Порода лошади Советский тяжеловоз

Советский тяжеловоз

Советский тяжеловоз представляет собой самую крупную породу тяжеловозных лошадей в России. Эта порода и тягловая, и мясо-молочная. Вывели ее на Починковском конном заводе Горьковской (теперь Нижегородской) области. Чтобы ее получить, применяли поглотительное скрещивание потомков и помесей битюгов, орденов и першеронов с брабансонами и суффолками.

Сегодня самое ценное племенное поголовье лошадей советской тяжеловозной породы сосредоточено на Починковском и Перевозском конных заводах Нижегородской области и на Мордовском конном заводе.

Происхождение породы

Для получения новой породы использовали потомков и помеси битюгов (исчезнувшей породы первых российских тяжеловозов), а также других местных упряжных лошадей. В основе породы лежали бельгийские тяжеловозные лошади — брабансоны. В Россию их стали завозить во второй половине XIX в. Причем завозили и жеребцов, и кобыл. Однако чистопородных брабансонов разводить не стали: у крупных и сильных лошадей была рыхлая и сырая конституция. Это не имело большого значения в бельгийском климате, но мешало в более суровом русском. Кроме того, в этих условиях брабансоны имели склонность к некоторым заболеваниям ног и копыт.

Скрещивание брабансонов с местными кобылами сухой конституции позволило устранить эти недостатки, а грубоватое сложение брабансонов коневодов вполне устраивало. Началась работа над новой породой. Жеребцами-производителями, сыгравшими главную роль в ее формировании, стали брабансоны Божё, Эндижен де Леваль, Клерон Реми и Полэн де Вер. Со временем на нескольких племенных фермах и конных заводах, в том числе на Починковском и Мордовском, удалось создать большое количество племенных тяжеловозных лошадей, которые имели значительные отличия от брабансонов. Они были суше, подвижнее и гармоничнее, хотя и несколько мельче бельгийских тяжелоупряжных лошадей. Такие животные удовлетворяли требованиям сельского хозяйства. Новая порода получила название советская тяжеловозная и была официально зарегистрирована в 1952 г.

Особенности породы

Лошади советской тяжеловозной породы — самые крупные среди тяжеловозов, их вес составляет 700—1000 кг. Они отличаются крепкой конституцией, и только отдельные лошади бывают рыхлыми и сырыми. Нрав у них спокойный, темперамент уравновешенный. Эти лошади рано созревают: уже в год жеребята весят 525—540 кг, в два — два с половиной года их начинают привлекать к работе, а в три они уже поступают в племенной состав. Жеребцы исполняют роль производителей, а кобылы — маток примерно до 16—17-летнего возраста, иногда и дольше.

Эта порода очень удачная, так как по рабочим, мясным и молочным качествам превосходит другие. Лошади демонстрировали большие успехи на специальных ежегодных испытаниях, проходящих на Всесоюзных соревнованиях конников. Это были испытания на скорость доставки груза весом 1,5 т рысью на дистанции 2 км, на скорость доставки груза весом 4,5 т шагом и испытание на тяговую выносливость, при котором высчитывалось расстояние, пройденное лошадью с грузом весом 9 т. Эти состязания проходили 11 упряжных рабочих пород СССР. И чаще всего именно советские тяжеловозы завоевывали на них звание «Абсолютный чемпион тяжеловозов». Среди рекордсменов были жеребец Зубр, кобылы Русалка, Рафия и Вятка.

Советская тяжеловозная порода разводится в чистоте по линиям. За 60 лет она достигла высокого уровня, были созданы две новые ценные линии, появились лошади с поистине идеальным экстерьером. Эти успехи обусловлены следованием новой научной концепции, согласно которой породу следует рассматривать как закономерную иерархическую систему линий. Был обеспечен быстрый качественный прогресс породы, несмотря на снижение воспроизводства. Очевидно, что ближайшая задача — увеличить маточное поголовье породы, которая сегодня востребована.

Все о породе лошадей – советский тяжеловоз

Гордость нашего коневодства – порода советский тяжеловоз. Эти потрясающие красавцы, богатыри конного мира, имеют ряд непревзойдённых характеристик и считаются самыми массивными тяжелоупряжными лошадьми в нашей стране. Регистрация породы состоялась в 1952 году, но работы по её выведению начались ещё в Российской империи, в XIX веке.

Эта порода — гордость российского коневодства, представители которой считаются самыми массивными тяжелоупряжными лошадьми в стране.

  • 1 Происхождение
  • 2 Экстерьер
  • 3 Характер
  • 4 Разновидности породы
  • 5 Кормление
  • 6 Разведение
  • 7 Продуктивность
  • 8 Рекорды
  • 9 Современное положение
  • 10 Резюме

Происхождение

Именно в то время нижегородские коннозаводчики стали завозить из Европы на смену русским битюгам бельгийскую тяжеловозную лошадь – брабансона (или брабанта). Эти кони – мускулистые, толстоногие, с крепким костяком – плохо приживались в России в чистом виде. Во-первых, имея более южное происхождение, они не слишком хорошо переносили наш сложный климат – болели мокрецами и страдали другими проблемами с ногами. Во-вторых, экстерьер брабантов русскому глазу казался «неотёсанным».

Очень скоро начался процесс стихийного скрещивания брабансонов с местными лошадьми. Метисы оказались крепкими, гармонично сложенными, жизнеспособными и обладали прекрасными рабочими характеристиками. Стало ясно, что брабантов можно использовать в племенной работе для выведения собственной улучшенной тяжелоупряжной породы.

Первая мировая и гражданская войны больно ударили по российскому коневодству. После национализации остатки племенного табуна сосредоточили на Починковском и Мордовском конезаводах. Порода окончательно оформилась только к середине XX века. Её создателем считается учёный-зоотехник Дмитрий Андреевич Кисловский.

Предки брабансонов – участники крестовых походов фландерские кони. Таким образом, советский тяжеловоз – дальний потомок средневековых рыцарских лошадей.

Экстерьер

По всем статям кони этой породы превосходят предковые формы. Сохранив развитую мускулатуру и мощный широкий костяк, они приобрели более сухую конституцию. Советские «тяжи» высокорослы: отдельные особи вырастают до 170 см в холке, а в среднем – 159-161 см. Их вес может достигать тонны.

Важный параметр экстерьера для тяжеловозов – строение крупа, поясницы и задних ног. По этим статям советский тяжеловоз имеет достойные характеристики. Поясница у него широкая, круп вислый, раздвоенный. Бёдра мускулистые, немного коротковатые. Копыта широкие, хорошей формы, пясть с большим обхватом. Оброслость щёток умеренная.

Бывает, подводит постав ног – может проявиться косолапость. Подобные недостатки на рабочих качествах не отражаются, но таких лошадей из племенного разведения выбраковывают.

Грудь у советских «тяжей» широкая, спина ровная, иногда мягкая, что позволяет использовать лошадей этой породы под седлом. Шея сильная, гривастая, средней длины, гребень сливается с холкой. Голова небольшая, с мясистыми щеками и широко расставленными ганашами, благодаря чему дыхание коня в работе не стеснено.

Характер

По темпераменту советские «тяжи» достаточно спокойны и энергичны. По словам сотрудников Починковского конезавода, абсолютно добронравными этих коней не назовёшь. При выведении породы основной упор делался не на доброту, а на массивность, силу и выносливость.

Тем не менее, советские «тяжи» вполне послушны, уравновешенны и характер показывают нечасто.

Эти лошади спокойны и энергичны, послушны и уравновешены, но изредка могут показать свой нрав.

Разновидности породы

Племенное поголовье элит-класса сегодня сосредоточено на трёх конных заводах:

  • Починковский (Нижегородская область);
  • Ичалковский (Республика Мордовия);
  • Перевозовский (Нижегородская область).

Советский тяжеловоз разводится на этих предприятиях в чистоте по разным линиям. Поэтому внутри породы на сегодняшний день сформировалось два типа. В Нижегородской области поддерживается традиционный массивный тип, происходящий от чистопородных брабансонов.

В Мордовии при скрещивании использовались не только брабанты, но и английская суффолькская лошадка. Советские тяжеловозы Ичалковского завода более компактны и сухопары.

Кормление

Рабочие качества любой лошади лучше проявляются при грамотных кормлении и уходе. При нарушениях норм животные не могут восполнить запасы энергии и теряют в массе, а рост мышечной и костной ткани молодняка нарушается.

Примерный суточный рацион взрослого жеребца-тяжеловоза должен включать:

  • овёс – 4 кг;
  • ячмень – 3 кг;
  • отруби – 1 кг;
  • жмых – 1 кг;
  • поваренную соль – 40 — 45 г;
  • премиксы – 100 г.

Дополнять рацион нужно разнотравным сеном, подвяленной травой. Можно добавлять сырую морковь и сахарную свёклу. Хорошо влияет на моторные функции кишечника патока.

У лошадей сравнительно небольшой по объёму желудок, поэтому для них нужно организовать дробное питание. Суточный объём кормов делится на 4 — 8 приёмов.

Разведение

Жеребёнок тяжеловоза растёт очень быстро и уже к году достигает веса в полтонны.

Советский тяжеловоз – порода скороспелая. В подсосный период жеребята прибавляют около 2 кг в сутки и к году достигают веса в полтонны. В работу молодняк ставят с возраста 2,5 года, а к участию в разведении допускают с 3-х лет.

Высокой плодовитостью советские «тяжи» не отличаются. Например, на заводе в Починке, где сейчас содержится 90 маток, выход жеребят составляет около 50%. В лучшем случае этот показатель может подниматься до 75%.

Период племенного использования жеребцов и кобыл советского тяжеловоза ограничен 16 годами. Хотя в отдельных случаях матки способны давать приплод и в более старшем возрасте – 20 лет.

Продуктивность

Лошади советский тяжеловоз – не только живое тягло. У этой породы высокие показатели мясной и молочной продуктивности. ВНИИ коневодства на своей кумысной ферме получила от одной из кобыл рекордное количество молока за лактацию – 6173 л. Средний же показатель составляет свыше 3 тысяч литров от каждой кобылы.

Скороспелость и большая масса лошадей этой породы делают их перспективными для мясного разведения. Кроме того, советские тяжеловозы участвуют в улучшении местного поголовья во многих регионах. Помеси первого поколения, как правило, обладают отличными рабочими качествами.

Рекорды

Конкурсные испытания тяжеловозов стали проводиться с 1957 года. Испытывают лошадей с 4-летнего возраста. По правилам каждый конь должен преодолеть рысью 2 км с грузом 1,5 тонны, затем ту же дистанцию на шагу с грузом 4,5 тонны, после чего потянуть груз в 9 тонн как можно дальше.

Рекордсменами таких соревнований часто становились советские «тяжи»:

  • 1957 год – жеребец Форс. Сцепку из повозок с общей массой груза 23 тонны он тянул целых 35 метров.
  • 1971 год – жеребец Зубр. 2 км на шагу он преодолел за 11 минут 51 секунду.
  • 1968 год – кобыла Русалка. Утащила 9 тонн на 2131,17 м.
Читайте также:  Арабская лошадь: описание породы

Список можно продолжать долго. Все призёры и победители получили широкое использование в племенной работе, благодаря чему качество породы сохранялось и совершенствовалось.

Современное положение

Починковский конный завод — один из немногих, на которых разводят элитных тяжеловозов.

Прогресс породы был остановлен кризисом. Маточное поголовье советских тяжеловозных лошадей резко сократилось, ухудшились условия содержания, ветеринарного обслуживания и кормления. К началу 2000-х годов конные заводы были близки к катастрофе. В Починке из 150 маток оставалось всего 70, на Ичалковском заводе из 50 удалось сохранить 30.

Сегодня рыночная конъюнктура более благоприятна. На советских тяжеловозов постепенно повышается спрос. Лучшие кони регулярно участвуют в международных выставках: например, в ежегодной ярмарке-конференции «Эквирос».

У того же Починковского завода получается полностью реализовать молодняк. В продажу пускают жеребцов, а кобылок оставляют, постепенно наращивая маточное поголовье. Есть все шансы исправить положение.

Резюме

Советская тяжеловозная порода лошадей без преувеличения может считаться нашим национальным достоянием. Интенсификация сельского хозяйства, о которой столько говорится, может поспособствовать сохранению и развитию конных заводов. Ведь отдельные производственные процессы всё ещё требуют использования этого сильного и умного животного.

Описание лошадей породы советский тяжеловоз

Полезное домашнее животное, друг, отличный работник — советский тяжеловоз подойдет под каждое из этих описаний. Крупная энергичная лошадь стала незаменимым помощником в сельском хозяйстве, по популярности обойдя даже своих прародителей.

История происхождения

Порода была зарегистрирована в 1952 году, но формирование началось еще в 19 веке, когда из Европы в Российскую империю были завезены брабансоны — мускулистые высокие тяжеловозы. Они обладали существенным недостатком — не были приспособлены для жизни в суровых условиях России. Кроме того, у привезенных брабансонов было рыхлое телосложение. Отечественные жеребцы тоже обладали похожим недостатком и страдали от мокрецов. Было решено путем скрещивания брабансонов и сильных местных лошадей, приспособленных к холодам и влаге, вывести совершенно новый вид, который удовлетворял бы все потребности селекционеров.

В 10-20-х годах XX века селекционная работа была остановлена. Табуны свободно выпасались на территории Починковского и Мордовского конезаводов. Скрещивание проходило без контроля и вмешательства человека. В результате к середине 30-х годов начали появляться лошади с выраженными чертами новой породы. Советские биологи возобновили работу по улучшению родословной тяжеловозов, чтобы закрепить характеристики.

Благодаря стараниям зоотехников и ученых, особенно Д. А. Кисловского и А. И. Анцина, страна получила советских тяжеловозов — породу лошадей, обладающую лучшими качествами своих предков и значительно их превзошедшую. По этой причине надобность в импорте брабансонов быстро отпала, а на отечественных конных заводах начались усиленные тренировки молодняка.

Внешний вид советского тяжеловоза

Внешне животное выглядит достаточно приятно: пушистая грива, обвислость крупа, характерная для тяжелоупряжных пород лошадей. Масть — гнедая или рыжая с оттенками. От скаковых разновидностей коня отличают массивные короткие ноги, недлинная шея, округлый изгиб в спине, густая растительность и толстая кожа.

Тяжеловозы действительно уникальны. Жеребенок, быстро растущий и набирающий вес, уже к 2,5 годам готов к трудным работам с нагрузками, достигающими нескольких тонн. Хотя по возможности все же рекомендуют выжидать до 3-летнего возраста.

Вся сила тяжеловоза — в раздвоенном крупе, чуть опущенном вниз. Благодаря ему, а также мощному крестцу, бедрам и задним копытам, эта лошадка делает то, что не под силу многим другим.

Такие особенности анатомии сказываются и на здоровье животного — зачастую наблюдается косолапость, которая никак не сказывается на производительности труда.

Экстерьер

Важнейшими параметрами экстерьера советской тяжеловозной лошади являются строение чресла, крупа и задних ног. Основные характеристики:

  1. Конь обладает рыжей или гнедой мастью, хвост и грива пышные, густые. При сохранившейся от предков мускулатуре и костяке, лошадь имеет сухую конституцию, что является значительным преимуществом перед родителями-брабансонами.
  2. Голова средняя, пропорциональная, ноздри широкие, уши иногда обвисшие, низкая холка, выходящая из средней длины мускулистой шеи.
  3. Широкая грудная клетка, ровная поясница, спина — пригодная для установки седла. Круп — немного опустившийся, что повлияло на внешний вид советского тяжеловоза. Это позволяет лошади перевозить многотонные тяжести.
  4. Сухие мускулистые ноги и крепкие копыта, обросшие щитки.

Размер

Представители породы считаются массивными тяжелоупряжными лошадьми благодаря особенностям экстерьера, росту до 170 см и весом до 1 тонны. Советские тяжеловозы превосходят других по скорости развития и набору веса, по этой причине в мясном производстве они не имеют себе равных. Годовалое животное весит около 500 кг. Для выкармливания такого детеныша кобыла выделяет в среднем 3 тысячи литров молока за весь период лактации. Это позволяет использовать породу для производства кумыса.

Особенности характера

Русские тяжеловозы не отличаются буйным нравом или чрезмерной вспыльчивостью. Они спокойны, характер проявляют редко — идеальные рабочие лошадки. Особого дружелюбия животные не демонстрируют, так как во время разведения упора на эту черту не делали.

Людей больше интересует то, какой вес советский тяжеловоз сможет поднять, нежели его общительность и игривость. Но заводчики, использующие коней для катания туристов или детей, конечно, отбирают самых покладистых особей.

Разновидности породы

Основная часть поголовья тяжеловозных коней была размещена на Починковском и Мордовском конезаводах. Там проводили тренировки, выводили свежий молодняк, предназначавшийся специально для транспортировки тяжелых грузов в сельскохозяйственных целях.

Видимо, разные условия проживания и подходы к селекции стали причиной появления двух разновидностей одной породы, каждая из которых обладала свойственными только ей различиями.

  1. Лошади, разведенные на Починковском заводе, стали наиболее типичными представителями тяжеловозных пород. У них большая масса тела, вытянутый корпус, длинные ноги.
  2. Кони, выведенные на Мордовском конезаводе, имеют остаточные качества английских предков — компактный скелет.

Правильное содержание

Советский тяжеловоз — относительно неприхотливая порода, не требующая сложного ухода. Особи имеют желудок малого объема, поэтому их питание строится из 4–8 суточных приемов пищи. В рацион включают ячмень, отруби, овес, соль, жмых. Для разнообразия в кормовую базу вводят сено из разных трав, сырую морковь и свеклу.

Обустройство конюшни под тяжеловоза стандартное: кормушка из качественных материалов, освещение в течение 16 часов, подстилка из соломы, наличие вентиляции.

Грамотный уход за конем предполагает ежедневное вычесывание, очистку кормушки и поилки. Осмотр копыт, зубов и чистка ноздрей — важные процедуры. В случае обнаружения симптомов заболеваний следует немедленно обратиться к ветеринарному врачу.

Советский тяжеловоз — удивительное животное, способное к транспортировке больших грузов. Содержать такую лошадь выгодно и с экономической, и с хозяйственной стороны. Кормление не требует особых изысков, уход — стандартный. В ответ на заботу владелец получает от животного рекордные результаты в работе. Интерес к советскому тяжеловозу актуален до сих пор — лошадей используют для получения молока, мяса и улучшения характеристик других пород.

Порода лошади Советский тяжеловоз

Порода «советский тяжеловоз» была выведена путем скрещивания бельгийских рабочих лошадей-брабансонов с местными лошадьми упряжного типа. Брабансон − это порода крупных, массивных тяжеловозов, которая происходит от местной бельгийской лошади, известной с глубокой древности и претерпевшей в процессе исторического развития большие изменения в своем типе − от мелкой широкотелой верховой лошади первых веков нашей эры к рыцарской лошади средних веков и, наконец, к современной тяжеловозной лошади.

Одна из важнейших характерных особенностей лошадей бельгийской тяжеловозной породы заключается в их способности очень устойчиво передавать свой тип потомству при скрещивании с другими породами. Это качество, а также скороспелость, добронравие и относительная неприхотливость к условиям кормления и содержания обеспечили популярность породы в Западной Европе. В Россию брабансоны были завезены во второй половине XIX века.

В связи с незначительным количеством введенных брабансонов, на конезаводах зачастую практиковалось скрещивание брабансонских жеребцов с крупными кобылами упряжного типа. Постепенно в Починковском конном заводе Нижегородской области был создан большой массив лошадей тяжеловозного типа, которые отличались от выводных брабансонов большей подвижностью и меньшим размером. Новая оригинальная порода тяжеловозов получила официальное признание в 1952 году.

Советские тяжеловозы обладают крепкой конституцией и спокойным характером. В этой породе преобладают лошади рыжей и рыже-чалой масти, реже встречаются гнедые и гнедо-чалые. Средняя масса породистых жеребцов – 891 кг, кобыл – 701 кг, однако вес некоторых коней достигает 1000 кг.

Лошади этой породы отличаются богатырской силой и выносливостью. В 1950-е годы трудно было даже представить, что одна лошадь может подобно трактору или грузовику везти многотонный груз на расстояние более чем 200 метров. Поэтому число посетителей павильона «Коневодство» на Всесоюзной сельскохозяйственной выставке в 1954-1959 годы никогда не уменьшалось, ведь там демонстрировались легендарные жеребцы из Починсковского района: Жребий, который вывез груз весом 16274 кг, и Сатир, вывезший груз весом 15453 кг. Лошади данной породы весьма подвижны: тот же самый Жребий пробегал рысью 2 км с возом в 1,5 т за 5 минут 30 секунд со скоростью 21-22 км/ч.

Конечно же, современные тяжеловозы уже установили новый рекорд по всем показателям: 15-16 т теперь доступны практически каждой лошади, а многим – до 20 т и более. Замечательными качествами советских тяжеловозов являются неприхотливость к условиям содержания, способность полноценно использовать дешевые грубые, сочные и объемистые корма. Благодаря спокойному и уравновешенному темпераменту советский тяжеловоз послушен в работе, и поэтому с ним могут легко управляться дети, женщины и пожилые люди.

В последнее время отмечается спрос на советских тяжеловозов, как в России, так и за рубежом. Для многих фермерских хозяйств выгоднее держать лошадь, чем механические средства, особенно в условиях постоянно растущих цен на топливо. Кроме того, специалисты утверждают, что по проходимости тяжеловоз ничуть не уступает трактору, а иногда и превосходит его.

Читайте также:  Конюшня для лошадей или для людей? Правила организации конюшенного быта

Улучшение качеств лошадей тяжеловозной породы

Со второй половины 60-х годов руководство племенной работой с породой в целом начинает осуществляться селекционным центром ВНИИК согласно разработанным планам селекционно-племенной работы. Был сделан глубокий генеалогический анализ породы и дана качественная оценка линий. В результате было принято решение о необходимости оптимизировать линейную структуру породы, обеспечить преобладание в ней лучших линий – Боже, Жасмина, Флейтиста и Ковбоя – и уменьшить долю второстепенных линий и генеалогических групп (Гарольда, Сокола, Люсика, Меридиана).

Применение таких селекционных приемов, как регулярная оценка жеребцов-производителей, строгий отбор ремонтного молодняка, рациональное, интенсивное использование ценных жеребцов и кобыл, обеспечило выполнение поставленной задачи.

Структура породы в настоящее время оптимизирована: численность представителей лучших основных линий в ней возросла до 70%. В линии Боже созданы два сильных ответвления через Режима и Омуля. Количество потомков Режима в Починковском заводе возросло с 2,5% до 20%. Среди них великолепный производитель Феномен, 1963 г.р. (поступил в завод в 1975 году), от которого было получено замечательное потомство, составившее ныне племенное ядро породы. Здесь впервые в истории породы появились идеальные во всех отношениях лошади, их представляют чемпионы и рекордисты ВДНХ: Росинка 1980 г.р., Жнейка 1976 г.р., и особенно Рафинад 1979 г.р. Эти лошади показали выдающиеся результаты по работоспособности, завоевав на всесоюзных соревнованиях звание «Абсолютный чемпион тяжеловозов», которое присваивается раз в год победителю троеборья.

В маточный состав Починковского завода входят 31 дочь и 30 внучек Феномена. среди производителей два его сына – Рафинад 1979 г.р. и Кофейник 1981 г.р. – и внук Рафаэль 1986 г.р.

С 1974 по 1990 год доля элитных племенных кобыл в породе возросла с 71,1% до 90%. За последние 15-20 лет создан тип крупной, крепкой, массивной, гармонично сложенной лошади правильного экстерьера. Средние промеры и живая масса племенных жеребцов конных заводов составляют 165,8 – 177,3 – 221,0 – 26,1 см и 891 кг, кобыл: 163,7 – 173,4 – 202,0 – 24,3 см и 705 кг соответственно.

В этот же период лошади советской тяжеловозной породы неоднократно улучшают рекорды по всем видам испытаний, впервые появляются победители соревнований и даже абсолютные рекордисты. С 1981 по 1986 год, в троеборье звание «Абсолютный чемпион тяжеловозов» советские тяжеловозы завоевывали четыре раза:

  • – Жнейка 1976 г.р. (Феномен – Жердь) в 1981 году,
  • – Ревизия 1978 г.р. (Факел – Резина) в 1982 году,
  • – Росинка 1980 г.р. (Феномен – Рессора) в 1985 году,
  • – Рафинад 1979 г.р. (Феномен – Рессора) в 1986 году.

Оценивая в целом современное состояние советской тяжеловозной породы, можно констатировать тот факт, что наши ведущие конные заводы обладают исключительно высокоценным племенным ядром, на основе которого должна быть продолжена работа по дальнейшему совершенствованию этой прекрасной отечественной породы тяжеловозов. Работу следует осуществлять на современном научно-техническом уровне, который предусматривает прежде всего проведение единой планомерной селекционной стратегии под руководством селекционного центра ВНИИ коневодства и организацию централизованного племенного учета в соответствии с требованиями мировых стандартов.

Важным элементом централизованного племенного учета является выдача лицензий на заводских производителей, что позволит избежать необоснованного использования в заводах низкокачественных жеребцов.

Тренировка жеребят тяжеловозной породы

В тяжеловозных конных заводах наиболее распространен метод группового выращивания молодняка. К групповому тренингу приступают сразу, как только отнятые жеребята привыкнут друг к другу. В первые дни тренировки жеребята двигаются переменным аллюром 3-4 км с чередованием шага и рыси. В дальнейшем дистанцию увеличивают, доводя ее к концу стойлового периода до 7-8 км. Чередование аллюров устанавливают на основе наблюдений за состоянием жеребят, их готовностью двигаться более быстрым или более тихим аллюром, что зависит от породы жеребят, их возраста, упитанности.

Наряду с такими аллюрами как шаг и рысь, при тренировке тяжеловозных жеребят полезен и галоп, который первоначально должен быть тихим и длиться не более одной минуты, а затем постепенно его темп несколько ускоряют и продолжительность доводят до 2-3 минут.

Обычно 6 дней в неделю проводят групповой тренинг, а седьмой день лошади отдыхают в варке. Во время гололеда и при сильных метелях, а также в период распутицы групповой тренинг отменяют. В период с мая по октябрь потребность в групповом тренинге молодняка отпадает, так как лошади получают достаточный моцион на пастбище.

Молодняк тяжеловозных пород реализуют в возрасте 2-2,5 лет. Перед реализацией лошадей приучают к русской упряжи. Ремонтный молодняк после заездки используют в хозяйстве на легких работах.

Испытания тяжеловозов

Первые испытания тяжеловозов относятся к 40-м годам XIX столетия. Сейчас эти соревнования мы назвали бы испытанием на максимальную грузоподъемность. Лошадь, запряженная в повозку с грузом определенного веса, страгивает этот воз с места и шагом продвигается по дистанции. По мере прохождения мимо пунктов-пикетов, где лежит дополнительный груз, его забрасывают на повозку. Так делают до тех пор, пока общий вес повозки с грузом не достигнет такой величины, что лошадь останавливается. Этот максимальный общий вес груза считается показателем силы лошади. Подобные соревнования обычно приурочивали к конским ярмаркам.

В начале XX века рабочие крестьянские лошади испытывались по более широкой программе: кроме перевозки тяжестей, туда входили соревнования на срочную доставку груза, пробег на длинные дистанции, испытания в пахоте. В 30-х годах ушедшего столетия учеными Всесоюзного НИИ коневодства были разработаны «Временные инструкции по проведению испытаний лошадей на максимальную грузоподъемность и на доставку груза». Эти испытания были построены на принципе комплексной оценки. Лошади соревновались на максимальной силе тяги, показывали свою работоспособность на шагу с грузом, в 3-4 раза превышающим собственный вес, затем испытывались на рыси с половиной нагрузки. Однако все они носили в значительной мере случайный характер, а в годы войны были прекращены.

Только в 1949-1950 годах учеными Всесоюзного научно-исследовательского института коневодства Г. Карлсеном и А. Воейковым была разработана научно-обоснованная система тренинга и испытаний племенных лошадей тяжеловозных пород, обеспечивающая выявление комплекса качеств, необходимых рабочей лошади: силы, выносливости и подвижности. Данная система широко внедрялась в сельскохозяйственное производство, и в этот период развернулось массовое испытание тяжеловозных лошадей. Только за один 1951 год было испытано более 800 лошадей, то есть примерно такое же количество, что и за все предыдущие годы.

Всего за период с 50-х по 60-е годы на областных, республиканских ипподромах и непосредственно в хозяйствах были получены данные по работоспособности более чем 5 тыс. лошадей. Наибольший массив из них составляли лошади 2-2,5-летнего возраста. С 1960 года массовые испытания молодняка в хозяйствах были прекращены, хотя, безусловно, они открывали большие возможности для отбора лучших по работоспособности лошадей с целью дальнейшего широкого племенного использования.

С 1957 года Всесоюзные соревнования на лошадях тяжеловозных пород стали проводиться регулярно, а с 1960 года – с едиными нагрузками и по единым правилам. Испытывают только взрослых лошадей (четырех лет и старше). За весь период Всесоюзных соревнований было испытано более 2 тыс. лошадей.

В 1964 году в нашей стране была апробирована и введена комплексная система оценки работоспособности лошадей тяжелоупряжных пород, действующая до сего времени. В процессе соревнований, согласно правилам испытаний, каждая лошадь должна пробежать на время 2 км рысью с грузом 1,5 тонны (сила тяги 50 кг), пройти ту же дистанцию шагом с грузом 4,5 тонны (сила тяги 150 кг) и как можно дальше протянуть груз весом 9 тонн (сила тяги 300 кг). Результаты этих трех видов испытаний подсчитываются в баллах, лучшей лошади присуждается титул абсолютного чемпиона тяжеловозов года.

Рекордисты, призеры и победители соревнований обладают, как правило, крепкой конституцией и правильным экстерьером. Они получают широкое племенное использование в конных заводах и благодаря этому оказывают большое влияние на совершенствование тяжеловозных пород по работоспособности, типу и экстерьеру.

Рабочие лошадки – Советский и Русский тяжеловозы

ПроисхождениеУрал
МастьЧаще рыжая и рыже — чалая
Рост в холкеот 146 до 150 см
ЭкстерьерУдлиненный корпус, коротковатые ноги,
ИспользованиеВ сельскохозяйственных целях, для перевоза тяжелого груза и реже езды верхом

Лошади и сегодня в мире техники являются одними из наиболее необходимых помощников в фермерском хозяйстве. Многие люди знают, как бывает нужно в любое время года перевозить с одного места на другое достаточное количество груза. И при этом не каждый раз есть возможность использовать технику. Советский конь тяжеловоз – наилучший помощник, однако, у него есть отличный собрат – Русский тяжеловоз. В чем особенности этих пород лошадей, узнаем давайте вместе.

Русский тяжеловоз

Русский тяжеловоз относится к породе тяжелоупряжных лошадей. Чаще всего применяются для перевоза большого груза. И хоть и не является самой крупной лошадью в мире, но обладает достаточной силой и выдержкой. Отличается замечательной работоспособностью и долголетием, а также довольно высокой плодовитостью. В отличие от многих лошадей, абсолютно не требовательны к условиям жизни, Русские тяжеловозы отлично подстраиваются под условия русского климата.

Происхождение

Родиной Русского тяжеловозного коня является Урал и работы по выводу породы были довольно непростыми. Во время селекционных работ использовались — Бельгийские тяжеловозы и русские упряжные породы. Также неоднократно приливались крови Орловских рысаков, Першеронов, Брабансонов и даже Арабских чистокровных скакунов. Основной целью было вывести скакуна с силой на достаточном уровне, неприхотливого и обладающего резвостью, чтобы он мог свободно шагать и бегать рысью.

Читайте также:  Как ухаживать за копытами лошади? Как раскрючковывать и расчищать лошадь?

Внешний вид

Высота в холке составляет от 146 до 150 см. Корпус лошади весьма удлинен, однако, ноги слегка коротковаты, зато отличаются крепостью. Голова довольно небольших размеров, но широкая, а шея отличается мускулистостью. Окрас шерсти такого скакуна в основном рыжий или рыже — чалый. Иногда, очень редко, встречается вороная и гнедая масть.

Характер

Лошадки породы Русский тяжеловоз отличаются абсолютно спокойным характером и добродушностью. Они умны и уравновешены. Благодаря этому легко идут на контакт с людьми и отлично служат им.

Особенности содержания

Русский тяжеловоз абсолютно не прихотлив к условиям содержания. Лошадки легко адаптируются к условиям жизни и к погоде, условиям климата. Зимой они могут проводить днем время в работах на воздухе до самых лютых морозов. Эти скакуны отлично переносят холод, дождь и жару. Однако, в жару рекомендуется давать питомцу больше жидкости.

Советский тяжеловоз

ПроисхождениеТерритория бывшего СССР
МастьРазнообразная, чаще рыжая и чалая
Рост в холке165-170 см
ЭкстерьерМассивный корпус, голова, шея и ноги, раздвоенный круп
ИспользованиеВ сельскохозяйственных целях, для перевоза тяжелого груза и реже езды верхом

Основная особенность Советских тяжеловозов – способность перевозить очень тяжелые грузы в несколько тонн. Являются гордостью России и пользуются огромной популярностью в странах Европы. Несмотря на суховатое строение корпуса, они обладают огромной силой и могут запросто переносить непогоду.

Можно даже смело называть Советского тяжеловоза абсолютно уникальным питомцем. Помимо своей силы, этот скакун обладает многими ценными качествами. Это также тяжелоупряжной конь и на сегодняшний день является наиболее крупным и самым выносливым среди других видов.

Происхождение

Советские тяжеловозы были выведены в Советском Союзе. Они являются прямыми потомками знаменитых битюгов. Селекционные работы проводились на базе пород лошадей, которых привезли из-за границы – Брабансоны. Путем длительных селекционных работ коневоды вывели достаточно умного и неприхотливого скакуна. В отличие от Брабансонских коней, Советский тяжеловоз не требует особых условий содержания и не отказывается от простой пищи.

Появились в России в конце 19 века. Примерно в тридцатых годах 20 века этот вид начали усовершенствовать. Полностью же порода утвердилась только в 1952 году.

Внешний вид

В среднем высота в холке составляет от 165 см до 170 см. Вес составляет от 700 до 1000 кг. Первое, что сразу же привлекает внимание – это шея, голова и грудь, которые отличаются массивностью. А благодаря тому, что спина довольно мягкая, на нем можно ездить верхом. Как и у всех тяжеловозов, особенностью является поясница, которая имеет раздвоенный круп, что позволяет лошади возить весьма тяжелый груз за собой. Ноги у Советских тяжеловозов отличаются массивностью и крепостью.

Окрас шерсти может быть разнообразным. Однако, наиболее часто встречаются рыжий цветовой окрас и чалый. Советский тяжеловоз имеет достаточно пышную гриву и хвост.

Характер

Советский тяжеловоз отличается достаточно энергичным характером. Они очень эмоциональны, но движения их горды и грациозны. Легко идут на контакт с людьми.

Особенности содержания

Так же, как и Русские тяжеловозы, Советский тяжеловоз не требует огромных апартаментов для жизни. Достаточно сделать вольер под открытым небом. Однако, этот вольер подходит для провождения времени днем и в теплое время года. В любом случае необходима конюшня с достаточным количеством пространства. Они совсем неприхотливы к питанию и не требуют дорогих кормов. Легко переносят морозы и дожди.

Фотогалерея

Видео «Как выглядит благородный скакун в реальности»

В данном видео можно увидеть Советского тяжеловоза и его манеры.

Извините, в настоящее время нет доступных опросов.

Советский тяжеловоз — описание и характеристики породы

Советский тяжеловоз — это крупная, массивная порода лошадей. Такие кони способны перевозить на себе грузы в несколько тонн. Именно для этих целей в основном и используется порода — они перевозят груженые телеги и повозки. Советского тяжеловоза считают уникальной лошадью за счёт большого числа достоинств.

История появления

Самые первые тяжеловозы появились в западноевропейских странах в XVIII веке, а России их стали разводить несколько позже. Среди многих тяжеловозных пород наиболее популярной стал советский тяжеловоз, который прославил коневодов России. Эта порода была выведена из брабансонов, завезённых из Бельгии в конце XIX столетия. Она была выведена во времена Советского Союза. Местных кобыл рабочего типа скрещивали с бельгийскими брабансонами и в результате появилась порода советских лошадей тяжеловозов.

Для усовершенствования породы было проведено множество работ селекционеров. Над улучшением животных трудились профессор Кисловский и зоотехник Анцин. Благодаря продолжительной селекции и разумному подходу к процессу характеристики тяжеловозных лошадей значительно улучшились. Лошади стали более неприхотливыми к местным условиям содержания и кормления, телосложение стало менее сухим.

Главной целью разведения этих лошадей была необходимость фермеров в выносливых и способных к перевозке тяжёлых грузов животных. В середине XX века порода продолжала совершенствоваться — уже из коней, выращенных на советских конных заводах. В 1952 году была утверждена советская тяжеловозная порода. Она отвечала всем установленным требованиям. Предки коней, из которых порода была выведена, были менее гармоничного сложения и не обладали такой подвижностью, как советские тяжеловозы. Помимо прочего, кобылицы советских тяжеловозов обладали большим коэффициентом молочной продуктивности.

Внешний вид

Советский тяжеловоз отличается большим ростом и общей крупностью сложения.

  1. Рост до 170 сантиметров в холке.
  2. Вес до тонны.
  3. Грудная клетка массивная и широкая.
  4. Шея мощная, мускулистая.
  5. Голова среднего размера, пропорциональная.
  6. Уши средние, бывают обвисшими.
  7. Спина мягкая, позволяет использовать лошадь и под седлом.
  8. Поясница широкая и ровная, а круп раздвоенный и немного обвислый, благодаря чему лошадь может удерживать тяжёлый груз.
  9. Ноги сухие и мускулистые с крепкими копытами.
  10. Масть бывает рыжей, рыже-чалой, гнедой или гнедо-чалой.
  11. Грива и хвост пышные.

У советского тяжеловоза может быть неправильная постановка ног, но этот дефект не отражается негативно на его способностях. Хотя его все равно стараются избежать при разведении. Особенность тяжеловозов — слегка коротковатые бедра, удлинённые лопатки, укорочённые бабки, крупные скакательные суставы и широкая пясть.

Характер у советского тяжеловоза добродушный и очень энергичный.

Характеристики продуктивности

Это скороспелая порода, которую отличает очень высокая продуктивность. Рост у лошадей тоже очень интенсивный. Годовалые жеребята весят уже больше полутонны. С двух с половиной лет лошадей уже можно использовать для тяжёлых работ, а с пяти лет возраста они могут участвовать в специальных соревнованиях. У этой породы очень долгое рабочее использование. У кобыл случается приплод даже после двадцати лет.

Помимо этого, огромным плюсом животных является то, что кормить их можно довольно дешёвыми кормами, главное, чтобы они были объёмистые. Также этим лошадям подходят практически любые условия содержания и они крайне выносливы. Молочная продуктивность лошадей также очень высока.

По тяговым качествам лошадь практически может заменить трактор. Эти кони могут перевозить тяжести, недоступные для подъёма другим видам коней. Также они могут работать и с сельскохозяйственными машинами. Рабочие испытания регулярно доказывают способности этой породы. Так, на стандартных испытаниях лошадь проходит два километра шагом, вытягивая груз весом в четыре с половиной тонны.

Благодаря крови местных пород лошади отличаются большой резвостью. Телегу весом в полторы тонны советский тяжеловоз может тянуть даже рысью, при этом не особенно напрягаясь.

По большому счету для небольшого хозяйства способности советского тяжеловоза даже излишние. А учитывая, что это большой конь с немалым аппетитом, то его содержание, даже несмотря на общую неприхотливость, для личного хозяйства будет затруднительным. Лучше всего эта порода подходит для больших фермерских хозяйств и сельскохозяйственных производств.

Типы советских тяжеловозов

Выведением породы советского тяжеловоза занимались два конных завода — Починковский и Мордовский. В связи с этим выделилось два типа породы, каждый со своими отличиями:

  1. Починковские лошади очень выраженные тяжеловозы. У них массивное телосложение, крупные и длинные ноги, удлинённый корпус.
  2. Мордовские лошади сохранили в себе качества суффольских коней, имеющих довольно компактный и сухой костяк.

А также нужно вспомнить о рекордах, достигаемых породой. Абсолютный рекорд грузоподъёмности был установлен именно советским тяжеловозом. Это был жеребец Форд гнедо-чалой масти, который в 1957 году на Тамбовском ипподроме вывез на себе груз почти 23 тонны весом, пройдя с ним расстояние 35 метров. После этого советскими тяжеловозами регулярно устанавливались и новые рекорды на всесоюзных соревнованиях с 1960 по 1990 год.

В настоящее время в связи с развитием уровня техники и автоматизацией сельского хозяйства, лошадиный труд все более вытесняется. В связи с этим сокращается и поголовье чистопородных лошадей, спрос и потребность в лошадях снижаются. Сейчас породистых тяжеловозных лошадей уже практически можно включать в Красную книгу. Основное препятствие для использования этих ценных животных — это отсутствие людей, которые умеют обучать, воспитывать и работать с этой породой лошадей. Но все же находятся те, кто продолжает использовать советских тяжеловозов и на просторах России.

А в европейских странах спрос на данную породу, наоборот, заметно увеличился. Советские тяжеловозы регулярно встречаются на международных соревнованиях и входят в программы по улучшению тяжеловозных пород.

В России в настоящее время лучшее поголовье советских тяжеловозов сосредоточилось во Владимирской, Нижегородской и Ярославской областях. При желании приобрести чистокровного советского тяжеловоза с наилучшим набором генетических качеств, стоит обратиться в хозяйства Мордовии или Нижегородской области.

Ссылка на основную публикацию