Ошибки при дрессировке собак и способы их исправить

10 самых распространённых ошибок при дрессировке собак

2. Небрежное обращаетесь с собакой.
Некоторые хозяева считают, что собака не заметит, если наступить случайно ей на лапу, грубо оттолкнуть, замахнуться поводком, крикнуть и проч. Заметит. И запомнит. И будет бояться. В результате – потеряете доверие собаки, контакт с ней, а получите трусливое животное, которое будет из страха выполнять команды, а не потому что хочет понять и быть другом. Такое животное из-за страха выполнит не только вашу команду, но и любого человека, которого испугается.

3. Вы не знаете, что хотите от собаки.
Поэтому даете команду сбивчиво, нерешительно, иногда произносите несколько команд сразу вместе. Это для собаки вообще не понятно. Она не понимает, что должна делать, когда слышит, например: «Фу! Иди сядь туда!». Это все равно, что сказать вам приятного аппетита на иностранном языке, когда вы ложитесь в постель. Вы может и поймете что-то, но поймете только то, что в этот момент придет вам в голову само. Вы не сможете ответить на эту фразу, потому, что не будете знать .что вам сказали. Для собаки – то же самое. Собаке не понятно, когда вы говорите что-то невнятно, сбивчиво, не четко.
Вот, например, как не надо: «ой, нельзя, не бери это. Иди к себе на место!».
А вот как надо: «Нельзя! Место!».

4. Вы часто даете команду собаке и не дожидаетесь, пока она ее исполнит.
Это не верно. Если вы дали команду «Фу!» – собака должна прекратить действие, которое вы ей запретили. Для этого вы должны дать команду именно в тот момент, когда собака производит запрещенное действие.
Правильно – дать команду вовремя, а затем похвалить вовремя за то, что собака выполнила команду. Здесь, вы дали команду «Фу!», собака прекратила действие – похвалите. Так собака поймет, что сделала правильно.

5. Вы зовете собаку, чтобы наказать, отругать или сделать неприятно.
Ну, например, вы зовете собаку во время, когда она весело играет с мячом, а вместо того, чтобы похвалить ее за то, что она бросила все и подошла к вам, накидываете ошейник, берете на поводок и ведете домой. Или, например, зовете собаку, она подходит, а вы без всякого приветствия, не говоря уж о похвале, начинаете стричь ей ногти или чистить уши, зубы и проч. Стоит ли удивляться, что собака подумает в следующий раз – подходить или нет к вам.
Возьмите за правило – похвалить, поприветствовать собаку, когда она подходит к вам по команде. Вы можете весело погладить ее, предложите ей поиграть, например, бросьте мячик, а можно дать ей вкусный кусочек чего-то (чередуйте, чтобы собака не знала, что будет в этот раз, просто похвала, игра или что-то вкусное).
Во время прогулок подзывайте собаку, награждайте, а затем отпускайте со словами «Иди, играй!». В этом случае для собаки команда «ко мне!» не будет ассоциироваться с тем, что веселье подходит к концу.
Помните, момент доверия и любви между вами и собакой – самое дорогое, что можно приобрести.

6. Кричите, ругаетесь и чего доброго тычете носом щенка в лужи и кучи, которые неизбежно будут появляться в доме в первые месяцы жизни собаки.
Такая реакция – не правильная. Вы только запугаете собаку и научите его скрывать следы. А это значит, что он будет пить мочу и есть свои экскременты, потому что будет бояться вашей реакции.
Никогда не наказывайте щенка за то, что он сходил в туалет в неположенном месте. Щенок маленький и просто не знает где, что и как нужно делать. Он ведь совсем недавно родился на свет. Вместо того, чтобы кричать, после сна, игры и еды отведите щенка в положенное место или на улицу, и дождитесь, пока он сходит в туалет. Как только свершится – похвалите, как только сможете! Так щенок поймет, что сделал что-то правильно. Если вы повторите так несколько раз – постепенно у щенка закрепится правильное поведение, и он будет делать то, за что получает похвалу. Он будет делать то, что ему приятно!

7. Вы не хотите, чтобы собака выпрашивала кусочки со стола, но при этом вы или член вашей семьи иногда даете ей кусочки под столом.
Это ошибка. Если это произошло больше, чем один раз, собака будет ждать и клянчить. Собака не понимает, что нельзя просить еду со стола, если на ее вопрос отзываются и ей дают что-то со стола. Не ругайте собаку. Это только ваша вина. Запретите всем домашним и себе давать собаке со стола еду. Когда вы едите, собака не должна получать с вашего стола абсолютно ничего.

8. Вы воспринимаете собаку, как человека, который понимает речь.
Дрессировка щенка – дело не простое. Ни для вас, ни для собаки. Когда дрессировщик очеловечивает собаку, он может вместо четкой команды «Ко мне!» сказать «Иди сюда!» и т.д. Забыть о том, что перед вами существо с совершенно иной нервной системой, да еще и совсем ничего не понимающее – ошибка. Собака не поймет слов, не поймет уговоров и угроз.
Можно бесконечно долго кричать, или уговаривать, или угрожать собаке, а можно дать команду и когда собака ее выполнит, -наградить ее кусочком или весело похвалить. Так животное поймет, что нужно делать. На человеческом языке это называется – выработать условный рефлекс.

9.Вам не хватает терпения, отчаиваетесь и бросаете тренировку.
Научить можно абсолютно любую собаку, для кого-то нужно больше времени, для кого-то меньше. Но всегда, если собака не понимает то, что вы от нее хотите – это ваша вина. Найдите способ объяснить по-другому и всегда закрепите правильное поведение – крокетом, похвалой или игрой. Дайте понять собаке, что она сделала правильно. После того, как собака поняла, что от нее хотят, надо закрепить команду, а это значит повторение. Дрессировка щенка – это время, терпение и последовательность.
Наберитесь терпения, узнайте, как правильно дрессировать собаку, как объяснять собаке то, что вы хотите, составьте план обучения и у вас все получится.

10.Вы поощряете неправильное поведение.
Например, ваша собака прыгает на вас, когда вы приходите домой. Вы в ответ радостно зовете ее по имени, гладите и приветствуете ее. На собачьем языке это значит, что вам нравится ее поведение и собака в следующий раз будет также прыгать на вас. Или, например, во время грозы собака пугается и забивается в угол или под диван. Вы подходите к ней, начинаете ее жалеть, говорить сочувствующим тоном. Ваше поведение может вызвать у собаки фобии, страх перед громкими звуками, но в любом случае ничего хорошего такое ваше поведение не даст. Собака поймет, что бояться – хорошо. Когда вы поймете как действует логика собаки – вы станете настоящими друзьями с вашим питомцем.

10 типичных ошибок при дрессировке собак

Дрессируя своих питомцев, собаководы часто допускают элементарные ошибки, которые затрудняют и задерживают обучение, а в некоторых случаях и вовсе не приводят к желаемым результатам.

1. Субъективное понимание поведение животного

Одна из грубейших ошибок дрессировки, когда владелец наделяет собаку человеческими качествами, обращается с ней как с животным, которое наделено способностью мыслить и сознательно действовать на человеческом уровне. К примеру, во время тренировки собака не удержалась и погналась за котом, владелец подзывает ее командой «Ко мне» и ругает. Собака не понимает свою ошибку, а только запоминает, что выполнение этой команды ничего хорошего для нее не сулит.

2. Задержка поощрения

Лучшим прощением для закрепления какой-либо команды будет лакомство и его необходимо давать собаке, как только она правильно выполнила команду, не давая ей возможность сделать еще какие-либо другие действия.

3. Многократное повторение

Некоторые неопытные собаководы за один подход просят собаку выполнить одну и ту же команду несколько раз подряд. Выглядит это примерно так: «Сидеть… сидеть, Мухтар… сидеть, я кому сказал… сидеть». Если между командами нет паузы, собака приучается к тому, что с первого раза ее выполнять необязательно.

4. Отложенное наказание

Можно себе представить, в какой праведный гнев впадает владелец, когда, придя домой, видит разорванную новую обувь, погрызенную мебель или выпотрошенную подушку. В большинстве случаев он подзовет собаку и начнет ее ругать, но делать это бессмысленно. Собака уже совершила «преступление» и забыла о нем, в данный момент она лишь рада появлению владельца и не понимает за что ее ругают. Будьте уверены, не понимает, даже если вам кажется, что выражение ее морды красноречиво говорит о другом. Ругать животных можно только в момент совершения неправильного действия, как говорится, когда «поймали с поличным».

5. Ненормативные команды

Другими словами, различные вариации нормативных команд, например, для команды «сидеть» это будут: «сядь», «сядь немедленно», «садись», «сидеть, я сказал». Такой подход непременно приведет к снижению эффективности и плохого понимания команды собакой во время дрессировки.

6. Место и время

Большинство владельцев приходят с собакой на тренировку в одно и тоже время, в одно и тоже место. Несомненно, это удобно, а собака видит знакомую местность и понимает, что сейчас с ней будут заниматься. На первых занятиях такой подход даже полезен и позволяет питомцу заранее настроится на работу. Но в дальнейшем собака может отказываться віполнять команді за пределами привычной территории. Владелец должен периодически менять локацию, обстоятельства и время тренировок, чтобы животное училась работать при любых условиях.

7. Дрессировка невыгуленной собаки

Молодых, энергичных и темпераментных собак перед тренировкой обязательно нужно немного выгулять, дать им освоиться и настроиться на работу. Например, владелец приехал на площадку аккурат перед началом занятий, в спешке он выходит с собакой из машины и сразу становится в строй. Все дальнейшее занятие сводятся к постоянному отдергиванию собаки, а не к полноценной тренировке. То же происходит и с самостоятельной дрессировкой, невыгуленная собака отвлекается, хочет игать и бегать, а не тренироваться.

8. Слишком жестокое обращение

В семейной иерархии главным всегда должен оставаться владелец, но беспрекословного подчинения или уважение невозможно добиться наказаниями и физической силой. Владелец должен суметь спокойно и твердо заставить животное слушаться. Многократное невыполнение команды должно заставить владельца проанализировать свои действия и понять, что он сделал неправильно, а не вмещать злость на животном.

9. Слишком мягкое обращение

Еще одна не менее частая ошибка − потакание собачим прихотями. Например, вы решили, что собака не должна спать на кровати или прыгать на вас при встрече, значит, этого нельзя разрешать с самого раннего возраста и ни при каких обстоятельствах. Если собаке в какой-то момент позволить что-то запретное, предыдущие табу сводятся на нет.

10. Работа с уставшей собакой

Бывает, владелец затевает дрессировку после активного выгула, этого делать не стоит. Питомец должен начинать работу в хорошем настроении. Если вы заметили, что собака зевает, смотрит по сторонам или ложится при каждом удобном случае, тренировку стоит отложить. Также не стоит нагружать животное, если на улице слишком жарко или холодно.

Ошибки при дрессировке собак

Ошибки при дрессировке собак

Ошибки при дрессировке собак

Ошибки при дрессировке собак В практике дрессировки собак известны случаи, когда по различным причинам у собак прекращалось образование условных рефлексов. А также изменялось поведение и затормаживались ранее выработанные навыки.

Ошибки — это неправильные действия дрессировщика или его помощника. В результате у собаки образуются нежелательные условные рефлексы. Они затрудняют дальнейшую подготовку и использование собак на службе. Иногда это приводит к порче собак.

По своему характеру ошибки могут быть:

  • методические;
  • технические.

К основным причинам, вызывающим ошибки, можно отнести следующие:

  1. Слабое знание дрессировщиком принципов дрессировки собак и основных положений высшей нервной деятельности собак.
  2. Недостаточный опыт дрессировщиков в практике дрессировки собак.
  3. Отсутствие у дрессировщика индивидуального подхода к собаке и неумение анализировать свое воздействие на нее.
  4. Нарушение методики проведения занятия по дрессировке собак (методические ошибки).
  5. Дрессировка собаки без учета ее физиологического состояния (течка, поствакцинальный период, различные заболевания).
  6. Отсутствие снаряжения и инвентаря, которое необходимо для дрессировки собак.
  7. Неудовлетворительное техническое состояние дрессировочной площадки или полосы препятствий.
  8. Отсутствие плана в организации занятий с собакой.
  9. Наличие различных методических погрешностей в построении приемов.
  10. Проведение дрессировки без учета типовых особенностей собаки.
  11. Неправильное понимание поведения собаки в следствии ее «очеловечивания».

Наиболее существенными ошибками при дрессировке собак могут быть следующие:

Субъективное понимание сущности поведения служебной собаки.

Эта грубейшая ошибка встречается у многих дрессировщиков. Особенно у недостаточно подготовленных теоретически и слабо знающих физиологические основы поведения и дрессировки собак.

Нарушение правил последовательности ввода приемов и усложнений.

Нередко, молодые дрессировщики стремятся, как можно быстрее ввести и отработать приемы дрессировки и усложнения. Они делают это для того, чтобы ускорить подготовку собак.

Чрезмерно многократное повторение одних и тех же приемов (передрессировка).

Одной из ошибок малоопытных дрессировщиков является их стремление скорее отшлифовать, закрепить условные рефлексы у собаки. С этой целью один и тот же прием отрабатывается без перерыва 4-5 раз и более. В результате чего, наступает угнетение ЦНС, также угасание условного рефлекса. В дальнейшем собака отказывается от работы.

Неправильное применение условных и безусловных раздражителей.

Одной их подобных ошибок является неправильное сочетание условного и безусловного раздражителей. А именно применение безусловного раздражителя, ранее, чем условного. В этом случае условный рефлекс у собаки не образуется.

Дрессировка без учета индивидуальных особенностей собаки.

Большой ошибкой при дрессировке является отсутствие индивидуального подхода к собаке. Она обнаруживается при проверке степени подготовленности собак в конце первого и в начале второго периодов. При анализе причин большого количества низкой подготовленности собак, нередко выявляется, что дрессировка велась без учета индивидуальных особенностей каждой собаки. Т.е. шаблонно, по общей методике, в составе группы на первой стадии дрессировки. Подтверждением этой ошибки является тот факт, что отставание в курсе дрессировки наблюдается у собак холерического и флегматического типов. Которые преобладают пассивно-оборонительной, ориентировочной и пищевой реакцией поведения.

Читайте также:  Виды мотивации собаки: какие бывают и как развить мотивацию собаки?

Неправильное пользование поводком.

Короткий и длинный поводки, являются важным средством воздействия на собаку для управления ее поведением. Поэтому результаты дрессировки, в значительной мере, зависят от умения дрессировщиков пользоваться поводками. Довольно часто, особенно в первый период дрессировки, допускаются ошибки в применении поводка, которые отрицательно влияют на качество выработки у собаки условных рефлексов.

Неуместное пользование парфорсом.

Некоторые дрессировщики имеют привычку постоянно водить собаку на парфорсе. Однако пользование парфорсом — одна из крайних мер принуждения, сочетающаяся обязательно с соответствующей командой и интонацией.

Постоянные ощущения парфорса притупляют степень восприятия его собакой и роль парфорса, как принудительного фактора, снижается.

Ошибки при дрессировке собак и способы их исправить

Как полагают специалисты, одной из причин неоправданной агрессивности и неуправляемости собаки является неправильное ее выращивание и неправильный уход. Другими словами, нежелательное поведение собак – это результаты ошибок в их воспитании.

В связи с этим в данной публикации обратим внимание на некоторые ошибки, которые допускают владельцы в процессе их воспитания, и рекомендации по коррекции поведения собак, которые дает в своей книге «Агрессивность собак и кошек» Владимир Крувокер.

Воспитание собаки начинается с того момента, когда у вас дома появился щенок.

Первое и главное, что необходимо иметь в виду с этого момента, – собака в вашей семье не должна быть бездельником. У каждой собаки, независимо от ее размера и породы, будь то большая кавказская овчарка или маленькая болонка, должны быть своя служебная обязанность и своя ответственность.

Любая собака с раннего возраста старается быть полезной, например, – облаивает незнакомых, стараясь быть сторожем.

Однако нередко его попытки быть полезным часто пресекаются владельцем по незнанию. Пес залаял ночью – он специально спал «в пол уха», сторожил ваш дом, а услышав подозрительный шорох, предупредил о возможной опасности. Но вы его резко одернули – и вместо благодарности он получил замечание.

Подобные многочисленные запреты превращают собаку в бесполезную пассивную игрушку и приводят к психологическому столкновению наследственных стимулов собаки с запрещающей реальностью. Как следствие, у собаки, испытывающей нервное расстройство, могут возникнуть физиологические проблемы, например, ожирение, желудочно-кишечные заболевания.

На прогулке, дома, в любой другой ситуации собака пытается реализовать свои наследственные способности. Хозяин же пытается пресечь действия собаки, которые она считает правильными и соответствующими своему природному назначению. Так, например, сторожевой пес будет проявлять охранно-караульные качества, пастушья собака нацелена на поддержание порядка в стаде или отаре, охотничья постарается выследить дичь.

И если, например, ньюфаундленд лезет в грязный водоем, он следует своим прямым обязанностям водного спасателя. Услышав же шумное недовольство своим поведением владельца, не понимает причин запрета. Или среднеазиатская овчарка рычит на группу развязно ведущих себя молодых людей потому, что в их шумном поведении она обнаруживает потенциальную угрозу для хозяина. При этом она совершенно не поймет недовольства ее реакцией последнего. Охотничий пес, тренируясь в ловле птичек, также с недоумением примет запрет на свое занятие, если он будет выражен хозяином в резкой форме.

А разве может быть собака декоративной? Ни в коем случае! Живое существо не может и не должно исполнять роль декорации! Пусть ваша собачка размером меньше кошки, но в ее груди бьется сердце собаки со всеми присущими ей навыками охраны, атаки, охоты. Поэтому, превращая такую собачку в игрушку, владелец одновременно превращаете ее в истеричного паразита.

Поэтому, приступая к воспитанию собаки, прислушайтесь к следующим советам.

  1. Если вдруг ваша собака убежала на помойку – сходите за ней, определите, чем она занята, отвлеките ее от этого занятия без грубости и раздражения, переключив ее внимание на другие интересы.
  2. Если, охраняя ваше жилище, собака залаяла среди ночи – вместо того, чтобы срывать на ней свое раздражение, похвалите ее, но попросите не лаять, выражая сторожевые инстинкты столь громко. Для этого слегка зажмите морду возбужденного пса, приговаривая: «Тихо, тихо». Так учат своих собак пограничники, приучая к сдержанности и подаче тревожных сигналов легким рыком.
  3. Некоторые любят тискать щенка, без конца носит его на руках, затаскивать в постель, кутать в нелепые собачьи одежды, не отпуская от себя ни на шаг. Этим хозяева таких собак только вредят своему питомцу. Вместо этого дайте щенку максимум разумной самостоятельности. Нельзя забывать, что закалка для собаки важна не менее чем для человека.

Коррекция поведения собак

Рассмотрим наиболее типичное поведение собак, раздражающее их хозяев, и посмотрим, какие рекомендации дают специалисты по их устранению.

Собака крутится у стола, выпрашивая угощение, или собака таскает еду со стола

Если с первого дня общения со щенком вы сначала кормили его, отправляя затем на свое место, и только после этого садились есть сами, пресекая его попытки проникнуть к столу – повзрослев, пес у стола крутиться не будет.

В этом случае процесс приготовления вашей семьи к обеду не вызовет у него пищевого рефлекса. Наоборот, то, что вы или члены вашей семьи усаживаетесь за стол для него явиться сигналом: иди на место.

Если же вы не приучили собаку к подобному поведению, для его исправления специалисты советуют поступить следующим образом.

Необходимо хорошо выгулять собаку перед обедом. Затем ее, уставшую, уложить на место с жесткой командой: «Место!» Или попробуйте, чтобы один из домочадцев пожертвовал коллективным обедом и пока вы принимаете пищу, играл с собакой в другой комнате, при этом, не только пресекая ее попытки проникнуть к столу, но и снимая игрой возникающий пищевой рефлекс.

Некоторые владельцы собак жалуются, что собака ворует еду со стола. По этому поводу Владимир Круковер пишет: «А у меня даже кошка не ворует, хоть на стол иногда залазит». «Почему же?» — спрашивают удивленно? «Потому что сытая!» — отвечаю я».

Однако ни в коем случае не перекармливайте собаку. Обильное кормление кашами, мучными изделиями, сладостями, жирной едой неизбежно приводит к расширению, растягиванию желудка. В результате сытость наступает не тогда, когда собака получила необходимое и достаточное количество пищи, а когда желудок будет наполнен, раздут. Как следствие, у собаки вырабатывается паталогическая жадность к еде. Ее пищеварение нарушается, она страдает различными желудочными и кожными заболеваниями.

От беспорядочного кормления существует и психологический вред. Дело в том, что у собак пищевой инстинкт стоит после инстинкта самосохранения и размножения инстинкт на одном из главных мест. А при дрессировке собаки, при выработке определенных навыков ее поведения, этот инстинкт используется постоянно (собака поощряется лакомством).

Как отмечает, Владимир Крувокер, простейшим способом снятия патологического чувства голода у собаки является подсоленная вода. Если собака не получила насыщения от пищи, она стремиться компенсировать это именно водой. Подсоленная вода, в свою очередь вызывает жажду. Теперь желудок собаки, вроде бы постоянно наполнен. При этом чувство голода нейтрализуется, и собака со временем начинает довольствоваться нормальным объемом пищи.

Собака ласкается ко всем приходящим в дом знакомым и незнакомым людям либо, наоборот, проявляет излишнюю агрессию

Немаловажное значение имеет вопрос взаимоотношения собаки с окружающими.

Правильно воспитанная собака не должна бегать за кошками, голубями, велосипедистами и чужим футбольным мячом. Приучая щенка к окружающему миру, с ним надо побывать везде. И в аэропорту, чтобы не боялся рева самолетов, и на лодке, чтобы не остерегался качки и водяной глади, и по мосту походить, давая поглядеть вниз. Надо ему показать других животных, вырабатывая сдержанное отношение к ним. Если, например, у вас дома нет своей кошки, не ленитесь чаще водить его мимо чужих кошек. В дальнейшем его отношение к ним будет, если не равнодушное, то, по крайней мере, сдержанное.

Строгий ошейник и длинный поводок, который дает собаке пробежать за той же кошкой метра три, а потом с силой останавливает, причинив боль и почти придушив, помогают не всегда и не всем породам. Такой способ можно применять лишь, в крайнем случае, да и то лишь с некоторыми породами (бультерьерами, например).

Другая крайность в поведении собаки – это его излишняя любовь к окружающим.

Если это сенбернар или ньюфаунленд, им простительно. Они – собаки-спасатели, им положено любить всех, особенно детей. Требовать от такой собаки защитно-караульной службы нелепо.

Для охранно-караульных собак излишняя «доброта» является недостатком в их воспитании. Такие собаки не должны быть злы – они должны быть недоверчивы к посторонним. Если это качество у собаки долго не проявляется, его можно и нужно стимулировать.

Для этого, например, помощники дрессировщика должны причинять щенку неприятности (стегануть его прутиком, шлепнуть легонько по мордочке рукой), имитируя легкий испуг. Но специалисты предупреждают – бойтесь переборщить. Собака, которая видит в каждом прохожем врага, опасна. Такая собака, если она к тому же агрессивная по складу характера, ожидая неприятностей либо какого-либо подвоха от окружающих, обязательно постарается упредить ситуацию — напасть первой. Идеальное поведение собаки — равнодушие к посторонним, с легкой примесью недоверчивости. А снятие искусственно выработанной злобности у собаки не легкий и долгий процесс, доступный только специалистам.

Собака грызет обувь или мебель, рвет книги и тетради, терзает другие предметы домашнего обихода

Любой щенок, когда у него меняются зубы, стремиться и должен что-то грызть. Найдите ему удобные палочки, кости (желательно большие, чтобы он не мог не подавиться), какие-нибудь другие прочные игрушки.

Такое поведение собак вполне объяснимо. Дело в том, что не только щенок, но и взрослая собака, в одиночестве от безделья начинает что-то грызть. Поэтому старайтесь не оставлять щенка одного.

Кроме того, любые попытки грызть нужные хозяину или челам его семьи вещи должны немедленно пресекаться. Однако это нужно делать негрубо, переключая внимания щенка на игрушку, мячик, ветку. Наказывать щенка спустя некоторое время, после того, как он уже забыл о разодранной книге бесполезно. В противном случае он лишь станет бояться вас.

Наконец, прячьте обувь и другие вещи, которые может достать щенок в ваше отсутствие.

В этом случае ему просто нечего будет грызть. Не знаю, правильно ли это, но Владимир Крувокер советует в некоторых случаях «специально оставить старый ботинок, насыпав внутрь перца или мелкого табака».

В отсутствие хозяина собака спит на кровати или диване

Чтобы отучить собаку залазить на кровать или диван, Владимир Круковер рекомендует применять один из способов, описанных выше.

Чтобы пресечь такое поведение собак, надо расстелить поверх постели какую-нибудь ненужную простыню или другую материю, посыпать мелким перцем и ненадолго уйти, оставив щенка одного. Если собака решит по привычке запрыгнуть на это подготовленное место, она долго будет недовольно чихать, потирать нос лапами и зло смотреть на «негостеприимную» кровать.

Однако, как представляется, данный метод является спорным, т.к. попадание в нос собаки перца, табака и тому подобных веществ может причинить вред обонянию собаки.

Перед прогулкой собака приходит в дикое возбуждение, несется вниз по лестнице так, что хозяин еле успевает за ней, с трудом сдерживая ее за поводок

Такое поведение собак также может принести их владельцам много неприятностей.

Вместе с тем, коррекция поведения собак, приходящих в возбуждение перед прогулкой, перед тем, как перейти улицу или зайти в транспорт, вызывает особую трудность.

Как правило, взрослая собака в подобных ситуациях проявляет нервозность потому, что владелец или члены его семьи, собираясь вывести щенка на прогулку, сами проявляли спешку, нервничали, дергали собаку, стараясь, как можно быстрей исполнить свою обязанность по выгулу собаки.

Чтобы исключить перевозбуждение собаки перед выгулом и во время прогулки специалисты рекомендуют выполнять следующие действия:

  • специально неторопливо одевать щенку ошейник (а в некоторых случаях и намордник), пристегивать поводок,
  • выйдя из квартиры, дать возможность (или заставить) немного посидеть, пока вы закроете дверь;
  • спускаться по лестнице, делая специальные остановки на площадках, заодно отрабатывая команды «сидеть», «лежать», «стоять» и поощряя щенка лакомством.
  • на улице дорогу необходимо переходить не спеша, выждав специальный момент для этого, почаще стоять на трамвайных и автобусных остановках, отрабатывая у собаки выдержку. При необходимости войти с собакой в общественный транспорт, делать это нужно также не спеша и не дергая собаку.

Если вы этого вовремя не сделали, нужно начинать все заново, но уже используя строгий ошейник, а также различного вида отвлечения. Владимир Крувокер, например, рекомендует найти тихую улицу и многократно отработать ее переход собакой, изменяя темп движения, делая остановки, даже, посадки собаки посреди дороги, и не забывая поощрять собаку лакомством.

Собака часто и, по мнению хозяина, «беспричинно» лает

Почему это происходит? С чем связано такое поведение собак?

Вот, например, такая ситуация. Хозяин вошел в магазин, привязав свою собаку на улице. Она, естественно, залаяла, призывая его вернуться. Владелец же действительно поторопился вернуться, подойти и успокоить собаку. Вот и получилось, что собака начала дрессировать хозяина. Несколько подобных случаев – и у собаки, не желающей оставаться в одиночестве, уже выработался условный рефлекс. Теперь она убеждена, что ее лай обязательно призовет к ней хозяина, и упражняется в этом и на улице, и дома, беспокоя окружающих.

Говоря о том, как отучить собаку лаять без всякого повода, Владимир Круковер ссылается на одно старинное руководство для собаководов: «Для этого нужно иметь с собой маленькую рогатку и, спрятавшись, крикнуть «тихо» или «молчи» и стрельнуть в пса, чтобы удар камешком пришелся по нему сразу после возгласа». Конечно же, пришедшее не известно откуда, болевое воздействие, отвлекает собаку, на время заставляя ее замолчать.

Читайте также:  Коррекция поведения собак в домашних условиях: проблемы и способы решения

В настоящее время с появлением радиоуправляемых электроошейников проблема исправления многих ошибок в воспитании собак упростилась. Однако ни в коем случае нельзя забывать, что этот метод пригоден лишь для взрослых собак с крепкой нервной системой. В противном случае сломать психику собаки и добиться обратного результата.

Кроме того, применение всех сильнодействующих технических средств возможно только под руководством профессионального специалиста-кинолога, знакомого с их использованием.

Источник: Владимир Круковер
Агрессивность собак и кошек

Ошибки,возникаемые при дрессировке собак.Ошибки дрессировщика.

Ошибки — это неправильные действия дрессировщика или его помощника, в результате чего у собаки образуются нежелательные

условные рефлексы, затрудняющие дальнейшую подготовку и использование собак в повседневной жизни, что иногда приводит к

порче собак. Ошибки присущи в основном начинающим дрес­сировщикам, но возможны и у опытных. Основные причины ошибок —

слабое знание дрессировщиком теоретических поло­жений, невнимательное отношение к работе с собакой, отсутствие постоянного

анализа своих действий.

Ошибки легче предупредить, чем исправлять и устранять их последствия.
Ошибки бывают техническимии методическими. К техническим относятся ошибки в применении условных и безусловных раздражителей в сочетаниях, упражнениях, особенно при пользовании механическими раздражителями (воздействие поводком, нажимы рукой) и лакомством. К методическим — ошибкам, допускаемым дрессировщиком, при подборе отдельных безусловных

раздражителей, последовательности усложнения каждого приема, условий окружающей среды с учетом индивидуальных особенностей каждой собаки.

ОШИБКИ, ДОПУСКАЕМЫЕ ДРЕССИРОВЩИКОМ

Субъективное понимание поведения собаки. Эта грубейшая ошибка, к сожалению, встречается у многих дрессировщиков, особенно у недостаточно подготовленных теоретически, слабо знающих физиологические основы поведения и дрессировки собак. Они очеловечивают собаку, обращаются с ней, как с существом, которое понимает человеческую речь, способно мыслить, сознательно действовать, руководствуясь желанием или нежеланием, представлениями и впечатлениями. Это приводит к тому, что дрессировщик нарушает методику выработки условных рефлексов и предъявляет к собаке непосильные требования, приводящие к срывам и неврозам.

У некоторых начинающих дрессировщиков очеловечивание собаки проявляется в искажении команды. Например, вместо стандартной команды «Ко мне» они произносят «Иди сюда». Некоторые дрессировщики, еще не выработав у собаки условного рефлекса, подают команды, подкрепив их жестами, и ждут ответной реакции. Собаки, естественно, не выполняют нужных действий и не реагируют на их слова. Нельзя забывать, что даже самое сложное поведение собаки — суть условные рефлексы, которые образуются при определенных условиях воздействия условного и безусловного раздражителей.

Например, две собаки набрасываются друг на друга. Тогда молодые дрессировщики растаскивают их в стороны и начинают наказывать, думая, что собаки знают, за что их наказывают. Бывает, что собака во время выгуливания погналась за кошкой, дрессировщик подзывает собаку по команде «Ко мне», наказывает ударом поводка или хлыста. В первом случае наказание ведет к нарушению контакта дрессировщика с собакой, но не заглушает агрессивности собак друг к другу. Во втором — удары поводком или хлыстом вступают в связь не с броском собаки за кошкой, а с командой «Ко мне». Команда «Ко мне» и вид поводка в руках дрессировщика подкрепляются безусловным болевым воздействием. У собаки образуется неправильный рефлекс на команду «Ко мне» и нежелательная связь на поводок — на эти сигналы собака будет убегать от дрессировщика.

Причиной очеловечивания поведения собаки является непонимание различий в высшей нервной деятельности человека и собаки. Это различие, как, указывает академик И. П. Павлов, заключается в том, что, собака обладает только первой сигнальной системой, а человек, кроме первой сигнальной системы имеет еще и вторую, связанную с речью и мышлением, т. е. смысловым значением слов.

Дрессировка без учета индивидуальных особенностей собаки. Большой ошибкой при дрессировке является отсутствие индивидуального подхода к собаке. Она обнаруживается при проверке степени подготовленности собак в конце первого и начале второго периодов. При анализе причин большого количества низкой подготовленности собак нередко выявляется, что дрессировка

велась без учета индивидуальных особенностей каждой собаки, шаблонно, по общей методике. Подтверждением этой ошибки является тот факт, что отставание в курсе дрессировки наблю­дается у собак холерического и флегматического типов, с преобладанием пассивно-оборонительной, ориентировочной и пищевой реакций поведения. Особенно низкие результаты наблюдаются

у молодых собак, не прошедших курс воспитательной дрессировки в подготовительном периоде.

Отсутствие последовательности в отработке приемов дрессировки и ввода усложнений. В подготовке собак часто наблю­дается стремление вырабатывать побольше навыков в короткий срок или перейти поскорее к специальной дрессировке, не отработав приемов общей дрессировки. Спешка приводит к тому, что условные рефлексы не закрепляются до навыков, а выработка отдельных

навыков производится небрежно, без последовательного ввода и отработки усложнений. У таких собак не вырабатываются стойкие условные рефлексы на команды и жесты, дрессировщик не в состоянии управлять собакой в сложной обстановке. Например,собака, приученная к работе по запаховым следам в облегченных условиях, не способна проработать след даже при введении

одного усложнения. Приучение собаки к работе в сложных условиях достигается постепенным введением усложнений. При работе собаки по чутью усложнять обстановку надо терпеливо, осторожно и продуманно. Так, при проработке запахового следа человека на каждом очередном занятии вводится только одно усложнение. Комплексная отработка усложнений допустима лишь при отработке всех усложнений, введенных на предыдущих занятиях.

Передрессировка возникает в результате переутомления нервной системы собаки от частого и длительного повторения одних и тех же упражнений. Эта ошибка типична для малоопытных дрессировщиков, которые стремятся скорее усовершенствовать

служебные качества собаки и не заботятся о конкретном I режиме упражнений при отработке каждого навыка. Для предотвращения ошибок надо четко планировать занятия, упражнения отрабатывать в определенном режиме, сохраняя у собаки заинтересованность и активность в работе.

Передрессировка собаки возможна при отработке любого приёма, но чаще всего на занятиях по преодолению препятствий, при апортировке, выборке вещей, развитии злобы и задержании убегающего помощника. Если собака отказывается от работы в результате передрессировки, надо сделать перерыв в отработке данного приема на 1—2 недели.

Неправильное применение сочетания раздражителей относится к наиболее частым ошибкам, причина которых — слабое знание теории дрессировки и техники выполнения упражнений. Если начинающий дрессировщик плохо усвоил методику выработки условных

рефлексов, то его ошибки проявляются в неправильном сочетании условных и безусловных раздражителей. Методика выработки условных рефлексов определяет правила дрессировки собак, которыми обязаны руководствоваться все дрессировщики при выполнении любых приемов. В дрессировке обязательно применение условного сигнала перед воздействием безусловным

раздражителем. Нарушение этого правила можно наблюдать при выработке у собаки условного рефлекса на команду «Рядом».

Начинающий дрессировщик часто эту команду подает после рывка поводком, поэтому условный рефлекс не образуется.

Некоторые дрессировщики допускают большой интервал по времени между условным и безусловным раздражителями. Например, при выработке условного рефлекса на команду «Сидеть» несвоевременное подкрепление безусловным воздействием на область поясницы вызывает у собаки и запоздалую ответную реакцию. У собаки образуется отставленный условный рефлекс: собака садится не

сразу, а только через некоторое время после подачи команды. Частой ошибкой является многократное повторение одной и той же команды перед подкреплением безусловным раздражителем. В результате таких повторов сочетаний образуется запаздывающий условный рефлекс, проявляющийся только после неоднократных команд.

Одной из частых ошибок является неправильная интонация голоса при подаче команд: всегда одинаково или в угрожающем тоне

без учета индивидуальных особенностей собаки и выполняемых ею действий. Интонация подаваемой команды должна соответствовать предстоящему воздействию безусловным раздражителем.

Команду «Фу» как сигнал запрещения целесообразно подавать, при попытках схватить пищу, даваемую посторонним человеком или лежащую на земле, при набрасывании собаки на проходящих людей, животных, а также в ряде других случаев, когда собака совершает ненужные действия. В этих случаях команда подается с угрожающей интонацией и подкрепляется сильным тормозным безусловным раздражителем (рывок поводком, удар хлыстом или прутом). Во всех других случаях команда «Фу» должна произноситься с различной интонацией в зависимости от назначения приема и поведения собаки.

Ошибка в даче лакомства может быть методической и технической. Например, пользование лакомством только в начале занятия приводит к тому, что собака в первой части занятия активна, а в конце — снижает активность или совсем

прекращает работу. Поэтому лакомство надо давать по мере надобности в ходе всего занятия для поддержания активности собаки на протяжении многочасовой работы. Бывают случаи, когда лаком­ство дается просто так, как пища для кормления. Тогда оно теряет свое поощряющее и стимулирующее воздействие. На дрессировке сильно отражается и

нерегулярная дача лакомства в первоначальный период выработки условных рефлексов и укреплении их до навыков. Лакомство должно даваться по определенной системе, небольшими кусочками одинаковых размеров за правильное выполнение нужного действия. В последующих упражнениях лакомство дается реже, заменяется

поглаживанием и поощрительным словом «Хорошо».

Неправильное пользование поводком. Поводок—важное средство воздействия на собаку. Поэтому дрессировка собак за­висит и от умения дрессировщика пользоваться поводком. В пер­вый период дрессировки часто допускаются ошибки: рывки по­водком во время выгуливания собаки, при проработке следа и выработке выдержки, выборке вещей, обыске местности; выгуливание собаки

на коротком поводке и отработка «хождения рядом» на длинном. Не следует пускать собаку на преодоление препятствий с поводком, так как он мешает свободному движению, тормозит работу.

Иногда дрессировщики посылают собаку на выборку вещи с поводком, свисающим до земли. Это приводит к тому, что поводок сбивает вещи в кучу, происходит наслоение запахов, что затрудняет работу собаки. Незначительное движение дрессировщика поводком в момент выборки вещи может стать сигналом для поднятия вещи без обнюхивания. Поэтому собаку на выборку вещи следует посылать без поводка.

Молодые дрессировщики часто неумело пользуются длинным поводком при управлении поведением собаки: держат его не в той

руке, наступают на него, что приводит к рывкам. Это можно наблюдать при работе по следу, особенно на неровной и закрытой местности: поводок цепляется за деревья, кусты, камни, в результате резко снижается темп движения, собака быстро утомляется, снижается ее заинтересованность в работе, а иногда она вообще отказывается от работы.

Следовательно, собака должна быть приучена к работе по следу без поводка. В лесистой местности управлять собакой надо голосом и жестами. Если собака увеличивает темп движения и уходит от дрессировщика, то ее следует взять на поводок и замедлить движение. Систематическое придержевание собаки поводком на углах или перед вещами приводит к тому,

что у нее вырабаты­вается нежелательная связь на поводок, поэтому в этих случаях дрессировщик должен управлять собакой с помощью других сигналов.

Ошибки при тренировке собак. Ошибки, допускаемые при дрессировке, часто дублируют и при тренировке, что в конкрет­ном итоге снижает их рабочие качества.

Наиболее частые ошибки при тренировке:

– однообразие условий и упрощенность обстановки;

– отсутствие временных сдвигов и смены местности;

– прокладка следов одним и тем же помощником на одинаковые расстояния;

– проработка следов одинаковой давности и по известным условиям;

– недоверие собаке и неуверенность дрессировщика;

– несоблюдение последовательности ввода усложнений.

Пять основных ошибок при дрессировке собак на положительном подкреплении.

Вы никогда не услышите от меня, что принудительные методы дрессировки собак не работают, они работают. Так же вы не услышите от меня, что поощрительные методы сделают из любой собаки образцовую собаку-компаньона. Нет, это не так.

Однако существует большая разница между поощрительным и принудительным методом воспитания. В случае если метод, опирающийся на применение силы, не приносит результата, то, скорее всего, это связано с тем, что собака не способна терпеть физическое давление и устрашение. Это может привести к долгосрочным серьезным проблемам в поведении животного и иногда к физическим повреждениям у собаки.

Собаки с более напористым характером могут настойчиво сопротивляться принудительным методам дрессировки. В то время как те, чей характер мягче, чтобы вытерпеть физические наказания, могут укусить из оборонительных целей или просто полностью закрыться. Поощрительный метод дрессировки часто оказывается неудачным из-за ошибок, возникающих при его реализации. Если вы неправильно пользуетесь кликером и поощрениями, то в результате вы можете получить толстую, счастливую и неконтролируемую собаку, но у вас гораздо меньше шансов нанести ей психический и физиологический ущерб.

Целью, конечно, остаётся здоровая, счастливая и послушная собака. Для того чтобы добиться такого результата поощрительными методами дрессировки, вы стоит избегать типичных ошибок, описанных ниже.

Ошибка №1. Путать положительное подкрепление и вседозволенность

Скорее всего, вы слышали, что тренера, использующие отрицательное подкрепление, настаивают на том, что должны быть негативные последствия за неприемлемое поведение, а иначе животное никогда не поймёт, что ему дозволено. Вы удивитесь, когда узнаете, что сторонники положительного подкрепления не спорят с этим. Дело в том, что мы по-разному понимаем последствия этого. Хорошо реализованная программа поощрительной дрессировки совмещает правильный менеджмент ситуаций — чтобы не дать собаке возможность получить подкрепление нежелательного поведения и негативное наказание – когда неприемлемое поведение собаки приводит к прекращению каких-то хороших вещей.

Посмотрите эти примеры:

Принудительный/силовой — собака на поводке, собирается прыгнуть на прохожего. Хендлер жёстко корректирует (наказывает) ее, резко дернув за поводок. Прыжок наказывается. Собака запоминает, что происходит что-то плохое, когда она пытается на кого-то прыгнуть. Стоит отметить, что собака может так же запомнить, что сам факт приближения к человеку может вызывать негативные последствия, что ведёт к формированию агрессивного или боязливого поведения в присутствии незнакомцев.

Позитивный — собака на поводке, собирается прыгнуть на прохожего. Хендлер удерживает собаку так, что она не имеет возможности приблизиться к человеку. Просит прохожего остановиться и подождать, пока собака сядет и уже потом разрешает ее погладить. Действие собаки было проконтролировано, собака запоминает, что от прыжка на прохожего она ничего не получает, а вот если она сядет рядом с человеком, то это приведет к хорошим последствия. Так закладываются основы для будущих хороших манер и умения вежливо знакомиться с посторонними.

Читайте также:  Три главных принципа воспитания собаки

Вседозволенный – собака на поводке, собирается прыгнуть на прохожего. Хендлер позволяет собаке исполнить её желание, и прохожий награждает её поглаживанием. Поведение подкрепляется. Собака запоминает, что прыжки приносят приятные эмоции и продолжает прыгать на гостей, приходящих в дом, иногда даже усиливая свои попытки прыгнуть на человека.

Менеджмент ситуаций играет жизненно важную роль в положительном (а не вседозволенном!) методе дрессировки. Не давая собаке получить награду за нежелательное поведение, вы не даете собаке самоподкрепляться в этих ситуациях. Это работает, когда вы пресекаете прыжки собаки на прохожих, закрываете её в клетке, чтобы не дать ей разгромить дом в ваше отсутствие, убираете всё съедобное со стола, чтобы собака не училась проверять поверхности на предмет вкусных «подарочков», убираете привлекательные предметы из зоны доступа, чтобы собака не могла их сгрызть и много других вариантов, где вы можете использовать менеджмент ситуаций.

Поведение, которое никак не подкрепляется, в конечном итоге исчезает. Особенно, если вы делаете упор на поощрении альтернативного, желательно несовместимого с первым, поведения.

Ошибка №2 Зависимость от наведения

Если вы не убежденный приверженец шейпинга (метод обучения через отбор поведения), то вы, скорее всего, используете наведение при работе с положительным подкреплением.

В наведение используются лакомства, чтобы показать собаке, что вы хотите, чтобы она сделала. Чтобы навести собаку на команду «лежать», держите лакомство прямо перед носом собаки, пока она сидит, затем начните потихоньку опускать его вниз. Как только собачий нос потянется за лакомым кусочком, обозначьте это действие щелчком с помощью кликера либо голосом, например «да», и наградите лакомством.

Продолжайте постепенно опускать лакомство на пол, хвалить и поглаживать собаку, пока она лежит на полу. Если вдруг собака встанет, скажите «нет», усадите собаку и начните наводить заново, но на этот раз опускайте лакомство не так быстро.

Наведение для обучения новому поведению – это хорошо. А вот забывать постепенно убирать наведение – это нехорошо. Если вы не начнете достаточно быстро убирать наведение во время обучения навыку, поведение вашей собаки может стать зависимым от наличия лакомства в вашей руке. Несмотря на то, что у меня почти всегда есть лакомство в кармане или где-то поблизости, я не хочу, чтобы моя собака показывала нужный навык, основываясь только на знании, что лакомство у меня с собой.

Здесь описано как постепенно отойти от наведения на примере команды «лежать»:

  1. Применяйте наведение до тех пор, пока собака не станет выполнять команду без особого труда — когда вы опускаете корм вниз, собака ложиться сразу и получает лакомство. Для большинства собак шести повторений бывает достаточно.
  2. Встаньте перед собакой, держите руки по бокам от себя. Лакомство держите в руке, которую вы используете для наведения. Если собака пытается достать лакомство из руки, спрячьте её за спину.
  3. Как только собака сядет, дайте команду «лежать».
  4. Подождите немного, и, если собака не ляжет (что происходит в большинстве случаев), наведите собаку лакомством в нужное положение.
  5. Повторите 3 и 4 шаги несколько раз. Иногда ждите чуть-чуть дольше, прежде чем начать наводить, иногда начинайте раньше.
  6. Если собака не ложится после шести повторений, начните постепенно убирать наведение. Скомандуйте «лежать», пауза, начните наводить собаку, но вместо полного движения рукой до пола, проведите ¾ пути и быстро спрячьте руку за спину, ведя ее параллельно полу (если вы поднимете руку, то собака, скорее всего, снова сядет). Поскольку собака проделала ¾ пути до пола, то вероятнее всего, она продолжит движение и ляжет, несмотря на то, что лакомства уже нет. Если собака всё же встала, то попробуйте проделать то же самое, но провести куском 7/8 пути до пола.
  7. Повторяйте шаг 6, постепенно уменьшая наведение к полу, пока оно совсем не исчезнет.

Вы можете применить этот алгоритм к любым другим командам, которые можно научить наведением. Как только собака начнёт быстро выполнять их с наведением, сразу же начинайте наведение уменьшать. По сути, вы переводчик для вашей собаки, вы показываете ей, что слова, которые вы используете – это эквивалент наведению. Когда вы даёте команду «лежать», делаете паузу и затем наводите, это равнозначно тому, как если бы вы сказали: «Собака, слово «лежать» значит то же, что и кусок перед твоим носом, который опускается на пол, а ты следуешь за ним».

Ошибка №3 Зависимость от поощрения

Даже если у вас хорошо получается уходить от наведения, вы все равно можете замечать за собой, что не можете отказаться от постоянной выдачи лакомства – вам кажется, что вы обязаны поощрять собаку каждый раз, когда собака демонстрирует нужное поведение, а иначе оно может угаснуть.

Такая ситуация называется непрерывное подкрепление. Собака может достигнуть таким способом великолепного стабильного поведения, но это поведение скорее всего не будет достаточно длительным . Если по каким-то причинам вы перестанете поощрять каждый раз, когда собака демонстрирует поведение, скорее всего собака достаточно быстро перестанет показывать нужное поведение, поскольку она перестает получать первичное подкрепление (еду).

Примените очень важный концепт вариативного подкрепления. Когда ваша собака стабильно выполняет команды на непрерывном подкреплении – демонстрирует желаемое поведение как минимум в 8 из 10 случаев, то пора начинать поощрять с перерывами. Проще говоря, время от времени пропускайте момент клика и лакомства, вместо этого хвалите собаку. По началу, пропускайте щелчки лишь изредка, постепенно начиная пропускать всё больше и больше, до тех пор, пока собака не начнет работать в основном за похвалу (или другие социальные поощрения).

Если вы постоянно включаете похвалу в ваш дрессировочный процесс — клик, лакомство, «хорошая собака!», тогда у вашей собаки выработаются позитивные ассоциации с похвалой, и она будет ценна для собаки, даже когда вы станете работать без кликов и лакомства.

Напоминаю: в моих дрессировочных сессиях, кликер всегда значит, что потом последует лакомство. Когда я начинаю внедрять вариативное подкрепление, то я перестаю кликать, а только хвалю. Это помогает сохранить ценность и силу кликера.

Вы можете использовать другие поощрения, когда хотите поощрить животное без кликера и лакомства. Все, что ваша собака любит, может использоваться для мотивации, особенно если вы можете контролировать доступ собаки к предмету и применять его в поощрении правильного поведения. Это могут быть: мячик, любимая игрушка, прогулка на машине, на поводке или почесывание за ухом.

Иногда, я поощряю своих собак за ожидание перед дверью, открывая дверь и разрешая им выбежать из нее. Они срываются с места и бегут играть и делать свои дела. Все это тоже варианты социальных поощрений, которые подкрепляют собак естественным путём.

Конечно, они не всегда получают возможность выскочить в дверь. Вариативное поощрение делает поведение очень длительным. Как игроман с автоматами, ваша собака будет играть бесконечно, потому что она знает, что однажды получит награду.

Ошибка №4 Несвоевременность

Некоторые дрессировщики скажут вам, что последствия должны последовать за действием в течение какого-то определенного промежутка времени, чтобы они повлияли на действие, т.е. чтобы собака поняла связь между поступком и наградой (наказанием). Я слышала, что кто-то называет цифру в 5 секунд (на мой взгляд, это слишком долго), кто-то говорит про 1 секунду (по-моему, это более верная цифра).

Достаточно сказать, что результат тем лучше, чем ближе последствия к самому действию по времени. Это одинаково верно и для положительного подкрепления (лакомство, похвала, игрушка, поглаживание) и для негативного наказания (когда поведение собаки приводит к тому, что хорошие вещи уходят) или для положительного наказания (когда поведение собаки приводит к тому, что плохие вещи начинаются). Конечно, тренеры работающие на положительном подкреплении стараются избегать использования положительного наказания.

Наибольшая польза от маркера поощрения, например, щелчка кликера или слова «да» — это точный тайминг. С маркером у вас идеальный или почти идеальный тайминг отметки правильного поведения. Маркер — это как мостик между командой и лакомством. Как только произошло поведение, вы должны отметить его щелчком, а потом у вас есть несколько секунд, чтобы спокойно достать лакомство и дать его собаке.

Если у вас плохо с таймингом и вы постоянно запаздываете с кликом, вы можете непроизвольно, но постоянно подкреплять не то поведение, которого вы добивались от вашего подопечного. В лучшем случае это введет собаку в заблуждение, замедлит процесс обучения и расстроит вас обоих. В худшем – вы спровоцируете прямо противоположное поведение, все это закончится переучиванием или даже устранением нежелательного поведения.

Давайте представим, что вы обучаете собаку вежливо приветствовать гостей, выполняя команду «сидеть». Когда к вам приходят гости, собака у вас на поводке, чтобы вы могли предотвратить прыжки. Когда к вам заходит гость, собака идеально выполняет команду «сидеть» на входном коврике. Вы нажимаете на кликер, но пока вы нажимаете, собака успела подумать, что хвалить ее никто не планирует и как раз прыгает на тетушку Марту. Клик, ой! Конечно, вы не совершили никакой глобальной ошибки (если тете Марте не 90 лет и у нее не сломалось ребро от прыжка собаки). Но каждый раз, когда вы запаздываете с маркером, и даете его, когда ваша собака уже прыгает на гостя, а не сидит на выдержке, вы тем самым говорите собаке, что запрыгивать это хорошо, это поведение приводит к поощрению.

В данной ситуации есть преимущество у голосового маркера – слово «да» или щелчок языком. Если вы застигнуты врасплох и у вас нет кликера, то просто промаркируйте поведение голосом и подкрепите его лакомством, который наверняка лежит у вас в кармане.

Если вы поняли, что опаздываете со щелчком, даже когда кликер у вас наготове в руке, то вам нужно попрактиковаться с таймингом. Когда рядом нет вашей собаки (и она не может вас слышать), включите телевизор на спортивном канале и найдите теннисный матч. Смотрите внимательно. Каждый раз, когда теннисист отбивает мяч, нажимайте на кликер. Как только вы заметите, что ваш клик точно совпадает с ударом по мячу, вы можете приступать к дрессировке. (Заметим: такой вид отработки реакции не эффективен с гольфом и бейсболом.)

Ошибка № 5: Неуверенность в своих убеждениях

Если вы дрессируете собаку, а эффекта не видно, то вам может показаться, что сойти с пути будет лучше. Всегда найдутся друзья, единомышленники, семья и другие профессионалы, готовые с радостью указать на ваши ошибки, и посоветуют применить жесткие меры, припугнуть или хорошенько одернуть вашу непослушную собаку, чтобы заставить ее подчиняться.

Возможно вы тренер, который уходит от применения наказания в обучении, но ваш предыдущий успех в применении силовых методов постоянно нашептывает вам: «я мог бы дернуть за поводок разочек!»

СТОП!

Основная вещь, которую мы так ценим в положительной дрессировке – это доверие, которое вырастает между человеком и собакой. Ваша собака верит, что может пробовать разные варианты поведения, и они не приведут к боли. Вы дадите ей понять, когда она права, и не напугаете и не побьете ее, если она ошиблась. Когда вы разрушаете доверие, вы рискуете получить негативные поведенческие последствия, иногда очень значительные — от агрессии с одной стороны, до отказа от работы или выученной беспомощности с другой.

Когда собака становится агрессивной, ее будущее ставится под сомнение. Когда собака отказывается работать, и вообще теряет какое-либо желание, т.к. боится наказания, то дрессировка становится сплошным расстройством.

Использование принуждения одновременно с положительным подкреплением так же имеет очень серьезные последствия. Если вы наказываете собаку за невыполнение команды, которые вы считает она «знает», то вы «отравляете» команду, другими словами, наделяете команду плохими ассоциациями. Команда становится двусмысленной: животное не понимает, что она несет в себе – положительные вещи (клик и лакомство) или отрицательные (наказание). Двусмысленность порождает стресс и превращает счастливую собаку в собаку с поджатым хвостом, а энтузиазм ее совсем куда-то исчезает.

«Отравленную» команда сложно, а иногда и невозможно, восстановить. Если вы все-таки «испортили» команду, то лучше ввести новую, чем пытаться восстановить старую.

У вас всегда есть выбор, как вести себя с собакой. Один из моментов, который мне очень нравится в позитивном методе дрессировки, это множество возможностей для закрепления команд без принуждения и запугивания. Применение силы в таком методе пагубно скажется на последующих тренировках, так же как и отсутствия творческого подхода.

На недавнем семинаре, хозяин одного милого бернского зенненхунда признался мне, что ему «приходится» использовать принудительную апортировку (с щипком за ухо), хотя во всех остальных моментах он использует положительное подкрепление. Я вежливо предположила, что он не «вынужден» использовать такой метод, но захотел использовать его. Я не удивилась, когда мы начали шейпинг упражнения (когда собака предлагает разные варианты поведения), берн сел у ноги владельца, неуверенно глядя ему в глаза, не предлагая никаких вариантов поведений, в то время как остальные собаки в паре с хендлерами были увлечены шейпинг играми. Выбор хозяина зенненхунда в корне влиял на собаку и их отношения.

Положительные методы дрессировки работают. Если вы привержены положительным методам дрессировки, то вы найдете способ научить собаку апортировке, не щипая ее за ухо. Существует огромное множество прекрасных книг, видео, дрессировщиков и веб-сайтов, которые готовы помочь вам в решении ваших дрессировочных проблем. Вы можете также решить, что апортировка не стоит того, чтобы становится жестоким, лучше найти другой вариант совместного времяпрепровождения с собакой. Это ваш выбор. Делайте его с умом.

Пет Миллер, CBCC-KA, CPDT-KA, редактор журнала Dog Journal’s.

Ссылка на основную публикацию