Системность и последовательность в дрессировке собаки: зачем и как их создать?

4. Навыки и порядок их отработки

4. Навыки и порядок их отработки

Понятие о навыках. При дрессировке собаку приучают выполнять определенные действия. Каждое из действий, отрабатываемое у собаки при дрессировке, обозначается как навык. Навыки дрессировки весьма разнообразны и различны по своему значению: например, подход собаки к своему дрессировщику пб команде «ко мне» или такое сложное действие, как выборка вещи по запаху ее владельца. Каждый навык после окончательной отработки должен представлять собой вполне законченное действие, выполняемое собакой по требованию дрессировщика (командам и жестам). Всякий навык, как законченное действие, достигается не сразу, а путем постепенного усложнения. Это усложнение навыка состоит в последовательной выработке условных рефлексов, так как каждый из навыков состоит из нескольких условных рефлексов, вырабатываемых на основе определенного безусловного рефлекса.

Условные рефлексы, вырабатываемые при дрессировке, представляют собой определенные движения собаки, а поэтому обозначаются, как двигательные условные рефлексы. Эти рефлексы и составляют навыки. Следовательно, навык — это сложное действие, которое постепенно вырабатывается у животного в процессе жизни и дрессировки.

Приемы дрессировки. Совокупность последовательных действий дрессировщика при отработке навыка составляет прием дрессировки собаки. Каждый прием подразделяется на следующие стадии (см. рис. 101).

Рис. 101. Схема порядка отработки приема дрессировки

Первая стадия состоит в воспитании первоначального действия (основного условного рефлекса) на определенный условный раздражитель (звуковую команду, жест и т. п.).

В навыке подхода собаки к дрессировщику по команде «ко мне» первоначальное действие, отработанное у собаки, будет состоять в подходе собаки к дрессировщику без посадки у левой ноги.

При отработке навыков «стоять», «сидеть» и «лежать» в первом периоде от собаки требуют выполнения команды без выдержки.

Первая стадия характеризуется двумя существенными особенностями:

во-первых: у собаки можно наблюдать явления обобщения условных раздражителей, суть которого состоит в том, что собака не имеет еще четкого различия команд между собой и может проявлять ошибочные действия, например по команде «сидеть» ложится и т. д.

В этом случае дрессировщик должен затормаживать ошибочные действия собаки и закреплять дачей «лакомства» только правильно выполненные действия.

Во-вторых, на этой стадии первоначальная связь на команду еще не установлена и дрессировщик не в состоянии преодолевать влияние отвлекающих раздражителей. Поэтому при воспитании первоначальных действий у собаки занятия по дрессировке следует проводить в условиях с наименьшим количеством отвлекающих раздражителей.

Вторая стадия состоит в усложнении первоначально выработанного действия условного рефлекса до навыка. При этом к первоначальному действию (основному условному рефлексу), воспитанному у собаки, добавляются действия, усложняющие первоначальный условный рефлекс Таким усложнением в процессе подхода собаки к дрессировщику по команде «ко мне» является закрепление определенного положения собаки у левой ноги дрессировщика и установление условного рефлекса на жест, выдержки в различных положениях и т. д.

В этой стадии дрессировки, так же как и в предыдущей, не следует усложнять условия окружающей среды. Это обеспечивает быструю и легкую выработку желаемых навыков у собаки. Следует добиваться у собаки четкого различия (диференцировки) применяемых команд и все ошибочные действия своевременно затормаживать применением, в случае необходимости, механического способа (рывки поводком, строгий ошейник и т. п.), а действия, правильно выполненные, закреплять поощрением.

Третья стадия приема дрессировки состоит в закреплении отрабатываемого сложного действия (навыка) в условиях окружающей среды разной сложности. Это необходимо для того, чтобы достигнуть безотказного выполнения отрабатываемых у собаки навыков при наличии различных посторонних отвлекающих собаку раздражителей. Как только у собаки будет достигнуто достаточно четкое и безотказное выполнение всех действий, условия занятий необходимо усложнять, место занятий как можно чаще разнообразить и занятия проводить при наличии различных посторонних раздражителей (разнообразных звуков, людей, других животных и т. д.). Первоначально в таких условиях у собаки будет усиленно проявляться ориентировочный рефлекс, но постепенно этот рефлекс будет угасать, собака начнет привыкать к новым для нее раздражителям. Дрессировщик для управления поведением собаки в усложненных условиях должен применять более сильные меры воздействия, чем обычно (увеличить силу применяемых механических раздражителей), при этом уметь использовать и угрожающую интонацию в командах, как условный сигнал на последующее, болевое воздействие.

Во всех случаях отвлечения собаки и отказа ее от выполнения того или другого действия по команде дрессировщик должен добиваться от собаки выполнения этого действия, учитывая соответствующий метод воздействия на собаку в данных условиях.

Навык как динамический стереотип. В основе образования навыков лежит физиологический процесс, обозначаемый академиком И. П. Павловым понятием динамического, т. е. двигательного стереотипа. Под динамическим стереотипом понимается свойство коры головного мозга собаки обобщать и связывать между собой отдельные условные рефлексы, а также условные раздражители в определенную последовательную систему.

Выработка определенных стереотипов в поведении собаки при дрессировке имеет весьма большое практическое значение: чем более закреплены определенные действия в определенную систему (стереотип), тем более закончено безотказное выполнение собакой действия.

Однако в процессе дрессировки, в результате ошибочных действий дрессировщика, может возникнуть стереотип отрицательного значения. Так, например, если применять команды в одной и той же последовательности (например: стоять — сидеть — лежать и т. д.), соблюдая при этом относительно равные промежутки времени между подачей команд, у собаки может возникнуть отрицательный для дрессировщика стереотип. Этот динамический стереотип будет проявляться в том, что собака, прочно усвоив определенную последовательность выполнения действий, будет выполнять их в той последовательности, в какой эти действия отрабатывались, не реагируя даже на подаваемые команды.

Для того чтобы избежать этого, следует при отработке навыка различные команды применять в разной последовательности.

Общие и специальные приемы дрессировки. Приемы дрессировки, в зависимости от своего назначения, подразделяют на общие и специальные.

Посредством общих приемов дрессировки достигается «подчинение собаки своему дрессировщику», обеспечивается и усиливается необходимая взаимосвязь — контакт дрессировщика с собакой, а также закладывается основа для специального курса дрессировки. Этого достигают отработкой общих приемов различного назначения.

Специальными приемами дрессировки называются такие приемы, отработка которых обеспечивает использование собаки для определенных служебных целей (розыскной, караульной, сторожевой и т. д.).

Отработка одних общих приемов обеспечивает такие навыки, которые основаны на деятельном состоянии нервной системы, — состоянии возбуждения, которое проявляется в определенных действиях собаки, например подхода собаки к дрессировщику по подзыву, свободное состояние по команде «гуляй» и т. д.

Рис. 102. Основная схема дрессировки служебных собак

Отработка других общих приемов дрессировки обеспечивает такие навыки, которые основаны на временной задержке — торможении в нервной системе собаки, например запрещение нежелательного действия по команде «фу» или выдержка.

Отработка большинства общих приемов дрессировки имеет своей целью установить в нервной системе собаки необходимые соотношения между процессами возбуждения и торможения, сбалансировать эти процессы между собой, что, в конечном итоге, обеспечивает хорошее послушание — «дисциплину» собаки.

Этого достигают посредством выработки положительных и отрицательных тормозных условных рефлексов.

Положительным условным рефлексом называется рефлекс, который у собаки вырабатывается на основе процесса возбуждения и проявляется как определенное действие собаки, выполняемое по сигналу дрессировщика. Выработка такого рефлекса достигается обычным способом, т. е. условный раздражитель подкрепляется безусловным.

Тормозной (отрицательный) условный рефлекс вырабатывается у собаки на основе процесса активного торможения и проявляется в задержке или прекращении действий собакой. Желая получить выдержку у собаки, например навык посадки, дрессировщик командой «сидеть» вызывает у собаки проявление положительного условного рефлекса. Собака по команде «сидеть» принимает положение посадки. Но для того чтобы собаку задержать в положении посадки, дрессировщик дает собаке «лакомство» не сразу после выполнения команды, а через все более удлиняющиеся промежутки времени (от нескольких секунд до 2 минут).

Таким образом, дрессировщик при воспитании тормозного условного рефлекса — выдержки применяет принцип задержания пищевого безусловного раздражителя. Собака, ожидая «лакомства», на протяжении этого времени находится в состоянии задержки (запаздывающее торможение) всех своих действий. При попытках собаки встать вновь применяется команда «сидеть», которая может сопровождаться действием безусловного раздражителя (нажатием на круп).

При отработке выдержки следует соблюдать строгую последовательность, сразу не гнаться за продолжительным временем, а желаемой выдержки достигать постепенно, путем последовательного развития и закрзпления тормозного процесса. Иначе можно у собаки получить срыв торможения, и выдержка у такой собаки может полностью исчезнуть.

Процесс торможения имеет весьма большое значение при выработке диференцировки, т. е. приучения собаки различать между собой те или иные раздражители, например команды, запахи, жесты и т. д.

Собаку приучают четко различать между собой команды и жесты на основе того, что каждый условный раздражитель сопровождается таким безусловным раздражителем, который у собаки вызывает проявление определенного безусловного рефлекса:, команда «рядом» — рывком поводка, команда «сидеть» — нажатием на круп, команда «лежать» — нажатием на холку и т. д. В результате этого каждая команда, связываясь с тем или другим безусловным раздражителем, приобретает для собаки определенное значение, становится сигналом на определенное действие. Собака приучается различать — диференцировать значение команд.

Однако при этом весьма большое значение имеет использование активного торможения в виде так называемого диференцированного торможения. Если собака по команде выполнила действие правильно, то это действие закрепляют дачей «лакомства», оглаживанием и восклицанием «хорошо». Если действие выполнено неправильно, то собака поощрения не получает. Таким образом, одно действие (условный рефлекс) закрепляется, а другое тормозится.

Диференцированное торможение имеет большое значение при выработке более тонкой диференцировки, например при приучении собаки к выборке вещи по индивидуальному запаху человека. В этом случае особенно тщательно следует подкреплять каждое правильное действие собаки дачей «лакомства» и не подкреплять ошибочно выполненное действие.

Для того чтобы ускорить выработку диференцировки при выборке вещи по запаху, с успехом можно использовать команду «фу» как условный тормоз. В момент, когда собака пытается взять вещь с другим запахом, дрессировщик подает команду «фу» пониженным голосом, так как команда «фу», подаваемая полным голосом, может вызвать у собаки последовательное торможение, и собака откажет в выборке вещей.

Понятие о методике дрессировки. Общие и специальные приемы дрессировки должны прорабатываться в такой последовательности, которая в наибольшей степени содействует достижению окончательной цели.

Методика дрессировки как определенная система проработки приемов обеспечивает подготовку собак для служебных целей (караульные, розыскные, сторожевые и т. п.).

Основными положениями методики дрессировки собак являются: во-первых, строгая последовательность прохождения приемов дрессировки по принципу «от простого к сложному»; во-вторых, определенная взаимосвязь между приемами дрессировки. Эта взаимосвязь выражается в том, что отработка одних приемов дрессировки служит основой для отработки последующих.

Дрессировка собак должна производиться по принципу постепенного наращивания и усложнения навыков у собаки. При этом отрабатываемые навыки зависимы друг от друга и: находятся в определенном взаимодействии друг с другом. Отработка более простого навыка обусловливает отработку последующего, более сложного и т. д.

Так, навык собаки на следовой работе вырабатывается но сразу, а последовательно, и его отработка основывается на других, ранее закрепленных у собаки навыках. Вначале собаку приучают к выборке вещи по запаху ее дрессировщика. После этого приучают к поиску вещи дрессировщика по его собственному следу, затем только переключают собаку на поиск вещи дрессировщика, но уже по следу помощника, который уносит вещь, и только после этого пускают на поиск по следу самого помощника, развивая при этом у собаки активно-оборонительную реакцию на последнего.

Для обеспечения последовательности прохождения общих и специальных приемов дрессировки весь курс практической дрессировки собак подразделяется на общий и специальный.

Как дрессировать собаку: советы, правила, методы

Воспитание и дрессировка необходимый процесс для каждого владельца собаки. Без должной социализации и дрессуры невозможно комфортное существование стаи человек – собака.

Зачем нужна дрессировка и с чего начать

Щенок в доме – долгожданное радостное событие. Но не каждый хозяин понимает, что поведение собаки может сильно отличаться от радужных представлений сожительства. Животные живут по законам стаи, ведут себя так, как им велят инстинкты.

Чтобы дни, проведенные бок о бок с собакой не стали невыносимыми – занятия со щенком должны проводиться ежедневно. Плохо воспитанный питомец, даже самых маленьких размеров может превратиться в настоящего тирана, терроризирующего всю семью и ближайшее окружение.

Собака, не обученная командам гоняется за котами, прыгает на посторонних людей пугая их. Пес может в любой момент сорваться с поводка и угодить под машину.

Когда начинать занятия со щенком

Из пережитков советских времен, многие люди уверены, что приступать к дрессировке нужно не раньше, чем щенку исполнится 6 месяцев. Во многих военных кинологических базах, на дрессировочную площадку до сих пор выводят собак достигших полу годовалого возраста. Связано это исключительно с методом воспитания, военные специалисты в большинстве работают посредством принуждения, действительно не подходящем маленьким щенкам.

Вместе с курсом общей дрессировки армейские псы обучаются специальным навыкам:

  • Поиск человека по следу;
  • Выборка вещи;
  • Поисково-спасательная служба;
  • Охрана территории;
  • Лобовая атака;
  • Задержание преступника;
  • Защита хозяина (и оставленных вещей);
  • Поиск взрывчатых и наркотических вещест.

Совсем маленькие щенки, еще не пригодны для специальной подготовки. Но собака, живущая в семье в качестве компаньона, должна начинать осваивать азы воспитания с первых дней появления в доме.

Щенок в возрасте от 3 до 7 месяцев отлично и быстро дрессируется. Этот период в кинологии называется «время глубокой памяти». Команды, которые пес освоил в это время, запоминаются надолго, без длительных повторений.

Подготовка к дрессуре

Прежде чем начинать изучение команд, инструктор должен познакомиться со щенком, войти в доверие – погладить, поиграть или угостить лакомством. Первое занятие нужно проводить в хорошо знакомом малышу помещении или постоянном месте выгула.

Предварительно собаку нужно выгулять для удовлетворения естественных надобностей. Если песик будет хотеть в туалет, ему будет сложно сконцентрироваться на дрессировщике.

На месте проведения первого занятия должны отсутствовать посторонние люди и животные, чтобы не напугать и не отвлекать щенка. На начальном этапе дрессировки очень важно, чтобы внимание питомца было полностью увлечено инструктором.

Необходимая амуниция

Прежде чем начинать занятия необходимо приобрести соответствующую амуницию:

  • Мягкий кожаный или нейлоновый ошейник;
  • Поводок длинной 1 – 1,5 метра;
  • Поводок длинной 5 – 15 метров;
  • Мотивирующее лакомство или игрушку.
Читайте также:  Какие команды нужны, чтобы спокойно заходить в кафе с собакой?

Весь инвентарь должен подходить по размеру собаке и быть достаточно прочным, чтобы не порваться в процессе занятий.

Основные методы дрессировки

Всего в кинологии различают 11 методов формирования навыков:

  1. Способ наведения – инструктор побуждает собаку выполнить необходимое действие, следуя за мотивацией (лакомством или игрушкой);
  2. Способ наталкивания – дрессировщик подталкивает собаку к нужной деятельности с помощью поводка или рук, создавая неприятные ощущения, которые тут же прекращаются после выполнения команды;
  3. Способ пассивной флексии – метод похож на лепку, если животное не сопротивляется, ему придают нужную позу одновременно с голосовой командой;
  4. Способ отбора поведения – команда подается, когда собака выполняет произвольное действие. Например, питомцу захотелось лечь – инструктор дает команду «лежать» и поощряет собаку;
  5. Способ усиления поведенческого признака – подходит для животных, у которых уже сформировались навыки, но не совсем правильно – подкрепляется лучшее исполнение, чем предыдущее;
  6. Способ редукции поведенческого акта до какого-то отдельного элемента, путем подкрепления только одного элемента из цепочки действий;
  7. Способ альтернативного поведения – при помощи определенного вспомогательного реквизита, создаются такие условия собаке, при которых нужное поведение становится единственно возможным;
  8. Способ игрового поведения – в качестве мотивации используется потребность собаки в игре и инстинкт охотника;
  9. Способ подражания – используется с помощью ранее обученной собаки, щенки способны обучаться глядя на других;
  10. Способ оборонительного поведения заключается в избегании собакой болевых ощущений, приводящих ее в нужное для дрессировщика положение;
  11. Способ агрессивно-оборонительного поведения используется в специальных курсах дрессировки, воздействия оказываются такой силы, что собака вынуждена обороняться.

Нельзя говорить, что какой-то из вышеперечисленных способов хуже или лучше. Каждый дрессировщик использует определенные методы исходя из возраста, породы собаки и собственной интуиции.

Занятия с инструктором

Есть несколько вариантов занятий у кинологов:

  • Дрессировка с содержанием – удовольствие не из дешевых, но действенное. Специалист работает с собакой ежедневно, в результате чего владелец получает уже воспитанную собаку
  • Самостоятельная дрессировка под кураторством зоопсихолога – оптимальный вариант, профессионал обучает владельца управлять питомцем, индивидуально или в группе
  • Отработка навыков кинологом – в присутствии хозяина, дрессировщик работает самостоятельно

Выбор специалиста

К выбору учителя следует отнестись со всей серьезностью. Необходимо узнать у опытных владельцев собак к кому лучше обратиться, а не подкупаться на рекламу в интернете.

Кинологи, имеющие свои блоги и каналы на просторах сети, как правило, являются не самыми квалифицированными специалистами. Весь материал, отснятый о чудесной дрессировке за 5 минут, является чистой воды привлечением внимания для заработка на рекламе. У хороших профессионалов нет времени на подобную ерунду.

Дрессировка на площадке

Занятия на дрессировочной площадке могут проходить как индивидуально, так и в группе:

  1. Групповые занятия дешевле, но имеют меньшую эффективность. Кинолог может отвлечься на другую собаку, и не заметить ошибок других учеников.
  2. Индивидуальные тренировки имеют очень высокий КПД, но стоят дороже, иногда даже вдвое. Но внимание инструктора полностью увлечено одним животным и ошибок в дрессуре не допускается.

Не нужно посещать площадки, где владельцы или дрессировщики бьют собак за невыполнение команд. Питомец может запомнить, что площадка это страшно и впоследствии отказаться туда даже заходить.

Продолжительность занятий

Средняя длительность занятий с инструктором составляет от 40 минут, до 1 часа. Как правило, тренировки проходят раз в неделю.

Хороший дрессировщик показывает владельцам, как правильно обращаться с питомцем, как формируется навык. Остальное время наблюдает, как у хозяев получается самостоятельное обучение и корректирует ошибки. Во время недельного перерыва, формирование навыка отрабатывается самостоятельно.

Роль социализации в дрессировке

В процессе социализации щенок учится спокойному реагированию на посторонние раздражители. Это играет огромную роль в воспитании управляемой собаки.

Животные с недостаточным уровнем социализации становятся нервными, неуверенными в себе, могут вести себя неадекватно в условиях города. Питомец находится в состоянии постоянного стресса в новой обстановке и отказывается выполнять команды.

Собаки, выращенные в условиях социальной депривации, ведут себя крайне неуравновешенно и агрессивно к людям и другим животным.

Общие правила самостоятельной дрессировки

Главными правилами воспитания собаки без помощи инструктора являются:

  1. Хорошая мотивация – награда должна быть очень желанной.
  2. Своевременное подкрепление – собаки связывают подкрепление только с последним действием.
  3. Всегда добиваться выполнения приказа – если питомец поймет что можно не подчиниться хотя бы раз, он это обязательно повторит.
  4. Огромный запас терпения – нервное состояние не дает здраво мыслить, команды отдаются не корректно, поощрение происходит не вовремя.

Главное понимать, что собака – живое существо, это не робот всегда готовый к работе. У них тоже может что-то болеть или «не быть настроения». Если очевидно, что пес не настроен работать, то необходимо пересмотреть мотивацию или отложить занятие на другой раз.

Обучение собаки в домашних условиях

Учить маленького щенка рекомендуется исключительно через позитив. Лакомый кусочек или любимая игрушка в качестве поощрения – идеальный вариант. Благодаря такому обучению, собака начинает больше доверять владельцу, становится более уверенной в себе, выполняет команды с удовольствием.

  • Активная продолжительность занятий с питомцем должна быть около часа в день, разбитая на 3 – 4 раза.
  • У щенков до 6 месяцев очень подвижная нервная система, даже 15 минутное занятие для них большая нагрузка.

От молодых собак, особенно холериков, не надо ждать идеальной выдержки. Подкрепление должно следовать сразу после выполнения приказа. Только после формирования стойкого рефлекса следует начинать отрабатывать выдержку.

Приобщение к амуниции

Прежде чем приступать к дрессировке, четвероногому компаньону необходимо усвоить что амуниция – неотъемлемая часть жизни. С ошейником, как правило, проблем не возникает, он никак не мешает перемещаться и играть.

Поводок молодые собаки в большинстве случаев воспринимают, как игрушку. Пес может кусать ненавистную веревку, брыкаться, вырываться. Все не нужные действия надо проигнорировать, и отвлечь питомца от поводка игрушкой. Постепенно малыш привыкнет к наличию поводка в его жизни.

Гораздо сложнее дела обстоят с намордником, это самая ненавистная амуниция. Для облегчения процесса, необходимо начинать приучать к наморднику с раннего детства. Чтобы одеть намордник на собаку необходимо взять кусочек лакомства и вложить внутрь. Щенок заинтересуется запахом и сам просунет морду внутрь.

За это действие обязательно нужно похвалить. Данное упражнение необходимо проделывать дома ежедневно, постепенно увеличивая промежуток времени нахождения морды в наморднике.

Амуниция должна быть правильно подобрана, полностью подходить по размеру собаке. Никто ведь не носит туфли, которые натирают, мотивация быстрее их снять преобладает над всеми другими желаниями.

Приучение к месту или вольеру

Команда «место» обязательный навык для каждого пса. Собачье место – это теплый уютный уголок, в котором питомец отдыхает. Нельзя отправлять собаку на место в качестве наказания или проявлять жестокость, когда она отдыхает там – будут плохие ассоциации, щенок будет бояться своей подстилки.

Чтобы приучить собаку заходить в вольер по первой команде нужно заманить ее туда лакомством. Покормить, приговаривая «хорошо, место», «молодец место» и выпустить. Потом можно не входя в вольер бросить внутрь игрушку и скомандовать «место». Когда собака забежит в вольер, обязательно похвалить.

Команды для первичного ознакомления

Все приказы второстепенны, первое, что должен усвоить щенок это свою кличку. Если собака не слышит хозяина, она не будет выполнять команды.

После клички обучают элементарным командам управления:

  • “Ко мне”;
  • “Рядом”;
  • “Сидеть, лежать, стоять (в комплексе)”;
  • “Фу (нельзя)”.

Это самая минимальная база управления собакой в обществе.

Особенности дрессировки взрослой собаки

Бытует мнение, что взрослые собаки плохо поддаются дрессировке или не поддаются совсем. Это миф, грамотный подход к питомцу помогает наладить контакт с хозяином и дает возможность дисциплинировать даже пожилое животное.

Собаке с устоявшимся поведением действительно нужно больше времени, чтобы понять чего от нее хотят, чем щенку. Но это не значит, что взрослую собаку не нужно воспитывать. Чуть больше терпения и времени, и даже закоренелый мародер в собачьей шкуре станет послушным, преданным другом.

Необходимые команды для управления собакой в городе

Постоянно контактируя с социальным обществом, необходимо быть уверенным в навыках собаки, особенно это касается владельцев «потенциально опасных пород». На данный момент есть специальный кинологический курс под названием УГС (управляемая городская собака), его часто путают с ОКД (общий курс дрессировки), но это два абсолютно разных норматива. Обучение курсу УГС делится на два этапа – на дрессировочной площадке и в городе.

Первый этап (на площадке):

  • Движение рядом с проводником на поводке;
  • Движение рядом дрессировщиком без амуниции;
  • Посадка собаки из движения;
  • Укладка питомца с выдержкой и подзывом;
  • Укладка при наличии отвлекающих факторов.

Второй этап (в городе):

  • Встреча собаки с людьми;
  • Встреча с велосипедом;
  • Реакция животного на автомобиль;
  • Поведение при встрече бегунов (роллеров);
  • Действия при виде других собак;
  • Реакция питомца оставленного на привязи по отношению к другим.

Основная часть навыков связана именно с социализацией животного, из этого напрашивается вывод, что именно социальная адаптация в городе даже более важна, чем выполнение команд.

Кнут или пряник – какой метод выбрать

Риторический вопрос. Еще лет 10 -15 назад все кинологи хором твердили о «доминантности» и о том, что собака должна уважать хозяина. На сегодняшний день ситуация кардинально изменилась, все большее количество зоопсихологов, уверены – воспитывать собаку нужно через позитив.

Грамотно подобранная мотивация, заставляет собаку выполнять команды с радостью, что даже смотрится эффектнее. Когда питомец выращен без применения «кнута», он абсолютно уверен в себе и безгранично доверяет хозяину. Сменив «пряник» на жестокость, велик шанс получить запуганное, нервное существо, которое при любом удобном случае пытается сбежать от хозяина.

Полезные советы от профессионалов

Список полезных советов от кинолога:

  • Произносить команду нужно только 1 раз (единственная повторяющаяся команда – «рядом»).
  • Каждое выполненное правильно действие должно быть вознаграждено (на этапе обучения).
  • Никогда не наказывать собаку после подзыва «ко мне» (сколько бы, не пришлось ее ждать).
  • Занятия должны быть кратковременными, но ежедневными.
  • Категорически запрещено использовать корректирующую амуницию щенкам до года.
  • Нельзя недооценивать роль социализации в дрессировке.

Воспитать настоящего компаньона долго и трудоемко, но оно того стоит. Хорошо выдрессированный питомец не принесет дискомфорта окружающим, и не подвергнется опасности урбана (побеги, машины). Послушная собака – гордость достойного владельца.

Дрессировка щенка в домашних условиях

Сидеть

Возьмите в руку лакомство и поднесите кулак к мордочке питомца, чтобы он почуял запах. Медленно поднимайте руку вверх, чтобы собака потянулась за вкусняшкой, задирая нос. В этот момент интуитивно собаки чаще всего садятся.

Озвучьте команду. Если пес сядет сам, дайте лакомство. Если нет, повторите команду и легонько надавите рукой на крестец. После нескольких таких повторений животные понимают, чего от них хотят.

Второй этап. После того как собака начала садиться, получить заветное угощение ей становится просто невтерпеж.

– Пес может сесть на секунду-две, а затем подорваться и начать вилять хвостом, прыгать и требовать лакомство. В этот момент нельзя ему ничего давать. Нужно снова посадить собаку, подождать секунд пять и лишь после этого хвалить за выполненное упражнение, – советуют кинологи.

Когда собака перестанет вскакивать до момента получения лакомства, переходите к третьему этапу. Вместе с озвучиванием команды показывайте ее жестом (см. рисунок). Считается, что команда выучена, когда собака начинает выполнять ее на расстоянии 2 – 3 метров.

Лежать

Если ваш любимец научился команде «сидеть», считайте, что и «лежать» уже почти выучил. Даем команду «сидеть», дожидаемся, когда четвероногий ее выполнит, после чего показываем ему в руке лакомство, которое постепенно отводим в сторону на уровне пола. В этот момент, когда животное начинает тянуться за вкусняшкой, даем команду «лежать» и надавливаем немного собаке на холку не давая подскочить на лапы. Пес будет тянуться за рукой с угощением и вытянется в правильную позицию.

Второй этап – разучиваем эту команду с помощью жеста (см. рисунок). Жест добавляйте к голосовой команде, когда питомец начнет ложиться самостоятельно, без вашей руки на холке. Затем постепенно увеличивайте расстояние, с которого пес выполняет команду.

Стоять

Ко мне

Тут понадобится помощник. Нужно, чтобы вашего щенка кто-то держал на руках или на поводке, пока вы будете отходить от него на небольшое расстояние.

Остановитесь, похлопайте себя рукой по бедру и скажите: «Ко мне». В этот момент собаку должны отпустить, чтобы она побежала к вам. Если не бежит, сядьте на корточки, начните звать и покажите в руках вкусняшку. Когда щенок подойдет, угостите лакомством и погладьте его.

Если собака несколько раз проигнорировала вашу команду, сделайте паузу и займитесь чем-то другим, возьмите на поводок или покидайте палку. Иначе животное решит, что вас можно не слушаться.

Рядом

Место

Обучение состоит из нескольких этапов. Дрессировку нужно начинать, когда ваш маленький друг будет знать команды «лежать» и «ко мне».

Выберете место, постелите там коврик, плед или поставьте специальный лежак, затем положите рядом игрушку или косточку и приступайте к тренировкам.

Шаг первый. Подведите песика к его месту и скажите: «Лежать». После этого отойдите на небольшое расстояние и позовите питомца к себе. Когда собака выполнит команду, дайте поощрение и похвалите.

Шаг второй. Повторите упражнение, но теперь показывайте в сторону лежака рукой и говорите: «Место». Щенка можно слегка подтолкнуть в эту сторону, повторяя команду. Если собака уляжется, снова скажите: «Место». Если не захочет, дайте команду «лежать», дождитесь ее выполнения и повторите команду «место». Отблагодарите вкусняшкой, после чего снова отойдите на несколько шагов и позовите питомца к себе.

Шаг третий. Оставьте на подстилке лакомство или лучше спрячьте его в игрушку, чтобы собаке было интереснее его искать. Озвучьте команду «место». Когда пес подойдет, чтобы съесть угощение, скажите: «Лежать», похвалите за выполнение команды и, пока он будет лежать на коврике не меньше 5 секунд, повторите команду «место» и снова угостите вкусняшкой.

Через несколько дней обучения увеличьте дистанцию, с которой собака подходит к своему месту, до нескольких метров.

Маркиз&Ko

Немного о собаках

Термины

Что необходимо знать, приступая к дрессировке собаки

В процессе общей дрессировки отрабатываются приемы, подчиняющие собаку дрессировщику.

Читайте также:  Коррекция поведения собак в домашних условиях: проблемы и способы решения

Общая дрессировка — основа для последующей подготовке собаки по той или иной специальной службе, т.к. большинство навыков, выработанных в ходе общей дрессировки, являются базой для выработки специальной дрессировки.

Выработка навыков, входящих в общую дрессировку, основана как на процессах возбуждения нервной системы, так и на процессах торможения. Комплекс всех приемов общей дрессировки устанавливает в нервной системе собаки необходимые соотношения между процессами возбуждения и торможения, что обеспечивает безотказность и четкость в работе собаки. Вот почему дрессировка собак всегда начинается с выработки навыков общей дрессировки.

Приемы общей и специальной дрессировки собак должны отрабатываться в такой последовательности, которая наилучшим образом обеспечивает, достижение конечной цели дрессировки. Эту определенную последовательность в отработке приемов, способ выработки навыков принято называть методикой дрессировки.

Методика дрессировки собак основывается на ряде принципов:

  • Еще до начала дрессировки следует создать нормальные взаимоотношения дрессировщика и собаки. Нормальными взаимоотношения считаются такие, когда дрессировщик не боится собаки, устраивает с ней игры и прогулки, наблюдает и анализирует ее характер, а собака привыкает к нему и относится с полным доверием.
  • Первые занятия следует проводить так, чтобы добиться быстрого установления правильных взаимоотношений дрессировщика с собакой. Для этого нужно больше гулять и играть с нею.
  • Отработка приемов и упражнений должна исходить из принципа — от простого к сложному, от легкому к трудному. Занятия следует начинать в таких условиях, чтобы было меньше отвлекающих раздражителей.
  • Дрессировщик должен постоянно учитывать как внешние (местность, наличие животных или людей, погода и т.п.), так и внутренние (голод, сытость) факторы, влияющие на собаку во время дрессировки, и умело использовать их.
  • Необходимо соблюдать строгую последовательность в выработке навыков, т.к. появление у собаки одних навыков служит основой для выработки следующих.
  • Приемы нужно отрабатывать в то же время комплексно, т.е. одновременно и параллельно несколько приемов. При этом навыки должны быть на разных стадиях их образования. Комплексный метод значительно ускоряет дрессировку и повышает ее качество, т.к. собака меньше утомляется, а навыки у нее вырабатываются быстрее и бывают более стойкими.
  • Отработку нового приема следует начинать в первой половине занятия, но не в самом его начале, когда собака еще не достаточно послушна. Не следует этого делать и в конце занятия, когда нервная система собаки уже утомлена.
  • Заниматься дрессировкой собаки желательно дважды в день — утром и вечером, обязательно до кормления или спустя 3-4 часа после него. Продолжительность занятий следует наращивать постепенно.
  • Занятия не следует перегружать одновременной отработкой многих приемов. В течение часа их допустимо отрабатывать поочередно не более 3-4. Не следует повторять один и тот же прием много раз подряд, т.к. это быстро утомит собаку. Обычно это делают 3-5 раз в зависимости от сложности приема, стадии на которой находится выработка навыка, и индивидуальных особенностей собаки.
  • Иногда пятнадцать минут хорошо организованных занятий будут полезнее, чем час скучных и непродуманных занятий. “Приятные” и “неприятные” упражнения нужно чередовать. Если интерес к работе у собаки пропадает, то занятия нужно прекратить, стремясь к тому, чтобы к их окончанию собака сохраняла прежнюю заинтересованность в достижении результата.
  • Принцип постоянства. Занятия с собакой необходимо организовывать таким образом, чтобы периоды дрессировки, отдыха и прогулок не были четко разграничены, иначе собака может выбрать себе излюбленный вид деятельности и отказываться от других. Но время от времени нужно менять место и время занятий.
  • Повышать требования следует постепенно, чтобы у ученика всегда была реальная возможность получить подкрепление. Практически это означает пределы доступные ученику в данный момент. То насколько быстро вы увеличиваете критерий, не зависит от фактических возможностей животного, нынешних или будущих. Скорость повышения требований определяется тем, насколько хорошо вы взаимодействуете с учеником в процессе выработки навыка, каковы ваши правила подачи подкрепления (их меняют каждый раз, как перед учеником ставится новая, более высокая задача). Если вы повышаете критерий так сильно, что ученику надо совершить усилие значительно большее, чем предлагалось ранее на занятиях, вы немало рискуете. Поведение может быть сорвано. Непрерывный прогресс, пусть и минимальный приведет вас к поставленной цели быстрее, чем попытки форсировать быстрые успехи с риском потерять все выработанное поведение.
  • Отрабатывайте что-нибудь одно в конкретный промежуток времени. Не пытайтесь формировать поведение по двум критериям одновременно. Под этим не подразумевается, что вы не можете работать над многими различными типами поведения в один и тот же урок. Во время любого занятия вы можете сначала немного поработать над качеством, затем над скоростью. Это избавляет от монотонности. Меняйте работу, оставляя данную задачу, как только в ней достигните успеха, и переходите к другой.
  • По возможности расчленяйте задачи, которые ставите перед собакой, и одну за другой решайте их.
  • Правильная выработка — это серия чуть заметных переходов между непрерывным подкреплением (когда только что достигните нового уровня выполнения) и вареабельным (когда достижение закрепилось, и создалась возможность избирательного подкрепления еще больших результатов). Как только поведение усвоено, начинайте подкреплять его не каждый раз, чтобы оно сохранилось на данном уровне. Когда вы сможете позволить себе подкреплять данный уровень поведения лишь время от времени, случайным образом, получать возможность использовать подкрепление только за лучшие результаты. Такое избирательное подкрепление “сдвинет” нормальное или среднее поведение в сторону улучшения, которое вам желательно.
  • Вводя новый критерий (ставя новую задачу, цель), понизьте временно старые.
  • Будьте впереди обучаемого: полностью планируйте свою программу выработки навыка так, чтобы в случае внезапного, быстрого успеха вы знали, что следует подкреплять далее. Животное, испытывая удовольствие от выполнения задания, часто впадает в состояние восторга. Старайтесь поддерживать это состояние.
  • Следует помнить, что во всех случаях в качестве условного раздражителя применяется не один изолированный жест дрессировщика, не одно звуковое сочетание (команда), а сложный (синтетический) раздражитель: команда + жест + поза + выражение лица + интонация. В силу этого дрессировщик при общении с собакой должен быть особенно внимательным к своему поведению.
  • Если один метод выработки навыка не приносит успеха, найдите другой.
  • Не кончайте тренировку, не дав положительного подкрепления, по возможности заканчивайте каждую тренировку на высокой ноте.
  • Произвольного ухода собаки во время выполнения навыка быть не должно. Выполнение команды должно всегда отменяться дрессировщиком какой-либо другой командой.
  • Необходимо избегать перегрузки собак работой. От утомления собака теряет интерес к работе, этот главнейший фактор дрессировки. При таких обстоятельствах следует давать отдых собаке, периодически прерывая занятия на 3-4 дня, устраивая в эти дни купание, прогулки и игры. Практики-дрессировщики прекрасно знают это, отводя один день в неделю на отдых, чтобы не допустить перегрузки в занятиях. Опытные дрессировщики перед испытанием собак 1-2 дня совершенно не ведут занятий и получают в подавляющем большинстве случаев превосходные результаты: собака четко и с охотой исполняет требуемые приемы.
  • При дрессировке собак приходится наблюдать чрезвычайно интересный момент так называемого перелома в работе, т.е. период падения общей активности собаки и ее заинтересованности в работе. Это объясняется тем, что прием перестал быть новым для собаки, “приелся” ей и потерял свою остроту (новизну раздражителя). С другой стороны прием еще не “механизирован”, т.е. безотказность его выполнения недостаточно выработана. При переломе действия собаки внешне похожи на действия передрессированной собаки. При наступлении перелома (он почти неизбежен) дрессировщик не должен теряться. Нужен небольшой перерыв в занятиях по этим приемам (3-4 дня), перенесение занятий в другую обстановку, активизация даваемых раздражителей. Все это поднимает угасающую заинтересованность, а повышение требований (усиленные интонации) и последовательность в работе создадут, в конце концов, нужный автоматизм и безотказность в выполнении заданий. После этого период перелома можно считать оконченным.
  • Если навык теряется, быстро повторите весь процесс выработки с серией легких подкреплений. Это самый быстрый способ исправить ухудшение.
  • Дрессировка и тренировка представляют собой непрерывный процесс, который продолжается всю жизнь собаки.
  • Линия наименьшего сопротивления является громадной опасностью для дела, что выражается обычно в ежедневных повторениях легких задач.
  • Команды произносить надо четко и уверенно. Необходимо исключить многословие.
  • Дрессировщику нельзя терять самообладания в случаях, когда собака совершит действия, неприятные для него. Нельзя кричать на собаку, размахивать руками, угрожая ей. Лучше устройте небольшой перерыв в занятии и поиграйте с собакой, разрядив этим атмосферу.
  • Чтобы овладеть техникой дрессировки, рекомендуется потренироваться в выполнении упражнений без собаки. Это предупредит возможные ошибки. Затем несколько раз выполните упражнение с собакой в замедленном темпе. И только по мере овладения техникой постепенно ускоряйте темп работы, доводя ее до нормативных требований.
  • Как при дрессировке собаки, так и в повседневном общении с ней запрещается: наносить удары (бить) рукой, ногой, поводком и другими предметами; натравливать на других собак, домашних животных и посторонних людей ради развлечения.
  • Прежде чем приступать к занятиям, дрессировщик должен твердо решить, чего он хочет достигнуть и какими путями будет добиваться поставленных задач, т.е. должен разработать подробный методический план дрессировки. Перед выработкой каждого навыка нужно ясно представить себе элементы и стадии его отработки по следующей схеме:
    1. назначение навыка;
    2. условные и безусловные раздражители, применяемые при его выработке;
    3. методика и техника выработки навыка по стадиям;
    4. норматив выработанного навыка (что должна выполнять собака);
    5. основные возможные ошибки при выработке навыка.
  • Дрессировщик должен не только продумывать все свои действия по отношению к собаке, но и уметь их контролировать, вовремя замечать допущенные ошибки и своевременно их устранять.
  • Успех дрессировки, т.е. качество и быстрота, зависит не только от дрессировщика, но и от дрессируемой собаки — ее физического развития и состояния здоровья, типа поведения и определенных врожденных склонностей к дрессировке.
  • Возраст, в котором начинают дрессировать собаку, зависит от породы собаки, пола и высшей нервной деятельности. Обычно начинают заниматься дрессировкой с 10-месячного возраста, но ряд общедисциплинарных навыков вырабатывают у собак гораздо раньше, со щенячьего возраста.
  • Продолжительность общей дрессировки собаки зависит от многих факторов и колеблется от 3 до 6 месяцев.

Зачем дрессировать свою собаку?

Автор: Алена Сакада · Опубликовано 28 октября 2010 · Обновлено 19 июня 2014

От меня

В этой статье и в последующих статьях раздела «Статьи о воспитании» речь пойдет не совсем о дрессировке, а скорее о воспитании собаки, об обучении понимать собаку и об установлении через это понимание гармоничных отношений между вами и вашей собакой. На первый взгляд в статьях говорится о давно знакомых и не раз слышанных вещах, но по своему опыту могу сказать, что не придавая большое значение «домашнему» воспитанию, невозможно получить тех самых гармоничных отношений, о которых я писала выше.

Дрессированные собаки – это «свободные» собаки. Они могут свободно находиться среди людей и других собак в любом месте, потому что слушаются хозяина и по команде прерывают свои занятия, останавливаются и походят к хозяину. С ними приятно пойти на прогулку и разрешить побегать в парке без поводка. Их с полным правом можно считать членами семьи. При этом, для того чтобы стать такой совершенной собакой, некоторым требуется только минимальная дрессировка.
У невоспитанных собак есть ряд своих «привилегий». Когда приходят гости, их запирают в другую комнату, потому что они не умеют себя вести. Когда семья садится обедать, их тоже выгоняют из комнаты, потому что они постоянно попрошайничают. Когда их спускают с поводка, они убегают и могут бродить часами. Никто не хочет гулять с ними, потому что они все время тянут поводок, и прогулка превращается в сущий кошмар.
Ваша собака может прожить от 8 до 16 лет, и нужно, чтобы эти годы прошли как можно более приятно и для вас, и для нее. Поэтому научите свою собаку тому, что должны знать хорошие собаки.

ЧТО ЗНАЧИТ «ХОРОШАЯ СОБАКА»?

Книги о собаках рассказывают, о том, что собаки всех пород — это преданные, послушные, надежные друзья, которые будут рады вашим детям, потому что уже родились защитниками и прекрасными компаньонами. На самом деле таких собак, компаньонов с рождения, совсем немного. Большинству собак требуется определенное воспитание, чтобы выявить их лучшие черты и помочь им соответствовать вашим ожиданиям.
Хорошая собака должна уметь следующее:
1) хорошо вести себя дома;
2) подходить по команде;
3) не иметь дурных привычек;
4) останавливаться по команде;
5) не тянуть поводок на прогулке.
В третий пункт входят следующие правила: не кусать кормящую руку или любые другие дружественные руки, не лаять слишком много, не грызть все подряд и, конечно, не прыгать на людей, если они этого не хотят.
В зависимости от породы вашей собаки и вашего желания вы можете воспитать ее либо в соответствии с некоторыми правилами из приведенных выше, либо руководствуясь всеми пятью пунктами.

ЧТО ВХОДИТ В ПОНЯТИЯ «ДРЕССИРОВКА»?

Для вас это может стать сюрпризом, но предков вашей собаки люди выводили для выполнения определенной работы. У каждой собаки есть присущие ее породе характеристики. Поэтому скорость приспособления собаки к вашим требованиям зависит от цели, с какой выводили собак ее породы. Например, на охрану легче выдрессировать собаку охранной породы, нежели охотничьей.
Сегодня большинство владельцев, возможно, что и вы тоже, выбирали собаку по внешнему виду: «Ах, какой милый щенок!» А задумывались ли вы при этом, как инстинкты «милого щенка», в соответствии с которыми отбирали собак его породы в течение многих поколений, повлияют на его поведение, когда он станет взрослым?
К счастью, некоторые из этих инстинктов и делают собак такими хорошими домашними животными, за что мы их и любим. Это и защита детей, и предупреждение лаем о приходе посторонних, и дружеская встреча вас по возвращении домой, и утешение в тяжелых ситуациях.
Характеристики специфических пород — спасательный инстинкт ньюфаундлендов, привычка к перетаскиванию повозок у бернских овчарок, игривость терьеров и поисковые способности лабрадоров — также заслуживают уважение и любви.
Другие инстинкты могут стать причиной неприятностей. Собака охранной породы, если она не используется по назначению, будет постоянно наказываться за агрессивность; пастушья собака — за преследование детей, бегунов, велосипедистов и машин; охотничья — за желание идти по следу. Жадная собака может удрать практически за любой приманкой.
Барбара и Эд полюбили маленького Бентли (щенка мастиффа) с первого взгляда. Повинуясь этому импульсу, они взяли его из приюта для щенков и были страшно удивлены тому, что он вырос в огромную собаку, и однажды уложил на землю почтальона.
«Он был таким милым щенком, — вспоминали они, — ну прямо, как плюшевый мишка». Они не поняли, что Бентли просто выполнял свою работу, ведь мастиффов вывели в Англии специально для охраны. После небольшой дрессировки и постоянного присмотра за Бентли во время прихода почтальона проблема была решена.
Если то, чему вы хотите научить свою собаку, будет соответствовать ее инстинктам, обучение пойдет легко; если же вы будете работать против собачьих инстинктов, дрессировка окажется очень трудной. Например, лабрадоров намного легче научить приносить переноску, чем пастушьих собак отучить преследовать бегунов.

Читайте также:  Ринговая дрессировка: с чего начать

ВОСПИТАНИЕ ДОВЕРИЯ

Представьте себе свою собаку, бросившуюся за кошкой через дорогу. Ваше сердце оборвалось, и вы боитесь, что пес уже никогда не вернется. Когда беглец, в конце концов, возвращается, вы очень сердиты и громко ругаете его за подобную выходку.
Теперь посмотрим, как ваша собака смотрит на эту ситуацию. Она гонится за кошкой, и это для нее приятное ощущение. Затем она возвращается к вам, а вы ее наказываете, что абсолютно неприятно.
С вашей точки зрения вы учите свою собаку не гонятся за кошками.
В действительности же вы даете ей понять, что подходить к вам – занятие не из приятных.
Отсюда вывод: Рады вы или сердиты, собака относит ваши чувства только к своему действию.
Первое, чему вы должны научить вашу собаку, это четкое выполнение команды «Ко мне». Для успешного выполнения этой команды, помните: из какой бы ситуации ни возвращалась к вам собака, вы должны быть ласковы с ней. Всегда вознаграждайте за выполнение команды. Что бы ни натворила ваша собака, будьте добры к ней и используйте только ласковые слова, держа в руке лакомство. Когда беглец возвращается, покажите, что ему рады.
Учите свою собаку доверять вам, чтобы она считала место рядом с вами самым безопасным на земле. На прогулке собака должна гореть желанием следовать за вами и подходить к вам.
Когда вы подзываете собаку, а затем наказываете, вы полностью подрываете ее доверие к вам.
Если собака подходит к вам добровольно, но получает наказание, она устанавливает связь между приближением к вам и наказанием.
Вы можете спросить: «Как я могу быть счастлив, когда собака приносит мне разорванные новые туфли, когда она прыгает на меня и ставит на мои колени свои грязные лапы, когда я обнаружил неприятный сюрприз на ковре?» Ответом на эти вопросы и является эта книга, которая расскажет, как справиться с подобными ситуациями без подрыва собачьей веры в вас.

ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ

Если и есть какая-то магия в дрессировке, то это последовательность и постоянство действий.
Ваша собака не понимает слов «иногда», «может быть», «возможно» или «только в воскресенье». Ваша собака может понимать только «да» или «нет».
Например, собака придет в замешательство, если вы будите разрешать ей прыгать на вас в старой одежде, но рассердитесь, когда она поставит свои грязные лапы на ваш любимый костюм.
Том любил бороться с Тайсоном, своим боксером. Однажды приехала бабушка, и Тайсон ее просто расплющил. Том очень рассердился, а Тайсон пришел в полное замешательство, потому что считал бурные игры лучшим способом выражения своей любви к людям. После этого Тому пришлось дрессировать свою собаку.
Не следует приучать свою собаку к бурным играм.
Значит ли это, что вы никогда не должны разрешать вашему щенку прыгать на вас?
Нет, конечно, просто вы должны научить его делать это только тогда, когда вы разрешите. Но помните: намного труднее научить собаку понимать разницу, чем научить вообще не прыгать на вас.
Чем больший контраст между «черным» и «белым», между «да» и «нет» вы будете показывать собаке, тем легче она поймет, что вы от нее хотите.

НАСТОЙЧИВОСТЬ

В искусстве дрессировки очень важен вопрос, кто более настойчив: вы или ваша собака.
Одним вещам научить легко, для других требуется больше времени.
Если несколько попыток не приведут к успеху, будьте терпеливы, ласковы и настойчивы одновременно.
Иногда для понимания собакой какой-то команды требуется много повторений, и пройдет немало времени, прежде чем вы добьетесь нужной и устойчивой реакции.

ВЗЯТЬ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ НА СЕБЯ

Поскольку собаки – стайные животные, то вы и ваша семья становитесь для собаки стаей. Ваша собака считает, что стая не может существовать без вожака, которым станете либо вы, либо она. Это закон.
Вы должны стать вожаком стаи.
Для всеобщей безопасности вы должны брать ответственность на себя.
Вы сколько угодно можете думать, что останетесь друзьями, партнерами или ровней с вашей собакой, но для хорошего самочувствия вы должны взять ответственность на себя.
В нашем сложном мире нельзя перекладывать принятие решений на собаку.
Дэнис не задумывалась об ответственности, тем более что Бруно, ее доберман, не доставлял ей никаких неприятностей. Она изменила свое мнение, когда Бруно принял решение: «Сейчас я брошусь за кошкой через дорогу перед мчащейся машиной».
После этого инцидента Дэнис поняла, что для того, чтобы Бруно был рядом с ней, он должен признать, что решение принимает она.
Некоторые собаки активно борются за лидерство, но успокаиваются, как только вы берете роль лидера на себя. Вы должны сделать это, потому, что в противном случае даже самая робкая собака возьмет над вами верх. Помните, здесь у вас нет выбора.

ТРЕБОВАНИЯ ВНИМАНИЯ

Забирается ли собака в ваше кресло, требуя внимания?
Она игнорирует ваши просьбы пододвинуться?
Выходит ли ваша собака в дверь впереди вас?
Если на все эти вопросы последует положительный ответ, то ответственность на себя взяла ваша собака, а не вы.
Такое поведение собаки частично можно объяснить отсутствием воспитания, поэтому первым делом вам нужно начать дрессировку.
Начните обучение с команд «сидеть» и «лежать». Обе команды являются важным условием для проявления ваших хозяйских прав. Собака поймет, что вы взяли ответственность на себя, что поможет контролировать ее.
После обучения этим командам их следует использовать постоянно.
Например:
Усадите собаку перед тем, как дать ей пищу или любое лакомство.
Усадите собаку перед тем, как приласкать ее.
Усадите и остановите собаку перед тем, как пройти в дверь.
Тошиба, принадлежащая Ричарду собака породы акита, постоянно норовила пройти в дверь впереди хозяина. Она игнорировала команды и рычала, когда Ричард сгонял ее с софы, и Ричард понял, что пришло время начать обучение своей собаки.
Он научил ее сидеть, и сажал перед тем, как приласкать или дать лакомство, а затем научил уходить с дивана и ложиться на ковре.
Но что больше всего поразило Ричарда, так это изменение общего стиля поведения Тошибы. Она стала мягче и спокойнее. «Я понял, что все это время она хотела, чтобы я взял ответственность на себя», — сказал Ричард.
Начинайте обучение сразу, как только вы приобрели собаку.
Затем применяйте команды постоянно и последовательно, чтобы собака четко усвоила, что вы взяли ответственность на себя. Теперь вы обладаете воспитанной собакой, которая смотрит на вас как на вожака стаи, а это большое удовольствие.

ВЫВОДЫ:

Воспитанная собака – свободная собака.
Быстрота обучения собаки к вашему образу жизни зависит от цели, с которой выведена порода вашей собаки.
В какой бы ситуации ваша собака ни подошла к вам, будьте ей рады. Наградите ее.
Если и есть какая-то магия в дрессировке, то это постоянство и последовательность действий
Ваша собака считает, что стая не может обходиться без вожака, поэтому либо им станете вы, либо вожаком придется стать ей.
Для всеобщей безопасности вы должны взять ответственность на себя и стать вожаком стаи.

Автор: Вулхард, Мелисса Бартлетт
Источник

Правильно учим командам: как дрессировать собаку в домашних условиях?

Щенки – милые создания, но, помимо проявлений ласки, нежности и любви им необходимо еще и правильное воспитание и грамотная дрессировка.

О том, как научить собаку командам в домашних условиях расскажем далее.

Общие правила

Возраст для начала дрессировки. Воспитывают и приучают щенка к правилам поведения в доме с первого момента появления в жилище. Собственно дрессировкой начинают заниматься в три месяца, соблюдая рекомендуемый порядок обучения.

Некоторые владельцы думают, что собаку не нужно дрессировать, если они не посещают выставки и не участвуют в конкурсах.

Это ошибочное мнение. Дрессировка нужна, в первую очередь для того, чтобы дисциплинировать собаку и впоследствии не испытывать проблем с поведением питомца на прогулке.

Как дрессировать взрослую собаку в домашних условиях? В случае, если момент упущен – собака повзрослела, но не выполняет базового набора команд, следует также организовать занятия с учетом уровня развития питомца.

Помните, обучить можно любую породу собак, вне зависимости от возраста. Да, на дрессировку взрослого питомца уйдет больше времени. Перед началом обучения любимца отучают от старых привычек.


Вот основные правила, которые следует соблюдать.

  1. Весь дрессировочный курс подразделяют на этапы.
  2. Питомца обязательно поощряют.
  3. Хозяин показывает твердость характера во время обучения, ни в коем случае не переходя на агрессивное поведение!
  4. Хозяин понимает характер питомца и находит к нему индивидуальный подход.

Одно занятие с питомцем длится не дольше часа.

Лучше разделить отведенное время на промежутки с небольшими перерывами. Дали команду – собака выполнила – пусть побегает, отвлечется. За одно занятие питомец выполняет все необходимые команды.

Подготовка к дрессировке

Необходимые предметы. На первом занятии хозяину понадобится ошейник, поводок и лакомство.

Выбор места дрессировки. Хорошо подойдет в качестве места для дрессировки уже знакомая собаке безлюдная местность. Во время обучения хозяин остается с питомцем наедине, чтобы не было отвлекающих факторов. Если хозяин выбрал незнакомое место, сначала питомец должен хорошенько обнюхать окружающее пространство, чтобы убедиться в отсутствии опасности.

Выбор угощения. Обязательно запаситесь любимым лакомством питомца. Возможность получить угощение мотивирует любимца на послушание и хорошее выполнение команд. С собой берут сухой корм, его удобно носить и он не пачкает одежду. Если питомец не заинтересуется кормом в качестве угощения, можно приобрести в магазине специальное печенье для собак.

В отсутствие магазинного лакомства можно приготовить печенье самостоятельно.



Время для проведения дрессировки подбирают согласно своим планам. Не рекомендуется проводить занятия летом в середине дня. Но, если это единственный свободный промежуток времени у хозяина, он должен запастись водой. Перед началом занятия советуют хорошо выгулять питомца и пробежать с ним несколько кругов по стадиону.

Обучение в домашних условиях

К командам, составляющим основу дрессировочного курса, относятся следующие:

  • «Ко мне» разучивают в первую очередь вместе с навыком откликания на кличку. Любимца зовут, используя кличку, соблазняют лакомством и хвалят после выполнения команды;
  • «Фу» – важная команда, останавливающая собаку от неправильных действий;
  • «Рядом». Навык необходим для того, чтобы питомец шел возле ноги хозяина;
  • «Сидеть» – распространенная команда, основа для других навыков;
  • «Лежать». Этот навык осваивают только после успешного изучения команды «сидеть»;
  • «Стоять». Команда применяется часто, но обучить немного сложнее, чем команде «лежать»;
  • «Дай» – эффективно предотвращает подбирание собакой с земли всякой гадости. Это важно в реалиях нашей страны, где безнаказанно действуют догхантеры, разбрасывая смертельные приманки;
  • «Апорт». По этой команде питомец приносит брошенный хозяином предмет;
  • «Гулять» – применяется для перемены деятельности;
  • «Место» – команда, важная для освоения питомцем своего места в доме;
  • «Фас» – защитный навык, которому обучают только после освоения всех предыдущих команд.

В дополнение к этому перечню небольших собак обучают командам «фу», «рядом» и развивают у них выдержку.

Развитие выдержки постоянно сопровождает процесс воспитания.

Это один из основных навыков, ведь собака должна уметь контролировать эмоции для выполнения приказов хозяина и послушания. О том, как дрессировать собаку в домашних условиях читайте далее.

Особенности дрессировки

Как дрессировать маленьких собак? Питомцев мелких пород, дрессировать легче, ведь для них полный набор служебных команд не является обязательным. Они обожают носиться сломя голову, поэтому в первую очередь следует освоить команду «ко мне». Команда предотвратит побег питомца на дальнее расстояние.

Малюсенькие любимцы, например, папильоны, брабансоны или шит-цу пользуются особенной любовью, что позволяет им вести себя неправильно, например, бегать по кроватям и чистым простыням. По этой причине следующим необходимым навыком станет выполнение команды «место».

Дрессировка охотничьей собаки. Занятия с охотничьими собаками имеют свою специфику. Хозяину придется подавлять некоторые черты характера питомца. Он должен тщательно воспитывать и добросовестно тренировать собаку. В возрасте от шести до девяти месяцев охотничью собаку обучают азам, а с десяти месяцев приступают к освоению специальных команд.

Если собака не слушается. Бывают ситуации, когда питомец не хочет слушаться и приступать к тренировке, не реагируя на требования хозяина и даже отказываясь от лакомства. В таком случае хозяин должен либо потрепать питомца за шкирку, либо со строгостью одернуть за ошейник.

Собака должна понять, что лидером является именно хозяин. Это не всегда просто с такими серьезными породами, как стаффорд или кане-корсо.

Не забывайте, что агрессия по отношению к питомцу противопоказана.

Настойчивость, последовательность и следование правильным рекомендациям поможет хозяину обучить собаку всем необходимым командам. Если вложить в питомца много времени, внимания и любви и пройти с ним общий курс дрессировки, можно получить идеального четвероногого друга, который правильно воспитан и предан хозяину до кончика хвоста.

Дополнительно предлагаем ознакомиться с видео о том, как правильно дрессировать собаку в домашних условиях:

Ссылка на основную публикацию