Дрессировка собак и Курсы по подготовке «Инструкторов–дрессировщиков служебно-спортивных собак» (кинологов)
Записаться на дрессировку собаки:
+375 29 5020683 (МТС)
+375 44 5718026 (VEL)
г. Минск ул. Тышкевичей,1
(здание возле ветстанции на Гурского,42)
Следите за нашими новостями в социальных сетях:
Социализация и адаптация собаки
Многие хозяева своих четвероногих питомцев сталкиваются с проблемой, когда их собака боится выходить на улицу, боится спускаться по лестнице, боится скопления людей, шумные и оживлённые места (автодороги, железные дороги). Все эти проблемы с Вашей собакой возникают по причине того, что она не социализирована.
Социализация собаки – это знакомство собаки с окружающим миром и умение спокойно реагировать на окружающую обстановку.
Когда в Вашем доме появляется щенок, то с самых первых дней Вам необходимо его социализировать. Чем раньше Вы начнёте его социализацию, тем быстрее он привыкнет к многообразию мира. Гуляйте со своим четвероногим другом разными маршрутами, пусть Ваши прогулки не будут ограничиваться только двором, в котором Вы живёте. Берите своего щенка на рынок, в парк, ходите через подземные переходы, там, где большое скопление народа, чтобы Ваш щенок не боялся и комфортно чувствовал себя среди большой массы людей. Приучайте к оживлённым местам, чаще водите возле автомобильных дорог, железных дорог, если есть возможность пройти рядом с аэродромом, то прогуляйтесь и там. Показывайте своему щенку, что мир большой и интересный и не ограничивается лишь тем местом, где он живёт. Социализируя собаку, возьмите с собой игрушку или лакомство, чтобы поощрить её за хорошее поведение. Когда знакомите щенка с миром, дайте ему больше свободы в его действиях, пусть он понюхает всё, что его окружает. Не торопите его, если щенок сядет, и внимательно будет рассматривать то, что его заинтересует.
Например, Вы вышли на прогулку со щенком, а он увидел, огромного снеговика и насторожился. Ласковым голосом пригласите его познакомится со снеговиком, но ни в коем случае не тяните его. Дайте ему время. Щенок от любопытства сам не будет затягивать момент встречи с этим непонятным существом. Когда щенок приблизится, обнюхает снеговика, похвалите его.
Ещё один пример, если Вы гуляете со щенком и видите, что каждый раз, как только Вы проходите мимо дороги, Ваш щенок начинает волноваться, то успокойте его, погладьте. Можете остановиться, постоять возле дороги, чтобы Ваш щенок убедился, что в этом нет ничего страшного. Самое главное самому не волноваться и не нервничать, что Ваш щенок чего-то испугался, иначе всё Ваше эмоциональное состояние передастся щенку. Просто старайтесь чаще гулять с Вашим щенком там, где он проявляет волнение, чтобы он быстрее привык к незнакомым раздражителям.
Если Вы взяли взрослую собаку, которая не социализирована, то процесс знакомства с миром будет происходить не так быстро и легко. Обычно такие проблемы с социализацией возникают у тех собак, которые до определённого возраста выращивались в одинаковых условиях, и их жизнь ограничивалась только тем местом, где они живут.
Например, когда заводчики разводят собак дома и до месяцев 6 они не выходят их на улицу. Или когда собака жила не в городе, а в малолюдной деревне, и думала, что мир – это её будка и лес, находящийся неподалёку. Такие собаки, кроме тех условий, в которых они выросли, ничего другого в своей жизни не видели, поэтому первый выход в свет будет для них большим стрессом. Насколько быстро социализируется Ваша собака, будет зависеть от типа высшей нервной деятельности собаки, индивидуальных особенностей, и от того сколько времени Вы будете уделять своей собаке на знакомство с миром.
Ещё одно понятие, которое очень тесно связанно с социализацией – это адаптация. Адаптация – это привыкание нервное системы к изменяющимся условиям среды (к стрессовым ситуациям).
Например, Вам нужно куда-то уехать, а собаку дома оставить не с кем, и Вам приходится отдать Вашу собаку совершенно в новое место – в гостиницу для собак. Нередко можно наблюдать, как отданная в гостиницу собака, сидит в углу вольера и смотрит на всё, что происходит вокруг неё большими глазами. Если есть будка, то собака туда забивается и не выходит. Может не кушать, а если и ест, то только тогда, когда никто не видит, то есть ночью. У разных собак процесс адаптации проходит по – разному, кому – то хватает пару часов, а кому – то и пару дней.
Адаптация может быть к изменяющимся погодным условиям, к поездкам в автотранспорте, к болевым, звуковым, зрительным, обонятельным раздражителям (но не сверхсильной мощности).
Плохо адаптированные собаки к окружающей среде более восприимчивые к стрессам и хуже их переносят, очень часто болеют.
Социализация и адаптация очень тесно связанны между собой и жизненно необходимы каждой собаке.
Стадия 1. Адаптация
Стадия 1. Адаптация
Фаза 1. Установление контакта. Дрессировки животного следует начинать с установления контакта между дрессировщиком и собакой, то есть тех взаимоотношений, когда владелец и собака могут с той или иной вероятностью прогнозировать действия друг друга. На практике этот период дрессировки может занимать различные по длительности отрезки времени и практически совпадать с собственно адаптацией — второй фазой стадии дрессировочного процесса.
Для того чтобы добиться с собакой «взаимопонимания», дрессировщик должен использовать определённые приёмы, воздействующие на потребностно-эмоциональную сферу животного. На этом этапе владелец должен много играть с собакой, положительно подкрепляя желательные ему формы поведения и отрицательно — нежелательные (скажем, попытки агрессии). Этот метод довольно ярко описан известной дрессировщицей и учёным К. Прайор в книге «Не рычите на собаку». В целях возможно более сильной ориентации собаки на владельца следует использовать пищевую мотивацию, то есть работать с сильно голодной собакой, подкрепляя желательные для дрессировщика действия кусочками пищи. Наиболее эффективно занятия на этой стадии проходят в процессе прогулок владельца с собакой, когда игра, отдых и работа представляют собой единый процесс.
Таким образом, при использовании дрессировщиком такого подхода, при котором он является «распределителем благ», животное постоянно держит дрессировщика в центре своего внимания, быстро различает действия, вызывающие ваше одобрение и неодобрение. Если вы будете последовательны, а ваши действия адекватны, то собака будет демонстрировать нежелательные формы поведения все реже и реже. Попросту говоря, используя в дрессировке на стадии налаживания «контакта» с животным политику «кнута и пряника» (контрастного метода дрессировки), вы помогаете собаке научиться прогнозировать (до определённой степени) ваше поведение и соответственно строить своё.
Фаза 2. Собственно адаптация. Как уже говорилось выше, на практике, особенно в процессе работы с крупными и агрессивными собаками, первая и вторая фазы адаптации практически совпадают. Однако если рассматривать эту стадию в «чистом» виде, то главной задачей второй фазы и всей стадии адаптации в целом следует рассматривать стабилизацию ролевых взаимоотношений владельца, членов его семьи и собаки, то есть формирование социальной ниши собаки в семье владельцев.
По существу, эта стадия обеспечивает создание нормальных предпосылок для взаимовыгодного и стабильного сосуществования владельца и собаки.
Основным средством установления «рамок» поведения собаки является также контрастный метод дрессировки, но с преобладанием «пряника», а не «кнута» (то есть когда основная дрессировочная работа выполняется с использованием сильной пищевой мотивации). Задача дрессировщика на этом этапе состоит в том, чтобы с помощью формирования у собаки нескольких основных навыков общего послушания полностью перестроить свои взаимоотношения с собакой, определив ей соответствующее место в социальном пространстве семьи. В круге обязательных (для этой стадии дрессировки) следует отметить следующие приёмы (навыки): подход к дрессировщику по команде «Ко мне», нахождение у ноги дрессировщика по команде «Рядом», чёткое выполнение команд «Сидеть», «Лежать» с достаточной выдержкой собаки в этом положении, уход и нахождение собаки на обозначенном дрессировщиком месте по команде «Место» в обеднённых средовых условиях (дома у владельца). Естественно, что полностью сформированным любой из этих навыков может считаться лишь при полной автоматизации его реализации.
На этой стадии дрессировщиком вводятся условные отрицательные подкрепляющие воздействия («Фу», «Нельзя» и т.п.) — сигналы, прекращающие любую нежелательную деятельность собаки. На этом этапе обучение и дрессировки у владельца и собаки должен окончательно сформироваться «язык» (зачатки которого появляются ещё на стадии «контакта»). В дальнейшем «язык» будет лишь развиваться и обогащаться при обучении собаки новым навыкам.
Со стороны владельца «язык» характеризуется рядом приказов, которые санкционируют запуск тех или иных языков и их отмену по акустическому (с помощью голоса) и зрительному (с помощью жестов) каналам, а также набором различных слов, жестов и интонаций, демонстрируемых владельцем в процессе общения с собакой, которые отражают прежде всего его эмоциональное состояние (в том числе условные подкрепляющие воздействия). Со стороны собаки это «язык» в идеальном случае (когда дрессировщик обращает внимание на весь поведенческий репертуар собаки, демонстрируемых ею в самых различных ситуациях, — общение с владельцем, собаками на улице, членами семьи владельца и т.д.) — совокупность всех форм и элементов поведения, а также акустических сигналов, производимых собакой в процессе её жизнедеятельности. В худшем случае «язык» собаки (с точки зрения дрессировщика) включает в себя лишь те элементы и формы поведения, а также акустические сигналы, которые демонстрируются животным в процессе общения с дрессировщиком.
На этой стадии дрессировочного процесса, кроме установления чётких границ выполнения навыка и его автоматизации, дрессировщик должен стремиться максимально расширить сферу ситуаций, в которых собака должна ориентировать своё поведение на него. То есть необходимо заранее продумать и спрогнозировать ситуации, в которых выполнение навыка (или навыков) для собаки затруднено и в которых животное может выйти из-под контроля. После определённого набора и «обкатки» взаимодействий дрессировщика и собаки в условиях различной дрессировочной обстановки животное начинает «согласовывать» своё поведение с поведением дрессировщика на необходимом уровне. То есть собака начинает признавать дрессировщика «лидером», поведение которого определяет поведение «ведомого» (собаки). Это не означает автоматизацию поведения собаки до уровня «живого робота», а лишь знаменует собой окончательный «раздел» социального пространства в группе «человек-собака» на социальные ниши.
Разумеется, что расширение сферы ситуаций, в которых выполняются базовые навыки, правомочно лишь после чёткого их обучения в условиях обеднённой среды. Кроме того, на этой стадии у ряда собак отмечается такой любопытный феномен, как увеличение «социализации» поведения. Она характеризуется стремлением собаки активно «согласовать» своё поведение с дрессировщиком, что выражается в таком всем знакомом поведении собаки, как ориентация на владельца в момент изменения направления движения при нахождении на незнакомой территории и т.д. Некоторые собаки в такие моменты буквально «заглядывают в глаза» своему владельцу. Другие, стараясь «угодить» дрессировщику, могут спонтанно (без команды) демонстрировать отработанные навыки, например по преодолению препятствий (барьеров, бумов, лестниц). Такое поведение, безусловно, означает признание собакой за владельцем лидерских позиций. В его основе лежит, по-видимому, потребность собаки в социальной поддержке и соответствующая ей специфическая мотивация, которая стимулирует и направляет «социальное» поведение в рамках диады «человек-собака». Конечным результатом поведения собаки является «одобрение» лидером соответствующего задачам формируемых навыков поведения. «Одобрение» может, вероятно, демонстрироваться лидером, по крайней мере, в двух видах: в виде «активного» одобрения и в нейтральном виде (то есть при сильной «социальной» мотивации отсутствие отрицательных подкрепляющих воздействий само по себе является подкреплением).
Когда ваша «собака из приюта» станет «обычной собакой»?
Поделиться:
Активистка с Интернет-форума Пес и Кот, занимающаяся спасением собак, сбором средств на их содержание и лечение, и поиском новых хозяев для них, написала мне в письме: «Собака, прошедшая через приют — это как человек, прошедший через тюрьму. Навсегда, на всю жизнь покалеченная психика… Но зачем писать о том, как клево в Америке, как там зоопсихологи подбирают собачкам хозяина, когда у нас в приютах собаки гниют заживо?!». Она считает, что в нашей стране, затрагивая тему приютов для собак, нужно писать о несовершенстве законодательства в отношении животных, расстройствах пищеварения и кожных болезнях, которыми страдают собаки, прошедшие через тесные, грязные вольеры муниципальных приютов и даже частных платных передержек. Да, возможно стресс собаки из-за жизни без хозяина – это не самая страшная беда для животных, страдающих от жажды, голода и болезней. Но именно о нем наша статья. Потому, что ветеринары и любители собак гораздо больше знают о том, как восстановить физическую форму животному, чем о том, как вылечить «покалеченную психику».
Собака – это не ручной волк, она прошла рядом с людьми долгий путь длиной в десятки тысяч лет и эти годы сильно изменили ее поведение. Это другой, нежели волк, биологический вид. Рядом с человеком оставались лишь те животные, которые были способны подстраиваться под него, угадывать его намерения и пожелания, быстро обучаться. Собаки отличаются от всех других – диких и домашних – животных своей невероятной тягой к человеку. Даже рожденный на улице щенок проявляет невероятные для большинства других животных способности – он понимает направление взгляда человека, может определить закрыты у человека глаза или открыты [11].
Любой щенок, вне зависимости от того, был ли он рожден в доме любящих хозяев, или у бездомной собаки, стремится завязать контакт с человеком в определенном возрасте – от 3 до 6 месяцев. Он может увязываться то за одним, то за другим человеком и в конце концов добивается ответной реакции [1]. Предсказуемость человека, подкрепление в виде еды или ласки, часы, проведенные вместе и возобновление знакомства изо дня в день приводят к развитию эмоциональной связи у собаки [11]. Признаки эмоциональной связи у собаки таковы: она радуется при встрече, следует за человеком или остается некоторое время рядом с ним, грустит, когда он уходит, но остается на своей территории. Самый яркий пример эмоциональной связи – отношение бездомных собак к тем, кто их подкармливает.
Привязанность, о которой мы подробно рассказывали в июньском номере журнала, развивается постепенно. Минимальный срок развития привязанности у взрослой собаки – две недели [8]. Отличие привязанности от эмоциональной связи одно, но очень существенное. Собака чувствует себя увереннее, смелее в присутствии хозяина. Она ведет себя активнее, больше осматривается по сторонам, обнюхивает всевозможные предметы, соглашается подойти к незнакомым людям и собакам, к которым бы не решилась подойти в отсутствие хозяина [11]. Некоторые собаки играют с игрушками, пьют и едят лишь рядом с хозяином и полностью теряют интерес к жизни, когда он уходит.
Привязанность – это подобие импринтинга, запечатления. Это не обычное привыкание или обучение, так как привязанность затрагивает работу и мозга, и гормональной системы. В небе у собаки расположен вомероназальный орган, с помощью которого животное изучает особые составляющие запахов – феромоны. Лизнув источник запаха, собака прижимает кончик языка к небу, втягивает воздух. Так кобель узнает готова ли сука к спариванию, а сука узнает о половозрелости кобеля. Важную роль вомероназальный орган играет и в развитии привязанности матери к детенышам [6]. Хотя работа вомероназального органа собаки практически не исследована, многие данные позволяют предположить, что он отвечает и за привязанность собак к своему хозяину. Вероятно именно в этом кроется ответ, почему собаки любят подолгу вылизывать руки, ноги и лицо хозяина.
Предсказуемость хозяина укрепляет привязанность, непостоянство – разрушает. Если собака не понимает, почему ее наказывают, она не может и предотвратить наказание. Она становится нервной, в ее слюне повышается концентрация гормона кортизола – верный признак стресса. Постепенно собака начинает избегать присутствия хозяина, его прикосновений. Она боится его и тогда, когда он ругается, и тогда, когда хвалит. Так привязанность может быть разрушена.
Привязанность способствует развитию доверия, но не гарантирует его. Доверие приходит с опытом, когда собака убеждается, что человек действует в ее интересах. Привязанность не подразумевает и послушания, которое также приходит по мере обучения. Отсутствие послушания и доверия у собаки к хозяину может привести к взаимному недовольству и, затем, разрушению привязанности.
Взаимопонимание – это еще одна из многих граней общения человека и собаки. Привязанность, доверие и послушание не гарантируют взаимопонимания. Многие люди высоко отзываются об уме своих старых собак. Взаимопонимание между ними – это результат многих лет, проведенных рядом друг с другом.
Причины отказа
В 1998 году американские ученые провели первое подробное исследование феномена отказа от собаки, для которого они насчитали 71 причину [12].
Даже если причина отказа от собаки не связана напрямую с поведением животного (например, переезд хозяина в другую страну), недовольство поведением питомца всегда присутствует. В иных случаях, по видимому, собаку берут вместе с собой или легко находят ей хозяев среди своего близкого окружения. Непослушная собака становится проблемой для своего хозяина. Но и проблемы хозяина мешают ему воспитывать своего питомца. Получается замкнутый круг, вырваться из которого человек может двумя способами – найти подход к собаке либо избавиться от нее вовсе. Справедливости ради надо отметить, что большинство хозяев пытаются исправить поведение собаки, посещают дрессировочные площадки, советуются с ветеринаром, но при нарушенном контакте с собакой поведенческие проблемы решаются сложнее, люди сдаются и отказываются от питомца.
Брошенная собака
Оставшись без хозяина в незнакомом месте, собака теряет «базу безопасности». Она меньше исследует окружающую обстановку, дольше остается в неподвижности, а ее активность в основном посвящена призывам к хозяину (лаю и вою), попыткам его найти или вырваться из замкнутого пространства [11]. В стрессовом состоянии у животных происходит интеллектуальное снижение [3]. Собаки могут забыть на время команды и правила поведения, начать биться головой о преграду, не догадываясь ее обойти. Брошенная собака переживает хорошо известные психологам три стадии горя: протест, отчаяние и отстранение. Известно, что кортизол (гормональный показатель стресса) постоянно повышается, когда собака попадает в приют. Если какой-нибудь человек, например, волонтер, с первого дня начинает выводить собаку на 45-минутную прогулку, то на третий день кортизол перестает повышаться, а это означает, что собака начала успешно справляться со стрессом [5]. Признаком того, что собака освоилась, становится ее самостоятельное перемещение из домика в вольер на улицу и обратно, приподнятая голова, уши и хвост. В американских приютах в такое состояние собаки приходят после 48-96 часов пребывания [2].
Физиологические последствия стресса – пониженный иммунитет, изъязвление слизистой желудка и ухудшение шерсти. Нервозность и боли в желудке заставляют собаку жевать несъедобные предметы. На какое-то время боль утихает, но болезнь желудка, наоборот, прогрессирует. Расстройство пищеварения приводит к тому, что собака не может сдержаться и «ходит» под себя. Нечистоплотность и грызение предметов могут стать привычкой, искоренить которую можно лишь после того, как собака привяжется к новому хозяину. Но хозяин, постоянно подтирая лужи и выбрасывая диваны и стулья со вспоротой обшивкой, не выдерживает, наказывает собаку и развитие привязанности задерживается. Возвращая собаку в приют, хозяева говорят, что были готовы к трудностям, но не ожидали, что они будут настолько велики.
Лучше всего приживаются в новом доме собаки, которых хозяева селят в вольере на улице или устраивают им лежанку в своей спальне. В первом случае у собаки нет возможности слишком набедокурить, больше времени отдыха в одиночестве. Во втором – собака лучше и быстрее привязывается к хозяину, после чего коррекция ее поведения становится возможна. Если собаке отводят место в коридоре и на кухне, и не пускают в спальню, то вероятность отказа от нее повышается [12].
Этапы успешной адаптации к новому дому
Когда вы знаете об этапах развития контакта, вам не сложно будет понять, почему по статистике в США более 25% из тех, кого возвращают в приюты, оказываются там в течение первой недели, 14% в течении второй недели, и за шестой месяц в приют возвращается около 10%. [7].
Всему есть свои пределы
Хотя большинство собак способны привязываться к новому хозяину, есть предположения, что число раз привязанностей не бесконечно – всего 3-4 за жизнь. Что случается, если собака меняет дом в пятый, шестой или седьмой раз? Специальных исследований на эту тему пока не проводилось. Описывают, что собаки становятся трусливыми, неконтактными, бывают подвержены внезапным приступам паники. Обычно такое поведение собаки люди объясняют жестоким обращением с ней прежних хозяев или сотрудников приюта, но проблемы появляются и в том случае, когда с собакой обращались мягко и терпеливо. Прояснить этот вопрос станет возможно лишь в будущем.
Комментарии
Мы еще пока не очень справились. Ребенок был явно бит и бит сильно. Первую неделю я водила ее по квартире у своей ноги — она сама от входной двери не отходила. По улицам ходила как буксир — локти в стороны, уши сложила и поперла по прямой, но самая главная беда, что социализация у нее фиговая, да еще и в приюте ее сильно прикусили. Стали заниматься, зверюшка поверила в себя и в собственную необходимость хозяину. Смысл занятий был в том, чтобы собака поняла: с хозяином интереснее всего, хозяину ты очень нужен, хозяин без тебя особо никуда, и ты без хозяина тоже не очень куда.
Елизавета, журналист. Санкт-Петербург.
Первое — нужно откормить и вылечить, нет, первое — это много терпения и времени, но у меня это была всего одна изнурительная неделя. Моя собака жила в приюте среди леса, не видела ни улицы с машинами, ни домов с лестницами, не умела ходить на поводке. Долгие спокойные выгулы по 5 часов в день нас очень быстро вылечили. У меня, правда, уже к середине той первой недели болел ВЕСЬ опорно-двигательный аппарат. На четвертый день она впервые пописала на улице (чуть не самый счастливый момент моей жизни!). Хотя «туалет» дома у нас еще долго случался.
Романна, программист. Львов.
Мой пес категорически отказывался оставаться один. Первый месяц вообще не отходил ни на шаг. Если я уходила даже на пять минут — это сопровождалось истерикой, даже если рядом были другие люди… И защищал меня ото всех. Потом так переживать перестал, но еще пару месяцев выл, оставаясь дома один. Прошло само. Видимо, поверил в то, что снова брошенным не окажется.
Екатерина, психолог, Минск
5-летняя сука попала под поезд. ПиК организовывал ей лечение, содержание. Трехногая, но и на поводке нормально ходила и дома не писала. Устроили на передержку. Забирали – с ней прям истерика, искрутилась вся. По дороге к новым хозяевам раздирала сидения. В новом доме тоже все крушила, на прогулке пыталась сбежать, и ее снова отдали. Оказалось, что на первой передержке собаку били. На второй передержке ее отпаивали успокоительными и сейчас она лижет ноги хозяйке передержки, ходит за ней хвостом, все команды выполняет безупречно… Но она не может оставаться там вечно, ей нужен настоящий хозяин, на всю жизнь. Вот ищем.
С интернет-форума Пес и Кот
Вы можете ознакомиться с еще большим количеством статей на тему собак из приюта в одноименном разделе на сайте “Школы Прикладной Этологии”
1. Agnetta, B., Hare, B., & Tomasello, M. Cues to food location that domestic dogs (Canis familiaris) of different ages do and do not use // Anim. Cogn., 2000. Vol. 3. P. 107–112
2. Bollen K.S., Horowitz J. Behavioral evaluation and demographic information in the assessment of aggressiveness in shelter dogs // Appl. Anim. Behav. Sci., 2008. Vol. 112. P. 120–135
3. Brilot B.O., Asher L., Bateson M. Stereotyping starlings are more ‘pessimistic’ // Anim Cogn. 2010, Vol. 13, P. 721–731
4. Call J., Brauer J., Kaminski J., Tomasello M. Domestic dogs (Canis familiaris) are sensitive to the attentional state of humans // Journal of Comparative Psychology. 2003. Vol. 117, No. 3. P. 257–263
5. Coppola C.L., Grandin T., Enns R.M. Human interaction and cortisol: Can human contact reduce stress for shelter dogs? // Physiology & Behavior. 2006. Vol. 87. P. 537 – 541.
6. Del Cerro M. Role of the vomeronasal input in maternal behavior // PsychoNeuroendocrinology, 1998. Vol. 23 (8). P. 905-926
7. Diesel G., Pfeiffer D.U., Brodbelt D. Factors affecting the success of rehoming dogs in the UK during 2005 // Preventive Veterinary Medicine. 2008. Vol.84. P. 228–241
8. Gacsi M., Topal J., Miklosi A., Doka A., Csanyi V. Attachment behaviour of adult dogs (Canis familiaris) living at rescue centres: forming new bonds // Journal of Comparative Psychology. 2001. Vol. 115. Р. 423–431
9. Luescher A.U., Medlock R.T The effects of training and environmental alterations on adoption success of shelter dogs // Applied Animal Behaviour Science. 2009. Vol.117 P. 63–68
10. McKinley J., Sambrook T.D. Use of human-given cues by domestic dogs and horses // Anim. Cogn. 2000. Vol. 3. P. 13–22.
11. Prato-Previde E., Custance D. M., Spiezio C., Sabatini F. Is the dog–human relationship an attachment bond? An observational study using Ainsworth’s strange situation // Behaviour. 2003. Vol. 140. P. 225–254.
Интересные примеры адаптаций в животном мире
В дикой природе для того чтобы выжить, нужно уметь приспосабливаться. Многие животные следуют этому золотому правилу, поэтому их популяции процветают. Некоторые адаптации возникли миллионы лет назад и до сих пор успешно используются представителями животного мира. Узнайте об этих самых главных адаптациях, благодаря которым мы сегодня можем быть свидетелями такого большого разнообразия фауны на планете.
1) Стаи, стада, группы
Среди всех адаптаций животного мира, пожалуй, самая важная – это привычка жить в коллективе. Животные получают немало пользы, живя бок о бок с представителями своего вида. Они помогают друг другу добывать пищу, защищаться от врагов и вместе заботиться о потомстве. Бесчисленное количество видов объединяются в группы, колонии, стада, стаи, сложные сообщества или свободные ассоциации. Однако самыми распространенными группами в животном мире являются группы под названием “нуклеарные семьи”, в которые входят самец, самка и их потомство, или самец, несколько самок и их потомство, или группа самок и их потомство, или другие комбинации.
2) Полет
Животные приспособились по-разному перемещаться, живя на планете, включая ходьбу, плавание, лазание или прыгание. Но самой примечательной из адаптаций к передвижению можно назвать полет. Полет позволяет животным не только перемещаться на дальние расстояния намного быстрее, чем при ходьбе или беге по поверхности, умение летать позволяет скрываться от врагов, находить новые территории, искать источники пищи, которые в противном случае были бы недоступны. Полет изменил жизнь не только многих животных, он также полностью поменял и нашу жизнь, трансформировал человеческое общества, подарил множество возможностей.
3) Миграции
Эта адаптация встречается у многих живых существ, особенно птиц и насекомых. Ничто в природе так не впечатляет, как движение целых популяций животных, которые перемещаются большими группами с одного места в другое. Причины миграций могут быть самые разные, но обычно связаны с недостатком пищи и поиском новых, более богатых пищей мест, а также животные часто мигрируют для того, чтобы спариваться и производить на свет потомство. Некоторые живые существа способны мигрировать на поразительно дальние расстояния, преодолевая ежегодно тысячи километров. Например, полярная крачка каждый год мигрирует с мест размножения в Арктике к местам зимовки в Антарктиде, преодолевая расстояние в 40 тысяч километров.
4) Маскировка
Способность слиться с окружающей средой и стать незамеченным очень помогает для того, чтобы избежать хищников, особенно тем животным, которые достаточно малы и не имеют других средств защиты от врагов в своем арсенале. Маскировкой пользуются многие живые существа. Некоторые виды животных, включая скорпену и древесную лягушку, могут менять внешность для того, чтобы соответствовать окружающей среде. Другие в ходе эволюции превратились в нечто совершенно не похожее на животный организм, например, ветку или листик. Зебры – животные, которые тоже используют маскировку для обмана потенциального врага. Для льва зебра кажется массой черных и белых полос, но не соблазнительным лакомством.
5) Спячка
Вылезать из постели в холодные и пасмурные зимние дни – занятие не из приятных, поэтому некоторые животные предпочитают проводить всю зиму в спячке. Это гениальный способ избежать холода и выжить в суровых условиях, когда ресурсы очень скудны. Многие животные впадают в спячку, включая бурундуков, ежей, летучих мышей и медведей. Некоторые животные, например американский черный медведь, спят всю зиму, но его достаточно легко разбудить. Другие животные, например, большая часть млекопитающих, которые впадают в спячку зимой, спят так крепко, что впадают в анабиоз и у них приостанавливаются многие функции организма. Разбудить их очень сложно, если вообще возможно.
6) Сохранение ресурсов
Для животных, которые обитают в местах, где ресурсы, такие как пища и вода, очень скудны в течение долго периода, способность запасать жир и воду в своем теле помогает выжить. Этой удивительной особенностью обладает двугорбый верблюд, который обитает в засушливых районах Центральной и Восточной Азии, где температура воздуха летом варьируется от минус 5 до 40 градусов Цельсия. Эти верблюды прекрасно приспособились к таким суровым условиям. Во-первых, их горбы заполнены жиром, который превращается в энергию и воду, необходимые для того, чтобы выжить в суровое время года. Более того, эти верблюды совершенно не потеют, пока температура их тела не поднимется до 40 градусов.
7) Обманчивое изменение размеров
Многие животные адаптировались казаться крупнее для того, чтобы отпугивать врагов. Например, иглобрюхие рыбы могут раздуться и увеличиться в размерах почти в два раза для того, чтобы запугать врага и получить преимущества. В случае опасности эти рыбы закачивают воздух и воду в свой очень эластичный живот и становятся круглыми, как мячики. В раздутом состоянии этим рыбам сложно двигаться, но это уже не так важно, так как они становятся на вид не особо привлекательными в качестве обеда.
8) Шерсть
Для нас, людей, волосы на теле не несут какого-то особо важного значения, и мы можем прекрасно жить и без них. Однако для большинства животных в дикой природе шерсть – важный защитный элемент. Возьмем, к примеру, мускусного быка. Шерсть жизненно важна для этих животных, которые обитают в очень холодных условиях на Аляске. Плотная лохматая шерсть свисает до самой земли, давая быку необходимую защиту от холода, что позволяет этим существам выдерживать экстремально низкие температуры. Мех помогает животным выжить зимой при средней температуре минус 35 градусов Цельсия. Животные сбрасывают зимнюю шерсть и меняют ее на более легкую летнюю, когда температура воздуха повышается до 5-10 градусов Цельсия.
9) Гнездовой паразитизм
Большинство женщин наслаждаются радостью материнства, однако среди них иногда встречаются и такие, которые хотят, чтобы всю работу за них выполнил кто-то другой. В животном мире ситуация точно такая же. Например, некоторые виды кукушек известны своей привычкой пользоваться такой адаптацией, как гнездовой паразитизм. Они откладывают яйца в гнезда других видов птиц, которые вынуждены кормить и ухаживать за кукушонком, как за своим собственным птенцом. По сравнению с остальными птенцами, кукушата обычно намного крупнее и более агрессивны, поэтому в борьбе за выживание побеждает сильнейший. Иногда кукушонок может вылупиться раньше остальных птенцов и вытолкнуть другие яйца из гнезда, тем самым снижая конкуренцию. Эта адаптация помогает кукушкам выжить, однако серьезно вредит другим видам.
Первая онлайн конференция по практической зоопсихологии
20-21 августа 2016 прошла первая онлайн конференция по практической зоопсихологии, организованная Виталией Кононовой. Здесь размещены видеозаписи выступлений и ссылки по ним. Чтобы получить презентации докладов (предоставленые с разрешения докладчиков), вам нужно подписаться по ссылке (нажмите кнопку «Записаться»). По техническим причинам, презентации могут прийти с запозданием. Все возникающие вопросы по конференции (а также о предстоящих конференциях) вы можете задавать на этих страницах в фейсбуке и в контакте. Благодарности вы также можете написать там
P.S. Часть лекций были удалены из открытого доступа, поэтому их нет и на этой странице.
- Кандидат биологических наук
- Этолог
- Сотрудник Хайфского университета (Израиль)
- Исследует поведение и генетику поведения животных
- Популяризирует этологию
- Более 10-ти лет консультирует хозяев о способах решения проблем поведения у животных
- Основатель большого научно-популярного и образовательного проекта «Школа Прикладной этологии»
- Автор книги «О чем думает лошадь и как научиться ее понимать»
- Создатель обучающих курсов:
- Кабинет Зоопсихолога
- Дрессируйте собак самостоятельно
- Взаимоотношения собак и детей
- и нескольких лекций по методикам решения проблем поведения у собак
Тема доклада: Бывают ли «плохие» собаки у хороших хозяев? О генетических предпосылках к проблемам поведения у разных пород собак
- Какие исследования породных особенностей собак существуют на сегодняшний день
- Можно ли им верить и как это знание может помочь простому хозяину (при выборе щенка) или специалисту-зоопсихологу (при коррекции поведения собаки клиента)
Ксения Авимова
Проект Ксении Авимовой и Анастасии Русаковой «Плохие собаки»: http://www.baddogs.by/
- Специалист по коррекции поведения собак
- Дрессировщик
- Основатель проекта «Плохие собаки»
- Окончила обучающие курсы: Кабинет зоопсихолога-2015 (Школа Прикладной этологии), Dogs emotion and cognition (Duke Univerity), Animal Behaviour and Welfare (The Edinbourgh University)
- Участвовала в семинарах по спортивной дрессировке собак В.Большаковой, И.Паньковой, Е.Гуровой
Тема доклада: Депривация в кинологическом спорте. Понятие пяти свобод животных
- Что такое «5 свобод»?
- Зачем их нужно соблюдать?
- Как нарушение пяти свобод влияет на поведение собаки
- К чему приводит депривация, ради спортивных результатов
Наталья Подобреева
- Инструктор по фитнесу и спортивной медицине для животных
- Соучредитель Школы взаимопонимания с животными «Pets&People»
- Первый в Украине специалист, который участвует в программе сертификации специалистов-реабилитологов C.C.R.P. — Canine Rehabilitation Certificate Program Ý при университете Теннеси, США (UTVETCE, The University of Tennessee).
- В 2015 году посетила ряд практических тренингов главного физиотерапевта сборной Германии по мондьорингу и ведущего специалиста ветеринарного реабилитационного центра в Хельмштадте, Германия (Klinik für Kleintieren Dr. Jenter) — Мирьям Кнауэр (Mirjam Knauer).
Тема доклада: Фитнес для Животных. Роль в жизни животного. Влияние на психоэмоциональное состояние и поведение питомца
- Что такое Фитнес для животных
- Зачем стоит этим заниматься
- Нужно ли это именно вашему животному
- Уровни активности животных в зависимости от темперамента
- Влияние правильно выстроенного тренинга на поведение животного
- Какие виды нагрузок существуют, и что они могут дать
Оксана Галан
- Руководитель Школы взаимопонимания с животными «Pets&People»
- Кинолог
- Грумер
- Инструктор по рабочим качествам
- Владелец семи собак
- Окончила: ветеринарно-кинологическую школу академии им. К.И. Скрябина, курсы «Школы Прикладной этологии» Софьи Баскиной
Тема доклада: Дрессировка с использованием положительного подкрепления
- Положительное подкрепление и его применение
- Означает ли ПП вседозволенность?
- Наказание: когда и почему оно работает или не работает
- «— А что это за штука? — Это кликер для дрессировки собак. Купите и она сразу станет послушной». Скрытые возможности кликер-тренинга
Наталья Мартышко
- Зоопсихолог, тренер по системе (PDTE)
- Обучение:
- прошла обучение психологии тренировки собак, защитила дипломную работу тренера у норвежского тренера Анне Лилл Квам (PDTE)
- обучение и сертификация по зоопсихологии у шведского тренера и зоопсихолога Андерса Халлгрена
- курсы Анне Лилл Квам «Современная этология» и «Агрессия»
- курс Софьи Баскиной «Кабинет Зоопсихолога»
- курс ветеринарной диетологии, расчет рационов для собак и кошек Анны Линёвой
- семинар «Стимул и мотивация при дрессировке» Андерс Халлгрен
- семинар по психоакустике Джошуа Лидс «музыкотерапия для собак и котов»
- Основатель проектов:
- Summer Dog’s Parties
- Благотворительный проект «Собака с улицы»
- Благотворительный проект «Собаки инвалиды»
- Ведение обучающих курсов:
- «Щенок в доме! Курс социализации для щенков и всей семьи»
- «Психология и развитие взаимопонимания с собакой»
- Исследовательская работа: Структура стаи диких собак в Индии. Наблюдение за жизнью групп и одиночных особей
Тема доклада: Музыкотерапия для собак
- Особенности слуха у собак
- Мироощущение собак через слух
- Воздействие музыкотерапии на стрессовое состояние (лай, повышенная возбудимость, беспокойство, недосыпание и т.д.)
- Глухота у собак
Татьяна Романова
- Кинолог
- Специалист по бытовой и трюковой дрессировке, коррекции поведения
- Окончила:
- курс по отработке идеального подзыва Сюзан Гарретт «Recallers»
- курс Софьи Баскиной «Кабинет Зоопсихолога»
- курсы нормативной дрессировки Варвары Большаковой
- курс аджилити Сильвии Тркман
- курс Dog Emotion and Cognition при Университете Дьюка
- курс Animal Behaviour and Welfare при Эдинбургском университете
- курс ветеринарной диетологии Анны Линёвой
Тема доклада: Адаптация дикой собаки к жизни в семье
- Дикие собаки нашего социума
- Подготовка к переезду: готовим собаку и помещение
- Первые шаги в адаптации: предсказуемость и разнообразие
- ТТач массаж и обёртывание, как методы работы со стрессом и пугливостью
- Наличие других собак в доме: помощь или препятствие для адаптации?
- Развитие инициативы и наработка контакта с человеком
- Дрессировка как ключ к счастливому партнёрству
Организатор конференции
Сайт проекта «Animal’s speaking club»: http://animals-sp-club.ru/
Консультант по коррекции проблемного поведения у животных
Основатель проекта «Animal’s speaking club»
Тема доклада: О чем и как говорят животные?
Что лежит в основе «языка животных»?
Какие способы коммуникации они используют?
Кто из животных может шутить?
Каким образом собаки разговаривают с нами?
Почему агрессия по отношению к хозяину часто вызвана именно непониманием того, что пытается сказать собака?
Как научиться ее понимать?
Оксана Дубинина
- Руководитель фонда гармонизации отношений животных и общества «Не просто собаки» http://www.petfund.ru/
- Группа Фонда в Фейсбуке
- Организовывает обучение собак-терапевтов и их выезд в детские дома, больницы, хосписы, дома престарелых и пр.
- Высшее психологическое образование
- Окончила курс зоопсихологии Софьи Баскиной, обучение по подготовке собак для реабилитации в «Сообществе Поддержки и Развития Канис-терапии», всевозможные семинары по адаптации, дрессировке и коррекции поведения
Тема доклада: Практика использования маркетинга при пристройстве собак
- Готовим собаку для жизни в семье. С чего начать?
- На кого вы рассчитываете? Правильный посыл
- Пошаговая инструкция-подготовка собаки, набор команд и навыков. Почему важно учиться
- Оперантный метод, почему нет альтернативы
- Подготовка хозяев для принятия собаки в семью и сопровождение
- Фотографии и тексты
- Документальное сопровождение животного
- Практика. Пристраиваем разных собак
Игорь Замлелов
- Страница Игоря в Фейсбуке, через которую вы сможете связаться с ним для заказа книги «»С собакой на автомобиле по Европе»»: https://www.facebook.com/i.zamlelov
- Офицер в отставке
- Занимается экстремальным горным туризмом вместе со своей собакой
- Автор статей про путешествия по Европе в журналах «Мир Туризма», «Питомцы-Pets», «ЗооБизнес», «Країна» и др.
- Автор книги «С собакой на автомобиле по Европе»
Тема доклада: Путешествия с собакой по странам ЕС, городам, морям, горам и прочим местам, в которых нельзя расставаться хозяину и его четвероногому другу
- Почему уезжая в поход нельзя расставаться с питомцем?
- Что необходимо для путешествий с животными по просторам ЕС?
- Наш удачный опыт путешествий по странам Европы. Правила, требования, обычаи, блюда, полезные советы, маршруты и всё то, что нас впечатлило в добрых дорогах и встречах с собачниками других стран
- Почему свою книгу я адресовал как украинцам, так и европейцам и как она нашла своих читателей в разных странах?
- Фото Игоря и документов, показанных в видео
“Адаптация собаки в семье”
Презентация включает в себя исследование проведённое по теме “Адаптация и обучение уличной собаки и собаки, взятой у заводчиков. Сходство и различия адаптации”
Просмотр содержимого документа
«”Адаптация собаки в семье”»
Адаптация собаки в семье
Собака домашняя – это млекопитающее из семейства волчьих и является едва ли не древнейшим животным, прирученным и одомашненным человеком
Цель работы: выявление сходств и различий адаптации собаки в семье в зависимости от возраста и статуса собаки. Задачи: раскрыть сложные моменты адаптации у собак выявить, как собака реагирует на различные способы дрессировки исследовать поведение собаки в процессе адаптации
Щенок породы шпиц, возраст 3 месяца, взят у заводчиков
Уличная собака, возраст, приблизительно, 1,5 года
Основные понятия об адаптации животных Адаптация – это процесс, позволяющий организму приспособиться к новым требованиям, условиям окружающей среды. Виды адаптации
две стадий фенотипической адаптаций у собак:
1. Острая реакция собаки на внешние или внутренние изменения
2. Привыкание собаки после уменьшения тревожности
Проявление острой стадии адаптации у щенка
- Страх
- Растерянность
- Поиск укрытия
- Отсутствие аппетита
- Потребность в защите
- Не желание общаться с людьми
Проявление острой стадии адаптации у взрослой собаки
- Отсутствие аппетита
- Отсутствие двигательной активности и реакции на поглаживания и ласку
- Боязнь улицы
- Желание находиться
- Боязнь шума и незнакомых звуков
Стадия привыкания В стадии привыкания и щенку и взрослой собаке необходимо время и терпение хозяев Животных потребуется убедить, что в доме они останутся навсегда, вы их любите и не причините вреда
Как привыкал щеночек
- Освоил территорию дома
- Перестал бояться нашего отсутствия
- Исследовал окружающие предметы
- Попробовал на зубок не съедобные предметы
- Выбрал себе любимую игрушку
- Перестал скулить и прятаться
Как привыкала взрослая собака
- Освоила территорию дома
- Нашла укромные места для отдыха
- Перестала бояться одиночества
- Появился аппетит и желание пробовать разную пищу
- Стала активно выгуливаться
- Научилась играть с игрушками
(от фр. dresser «выправлять; обучать») — комплекс обучающих действий над животными, для выработки и закрепления различных условных рефлексов и навыков.
Дрессированная собака – это социально адаптированный питомец, который может прекрасно ладить не только с людьми, но и с другими животными.
Основные правила дрессировки
должны быть короткими
– по 10-12 минут, минимум
два раза в день;
начинаться с закрепления
полученных ранее знаний;
материал сразу после
приема пищи, после сна и
в позднее время суток;
- в качестве наказания
«Ай-ай» будет вполне
проговаривать один, максимум два раза, четко, громким голосом;
- хвалить собаку нужно
обязательно, даже если
она сделала что-то, на
Главное – заниматься надо ежедневно ,
чтобы собака лучше запоминала пройденное и усваивала больше знаний и умений.
основные (базовые) команды
«Ко мне». Важнейшая команда,
которая позволяет отвадить
собаку от других собак, кошек и людей.
«Фу» и «нельзя». Не позволяет
собаке беспричинно лаять,
клянчить еду или огрызаться,
жевать посторонние предметы.
Не является обязательной командой,
но подать лапу и оставить ее в руке
хозяина один из признаков
Наш опыт дрессировки
Мы привлекали внимание
похлопывали по полу.
Когда собака подбегала,
мы ее хвалили словами
и угощали лакомством,
- Команда «Сидеть».
принуждение и поощрение.
Мы давали команду
«сидеть» нежно надавливая
рукой на крестец собаки,
и усадив собаку,
команды 3-5 дней.
Когда собака делала,
нельзя, мы громко, строго
и четко говорили
делали грозное лицо и
говорили «Плохая собака!».
команды 3-5 дней.
Команда «Дай лапу».
Мы усаживали собаку
лапу рукой, давали
команды 4-5 дней .
Выводы и заключение
собака, независимо от возраста и статуса, способна адаптироваться к жизни в доме;
собака, привыкает к условиям проживания и требованиям;
собака, не зависимо от возраста, поддается дрессуре;
собака становится частью семьи, а мы частью ее стаи.