Социализация щенка: когда начинать и как проводить

Особенности социализации щенков и взрослых собак

включайся в дискуссию

Поделись с друзьями

Социализация – это важный аспект воспитания собаки, своего рода адаптация к миру людей и возможность разумного взаимодействия с окружающими. Это значит, что животному, попавшему в дом человека, придётся научиться коммуникабельности и умению жить по определённым правилам.

Что это такое?

Социализация щенка – это воспитание у животного адекватного отношения к контактам с окружающими людьми, другими животными и неживыми объектами. А начинать этот процесс нужно сразу, взяв в своё жилище маленького четвероного друга. Собака рождается с врождёнными задатками умственных способностей, но задачей владельца является дать ей возможность развивать свой интеллект, впитывая новую информацию.

Если у животного устойчивая нервная система, оно довольно быстро приспосабливается к новым условиям, и для его адаптации не нужно радикального вмешательства со стороны хозяина. Другое дело – особенности характера и темперамента различных пород, которые заставляют их неадекватно реагировать на одни и те же события и объекты, вплоть до агрессии и панического страха. Это затрудняет содержание и обучение такого питомца, делает его непослушным и непредсказуемым.

Чем моложе щенок, тем быстрее его можно приучить к человеческому быту, умению понимать своё место в семье и среди сородичей, спокойно относиться к посторонним вещам и ситуациям. А для человека он станет выдержанной, уверенной и послушной собакой.

Для чего это нужно?

Собаки, не прошедшие процесс социализации, наживают множество проблем, каждая из которых является и проблемой владельца. Когда животное не может уравновешено относиться к новым, неизвестным ей объектам, она испытывает непрерывный стресс, негативным образом влияющий на её психику и нервную систему. Именно это становится причиной трусости, когда животное срывается с поводка и убегает, забыв о существовании хозяина.

Иной перегиб – раздражительность, беспокойство и агрессивное поведение. К сожалению, это закономерная реакция псовых на непонятные вещи и события. Подобные собаки опасны для окружающих, но также часто становятся виновниками травм хозяина и членов его семьи.

Социализированные животные, в отличие от таких питомцев, имеют бесспорные преимущества:

  • они не лают на прохожих, уличных и домашних животных;
  • не боятся громкого шума;
  • спокойны при виде подходящих к ним в городе людей;
  • послушны как дома, так и на улице;
  • уравновешены при возникновении форс-мажорных ситуаций, и даже могут оказать помощь окружающим;
  • их можно оставлять дома, не боясь, что животное будет лаять или выть.

Воспитанные правильно собаки знают правила общежития с человеком и другими существами, кроме того, они обладают крепкой нервной системой, исключающей любые нецивилизованные, агрессивные действия. Надо признать, что и умственные способности этих питомцев гораздо выше, чем у их полудиких, хотя и проживающих с человеком, собратьев, которых не воспитали должным образом.

Этапы социализации

Начинать воспитание можно сразу после того, как щенки взяты от матери, желательно, не позднее 5 месяцев, когда заканчивается формирование психики животного, включая активное воздействие окружающей среды. Различные, грамотно смоделированные ситуации стимулируют совершенствование нервной системы, ассоциативного мышления и памяти собаки благодаря сочетанию звуков, запахов и зрительных образов. И она считается подготовленной к главным моментам воспитания.

Первый этап социализации предусматривает установление грамотно выстроенных отношений собаки и владельца, и для этого общаться с животным нужно постоянно, а на первых порах – продолжительное время. На этой стадии важно выполнение следующих условий:

  • чтобы щенка ничего не отвлекало, нужно постараться исключить влияние посторонних предметов и внешних раздражителей;
  • для собаки должен существовать только хозяин с его непоколебимой волей и характером, единственный сильный вожак и лидер;
  • основные моменты воспитания происходят во время кормления и игр, непосредственного общения;
  • прогулки с животным лучше совершать в безлюдных, тихих местах, где щенок чувствует себя раскрепощённо;
  • главные маячки для успешного обучения во время дрессировки – игрушки и лакомства;
  • все эмоции щенка во время контакта должны быть положительными, кроме поощрений, необходимо произносить кличку животного, вести ласковую беду, подбадривать при помощи поглаживаний.

На положительный результат таких занятий может указывать поведение питомца при виде хозяина – его радость, желание быть рядом, игнорируя всё, что при этом его окружает. Данный этап при правильном выстраивании контакта может длиться не более 10 дней, после чего можно переходить к дальнейшему обучению.

На втором этапе происходит усложнение задач, ставящихся перед животным. При этом по-прежнему ставится акцент на главной роли воспитателя, но одновременно собаку приучают правильно реагировать на бытовые, в том числе городские объекты:

  • спокойно относиться к автотранспорту, шуму, большому скоплению людей, местам, где пребывают другие животные, к посещению ветеринарного врача;
  • при первых признаках беспокойства щенка надо отвлечь – игрой, поглаживанием, лакомством;
  • если владелец заметил, что питомец испуган, желательно переключить внимание собаки на что-то безопасное и покинуть «зону страха»;
  • но иногда любопытство у лохматого друга перевешивает чувство боязни, и тогда допускается осторожно познакомить пса с заинтересовавшей вещью, приблизившись к ней.

Уводить собаку и снова позволять ей приближаться можно неоднократно, пока фобия не рассеется.

По времени этап не должен занимать больше месяца, что может означать проблемы с психикой собаки. В итоге животное должно спокойно относиться ко всему, что попадается ему на пути, включая людей и животных, а центром его внимания должен оставаться дрессировщик.

Основная цель обучения на третьем этапе – приучение собаки к адекватному поведению, если возникают исключительные, нестандартные ситуации. Для щенков служебных пород одновременно с этим проводятся занятия по специальному курсу дрессировки для выработки навыков при несении определённого вида службы.

Хозяину важно учитывать индивидуальные характеристики поведения животного и исходя из этого, имитировать неординарные события. Животное должно быть приучено к равнодушному отношению к любым раздражителям, однако быстро реагировать на любые команды владельца. Данная стадия наиболее сложна и требует до трех месяцев постоянных тренировок, впрочем, некоторые питомцы могут пройти этап и быстрее – всё зависит от их характера и природных особенностей породы.

Как правильно социализировать животное?

Начинать обучение щенка нужно с составления плана занятий, однако прежде необходимо сделать оценку состояния питомца.

В этом смысле важны такие показатели:

  • как животное реагирует на игрушки, пищу, звуковые раздражители;
  • насколько быстро собака может адаптироваться к обычным повседневным событиям;
  • какова реакция на незнакомые, живые и неживые объекты;
  • возможно, присутствуют некоторые особенности поведения, достоинства и слабости личного свойства.

Такой подход актуален как в отношении щенка, так и взрослой собаки. Хозяин из собственных наблюдений уже может получить представление, как питомец относится к людям, детям, домашним и уличным животным.

Таким образом, в дальнейшем будет легче найти раздражители, которые могут стать мотивационными для стимуляции нужного типа поведения.

Сложно, когда собака безразлично относится к еде или игрушкам, но и в этом случае есть выход из положения – нужно просто повысить ценность этих ресурсов, а следовательно, мотивации.

Период адаптации маленьких щенков к внешним раздражителям можно поделить на три периода:

  • в 3-8 недель происходит начальная внутривидовая социализация, когда детёныш знакомится с другими собаками;
  • с 6 до 12 недель питомца следует научить контактировать с людьми и другими видами животных;
  • с 6 до 16 месяцев процесс адаптации должен расшириться до условий улицы и связанных с ней объектов.

В 4-5 месяцев щенок уже должен различать множество запахов, не бояться различных шумов, игнорировать любые провоцирующие события, акцентируя внимание на одном объекте – своём хозяине.

Для того чтобы все этапы социализации были пройдены успешно, а животное не стало пугливым и неуверенным в себе, собаку регулярно надо выводить «в свет», а не ограничиваться короткими выгулами. Некоторые владельцы предоставляют своим питомцам двор загородного дома, считая, что животное, свободно бегающее по территории, должно чувствовать себя комфортно. Но такие псы, попадая на улицу, уже не испытывают свободной непринуждённости, они напуганы, что логически приводит к такой реакции, как агрессия.

Взрослую собаку научить вести себя спокойно представляет определённую сложность, и для этого созданы специальные классы социализации, где животным под контролем тренера позволяют вести себя естественным образом. Намордник и поводок используется только вначале для оценки состояния животного. Как правило, в конце курса в их применении уже нет необходимости, так как животное находит общий язык со своими сородичами разных возрастов и пород, а также с хозяином, что, пожалуй, является главным.

О том, как социализировать щенка, смотрите в видео ниже.


Социализация щенка.

В возрасте 3-4 недель, когда маленький щенок открывает глаза, он начинает знакомство с огромной вселенной, полной запахов, звуков, ярких красок и незнакомых существ, называемых людьми. Для того, чтобы малыш был счастлив и жил полноценной жизнью, его нужно социализировать. Первичные навыки общения с внешним миром прививает щенку мать, но основная ноша социализации щенка ложится полностью на плечи владельца.

Социализация внутри семьи
Обычно щенка отдают новым владельцам в 2-2,5 месяца. В этом возрасте его привязанность к матери уже ослабевает и малыш открыт для общения с людьми. Самое главное теперь – не форсировать события и начинать постепенно приучать питомца к жизни в новом для него месте. Забирая собаку у заводчика, не забудьте попросить небольшую тряпочку, пропитанную запахом матери и однопометников. Животные воспринимают мир, в основном, посредством обоняния, а знакомый запах поможет ему смириться с новой обстановкой. Будьте готовы к тому, что первые несколько дней щенок будет беспокоиться и плакать – будьте снисходительны и терпеливы, он совсем еще ребенок и впервые оказался совсем один. В первую ночь дома уложите малыша на место, постелив там его родную пеленочку. Можете положить рядом наполненную водой грелку – это напомнит крохе о теплой маме и немного успокоит его. Если щенок скулит или плачет, не торопитесь забирать его к себе в кровать. Поверьте, раз обосновавшись на вашей подушке, пес больше никогда в жизни с нее не уйдет – скорей, вы переместитесь на его коврик. Услышав ночью плач или беспокойное поведение щенка, подойдите к его месту, погладьте и поговорите с ним ласковым голосом. Попытки забраться вам на руки мягко пресекайте командой «Место» и водворением питомца на подстилку. С третьего или четвертого раза малыш поймет, что от него хотят, потом усталость возьмет свое и он, наконец-то, заснет.
После того, как щенок немного привыкнет к новому месту, начинайте непосредственно социализацию. Не оставляйте щенка самого надолго. Помните – собака стайное животное, и только в коллективе может развиваться правильно и полноценно. Добивайтесь, чтобы пес слушался всех без исключения членов семьи. Пусть все живущие в доме по очереди кормят малыша и выходят с ним на прогулку. Почаще устраивайте игры щенка с домочадцами, жестко пресекайте его попытки укусить кого-нибудь или зарычать. Безусловно, маленький пушистый пупс, грозно рычащий и скалящий зубы, выглядит комично, но если вы будете поощрять такое поведение смехом или бездействием, через полгода получите уверенного в своей силе неуправляемого гиганта, весом под сотню килограмм. Согласитесь, в такой ситуации впору будет заплакать.
Если в доме есть дети, сразу выстройте их отношения со щенком. Очень часто молодые животные относятся к детям настороженно – эти маленькие существа громко кричат, делают резкие движения, могут схватить собаку и причинить ей боль. С самого первого дня жизни в вашем доме пес должен уяснить, что причинение вреда ребенку – безусловное табу. Запрещайте щенку прыгать на детей, толкать их лапами или кусать, объясните ребятам постарше, что маленькая собака – не игрушка, ее нельзя сильно прижимать, трясти или тянуть за лапы. Детей младшего возраста никогда не оставляйте со щенком наедине. Даже не проявляя явной агрессии, собака может причинить маленькому ребенку боль, просто толкнув его или став лапами на упавшего карапуза. Старайтесь, чтобы щенок как можно больше времени проводил в комнате с детьми под вашим присмотром. Пусть он привыкнет к громкому плачу, неуверенной походке малышей, научится стойко переносить щипки и дерганья за уши цепкими ручками. Поощряйте любое проявление терпения щенка, запрещайте огрызаться и рычать на детей. И тогда ваша собака всю жизнь будет заботливой нянькой для своих маленьких хозяев.
С самого раннего детства приучайте питомца к громким бытовым звукам. Сначала, включая пылесос или дрель, оставляйте пса в другой комнате. Постепенно, играя на природной любознательности малыша, поощряйте его попытки узнать, кто же издает такое громкое гудение. Спокойное поведение поощряйте лакомством. Иногда собаки, несмотря на все попытки приучить к грохоту, пугаются громких звуков. Не опускайте руки и будьте последовательны – животные, как и люди, по разному реагируют на стресс. Однако терпение и настойчивость помогут выдрессировать даже самого нервного пса.

Социализация в общественных местах
Являясь полноценным городским жителем, собака каждый день сталкивается с большим скоплением людей, дорожным движением, уличным шумом. От того, насколько спокойно она будет реагировать на эти раздражители, зависит здоровье ее нервной системы, а иногда и сама жизнь. Как же приучить щенка спокойно относиться к звукам и опасностям города? Начинайте приучение постепенно. В первые месяцы жизни, когда прививочный график еще не завершен, малышу не рекомендуется гулять в общественных местах. Чтобы не упустить драгоценное время, попробуйте гулять с животным на руках. Так он не подхватит никакой инфекции и будет чувствовать себя более защищенным, ощущая тепло вашего тела и стук сердца. Не стремитесь сразу посетить наиболее людные места – для первых прогулок крохе будет достаточно тихого дворика, лоскутка зеленой травки и изредка проезжающих машин вдалеке.
Постепенно, по мере взросления собаки, усложняйте задачу. Приучив малыша к поводку и ошейнику, можете провести его по обычной городской улице и познакомить с проезжей частью. Пресекайте любые попытки пса соскочить с тротуара и рассмотреть машины поближе. Команда «Фу» и резкий рывок поводка заставит его понять, что подобные действия нежелательны. Ни в коем случае не пускайте на самотек подобное неосторожное поведение. Помните – от этого зависит жизнь и здоровье вашего питомца.
С каждым днем все больше расширяйте географию прогулок – чем больше новых мест и нестандартных ситуаций увидит малыш, тем крепче будет его психика и развитей интеллект. Когда собака достаточно освоилась, усложните задачу – возьмите ее с собой на людный рынок или в парк. Попросите соседей или знакомых на прогулке подойти к щенку и погладить его. Малыш должен понять, что окружающие люди настроены позитивно и доброжелательно. Если вы все делали правильно, щенка не смутит обилие людей и громкого шума.
Собаку, уже освоившуюся на улице, начинайте приучать к передвижению в городском транспорте. Начните с коротких расстояний и полупустых транспортных средств. Постепенно увеличивайте дальность поездки и не забывайте хвалить малыша за спокойное поведение в дороге.
Жизнь собаки немыслима без общения с себе подобными. Когда сделаны все прививки, прогуляйтесь с щенком к месту выгула собак. Выберите для начала 1-2 неагрессивных животных, лучше противоположного пола и достаточно взрослых, и предложите малышу поиграть с ними. Не отчаивайтесь, если щенок после минутного общения побежит прятаться за вас. Ободрите его поглаживанием или угощением и опять предложите побегать. Заинтересуйте малыша палочкой или мячиком, дайте понять, что вам нравятся его попытки наладить контакт с собаками. Постепенно расширяйте круг друзей, избегая агрессивных или неуравновешенных собак.

Выставочная социализация
Если вы планируете выставлять своего щенка, нелишним будет приучить его к атмосфере выставки заранее. Для начала посетите небольшое городское мероприятие с малым количеством собак и зрителей. Впервые попавшие на выставку животные очень часто пугаются громких звуков музыки или хрипов микрофона. Учтите этот момент – прогуляйтесь сначала вдалеке от колонок или репродукторов, а когда малыш немного притерпится к шуму, подходите поближе. Не забывайте громко хвалить и ободрять щенка. Пусть в ваших карманах будет достаточно лакомства для поощрений – тогда первый выставочный день в жизни малыша запомнится ему веселым и вкусным.
С момента рождения и до самой смерти жизнь вашего питомца будет проходить среди людей, собак, машин и городского шума, и только от владельца зависит – вырастет щенок сильной, смелой, уверенной в себе и счастливой собакой, или же всю жизнь будет бояться, нервничать и страдать от чужого незнакомого окружения. Помогите малышу разобраться в этом многообразии ощущений, заботливо и уверенно проведите его дорогой самой главной и важной собачьей премудрости, и на протяжении долгих лет с вами рядом будет идти по жизни надежный друг и храбрый защитник.

Как социализировать щенка

Вы наверняка не раз слышали это слово и наверняка не знаете точно, что именно оно означает. На тему социализации ведутся жаркие споры, в которых можно услышать самые разные мнения на этот счет: от «социализация вообще не нужна» (обычно от спортсменов, у которых несколько собак) до «нужно знакомиться с каждой встреченной собакой и человеком» (обычно от рядовых владельцев собак). Так как же разобраться во всем этом многообразии точек зрения и понять, что же такое эта социализация и нужна ли она вашему щенку?

Читайте также:  Почему щенок не хочет ходить в туалет на улице

Если говорить простыми словами, социализация — это усвоение того, что в этом мире является нормальным. Как выглядят нормальные вещи, как они себя ведут, как происходят нормальные взаимодействия. В природе нормальность (обычность, привычность) является синонимом безопасности. Если щенок десять раз встретил майского жука, и тот его не ранил и не убил, значит, майский жук нормален и безопасен — в будущем можно не обращать на него никакого внимания. Если щенок попытался забрать у мамы косточку, она на него зарычала, а потом страшно клацнула зубами, значит, рычание небезопасно и на него нужно обращать внимание. В природе все устроено таким образом, что во время периода социализации родители оберегают щенка от опасностей (или ясно обозначают их опасность), и он имеет возможность познакомиться только с безопасными вещами (которые впредь будет считать нормальными). В этот период действует своеобразная «презумпция безопасности»: все новое безопасно, пока не доказано обратное. А когда период социализации заканчивается и родители плавно перестают оберегать щенка, эта «презумпция безопасности» сменяется на «презумпцию опасности»: все новое опасно, пока не доказано обратное. По-научному она именуется неофобией, боязнью нового. Неофобия — это важный механизм выживания. Если ты впервые в своей жизни встречаешь тигра, то лучше посчитать его по умолчанию опасным и убежать, чем посчитать его по умолчанию безопасным и стать его обедом. С окончанием периода социализации щенок начинает опасаться всего нового, с чем он не познакомился во время периода социализации.

У нас тоже есть период социализации, хотя он имеет более размытые и растянутые границы, нежели у собак. Точно так же мы обучаемся тому, что нормально в этом мире, а что ненормально («странно»). Например, в детстве мы не часто видим, чтобы другие люди шли-шли и вдруг ложились на спину асфальт, поэтому, будучи уже взрослыми, увидев такого человека, мы посчитаем его «странным» и насторожимся. А если бы мы в детстве каждую неделю видели таких людей (и наши родители не называли их «странными», т.е. опасными), то и взрослые мы бы не обращали на таких людей никакого внимания. Ну устал человек, отдохнуть прилег, что такого.

Знанием о возрастной периодизации развития щенков мы обязаны ученым Джону Скотту и Джону Фуллеру, чье масштабное исследование середины прошлого века дало нам ответы на многие важные вопросы. Согласно им, период социализации длится с 20 по 84 день (с 3 недель до 3 месяцев) и подразделяется на два подпериода: первичную внутривидовую социализацию (с 3 до 7 недель) и вторичную межвидовую социализацию (с 5-7 недель до 3-4.5 месяцев).

Под первичной социализацией подразумевается освоение собачьего языка и правил общения с сородичами, которым щенок обучается благодаря матери и однопометникам (а по возможности, и другим взрослым собакам в доме). Именно по этой причине не рекомендуется забирать щенка в новый дом раньше 7-8 недель: он может не успеть освоить все тонкости общения с другими собаками, из-за чего в будущем иметь проблемы с коммуникацией (конфликты).

Вторичная социализация подразумевает знакомство щенка с людьми, другими животными и окружающим миром (видами, звуками, ощущениями).

Здесь важно отметить, что период социализации является т.н. сензитивным периодом, т.е. периодом повышенной восприимчивости. Это означает, что обучение конкретным вещам происходит в этот период быстро и легко, а вне этого периода долго и сложно (и чем дальше, тем дольше и сложнее).

Например, у детей сензитивный период для речи — 1 год: в этом возрасте дети обучаются говорить быстро и легко. Это не значит, что если до 3 лет он не говорил, то его уже не научить; это значит, что в 3 года научить его говорить будет гораздо сложнее. А в 14 лет научить речи будет уже практически невозможно («дети-Маугли»).

Так же и у собак. До 3 месяцев щенки запоминают безопасные вещи быстро и легко, до 4.5 месяцев уже намного сложнее, а после этого возраста все тяжелее и тяжелее. Например, к тому, к чему 3-месячный щенок привыкнет за 2 часа, годовалый щенок привыкнет за 2 недели, а 3-летняя собака — за 2 месяца. Знакомьте щенка с тем, с чем ему придется сталкиваться в дальнейшем, как можно раньше!

Какие ошибки можно совершить в процессе социализации?

Первая ошибка — не социализировать щенка. При этом нужно признать, что есть щенки, которым социализация действительно не нужна. Это щенки с «крепкой» психикой. Проблема в том, что таких щенков очень мало и они являются результатом специального, чаще рабочего, разведения. Тренеры, говорящие о ненужности социализации, скорее всего, являются владельцами именно таких щенков. Вы, скорее всего, владельцем такого щенка не являетесь. Гарантией «крепкой» психики у щенка является наличие «крепкой» психики у обоих родителей, поскольку «слабая» психика является доминантным признаком: если хотя бы один из родителей обладает «слабой» психикой, по крайней мере часть его потомства будет такой же. Такое разведение сопряжено с высокими требованиями и жесткой выбраковкой. В обычном же шоу-разведении, где во главе угла стоит внешность, производителями зачастую становятся собаки с явными проблемами поведения и/или «слабой» психикой. Если Вы не знаете наверняка, что у обоих родителей Вашего щенка «крепкая» психика, считайте, что у него «слабая» психика, и социализируйте его. Если Вы проведете «лишнюю» социализацию у «крепкого» щенка, хуже от этого ему не станет, но если Вы не социализируете «слабого» щенка, это будет катастрофа (возможно развитие страхов и агрессии, вплоть до невозможности комфортно жить с такой собакой).

Также о ненужности социализации говорят люди, которые не осознают, что на самом деле они активно социализируют своих щенков. Например, в их доме часто бывают гости (и взрослые, и дети), они берут с собой щенка на разные мероприятия и в разные места (соревнования, выставки, городские праздники), а в доме могут проживать другие собаки, с которыми щенок регулярно играет. Конечно им не нужна какая-то особенная отдельная социализация! Что они упускают из виду, так это то, что не все хозяева щенков ведут столь же насыщенную жизнь и что они вкладывают в слова «социализация не нужна» иной смысл. Социализация нужна. Независимо от того, как Вы ее называете: социализацией или обычной жизнью.

Вторая ошибка — знакомиться с каждой встреченной собакой и/или человеком. Сюда же относится приводить щенка каждый вечер на общий выгул и забывать о нем на часок, пока он бегает с другими собаками, а Вы общаетесь с другими хозяевами. Не забывайте, что социализация в первую очередь — усвоение правил взаимодействия с окружающим миром. Каким правилам Вы учите своего щенка? Что он будет делать, став уже взрослым? Бежать к каждой увиденной на улице собаке и/или человеку? Забывать о существовании хозяина, играя с другими собаками? Игнорировать его команды в присутствии других собак (у этого, кстати, даже термин есть — «выученное непослушание»)? Задумайтесь, чему Вы учите своего щенка под эгидой социализации!

Третья ошибка — «насильная» социализация. Надо социализировать — значит, надо социализировать, и не важно, что щенок при этом, поджав хвост, прячется за Вас. Или, может, Вы тянете его за поводок к собаке/машине/лестнице, приговаривая «не бойся, все хорошо»? Так вот, это НЕ социализация! Социализация — это запоминание, какие вещи и явления безопасны. Если щенок испытывает негативные эмоции, связанные с предметом, он уже не считает его безопасным и совершенно определенно не хочет к нему приближаться. Если на Вас замахнется ножом незнакомый мужик, Вы испугаетесь и посчитаете его опасным. И уж тем более Вы не захотите к нему приблизиться, даже под уверения друга «да не бойся, он так играет; он тебя не тронет». Вот лично я точно не захочу проверять, тронет он меня или нет. И еще меньше Вы оцените попытки друга подтащить Вас за рукав поближе к этому «доброму и не страшному» мужику, чтобы Вы убедились, какой он добрый и не страшный.

Четвертая ошибка — социализировать и расслабиться. До 4 месяцев Вы знакомите щенка с кучей людей, животных, мест и звуков, после чего с чувством выполненного долга расслабляетесь и продолжаете вести свою обычную жизнь. В английском есть выражение Use it or lose it (Используй или потеряй) — если какой-то навык или знание не используются, мозг их попросту забывает. Зачем хранить ненужную информацию? Точно так же, как Вы забываете выученные в школе стихотворения и математические формулы, если не повторяете их регулярно, собака со временем забывает опыт социализации.

Я сама попала в такую ловушку с Гансом, социализируя его с черепахами. В 6 месяцев черепаха могла ползать по нему, спокойно лежащему на боку. Я поставила мысленно галочку и прекратила доставать черепах. Каково же было мое удивление, когда в 3 года я положила рядом с Гансом черепаху и он вскочил как ошпаренный и шарахнулся в сторону! Двух месяцев социализации с черепахами как ни бывало.

Как правильно социализировать щенка?

Во-первых, нужно помнить, что социализация — это всегда положительный опыт (в крайнем случае нейтральный). Если щенок демонстрирует признаки страха или стресса, ни о какой социализации не может идти речи. Он наоборот учится бояться этих вещей. К счастью, маленькие щенки способны легко преодолевать свой страх (в силу высокого любопытства): им для этого нужно лишь время. Это значит, что не нужно форсировать события: не нужно тянуть его за поводок, подбадривать уговорами или приманивать лакомством. Не давите на него. Позвольте ему двигаться с его собственной скоростью. Тогда его опыт будет гарантированно позитивным (с приятным бонусом в виде умения преодолевать страх).

Лакомства в процессе социализации — это хорошо. Но только если правильно их использовать. Нельзя приманивать лакомством боящегося щенка, но можно (и нужно) награждать его лакомством за смелость. В чем разница? Предположим, щенок боится ступенек. Вы маните его кусочком, который он очень хочет съесть, он поднимается несколько ступеней, съедает кусочек — и обнаруживает себя посреди страшной лестницы. Что делать? Паника, ужас! Это все равно что друг проведет Вас куда-то с завязанными глазами, потом Вы снимете повязку и обнаружите себя на подвесном мосту над ущельем (а Вы боитесь высоты). И что делать? В какую сторону бежать? И бежать ли? При этом доверие к другу у Вас явно поубавится. Конечно, через несколько десятков таких повторений Вы перестанете бояться этого моста и будете смело по нему ходить, но есть куда более быстрый и эффективный способ. В качестве альтернативы Вы можете просто подождать, пока щенок отважится поставить одну лапку на следующую ступень, и наградить его радостной похвалой и лакомством. Потом подождать следующего шага, который снова наградить. Вы и глазом моргнуть не успеете, как щенок начнет лихо бегать по лестнице туда-сюда. Причиной тому то, что Вы награждаете не столько подъем по ступенькам, сколько проявление храбрости. А Вы уже знаете, что подкрепляемое поведение становится чаще, то есть Ваш щенок с каждым кусочком становится все храбрее и увереннее в себе. Плюс сам факт, что именно щенок контролирует ситуацию (он решает, когда ему сделать следующий шаг, а не Вы), повышает его уверенность в себе и в безопасности ситуации.

Если что-то напугало щенка (машина, большая собака, черный пакет), отойдите от этого предмета на такое расстояние, на котором щенок снова будет чувствовать себя спокойно и уверенно, и позвольте ему преодолеть свой страх, приближаясь к «страшному» объекту на комфортной для него скорости. Социализация — это как раз тот случай, когда тише едешь — дальше будешь.

Во-вторых, не забывайте, что социализация — это обучение правилам взаимодействия с окружающим миром. Как щенок ведет себя с Вами, другими людьми и собаками в период социализации, так же он будет вести себя и взрослым. Если сейчас он подходит обнюхаться к каждой встреченной собаке, то и в будущем он будет делать так же (здравствуйте, проблемы «моя собака рвется к другим собакам» и «моя собака бросается на других собак»). Если сейчас он не общается с Вами в присутствии других собак (на выгуле), то и в будущем при других собаках Вы будете переставать для него существовать. Социализация — лучшее время для обучения щенка тому поведению, которое Вы хотите видеть у него в будущем.

Социализация — это положительный опыт, а не близкий физический контакт. Сидеть рядом с хозяином, поглядывать на него и получать вкусняшки, когда мимо проходит другая собака, — это тоже социализация. Так Вы учите щенка хорошим манерам: «когда ты видишь другую собаку, будь со мной и посматривай на меня; это здорово!» Играть со своим щенком в перетяжки или учить новые трюки на выгуле, когда вокруг бегают другие собаки, — это тоже социализация. Так Вы учите его, что в присутствии других собак Вы не перестаете существовать, а наоборот, являетесь главным источником удовольствия. В таком случае между Вами и другими собаками он всегда будет выбирать Вас. А уж какое у него будет послушание, если в качестве награды Вы будете использовать разрешение поиграть с другими собаками! Представьте, что мама оторвала Вас от игры с друзьями только для того, чтобы сказать, что Вы можете поиграть с ними еще часочек (а не идти домой есть суп или делать уроки).

В-третьих, помните, что с завершением периода социализации, процесс социализации не заканчивается. Приобретенный опыт нужно поддерживать в течение всей оставшейся жизни. Да, это нужно будет делать не так часто и не так активно, но делать будет нужно. Встречаться с разнообразными людьми и животными, посещать различные места, слышать различные звуки (хотя бы в аудиозаписи), ходить по разным поверхностям и взаимодействовать с разными объектами.

В каком объеме социализировать?

С каким количеством людей, собак, предметов, звуков и мест должен познакомиться щенок в период социализации? Среди специалистов нет единого мнения на этот счет. В целом можно выделить два подхода к социализации: количественный («чем больше, тем лучше») и качественный («лучше меньше, да лучше»). Эти подходы не являются взаимоисключающими, а лишь сообщают о том, на что в условиях ограниченного времени стоит сделать акцент. Лучше пообщаться с 5 разными детьми по 10 минут или с 10 разными детьми по 5 минут?

Йен Данбар говорит, что до 3 месяцев (пока находится на карантине) щенок должен познакомиться со 100 разными людьми, из которых 25 будут мужчины и 25 дети. Причем эти люди должны совершать со щенком манипуляции (удерживать, трогать лапы, смотреть уши и зубы), награждая его лакомством. После 3 месяцев к такой социализации с людьми добавляется социализация с другими собаками (щенками) в рамках щенячьих социализационных групп, где щенки учатся слышать и предпочитать хозяев в присутствии других собак. Про социализацию со звуками, местами или объектами Данбар ничего не говорит, поскольку его программа социализации создана с позиции ветеринара и служит конкретной цели — вырастить неагрессивную к людям и сородичам собаку, которая охотно позволяет производить над собой гигиенические и медицинские манипуляции.

София Йин предлагает программу «100 людей за 100 дней» (начиная с 8-недельного возраста). При этом она отдельно выделяет приучение к манипуляциям (в том числе осуществляемым незнакомцами) и социализацию с другими собаками, животными, звуками, предметами и явлениями. В результате получается чек-лист из порядка 90 пунктов (из них 20 связаны с людьми и столько же с манипуляциями).

Гриша Стюарт (создательница метода В.А.Т.) разделяет качественный подход. По ее мнению, щенок к 12 неделям должен познакомиться с:

  • 12 разными людьми вне семьи (включая женщин, мужчин, детей и стариков, разных рас и национальностей),
  • 12 поверхностями (песок, трава, снег, галька, металлическая решетка и др.),
  • 12 шумами (аудиозаписи грома, фейерверков, детского плача, выстрелов итд),
  • 12 быстро движущимися объектами (машины, велосипеды, ролики, бегуны итд), получая лакомство за спокойствие,
  • поесть из 12 разных «тарелок» (зонт, туннель, пакет, коробка итд).

Она также акцентирует внимание на том, что щенка не надо при этом закармливать лакомствами, а надо позволить спокойно изучить новый объект на комфортной для него скорости (предоставить ему полный контроль над ситуацией).

Я в последнее время больше склоняюсь к качественному подходу, поскольку не раз имела возможность убедиться в том, какой эффект имеет предоставление собаке контроля над ситуацией. Да и не только собаке. Как многие советсткие и постсоветские дети я боюсь лечить зубы. В моем детстве подход у стоматолога был простой — «больно? терпи». Никакого контроля над ситуацией. И никакая награда в конце не была способна изменить это чувство безысходности при нахождении в кресле. Мой нынешний стоматолог разделяет другой подход — «если захочешь остановить процедуру, просто подними большой палец вверх». У меня полный контроль над ситуацией: я решаю, когда начинается процедура, и могу остановить ее в любой момент. Еще ни разу я не использовала этот жест, поскольку уже это ощущение контроля над ситуацией успокаивает и расслабляет. Знание, что ты можешь «соскочить» в любой момент, придает уверенности сделать еще один шажок вперед.

Читайте также:  Авиаперелет с питомцем. Условия перевозки животных авиакомпанией LOT

Важно отметить, что ощущение контроля само по себе является подкреплением, то есть, при таком подходе к социализации Вам не нужны будут лакомства. Вам нужно просто позволить щенку начинать и прекращать взаимодействие с объектом тогда, когда он сам этого захочет. Просто и эффективно.

Период социализации — это несколько недель в жизни щенка, за которые он должен познакомиться со всем, что может встретиться ему в будущем, и научиться правилам взаимодействия с этими вещами. Получаемый при этом опыт обязательно должен быть позитивным: только так щенок выучит, что эти предметы и явления ему не угрожают и их не нужно бояться. Если щенок прижимает уши, поджимает хвост, пытается убежать или спрятаться за Вас, отойдите с ним от пугающего объекта подальше и позвольте щенку приблизиться к нему на комфортной для него скорости. И помните, что с окончанием периода социализации процесс социализации не заканчивается: полученный опыт нужно поддерживать на протяжении всей оставшейся жизни. Активная социализация — залог комфортной жизни с воспитанной собакой.

Социализация собаки

Первые волнительные дни, когда щенок появляется в новом доме, оказываются слишком непростыми как для владельцев, так и для маленького существа, недавно отнятого от матери. К сожалению, иногда в планы счастливых хозяев входят заботы о качественном питании малыша, своевременных визитах к ветврачу и вакцинации, ухоженной шерстке, но только не о воспитании в первые дни и недели пребывания в условиях непривычной обстановки. А ведь ранняя социализация щенка – своеобразный билет во взрослую жизнь, практически гарантия отличного послушания и крепкой нервной системы собаки в будущем.

Социализированная собака – та, которая управляемая своим владельцем (в первую очередь), а не собственными инстинктами. Это адекватное животное, способное даже в неожиданных ситуациях сохранять спокойствие без лишнего страха и агрессии. Иными словами, адаптация к жизни в обществе для городской собаки – необходимость, иначе в будущем животное вряд ли поддастся дрессировке, скорее всего, не станет ладить с кем-либо из домашней живности, в уличной обстановке будет опасаться громкого шума, суеты, а на прогулочной площадке станет вести себя либо излишне подавлено, либо задиристо.

Безусловно, щенок может иметь свой неповторимый характер, который даже при очень удачном положении все равно будет давать о себе знать. Однако для того, чтобы собака была управляемой, потребуется достаточно тяжелая работа и помощь владельца. И на начальном этапе воспитания главное для человека – повести себя правильно, не переусердствовать ни с наказаниями, ни с чрезмерной лаской. Если первые уроки щенку после рождения дает его мать, то уже примерно с 2 месяцев (обычно именно в этом возрасте щенки от заводчика обретают новую семью) их главный учитель – хозяин.

Этапы социализации щенка

От момента рождения и до достижения щенком 2- или 3-недельного возраста длится неонатальный период, когда организм «ребенка » постепенно совершенствуется – налаживаются температура тела, частота сердечных сокращений, функции дыхания, сосания, пищеварения и выделения. Задача новорожденного малыша – необходимость окрепнуть. На данном этапе о щенке заботится мать (при условии отсутствия патологий), а о социализации говорить пока рано.

Первый период социализации щенка

Затем наступает первая ступень социализации щенка – привыкание к окружающей среде, запахам, звукам, собратьям из помета, людям. Этот процесс происходит примерно до наступления 2-месячного возраста. Щенок познает, что такое больно – кусает мать или других щенков, в ответ также принимает укусы. Активно ведет себя, забавляясь с игрушками, быстро устает, валится от усталости, а уже через короткое время он снова в строю. Со стороны этот малыш все еще неокрепший смешной комочек, но именно на данном этапе щенок начинает воспринимать себя собакой, наблюдая за матерью и другими сородичами своего вида, перенимает повадки, повторяет те же действия, что и взрослые особи. Человека же щенок совершенно правильно представляет как старшего товарища, но уже четко понимает, в чем отличия хозяина (или кого-то из членов семьи) от матери-собаки его самого.

Второй период социализации щенка

Следующий период постепенного превращения малыша в подростка начинается с 2 месяцев, а оканчивается полугодом. В это время щенок познает не только окружающий мир и предметы, но и возможности собственного тела. Данный этап социализации щенка – развитие индивидуальности, среди других особей щенок прекрасно начинает осознавать, что место под солнцем должно быть заслужено. Оттуда и идут еще дурашливые, но уже соревновательные игры с другими братьями и сестрами из помета.

Когда щенок в возрасте от 2 до 6 месяцев уже меняет место жительства, прощаясь и с матерью, и со ставшими привычными заводчиками, и со стенами дома, где был рожден, наступает очень сложный момент – маленькая собака оказывается один на один с новыми людьми, непривычным домом, чужими (иногда не очень дружелюбными) четвероногими питомцами. Малышу придется не только осознать, что его жизнь теперь будет протекать в непривычной атмосфере, вдали от мамы, но и привыкнуть к множеству непонятных вещей и явлений. Основная задача владельца – поддержать и научить мальца не бояться других собак во время прогулки, людей, сигналов машин, грохота поездов, шума домашней техники. Доброе, но одновременно сдержанное отношение, ласка и похвала при успешном выполнении каких-либо поручений хозяина (к примеру, если щенок послушно вел себя на прогулке, не тянул поводок, не дрожал при виде громадного соседского пса, владельцу вполне можно похвалить отважного питомца по возвращении домой).

Отдельная тема второго этапа социализации – неумение щенком разграничивать своих и чужих. Не понимая опасности, малыш может пытаться совершить бегство вне территории дома, увязаться за поманившим человеком, погнаться за собакой. Нередки случаи съедения испорченных продуктов, найденных на земле, принятия пищи из рук посторонних. Для перевоспитания желательно на собаку не кричать (а уж тем более бить), иначе бегство, «собирательство» отходов, или радостное запрыгивание на грудь каждому встречному повторится вскорости. Лучше приучать животное к прогулкам с самого раннего периода, настойчиво поясняя, чего делать не следует. Нежелательные действия щенка должны сопровождаться строгим и достаточно громким (но спокойным и не агрессивным) голосом владельца: «Нельзя!».

Кстати, даже в 2-3 месяца щенок – прекрасный психолог, поэтому попустительство со стороны владельца сыграет плохую шутку. Не следует позволять любимцу, допустим, спать на хозяйской кровати, даже в шутку кусаться, клянчить еду со стола – в дальнейшем запреты этих действий вызовут лишь недоумение и непослушание со стороны собаки. Кстати, даже из жалости владельцу не надо менять свои решения, к примеру, запретив что-либо, а потом разрешив. Назавтра собака вряд ли адекватно воспримет запрет. Иными словами, хозяин в своих действиях должен быть последователен («Нельзя!» – это всегда категорический запрет. Никак не иначе).

Третий период социализации щенка

Третий период социализации – преддверие половой зрелости, он длится приблизительно с полугода до 10 месяцев. В это время щенок любого пола начинает вести себя иначе, нежели в своем детстве. Неожиданно для владельца милый малыш может превратиться в агрессивного зверя – совсем не игры ради задевать особей своего пола (так ведут себя обычно кобели), чрезмерно злобно реагировать на посторонних. Именно после 6 месяцев собака начинает разграничивать членов семьи (частых гостей дома и близких) и совершенно чужих людей. Как правило, такая грань особенно выражена у тех собак, чьи породы изначально выводились в качестве бойцовых (иногда это касается и охотничьих). Немного проще обстоят дела с собаками-компаньонами, в чем характере по-хорошему должна отсутствовать агрессия, но и их это затрагивает. Животное становится нервозным, ведет себя неадекватно, если со стороны владельца нет помощи в решении сложных собачьих вопросов.

Последствия малого внимания к социализации

Каким может вырасти щенок, который предоставлен сам себе? Возможно, он станет чрезмерно пугливым, возможно, злобным. Может и так случиться, что видимых последствий от невнимания хозяина относительно процесса адаптации на первый взгляд и не будет. Однако в нестандартной ситуации такое животное – бомба замедленного действия. Тут, к сожалению, можно вспомнить горе-владельцев, которые заводят массивных собак (чаще бойцовых), а их обучение жизни среди социума – это «тренировки» на бездомных животных (а иногда и людях), отсутствие каких-либо ограничений (прогулки без поводка и намордника, потому что «собака добрая» и др.).

На самом деле, животное без подготовки к взрослой жизни фактически сходит с ума. Оно не умеет вести себя на улице, неподвластно хозяину в трудную минуту, не может подавить свои инстинкты. И особенно это касается тех собак, чья жизнь ограничена пространством квартиры или участком садового (частного) домовладения. Тех, кто не получает живого общения с хвостатыми собратьями, кто лишен игр с хозяином, кто попросту не покидает свой дом. В конце концов, тех, чьи владельцы не смогли (или не захотели) найти подход к животному, ограничившись лишь заботой о наполненной миске и уходом за шерстью, к примеру.

Что должен делать владелец, взяв щенка домой?

  • С первого дня построить отношения «хозяин-собака». Не нужно щенку показывать, что весь мир крутится вокруг его лап. Хозяин – это всегда лидер, а его команды – закон. Для этого нужно перед приобретением ознакомиться с нюансами поведения определенной породы (некоторые собаки по натуре привыкли доминировать, другие – подчиняться), сразу разработать стратегию справедливого наказания (без крика и битья) и заслуженного поощрения, определить тон общения с животным (согласно ситуации);

Познакомить малыша со всеми членами семьи, животными, постепенно продемонстрировать работу бытовой техники (стиральной машины, кофемолки, мясорубки и пр.). Если малыш напуган – успокоить его, поговорить мягким и тихим голосом. А через несколько дней повторить знакомство с «опасным» человеком или прибором;

Не отказываться от прогулок. Малышей, которым еще не сделаны все прививки, выносят на улицу на руках, но дома с первых недель хотя бы ненадолго надевают ошейник. Затем собаку выводят на прогулки, причем меняя маршруты. Животное, которое уже познакомилось с улицей и не шарахается при виде автомобилей, можно брать с собой в поездки на природу, в гости (если возможно). Не следует запрещать малышу общение и игры с другими собаками;

С первых дней собака должна осваивать простые команды («Ко мне», «Рядом», «Место», «Нельзя», «Фу»). Животное сделало шажок к успеху – значит, заслужило похвалу и вкуснятину, напроказничало – строгий тон и недолгое игнорирование призывов к игре;

  • Сразу обозначить, что делать можно, а чего нельзя. Выше было сказано про рискованность позволения баловаться, «потому что еще маленький».
  • Периоды социализации собаки

    Неонатальный период (от 0 до 13 дней)

    Именно в это время, по мере того как развиваются органы чувств щенка, он учится быть собакой. Сначала, когда щенки начинают двигаться по ящику, в котором появились на свет, их поведение совершенно не собачье. В этот период они пускают в ход свои развивающиеся органы чувств, чтобы исследовать окружающую среду, и именно в процессе положительного и отрицательного подкрепления они постепенно учатся действовать пособачьи. Например, они исследуют стенки своего жилища и затем карабкаются по ним наверх, как это делают кошки. Когда попытка заканчивается падением на спину, из этого отрицательного опыта щенки узнают, что не могут лазать, как кошки. Зато, передвигаясь на всех четырех лапах вдоль стен, они могут наткнуться на однопометника (другого щенка) и впервые заняться игрой, вернее, возней, которая впоследствии станет игрой, или вместе с ним устроиться спать. Положительный опыт, приобретаемый таким образом, гарантирует, что в будущем щенки будут ходить, бегать, вообще двигаться, как собаки.

    Социализация собаки (от 14 до 49 дней)
    Чем больше щенки становятся похожими на собак, тем более целенаправленной становится их первоначально беспорядочная возня. Играя, они возятся и кусаются острыми, как иголки, зубами, которыми наградила их матьприрода, и узнают, какой силы должен быть укус, чтобы он причинил боль, а когда их кусают в ответ, они узнают ощущение боли.

    Фактически единственная цель, ради которой им даны зубы, состоит в том, чтобы причинять боль. На этом этапе жизни их зубы не годятся для того, чтобы рвать мясо, грызть кости, для охоты или других занятий взрослой собаки. У щенков очень слабые, недоразвитые челюстные мышцы, и как раз во время этого периода они должны научиться регулировать силу укуса. Укусив за ухо однопометника, они слышат его визг и благодаря этому узнают, что укусили слишком сильно.

    В этот период мать постепенно перестает кормить щенков своим молоком (у одних сук материнское начало выражено сильнее, чем у других, и, следовательно, это происходит в разное время). Мать издает низкое предупреждающее ворчание и, если щенок не реагирует сразу, призывает его к порядку рычанием и пронизывающим взглядом. Она может даже встать над щенком, который к этому моменту уже переворачивается на спину и начинает визжать. В следующий раз, когда мать заворчит, щенок отреагирует немедленно.

    Таков один из путей знакомства щенка с дисциплиной в период социализации в собачьем обществе. К сожалению, некоторые заводчики, наблюдая такое поведение матери по отношению к щенку (в котором она на самом деле распознала и подавляет особенное стремление к доминированию), зачастую предполагают, что мать не любит этого щенка и вполне способна убить его. В результате они изолируют щенка от матери или даже забирают его из помета и выкармливают искусственно.

    В действительности очень редко случается, чтобы мать убила щенка в этот период его развития. К тому же очень важно, чтобы все это время щенки оставались со своими сородичами, тогда они станут уравновешенными “личностями” (взрослыми собаками). Не позволив матери должным образом воспитывать щенков с ярко выраженным стремлением к лидерству, заводчик, отдавая щенка будущему владельцу, вместе со щенком “подарит” ему массу проблем.

    Основная функция этого периода социализации у собак состоит в том, чтобы щенок научился регулировать силу укуса, общаться с другими собаками, устанавливать иерархию, и, что также жизненно важно, он вступает в контакт с человеком. Заводчики должны регулярно брать щенков на руки, нежно переворачивать, проверять глаза, уши, зубы, лапы и прочее. Делая это, они не только дают щенкам приятный опыт общения с человеком, они также заставляют щенков пережить легкий стресс, что поможет им сформировать устойчивость к стрессу в дальнейшем. Щенки, которым дали возможность завершить данный период в обществе матери и других щенков, постоянно ощущая тепло и защищенность, и, кроме того, приобрести опыт контакта с людьми, вырастая, обычно становятся хорошо приспособленными к жизни взрослыми собаками.

    Социализация в обществе людей

    Научившись в первый период своего развития быть собаками среди собак, щенки должны теперь научиться быть собаками в человеческом окружении. Идеальный возраст, когда можно брать щенка из помета семь недель (49 дней). В это время хороший заводчик должен прибегнуть к помощи знающего тренера или специалиста по проблемам поведения, чтобы тот провел проверку способности к обучению каждого щенка из помета.

    Со щенками этого возраста можно провести серию не вызывающих стресса тестов, которые помогут определить вероятный темперамент и характер каждого щенка, когда он вырастет. Тем самым можно будет правильно подобрать щенка для семьи, в которую его намерены отправить. Проверке подвергается генетический потенциал щенка, который у разных собак будет различным. Если проверку проводить в более поздний период развития, то на ее результат может повлиять воздействие среды, то есть условия жизни и воспитание. Все зависит от компетентности заводчика.

    Я потерял счет владельцам, которые говорили, что не они выбирали своих собак, а собаки выбрали их. Когда они приехали посмотреть на щенков, их песик просто растолкал всех остальных и бросился к ним. Заводчик им рассказал, что именно этот щенок всегда был первым у миски с едой и рос более крупным и сильным, чем другие, потому что с самого рождения всегда присасывался к самому молочному паховому соску (он расположен в паховой области). К этому времени заводчик уже знает, что этот щенок самый смелый в помете настоящий лидер. Вот такой первый выбор, сделанный собакой, а не человеком, как правило, становится первым в ряду множества решений, которые и в дальнейшем собака будет принимать вместо хозяина.

    Читайте также:  Кормление щенка с 1 месяца.

    Почти все знают, что неразумно выбирать самого маленького щеночка, сжавшегося от страха в углу комнаты, на которого не обращают внимания другие щенки. Многие люди все же позволяют взять чувствам верх над разумом и из жалости берут в дом именно этого щенка. Но мало кто способен предвидеть проблемы, которые могут возникнуть из-за того, что они взяли в дом щенка, который “выбрал их”. Если вы хотите, чтобы у вас была легкоуправляемая, благовоспитанная собака, любимица семьи, вам следует выбрать достаточно уверенного в себе, но не слишком нахального щенка.

    В идеальном случае именно заводчик должен решить, во-первых, относитесь ли вы к тому типу владельцев, которому он хотел бы доверить одного из щенков, и, во-вторых, правильно оценить атмосферу вашего дома, определить, какой именно щенок будет лучше всего соответствовать ей. К несчастью, мы живем в мире, далеком от идеала, и слишком многие заводчики занимаются разведением собак только ради выгоды.

    Годами создавались разнообразные тесты для оценки пригодности щенков к определенным видам службы. Пфаффенбергер разработал тесты для отбора щенков, которые наиболее перспективны для ответственной службы в качестве собаки-поводыря. В 1975 году Уильям Кэмпбелл создал тесты для отбора щенков, которые лучше всего подходят для содержания в семье. Эти тесты могут быть полезны заводчикам, если они хотят продавать щенков для содержания в семье.

    Период с восьмой по одиннадцатую неделю известен также как период запечатления страха. Если в это время щенок испытает страх или получит травму, это вполне может привести к тому, что связанные с чувством страха обстоятельства глубоко запечатлеются в памяти щенка и искоренить страх будет очень трудно. Новый владелец должен осознавать особенности этого периода в развитии щенка и стремиться избегать любых травмирующих ситуаций. В это время вполне можно нанести визит ветеринару, на прием к нему стоит записаться хотя бы для того, чтобы он приласкал щенка, угостил чем-нибудь и отпустил домой.

    Период определения ранга (от 12 до 18 недель)

    В этом возрасте щенки начинают превращаться в молодых взрослых собак. Их уверенность в себе в знакомой обстановке растет: они начинают позволять себе вольности, а иногда им даются такие права, которых они не получили бы, если бы все еще оставались с матерью и однопометниками, в стае диких собак или волков. Мы, люди, смотрим на двенадцати-шестнадцатинедельную собаку как на щенка и, следовательно, мы более терпимы в отношении некоторых вещей, которые он делает, мы прощаем щенку то, чего не потерпели бы от взрослой собаки. Однако мы должны сознавать, что собаки развиваются быстрее, чем люди, и точно так, как мы не потерпим бесцеремонности ребенка десяти-двенадцати лет, нам не следует мириться с нахальным поведением двенадцати-шестнадцатинедельного щенка.

    Этот период также известен как возраст, когда режутся зубы и рвется связь с матерью. Иными словами, щенки становятся гораздо более уверенными в своих возможностях и впервые пытаются установить своего рода иерархию в смешанной стае “люди-собаки”, в которой они живут.

    В течение ряда последних лет доктор Ян Данбар проводил в Калифорнии исследования того, каким образом социализация щенка в возрасте от двенадцати до шестнадцати недель в среде собак и в обществе людей может благотворно повлиять на поведение взрослой собаки. Социализация включает щенячий детский сад, где маленькие собаки учатся не бояться больших собак, а большие собаки знают, как вести себя в присутствии маленьких. Во время специальных занятий инструкторы готовят молодых собак к тому, что им придется испытать в жизни, например к медицинским осмотрам когтей, ушей, глаз, носа, анальных желез и так далее. Всю семью, включая детей, приглашают посетить эти классы, где детей учат тому, как дрессировать своих молодых собак, чтобы они подходили на зов, оставались на месте, следовали за хозяином и так далее.
    В то же время молодые собаки узнают, что общество беспокойных, шумных, подвижных, но предсказуемых в своих поступках детей это приятная компания, а не сборище тех, кого следует бояться или, что еще важнее, от кого нужно защищаться.

    Возраст от двенадцати до восемнадцати недель был выбран по следующим причинам:

    1. двенадцать недель это, пожалуй, самый ранний возраст, когда ветеринары могут позволить владельцам пускать щенков к другим собакам (это связано с прививками, которые нужно делать всем молодым щенкам).
    2. восемнадцать недель в развитии собаки время, когда в ее организме происходят огромные изменения: у кобелей начинает возрастать уровень тестостерона, при этом начинает меняться не только их отношение к другим собакам, но и отношение других собак к ним, короче говоря, они уже не щенки.

    Занятия в щенячьем детском саду становятся у нас все более популярными, и я бы посоветовал всем неопытным хозяевам молодых щенков справиться у ветеринара о ближайшем к их дому подобном учреждении. Результаты исследования убедительны. Щенки, посещавшие занятия, вырастая, в самом деле, становятся превосходными собаками. Они редко вступают в драки с другими собаками, редко ведут себя агрессивно по отношению к хозяевам и другим людям, а ветеринары считают, что их гораздо легче лечить.

    Период инстинкта бегства (с 4 до 8 месяцев)

    Инстинкт бегства это зов предков. В это время молодая собака, которая раньше всегда с радостной готовностью реагировала, когда ее подзывали, начинает странно вести себя: услышав зов, останавливается с отсутствующим взглядом, а затем решает отправиться в противоположном направлении.

    На воле такое поведение было бы совершенно нормальным. Молодой кобель или сука, возможно, отправились бы на поиски партнера (примерно в это время у большинства сук наступает период первой течки) или просто самостоятельно обследовать территорию. У людей этому периоду соответствует возраст от четырнадцати до шестнадцати лет.

    Инстинкт бегства проявляется не на всем протяжении периода от четырех до восьми месяцев, обычно странности поведения наблюдаются в течение нескольких дней, иногда около месяца. В дальнейшем сложности с выполнением команды “ко мне!” могут быть обусловлены тем, сколько удовольствия получил молодой пес, подчинившись зову предков. Например, молодой кобель, убежав, вспугнул кролика и преследует его, по пути он натыкается на семью на пикнике, которая отвлеклась от еды, чтобы поиграть в мяч в парке, он съедает их пирожные, сэндвичи и мороженое; только он покончил с лакомствами, как ему встречается симпатичная маленькая сука, которая вступает в веселую возню, и они вместе бегают по всему парку а затем, часа через два, он неожиданно сталкивается со своим хозяином. Вне себя от гнева, тот мечет громы и молнии. С удовольствиями все ясно. Возвращение к хозяину не сулит ничего хорошего, побег же обещает сплошные радости.

    Владельцы собак должны знать об этом природном инстинкте и уделять особое внимание своим собакам в течение всего описанного выше периода. Как только они заметят, что собаку охватила жажда самостоятельных путешествий по знакомой местности для прогулок, нужно выводить ее на длинном или гибком поводке. На прогулку без поводка, напротив, нужно ходить в незнакомые собаке места. Прогулка по незнакомой территории повышает потребность в “сплоченности стаи”, разумеется, при условии, что собака признает своего хозяина ее лидером.

    Наступление половой зрелости (от 6 до 14 месяцев)

    Во время этого периода происходят определенные гормональные изменения в организме, как кобелей, так и сук. Ограниченная способность организма справиться с изменениями создает у собак проблемы, сходные с проблемами подростков переходного возраста.

    У некоторых молодых людей появляются прыщики, у некоторых развиваются проблемы, связанные с противоречащими здравому смыслу социальными установками, некоторые, хотя и немногие, просто проскакивают через все это без всяких проблем. Те из нас, у кого есть дети, знают, насколько травмирующими для них могут быть эти резкие гормональные скачки. Нас, родителей, это беспокоит и огорчает не меньше.

    Наступление половой зрелости сказывается на собаках во многом сходным образом: в то время как силы организма направлены на то, чтобы адаптироваться к гормональным выбросам, начинают проявляться побочные действия. Незначительные изменения поведения становятся очевидными, одним из них может быть боязнь знакомых вещей. Классическим примером является ситуация, когда собака сталкивается с чемто, что она видела ежедневно, быть может, в течение месяцев, но словно вдруг перестает узнавать знакомый предмет. Собака будет лаять, рычать и пятиться от этого предмета. То, как хозяин справляется с ситуацией, может определить, по крайней мере, отчасти, всю ее дальнейшую жизнь. Если, например, собака начала лаять на знакомый стул, поставленный в непривычном месте, и владелец попытался успокоить собаку, побуждая ее подойти к стулу, то может случиться, что всю оставшуюся жизнь собака будет бояться этого стула. Дело в том, что подбадривание со стороны хозяина было воспринято собакой как награда за хорошее поведение (“Вот хороший мальчик”).

    Однако если хозяин понимает проблему “боязни знакомых вещей”, он скажет: “Не будь такой глупой собакой!” пойдет, сядет на этот стул, и не будет обращать внимания на собаку, пока она не приблизится. Как правило, это действие вселяет в собаку мужество, поощряет ее подойти немедленно. Она осознает. “А! Так это тот самый стул. Я не узнала его, потому что он стоит не на месте”.

    То, как вы реагируете на глупое поведение в такой ситуации, может сформировать черты поведения собаки в будущем. С самого начала мы должны помнить об особенностях периода полового созревания у многих собак и подростков и решить раз и навсегда: мы ни за что не будем поощрять ненормальное поведение, потому что в нем отсутствует логика. Нашим пренебрежительным отношением мы можем добиться того, чтобы неправильное поведение не закрепилось. Если в течение последующих нескольких дней не наступает нормализация, то можно поискать какуюлибо другую причину, но для начала достаточно иметь представление об этом периоде в развитии щенка.

    Зрелость (от 1 года до 4 лет)

    Примерно до четырехмесячного возраста критические периоды развития очень схожи у собак всех пород. Позднее появляются незначительные различия. В целом можно сказать, что мелкие собаки вступают в каждую отдельную фазу в более раннем возрасте, чем крупные. Наступление полной зрелости приходится на период от одного до четырех лет, в зависимости от породы и размеров собаки.

    Наступление полной зрелости следует считать началом второго периода возрастной классификации. В это время собака будет пытаться установить свою позицию в стае раз и навсегда. Если собака сумела добиться высокого ранга во время первого периода возрастной классификации (от двенадцати до шестнадцати недель), когда происходит определение ранга (см. выше), то тогда во втором периоде, в зависимости от темперамента собаки, попытка человека оспорить лидерство в стае может привести к агрессии. Случится это или нет, зависит от того, с какой собакой мы имеем дело, и от того, как поступает хозяин.

    Некоторым собакам присуще то, что известно как активные оборонительные рефлексы. Другим, напротив, свойственны пассивные оборонительные рефлексы. Собака, обладающая активными оборонительными рефлексами, в ситуации вызова ответит на него агрессивными проявлениями. Собака с пассивными оборонительными рефлексами в этой ситуации продемонстрирует полное подчинение или гиперактивное и глупое щенячье поведение.

    Если вы позволили своей собаке занять высокое положение в стае “человек-собака” и решили по какому-то поводу бросить собаке вызов, весьма вероятно, что вы спровоцируете агрессивную кон-фронтацию. Это особенно актуально для собак сторожевых пород. Вожак волчьей стаи наказал бы всякого другого волка, попытайся тот предъявить на что-то права, которых не имеет.

    Не следует думать, что собака стала агрессивной, она просто ведет себя как собака, отстаивая свое высокое положение в иерархии. Характер поведения вашей собаки после достижения ею полной зрелости в основном является наиболее ярким проявлением того, что ей безнаказанно позволялось делать в течение предыдущих критических периодов развития.

    Социализация собаки

    Нередко на улице можно встретить собак, которые ведут себя не самым лучшим образом. Они лают на прохожих и проезжающие машины, кидаются на велосипедистов и гоняют кошек. Очень часто причина такого поведения — недостаточная социализация собаки. Что это такое и как провести ее правильно?

    Социализация — это освоение собакой новой информации, адаптация к окружающему миру. От того, насколько успешно она проводится, зависит поведение животного на улице, в гостях и в любых незнакомых ситуациях.

    Основные этапы социализации

    Социализация начинается с первых недель и длится до конца жизни собаки. Однако главными ученые считают три первых этапа:

    Начальный этап: с рождения до 7 недель. Это период ранней социализации, в это время щенки учатся взаимодействовать друг с другом и с матерью. Они учатся понимать расстановку взаимоотношений в семье.

    Второй этап: с 8 по 11 неделю. Согласно мнению ряда кинологов, это наиболее важный этап социализации. В это время щенок особенно восприимчив к поступающей информации. Очень важно не напугать его, так как обретенный в этом возрасте страх может серьезно испортить психику собаки.

    Третий этап: с 12 по 18 неделю. Собака уже вполне самостоятельна. Она продолжает изучать и анализировать окружающий мир, способна оценивать уровни опасности различных ситуаций и контролировать свои эмоции.

    Как проводить?

    Успех социализации зависит от того, как быстро собака адаптируется к новым обстоятельствам. Период ранней социализации чаще всего проходит под контролем заводчика. Он показывает собаке первичное положительное взаимодействие с человеком: берет щенка на руки, ласкает его, разговаривает с животными.

    Дальнейшая социализация щенка проходит под контролем хозяина. И процесс этот не такой легкий, как может показаться на первый взгляд. Важно показать собаке, что окружающий её мир большой и разнообразный. Как это сделать?

      Гуляйте разными маршрутами. Щенок должен понять, что машины, неожиданно проносящиеся мимо, велосипедисты, кричащие дети — это нормально, и они не угрожают его безопасности. Не бойтесь менять маршруты прогулок, ходите чаще в парк, в людные места.

      Знакомьте с другими животными. Взаимодействие с другими собаками — это, пожалуй, один из наиболее важных процессов, которому необходимо уделить максимум внимания. Водите собаку на площадку, встречайтесь с соседскими питомцами, проще говоря, не изолируйте своего любимца от общества других собак. Иначе недостаточное общение с сородичами может сделать его агрессивным и нервным.

      Кроме того, желательно познакомить щенка и с другими животными: кошками, птицами и грызунами. Возможно, у ваших знакомых или друзей есть такие питомцы, и они смогут любезно пригласить вас в гости.

      Следите за реакцией собаки. Важно следить за тем, как щенок реагирует на происходящее. Ни в коем случае нельзя кричать на него или ругаться, если питомец вдруг начинает нервничать и паниковать. Лучше всего в этот момент переключать внимание собаки на вас, ведь вы — лидер и вожак стаи, который контролирует ситуацию.

      Не забудьте о запахах, вкусах и звуках. Большую часть информации собака воспринимает за счет обоняния и слуха, поэтому важно также не забывать о запахах и городских шумах, с которыми она может столкнуться.

      Синдром коттеджной собаки

      Когда питомец, вместо того чтобы социализироваться, большую часть времени проводит дома, возникает так называемый «синдром коттеджной собаки». Чаще всего им страдают животные, которые живут за городом, в частном доме. Они отлично знают свою территорию, адекватно реагируют на людей и события, происходящие на окружающей местности. Но как только они оказываются в городе, в незнакомом для них месте, то теряют самообладание и становятся неуправляемыми.

      Очень часто причиной недостаточной социализации собаки становится график прививок и карантин, который как раз приходится на лучшее время для знакомства с окружающим миром. Что делать в таком случае? Гуляйте со щенком на руках, в переноске, приглашайте друзей в гости — одним словом, соблюдайте меры безопасности, но не ограждайте полностью собаку от внешнего мира.

      Взрослые питомцы

      Социализация взрослой собаки (а чаще всего речь идет о питомце, найденном на улице или взятом из приюта) называется ресоциализация. В одиночку провести её достаточно трудно. Как правило, владельцы таких собак обращаются за помощью к кинологам.

      В первую очередь важно понять, как собака реагирует на улицу, других животных, людей. В зависимости от того, насколько трудно ей дается восприятие той или иной информации, специалист разработает соответствующую программу занятий. Социализация собаки из приюта — процесс сложный, он требует от хозяина много терпения, понимания и любви.

      Ссылка на основную публикацию