Предсказуемость и контроль в воспитании и дрессировке собак

Основы дрессировки служебных собак

Для того, чтобы правильно выдрессировать собаку стоит обязательно обратиться за помощью к профессиональным кинологам, особенно это касается тех случаев, когда животное дрессируется для служебных целей.

Основные правила обучения

Если же вы все-таки решились самостоятельно дрессировать своего питомца, то вам стоит придерживаться следующих основных правил и принципов:

  1. Стоит обязательно предварительно ознакомиться с основами правильной и объективной дрессировки животных.
  2. Необходимо полностью освоить технические азы обучения собак.
  3. Нужно четко следовать соблюдению основных норм условных рефлексов.
  4. Цель должна самым прямым образом направляться на индивидуальное назначение каждого отдельного занятия.
  5. Основы обучения служебных собак предусматривают четкое осознание индивидуальных повадок и привычек каждого отдельного животного.
  6. Стоит обязательно соблюдать определенную технику безопасности для того, чтобы сделать безопасным процесс дрессировки, как для собаки, так и для кинолога.
  7. Обучение должно производится очень четко и все команды должны подаваться уверенным и жестким голосом, однако без излишних криков и угроз.

Для того, чтобы правильно производить процесс дрессировки стоит изначально четко изучить психологию каждой отдельной собаки, так же стоит понять, что ей нравится и от чего она приходит в бешенство.

Самый основной принцип обучения служебных пород – это то, что все занятия должны начинаться с облегченных элементов, постепенно переходя к более сложным. Также каждое правильное выполнение команды должно быть поощрено дрессировщиком.

Что касается самых распространенных пород собак, которые в основном обучаются для того, чтобы правильно и уверенно нести караульную службу, то в своем большинстве – это немецкие овчарки, колли и ротвейлеры. Также животное должно отличаться особой силой, крепостью, иметь отличный слух и обоняние. Что касается возрастного показателя, подходящего для дрессировки собак для службы, то в большинстве случаев он сводится к трех летнему возрасту животного.

Что касается специальных навыков служебной собаки, то в конце курса обучения она должна обладать следующими из них:

  • собака должна уметь выбрать вещь из множества идентичных, которая принадлежит именно определенному человеку;
  • произведение правильного и эффективного обыска местности;
  • проведение процесса охраны врученных вещей или имущества;
  • определенное недоверие к людям, которые не являются хозяевами собаки или членами их семьи;
  • способность задержать нарушителя без нанесения ранений или проведения укусов;
  • конвоирование нарушителя;
  • сторожевой пес должен уметь обеспечить охрану своему хозяину.

Это представлены самые основные навыки и самые необходимые, которые собака должна иметь для того, чтобы эффективно производить свою караульную службу.

Как правильно производить процесс дрессировки питомца для служебных целей

Служебная собака – это животное, которое воспитывается для караула и прочих защитно-патрульных мероприятий. Данные четвероногие в своем большинстве обладают особой выносливостью и силой. Для того, чтобы правильно производить дрессировку, стоит обязательно обращать внимание на те или иные особенности каждой собаки. Это обусловлено тем, что только полный контакт и доверие между кинологом и животным станут залогом того, что все будет производиться правильно и специальная дрессировка проявится полной мерой в процессе несения караульной службы животным.

Выбор личной вещи определённого человека

Данный прием в таком процессе, как дрессировка служебных собак является одним из самых основных. Это обусловлено тем, что она должна быть обученная определению личных вещей, сможет очень просто учуять в розыске людей, а также достаточно эффективно производить их последующее задержание. Таким образом определение вещи – это одно из основных заданий служебной собаки.

Если собака-поисковик используется для мирных целей, то такое животное способно достаточно эффективно помочь в таком процессе, как отыскивание полезных ископаемых, золота или серебра.

Спасатели всегда могут положиться на своего четвероногого друга, так как в спасательной службе он может быть привлечен к розыску пропавших людей или их останков, в случае какой-либо катастрофы.

Таким образом розыскные качества для использования животного в поисковых целях, стоит развивать в нем достаточно точно и уверенно. Только в таком случае собака станет самым верным помощником и подскажет где именно стоит производить розыски определенного объекта или человека.

Охрана вверенного предмета

Охрана личных вещей хозяина или объекта – это также одно из самых основных предназначений защитно-служебного пса. Мотивом к действию в большинстве случаев становятся следующие команды:

Следовательно, после того, как животное начинает четко понимать, что вы от него хотите, то стоит обязательно наградить его долгожданным излюбленным лакомством.

Еще один немаловажный процесс, который необходимо произвести предварительно, перед тем, как использовать животное в поисково-охранной деятельности стоит обязательно обучить ее тому, что доверять посторонним людям совершенно нельзя и выработать у своего питомца определенную злобу и настороженность. В воспитании охранника – это играет одну из ключевых ролей.

Для того, чтобы правильно производить процесс защитно-охранной деятельности собаки и четко осознать, что можно делать, а чего нельзя, стоит обязательно обозначить самые основные ошибки, которые могут допускаться кинологом в ходе данного обучения:

  1. Провоцирование очень сильной не контролированной злобы у собаки. Животное перестает контролировать свои действия и обращать внимание на тот предмет, который ей вверен для охраны.
  2. Методики, они предусматривают то, что не стоит оставлять животное слишком рано, как только она усвоила то, что ей необходимо охранять вещь. Это может спровоцировать уход её вслед за кинологом.
  3. Процесс дрессировки предусматривает не очень частое употребление такой запретной фразы, как «ФУ!». Если кинолог это делает, то это может значительно снизить активность животного, как охранника.

Особенности обучения специальному обыску местности

Защитно-служебная собака должна достаточно эффективно справляться с обыском определенной местности.

Методы дрессировки питомцев для данной цели сводятся к тому, чтобы животное научилось достаточно эффективно обыскивать определенную местность, и при необходимости иметь возможность очень быстро найти наркотики, человека или спрятанную ним вещь по запаху.

После того, как животное эффективно справилось с поставленной задачей, обязательно стоит его поощрить при помощи его излюбленного лакомства.

Для правильного процесса обучения собака должна пройти общий курс защитно-служебной подготовки, а также иметь возможность при помощи жеста хозяина понять, что от нее требуется.

Для начала стоит приучить питомца к тому, чтобы он мог эффективно найти какой-либо не очень большой предмет в траве. Для этого стоит подготовить их, диаметром не более десяти сантиметров и при помощи команды «Искать!» указать собаке на них.

Тренировки необходимо производить исключительно, когда животное находится в хорошем расположение духа, при полном взаимодействии хозяина и собаки. Также стоит отметить, что последовательность розыска должна обязательно производится от простого к сложному.

Если собака нашла предмет, но отказывается его поднимать, то в таком случае стоит обязательно, исходя из дрессировочных рекомендаций, положить предназначенное лакомство около найденного предмета и направить животное искать следующие спрятанные вещи.

Стоит также отметить, какими навыками необходимо обязательно обладать кинолог в ходе защитно-служебной деятельности:

  • хозяин обязан четко контролировать поведение своего питомца, а также уметь предвидеть самые разные неоднозначные ситуации в ходе дрессировочной деятельности;
  • собака должна подчиняться человеку, как на поводке, так и без него;
  • пес предусматривает наличие навыков ориентировки на разной по рельефу местности и закрытых помещениях;
  • все упражнения должны быть строго распределены в соответствии с методическими указаниями и правилами их выполнения.

Если дрессировщик обладает всеми вышеперечисленными навыками и умениями, то и сам процесс обучения будет проходить более проще, а собака будет ему доверять и слушать все команды и наставления.

Для того, чтобы все упражнения выполнялись животным правильно, а способ их реализации предусматривал все возможные нюансы, стоит обязательно соблюдать следующие основные правила и условия их проведения:

  • методика усложнения команд и упражнений должна производится постепенно, так чтобы животное очень не перенапрягалось;
  • проводить тренировки необходимо примерно четыре раза в неделю, время суток не имеет значения;
  • животное должно быть поощрено своим излюбленным лакомством за каждый удачно найденный предмет;
  • для того, чтобы собака могла справиться с поставленным заданием стоит обязательно строго выдерживать условия соблюдения чистоты запахов предмета, который необходимо найти.

Изложенное выше стоит учитывать в процессе розыска вещей, если все они соблюдены, то животному не нужно будет прилагать никаких дополнительных усилий в процессе розыска.

Как правильно развить у собаки такое качество, как агрессия

Агрессивные навыки животного необходимы для того, чтобы правильно выполнять свои служебные обязанности и могли без боязни защитить хозяина или вверенный ним объект. Это обусловлено тем, что защищать предметы и людей стоит без какого-либо чувства жалости, следовательно, агрессивность – это одно из главных качеств животного в таком процессе, как дрессировка собак караульной службе.

Для того, чтобы питомец мог правильно нести свою службу она обязана обладать следующими навыками после полного прохождения курса обей тренировки:

  • передвигаться только рядом со своим хозяином;
  • после того, как животному дана команда «Сидеть!», она должна продержаться в таком положении не менее пяти минут;
  • если хозяин видит, что действия собаки являются не обоснованными, он подаёт команду «Фу!», после чего животное должно прекратить агрессивные действия и подойти к своему хозяину. Караульная служба изначально базируется на полном послушании владельца.

Стоит отметить, что собака – это животное, на поведение которого влияют именно врожденные рефлексы, таким образом она часто становится на защиту своего корма. Следовательно, агрессию также можно очень хорошо развить при помощи навыков обороны своей еды животным.

Собака, предназначенная для защитной службы должна спокойно реагировать на разные выстрелы или прочие громкие и резкие звуки. Данная привычка должна преимущественно широко осваиваться питомцем во время прохождения общего курса обучения.

В ходе подготовки выстрелы должны производиться только тогда, когда животное начинает преследовать убегающего нарушителя или после того, как оно на него напало. Любые другие варианты применения данного правила просто не допустимы.

Для того, чтобы процесс выработки агрессии производился правильно нужно изначально рассмотреть и исключить следующие возможные ошибки, допускаемые при обучении:

  • не стоит наносить очень сильные удары животному в ходе тренировки. Это обусловлено тем, что данное нерациональное действие может вызвать у животного некоторые достаточно пассивные реакции;
  • кинолог должен менять костюмы для дрессировок. Это необходимо производить с определенной последовательностью, так как животное запомнит одежду и не будет реагировать на убегающих в других вещах;
  • помощника также стоит менять, так как питомец может выработать агрессию только по отношению к этому человеку.

Каждое отдельно животное требует индивидуального подхода и взаимопонимания со своим хозяином или дрессировщиком. Данные взаимоотношения строятся исключительно из особенностей собаки и ее личных предпочтений и страхов.

Методика также должна применяться исключительно индивидуально для каждого отдельного случая. Обучение животного таким навыкам, как розыскная служба собак, требует обязательно, чтобы все тренировки производились исключительно при наличии хорошего настроения, как у животного, так и у дрессировщика. Это обязательно, так как оно чувствует не предрасположенность хозяина и может совершенно не так реагировать на его команды.

Дрессировщик обязательно должен обладать специальными навыками надлежащего проведения процесса обучения собаки. Это обусловлено тем, что если человек производит обучение неправильно или не очень уверенно, то это может вызвать нежелание у животного участвовать в процессе тренировок и усугубит отношения между хозяином и собакой. Плохие взаимоотношения могут в дальнейшем очень сильно негативно повлиять на процесс несения службы и животное не будет правильно выполнять свое прямое предназначение.

Что касается сути проведения правильных дрессировок, то в большинстве случаев – это процесс выработки у собаки рефлексов, которые направленны на розыск, защиту и проявления агрессивности. Обучение животного производится при помощи специального воздействия раздражителей на его психику, а также, как следствие вырабатываются все необходимые навыки, которые нужны для того, чтобы собака могла достаточно эффективно защитить вверенный предмет или непосредственно своего хозяина.

Самый основной раздражитель для тренируемой собаки – это дрессировщик, который в процессе обучения должен учитывать все необходимые нюансы правильного воспитания животного.

Также стоит отметить что самое основное для кинолога – это терпение и достаточно хорошая подготовка. Только при соблюдении данных условий процесс обучения пройдет просто и без особых проблем, а ваше животное будет качественно нести свою последующую службу.


15 профессиональных советов по воспитанию собаки

Вы решили завести собаку? Это замечательное решение. Пёсик будет встречать вас с работы, радостно виляя хвостом. А вынужденные пешие прогулки укрепят ваше здоровье. И давайте признаемся, все мы любим пушистиков!

Однако в реальности получается, что решение завести собаку оказывается не таким уж удачным. Любимая Жучка разрушила половину квартиры, съела соседского кота, на прогулке убегает и не подходит к нам, когда мы её зовём.

Я часто вижу на улице так называемых хозяев собак, которые еле-еле успевают за своей собакой, потому что она тянет их за поводок. В парках часто можно услышать крики, адресованные мохнатой сволочи, и увидеть прочие радости собачников.

Почему-то владельцы собак редко задумываются над тем, что щенок, как и ребёнок, нуждается в воспитании. Поэтому я решил поговорить с профессиональным дрессировщиком и узнать «из первых рук» золотые правила по воспитанию собак.

Малков Михаил

Профессиональный дрессировщик, инструктор-фигурант. Занимается профессиональной дрессировкой с 1995 года. Обучался в Ростовской школе служебного собаководства МВД. До 2003 года работал инспектором-кинологом в Центре Кинологической Службы МВД по поиску взрывчатых, наркотических веществ с собаками специального назначения.

С 2009 года — фигурант-инструктор (сертификат РКФ №2759). С 2007 года 4-ёхкратный призёр Чемпионатов России среди кинологов ГНК, неоднократный победитель в разделах послушание (ОБИДИЕНС 3) и в защитном разделе соревнований.
Последний результат — 2-е место на Чемпионате России в Краснодаре в 2010 г. Основное направление деятельности — воспитание собак, коррекция поведения, спортивная дрессировка по разделам послушания и защиты.

Первые шаги

Самые частые ошибки при выборе собаки

При выборе собаки важно выбрать породу, которая подходила бы по личным качествам проводника. Если вы крайне спокойный человек, флегматичный и выбрали себе малинуа, конечно, будут проблемы. Если вы спортсмен и выбрали сенбернара — будет проблема. Важно, чтобы было соответствие, выбранной собаки и образа жизни хозяина.

Самые частые ошибки при воспитании собаки

Очеловечивание собаки — основная ошибка. Незнание физиологии, незнание базовых принципов воспитания и дрессировки. Вседозволенность относительно действий собак.

Из этого вытекают проблемы. Собаке можно всё, что ей хочется. Собаке можно пойти, куда хочется. Собаке можно тявкнуть, на кого хочешь. Можно не выполнять команды.
Мы все любим наших собак, но любовь и вседозволенность — это разные вещи.

Как правильно кормить собаку

Многие владельцы кормят своего любимца перед прогулкой. Однако так делать неправильно и даже вредит вашему питомцу. Собака — хищник. С точки зрения физиологии, хищник должен сначала получить нагрузку, поймать свою добычу и только потом её съесть. После еды хищники отдыхают, и собака так же должна отдыхать после прогулки и кормления.

Если кормить собаку перед прогулкой, то когда она будет активно двигаться, играть, бегать, увеличивается вероятность заворота кишок или заворота желудка.

Кроме этого, если прогулка совмещается с занятием с собакой, то при удовлетворённой пищевой мотивации эффективность занятий падает в разы (если собака вообще будет демонстрировать желание что-то делать).

Взрослую собаку средних и крупных размеров достаточно кормить вечером, то есть один раз в сутки. Мелких собак достаточно кормить 2 раза в день. Если собака интенсивно тренируется или дрессируется, то собаку кормят, исходя из уровня нагрузок и энергетических затрат организма.

Как приучить собаку ходить в туалет на улицу, а не в доме

Маленький щенок всё равно будет ходить в туалет дома. От этого никуда не деться. Все это переживали. Постарайтесь чаще выводить на улицу. При отправлении естественных надобностей на улице не забывайте хвалить собаку. Дома ни в коем случае не наказывать и тем более не применять физических наказаний. Можно сердито высказать своё недовольство. Запаситесь терпением, придётся часто убирать за ним и обрабатывать эти места каким-либо антисептиком.

Не использовать пелёнки. Если щенка приучить ходить в туалет в одно и то же место в доме, мы сформируем определённую модель поведения, и тогда его будет очень тяжело приучить сходить в туалет на улице. Вырабатывается стереотип: пелёнка или угол — это туалет. Такое поведение формируется и подкрепляется хозяином. Мы хвалим, когда собака сходила на пелёнку, как потом объяснить собаке, что она выросла и не нужно ходить в квартире, а туалет переехал на улицу. Безусловно, можно собаку переучить, но мы сами себе создаём проблему, которую потом нужно будет решать.

Когда остаётся одна дома, она начинает лаять. Лает, когда слышит, что за дверью кто-то проходит

Во-первых, нужно узнать причину беспокойства. Лает она на посторонние звуки, от тоски или просто так.

Нужно приучать её оставаться дома, чтобы она спокойно себя вела. Подкреплять именно спокойное поведение собаки, когда мы оставляем собаку на короткий промежуток времени. Не нужно заходить тогда, когда она лает. Иначе мы будем подкреплять именно лай собаки.

Перед уходом увеличить нагрузки физические и нагрузки на нервную систему, чтобы собака пришла с занятий, поела, отдохнула и легла спать.

Некоторые собаки боятся громких звуков, например, грома или петард

Причин возникновения такого поведения может быть очень много. Это слабая нервная система, это негативный жизненный опыт, это негативные ассоциации с громкими звуками, болевые ощущения, которые совпали с громкими звуками. В основном у собак, которые живут в городе, слабая нервная система.

Исправить это можно во время занятий. Нужно заложить у собаки позитивные ассоциации, которые связаны с громкими звуками. Это будет как сигнал. Взрыв петарды — много еды вкусной. Взрыв петарды — большая интенсивная и долгожданная игра. Со временем собака будет воспринимать громкие звуки как призыв к игре. Здесь важно помнить, что каждый страх, как и каждая собака, требуют индивидуального подхода.

Поведение на улице

Как приучить собаку активной породы вести себя спокойно

Вы завели собаку активной породы, соответственно должны обеспечить собаку адекватной для её темперамента нагрузкой. Физические нагрузки и нагрузки на нервную систему, занятия спортом, который подходит собакам этой породы. Показать путь удовлетворения её потребностей, которые свойственны породе.

Читайте также:  Ринговая дрессировка: с чего начать

Параллельно нужно приучить собаку к клетке, чтобы она спокойно оставалась одна в клетке. Конечно, собака не может всё время находиться в ней. Быть «взаперти» можно не более 4 часов, при условии, что собаке обеспечивается активность в течение дня. Клетка должна быть таких размеров, чтоб собака могла там свободно встать, свободно развернуться.

Если собака находится в клетке, то можно сделать две прогулки короткие (по 15-20 минут в день) и прибавить к этому одну интенсивную прогулку.

Как приучить собаку идти спокойно рядом, не тянуть поводок

Кто кого ведёт на прогулке, тот тем и руководит. Основной тезис должен быть такой — это ты со мной идёшь гулять, а не я с тобой гуляю. Многогранно рассмотреть отношение собаки к проводнику и наоборот, т.е. это, прежде всего, вопросы воспитания собаки и вопросы отношения собаки к человеку — к проводнику.

Натянутый поводок должен для собаки значить то, что она делает что-то неправильно. При малейшем натяжении поводка она должна как минимум остановиться. Кроме этого, собака должна чутко реагировать на каждый рывок поводка, который соответствует уровню возбуждения нервной системы, размеру и породе собаки. Создать собаке дискомфорт при натянутом поводке, показать ей путь прихода в комфортное состояние. Комфортно — около ноги проводника, но это не команда «рядом».

Собака убегает и не реагирует на свою кличку

Если вы не можете контролировать свою собаку с помощью команд, то не отпускайте её с поводка. Собака учится всегда. В этом случае она учится непосредственно не слушать проводника и не реагировать на его команды. Занимайтесь командами послушания на поводке до тех пор, пока это не будет доведено до автоматизма.

Как отучить собаку «подбирать» на улице

Во-первых, важно в раннем возрасте не приучать её подбирать с земли. Показать ей, что это плохо.

Во-вторых, время на прогулке — это то время, которое мы можем посвятить своей собаке (занятиям с ней и общению). Не нужно его тратить на то, чтобы собака училась чему-то плохому и опасному для себя. Прогулка — это радость от занятий и обучение чему-то нужному.

В-третьих — показать, что подбирание еды с земли несёт негативную окраску для собаки.

Нужно создать положительные ассоциации с таким элементом снаряжения, как намордник, чтобы собака любила этот намордник. Большинство хозяев неправильно приучают собаку: надели намордник, затянули и пошли на улицу. Собаке, конечно, это не нравится. Кроме этого, намордник должен быть подобран правильно. Нужен свободный намордник, чтобы собака имела возможность открыть пасть, дышать.
Оптимальные модели — это или пластиковые или металлические (обрезиненные).

Устранение агрессии

Собака ведёт себя агрессивно по отношению к хозяевам, к членам семьи или к прохожим, к другим собакам

В основном собака ведёт себя агрессивно по двум причинам. Во-первых, агрессия могла быть рождена страхами. Собака боится прохожих, потому что для неё они могут выглядеть как-то необычно. Соответственно, агрессия — это защитная реакция: не подходите ко мне, а то я укушу.

Во-вторых, банальное самоутверждение, а это следствие неправильных отношений хозяина и собаки.

Агрессия по отношению к хозяевам может возникать по самым разнообразным причинам. Какая-то собака не любит стричь ногти, из-за этого огрызается. Другая собака не любит детей. Третья — не даёт мне пройти мимо миски, когда она ест. Соответственно, с каждым из этих случаев нужно разбираться отдельно. Общих рекомендаций здесь быть не может. Нужен индивидуальный подход для того, чтобы найти «источник» такого поведения.

Как правило, собака, предчувствуя что-то негативное для себя, знает, как можно этого избежать — продемонстрировать агрессию или атаковать. В первую очередь, возникают вопросы к хозяевам. Что вы сделали, чтобы такие проблемы не возникали? Почему не обратили на это внимание ранее, а сейчас, когда проблема достигла такого уровня?

Агрессия по отношению к другим собакам — тоже отдельный случай. Собака может сама провоцировать агрессию. Она не пытается защититься, а нападает первой. Это значит лишь то, что владелец допустил это с самого начала, неправильно познакомил с другими собаками в детстве или в ином возрасте. Не сумел своевременно скорректировать раннее проявление этой агрессии с учётом породных и индивидуальных особенностей собаки. Соответственно, и сейчас не работает над проблемой. Его всё устраивает.

В зависимости от причины агрессии выбирается методика коррекции поведения. В любом случае самостоятельно исправить агрессивное поведение собаки сложно. Если вы думаете, что такое поведение неисправимо, то вы ошибаетесь. По большому счёту при правильном подходе агрессия убирается достаточно быстро.

Собака при встрече прыгает на людей

Подобное поведение встречается довольно часто, когда собака при встрече прыгает на людей, независимо от того, знакомые это или просто прохожие. Даже при встрече хозяина пёс стремится подняться выше к хозяину.

Первое, что нужно сделать — показать собаке, что прыжки не выгодны ей. Конечно, не нужно её бить коленом или ругать. Собака прыгает, потому что это такой ритуал приветствия. Собака очень рада, что пришёл хозяин, а ритуал приветствия у собак — облизать лицо. Соответственно, нужно для этого допрыгнуть.

Нужно поменять ритуал приветствия на такой, чтобы устраивал как собаку, так и хозяина. Хочешь, чтобы я обратил на тебя внимание? Хочешь, чтобы мы с тобой пообщались, когда я пришёл? Я тоже рад тебя видеть, подойди ко мне и сядь. Когда собака приняла требуемую позу, нужно подкрепить такое поведение. Так меняется ритуал приветствия. Собака понимает, что ей невыгодно прыгать. Это не приводит к нужному ей результату.

Как правильно себя вести в случае нападения собаки или проявления агрессии чужой собаки по отношению к себе

Всё зависит от того, что это за собака. Собаки-парии, которые живут просто рядом с человеком, не нападают на людей.

Если это дворняги, то достаточно показать, что мы поднимаем с земли какой-то камень. Собаки, имея большой жизненный опыт, убегают. Можно попробовать сказать грубым и уверенным голосом, чтобы они уходили.

В случае нападения собаки служебной породы нужно попытаться дать какую-либо команду из послушания: «сидеть», «лежать» и т.д. Это нужно делать уверенным командным голосом.

Собаки, которые натренированы профессионально, не станут нападать на людей. Проводники их очень берегут и не допускают таких ситуаций. Сами собаки знают, что атаковать человека можно только по команде. Как раз эта категория собак безопаснее всего.

Собаки крупные (травильных пород) типа стаффордширских терьеров могут целенаправленно нападать на человека. Если при мне есть какой-либо предмет — зонт, сумка, коробка, я выставляю перед собой этот предмет. Громким командным голосом буду говорить, чтобы собака отошла от меня. Скорее всего, агрессия будет направлена или в предмет, или собака откажется от попытки нападения. Если всё-таки не удалось избежать нападения, то подручными предметами пытаться поразить внутренние органы или глаза.

Нападение нападению рознь, и если речь идёт о моём здоровье или здоровье человека, то нужно за него бороться всеми силами.

Выбор тренера и обучение собаки

При знакомстве с тренером по телефону выясните, где проходят занятия, и договоритесь о посещении этих занятий. Посмотрите, как проходят занятия. В это время пообщайтесь с проводниками, с владельцами собак, которые посещают занятия давно.

Посмотрите на те результаты, которые достигли они во время занятий. Узнайте, сколько времени они занимались у этого инструктора и попробуйте оценить результаты работы.

У инструктора нужно узнать, где он получил своё образование, какие результаты им достигнуты за тот срок, в течение которого он занимался тренировкой собак, каков стаж работы как инструктора. При возможности попросите показать его личную собаку. Потому что если он не смог выдрессировать свою собаку, то, естественно, как он сможет натренировать вашу собаку?

Спросите у тренера, участвовал ли он в каких-либо соревнованиях, испытаниях. В качестве кого, со своими собаками или с собаками, подготовленными им. Каких результатов добился. Узнайте про его кинологическое образование. Про стаж работы. Результаты по прохождению таких курсов, как ОКД, ЗКС, управляемая городская собака (BH) не являются достижениями тренера — это всего лишь тестовая дрессировка.

При посещении занятий с тренером вам нужно будет взять с собой некоторые вещи. Если вы пришли на занятия по послушанию с маленькой собакой или щенком, то вам понадобится: мягкий ошейник, поводок длинный (5-7 метров), поводок короткий (2 метра). Ни в коем случае это не должна быть рулетка. Сумочка на пояс. Еда из рациона собаки или лакомства. Одежда, которая соответствует сезону, лучше спортивная. Всё это необходимо для того, чтобы было комфортно работать с собакой.

Начинать заниматься с собакой можно, когда она начала самостоятельно есть и начала самостоятельно бегать. 3-3,5 месяца — оптимальный возраст.

Воспитание собаки начинается тогда, когда вы привезли собаку домой. Но ещё до этого лучше проконсультироваться с инструктором, чтобы не создавать проблем в дальнейшем.

Владельцам мелких пород тоже стоит задуматься о тренере. Карликовые таксы, французские бульдоги, фокстерьеры, ягдтерьеры и другие мелкие собаки. Все собаки нуждаются в воспитании. Нужно приучить к адекватному поведению в обществе людей. Независимо от размера собаки, мы должны с ними заниматься и делать так, чтобы собака не доставляла проблем хозяину ни дома, ни людям на улице.

Заключение

В интернете можно прочесть множество советов по воспитанию собаки. Однако стоит запомнить, что, как и ребенка, собаку нужно воспитывать, и подходить к этому вопросу индивидуально. Требования к воспитанию и тренировкам схожи, но пути достижения результатов, как и собаки, разные. Если вовремя начать обучение с грамотным и профессиональным тренером, работать над заданием дома, то многих проблем удастся избежать, а многих недостатков в поведении и вовсе не приобрести.

Воспитание собаки

Чтобы собака выросла здоровой, ей необходимо не только правильное питание и уход, но и воспитание. Если вы занялись им с раннего возраста, вы на верном пути. Правильно обученная собака облегчит жизнь не только себе, но и своим хозяевам. Воспитание щенка начинается с того момента, как он появился в вашем доме. Воспитание собаки заключается в выработке правильного поведения и формирования характера.

Основные принципы и цели воспитания.

Собаки обладают эмоциями. Это проявляется интонациями голоса, взгляда, выражением морды. Также подают нам информацию ушами, хвостом, своей позой. И ещё, они при этом лают, рычат, скулят, воют, визжат. Нам надо лишь научиться читать эту информацию. Потому что воспитание собаки невозможно без учета способностей настроения и желаний собаки.

Также нужно помнить, что предками собаки были стайные хищники. Поэтому нынешней собаке присущи их черты. И в семье собака подчиняется иерархическим отношениям. Как в стае, выстраивая их со всеми членами семьи. А у нас какая цель? Воспитание щенка — установка контакта, привязанности к хозяину, признание его авторитета. Формирование характера и поведения щенка для дальнейшей успешной дрессировки и совместного проживания.

Поэтому, чтобы воспитать послушную собаку, нужно выработать в ней привязанность и способность подчиняться. Для этого надо стать для неё авторитетом, т.е. стать вожаком. Быть настойчивым, требовательным. Но в тоже время заботливым, добрым, внимательным, терпеливым. Нужно уметь понимать мотивы её поведения с точки зрения психики и физиологических функций организма. Воспитание щенка — процесс долгий и требующий большого терпения.

Анализ поведения щенка.

Воспитание щенка. Воспитательная дрессировка собаки.

Воспитание собаки: поощрение.

Собаки очень любят ласку. Они любят когда мы их гладим рукой, разговариваем с ними. Для них это лучшая награда за выполнение наших требований. Тем не менее, каждое поощрение собака ДОЛЖНА ЗАСЛУЖИТЬ. Но и правильные её действия никогда не надо оставлять без похвалы, ласки или лакомства. Чтобы постоянно закреплять её правильные поведенческие установки.

Таким образом, нельзя баловать собаку излишними положительными подкреплениями. Также нельзя брать щенка с собой в постель, кормить со стола своей едой, позволять ей прыгать на хозяина, пачкая одежду. Такая собака никогда не будет послушной. Она быстро осознает «слабовольность» и небрежность своего воспитателя и не преминет «сесть на шею». Успешное воспитание собаки зависит от правильного использования «пряника».

Воспитание собаки — наказание.

Но и обращаться с собакой жестоко тоже нельзя. Жестокое обращение делает её забитой. Если постоянно наказывать собаку рукой, она никогда не будет ручной и тесного контакта с хозяином у неё не будет. Нельзя и пинать собаку так как она ищет защиты у наших ног. При таком обращении с привязанностью её к вам будет покончено, и вы лишитесь надёжного и верного защитника.

Вообще, наказание как мера воспитания необходимо. Но наказывать можно, только застав на месте преступления. И сразу же после совершения нежелательного действия. Если щенок уже напакостил и бежит к вам здороваться, то всё, вы опоздали. Наказывать тоже надо правильно, без злобы. Для начала строгий окрик. Если не помогло, механическое воздействие( рывок поводком), если щенок не на поводке, просто возьмите его за ошейник или за холку и прижмите к земле, не давая двигаться, одновременно ругаясь строгим голосом. Можно свернуть газету и хлопнуть по своей ладони или по ноге. Резкий звук заставит щенка прекратить нежелательные действия.

И ещё, наказание всегда должно быть соразмерно преступлению. Если оно сильнее, чем необходимо, то приводит к утрате доверия к хозяину и снижению послушания. Нельзя бить собаку если она на коротком поводке, схвачена за холку или за ошейник, т.е. обездвижена. Такое наказание — это подрыв доверия к вам. Обучение собаки – всегда тонкий баланс между положительным и отрицательным подкреплением.

Воспитание собаки в играх и общении.

Для собаки, как для стайного животного необходимо общение с хозяином и членами его семьи. Это так же укрепляет ваш авторитет в её глазах. Общение для собаки намного важнее еды или ласки. Ей очень нравится лежать около нас, когда мы чем-то заняты. Очень важны совместные прогулки, игры, поездки всей семьёй на природу. И даже просто лежать под столом, когда вся семья обедает.

Собака всегда хочет общаться с нами и хочет во всём принимать участие. Собаки, а тем более щенки очень любят играть с хозяином. Совместные игры способствуют успешной дрессировке, установлению прочного контакта и послушанию. Но нужно уметь правильно играть со щенком. В игре щенок проявляет свои врождённые инстинкты, преследование добычи, захват добычи, борьба за добычу. Для этого хорошо использовать мягкие игрушки, верёвочные жгуты, тряпочные колбаски. Игровое воспитание щенка очень важно, только так можно слепить тот характер, который нужно.

Правила игры со щенком.

1) Хозяин всегда первый начинает и прекращает игру.

2) Самая любимая игрушка всегда должна находиться у вас. Не давайте щенку самостоятельно играть с ней.

3) Не давайте щенку хватать вас за руки или за одежду, подсовывайте ему игрушку. Можно громко взвизгнуть или вскрикнуть (не грозно!), когда щенок схватил за руку. Он поймёт, что вам больно и отпустит.

4) Прекращайте игру на самом пике активности щенка (чтобы у него всегда сохранялся интерес к игре).

5) Всегда прекращайте играть, если появляется агрессия и проигнорируйте его какое-то время.

6) Иногда давайте щенку победить в игре, чтобы развить его уверенность. Тут следует различать очень уверенных щенков с задатками лидера и неуверенных, ведомых. Для последних это необходимо делать систематически. Воспитание собаки со склонностью к агрессии этого не предполагает.

7) Не играйте со щенком, если он пристаёт к вам, а вы чем-то заняты или просто не хотите, не идите у него на поводу.

8) Берите игрушку с собой на прогулку и на занятия, и играйте с ним в перерывах между упражнениями, или для того, чтобы отвлечь щенка от нежелательных действий. Это зачастую обеспечивает воспитание щенка эффективнее, чем наказание, строгий окрик. Правда, ситуации бывают разные.

Гигиеническое воспитание собаки.

Приучение к туалету должно осуществиться с момента прихода щенка в дом. Внимательно наблюдайте за поведением щенка после кормления. Повышенное беспокойство с его стороны может указывать на то, что он хочет в туалет. Сразу выносите его на улицу, где он может справить свои естественные надобности. Не стоит приучать щенка ходить на пелёнку, как это советуют во многих учебниках. Привыкнув ходить в туалет дома, щенку будет трудно переучиться делать все свои дела на улице и он не научится проситься. Просто выносите щенка на улицу каждые 2 часа, после каждого приёма пищи, после сна. По мере взросления эти интервалы будут больше, щенок научится терпеть и проситься в туалет.

Эти короткие прогулки также способствуют социализации щенка. Он будет видеть людей, других животных, птиц, машины, привыкать к новым звукам и запахам. А также это способствует закаливанию организма. Но если не поставлены все прививки, не водите его в места прогулок других собак. А выбирайте участки во дворе, на травке, где с собаками гуляют реже, во избежание различных инфекций.

Но не ругайте его, если поначалу он будет делать свои дела дома. Просто он ещё очень маленький и ему трудно терпеть. Наказание в виде тыканья носом в лужу на щенков мало действует, вы только напугаете малыша. Если все же вы не уследили, и щенок сделал лужу, главной вашей задачей является удаление запаха с этого места. В противном случае щенок по запаху может снова сделать лужу в этом же месте. Приучение к туалету не займет у вас слишком много времени. Как результат – воспитанная собака.

У собаки должен быть свой угол.

Воспитание собаки предполагает и формирование определённой самостоятельности её личностной структуры. Поэтому важно, чтобы в вашем доме у щенка должно быть своё место. Такое, на котором он мог бы отдыхать, чтобы ему никто не мешал. Но в то же время он мог бы всех оттуда наблюдать, по возможности. Выберете такое место подальше от сквозняков и с хорошим обзором помещения.

Когда сытый, уставший от игр, щенок уснёт, просто отнесите его туда, положите и погладьте, говоря при этом: «Место! Хорошо! Место!» Со временем он привыкнет и будет сам уходить туда отдыхать. Ни в коем случае нельзя наказывать собаку на её месте! Лучше в таких случаях оставить её в покое. Ведь собака уже осознала свою вину, раз бежит в своё убежище. А наказывать её надо успевать ДО ЭТОГО МОМЕНТА. Воспитание щенка обязательно предполагает СВОЕВРЕМЕННОСТЬ.

Читайте также:  Контробусловливание: что это и как его применять?

Клетка как заменитель подстилки.

Очень хорошо обзавестись клеткой. Собаки к ней довольно быстро привыкают. Положить в неё подстилку, игрушки. Кормить щенка в клетке, поставить миску с водой. Клетка должна быть просторной, чтобы собака могла в ней свободно лежать и стоять. Поначалу двери в клетку не закрывать, чтобы щенок привык к ней и не боялся. Затем можно закрывать дверцу, когда щенок спит, но как проснётся, сразу открывать. Постепенно щенок привыкнет и перестанет бояться оставаться в ней. В дальнейшем клетка вам пригодится и для поездок на выставки и соревнования.

Так терпением и лаской вы научите щенка правилам поведения в вашем доме. В заключение можно сказать, что воспитание щенка – процесс непростой. Это терпение и большой труд. Но старательное воспитание собаки обязательно даст вам желанные результаты.

О воспитании и дрессировке собак

Все на дрессировку!

Слыша и чувствуя, как мой Митяй урчит на плече, я полностью соглашаюсь с отношением “человек-кошка”, воплотившемся во фразе “Бог создал кошку для того, чтобы человек мог погладить тигра”, а вот глядя в глаза своим шнауцерам, я все больше и больше задумываюсь: А для чего же в современном мире человеку дана собака?

Вопрос остается открытым. Охотник, защитник, компаньон – да, конечно, это правильно, но мало кто из нас сейчас промышляет охотой на мамонта, а охранные сигнализации и прочие технические “умности” порой лучше зверя защищают нас от неприятностей.

Приобретая несмышленого щенка, мало кто из нас задумывается о том, для чего мы это делаем, чем будет занята жизнь этого существа, хватит ли нам времени и сил отдать часть своего досуга собаке.

Покупку маленькой собачки “для дивана” оправдать можно (хотя проблем от их невоспитанности чуть ли не больше, чем от “служебников”). Но вот мотивацию приобретения “для души” собаки крупной понять трудно, можно только пожалеть хозяина. Пожалуй, пушистым комочком он будет недолго. Через какое-то время эта “смазливая мордочка” перерастет в штуковину с зубами и когтями, и вы со скоростью межгалактического лайнера будете летать за ним по улицам и проспектам, завидуя тем, у кого “собаки такие воспитанные, не то, что мой. “.

Собака проживая с человеком 10-15 лет, оставляет глубокий след в сознании хозяина, а если она еще и хорошо воспитана, то ты получаешь истинное удовольствие от общения с ней. А если друг не слушается и вы все свое время посвящаете исправлению допущенных ошибок или просто молчаливо терпите их, то сосуществовать с такой собакой рядом – все равно что жить в одной квартире со сварливой соседкой, постоянно делающей вам пакости.

Не буду больше призывать вашу совесть к порядку. Воспитывать, дрессировать, выступать на состязаниях и млеть от эйфории победы или оставить все как есть – это личное дело каждого владельца. Наш материал больше заинтересует тех, кто уже определился и пошел по правильному пути.

В дрессировке существует правило трех “П”:
Постепенно. Не гонитесь за результатами – не закончив дрессировочный цикл, не требуйте от собаки больше, чем необходимо на первом этапе обучения. Все упражнения закрепляются не за один день. Я прекрасно помню те моменты, когда на мою спину валились упреки “жалостных” хозяев и бабуль-соседок, что я-таки гадина и мучаю собачку. Сначала я сердилась, даже плакала. Общественное мнение – штука суровая, но потом все улеглось. И теперь я почти гордо прохожу мимо “летающих” хозяев, а все соседские бабули умиляются моему 50-килограммовому псу, мирно шагающему рядом. Нам с ним хорошо быть вместе.

Последовательно. Не начинайте нового упражнения, если не закреплено знание, полученное до этого. Необходимо понимать эту тонкую грань.

Постоянно. Команда, данная собаке, требует четкого исполнения. Без изменений в дальнейшем.

Давайте попробуем разобраться поподробнее и ответить на достаточно частые вопросы. Поможет мне в этом инструктор-дрессировщик Светлана Казбан.

– Света, скажите, с какого возраста нужно начинать обучение собаки?
– С прибытия к хозяину. Я бы сказала, что с самого рождения, грамотные заводчики так и начинают, передавая будущему хозяину щенка уже с какими-то заложенными основами поведения.

– Есть ли разница между ВОСПИТАНИЕМ и ДРЕССИРОВКОЙ?
– В принципе, нет, собака – существо обучаемое. Вот как правильно подступить к той или иной собаке – это совсем другое. Принимая в свою семью собаку, вы в соглашаетесь воспитать еще одного ребенка. Пожалуй, все методы воспитания детей схожи с методикой формирования характера собаки. Дрессировка же часто подразумевает под собой выработку определенных навыков, необходимых собаке для жизни в обществе или в соответствии с ее дальнейшим предназначением.

– С чего же начать обучение собаки?
– Конечно, с базового курса послушания. Вас научат правильно управлять собакой, покажут, как играть с ней. Игра – немаловажная вещь в отношениях между хозяином и собакой. Это связь, на которой и строится все дальнейшее обучение. Существуют разные методы, но они все основываются на взаимопонимании собаки и человека, особенно на понимании человеком той методики, которая требуется для данной собаки, но это вы уже постигнете в процессе обучения. Также вам помогут определить тип собаки. Есть, например, “пищевики” – собаки, которые за лакомство сделают все. Есть “игровики”, которые ради игры с хозяином готовы на любые подвиги.

– Существует ли разница между обучением собаки “из служебного списка” и декоративной породы?
– Безусловно, дрессировать охотничью собаку, немца или терьера – не одно и то же. Нужно учитывать породные признаки, а также индивидуальные способности собаки. Важно знать, что тренировать тяжелого, крупного мастифа на аджилити так же глупо, как заставлять той-терьера кидаться на нарушителя. В начальных видах дрессировки (послушании), как правило, все собаки равны: и маленькие, и крупные. После окончания курса послушания опытный инструктор, видя “огонек”в глазах хозяина, сможет направить вас в определенный вид спорта. Главное, чтобы вам хотелось заниматься этим дальше.

– Какова наилучшая периодичность для занятий?
– Щенкам и молодым собакам я бы посоветовала заниматься два раза в неделю, это делается для того, чтобы, если хозяин не “дока” в вопросах дрессировки, была бы возможность ранней корректировки поведения. Исправить ошибку, допущенную недавно, легче, чем уже закрепленный рефлекс.

– Мы, люди, – существа достаточно ленивые и привередливые, когда тепло – нам комфортно, а когда холодно, то и идти никуда не хочется. Как относиться к занятиям в непогоду?
– Здесь все зависит от возраста собаки и от породы, конечно. Заниматься под дождем или в мороз с немцем или другой “одетой” собакой – это одно, а вот гонять левретку или заставлять ложиться в лужу далматина – это уже, пожалуй, похоже на жестокость.

– Собака больная, можно ли заниматься с ней? Я говорю не об инфекционных, а скорее, врожденных недостатках.
– Конечно, и даже нужно, но только постепенно, дозированно. Для выбора правильного подхода инструктору важно знать, чем болела или болеет собака, рекомендации ветеринарного врача. Физкультура показана всем: и людям и животным. Без нагрузки собака зачахнет, а правильно распределенное по нагрузке занятие поможет вернуть ее к более или менее нормальной жизни. Укрепит мышцы, иммунитет, разовьет легкие, научит правильно дышать и двигаться.

– Какие ошибки в воспитании животных вы замечаете чаще всего?
Очень часто в процессе занятий обнаруживается так называемая “мнимая любовь”, “очеловечивание” собаки. “Он не хочет, ему не нравится”. Безусловно, собаки – существа разумные, но не надо ставить их на одну ступень с человеком. Часто наша “любовь” приводит к губительным (буквально) для собаки обстоятельствам. Дрессировка – это, пожалуй, сама по себе уже “любовь”, но приходящая к нам через “ежовые рукавицы”. Занимаясь с собакой или воспитывая ребенка, мы стараемся ограничить и того и другого от неправильных поступков или действий в дальнейшей жизни, приучаем к дисциплине.

– Кого больше приходиться дрессировать – собак или их владельцев?
– Владельцев скорее всего приходится не дрессировать, а лечить от вот этой самой “любви”, объясняя порой банальные вещи. Например, очень часто собака не выполняет команду “ко мне”. И хозяин мирится с таким невыполнением, не добивается подхода по первому требованию. Но чаще всего это происходит не потому, что собака не подходит к хозяину, а просто не найден контакт с собакой. Чем заканчивается такое непослушание, вы прекрасно понимаете. Очень часто даже смертью животного (особенно собак мелких пород). Поэтому и каждая дрессировка начинается лекцией на тему, почему это необходимо сделать.

– Стоит ли приводить на дрессировку собаку мелкой породы (гриффона, спаниеля, цвергшнауцера)?
– Не просто нужно, а даже необходимо. Ведь это тоже собака, а к ним часто относятся как к кошкам. Не забывайте, что у них тоже есть зубы и когти. Среди мелких собак очень много не просто невоспитанных, но и достаточно агрессивных. Часто от этого страдает не только хозяин, но и общество. Каждый, вероятно, бывал в ситуации, когда милый тойчик на руках у соседки пытался хватануть вас за руку или “строил” все семью. Проблема этих собак и хозяев в том, что они часто не контролируют свою агрессию или считают, что дрессировка не способна сделать из этой “злючки” ничего путного. Путь таких собак часто заканчивается в ветклинике или на улице.

– По каким критериям можно провести, так сказать, профориентацию собаки?
Достаточно сложно ответить, не видя животного, но в ходе занятий сразу становится понятно, на что способна та или иная собака. Готов ли к дальнейшим “движениям” ее хозяин. Собаке активной, азартной можно продолжить свой путь в аджилити. Крупной, доминантной – в “Русском Ринге” или других серьезных дисциплинах (ЗК, ЗКС, IPO). Собаке, полностью завязанной, смотрящей в глаза хозяину, попробовать себя во “фристайле”.

– Часто можно слышать: мы, мол, ходили к дрессировщику и через десять занятий ничего не изменилось, толковых инструкторов нет, просто дерут деньги.
– К сожалению, корректировка поведения – вещь очень сложная. Воспитать из собаки зверя нетрудно, но ЗВЕРЬ никому не нужен, он просто опасен. Попавшую под нерадивого инструктора собаку “вытащить” сложно, иногда даже невозможно. Спасает лишь одно – желание хозяина помочь в этой проблеме. И порой с ошибок или нездоровых амбиций хозяина все и начинается. Человек не понимает, чего он хочет от собаки, не выполняет требований инструктора (домашних заданий не делает) или делает неправильно.

Желание получить послушную собаку через короткое время – тоже вредная привычка, а что касается “деньги дерут”, то в семье не без урода. Бывают и такие. При выборе площадки или тренера все-таки постарайтесь проявить объективность. Ведь вы же не пихаете своего ребенка первой попавшейся няньке, а изучаете ее репутацию и послужной список. Сходите на площадку и не раз, побывайте на соревнованиях. Узнайте у владельцев-спортсменов, “чьи они будут”. Как правило, у людей, увлеченных своей собакой, нет “табу” ни в чем, что касается разглашения тайн, “где они дрессировались, и к кому лучше пойти”.

На сегодняшний день существует множество видов спорта “на двоих”. Кинологический спорт развивается, и видов состязаний множество. Например, “Русский Ринг” я впервые увидела в 2002 году и, честно говоря, меня захватило и приятно удивило такое количество прилично работающих собак и толковых инструкторов.

Спустя некоторое время меня привело в команду по дрессировке то, что моя собака “не озадачена”. Я понимала, что она не может и не должна быть только “хвостиком”, встречающим нас после работы, ведь мы же, помимо простых обязанностей, тоже находим себе хобби.

Почему же мой пес должен из-за моей лени и занятости отлеживать бока на диване и “болеть головой” от безделья. Я коротенько перечислю основные виды состязаний, а уж вам после прочитанного решать, куда вы направите свои стопы.

“Русский Ринг” – это вид спорта со служебными и спортивными собаками по усложненной защитной службе. Эти соревнования предъявляют очень высокие требования к защитным качествам собаки, к твердости ее характера и устойчивости психики. При этом предпочтительнее собаки активные, смелые, атакующие, работающие раскрепощенно, выдерживающие давление со стороны фигуранта и ОБЯЗАТЕЛЬНО управляемые. Соревнования по РР проводятся для выявления сильнейших пар дрессировщиков с собаками. Участники соревнований выполняют четыре упражнения:

1. Проверка послушания.
2. Защита от одного нападающего.
3. Защита от двух нападающих.
4. Защита от трех нападающих.

Общий курс дрессировки (ОКД)

Испытания по ОКД проводятся на учебно-дрессировочной площадке с естественным покрытием, оборудованной необходимыми снарядами: бум, глухой забор, наклонная стенка в виде буквы “А”, л/а барьер, лестница. К испытаниям допускаются собаки любых пород. По общему курсу дрессировки проверяются:

1. Показ зубной системы, отношение к наморднику, переход в свободное состояние.
2. Отношение к корму, запрещающая команда “Фу”.
3. Апортировка.
4. Возвращение на место.
5. Подход к дрессировщику.
6. Стойка, посадка, укладка (проверяется в комплексе).
7. Движение собаки рядом с дрессировщиком.
8. Преодоление препятствий.
9. Управляемость собаки при выстреле.

Испытания для собак ростом в холке 42 см и ниже проводятся по настоящим нормативам с учетом изменений размеров препятствий и дистанции для управления.

Защитно-караульная служба (ЗКС)

По защитно-караульной службе проверяются навыки:
– выборка чужой вещи;
– охрана вещи, отказ от корма (проверяются одновременно);
– задержание, защита дрессировщика и отношение к выстрелу (проверяются одновременно).

Комплексная дрессировка (КД)

Выбор команд, подаваемых при выполнении навыков, остается за дрессировщиком. Дрессировщик должен чётко управлять собакой и внимательно следить за ее поведением. После выполнения приема или комплекса возможно поощрение собаки (поощрение лакомством на испытаниях запрещается). Собака должна по первой команде дрессировщика выполнять требуемые от неё действия. За неправильные и нечёткие действия начисляются штрафные баллы, которые вычитаются из высшей оценки за навык.

Вот, пожалуй, и все на сегодня. Хочу пожелать всем вам удачи на выбранной дорожке и прошу прощения у приверженцев других, не упомянутых мной состязаний, не сомневаюсь, что они так же хороши, как и все вышеперечисленное.

Всегда ваши
И.А. Игнатьева, В.О. Головцев
(спортивные “собачники”)

9. Предварительная дрессировка (воспитание) щенка

9. Предварительная дрессировка (воспитание) щенка

По достижении щенком 5-месячного возраста следует переходить постепенно к воспитанию у него навыков, полезных для будущей дрессировки.

В сочетании с хорошо организованным кормлением, уходом и содержанием правильное воспитание щенка обеспечит ему наличие качеств, необходимых для служебной собаки.

В процессе воспитания у щенков не только вырабатываются определенные навыки, но и развиваются полезные качества поведения (сложно-безусловные рефлексы, инстинкты). Эти качества воспитываются путем целого ряда специальных приемов дрессировки применительно к возрасту щенка, с учетом его физических и типологических особенностей, связанных с возрастом.

Молодая собака, поступающая в дрессировку, должна иметь не только хороший экстерьер, но быть обязательно физически полноценной и, что особенно важно, иметь нервную систему сильного типа — с нормальной сменой процессов возбуждения и торможения и с отсутствием нежелательных связей.

Дрессировка собак, не пригодных для служебного использования по своим топологическим и физическим качествам, — это бесцельная трата времени и средств.

Основным принципом при воспитании у собаки полезных качеств является создание таких условий окружающей среды, которые прочно образуют полезные и необходимые для служебной собаки условные рефлексы и комплексы их, обеспечивают угасание ненужных условных рефлексов и развивают полезные инстинкты. «Перевоспитать» взрослую собаку — неблагодарная работа. Изменить поведение в желательном нам направлении у молодых собак можно сравнительно легко.

Нельзя, однако, допускать случайного влияния условий окружающей среды. При домашнем воспитании у служебных собак часто затормаживаются полезные рефлексы. Например, допущение поглаживания и ласки щенка всеми приходящими в квартиру хозяина воспитывают доверие к посторонним, что вредно для дрессировки сторожевой и розыскной собаки.

Дрессировка (воспитание) щенка должно проводиться строго организованно.

Лучшим средством воспитания у щенка полезных рефлексов является игра и общение щенка со всеми раздражителями, которые могут встретиться при дрессировке и в работе служебной собаки. Однако было бы ошибочно думать, что дрессировку щенка можно толька ограничить игрой.

Щенка надо приучить к ошейнику, поводку, аппортировке и т. п. Со щенком, достигшим пятимесячного возраста, следует проводить ежедневные прогулки по 2–3 часа. Во время прогулок щенок постепенно приучается к новым раздражителям.

В основу занятий по воспитанию щенков следует положить приемы, изложенные в разделе «Методы и приемы дрессировки», придерживаясь той же последовательности.

Начинать надо также с приучения к кличке, ошейнику, поводку. Затем приучать к подзыву, аппортировке и т. д. (рис. 200).

Рис. 200. Приучение к аппорту

В результате предварительной дрессировки (воспитания) молодая собака должна быть приучена к тому, чтобы не пугаться выстрелов, ударов, не бояться темноты, проявлять необходимую злобность при нападении на нее, быть заинтересованной в аппортировке, уметь ходить рядом на поводке, быть физически выносливой.

Воспитать у щенка сильный тип высшей нервной деятельности с нормальной сменой процессов возбуждения и торможения — главная задача дрессировщика.

При воспитании щенка особое внимание должно быть уделено правильному построению приемов. Неправильное построение приемов предварительной дрессировки неизбежно приводит к нервным срывам, торможению или чрезмерному возбуждению нервной системы — к образованию у щенков «нежелательных связей», исправить которые в большинстве случаев не удается.

Для предупреждения этого все приемы, направленные на развитие у щенка активно-оборонительных рефлексов (смелости, злобности, хватки и т. д.), надо строить так, чтобы посторонние для щенка люди, дразнящие его, не делали резких наступательных движений, не применяли сильных звуковых или световых эффектов, а отступали перед ним с тем, чтобы щенок всегда оставался как бы «победителем».

Читайте также:  Музыкотерапия для собак: когда она может помочь? И как проводить сеансы музыкотерапии для собак?

Помощник, дразнящий щенков, подразнив, должен убегать. На лай привязанного или находящегося в клетке щенка должен появляться дрессировщик, выращивающий щенка, и поощрять его оглаживанием, командой «хорошо» и дачей лакомства.

Не более двух раз в неделю необходимо инсценировать отнятие у щенков пищи или лакомства посторонним человеком, который, сделав это, должен убегать. В этом случае надо делать так, чтобы щенки преследовали убегающего, настигали его и «отнимали» лакомство или пищу, аппорт и т. п.

Воспитывать у щенков необходимые для служебной собаки качества надо систематически в процессе их игры с аппортом, костью или тряпкой, во время ежедневного выгуливания в различной обстановке, а также путем воздействия на нервную систему различных раздражителей в вечернее и ночное время (шорохов, движений посторонних людей и пр.).

Выгуливают щенков на поводках, освобождая от поводков лишь там, где позволяют условия. Прогулки следует устраивать в местах, где могут встречаться различные раздражители, люди, животные и пр. На прогулку следует выходить с каждым щенком в отдельности.

С пяти месяцев щенков начинают приучать к перевозке на автомашине.

К перевозке на автомашине щенки приучаются постепенно. Вначале щенка подзывают к стоящей грузовой автомашине, лакомством или игрой завлекают на платформу (в кузов) автомашины, затем отзывают обратно по трапу (ширина трапа должна быть 40–50 см с поперечными рейками через каждые 12–15 см длиной в 2,5 м), положенному одним концом на землю. Так проделывают в течение 3–4 дней, затем усложняют упражнение: на несколько минут снимают трап, закрывают борт, включают мотор, медленно пускают автомашину, постепенно увеличивая скорость движения. Во время приучения к перевозке на автомашине дрессировщик должен находиться вместе со щенком в кузове, следить за поведением щенка и поощрять его дачей лакомства и лаской. Когда щенок привыкнет к автомашине, его приучают прыгать на платформу автомашины (с открытым бортом) по команде «ко мне» или «вперед».

Обычно через 5–10 дней щенки привыкают к перевозкам на автомашине. В дальнейшем их надо сажать на автомашину 1–2 раза в неделю, на 10–20 минут.

С шестимесячного возраста должны постепенно, с учетом в каждом отдельном случае типа ВНД щенка, вводиться дисциплинирующие приемы; подзыв с аппортом, хождение рядом, причем переход от игры к дисциплине производят постепенно и незаметно для щенка. В этот период необходимо особенно внимательно следить за правильной интонацией команд поощрения и запрещения. Следует начать заниматься и такими приемами, как преодоление препятствий — прыжки, хождение по внутренним лестницам дома и т. д.

С семимесячного возраста надо начинать развивать хватку; это делают так: помощник дразнит щенка тряпкой и затем убегает, щенок преследует и отнимает тряпку. Чтобы щенок не потерял интереса к хватке и чтобы не развить у него чрезмерной злобы, такой прием следует практиковать не более двух раз в неделю.

Лучший метод вызова у щенка хватки — это легкое вытягивание (необходимо учитывать, что в пяти-шестимесячном возрасте у щенков происходит смена зубов) из пасти щенка уже схваченной им тряпки самим дрессировщиком.

Развить необходимую злобу у щенков можно разными методами: отнятием корма, нападением на хозяина посторонними лицами, подразниванием привязанных щенков.

Подразнивание посторонним человеком вызывает у щенка оборонительную реакцию и большее доверие к хозяину, который отгоняет постороннего и дает пишу, а иногда просто ободряет щенка.

При попытке отнять корм, кость, тряпку у щенка может развиться излишняя нервность, поэтому эти упражнения должны всегда заканчиваться «победой» щенка.

Со щенками трусливыми занятия по развитию злобы надо проводить особо осторожно. В таких случаях надо «нападать» на хозяина вблизи щенка, пробегать мимо, просто дразнить. Подобные упражнения поднимают активность щенка, и он более смело нападает на постороннего. При рычании или лае щенка на постороннего человека тот должен немедленно убежать, а щенок должен получать поощрение от дрессировщика.

Для выработки смелости и активности у щенков необходимо постороннему человеку, помощнику, осторожно, «крадучись», наступать и дразнить, что обычно вызывает бросок собаки. В этот же момент помощник должен начать отступать. Бросок щенка вперед поощряется.

Для развития злобы можно применить и способ подражания. Для этого щенка сажают вблизи злобной взрослой собаки, которую используют для активной хватки и задержания убегающего.

Во время занятий по развитию злобы у собаки дрессировщик ни в коем случае не должен допускать разговоров с помощником на виду у собаки (рис. 201).

Рис. 201. Развитие злобы

Приучение к выстрелу следует начинать с расстояния не ближе 200–300 м. Первоначальные выстрелы рекомендуется производить в присутствии хозяина и лучше всего во время кормления. К десятимесячному возрасту щенка выстрелы можно производить уже на расстоянии 10 м и ближе, а также в отсутствие дрессировщика.

С восьмимесячного возраста проводят отработку и закрепление полученных навыков путем постоянного усложнения условий работы и увеличения требовательности к собаке.

Постепенно щенка знакомят со всеми приемами общей дрессировки служебных собак.

При выполнении приемов не следует добиваться от щенка большой выдержки. Необходимо помнить, что настоящая дрессировка собаки начинается с одиннадцати-двенадцатимесячного возраста, когда щенок разовьется в физически полноценную собаку, уравновешенного типа ВНД, с хорошо развитыми реакциями, необходимыми для соответствующей службы.

Как дрессировать собаку: советы, правила, методы

Воспитание и дрессировка необходимый процесс для каждого владельца собаки. Без должной социализации и дрессуры невозможно комфортное существование стаи человек – собака.

Зачем нужна дрессировка и с чего начать

Щенок в доме – долгожданное радостное событие. Но не каждый хозяин понимает, что поведение собаки может сильно отличаться от радужных представлений сожительства. Животные живут по законам стаи, ведут себя так, как им велят инстинкты.

Чтобы дни, проведенные бок о бок с собакой не стали невыносимыми – занятия со щенком должны проводиться ежедневно. Плохо воспитанный питомец, даже самых маленьких размеров может превратиться в настоящего тирана, терроризирующего всю семью и ближайшее окружение.

Собака, не обученная командам гоняется за котами, прыгает на посторонних людей пугая их. Пес может в любой момент сорваться с поводка и угодить под машину.

Когда начинать занятия со щенком

Из пережитков советских времен, многие люди уверены, что приступать к дрессировке нужно не раньше, чем щенку исполнится 6 месяцев. Во многих военных кинологических базах, на дрессировочную площадку до сих пор выводят собак достигших полу годовалого возраста. Связано это исключительно с методом воспитания, военные специалисты в большинстве работают посредством принуждения, действительно не подходящем маленьким щенкам.

Вместе с курсом общей дрессировки армейские псы обучаются специальным навыкам:

  • Поиск человека по следу;
  • Выборка вещи;
  • Поисково-спасательная служба;
  • Охрана территории;
  • Лобовая атака;
  • Задержание преступника;
  • Защита хозяина (и оставленных вещей);
  • Поиск взрывчатых и наркотических вещест.

Совсем маленькие щенки, еще не пригодны для специальной подготовки. Но собака, живущая в семье в качестве компаньона, должна начинать осваивать азы воспитания с первых дней появления в доме.

Щенок в возрасте от 3 до 7 месяцев отлично и быстро дрессируется. Этот период в кинологии называется «время глубокой памяти». Команды, которые пес освоил в это время, запоминаются надолго, без длительных повторений.

Подготовка к дрессуре

Прежде чем начинать изучение команд, инструктор должен познакомиться со щенком, войти в доверие – погладить, поиграть или угостить лакомством. Первое занятие нужно проводить в хорошо знакомом малышу помещении или постоянном месте выгула.

Предварительно собаку нужно выгулять для удовлетворения естественных надобностей. Если песик будет хотеть в туалет, ему будет сложно сконцентрироваться на дрессировщике.

На месте проведения первого занятия должны отсутствовать посторонние люди и животные, чтобы не напугать и не отвлекать щенка. На начальном этапе дрессировки очень важно, чтобы внимание питомца было полностью увлечено инструктором.

Необходимая амуниция

Прежде чем начинать занятия необходимо приобрести соответствующую амуницию:

  • Мягкий кожаный или нейлоновый ошейник;
  • Поводок длинной 1 – 1,5 метра;
  • Поводок длинной 5 – 15 метров;
  • Мотивирующее лакомство или игрушку.

Весь инвентарь должен подходить по размеру собаке и быть достаточно прочным, чтобы не порваться в процессе занятий.

Основные методы дрессировки

Всего в кинологии различают 11 методов формирования навыков:

  1. Способ наведения – инструктор побуждает собаку выполнить необходимое действие, следуя за мотивацией (лакомством или игрушкой);
  2. Способ наталкивания – дрессировщик подталкивает собаку к нужной деятельности с помощью поводка или рук, создавая неприятные ощущения, которые тут же прекращаются после выполнения команды;
  3. Способ пассивной флексии – метод похож на лепку, если животное не сопротивляется, ему придают нужную позу одновременно с голосовой командой;
  4. Способ отбора поведения – команда подается, когда собака выполняет произвольное действие. Например, питомцу захотелось лечь – инструктор дает команду «лежать» и поощряет собаку;
  5. Способ усиления поведенческого признака – подходит для животных, у которых уже сформировались навыки, но не совсем правильно – подкрепляется лучшее исполнение, чем предыдущее;
  6. Способ редукции поведенческого акта до какого-то отдельного элемента, путем подкрепления только одного элемента из цепочки действий;
  7. Способ альтернативного поведения – при помощи определенного вспомогательного реквизита, создаются такие условия собаке, при которых нужное поведение становится единственно возможным;
  8. Способ игрового поведения – в качестве мотивации используется потребность собаки в игре и инстинкт охотника;
  9. Способ подражания – используется с помощью ранее обученной собаки, щенки способны обучаться глядя на других;
  10. Способ оборонительного поведения заключается в избегании собакой болевых ощущений, приводящих ее в нужное для дрессировщика положение;
  11. Способ агрессивно-оборонительного поведения используется в специальных курсах дрессировки, воздействия оказываются такой силы, что собака вынуждена обороняться.

Нельзя говорить, что какой-то из вышеперечисленных способов хуже или лучше. Каждый дрессировщик использует определенные методы исходя из возраста, породы собаки и собственной интуиции.

Занятия с инструктором

Есть несколько вариантов занятий у кинологов:

  • Дрессировка с содержанием – удовольствие не из дешевых, но действенное. Специалист работает с собакой ежедневно, в результате чего владелец получает уже воспитанную собаку
  • Самостоятельная дрессировка под кураторством зоопсихолога – оптимальный вариант, профессионал обучает владельца управлять питомцем, индивидуально или в группе
  • Отработка навыков кинологом – в присутствии хозяина, дрессировщик работает самостоятельно

Выбор специалиста

К выбору учителя следует отнестись со всей серьезностью. Необходимо узнать у опытных владельцев собак к кому лучше обратиться, а не подкупаться на рекламу в интернете.

Кинологи, имеющие свои блоги и каналы на просторах сети, как правило, являются не самыми квалифицированными специалистами. Весь материал, отснятый о чудесной дрессировке за 5 минут, является чистой воды привлечением внимания для заработка на рекламе. У хороших профессионалов нет времени на подобную ерунду.

Дрессировка на площадке

Занятия на дрессировочной площадке могут проходить как индивидуально, так и в группе:

  1. Групповые занятия дешевле, но имеют меньшую эффективность. Кинолог может отвлечься на другую собаку, и не заметить ошибок других учеников.
  2. Индивидуальные тренировки имеют очень высокий КПД, но стоят дороже, иногда даже вдвое. Но внимание инструктора полностью увлечено одним животным и ошибок в дрессуре не допускается.

Не нужно посещать площадки, где владельцы или дрессировщики бьют собак за невыполнение команд. Питомец может запомнить, что площадка это страшно и впоследствии отказаться туда даже заходить.

Продолжительность занятий

Средняя длительность занятий с инструктором составляет от 40 минут, до 1 часа. Как правило, тренировки проходят раз в неделю.

Хороший дрессировщик показывает владельцам, как правильно обращаться с питомцем, как формируется навык. Остальное время наблюдает, как у хозяев получается самостоятельное обучение и корректирует ошибки. Во время недельного перерыва, формирование навыка отрабатывается самостоятельно.

Роль социализации в дрессировке

В процессе социализации щенок учится спокойному реагированию на посторонние раздражители. Это играет огромную роль в воспитании управляемой собаки.

Животные с недостаточным уровнем социализации становятся нервными, неуверенными в себе, могут вести себя неадекватно в условиях города. Питомец находится в состоянии постоянного стресса в новой обстановке и отказывается выполнять команды.

Собаки, выращенные в условиях социальной депривации, ведут себя крайне неуравновешенно и агрессивно к людям и другим животным.

Общие правила самостоятельной дрессировки

Главными правилами воспитания собаки без помощи инструктора являются:

  1. Хорошая мотивация – награда должна быть очень желанной.
  2. Своевременное подкрепление – собаки связывают подкрепление только с последним действием.
  3. Всегда добиваться выполнения приказа – если питомец поймет что можно не подчиниться хотя бы раз, он это обязательно повторит.
  4. Огромный запас терпения – нервное состояние не дает здраво мыслить, команды отдаются не корректно, поощрение происходит не вовремя.

Главное понимать, что собака – живое существо, это не робот всегда готовый к работе. У них тоже может что-то болеть или «не быть настроения». Если очевидно, что пес не настроен работать, то необходимо пересмотреть мотивацию или отложить занятие на другой раз.

Обучение собаки в домашних условиях

Учить маленького щенка рекомендуется исключительно через позитив. Лакомый кусочек или любимая игрушка в качестве поощрения – идеальный вариант. Благодаря такому обучению, собака начинает больше доверять владельцу, становится более уверенной в себе, выполняет команды с удовольствием.

  • Активная продолжительность занятий с питомцем должна быть около часа в день, разбитая на 3 – 4 раза.
  • У щенков до 6 месяцев очень подвижная нервная система, даже 15 минутное занятие для них большая нагрузка.

От молодых собак, особенно холериков, не надо ждать идеальной выдержки. Подкрепление должно следовать сразу после выполнения приказа. Только после формирования стойкого рефлекса следует начинать отрабатывать выдержку.

Приобщение к амуниции

Прежде чем приступать к дрессировке, четвероногому компаньону необходимо усвоить что амуниция – неотъемлемая часть жизни. С ошейником, как правило, проблем не возникает, он никак не мешает перемещаться и играть.

Поводок молодые собаки в большинстве случаев воспринимают, как игрушку. Пес может кусать ненавистную веревку, брыкаться, вырываться. Все не нужные действия надо проигнорировать, и отвлечь питомца от поводка игрушкой. Постепенно малыш привыкнет к наличию поводка в его жизни.

Гораздо сложнее дела обстоят с намордником, это самая ненавистная амуниция. Для облегчения процесса, необходимо начинать приучать к наморднику с раннего детства. Чтобы одеть намордник на собаку необходимо взять кусочек лакомства и вложить внутрь. Щенок заинтересуется запахом и сам просунет морду внутрь.

За это действие обязательно нужно похвалить. Данное упражнение необходимо проделывать дома ежедневно, постепенно увеличивая промежуток времени нахождения морды в наморднике.

Амуниция должна быть правильно подобрана, полностью подходить по размеру собаке. Никто ведь не носит туфли, которые натирают, мотивация быстрее их снять преобладает над всеми другими желаниями.

Приучение к месту или вольеру

Команда «место» обязательный навык для каждого пса. Собачье место – это теплый уютный уголок, в котором питомец отдыхает. Нельзя отправлять собаку на место в качестве наказания или проявлять жестокость, когда она отдыхает там – будут плохие ассоциации, щенок будет бояться своей подстилки.

Чтобы приучить собаку заходить в вольер по первой команде нужно заманить ее туда лакомством. Покормить, приговаривая «хорошо, место», «молодец место» и выпустить. Потом можно не входя в вольер бросить внутрь игрушку и скомандовать «место». Когда собака забежит в вольер, обязательно похвалить.

Команды для первичного ознакомления

Все приказы второстепенны, первое, что должен усвоить щенок это свою кличку. Если собака не слышит хозяина, она не будет выполнять команды.

После клички обучают элементарным командам управления:

  • “Ко мне”;
  • “Рядом”;
  • “Сидеть, лежать, стоять (в комплексе)”;
  • “Фу (нельзя)”.

Это самая минимальная база управления собакой в обществе.

Особенности дрессировки взрослой собаки

Бытует мнение, что взрослые собаки плохо поддаются дрессировке или не поддаются совсем. Это миф, грамотный подход к питомцу помогает наладить контакт с хозяином и дает возможность дисциплинировать даже пожилое животное.

Собаке с устоявшимся поведением действительно нужно больше времени, чтобы понять чего от нее хотят, чем щенку. Но это не значит, что взрослую собаку не нужно воспитывать. Чуть больше терпения и времени, и даже закоренелый мародер в собачьей шкуре станет послушным, преданным другом.

Необходимые команды для управления собакой в городе

Постоянно контактируя с социальным обществом, необходимо быть уверенным в навыках собаки, особенно это касается владельцев «потенциально опасных пород». На данный момент есть специальный кинологический курс под названием УГС (управляемая городская собака), его часто путают с ОКД (общий курс дрессировки), но это два абсолютно разных норматива. Обучение курсу УГС делится на два этапа – на дрессировочной площадке и в городе.

Первый этап (на площадке):

  • Движение рядом с проводником на поводке;
  • Движение рядом дрессировщиком без амуниции;
  • Посадка собаки из движения;
  • Укладка питомца с выдержкой и подзывом;
  • Укладка при наличии отвлекающих факторов.

Второй этап (в городе):

  • Встреча собаки с людьми;
  • Встреча с велосипедом;
  • Реакция животного на автомобиль;
  • Поведение при встрече бегунов (роллеров);
  • Действия при виде других собак;
  • Реакция питомца оставленного на привязи по отношению к другим.

Основная часть навыков связана именно с социализацией животного, из этого напрашивается вывод, что именно социальная адаптация в городе даже более важна, чем выполнение команд.

Кнут или пряник – какой метод выбрать

Риторический вопрос. Еще лет 10 -15 назад все кинологи хором твердили о «доминантности» и о том, что собака должна уважать хозяина. На сегодняшний день ситуация кардинально изменилась, все большее количество зоопсихологов, уверены – воспитывать собаку нужно через позитив.

Грамотно подобранная мотивация, заставляет собаку выполнять команды с радостью, что даже смотрится эффектнее. Когда питомец выращен без применения «кнута», он абсолютно уверен в себе и безгранично доверяет хозяину. Сменив «пряник» на жестокость, велик шанс получить запуганное, нервное существо, которое при любом удобном случае пытается сбежать от хозяина.

Полезные советы от профессионалов

Список полезных советов от кинолога:

  • Произносить команду нужно только 1 раз (единственная повторяющаяся команда – «рядом»).
  • Каждое выполненное правильно действие должно быть вознаграждено (на этапе обучения).
  • Никогда не наказывать собаку после подзыва «ко мне» (сколько бы, не пришлось ее ждать).
  • Занятия должны быть кратковременными, но ежедневными.
  • Категорически запрещено использовать корректирующую амуницию щенкам до года.
  • Нельзя недооценивать роль социализации в дрессировке.

Воспитать настоящего компаньона долго и трудоемко, но оно того стоит. Хорошо выдрессированный питомец не принесет дискомфорта окружающим, и не подвергнется опасности урбана (побеги, машины). Послушная собака – гордость достойного владельца.

Ссылка на основную публикацию