Канарейки и другие певчие

ПЕВЧИЕ И ДЕКОРАТИВНЫЕ КАНАРЕЙКИ

В. ТРЕТЬЯКОВ, биолог.

Родина дикой канарейки (Serinus canaria), прародительницы широко распространенной и известной комнатной певчей птицы, – группа островов у западного берега Африки (Канарские, Азорские, Мадейра). Интересно, что близкородственный вид, европейский канареечный вьюрок (Serinus serinus), встречается не только на северо-западе Африки, на островах Средиземного моря, в Южной Европе, но и в государствах Балтии, в Беларуси, откуда он переселился в Калининградскую, Псковскую и Ленинградскую области России. На юге Европы вьюрки живут оседло, а у нас они – перелетные птицы, появляющиеся ранней весной. Принадлежат эти пернатые к отряду воробьиных, семейству вьюрковых и состоят в родстве с чижом, щеглом и зеленушкой.

У канареечных вьюрков короткий клюв и невзрачная окраска оперения. Европейский вид в осенне-зимнем наряде выглядит очень скромно: спина и крылья серовато-бурые, в темных продольных пестринах, нижняя сторона тела зеленовато-желтая, с пестринами на боках, а низ брюшка беловатый. К весне, за счет обносившихся тусклых кончиков пера, птичка преображается. Лоб, шея, полоска над глазами, грудь и брюшко желтеют. У самок и молодых птиц желтый цвет очень тусклый. Песенка самца весьма простая: журчащая трель с резкими скрипящими звуками, напоминающими стрекот цикады. В брачный период он поет очень активно, раскачиваясь из стороны в сторону, ерошит перья на головке, растопыривает и опускает крылья.

Окраска оперения канарского вьюрка схожа с окраской зеленой домашней канарейки. Пение самцов богато красивыми звуками, очень мелодичное и приятное на слух. Первыми европейцами, попавшими под его очарование, были испанцы, высадившиеся на Канарских островах в 1478 году. Птиц вместе со множеством других богатств живописных островов стали вывозить в Испанию. Отлавливали только самцов – обладателей чудо-песни. Продавали их за большие деньги. Почти целое столетие Испания была единственной страной, которая торговала иноземной певчей птичкой. Нечеткие различия в окраске молодых самцов и самок, однако, приводили к ошибкам в торговле, и тогда покупатели из стран Южной и Центральной Европы получали возможность заняться разведением канареек. На рубеже XVI-XVII веков в потомстве птиц обычного зеленовато-серого цвета стали появляться мутанты чисто-желтой окраски. Это время стало “рождением” настоящей домашней канарейки.

В конце XVI века из Северной Италии канареек завезли в местечко Имст в Тирольских горах. Оно считается “колыбелью” самых знаменитых певчих пород.

В те далекие годы кенароводство было почти исключительно мужским занятием. В Имсте, маленьком горно-промышленном районе, новый промысел развивался настолько успешно, что превратился в неплохой источник дохода. Каждый год отсюда отправлялись целые экспедиции продавцов канареек. Торговцы птицами посещали многие страны Европы и добирались даже до Сирии, Турции, России. Большие партии пернатых певцов поступали в Англию.

Английские, голландские, бельгийские, французские и швейцарские любители птиц выводили декоративные породы канареек: цветные и фигурные. Представители последней группы интересны оригинальным телосложением. Одни из них очень крупные (длиной 22-23 сантиметра), другие, наоборот, карликовые, третьи – курчавые, четвертые – горбатые. Все они отличаются низким качеством пения, улучшением которого никто не занимался. Горбатые канарейки (сейчас их насчитывается пять пород) поражают неестественным, даже уродливым внешним обликом. У них длинные ноги, вертикальная постановка туловища и хвоста, а маленькая головка на длинной шее вытянута ниже уровня плеч, как у грифа. Оригинальны курчавые породы (их всего девять): оперение парижской канарейки словно завито горячими щипцами по всему телу. У других курчавость только на груди, спине и боках туловища.

Когда горный промысел в Имсте стал сокращаться, большая часть населения вместе со своими канарейками перебралась в Андреасберг, один из старинных горно-заводских городков Верхнего Гарца. Здесь кенароводство приняло еще более широкие масштабы. Очень многие рудокопы все свободное от тяжелой работы время посвящали разведению канареек. Селекционеры -самоучки выбирали лучших самок и скрещивали их с самцами, которые отличались низким и мягким звучанием голоса. Совершенствовались и приемы обучения молодых кенаров хорошему пению.

В России кенароводство стало распространяться в XVIII веке, когда тирольские торговцы начали ежегодно доставлять из Имста в Москву большие партии своих птиц. В XIX веке чужеземные “солисты” приобрели всенародную популярность и стали легкодоступными для приобретения. Российские любители, изучив способность кенаров к звукоподражанию, облагородили их песню трелями овсянок и синичьим “звоном”. Напев русской канарейки стали называть овсянистым или овсяночным.

Кенароводы из города Андреасберга пошли иным путем: они обучали птиц с помощью специальных органчиков и дудочек-свистков. К концу XIX века был создан так называемый благородный гарцский роллер (от немецкого rollen – катить, раскатывать) дудочного напева. Песня роллера напоминает негромкую органную музыку, звучит глубоко, приглушенно-мягко и не раздражает слух. В ней слышатся журчание, низкие флейтовые свисты, клокотание, звон колокольчика, а также нечто вроде шума от кегельного шара, катящегося по деревянному настилу. И совсем нет громких резких трелей и “острых” звуков, которые весьма часто встречаются у современных русских кенаров. Роллер исполняет песню с закрытым или почти закрытым клювом, сильно раздувая горлышко. Однако в России эти птицы распространения не получили.

Окраска оперения певчих канареек может быть зеленой, лимонной, бледно-желтой (белесой), белой, серой, пестрой (зеленой с желтыми или серой с белыми пятнами).

Кенар овсяночного напева поет с открытым клювом, издавая громкие и звонкие, высокие по звучанию трели.

Специалисты условно делят песню любой птицы на “колена”, то есть на подобие слов. К примеру, звонкая песенка обыкновенной овсянки – “тсинь-тсинь-тсинь-тсинь-тсинь-сииии” – состоит из двух “слов”, первое из которых повторяется пять раз. Кенар поет несравненно сложнее: количество колен в овсяночном напеве около двадцати (все их птица выучить не в состоянии). Скромная песня овсянки или синицы, заученная кенаром, превращается в одно из колен его “репертуара”. Чаще всего певцы исполняют от шести до восьми колен.

Тем, кто заинтересовался канарейками овсяночного напева, рекомендую прочесть книгу И. Е. Басихеса “Канарейка”. В ней подробно описаны все колена, их искажения (диссонансы), приводится правильный порядок пропевания колен. Дело в том, что обученный кенар должен исполнять колена в четко определенной последовательности, ни в коем случае не меняя порядка. Такое пение называется плановым и очень ценится, так как сохраняется у птицы до глубокой старости. Самцы с хаотическим сочетанием колен в песне со временем потеряют самые сложные для исполнения (и, как правило, самые мелодичные) звуки. Очень плохо, если кенар разбивает песню на две независимые части: рано или поздно одна половина будет забыта.

В 1915 году трое немецких кенароводов начали опыты по гибридизации домашней канарейки с венесуэльским огненным чижом (Spinus cucullatus) – маленькой, ярко окрашенной птичкой. У самца черные голова, крылья и хвост, беловатое брюшко и огненно-красное остальное оперение. Самка окрашена менее броско: низ тела оранжево-красный, спина с оранжевым налетом. Скрещивание с экзотическим чижом внесло в генотип домашней канарейки наследственный “красный фактор” (ген, отвечающий за наследование красного пигмента в оперении). Возможность выведения новых вариаций канареек существенно расширилась. Речь идет не о красном цвете оперения, а именно о красном факторе, обладателями которого являются и оранжевые, и бледно-розовые, и “бронзовые”, и “медные” птицы.

Выяснилось, что песня чижа генетически сцеплена с красным фактором и проявляется у цветных канареек, внося неблагозвучия и иной, не присущий канарейке, тембр звучания. Для декоративных птиц это значения не имеет. Любителям же певчих канареек пришлось ввести в стандарты пород пункт, запрещающий использовать производителей с красным фактором в оперении.

В 50-х годах в СССР завезли большие партии красных канареек. Многие отечественные кенароводы поставили себе цель получить и хорошо поющую, и нарядно окрашенную птицу. Любители скрещивали овсяночных певцов с экзотами. Результаты оказались плачевными, они ощущаются и поныне.

Теоретически не исключена возможность выведения красной канарейки овсяночного напева, но это будет плод согласованных усилий многих опытных кенароводов. Процесс скрещиваний и отбора растянется на многие десятилетия. Не случайно французские, немецкие и американские селекционеры избрали для такого эксперимента гарцского роллера, имеющего песню низкой тональности. Русскую канарейку с ее звонкой и чистой высокотональной песней не стоит скрешивать с цветными вариациями (даже с оранжевой).

Неприхотливая комнатная птичка

Содержать канареек несложно. Это полностью одомашненная птица, без проблем уживающаяся в небольших клетках. Минимальный размер “жилплощади” для кенара: 32 x 16 x 24 сантиметра (длина, ширина и высота). Лучше, если длина клетки 40-45, а высота – 30 сантиметров. Зарубежные любители пишут, что клетка для одной канарейки не должна быть меньше, чем 60 x 40 x 40 сантиметров. Следует учитывать, что эти рекомендации даются для птиц декоративных пород, которые не только заметно крупнее и “длиннее” наших, но и более склонны к ожирению из-за малоподвижности.

Каждому самцу нужна отдельная клетка. Певец не должен видеть соседей (это волнует его), поэтому клетки с кенарами ставят одну на другую либо отгораживают непрозрачными заслонками.

Самцов и самок в одной комнате лучше всего содержать только во время гнездования. Позывные самки сильно возбуждают самца, сидящего в одиночной клетке, и в весенне-летний период у него может испортиться песня.

Поддон клетки выстилают газетной бумагой в два-три слоя. Подстилку меняют дважды в неделю. Один-два раза в год клетку дезинфицируют: тщательно моют теплой водой с мылом и чистят щеткой.

Для полного комфорта птице понадобятся три жердочки: одну устанавливают внизу, две – параллельно вверху.

В клетке должны быть поилка, купалка и кормушка.

Канарейки – большие любители купания. Часто для водных процедур они используют воду из поилки и загрязняют ее. Поэтому лучше подвешивать к открытой дверце клетки специальную купалку, заполненную водой комнатной температуры. Ее снимают после того, как птица искупается. В день одной водной процедуры вполне достаточно. Подвесные купалки значительно практичнее различных вазочек и блюдечек с водой, помещаемых на дно клетки. Кстати, купание полезно для канареек. Заболевшая птица, как правило, не хочет купаться.

Вода для питья (свежая, комнатной температуры) должна постоянно находиться в жилище канарейки. Причем поилку лучше использовать подвесную, а не ставить ее на дно клетки, особенно под жердочку, где вода будет быстро загрязняться.

Кормушки, куда закладывают суточный рацион корма, могут быть выдвижными или подвесными. Их помещают подальше от поилки, чтобы на корм не попадала вода. Корм в выдвижной длинной кормушке быстрее загрязняется птицей, которая во время еды запрыгивает туда с ногами.

Для яичного корма, тертой моркови и влажного хлеба нужна отдельная кормушка в виде небольшой мисочки. После того, как птица насытится, мисочку убирают (вместе с остатками пищи), моют и высушивают.

Кормят канареек в основном зерновой смесью из рапса, сурепки, проса, белого канареечного семени, овсяной крупы, семян конопли, подсолнечника и льна. Семечки подсолнеч ника нужно слегка раздавить. Семена масличных культур (конопля, подсолнечник, лен) не должны превышать 10% от общего состава зерносмеси. Просо канарейки недолюбливают, но белое и желтое поедают заметно охотнее, чем оранжево-красное. Охотно лакомятся белым хлебом, смоченным молоком. В рацион птиц следует включать вареное куриное яйцо и свежий некислый творог. Из витаминных кормов полезны пророщенные семена проса, рапса и подсолнечника, а также листья салата, традесканции, одуванчика, трава мокрицы, тертая морковь и различные спелые фрукты.

В клетке должна стоять отдельная маленькая кормушка с крупнозернистым речным песком и толченой яичной скорлупой. Песок и скорлупу предварительно моют, кипятят 10-15 минут и высушивают.

Красным и оранжевым канарейкам в период линьки нужно давать каротинсодержащие корма: проростки белого канареечного семени, тертую морковь и вареную свеклу. Иначе новое оперение будет бледнее выпадающего старого.

Зимой для птиц выращивают “травку” в горшках с землей: проростки пшеницы, рапса, подсолнечника, проса.

Приобретать канареек лучше в осенне-зимние месяцы (с ноября по февраль): к этому времени все самцы заканчивают линьку, набираются сил и поют свои песни достаточно громко, а потому в исполнении каждого колена хорошо выявляются как достоинства, так и недостатки. С февраля пение самцов несколько ухудшается: наступает период гнездования, кенары начинают возбуждаться.

В летнее время взрослые птицы линяют. Самцы при этом не поют или поют очень мало, а еще не линявшие “подростки” пока не сформировали песню.

Птицу надо осматривать в спокойной обстановке и не торопясь, чтобы потом не раскаиваться. Лучше всего делать это в хозяйстве опытного кенаровода, содержащего однотипно поющих птиц. Прослушивают кенаров индивидуально, так как в хоре все дефекты замечаются плохо, да и полностью выявить достоинства птицы не удается.

Для разведения рекомендуется приобретать не менее двух кенаров с хорошо сложившейся одинаковой песней. Самцы, поющие вполголоса, – в основном молодые или больные.

С возрастом у канарейки постепенно увеличиваются коготки и разрастаются чешуйки на лапках. К четырем-пяти годам птичка становится не такой подвижной и активной, как, например, в годовалом возрасте, хотя внешне она почти не изменяется. При хорошем уходе и правильном кормлении канарейки живут 10-15 лет.

Чтобы отличить кенара от самки, птичку берут в руку, переворачивают вверх животом и раздувают перья в его нижней части. У самца клоака вытянута в трубочку с перышками на конце, у самки это место плоское.

Паре канареек для гнездования понадобится клетка длиной 55-60, шириной 30 и высотой 30-40 сантиметров. В такую же просторную клетку на время отсаживают от родителей ставшую самостоятельной “молодежь”.

Читайте также:  Паразиты у попугаев: виды и способы лечения

Разведение канареек – целая наука. Эта тема по праву заслуживает отдельной статьи.

Как выбрать кенара?

Кенарами называют певчих самцов канареек. Ни одна другая птица для домашнего содержания не сравнится с ними в певческих талантах. Кенар не просто издает красивые трели, но и воспроизводит целые композиции, со множеством колен и переливов. Но, отправляясь за пернатым певцом, будьте внимательны: не все из них поют одинаково хорошо. О том, как выбрать кенара, поговорим в нашей статье.

Как выбрать поющего кенара?

Лучший способ не ошибиться – это услышать пение птицы. Но будет ли кенар петь, во многом зависит от окружающей обстановки и его самочувствия.

Находясь на птичьем рынке среди других животных, канарейки нервничают и не торопятся радовать прохожих своим пением. А бывают и обратные ситуации. Храбрые, любопытные канарейки, напротив, затеивают игры в дразнилки и копируют окружающие звуки: реплики говорящих попугаев, крики других птиц, слова прохожих. Новый репертуар может так им понравиться, что они еще долго будут его повторять!

В зоомагазинах канарейки также могут безмолвствовать. Обычно это происходит из-за некорректного содержания, например, из-за недостатка места в клетке. Возможно, вам приходилось видеть, как несколько канареек ютятся в одной крошечной клетке? Такая обстановка не располагает к урокам музыки.

Взрослые кенары должны сидеть в отдельных клетках. Каждый – в своей!

Если кенар упорно молчит, спросите у продавца, в какое время он распевается. Часто канарейки поют утром или вечером, в часы, когда в магазине еще не очень много народу. Попробуйте прийти в это время.

Шансов услышать пение канарейки больше, если вы приобретаете ее у заводчика. Привычный дом – лучшая обстановка для пения.

Выбирая питомца, не акцентируйтесь только на голосе. Осмотрите внешний вид птицы, понаблюдайте за ее поведением. У здоровой канарейки ровное, густое оперение, чистые глазки и клюв, а также область под хвостиком. Она жизнерадостна, весела и любопытна. Апатия и отсутствие интереса к происходящему – тревожный симптом.

Если птица выглядит уставшей, она не устала – она больна!

Где покупать кенара?

Приобрести кенара можно в зоомагазине, на птичьем рынке или у заводчика. Третий вариант самый надежный. Во-первых, у ответственного заводчика вы гарантированно приобретаете здоровую и выращенную в хороших условиях птицу, со всеми необходимыми справками. А во-вторых, вокальный талант передается по наследству, и профессиональные заводчики «готовят» певцов из поколения в поколение, укрепляя их лучшие качества.

Не торопитесь с приобретением питомца. Почитайте форумы, познакомьтесь с заводчиками и их предложениями, посмотрите отзывы о них. Изучив достаточно информации, вы сможете сделать взвешенный выбор.

Обменяйтесь с заводчиком контактами. Вы всегда сможете обратиться к нему при возникновении вопросов. А ему будет приятно узнать, как дела у вашего питомца.

Когда покупать кенара?

Не певчая канарейка готова к переезду в новый дом уже через месяц после рождения. Однако с кенарами торопиться не стоит. Сначала им нужно окрепнуть и распеться.

В каком возрасте кенар начинает петь? Здесь все индивидуально, но птенцы чаще всего не поют. На формирование вокальных талантов уйдет не одна неделя. Кроме того, в возрасте 2-6 месяцев канарейку ждет испытание линькой. Первая линька – большой стресс для организма, и птице в этот период не до песен. Любовь к музыке вернется примерно через месяц после смены перышек.

Идеальный возраст для покупки кенара – от 6 месяцев, когда линька остается позади. Полугодовалая канарейка уже социализирована и готова к переезду в новый дом. Адаптировавшись и привыкнув к хозяину, она обязательно продемонстрирует свои певческие таланты. И хорошая новость для вас: лучшее еще впереди! Как бы красиво ни пел сейчас кенар, его музыкальные способности в полной мере раскроются только к одному году. Вы еще не раз удивитесь его прекрасной песне!

Пение канарейки

Существует очень много пород певчих канареек, которые разводятся в пределах какой-либо одной страны.

Хорошо известные породы получившие международное признание:

  • Немецкая – роллер
  • Бельгийская – ватершлягер или малинуа
  • Испанская или тимбрадос
  • Американский сингер
  • Русская канарейка овсяночного напева

    Как уже говорилось, люди заинтересовались канарейками исключительно из-за песни, и лишь значительно позже были выведены цветные и декоративные породы этих птиц. Одно из свойств канарейки, которое привлекло к себе внимание, – умение подражать голосам других пернатых, Имитация, или пересмешничество, наряду с собственной приятной песней сделали канареек незаменимыми обитателями наших квартир, К примеру, в 1970-х годах в нашей стране была выпущена пластинка с записью говорящей канарейки Пинчи, которая прекрасно подражала голосу своей хозяйки и произносила целые фразы.

    Старейшая порода певчих канареек выведена еще в XV веке в Испании. Ее название тимбрадос. Как полагают, она была получена путем скрещивания канарейки, вывезенной с Канарских островов, с европейским канареечным вьюрком. Порода тимбрадос существует и по сей день. Она не является родоначальником других пород певчих канареек и представляет собой местную аборигенную породу. Эти птицы поют с полуоткрытым клювом.

    На рубеже XVI – XVII веков итальянские одомашненные канарейки желтого цвета появились в Тироле, где велась интенсивная торговля с итальянскими купцами. Из этого города птицы попали в близлежащие шахтерские местечки Имст и Андреасберг.

    Спустя несколько десятилетий канароводы научились облагораживать песню своих питомцев, применяя искусственный отбор и обучение песне. В качестве учителей тирольцы использовали лучших местных певцов: соловья, славку-черноголовку, зяблика, коноплянку, жаворонка. Некоторые любители обучали молодых кенаров мелодиям, наигранным на флейте или небольшом органе. Постепенно удалось получить птиц, поющих с закрытым клювом, не очень громко и с низкими нотами. Такая песня называлась тирольской соловьиной песней, а порода канареек гарцскими роллерами. Особенно выдающиеся певцы были в коллекции В.Труте, а позже у Зейферта.

    В нашей стране гарцских роллеров иногда называют канарейками дудочного напева. Окрашены они в зеленый, желтый или желто-пегий цвета. Во время пении у самцов вертикальная посадка. Почти все туры (колена) песни кенары поют с закрытым клювом. Особенно ценятся глухие, низкие звуки. В песне бывает до 9 и более туров. Основные из них, за которые птицы на выставках-конкурсах получают наибольший балл: глухой раскат, кнорра и журчащий раскат. Второстепенные туры носят названия: глухой колокольчик, раскат колокольчика, шокель, клохтанье, свистки, колокольчик. Глухой раскат может быть ровным, понижающимся, повышающимся и волнообразным. Его можно передать как “оророророр” или “уруруру-рурур”. И чем ниже звучит это колено, тем больше ценится оно.

    Кнорра – название звукоподражательное. Эта басовая трель звучит как “кнурррр” или “кнорррр”. Лучшие роллеры поют мягко и ровно, без резких звуков, плавно переходя от колена к колену.

    Бельгийская певчая канарейка малинуа выведена в конце XIX века в окрестностях города Мехельна. Ранее она называлась фландрская малинуа и по сей день славится не только своим пением, но и красотой, стройностью и изяществом. Поют самцы, лишь слегка приоткрыв клюв. Самые ценные колена песни: журчанье, бульканье и клокотанье. В песню лучших самцов включены колена: кнорра, флейта и колокольчик, изредка – шокель. Заканчивается песня тремя коленами соловья.

    Эти три породы зарегистрированы Всемирной конфедерацией разводчиков певчих и декоративных птиц (СОМ).

    В настоящее время продолжается работа по выведению новых пород певчих канареек. В послевоенное время в США и европейских странах началась работа по выведению певчей красной канарейки. Материалом послужили красная цветная канарейка и гарцский роллер. Порода будет называться цветной роллер. Итальянские любители работают над выведением новой породы певчей канарейки фиуме и называют ее итальянский соловей. В качестве исходных форм взяты роллер и малинуа. Полученных птиц обучают пению соловья.

    Канароводство в России берет начало в XVIII веке, когда тирольские купцы стали завозить канареек из Имста в Москву. Птицы понравились и хорошо раскупались. Уже в XIX веке канароводство получило быстрое развитие и стало одной из доходных статей в некоторых селах и городах Калужской, Тульской, Брянской и Смоленской губерний. Через Нижегородскую и другие ярмарки канарейки распространялись по всей стране.

    У тирольских канареек в то время был еще громкий напев диких птиц, поэтому русские селекционеры принялись за выведение породы певчих канареек, имеющих мелодичное пение, без резких звуков. Селекционеры отбирали самцов, поющих нежными высокими коленами. Использовали и различные способы обучения птиц. “Учителями” канареек были обыкновенная овсянка, большая синица, московка и гаичка. Иногда самые выдающиеся кенары “обучали” своих собратьев. Напев получил название овсяночного. Птицы овсяночного напева были желтые, зеленые или желто-пегие с темными пятнышками на спине. Пели они, как и их дикие предки, с раскрытым клювом.

    Особенно ценились павловские канарейки овсяночного напева. Они были хорошо известны в дареволюционной России. Кустариумельцы города Павлова-на-Оке содержали различных птиц, а канареечная охота была доведена у них до совершенства. Павловские канарейки били красивого лимонного цвета, очень стройные, подвижные, с темными глазами. Они отличались своеобразным исполнением и построением песни. В то время павловские любители содержали различных птиц отечественной фауны: зябликов, лесных жаворонков (юл), обыкновенных и горных овсянок, дубровников, различных синиц. Канарейки им ли возможность пополнить свой репертуар красивыми коленами из песен этих птиц. И пошла по России слава рябовской, власовской, чиченковской, емельяновской канареек овсяночного напева.

    В среде старых охотников возникла сильная конкуренция по улучшению песни канареек. К учителю кенара предъявлялись высокие требования. Прежде чем отловить овсянку или другого певца, охотник исхаживал немало лесных дорог, прослушивал пение многих птиц. Эта кропотливая работа принесла желанные плоды. Постепенно сформировалась песня павловских канареек. Песня, как правило, начиналась с тройника, двойника или россыпи. В ней были колена большой синицы – куликовое и весеннее, которые ценились высоко, Из песни обыкновенной овсянки кенары переняли колокольчик, отбои, цонканье, пеньканье и другие. В песне слышались и колена лесного жаворонка – юлы: кулики, дудочки, флейта. Песни были очень сочными по тональности с плавными переходами от одного тура к другому, с достаточно широким диапазоном.

    Как же можно научить петь канарейку? Кстати, хорошо поют только самцы, а самки либо вовсе не поют, либо имеют негромкую простую песню. Обучают певчих канареек так же, как и сто лет назад. Из самостоятельно кормящегося выводка птенцов отбирают самцов. Молодые самцы начинают тихо бормотать свои песни уже в возрасте 1,5 – 2 месяцев. Их отделяют от группы и помещают по одному в маленькие клетки. Там движения их ограничены. Взрослого, хорошо поющего самца также сажают в маленькую клетку и ставят ее около молодых. Можно все клетки поставить одна на другую – колонкой, тогда кенары не видят друг друга и не отвлекаются от обучения. Самец-учитель много поет, а молодые должны внимательно слушать его песню. Для этого их клетки на 1 – 2 часа завешивают плотной материей или ставят в специальный шкаф. Постепенно голоса у молодых кенаров окрепнут и в январе – феврале зазвучат со всей громкостью, присущей этим замечательным птицам.

    При оценке песни молодых половозрелых самцов нужно обращать внимание на присутствие нежелательных колен – брака песни, Это различные скрипы, тявканье, чавканье, трескотня и другие “помарки”. Таких колен должно быть как можно меньше. В это время любители производят отбраковку, оставляя на племя только лучших певцов. Для обогащения песни молодых красивыми коленами, кроме кенара-учителя, можно держать рядом таких наших природных птиц, как обыкновенная овсянка, большая синица, московка. Но это можно рекомендовать только опытным любителям, селекционерам-разводчикам.

    Павловские любители приурочивали вывод молодняка к летнему периоду. Самцов-учителей (одного-двух) содержали отдельно от самок и молодняка. При обучении молодых ставили в ряд по 8 – 10 клеток, плотно их закрывали и вносили “учителя”. За ним строго следили. И если певец уставал и недопевал или пропускал колено, ему давали возможность отдохнуть. Среди молодых кенаров производили строжайший отбор по качеству пения.

    В последние годы качество пения русской канарейки заметно ухудшилось. Некоторые любители пытаются обучать птиц при помощи магнитофона. Но это не всегда играет положительную роль при формировании хорошей песни. Колена (туры) природных птиц в исполнении канареек стали звучать искаженно. Необходимо восстановить культуру русского канароводства и продолжить селекционную работу с русской певчей канарейкой овсяночного напева.

    В 1978 году Московская секция канароводов-любителей откорректировала прежним шкалу оценок песни русской канарейки, добавив и нее новые колена. Перечислим основные: “запевка” тройник, двойник, прямая; “кулики” – двойные и одинарные; “россыпи” – обыкновенные, бубенцовые, серебристые, кузнечиковые; “овсянки” – обыкновенные, отбойные, подъемные, колокольчик; “бубенцы”; “раскаты”; “отбои” – диин-доон, цоон-цоон и другие; “синицы большие” – обыкновенные, куликовые, весенние; “синицы малые”, вставные колена – тляу-тляу, тля-тля, пия-пии, кулики, обыкновенные, юла и прочие. Среди них особенно ценны: “россыпь” – длинная звонкая трель “ририририри. “; “овсянка” ряд звуков более низкого тона, напоминающих нежную песню обыкновенной овсянки; отбой – медленное повторение отрывистых звуков, повторяющееся как “тон-тон-тон. “; “колокольчик” – длинный ряд звуков, напоминающий звон маленького колокольчика. От большой синицы кенары переняли колено “ци-фи, ци-фи, ци-фи” или “кули, кули, кули”, которое носит название “кулик”.

    Нежелательны колена, или диссонансы: рычки, упоры, трещотки, другие резкие и неприятные звуки.

    Читайте также:  Витамины и минеральные подкормки для попугая: что выбрать?

    Важным этапом развития отечественного канароводства будет выход на международную арену и официальная регистрация Всемирной конфедерацией разводчиков певчих и декоративных птиц (СОМ) русской певчей канарейки.

    Энциклопедия владельца птицы

    Доска объявлений

    Хочу разочаровать наших канароводов-патриотов – в современной зарубежной литературе практически отсутствует упоминание о русской певчей канарейке.

    По всей видимости, всемирная слава, о которой они говорят, а некоторые и пишут, не дошла до тех отдаленных мест. Лишь болгарские канароводы Никола Боев и Никола Грудев в своих изданиях кратко упоминают русскую канарейку.

    Вот что пишет в своей книге Никола Боев:

    «В России канарейки появились вероятно в начале 18 века, когда тирольские торговцы птицами стали проникать в населенные пункты России, особенно в Петербург и Москву. В начале 19 века начало развиваться местное канароводство. Постепенно содержание канареек стало вытеснять местные традиции содержания щеглов, чижей и других диких птиц. Владельцы стали сами разводить канареек на продажу. Начался и отбор птиц по благозвучности песни. В качестве учителей им представляли местные виды певчих птиц, среди которых были овсянки, черная синица, овсянка дубровник и т.д. К 1910 году в России уже преобладали канарейки с овсянковым напевом. Они превосходили в нежности и мелодичности гарцкого роллера (около 1930 года). Вторая мировая война подорвала школу русской канарейки.»

    Никола Грудев считал русскую певчую канарейку певчей местной вариацией с неустановившимися наследственными признаками. Вместе с тем, он полагал, что, несмотря на созвучие нашей канарейки с породой тимбрадо, при известном стремлении российских канароводов вполне достижимо из имеющегося материала создать еще одну оригинальную певчую породу.

    В современной же российской литературе не проскальзывает даже тени сомнения относительно того, является ли наша канарейка сформировавшейся породой или нет. Российские канароводы вполне уверены, что русская певчая канарейка уже является вполне устойчивой породой и вполне готова к официальному признанию.

    Давайте же рассмотрим, что же сейчас на самом деле представляет русская канарейка? Можно ли ее назвать породой и готова ли она к официальному утверждению и выходу на международный уровень?

    Прежде чем мы начнем рассматривать нынешнюю канарейку, давайте разберемся, что же такое порода?

    Начнем с общего определения термина «порода». Какие признаки характеризуют породу?

    Порода – группа животных одного вида, общего происхождения, характеризующаяся определенным типом конституции и экстерьера, сформированными в определенных условиях внешней среды в результате целенаправленной работы человека, и обладающая способностью передавать потомству свои физиологические, морфологические и иные полезные признаки.

    Если отбросить научную терминологию, порода – это группа животных, основным признаком которых является передача по наследству своих внешних и внутренних признаков. По отношению к рассматриваемой нами теме – если наша канарейка является породой, то она должна обладать рядом характеристик, присущих только нашей канарейке, которые передаются по наследству.

    Некоторые сторонники породы в качестве главных аргументов приводят следующие. Во-первых, почти столетняя история овсяночного напева, т.е. периода, вполне достаточного для становления и стабилизации породы. Во-вторых, способность канарейки к обучению. В-третьих, исполнение песни в высокой тональности. И в-четвертых, исполнение песни с открытым клювом.

    Но все эти «особенности», в общем-то, в той или иной степени, присущи всем породам канареек.

    Все официально признанные певчие породы имеют ничуть не меньшую, а даже более длительную историю. Надо помнить, что к нам канарейка пришла с Запада, когда там уже велась работа над созданием пород. Еще в начале прошлого века по всем певчим породам уже существовали своеобразные, пока еще непризнанные официально стандарты. Любители–разводчики старались придерживаться при разведении породных признаков: цвета, экстерьера и напева.
    Способность к имитации в той или иной мере также заложена у большинства видов певчих птиц. Считать нашу канарейку породой только за то, что она может хорошо имитировать звуки, очевидно, будет неверно. Да, обучение молодых канареек в определенной мере основано на способности к имитации.

    За последние десятилетия генетика наших канареек была расшатана донельзя. Для канароводов она превратилась в инструмент для записи оригинальных песен. Не случайно сейчас в ходу мнение, что наша канарейка самая талантливая в отношении восприятия новых напевов. Некоторые идут дальше и утверждают, что нашу канарейку можно каждый год обучать новой песне. И все искусство канаровода заключается в умении обучить конкретную птицу.

    То же самое касается и аргумента о высокой тональности. Это тоже не является особенностью только наших канареек. Песня дикой канарейки, а также некоторые колена песни породы канарейки малинуа тоже имеют тональность, сравнимую с тональностью русской канарейки. А уж тональность тимбрадо настолько высока, что знакомые с этой породой считают ее аналогом овсяночной канарейки.

    Другой аргумент – только наша канарейка поет с открытым клювом. Этот признак многими отечественными канароводами до сих пор приводится как исключительный признак породы русская певчая канарейка. Этому заблуждению мы обязаны малому знакомству с другими породами. Все официально признанные певчие породы канареек также исполняют песню с открытым клювом. У тимбрадо клюв при пении открыт также, как и у нашей канарейки, малинуа и роллеры исполняют песню с полузакрытым клювом, но некоторые колена пропеваются также с открытым клювом. Так что этот признак не может быть признан исключительной особенностью канарейки овсяночного напева.

    Таким образом, эти особенности не могут быть признаны характерными только для культивируемых у нас канареек. Хотя вкупе с другими чертами они могут быть чертами породы.

    Главное отличие певчих пород от цветных и фигурных заключается в том, что характерные черты породы (песня) генетически закреплены и передаются по наследству от родителей детям. Генетически закреплены не только основные колена, но и тональность исполнения, закреплены экстерьерные признаки, т.е. посадка на жердочке, характерная поза, цвет оперения, размеры. У цветных и фигурных песня может быть совершенно произвольная. У этих пород генетически закрепляются внешние признаки, экстерьерные: размер, форма тела, пропорциональность частей тела, оперенность и т.д. Все это не только отличает породу, но и способствуют ее сохранению. Все эти отличия закреплены стандартами, т.е. общепринятым описанием всех характерных особенностей данной породы. Стандарты разрабатываются и принимаются национальными организациями разводчиков.

    Каждая певчая порода имеет свой стандарт на экстерьер, т.е. внешнее описание породы. Создание стандарта – это не только дань стремлению узаконить автора породы.

    Различия между породами певчих канареек также заложены генетически и выражаются в передаче по наследству особой для данной породы тональности исполнения, некоторых определенных колен, посадке на жердочке, форме тела. Можем ли мы сейчас сделать описание характерных признаков нашей канарейки, которые бы строго передавались по наследству?

    Рассмотрим нашу канарейку с генетической стороны, в частности, передачу по наследству внешних признаков (экстерьера) и особенностей песни.

    На наших конкурсах пения можно встретить птиц с самыми разнообразными окрасами и конституциями: от прекрасных по форме до обладающих всеми признаками вырождения.

    Это связано с тем, что для большинства отечественных канароводов вопрос экстерьера настолько второстепенен, что даже не достоин внимания. По мнению большинства любителей птиц, главное для певчей канарейки – это красивая песня. Зачем ставить для канароводов какие-то ограничивающие рамки по размерам, посадке, способности к воспроизводству и т.д.? Совершенно неважно, как внешне выглядит певчий кенар. Такое утверждение говорит о полном непонимании термина «порода». Любой грамотный селекционер скажет, что отбор по одному признаку неизбежно приводит к дестабилизации других признаков и, в конечном счете, к вырождению (о чем будет сказано подробнее в соответствующей главе).

    Более того, экстерьер генетически связан с качеством пения. Согласитесь, что прекрасно развитая, широкогрудая и энергичная птица имеет больше возможностей для исполнения качественной песни, чем узкогрудая и хилая. Канаровод должен быть заинтересован в здоровье не только своей птицы, но и всей породы в целом. А здоровье породы зависит от правильного ведения селекции в каждом хозяйстве и постоянного поддерживания чистоты породы. Здесь цель – не создать нечто оригинальное, а найти такую форму и размер птицы, которые бы позволяли максимально раскрыть певческие возможности. Экстерьер породы – это плод изысканий не одного поколения селекционеров. Стандарт породы призван также уберечь породу от растворения, от бездумного скрещивания.

    В настоящее время мы не сможем даже дать внешнее описание. Посадка, поза при пении, размеры, цвет – все это настолько разные, что введение каких-то ограничений обязательно вызовет яростную полемику среди канароводов.

    Теперь о песне. Песня наших канареек оригинальна, хотя и очень близка к песне тимбрадо. Она имеет несколько иной набор колен и строй песни. Но может ли быть признаком породы только сама песня? Часто канароводы говорят, почему же это не порода, если почти все канарейки в нашем городе имеют практически одинаковую песню и имеют одинаковый набор колен?

    Давайте подробнее рассмотрим этот вопрос. Является ли исполнение одинаковой песни признаком породы? Все любители птиц знают, что взятого птенца волнистого попугайчика можно обучить произносить слова и насвистывать популярные песенки. Можно вырастить десяток таких птиц, обучить их одной мелодии и устраивать конкурсы на лучшее исполнение. Но можно ли будет назвать эту группу птиц породой только за то, что они исполняют одну и ту же песню?

    А теперь вернемся к канарейкам. Можно ли назвать породой подобную же группу канареек, также исполняющих одну и ту же песню?

    В принципе, нет никакой разницы между исполнением попугайчика и песней канарейки. Суть не в том, какое количество птиц исполняет один напев: одна или десяток. Суть заключается в том, закреплена ли эта песня генетически, то есть, передает ли птица своему потомству песню. Это является признаком породы.

    Из этого мы пришли к выводу, что канарейки данного города не могут считаться породой исходя только из того факта, что большинство птиц в данном городе благодаря усилиям канароводов исполняют одну и ту же мелодию или следуют одному ходу. Важно, чтобы какие-то колена были закреплены генетически, то есть передавались по наследству от родителей детям.

    Все ныне признанные певчие породы канареек обладают способностью передавать по наследству именно присущие породе колена. Это не означает, что роллера в принципе нельзя обучить песне малинуа или тимбрадос. Но как бы мы не старались, в песне роллера все равно со временем появятся характерные для роллера колена. Это и есть наследственность и порода.

    О наследовании песни наших канареек специальных исследований, к сожалению, не проводилось. Тем не менее, факт ЛЕГКОГО обучения («взятия в песню») и сохранения в песне большинства канареек некоторых колен может говорить о наследственной закрепленности этих колен, наследственной предрасположенности к исполнению этих колен.

    Может говорить, но не более. Как уже говорилось выше, одной и той же песне можно обучить всех канареек города. Но это будут всего лишь обученные птицы и не более того. Мы же знаем, какие большие деньги канароводы готовы отдать за понравившуюся песню и сколько затратить сил, чтобы «вбить» в своих канареек этот напев. Что же тут странного, если у большинства канареек в песне присутствуют одни и те же колена и примерно один и тот же ход? В свое время не только один город, но и вся страна напевала пугачевский хит «Арлекино». Так же и у канароводов, какой-то ход или колено вдруг становится хитом сезона и упорно прививается всеми своим канарейкам. Какая уж тут наследственная закрепленность этого колена! Эта песня может и не носить наследственный характер, как не несет наследственный характер разговор молодых попугайчиков, обучившихся от своего родителя.

    Вопрос использования фактора наследственности имеет первостатейное значение при создании певчей породы канареек. Сейчас мы не можем, опираясь только на факт единой песни, говорить однозначно о наследственной ее природе. Единая песня может быть результатом только обучения. Без всякого влияния наследственности. И в этом случае говорить о нашей канарейке как о породе не приходится. Можем ли мы быть настолько уверены, что если обучить нашу канарейку песне роллера, у ней, независимо от этого, все таки проявится колено «овсянка»? Увы, нет такой уверенности.

    Используется ли фактор наследственности в практике большинства наших канароводов?

    Надо сказать, что только считанные единицы имеют представление о селекционной работе, ведут собственную линию, грамотно оформляют записи и анализируют результаты. Они-то и являются пока хранителями птицы, имеющей определенные устоявшиеся племенные качества.

    Основная же часть канароводов мечется в поисках «племенного материала». Каждый год у них встает одна и та же проблема – где купить «чистопородного» самца в качестве учителя, качественную пленку или диск с записями. Причем, чаще всего «родная» песня приобретенного самца может быть далека от песни на диске или ленте. Желание получить классного певца быстрым способом, без долгих лет упорного труда, приводит к уничтожению остатков породы, исчезновению отдельных линий, замене селекционных методов воспитания песни простой дрессировкой. А это уже путь в никуда.

    Исходя из вышесказанного, можно сделать один вывод.

    Русская канарейка пока существует только как материал, как возможность, набросок будущей породы. Генетический баланс имеющейся популяции певчих канареек сохранил отличную от других пород песню. Можно предположить, что у некоторого количества птиц эта часть песни носит уже в какой то мере наследственный характер.

    Читайте также:  Черноголовый попугай, черноголовая аратинга (нандая)

    Для создания же устойчивой полноценной породы нужно в первую очередь провести широкую просветительскую работу среди наших канароводов, вооружить их знаниями по биологии канарейки, знаниями по генетике и ведению селекционной работы, наметить план восстановления породы. Для этого выявить характерные, определяющие породу колена, определить, при каких экстерьерных характеристиках наиболее полно проявляются певческий потенциал, закрепить все это стандартом породы и в дальнейшем вести работу по стабилизации породы, т.е. дальнейшему генетическому закреплению породных признаков.

    Евгений Малаханов

    Все материалы данного сайта, в том числе структура расположения информации и графическое оформление (дизайн), являются объектами авторского права. Копирование информации на сторонние ресурсы и сайты сети Интернет, а также любое иное использование материалов сайта без предварительного согласия правообладателя НЕ ДОПУСКАЕТСЯ.

    При копировании материалов сайта (в случае получения согласия правообладателя), размещение активной индексируемой гиперссылки на сайт обязательно.

    Канарейки и другие певчие

    Люди заинтересовались канарейками исключительно из-за песни, и лишь значительно позже были выведены цветные и декоративные породы этих птиц. Одно из свойств канарейки, которое привлекло к себе внимание, – умение подражать голосам других пернатых, Имитация, или пересмешничество, наряду с собственной приятной песней сделали канареек незаменимыми обитателями наших квартир, К примеру, в 1970-х годах в нашей стране была выпущена пластинка с записью говорящей канарейки Пинчи, которая прекрасно подражала голосу своей хозяйки и произносила целые фразы.

    Старейшая порода певчих канареек выведена еще в XV веке в Испании. Ее название тимбрадос. Как полагают, она была получена путем скрещивания канарейки, вывезенной с Канарских островов, с европейским канареечным вьюрком. Порода тимбрадос существует и по сей день. Она не является родоначальником других пород певчих канареек и представляет собой местную аборигенную породу. Эти птицы поют с полуоткрытым клювом.

    На рубеже XVI – XVII веков итальянские одомашненные канарейки желтого цвета появились в Тироле, где велась интенсивная торговля с итальянскими купцами. Из этого города птицы попали в близлежащие шахтерские местечки Имст и Андреасберг.

    Спустя несколько десятилетий канароводы научились облагораживать песню своих питомцев, применяя искусственный отбор и обучение песне. В качестве учителей тирольцы использовали лучших местных певцов: соловья, славку-черноголовку, зяблика, коноплянку, жаворонка. Некоторые любители обучали молодых кенаров мелодиям, наигранным на флейте или небольшом органе. Постепенно удалось получить птиц, поющих с закрытым клювом, не очень громко и с низкими нотами. Такая песня называлась тирольской соловьиной песней, а порода канареек гарцскими роллерами. Особенно выдающиеся певцы были в коллекции В.Труте, а позже у Зейферта.

    В нашей стране гарцских роллеров иногда называют канарейками дудочного напева. Окрашены они в зеленый, желтый или желто-пегий цвета. Во время пении у самцов вертикальная посадка. Почти все туры (колена) песни кенары поют с закрытым клювом. Особенно ценятся глухие, низкие звуки. В песне бывает до 9 и более туров. Основные из них, за которые птицы на выставках-конкурсах получают наибольший балл: глухой раскат, кнорра и журчащий раскат. Второстепенные туры носят названия: глухой колокольчик, раскат колокольчика, шокель, клохтанье, свистки, колокольчик. Глухой раскат может быть ровным, понижающимся, повышающимся и волнообразным. Его можно передать как “оророророр” или “уруруру-рурур”. И чем ниже звучит это колено, тем больше ценится оно.

    Кнорра – название звукоподражательное. Эта басовая трель звучит как “кнурррр” или “кнорррр”. Лучшие роллеры поют мягко и ровно, без резких звуков, плавно переходя от колена к колену.

    Бельгийская певчая канарейка малинуа выведена в конце XIX века в окрестностях города Мехельна. Ранее она называлась фландрская малинуа и по сей день славится не только своим пением, но и красотой, стройностью и изяществом. Поют самцы, лишь слегка приоткрыв клюв. Самые ценные колена песни: журчанье, бульканье и клокотанье. В песню лучших самцов включены колена: кнорра, флейта и колокольчик, изредка – шокель. Заканчивается песня тремя коленами соловья.

    Эти три породы зарегистрированы Всемирной конфедерацией разводчиков певчих и декоративных птиц (СОМ).

    В настоящее время продолжается работа по выведению новых пород певчих канареек. В послевоенное время в США и европейских странах началась работа по выведению певчей красной канарейки. Материалом послужили красная цветная канарейка и гарцский роллер. Порода будет называться цветной роллер. Итальянские любители работают над выведением новой породы певчей канарейки фиуме и называют ее итальянский соловей. В качестве исходных форм взяты роллер и малинуа. Полученных птиц обучают пению соловья.

    Канароводство в России берет начало в XVIII веке, когда тирольские купцы стали завозить канареек из Имста в Москву. Птицы понравились и хорошо раскупались. Уже в XIX веке канароводство получило быстрое развитие и стало одной из доходных статей в некоторых селах и городах Калужской, Тульской, Брянской и Смоленской губерний. Через Нижегородскую и другие ярмарки канарейки распространялись по всей стране.

    У тирольских канареек в то время был еще громкий напев диких птиц, поэтому русские селекционеры принялись за выведение породы певчих канареек, имеющих мелодичное пение, без резких звуков. Селекционеры отбирали самцов, поющих нежными высокими коленами. Использовали и различные способы обучения птиц. “Учителями” канареек были обыкновенная овсянка, большая синица, московка и гаичка. Иногда самые выдающиеся кенары “обучали” своих собратьев. Напев получил название овсяночного. Птицы овсяночного напева были желтые, зеленые или желто-пегие с темными пятнышками на спине. Пели они, как и их дикие предки, с раскрытым клювом.

    Особенно ценились павловские канарейки овсяночного напева. Они были хорошо известны в дареволюционной России. Кустариумельцы города Павлова-на-Оке содержали различных птиц, а канареечная охота была доведена у них до совершенства. Павловские канарейки били красивого лимонного цвета, очень стройные, подвижные, с темными глазами. Они отличались своеобразным исполнением и построением песни. В то время павловские любители содержали различных птиц отечественной фауны: зябликов, лесных жаворонков (юл), обыкновенных и горных овсянок, дубровников, различных синиц. Канарейки им ли возможность пополнить свой репертуар красивыми коленами из песен этих птиц. И пошла по России слава рябовской, власовской, чиченковской, емельяновской канареек овсяночного напева.

    Русская певчая канарейка

    Русская певчая канарейка

    Эта порода, к сожалению, пока еще не получила международного признания и не была зарегистрирована в СОМ. Причиной этого в первую очередь можно назвать то, что она не обладает какой-либо определенной, генетически закрепленной песней. Каждая птица имеет свое особое пение.

    Несмотря на этот недостаток, русская певчая канарейка до сих пор остается в России самой популярной.

    В конце XIX – начале XX в. пение канарейки можно было услышать практически в любом русском трактире. Владельцы этих заведений чаще всего, не имея возможности нанимать певцов, использовали для развлечения посетителей певчих птиц. Неприхотливые канарейки успешно заменили соловьев и жаворонков и приобрели популярность среди всех слоев населения.

    В трактирах невольно происходил отбор птиц. Хозяева трактиров отбирали самых громко поющих птиц, которых было слышно даже сквозь гул толпы.

    Разные российские писатели и поэты написали немало строк об этих неутомимых певцах. Так, Бунин не раз упоминал в своих рассказах о «золотой чужеземной певунье, заливавшейся над трактирною толпой», он же посвятил ей одно из своих стихотворений. Слова о трактирной канарейке встречаются и у Горького, который, по словам современников, любил заходить в один из трактиров вместе с Шаляпиным, специально чтобы послушать пение местных кенаров, хотя вообще не очень любил птиц.

    Именно в трактирах начали проводить первые состязания в пении среди кенаров. Посетители сообща обсуждали достоинства и недостатки пения, побуждая хозяев птиц стремиться к улучшению качества песни их питомцев.

    Так, например, канароводы Полотняного завода и города Павлова систематически отбирали только тех птиц, чьи голоса были наиболее нежными и мелодичными. Одновременно они пытались сами учить их пению с помощью музыкальных инструментов и других птиц, постепенно разрабатывая собственные методы обучения. В результате приложенных усилий российским канароводам удалось очистить песню канарейки от слишком громких и резких звуков, но в то же время сделать более совершенными самые нежные и мелодичные туры.

    Основным методом обучения у российских канароводов было использование в качестве учителей лесных птиц средней полосы России. Постепенно песня русских канареек обогатилась трелями синицы, обыкновенной овсянки, овсянки-дубровника. Именно поэтому их и по сей день называют канарейками овсяночного напева.

    Некоторые канароводы научились сами имитировать пение диких птиц с помощью специальных дудочек или простого насвистывания. Однако самыми лучшими учителями всегда оставались поющие кенары, завоевавшие всеобщую любовь и признание своим пением.

    Впервые новая разновидность канареек отечественного разведения появилась в конце XIX в. Их называли канарейками овсяночного напева. Русские любители дали также название каждому исполняемому ими туру.

    Канарейки овсяночного напева были, как правило, однотонного желтого окраса, иногда с маленькими темными пятнами на голове или спине. Были также и ярко-зеленые особи. Свои песни канарейки исполняют с открытым клювом, как и их дикие сородичи.

    К основным турам канареек овсяночного напева относят серебристые и металлические россыпи, разные варианты овсянок, отбои, колокольчики, синицы, кулики.

    Резкие, режущие слух звуки, а также громкие соловьиные колена считались браком.

    Россыпь представляет собой очень звонкую и длинную трель, создающую впечатление стремительной россыпи звуков. Ее можно передать звуками «ри-ри-ри-ри-ри». Чем выше трель, тем приятнее на слух ее звучание. Различали серебристую и металлическую россыпь, а также некоторые другие ее виды.

    Овсянка представляет собой длинный ряд нежных мелодичных звуков, более низких, чем россыпь, и менее стремительных. Она чудесно звенит и замирает на конце, как у обыкновенной овсянки. Различали несколько видов овсянки: высокотональную, отбойную и обыкновенную.

    Отбой состоит из ряда коротких отрывистых звуков, повторяющихся 5–6 раз и похожих на звуки «тон-тон-тон». Иногда он получается слегка искаженным и звучит как «ти-ти-ти» или «тя-тя-тя», что не очень приятно для слуха. Такой отбой, как правило, бракуется на конкурсах.

    Колокольчик овсяного напева несколько отличается от одноименного колена роллера или бельгийской певчей. Он представляет собой очень длинный ряд звуков, похожих на звон маленького колокольчика.

    Синицы представляют собой двухсложный тур. Он очень мелодичный и звучит примерно как «ци-фи, ци-фи, ци-фи», при этом первый слог должен быть выше второго. Если колено звучит искаженно, оно отбраковывается. К сожалению, у большинства современных кенаров это колено в песне вовсе отсутствует.

    Кулики являются очень редко встречающимся в песнях кенаров коленом, которое звучит как «кули-кули-кули».

    В овсяночном напеве были и другие колена, которые походили на песни других птиц или являлись собственными импровизациями кенаров. Они были очень красивыми и мелодичными и получали название вставных колен.

    Примерно во второй половине XX в. российские канароводы начали разрабатывать у своих кенаров запевку – особенное начало песни. Запевка должна была быть вроде вступления, после которого в определенной последовательности чередовались основные и вставные колена. Запевка – это небольшая трель, которую кенары легко запоминают и повторяют 2–3 раза. Раньше различали несколько вариантов пения русской канарейки.

    Песня канареек Полотняного завода

    Она начиналась с колена под названием «овсянка», затем переходила в мелодичный нежный тур валик, плавно перетекающий в серебристую россыпь. После россыпи звучал колокольчик, который сменяла дудка, представлявшая собой глухую низкую трель, похожую на голос роллера, или высокую светлую трель. Этим коленом песня канареек Полотняного завода и заканчивалась.

    Песня павловских канареек

    Пение каждой линии птиц павловских канароводов отличалось какой-нибудь особенно-стью. Общим для всех было начало, представлявшее собой серебристую россыпь, после которой следовали другие колена: валик, овсянка, синица, кулики, а в заключении всегда звучала дудка. Пение павловских канареек было очень интересным и довольно высоко ценилось среди любителей.

    Песня канареек рябовского напева

    Птицы этого напева начали приобретать особую популярность в России примерно с 1910 г. Песни этих кенаров особенно высоко ценились (и ценятся до сих пор) благодаря чистому, нежному и мягкому звучанию песен. Особенно чисто и звонко рябовские канарейки исполняли колено колокольчик. Канарейки самого Рябова пели тихо, нежно и очень мягко, немного напоминая напевы гарцских роллеров.

    Современные русские певчие канарейки

    Во время Великой Отечественной войны канароводство в России пришло в упадок. Пение канареек овсяночного напева значительно ухудшилось, а птицы рябовского напева и вовсе перестали существовать. Однако после войны интерес к канарейкам снова возрос. В настоящее время у русских канареек очень много различных колен, присущих птицам определенных местностей на территории России.

    Однако отрицательным моментом является то, что российские канароводы все еще не пришли к определению стандарта для русской певчей породы. Точно еще не определено характерное для породы пение с присущим ему набором колен и шкалой оценок, из-за чего российские птицы не могут экспонироваться отдельной породой на международных выставках. Поэтому в России наряду с канарейками овсяночного напева разводятся гарцские роллеры.

    Российские, любители как и немецкие, предпочитают обучать пению крупных канареек светло-желтого окраса.

    В настоящее время существует еще одно направление в канароводстве – линия обыкновенных беспородных, не обучаемых специально канареек, которые, тем не менее, прекрасно поют. Песня этих певцов-самоучек строится на сочетании полученных по наследству и приобретенных колен пения. Многие из таких кенаров поют так красиво, что ими интересуются многие любители канареек. Таких птиц называют канарейками лесного напева.

  • Ссылка на основную публикацию