 г. Тогда же основала свой питомник графиня Анжуйская во Франции, которая зарегистрировала первые пометы в Центральном обществе собаководов в 1953 г.

Исторически признано, что родина этих собачек — горы Тибета, откуда их привозили в дар китайским императорам тибетские монахи далай-ламы, называя «львиными собачками», китайцы также называли их «львиными», только на своем языке. Согласно древним мифам и легендам, близкий родственник ши-тцу — тибецкий терьер — существовал ещё в 800 г. до н.э. Веками ши-тцу выводили всё более миниатюрными, и добивались этого по-разному, иногда даже с помощью клеток, куда сажали щенков, не давая им развиваться до достижения зрелости. Их разведением в императорских покоях занимались евнухи, соревнующиеся друг с другом в выращивании собак, которые понравятся императору. Лучших «собачьих фаворитов» изображали на картинах и гобеленах, одаривали подарками. Эти умные маленькие собачки были в большом почёте и во времена правления династии Мин, их очень ценили в императорской семье. У китайских императоров были свои причуды, — при императрице Тцу-Си маленьких собачек кормили роскошными экзотическими яствами на золотых блюдечках. Вывоз их из страны был запрещён под страхом смертной казни, а те, кому удавалось получить разрешение на это, не могли уберечь питомца от смертельного угощения — мяса с битым стеклом. Только после смерти императрицы Тцу-Си в 1908г. их начали тайно вывозить в Европу. Во время революции было уничтожено большинство собак вместе с их хозяевами. Из тех немногих оставшихся в живых был создан Пекинский клуб ши-тцу. А в 1934 году при участии эмигрантки из России мадам Д. Брюэль был выработан первый стандарт породы в Китае. После того как Китай стал республикой (в 1912г.), часть собак попала в Великобританию и Норвегию, а позднее и в Северную Америку.

На протяжении всей долгой истории породы это милое существо обожествляли и окружали легендами. Ши-тцу прежде всего культовая собака, чей образ и по ныне в Китае олицетворяет буддийского льва – древний символ Тибета и Китая, приносящий удачу, счастье, хранящий покой и благополучие Семьи. Эта маленькая собачка была символом власти и могущества, любимицей и телохранителем Императоров Китая. Одна из легенд утверждает, что Будда оживил своих львов для того, чтобы они повсюду сопровождали его Наместников на Земле, оберегая от дурного глаза и ошибок. Другая легенда гласит, что однажды огромный Лев Будды горячо полюбил маленькую священную обезьянку, которая отвечала ему взаимностью. Но оба были так глубоко несчастны тем, что их любовь не могла осуществится из-за огромной разницы в размерах. Будда проникся сочувствием к их высокой любви и сделал своего Льва на некоторое время настолько маленьким, что бы от их любви могли родится дети. И именно их дети и были первыми собачками Ши-Тцу. А на самом деле истоки рождения этой породы лежат за тысячелетиями, история породы интересна и сложна, поэтому будет уместно разделить её на три временных и территориальных этапа:

– древний тибетский 800 лет до н.э. – XXVII век.

– древний китайский с 1641г. – XX век,

– современный с 1930г. по наши дни.

Прародителями Ши-тцу были маленькие восточные собачки, существовавшие ещё 800 лет до нашей эры на весьма обширной территории, протянувшейся от Среднего Востока до Тибета. Впоследствии из этих собак выделилась тибетская группа собак, ярким представителем которой была Ши-тцу. Тибет дал миру первых кинологов. Именно этим людям – монахам тибетского центра Сами Линг Ши-тцу обязана своим рождением как порода. Тибетские монахи строго следили за подбором пар, приближая облик собаки к образу мистической львицы. Поэтому эти собачки назывались львиными, считались священными и были живым олицетворением мистического символа Тибета — Снежной Львицы. В Тибете с этими собачками было связано множество ритуалов, их окружали легендами и приписывали сверхъестественные свойства. Они были в числе первых сокровищ тибетских монастырей. Чтобы понять как эти священные собачки Тибета попали в Китай, необходимо обратится к истории отношений между этими странами. До VII века Тибет представлял собой огромное количество княжеств, Чтобы избегать внутренних распрей и успешно противостоять натиску соседних государств, Тибет вынужден был заключить подчинительный союз с более сильной державой – Китайской Империей. Именно в этот время Китай навязал Тибету буддизм, что оказало огромное влияние на изменение типа священных собак в сторону большего сходства с буддистскими львами ( более массивные головы, более короткие и широкие морды, более длинный волос) о чём свидетельствуют древние летописи и рисунки. Два века с VII по IX Тибет платил Китаю дань. В числе подношений были священные львиные собачки, вес которых отсчитывался чистым золотом. Но эти собачки были ещё очень далеки от современных Ши-тцу. В 823 году между Китаем и Тибетом были установлены уважительные отношения. И уже в виде особого подарка один Императорский Двор подносил маленьких собачек другому. Во время правления в Китае династией Минг (1368г. – 1644г.) при Императорском Дворе у китайской знати были популярны свои местные длинноволосые собачки – и тогдашние прообразы буддийских львов и прародители нынешних Пекинесов. Китайские кинологи считают, что эпоха Ши Тцу в Китае началась с 1641 года, когда пятый Далай-Лама Тибета Лобзанг Гяатсо, укрепляя свою власть с помощью Китайского Императора Манджу, преподнёс ему особый подарок – собаку необыкновенной красоты, сходство которой с львами Будды просто потрясли Китайского Императора. По описанию она действительно была похожа на современную Ши Тцу. Это был плод скрещивания Лхаского Апсо и Пекинеса, ранее попавшего в Лхасу из Китая. Причиной столь удачной комбинации было то обстоятельство, что хитрые китайцы дарили только самцов и пару для них приходилось искать среди местных тибетских собачек. Но в Китае так понравился новый тип львиных собачек, что при любом удобном случае старались получить их из Тибета, заботу и разведение их окружали тайной. И постепенно в Императорском Дворце мифы и легенды окружающие Ши Тцу, приобрели силу закона, недвусмысленно приблизив её к мифическому льву, находя или приписывая ей сходство с диким животным. Может быть именно поэтому считается, что Ши Тцу переводится с китайского языка как Лев, на самом деле так называются фигуры олицитворяющие буддийских львов, обязательно сидящие у входа в Императорские дворцы Китая. Тот Ши Тцу, что сидит всегда справа у входа, держит лапу на «земном шаре», тем самым олицетворяя власть и могущество. А тот, что всегда слева, держит лапу в пасти у детеныша, вскармливая его с когтей, символизирует преемственность этой власти.

Скорее Ши Тцу и буддийский Лев для людей Древнего Китая и Тибета означало одно и тоже; силу, власть, отвагу, могущество, святость и приемственность власти. Китайские Императоры отвели Ши Тцу нишу, отделяющую божественное от земного, считая, что только Ши Тцу принадлежит исключительное право сопровождать Сына Богов, кем они себя почитали, и предварять Его появление перед простыми смертными, дабы они успели опустить глаза. Но, даже, если кто-то и не успевал отвести взгляд, Священная собака всё равно хранила от сглаза, как бы сглаз беря на себя. С кончиной династии Минг во Дворцы Китая пришли более чем на 200 лет кошки, полностью вытеснив из Дворцов собак. Собаки появились в Императорских Дворцах Китая с возвращением к власти династии Манджу при Императрице Тцу Си (1862 – 1908гг), в их числе были Ха Па, Мопс, Пекинес и Ши Тцу. Все собаки отличались короткими мордочками и круглыми, ясными глазами, но только у одной была белая прядь волос и длинный волос покрывал всё её тело, включая голову и морду, причём голова ее была массивнее чем у других. О чём свидетельствуют изображения на шелках и фарфорах того времени. Этих маленьких длинноволосых собачек называли “жемчугами” Императрицы Тцу Си, чьё имя так загадочно созвучно с Ши Тцу. Она обожала ЭТИХ маленьких собачек – львов и сама сделала первое официальное описание Ши Тцу, которое очень похоже на поэму. Вот некоторые выдержки, наиболее характеризующие породу и отношение к ней :

“Она движется подобно золотой рыбке. цвет ее как у льва или медведя или с пятнами как у дракона. у неё голова льва. мордочка как у священной обезьяны. тело медведя. ноги слона. что касается великолепия. достойна покровительства и приближения к Императору. ” С крушением великой Китайской Империи и вследствие великих перемен Императорские сокровища стали покидать не только Императорские Дворы, но и страну, что ранее было просто невозможно. В 20 – 30 годах нашего столетия первые китайские собачки в особенно большом количестве были вывезены в Англию и Скандинавию. Но тем не менее, в 1934 году в Пекине был создан Первый Кеннел Клуб , а в 1938 году был опубликован первый официальный, по всем правилам, Стандарт породы Ши Тцу. Этот Стандарт по очень многим статьям напоминал Стандарт породы Пекинес, что говорит о том, что 200 лет потерянных для развития и отсутствия должного контроля за последние 30 лет отбросили культурной революции полностью уничтожили остатки Имперских привязанностей и в наше время, по иронии судьбы, теперь ввоз собак в Китай ограничен огромной пошлиной, а разведение запрещено законом. Великая удача для породы, что эти удивительные собачки в достаточном количестве были вывезены в Англию и страны Скандинавии, где и начался последний – современный этап истории развития породы. Здесь Щи Тцу моментально завоевала сердца любителей собак, в число их горячих поклонников сразу попали Королева Мать, герцогиня Йоркширская, принцесса Маргарита. Вскоре был создан Кеннел Клуб Ши-тцу в Англии. И только в 1948 году был написан первый британский Стандарт породы, версию которого слегка поправили в 1958 году. Последний раз британский Стандарт повергался изменению в 1986 году, что говорит о качественных изменениях – совершенствовании породы за пол века . В Англии этим Стандартом пользуются до сих пор, насчитывается самое большое поголовье Ши-тцу и именно в Англии они приобрели совершенный вид, так что Англия может по праву считаться третьей родиной Ши Тцу. Впоследствии британский Стандарт 1986 года был переведён на французский язык и был утверждён Международной Кинологической Федерацией (FCI) за номером 208 от 15 августа 1988 года. Этим Стандартом руководствуются кинологи всего мира по сей день, исключая Америку, у которой несколько другие правила и критерии оценки, что никак не отражается на собаках, так как идёт постоянный обмен линиями из Англии в Америку оттуда в Европу и обратно. Сегодня Ши Тцу завоевала популярность и любовь всего цивилизованного мира, в таких странах как Япония, Австралия, Америка, Англия, в Европе они исчисляются тысячами. Сменив не одно отечество Ши Тцу не утратило своих корней, сохранив в себе царственное величие, достоинство, мудрость, разборчивость, утонченность и покорность Древнего Востока, она наиболее гармонично чувствует себя и выглядит среди шёлка и восточной живописи. В Россию эта порода попала не так давно и численность их гораздо скромнее, но число их поклонников неуклонно растёт. По мнению авторов великолепной и очень содержательной книге о Ши Тцу Ши-Тцу Р.Корсини и Ф.Делеиди, “эта порода претендует стать лучшей моделью для жизни человека 21века. За это говорит ее небольшой размер и врождённое чувство такта, не смотря на игривый и жизнерадостный характер. Ши Тцу идеальный компаньон – ласковый, чувствительный, внимательный по отношению к вам, она не надоедлива и не навязчива. Что бы она не делала, она делает это с чувством собственного достоинства. Ши Тцу удивительно умна и обаятельна, к тому же особенно изыскана и красива, ценится в современном мире за свою неповторимую манеру общения сочетающую важность, заносчивость и дружелюбие.

Читайте также:  Самоеды – собаки, которые всегда улыбаются
Ссылка на основную публикацию