Музыкотерапия для собак: когда она может помочь? И как проводить сеансы музыкотерапии для собак?

Музыкотерапия для собак: когда она может помочь? И как проводить сеансы музыкотерапии для собак?

Получите в подарок авторскую методичку

ЗНАЧЕНИЙ КАРТ ТАРО и сделайте

свой первый расклад через минуты!

Музыкотерапия: история и современность

Вряд ли сегодня найдется человек, который не слышал о мызыкотерапии и ее благотворном и даже целебном влиянии на организм.
Научно обосновал целебное воздействие музыки (конечно, не всякой!) еще Пифагор. Именно он создал теорию о музыкально-числовом строении космоса и предложил использовать музыку в целебных целях.

Великий ученый использовал музыкальную медицину для лечения пассивности души, чтобы она не теряла надежды, против гнева и ярости, против заблуждений, а также для развития интеллекта, проводя занятия своих учеников под музыкальное сопровождение. Одним из четырех предметов в школе Пифагора была музыка (наряду с арифметикой, геометрией и астрономией). Он утверждал: “Всякая мелодия синхронизирует работу внутренних органов человека. Происходит это потому, что любой из наших органов – это источник энергии и электромагнитных волн заданной частоты, а так как звуки музыки тоже являются волнами, они входят с ними в резонанс – и настройки нашего тела меняются. Когда звучит мелодия, ее акустическое поле налагается на акустическое поле организма и получается, что мы испытываем на себе определенного рода клеточный массаж.”
Платон, ученый и последователь Пифагора, считал, что музыка восстанавливает в человеческом теле гармонию всех процессов, а также устанавливает гармонию и пропорциональный порядок во Вселенной.
Авиценна относил музыку к «нелекарственным» способам лечения и, наряду со смехом, запахами, диетой, с успехом применял при лечении психических больных.
Гиппократ тоже представил доказательства: масштабную статистику исцелений, в частности, от эпилепсии. А это явилось очень серьезным доказательством целебной силы музыки – ведь во времена Гиппократа эпилепсию (падучую) всерьез считали результатом вселения дьявола, поэтому считали эту болезнь неисцелимой.
На Руси издавна подмечено исцеляющее свойство колокольного звона, которым лечили головные боли, суставы, снимали сглаз и порчу. Современными учеными установлено, что колокольный звон содержит резонансное ультразвуковое излучение, убивает за считанные секунды тифозные палочки, вирусы гриппа, возбудителей желтухи. Именно поэтому все звонари отличаются завидным здоровьем и никогда не болеют простудными заболеваниями.

Можно приводить и другие доказательства целительной силы музыки – и те, что пришли из глубокой древности, и те, что продолжают поступать…
А можно на этом остановиться и просто обозначить: музыкотерапия – это и в наши дни один из самых эффективных способов, помогающий исцелиться от самых разных болезней.

Как же работает музыкотерапия?

Установлено, что прослушивание или исполнение музыки создает связи между левым и правым полушариями головного мозга. При этом музыка воспринимается двумя полушариями одновременно: правое ощущает тембр и мелодию, а левое – ритм. Именно ритм оказывает на организм человека наиболее сильное воздействие. Но НЕ всякий ритм оказывает благотворное влияние на здоровье, а только такой: от 2,2 до 4 колебаний в секунду – ритм в этом диапазоне идеально совпадает со здоровой частотой сердцебиения и дыхания человека.

Наибольшим терапевтическим эффектом, по мнению ученых и медиков, обладает классическая музыка, которая нормализует сердечный ритм и повышает в крови уровень иммуноглобулина.
Объясняется это тем, что ритмы классической музыки и ритмы сердца человека совпадают (в минуту 60-70 ударов), что объясняет их благотворное влияние на все основные функции организма. Ученые приписывают классическим произведениям просто чудодейственный эффект. С удовольствием слушают классику дельфины, растения быстрее растут и зацветают.
Слушая такую музыку, жидкие среды организма мгновенно подстраиваются под нее, и в результате клетки принимают те самые частоты, которые наиболее для них благоприятны.
Поэтому повышается настроение, ощущается прилив сил, улучшается сон, снижается чувствительность к боли, стабилизируется дыхание и работа сердца. Если продолжать говорить о физиологии, то и нервная система, и мускулатура человека способны усваивать ритм.
Музыка, являясь ритмическим раздражителем, воздействует на мозг, а тот регулирует биоритмы. В результате происходит такая стимуляция физиологических процессов, что достигается идеальная согласованность между ними. В медицине эту согласованность называют физиологическим балансом, а вообще-то это не что иное, как Гармония. А когда она есть, то невозможны такие безобразия как болезни и старение.

Принято считать, что музыка Моцарта способствуют быстрому усваиванию информации и влияет на умственную работоспособность. По мнению американской исследовательницы, доктора Франзис Раушер, музыка Моцарта – феномен положительного воздействия звуков на живые организмы: она развивает интеллект, повышает умственные способности у всех слушателей, не зависимо от того, нравится мелодия или нет, обладает обезболивающим эффектом, улучшает периферийное зрение.
В отличие от классической музыки медики не рекомендуют долго слушать группы, играющие в стиле рэп, хард-рок и хеви-метал. Об этом говорят исследования, проведенные недавно мельбурнскими учеными. Хард-рок часто является причиной несознательной агрессии, рэп также пробуждает отрицательные эмоции, а хеви-метал и вовсе может стать причиной психических расстройств.
Что касается других жанров: блюз, джаз и регги могут вывести вас из депрессивного состояния; музыка в стили поп кому-то может поднять настроение, а кому-то испортить; мышечное и нервное напряжение снимет мелодичный рок, а тяжелый рок наоборот введет в ступор.
Чтобы понять, какое на вас воздействие оказывает музыка того или иного жанра, следует просто понаблюдать за своими эмоциями и ощущениями.
Культурная и национальная принадлежность человека тоже является фактором восприятия той или иной мелодии. Скажем, для европейца звучание восточных мотивов не всегда приятно, а длительное воздействие подобной музыки является не просто раздражителем, а может привести к серьезным психическим расстройствам. Это же касается и азиатов, влияние западной музыки на психику человека с востока вряд ли окажется полезным. Поэтому-то ученые и рекомендуют людям слушать композиции своих народностей, — «Человек должен помнить о своих корнях». Народная музыка оказывает положительное влияние на человека — она отлично успокаивает, как бы возвращая людей к их историческим корням. Этническая музыка очищает пространство от негативного воздействия и открывает энергетические центры, насыщает биополе человека энергией и нормализует жизненные потоки.

Как проводить сеансы музыкотерапии:

Примите удобную позу сидя или полулежа; подключите наушники. Это обязательно на сеансе музыкотерапии; и растворитесь в музыке, станьте ею… И пусть весь мир подождет!
После первой записи сразу включите вторую. И то же самое: становитесь этой музыкой. Забудьте про себя, про окружающий мир, а просто откройтесь – и перевоплотитесь в энергию звуков. Когда закончите работу, не вскакивайте и никуда не бегите. Зафиксируйте в себе память об этом состоянии, когда все ваше существо было музыкой.

Влияние музыки на нашу жизнь. Как провести сеанс музыкотерапии в домашних условиях?

Музыка имеет огромное значение в нашей жизни. Начиная с первой колыбельной, которую в младенчестве напевала нам наша мама, ритмичные звуки музыки впитываются в наше подсознание. С тех пор музыкальные мотивы окружат нас повсюду: музыка льётся на нас с экранов телевизоров, мы слышим её по радио, включаем в наушниках по настроению и без, подпеваем себе во время уборки или принятия душа. Часто мы даже не обращаем внимания на льющиеся на нас потоки музыки, так привыкли к ней. Однако, несмотря на это, музыка оказывает на нас самое непосредственное влияние.

Создаётся впечатление, что музыка — это связующая нить между реальностью и нашим воображаемым миром. Но в психотерапии существует целое направление по лечению пациентов от целого ряда заболеваний при помощи музыки. Музыка исцеляет от депрессии, хандры, грусти, прогоняет головную боль, улучшает слух и даже повышает иммунитет.

Музыкотерапия: старое лечение на новый лад

Музыкотерапия, как способ излечения духа, использовалась ещё древними шаманами в ритуалах изгнания злых духов или созыве совета. Ещё в те времена люди поняли, что ударные ритмы, звучащие при игре на музыкальных инструментах или пении, благодарственным образом влияют как на настроение, так и на здоровье.

На самом деле наука объясняет всё просто: ударные ритмы музыки по своему такту близко приближены к ритмам биения своего сердца, поэтому и ощущается музыка, как что-то близкое и родное. При этом не важно какую музыку вы любите слушать: жёсткий рок или лирическую попсу — главное, что бы музыка была созвучна вашим мыслям, тогда она и принесёт пользу.

Давайте посмотрим, как ваши музыкальные предпочтения влияют на вас?

Любителей классической музыки отличают, главным образом, собранность и твёрдость убеждений. Часто эти люди занимают ответственные посты и при помощи расслабляющих ритмов Штрауса, Гайдна или Бетховена сбрасывают с себя напряжение и избавляют от неврозов. У таких людей редко встречаются нарушения сна или мигрени.

Поп-музыка привлекает своей лёгкостью и навязчивостью (вряд ли вам придёт в голову напевать «Лунную симфонию» Дебюси). Если вы любите слушать такую музыку или часто включаете её, как фон (90% песен на радио — именно поп-направления), то вполне вероятно, что вы нуждаетесь в сильных эмоциях или испытываете их прямо сейчас: гнев, злость, грусть, тоска, счастье. При помощи знакомых ритмов, мы пытаемся справится с растущим напряжением.

Любители хип-хопа или рэпа — люди вдумчивые. Им удаётся справится со стрессом или душевными волнениями силой воли, но даётся им это сложно.

Сложнее всего приходится любителям рока. Тяжёлая музыка так же тяжело ложится на ваше подсознание: нарушается режим сна, обостряются неврозы и раздражительность. Это происходит от того, что любители рока — люди более душевные, чем хотят казаться, а тяжелой музыкой огораживаются и от окружающего мира, и от помощи, которая им просто необходима.

Как помочь себе в домашних условиях?

Существует мнение, что музыка способствует оздоровлению всех органов в организме. Это довольно субъективное мнение, но почему и нет?

Сеанс музыкотерапии не обязательно проводят в кабинете психолога или на групповых занятиях арт-терапии. Выполнить не сложные упражнения вполне можно и в домашних условиях. Главное условие — чётко сознавать, чего вы хотите получить от них.

Музыка вам поможет:
— обрести согласие с собой;
— прибавит вам душевных и физических сил;
— успокоит нервные расстройства;
— укрепить иммунитет;
— избавится от затяжной депрессии и другое.

Для сеанса вам понадобится: спокойный уголок в вашем доме, где можно прилечь и отдохнуть; музыкальный мп3-плеер с наушниками и, наконец, сборник успокаивающей музыки. В принципе, это должна быть любая музыка, которую вы любите слушать. Чем ближе она будет к классической — тем лучше. Для сеанса ритмы должны быть тягучими, как сладкая вата.

Лягте на ровную поверхность, включите музыку и закройте глаза. Далее вам придётся мысленно «отключить» каждую мышцу в вашем теле. Просто подумайте про неё, ощутите — и погрузите в сон: сначала мышцы ног, каждый палец, потом поднимайтесь всё выше по телу, пока не окажетесь на уровне лба. Теперь, когда всё ваше тело отяжелело и погрузилось в спокойное состояние, можно приступать к решению проблемы.

Решили: что вас больше всего тяготит? Теперь представьте эту проблему в виде одной из части вашего тела — и «отключите» её точно так же, как ранее вы это делали со всем своим телом. Вас беспокоит тревога за будущее? Музыка поможет вам перестать «сгущать краски».

Мой опыт домашней музыкотерапии

Я сама часто провожу такие домашние сеансы. У меня нервная работа, да и семейные отношения не всегда идеальны. Слушать музыку отдельно от семьи возможности у меня нет (вместе слушаем радио в машине по пути на работу или смотрим единственный телевизор), поэтому любимую музыку слушаю только тогда, когда реально «всё достало». Запираюсь с ноутбуком в комнате, включаю любимую музыку (мне на помощь приходят песни из иностранных мюзиклов) и стараюсь раз и навсегда освободится от злости, гнева или других негативных чувств. И — помогает. Поэтому и делюсь с вами, авось пригодится!

Музыкотерапия – её формы, виды и методы проведения

Не все слышали о таком методе лечении, как музыкотерапия. Тем не менее, он применяется во всем мире уже довольно давно. Возможно, вы удивитесь, но музыкотерапия – это прекрасный способ избавиться не только от душевных переживаний, но и от многих физических недугов. Итак, как действует музыкотерапия, и кому она может помочь? Рассмотрим эту тему подробнее.

Что такое музыкотерапия

Происходит это в индивидуальном порядке или группой людей. Музыка может звучать фоном в комбинации с несколькими другими коррекционными приемами, увеличивающими эффективность воздействия. Метод применяют для устранения разных эмоциональных отклонений и при коррекции некоторых страхов. Замечено положительное влияние музыки при лечении некоторых серьезных болезней.

О терапии музыкой известно уже несколько столетий. Еще во времена Пифагора, Платона и Аристотеля упоминалось о целебном воздействии музыки. Авиценна – знаменитый врач, применял музыку в лечении заболеваний нервной системы. В современном мире первые серьезные упоминания об использовании музыкотерапии датируются XIX веком, когда французский врач Эскироль начал внедрять прослушивание музыки в психиатрических лечебницах. Тогда доктор опирался лишь на собственную интуицию, но впоследствии терапия получила весомые научные обоснования. В настоящее время она активно используется в психиатрии и прочих сферах.

Заболевания, в лечении которых зачастую используют психотерапию: неврастения, неврозы, бессонница, психозы и шизофрения. Замечены и положительные моменты при лечении болезней сердца, язвы, бронхита, проблем мочеполовой системы, гастрита. Это особенно полезная информация для пациентов, страдающих аллергией на необходимые лекарственные препараты.

Музыкотерапия, в отличие от большинства прочих методов лечения, вполне допускает самолечение. Имеются даже специальные сборники, объединенные в отдельные коллекции, и способствующие лечению определенных недугов. Музыкотерапией нельзя полностью заменить необходимое лечение, но ней можно снизить дозы принимаемых лекарств, и достичь эффекта обезболивания.

Цель проведения музыкотерапии

Некоторые жанры музыки оказывают успокоительное действие, дают расслабляющий и умиротворяющий эффект – это уже давно не вызывает сомнений. Кроме того, мелодия, применяемая в музыкотерапии, влияет на общий фон настроения. Это не зависит от способностей слушателя, и происходит само по себе.

В целом, курс коррекции с помощью такой терапии может включить в себя следующие цели:

  • Эмоциональная разрядка.
  • Регулирование эмоционального состояния.
  • Борьба с личными неурядицами.
  • Уменьшение уровня стресса.

Также считается, что некоторые композиции способны помочь в борьбе с некоторыми физическими недугами.

Читайте также:  Ошибки при дрессировке собак и способы их исправить

Музыкотерапия как метод психокоррекции личности

Музыкальные композиции имеют непосредственное влияние на разные системы человеческих органов, влияя на глубину дыхания, скорость деятельности нейронных путей, сокращения сердца, расслабление или напряжение мышц. Благодаря воздействию терапии, происходит изменения в эмоциональном состоянии. Пример: тревожный человек начинает успокаиваться. Замечено, что частота сердцебиения снижается с помощью определенных медицинских препаратов и прослушивания музыкальных композиций.

Музыкотерапия – хороший помощник при неврозах, регуляции реакций психовегетативного характера. Определенные композиции ведут к нормализации эмоционального фона, помогают сформировать новые навыки общения, способствуют социализации, формированию новых стратегий и жизненных ориентиров.

Лечение музыкой корректирует широкий спектр психических состояний, однако при серьезных нарушениях, оно становится вспомогательной функцией. На определенных этапах терапию и вовсе не рекомендуется проводить. Пациенты, испытывающие острые психотические состояния, могут лишь усложнить свое положение. Причина: музыка заставит их погрузиться в свои образы, фантазии, что ухудшит ситуацию. До выхода из острой фазы главная цель пациента наладить связь с реальностью. Когда стабильное состояние будет закреплено, тогда допустимо взяться за проработку эмоциональной составляющей.

Эпилептикам нежелательно лечение музыкой. Музыкальные волны оказывают влияние на мозговую активность и при резонансе могут стать причиной припадка.

Терапия идеальна для лечения сниженного настроения, но борьба с серьезной депрессией должна сопровождаться медикаментозной поддержкой.

Формы и виды музыкотерапии

Рассмотрим подробнее виды музыкотерапии:

  • Экспериментальная. Занимается исследованием разных музыкальных воздействий на человека.
  • Клиническая. Применяется в профилактических и лечебных целях.
  • Интегративная. Проходит в сочетании с иными видами терапии, относящимся к искусству (танцы, рисование и так далее).
  • Тематическая. Имеет в своей основе сюжет и лекцию по определенной тематике (пример: творчество определенного музыканта).
  • Фоновая. Используется в качестве фона во время психотерапевтических мероприятий.
  • Активная. Человек сам создает мелодию, играя на инструментах, занимаясь пением или отбивая ритм.
  • Рецептивная. Человек пассивно слушает музыкальное произведение или его отдельные моменты.

У каждого вида и формы музыкотерапии имеются нюансы. Одни подходят для индивидуальных занятий, другие – для групповых. Программа подбирается психотерапевтом. Если пациент выберет то, что ему совсем не подходит, и его ожидания не будут оправданы, то состояние усугубится.

На сегодняшний день виды музыкотерапии делятся на две школы: шведскую и американскую.

Шведская школа музыкотерапии делает акцент на том, что музыка воздействует на физическом уровне и способна добраться даже до глубинных слоев личности. Терапия применяется для установления контакта, когда человек демонстрирует закрытость или нет возможности работать в системе диалогового общения. В этом случае можно работать с эмоциями, которые провоцирует музыка. Музыку делят на успокаивающую и активизирующую.

Американская школа фокусируется на изучении того, как влияет определенная композиция на человеческую психику. В итоге были разработаны каталоги произведений, оказывающие помощь при определенных расстройствах. В основе теоретической базы находится теория психоанализа. Основная цель музыки – раскрытие каналов для выхода накопившихся эмоций. Это помогает в ситуациях, когда есть страхи, тревожные мысли и другие механизмы, блокирующие естественный ход эмоциональных переживаний. Согласно американскому подходу, для каждого типа заболевания необходима определенная композиция, протестированная ранее специалистами.

Как проводятся сеансы музыкотерапии

Обычно сеансы не занимают много времени. Иногда достаточно одного произведения, длительностью в 5-30 минут, после чего специалист предлагает обсудить впечатления. В целом, сеанс чаще колеблется в пределах 30-45 минут. Общее число сеансов связано непосредственно с состоянием пациента. Может понадобиться 10-20 посещений кабинета музыкотерапии – помещения с хорошей звукоизоляцией, комфортной мебелью. Считается, что благотворней влияют сеансы без наушников.

При индивидуальном подходе выбор музыки основывается на предпочтениях клиента, варьируясь с каждым новым сеансом. Возможно будет подобран комплекс для прослушивая в домашних условиях.

Когда проводится групповая терапия, для установления доверительных отношений требуется больше времени. Выбор произведений основан на общих проблемах пациентов (неврозы, апатия, бессонница и так далее).

Музыкотерапия для детей

Достоинства музыкотерапии дают возможность использовать ее в работе с детьми. Безвредность, доступность и простота применения делают ее хорошим решением для многих семей. Родители обычно просят специалиста подобрать комплекс произведений, помогающий справится с возникшими проблемами. Чаще музыкотерапию предпочитают проводить дома, в естественных для ребенка условиях. Даже если необходимы иные методы коррекции, музыкотерапия остается хорошим подспорьем, так как обычно более выгодна и доступна, и финансово и по временным затратам.

Структура детского мозга чувствительна к любым воздействиям. Вибрация и ритмика оказывает воздействие на физическом и эмоциональном уровне, внося гармонию во множество процессов, происходящих в организме.

Чувствительность ребенка дает возможность следить за очагами неправильной деятельности органов, эмоциональным состоянием. При неверном выборе композиций или их однотипности, может возникнуть нежелательный эффект.

Музыкотерапия применяется с самого раннего возраста. Особенно это полезно для детей, которые пострадали от нехватки кислорода. Особенности структуры их мозга не обеспечивают необходимую выработку ферментов, однако терапия музыкой способствует повышению активности их выработки. Это обстоятельство подтверждено множеством исследователей. Наблюдается улучшение в работе сердечно-сосудистой системы, а также дыхательной. Ребенок становится более спокойным, лучше засыпает.

Ранее предполагалось, что воздействие имеет ритм, а не мелодия, однако потом эти теории опровергли – ритмичные звуки угнетающе действовали на клеточную деятельность, затормаживая развитие. Важно это учесть, выбирая музыкальные композиции для младенца. Предпочтительней выбирать классические произведения, но следите за индивидуальными реакциями малыша.

Древнейший вид музыкотерапии – колыбельные. Много столетий назад было замечено благотворное влияние определенных песен на младенцев. Колыбельные объединили в себя сразу несколько факторов развития: интуитивная коррекция мелодии, контакт с матерью. Наличие слов в убаюкивающих композициях оказывает гармонизирующее влияние – они полезней бессловесных мелодий. Колыбельные – отражения культуры, в которой ребенок был рожден, и это на бессознательном уровне оказывает на него успокаивающий эффект.

Терапия применяется в детских коллективах не только, как корректирующий нарушения метод, но и как средство развития. Мелодии положительно влияют на интеллект и творческое воображение, внутреннее формирование эстетического.

Если в семье ребенка принято слушать хорошую музыку, то ему удается лучше социализироваться и находить выход из непростых положений. Таким методом можно расширить детское восприятие окружающего мира, где имеется множество возможностей и путей. Ребенку становится проще демонстрировать чувства, ставить и выполнять задачи.

Музыкотерапия для пожилых людей

Ранее музыкотерапия не слишком применялась с пациентами пожилого возраста, однако потом все же были оценены его положительные моменты – это оказалось настоящим открытием.

Прослушивание музыки стало одновременно способом контакта с окружающим миром и способом его восприятия. Параллельно происходит коррекция имеющихся нарушений. На чем базируется процесс воздействия? Все просто: вибрации музыки резонируют с вибрациями, исходящими от человеческого тела, а также его отдельными системами и клетками. Когда гармония нарушается, вибрации организма меняются – мелодии могут вновь настроить в правильный и привычный ритм. Это заметно при деятельности отдельных систем. Пример: некоторые композиции улучшают память, другие – приводят в норму давление.

С годами гармония организма перестает быть данностью – ей требуется забота и поддержка. Игнорировать эту необходимость нельзя – это грозит заболеваниями тела. Кроме того, психика, ранее справляющаяся с множеством эмоциональных нагрузок, с возрастом более чувствительна, на поверхность всплывают давние психологические травмы.

Популярнейшая сфера использования психотерапии среди пожилых людей: нормализация давления, седативный эффект. Первые сеанс способен продемонстрировать положительные результаты. Нередки случаи, когда эффективность лечения мелодиями была замечена при реабилитации после инсультов, различных осложнений. Из-за повышения активности клеток, процесс восстановления ускоряется.

Лечение доказало свою эффективность в стимуляции интеллектуальных способностей, улучшении мозговой деятельности. В пожилом возрасте это профилактика старческой деменции, любых нарушений памяти. Как известно, показателем молодости организма можно назвать способность поиска новых путей адаптации к окружающим условиям. Это действительно так. Замечено, что если жизнь пожилого человека наполнена разнообразными музыкальными мелодиями, они успешнее адаптируются, находятся в постоянном развитии, осваивают ранее незнакомые отрасли. Важно помнить: этого эффекта нет при прослушивании однотипной музыки. Происходит обратное: человек деградирует в развитии. Это относится не только к пожилому возрасту, но и к любому другому.

При возрастных кризисах музыкотерапия очень важна. Считается, что самый сложный – кризис среднего возраста, но за ним следует не менее важный период, когда меняются цели, мировоззрение, приоритеты. Человек теряет все больше близких людей, возможности тела меняются, как и общий жизненный уклад.

Об этих изменениях говорят нечасто, но по своей силе они не уступают подростковому периоду – их воздействия не менее интенсивны. Человек не знает, как ему адаптироваться к постоянно меняющемуся миру, чего ждать от себя, от окружающих.

Музыкотерапия дает возможность по-новому выпускать эмоции на свободу, пересматривать отношение к разным событиям. Рекомендуется внимательно вслушиваться в ритм произведений – благодаря этому человеку проще обрести новые стратегии построения дальнейшей жизни. Многие перестают паниковать из-за стремительно бегущего времени. Они будто «замедляются», учатся наслаждаться настоящим, ищут новые возможности для реализации.

Что такое эффект Моцарта

Явление давно известно в медицинском мире. Эффектом Моцарта называют гармонизирующее действие музыки знаменитого композитора на мозговую деятельность, энергетику, физическое самочувствие.

Классическая музыка, несомненно, оказывает положительное влияние на человеческий организм. Нередко подобные композиции рекомендуют слушать беременным. Врачи утверждают, что это благотворно воздействует на будущего малыша, которому впоследствии будет легче раскрыть свои таланты. В конце ХХ столетия в научных кругах особенно часто поднималась тема удивительного воздействия музыки Моцарта на мозг человека. Уникальное влияние было названо эффектом Моцарта. По сей день продолжается спор ученых, обсуждающих природу этой особенности. Однако факты говорят сами за себя.

Первые эксперименты на эту тему проводились на грызунах. Около двух месяцев крысы были вынуждены слушать одно и то же по 12 часов в день. Это была Соната до-мажор Моцарта. Прослушивание привело к активизации коры их головного мозга – они будто поумнели. Выяснилось, что после такой музыкотерапии грызуны начали пробегать лабиринт на 30 процентов быстрее, чем раньше. К тому же теперь они совершали ошибки на 27 процентов реже обычных крыс.

Если говорить о людях, то ученые приступили к исследованию активности мозга, используя магнитный резонанс. Согласно исследованиям, любая музыка оказывает воздействие на мозг человека. Она оказывает возбуждающий эффект на участок, являющийся слуховым центром. Могут возбуждаться участки мозга, отвечающие за эмоции.

Но лишь прослушивание музыки Моцарта способно стимулировать активацию всей коры. Почему так происходит?

На этот счет существуют любопытные научные теории. Сила воздействия музыкальных композиций на мозг получила доказательства в двух направлениях: частоте звука и частоте смены ритма.

Последнее имеет связь с тем, что наш мозг цикличен в своей деятельности. Проще говоря, у нервной системы имеется ритм примерно в 20-30 секунд. По мнению ученых, резонанс в коре мозга вызывают звуковые волны, колеблющиеся с той же частотой. Американские исследователи решили проанализировать частотные характеристики музыки нескольких десятков композиторов, чтобы определить, как часто в их композициях присутствуют волны длиной 20-30 секунд.

После сведения всех данных в одну таблицу стало очевидно, что авторы большинства современных поп-проектов оказались по этому показателю в самом низу. Моцарт тем временем пребывает на верхней позиции. Его композиции, обладающие неповторимыми нюансами, перетеканием музыкальных звуков и переливами, действительно обладают уникальными свойствами, идеально подходящими биоритмам человеческого мозга.

Примеры терапевтической музыки

Для музыкотерапии подходит атмосферная музыка, помогающая добиться полной релаксации и психологической разгрузки. Такая музыка рекомендована для людей, страдающих от хронической усталости или недавно перенесшим стресс, либо же тем, у кого весьма интенсивный образ жизни. В общем, речь идет о людях, нуждающихся «в передышке».


К терапевтической музыке относится классика Моцарта, записи со звуками природы, различные успокаивающие мелодии. Также стоит обратить внимание на труды Джеффри Томпсона, являющегося экспертом в области производства стимулирующих звукозаписей. Будучи выдающимся музыкантом и композитором, он сумел разработать способ применения модулированных звуковых импульсов для воздействия на состояние человека, а именно положительного влияния на тело и разум.

Первый альбом был представлен в 1986 году, получив название Isle of Sky. Для его создания понадобилось 5 лет научных трудов. Ныне его сборники активно используют американские психологи.

Видео: лечебная музыка для снятия стресса, невроза и страха

Предлагаем вам ознакомиться с видео довольно известных музыкальных композиций, благотворно влияющими на общее эмоциональное состояние. Вполне возможно, что музыкотерапия – это то, что вам нужно именно сейчас.


Как музыка влияет на наш мозг, здоровье и жизнь в целом

Музыкотерапия — это психотерапевтический метод, основанный на целительном воздействии музыки на психологическое состояние человека. Преимуществом данного вида лечения является комплексное воздействие на организм посредством слухового, биорезонансного, вибротактильного факторов. Музыка оказывает гораздо большее влияние на нашу жизнь, чем можно представить. Специалист по психологии музыки Виктория Уильямсон провела целое исследование влияния музыки на нашу жизнь на всем ее протяжении — от утробы матери до старости — и получила ответы на любопытнейшие вопросы, которые она раскрывает в своей книге “Мы — это музыка “.

Музыкотерапия

История музыкотерапии насчитывает несколько тысяч лет. Так еще Пифагор, Аристотель и Платон во времена античности указывали на целебное воздействие музыки. Величайший врач Авиценна использовал музыкотерапию при лечении нервных и психических заболеваний. Если говорить о современной европейской медицине, то первые упоминания о применении музыкотерапии относятся к началу 19-го века — подобное лечение в психиатрических учреждениях применял французский врач Эскироль. Первоначально назначение пациентам музыкотерапии носило целиком эмпирический характер и опиралось на интуицию врача. Уже позже под данный метод была подведена серьезная научная база. Сейчас многие музыкотерапевты активно применяют в своей работе компьютерные технологии.

Принцип действия музыкотерапии

Музыкальное меню

все ссылки кликабельные, можно перейти сразу к необходимому плей-листу
1. Органная музыка
2. Кларнет
3. Саксофон
4. Скрипка
5. Виолончель

Методы музыкотерапии

Музыкотерапия может быть как активной, так и пассивной. При пассивной терапии пациенты прослушивают музыкальные произведения, подобранные врачом музыкотерапевтом. С психологической точки зрения, целью данной терапии является эмоциональное и эстетическое переживание, которое способствует отреагированию тех или иных проблем и достижению новых смыслов.
При активной музыкотерапии пациенты непосредственно участвуют в музицировании. Как правило, они используют достаточно простые музыкальные инструменты, для игры на которых не требуется специальной подготовки (колокольчики, барабан, цимбалы, и даже собственное тело — хлопки и т.п.). Цель этой терапии заключается в интеграции индивида в различные социальные группы, отработке коммуникативных навыков в рамках совместного музыкального творчества. Например, пациенты могут вести диалог друг с другом с помощью звуков, издаваемых на музыкальных инструментах.

Читайте также:  Борьба с доминированием у собак: есть ли от нее польза?

С точки зрения целей применения музыкотерапия делится на следующие группы:

Клиническая — необходима в лечении и профилактике;
Экспериментальная — исследует различные музыкальные воздействия на организм человека;
Интегративная — сочетается с другими видами терапии, использующими искусство (арт-терапия): танец, рисование под музыку и т.д.
Фоновая — нужна в качестве фона при проведении психотерапевтических мероприятий,
Тематическая — подразумевает наличие сюжета, лекцию по выбранной тематике (например, творчество определенного композитора).

Болезни, которые лечит музыкотерапия

Как происходит лечение с помощью музыки?

Интересные факты о музыкотерапии

  • Известный французский актер Жерар Депардье в молодости сильно заикался. Эта болезнь ставила крест на его только начинавшейся карьере. Но врач посоветовал ему ежедневно не менее двух часов уделять прослушиванию Моцарта. Через два месяца Жерар полностью избавился от заикания. Так музыкотерапия позволила многочисленным поклонникам наслаждаться талантом выдающегося актера.
  • Не исключено, что скоро медицина сможет бороться с инфекционными заболеваниями с помощью музыкотерапии. Некоторые специалисты утверждают, что существовавший на Руси обычай беспрестанно звонить в церковные колокола во время эпидемий имел и терапевтические основания.
  • Исследования показали, что композиторы военных маршей интуитивно определяли характер их воздействия на человека. Ритмы маршей, которые звучали во время длительных походов, были чуть медленнее ритма спокойной работы человеческого сердца. Такая музыка повышала выносливость солдат, снимала усталость. А вот парадные марши имели более быстрый ритм, что оказывало бодрящее и мобилизующее воздействие.

Музыка оказывает гораздо большее влияние на нашу жизнь, чем можно представить. Специалист по психологии музыки Виктория Уильямсон провела целое исследование влияния музыки на нашу жизнь на всем ее протяжении — от утробы матери до старости — и получила ответы на любопытнейшие вопросы.

  • Запоминает ли ребенок, находящийся в утробе, музыку, которую слушает его мать?
  • Может ли классическая музыка поднять коэффициент интеллекта вашего ребенка?
  • Повышает ли музыка продуктивность?
  • Может ли она помочь с восстановлением после травм и болезней?
  • Что происходит с вашим мозгом, когда вы слышите музыку, возвращающую вас мыслями в юность?
  • Может ли музыка помочь во время спортивных тренировок?
  • Как музыка меняет физическую структуру нашего мозга?

Для чтения этой книги не потребуется музыкальное образование или специальные научные знания. Она будет интересна каждому, кто хочет больше узнать об универсальном языке музыки, который есть внутри каждого из нас.

Все новости, статьи, события с тегом “Психология”, “Музыка”

Присоединяйся к нам в Facebook , ВК , ОК и будь в курсе свежих новостей!

Читайте teenage в Telegram !

Практическое применение музыкотерапии в работе с детьми дошкольного возраста

Анастасия Ломовцева
Практическое применение музыкотерапии в работе с детьми дошкольного возраста

2.1. Рекомендации для педагогов по проведению музыкотерапии с детьми

На успешность проведения занятий положительно влияют позитивная личность педагога, владение им способами музыкального выражения – игрой на музыкальных инструментах и умение петь, а также включение в профилактический и коррекционный процесс фактора групповой динамики, взаимного психоэмоционального положительного заражения, сопереживания и сочувствия между участниками групповых музыкальных занятий.

Необходимо определить индивидуальный курс коррекции для детей с теми или другими нарушениями и тактику после его окончания. Имеют значение количество и продолжительность сеансов музыкотерапии (10-12 минут, кратность применения в неделю – 1-7 раз.

Для того чтобы музыка подействовала на ребёнка его необходимо для этого специально настроить и подготовить. Эта настройка заключается в том, что надо сесть в удобной позе, расслабиться и сосредоточиться на звуках музыки. Восприятие музыки заключается в обучении распознавать эмоции. Любая музыка – это всегда чувства, эмоции, переживания. Для слушания на занятиях музыкотерапии и релаксации, предлагаются следующие темы: «Раздумье» С. Майкопара и «Первая потеря» Р. Шумана, «В церкви» П. Чайковского, «Аве Мария» Ф. Шуберта, «Порыв» Р. Шумана, «Разлука» М. Глинки, «Утренняя молитва» П. Чайковского, «Шутка» И. Баха, «Юмореска» П. Чайковского. Названия этих произведений отражают настроение, передаваемое в музыке. Дети учатся понимать чувства, различать оттенки настроения, учатся сопереживать, радоваться, заряжаться положительными эмоциями [3].

Также следует помнить, что коррекционные музыкальные сеансы должны проводится не на голодный желудок и не ранее, чем через 2 часа после еды.

Силу или громкость музыки нужно осторожно регулировать. Малую громкость следует выбирать не только для успокаивающей, но также и для стимулирующей музыки. Большая громкость утомляет и потрясает нервную систему.

После прослушивания музыки нужно отдохнуть некоторое время. Это благоприятствует ее полному, не нарушающему душевное равновесие, действию на бессознательное.

Известно, что бессознательное наиболее активно во время сна, при этом оно также восприимчиво и к внешним импульсам. Поэтому, особенно рекомендуется для агрессивных, беспокойных, гиперактивных детей использовать терапевтическую музыку во время сна.

Желательно использовать инструментальную классическую и специальную терапевтическую музыку, но не вокальную и не самую популярную, т. к. они несут ненужную смысловую нагрузку. Выбор музыкальных произведений должен быть хорошо продуман. Он гораздо сложнее, чем может показаться на первый взгляд. Казалось бы, очевидно использование успокаивающей, стимулирующей или жизнерадостной музыки. Однако все не так просто. На ребенка в состоянии возбуждения и смятения вряд ли окажет глубокое впечатление торжественное адажио, от него он станет еще более беспокойным. С другой стороны, когда пребывающий в унынии ребенок слышит грустную музыку, это может поднять его настроение [1, c. 32].

В рамках сеанса музыкальной терапии можно и нужно использовать различные активные приемы, упражнения и методы, описанные мною выше.

2.2. Практические упражнения музыкотерапии с детьми дошкольного возраста

Все занятия проводятся в игровой форме, продолжительность занятий не превышает 10-12 минут. Эффективность восприятия и усвоения материала обеспечивается единой сюжетной линией каждого занятия и частой сменой видов деятельности. На занятиях используются следующие упражнения [2]:

Упражнение «Сыграй свое настроение» является коллективной формой активного музицирования на шумовых инструментах. Во время нее дети учатся озвучивать стихи, играть в ансамбле, а еще — импровизировать собственные небольшие пьесы, воплощая в них свое настроение и звуковые представления.

Упражнение «Шарф с волшебными историями» предназначено, прежде всего, для детей с выраженной гиперактивностью, синдромом дефицита внимания. Такие дети требуют индивидуальной работы, во время которой учатся успокаиваться и сосредотачиваться.

Для проведения упражнения музыкальный руководитель включает музыку, двигает над ребенком большой яркий шарф, одновременно рассказывая фантазийную историю (например, про самого ребенка, с которым проводит упражнение). При этом музыкальный руководитель предлагает ребенку произвольно двигаться, когда шарф «взлетает» вверх или колыхаются из стороны в сторону, и останавливаться, когда шарф опускается.

Во время упражнения педагогу необходимо синхронизировать подвижные и спокойные эпизоды в движениях шарфа, в музыке и в истории.

Правильно подобранная по интенсивности звучания и ритмом музыка поможет ребенку упорядочить движения, усиливая впечатление от движений шарфа и слов музыкального руководителя.

Упражнение для расслабления «Морское дно» предназначено, прежде всего, для детей старшей группы. Музыкальный материал для упражнения — аудиозапись пьесы «Лунный свет» Клода Дебюсси (Claude Debussy).

Дети произвольно размещаются в музыкальном зале. Педагог проговаривает текст, согласуя его с движением музыки: «Дети, сейчас мы окунемся в морскую глубину.

Сначала проверим, работает ли наше снаряжение для дыхания под водой: спокойно, без напряжения вдохните, теперь выдохните. Со снаряжением все в порядке, поэтому погружаемся!

Сделайте спокойный глубоких вдох, а с выдохом опуститесь на самое дно. Вокруг вас — лишь чистая голубая вода. А теперь ощутите, что вы — морские волны, которые легко качаются вместе с музыкой. Вокруг вас плавают разноцветные жители моря — почувствуйте их присутствие, рассмотрите внимательно.

Вдруг течение изменилась! Все волны зашевелились, начали перемещаться, путешествовать морской глубиной, встречать новых морских жителей… А теперь наступила ночь. В полной темноте морская вода засияла — это светящиеся микроскопические водоросли, рачки, удивительные медузы. Волны постепенно успокаиваются и ложатся на дно».

После упражнения следует предложить детям под ту самую музыку нарисовать образы, возникшие в их воображении. После этого музыкальному руководителю следует проанализировать детские рисунки — цвета, насыщенность, силу нажима карандаша и тому подобное.

Таким образом можно выявить у детей скрытое эмоциональное напряжение, недовольство, агрессию и направить усилия для их устранения во время сеансов музыкотерапии.

Целью упражнения является релаксация и развитие певческого дыхания. Музыкальный материал для упражнения — Прелюдия до-мажор из «Хорошо темперированного клавира» Иоганна Себастьяна Баха (Johann Sebastian Bach).

Музыкальный руководитель предлагает детям посадить мнимое зернышко на ладошку. Дети выполняют задание, сопровождая «посадку», произнося слова «динь!», затем заботятся, чтобы зернышко проросло:

поливают дождиком — имитируют голосом звуки капелек;

согревают солнышком — высоко поют звук «а».

Музыкальный руководитель продолжает руководить действиями детей, поэтапно продолжая рассказ:

зернышко начало расти — дети поют звук «а» на крещендо;

вырос большой, красивый цветок и открыл прекрасные лепестки — дети, представляя цветок на своих ладонях, улыбаются, любуются им;

цветок имеет великолепный аромат — дети медленно, глубоко вдыхают носом, а выдыхают ртом со звуком «ха».

Ценность этого упражнения в том, что оно выравнивает эмоциональное состояние всех детей группы, помогает воспитанникам со слабой нервной системой избавиться от эмоционального дисбаланса от того, что их психофизические реакции отстают от общего ритма жизни группы.

Упражнение «Цветная музыка» целесообразно проводить, когда есть необходимость вызвать у детей определенное настроение.

Упражнение содержит элементы цветотерапии, а именно предусматривает использование различных предметов определенного цвета.

Музыкальное сопровождение упражнения и цвет предметов будет зависеть от настроения, которое нужно создать. Так, чтобы успокоить детей, музыкальный руководитель может предложить им создать танцевальную импровизацию под музыку вальса, используя при этом шелковые шарфы синего, голубого или зеленого цветов. Вместо того, чтобы подбодрить детей, следует включить ритмичную музыку в оживленном темпе, а как реквизит предложить детям ленты или платочки желтого или красного цветов.

Целью этого упражнения является:

расслабить мышцы горла.

Как музыкальный материал для упражнения можно использовать аудио-запись «Утро» из сюиты «Пер Гюнт» Эдварда Грига (Edvard Grieg) или другую спокойную музыку (темп — не более 60-65-ти ударов в минуту, шум леса, пение птиц и тому подобное.

Это упражнение лучше выполнять с детьми после физической нагрузки. Музыкальный руководитель включает музыку и предлагает детям удобно расположиться на полу, закрыть глаза, представить солнечный день и зеленый лес. Главный элемент упражнения — «лесной» воздух, при котором дети должны спокойно, с удовольствием вдыхать и выдыхать воздух, представляя, что находятся в лесу и наслаждаются лесным чистым воздухом.

1. «Прогулка по сказочному лесу» (Н. Римский-Корсаков, ария Февронии из оперы «Сказание о невидимом граде Китеже»).

Шаги в медленном темпе, представляя вокруг себя красивый пейзаж и показывая жестами другим детям великолепие природы.

2. «Праздничный марш» (Н. Римский-Корсаков, вступление к опере «Сказка о царе Салтане»). Представить себя идущим на праздник. Идти уверенным, решительным шагом.

3. «Крадущаяся кошка» (Д. Пучини, «Вальс» из оперы «Богема»). Движения по кругу, шагая на «раз», каждого такта. Движения плавные, тяжесть корпуса переносится постепенно с одной ноги на другую.

4. «Порхающая бабочка» (А. Дворжак, «Юмореска»). Лёгкие пружинистые шаги, с взмахом рук изображая бабочку.

5. «Любование цветком» (Н. Шопен, Вальс №7) Дети передают по кругу на каждый такт вальса цветок, любуясь им [8].

Музыкальная релаксация

Данные упражнения направлены на коррекцию психоэмоциональной сферы ребенка, на приобретение навыков расслабления [10].

При выполнении данных упражнений важно, отвлечь ребенка от травмирующих переживаний и помочь ему при помощи музыки увидеть всю красоту мира. Все упражнения комментируются педагогом под определенную музыку, вызывая различные эмоции.

Например:

1. Упражнение для активизации жизненных сил «Энергия» (для гипоактивных детей, муз. М. Равеля. Павана; Болеро.

2. Упражнение для расслабления, снятия раздражительности (для гиперактивных детей, муз. Д. Шостаковича из фильма «Овод».

3. Упражнение, формирующее оптимистическое настроение «Радость жизни» муз. Ж. Бизе. Юношеская симфония, танцевальная музыка из оперетт Р. Штрауса, И Кальмана, Ф. Легара.

4. Упражнение, формирующее отношение к миру «Любимая мама» муз. Ф. Шопена. Ноктюрн.

5. Упражнение, на преодоление чувства стыда и застенчивости. «Я все умею» муз. И. Брамса. IV симфония. Ф. Лист. Прелюдия. И т. д.

Музыкотерапия представляет собой совокупность приемов и методов, направленных на расширение и обогащение спектра переживаний и формирование такого мировоззрения, которое помогает человеку быть здоровым и счастливым. Богатые чувства и высокие мысли являются главным составляющим этого вида психотерапии. Формирование богатой эмоциональной сферы ребенка достигается за счет вовлечения его в широкий круг музыкальных художественных переживаний, формирование высокого строя мыслей.

Когда ребенок слушает музыку, его организм поглощает музыкальную энергию, и она нормализует работу жизненно важных систем и органов. Поэтому правильно подобранная мелодия оказывает благоприятное воздействие на ребенка и его здоровье.

Ребенок способен успешно развиваться, сохранять здоровье, если традиционные формы, методы и средства обучения и воспитания будет сочетаться с музыкотерапией.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Владыкина, Н. Е. Музыкотерапия и ее приемы в детском саду для музыкальных руководителей/ Н. Е. Владыкина//Алые паруса. – 2015. – №23. – с. 31-33

2. Попок О. А. Музыкотерапия для детей с ограниченными возможностями / О. А. Попок// Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. – 2012.-№150.- 224-260.

3. Опыт работы по теме: «Музыкотерапия как метод психокоррекции эмоциональных нарушений у детей дошкольного возраста» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.maam.ru – Заглавие с экрана

4. Виды музыкотерапии. Их коррекционный потенциал [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://revolution.allbest.ru– Заглавие с экрана

5. Музыкотерапия как инновационная технология социальной работы с детьми-инвалидами [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.scienceforum.ru– Заглавие с экрана.

6. Музыкотерапия как средство оздоровления детей [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://bibliofond.ru– Заглавие с экрана.

7. Музыкотерапия [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://ds101-arh.edusite.ru– Заглавие с экрана.

8. Виды и основные направления музыкотерапии [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://doroga-istin.ru– Заглавие с экрана.

Читайте также:  Как научиться вовремя хвалить собаку?

9. Методики музыкотерапии в лечении детей [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://educ.wikireading.ru– Заглавие с экрана.

10. Музыкотерапия в ДОУ [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://nsportal.ru– Заглавие с экрана.

11. Музыкотерапия [Электронный ресурс] http://samopoznanie.ru – Заглавие с экрана.

12. Арттерапия и ее использование в практике дошкольного учреждения [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://psychology.snauka.ru– Заглавие с экрана.

13. Музыкотерапия [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://docs.google.com– Заглавие с экрана.

14. Музыкальная терапия как метод регуляции агрессивности у детей старшего дошкольного возраста [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://festival.1september.ru – Заглавие с экрана.

15. Особенности использования арт-терапевтических методик в коррекционной работе педагога-психолога [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.vashpsixolog.ru – Заглавие с экрана.

16. Музыкальная терапия в эпоху Водолея [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://healingmusic.ru– Заглавие с экрана.

Игрушка-помощница в работе с детьми дошкольного возраста. В нашем ДОУ прошел творческий конкурс «Лучшая игрушка– помощница». Мне хочется рассказать об игрушках, которые связала и презентовала я.

Консультация для воспитателей «Тесто — пластика в работе с детьми старшего дошкольного возраста с детьми ЗПР» Консультация для воспитателей «Тесто – пластика в работе с детьми старшего дошкольного возраста с детьми ЗПР» По данным исследования ученых.

Мастер-класс: «Применение техники работы с бумагой квиллинг в работе с детьми дошкольного возраста» Цель: создание цветов в технике квиллинг. Задачи: формировать умение скручивать бумажные полоски в роллы, развивать творческие способности.

Метод проектов в работе с детьми дошкольного возраста В своей работе я использую один из эффективных методов – метод проектов. Метод проектов развивает познавательный интерес, дети приобретают.

Применение артикуляционной гимнастики в работе с детьми младшего возраста (по методике Т. А. Куликовской) Введение Правильное произношение звуков детьми обеспечивается хорошей подвижностью и дифференцированной работой органов артикуляции. Выработать.

Применение психодраматических техник в работе с детьми и подростками, испытывающих депривацию. Развитие ребенка предполагает не только развитие знаний и умений, но и определенный уровень отношений, в который вступает растущий человек.

Применение здоровьесберегающих технологий в работе с детьми младшего дошкольного возраста на основе метода проекта Жизнь в двадцать первом веке ставит перед нами много новых проблем, среди которых самой актуальной является проблема сохранения и укрепления.

Семинар-практикум для педагогов «Применение игры в работе с детьми раннего возраста в период адаптации к условиям ДОУ» Методическая разработка: Семинар-практикум для педагогов «Применение игры в работе с детьми раннего возраста в период адаптации к условиям.

Применение инновационных методов и технологий при изучении музыкальных инструментов с детьми старшего дошкольного возраста Выступление на Фестивале педагогических идей с презентацией музыкального творческого проекта: «Применение инновационных методов и технологий,.

Музыкотерапия

Музыкотерапия – это направление терапии, использующееся для коррекции имеющихся дефектов и развития необходимых качеств как в области соматики, так и психотерапии, основанное на использовании музыкальных композиций и их влияния на организм. В своем проявлении, как вспомогательного метода, музыкотерапия хорошо справляется и широко применяется в качестве подготовки к сложным терапевтическим приемам (длительным тренингам, глубокому терапевтическому контакту) или же, являясь эффективным базовым методом реабилитации для пациентов любого возраста и заболеваний показывает хорошие результаты на начальных стадиях. Помимо реабилитационной и коррекционной сфер, используется при установке благоприятного социального климата, музыкотерапия раскрывает творческие способности и способствует органичному течению педагогического процесса.

Музыкотерапия, как метод психологической коррекции

Виды музыкотерапии отличаются по преобладающей направленности:

– рецептивная (человек остается пассивен и в его задачу входит только прослушивание произведения или выделение определенных моментов в мелодии);

– активная (человек сам активно создает музыку или звуки при помощи игры на инструментах, отбивании ритмов или пения);

– интегративная (объединяет в работе несколько видов искусства, помимо музыкального, где могут быть включены рисунки и драматическая импровизация, сочетание с поэзией и рассказами).

Каждый из методов, являясь универсальным имеет свои нюансы, более подходит для групповых или индивидуальных сеансов, поэтому подбирать нужную программу должен музыкальный психотерапевт, а ожидание, что от самовольного прослушивания произведений вы получите столь же видимый эффект может не оправдаться, а также усугубить состояние.

Музыкотерапия при неврозах, эмоциональной нестабильности и многих нарушениях психической сферы занимает все более уверенные позиции, а в некоторых случаях может полностью заменить медикаментозную терапию. На данный момент виды музыкотерапии разделились на две основные школы: американскую и шведскую. Американское направление сосредоточилось на изучении влияние определенных музыкальных композиций на психическую сферу человека, вследствие чего были созданы каталоги произведений, использующиеся при определенных расстройствах. Основа разделения происходит по воздействию произведения, либо стимулирующего либо седативного.

Основной теоретической базой является теория психоанализа и необходимая разрядка переживаний (катарсис), что достигается при помощи музыки. Цель произведений – открыть каналы для переживания и выпуска накопившихся эмоций, что актуально при работе со страхами, тревожностями и прочими механизмами, блокирующими природных ход процесса эмоционального проживания. Музыкальные произведения, воздействуя на сферу чувственного восприятия, сначала актуализируют переживания, потом помогают им набрать силу и вылиться, посредством звуков. Тогда, когда психика останавливает непереносимые эмоции, музыка дает возможность протекать им безопасно и ритмично, двигаясь за тональностью произведения. Американская модель психотерапии подбирает для каждого заболевания или нарушения свое произведение, показавшего результативность нахождения катарсиса.

Шведская школа музыкотерапии не проводит четкой каталогизации произведений и ставит во главу угла воздействие музыки даже на физическом уровне и воспринимается, как способ получить доступ к самым глубинным личностным слоям. Музыка используется как способ установления контакта, когда человек ведет себя закрытым образом, и нет возможности работать в системе диалогового общения, тогда можно работать через эмоции вызываемые музыкой и говорить о переживаниях человека, связанных с ней. Музыка также делится на активизирующую и успокаивающую, и основа применения строится на выборе аутентичных звучаний (при сниженном настроении, апатии выбираются тихие и спокойные произведения, при гневе и возбуждении – громкие и насыщенные, что позволяет актуализировать состояние человека и предоставить ему собственные переживания для осознанного контакта).

Сеансы музыкальной терапии не занимают много времени (обычно слушается одно произведение длительностью от пяти минут до получаса, а потом происходит обсуждение происходящего). При индивидуальной работе направленность может отталкиваться от запроса клиента и варьироваться от встречи к встрече, или же будет подобран комплекс для домашнего прослушивания. При групповой терапии тратится больше времени на установление безопасной доверительной обстановки между участниками группы, а выбор произведений будет зависеть от направленности группы (пациенты с неврозами или люди с депрессивным расстройством, гиперактивность или бессонница).

Музыка имеет непосредственное воздействие на различные системы органов человека – она влияет на частоту и глубину дыхания, сердечные сокращения, темп работы нейронных путей, напряжение или расслабление мышц. Через подобное опосредованное воздействие возможно добиться изменений в эмоциональном состоянии, это влияние наиболее полно описано в телесно-ориентированной психологии, занимающейся взаимосвязью соматических проявления и эмоциональных переживаний. На примерах видно, как человек находящийся в тревоге успокаивается. Когда снижается частота сердцебиения, а как достигать подобного – при помощи медицинских препаратов или при помощи прослушивания музыки остается вопросом выбора, как для самого пациента, так и для его терапевта.

Музыкотерапия при неврозах, развитии навыков общения, регуляции психовегетативных реакций и выведении эмоциональных откликов при диалоговой психотерапии является наиболее успешным методом. Работа происходит путем нормализации эмоционального фона, благодаря получению разрядки и усилению осознания имеющихся проблем через контакт и актуализацию их в музыке. Когда снята острая фаза и ресурсы человека являются устойчивыми и наполненными возможная постановка конфронтации с имеющимися трудностями и поиск нового решения, которое можно найти в самом произведении, используя чувствительность клиента и его воображение. Далее музыкальная терапия помогает освоению новых способов эмоционального предъявления в мире, а также формированию новых жизненных стратегий и социальных отношений.

Музыкотерапия способна корректировать довольно обширный спектр психических состояний, но стоит понимать, что при серьезных нарушениях она может выступать лишь вспомогательным методом, а на определенных этапах не должна использоваться вообще. Так, пациентам в остром психотическом состоянии не следует устраивать сеансы музыкотерапии. Потому что погружение в свои эмоции и образы может усугубить ситуацию для человека, находящегося в погружении своих фантазий – до момента выхода из кризиса основной задачей психотерапии будет налаживание связей с реальностью и только после закрепления стабильного состояния возможно погружение для проработки эмоциональных компонентов. Так же для эпилептиков нежелательна музыкотерапия или же должна применять крайне осторожно, поскольку музыкальные волны воздействуют на мозг и при вхождении в резонанс могут спровоцировать судорожный припадок. Для лечения сниженного настроения музыкотерапия прекрасна, но выход из тяжелой депрессии возможен лишь при медикаментозной поддержке и других методах психотерапии.

Музыкотерапия для пожилых людей

Музыкотерапия для людей пожилого возраста стала настоящим открытием, являясь одновременно как способом восприятия и контактирования с миром, так и способом коррекции имеющихся нарушений. Процесс воздействия основан на том, что музыкальные вибрации резонируют с вибрациями человеческого тела и отдельными его системами и клетками. При нарушении гармонии, вибрации организма изменяются, а музыка может их сонастроить в привычный правильный ритм. Это справедливо и для работы отдельных систем (есть произведения улучшающие память, а есть нормализирующие давление). Обычно с возрастом гармония организма становится не данностью, а тем, что требует постоянной поддержки и заботы, если игнорировать эту потребность, то с большей вероятностью развиваются болезни тела, а психика, которая ранее справлялась с любыми эмоциональными перегрузками, становится слишком чувствительной, всплывают старые психологические травмы.

Самая популярная сфера применения музыкотерапии у пожилых людей – это выравнивание давления и обеспечение седативного эффекта, результаты от чего видны после первого сеанса. Но нельзя ограничивать возможности метода двумя выборами, эффективность замечена при болях и потере гибкости тканей, при реабилитации инсультов и операций (ускоряется процесс восстановления из-за увеличения активности клеток в периоды музыкотерапии).

Музыкотерапия доказала свою эффективность в развитии интеллектуальных функций, поскольку улучшает работу мозга. Для пожилого возраста это является профилактикой нарушений памяти и старческой деменции. Способность к поиску новых путей действия и адаптирования к окружающим условиям – показатель молодости организма. В не зависимости от цифры в паспорте. Установлено, что люди, чья жизнь наполнена различными музыкальными произведениями, лучше адаптируются и постоянно развиваются, осваивают новое, тогда как те, кто не слушает музыку или слушает однотипную, постепенно деградируют в своем развитии (касается это не, только пожилого возраста, но начиная с подросткового).

Музыкотерапия помогает корректировать количество энергии в теле и артериальное давление, что дает возможность разгрузить тело от приема медикаментов. Также выявлен расслабляющий и обезболивающий эффект, что становится актуальным для перегруженных мышц.

Основное внимание относительно возрастных кризисов заканчивается на кризисе среднего возраста, но после него следует еще один не менее важный, когда меняются жизненные приоритеты и цели, уходят из жизни близкие, меняется сам уклад будней и возможности собственного тела. О таких изменениях говорить не принято, но по своей силе и потрясению для личности они сравнимы с подростковым, когда человек не знает чего ожидать от себя, окружающих и что теперь делать с изменившимся миром.

Музыкотерапия позволяет находить новые пути выпуска накопленных эмоций, отгоревать потери, пересмотреть устоявшееся отношение к ситуациям. Внимательное вслушивание в изменение и ритмику произведения позволяет находить новые стратегии построения своей жизни, например можно увидеть возможность замедлиться и насладиться происходящим, а не гнать лошадей, как раньше, или же рассмотреть новые возможности, например, наконец, сесть за мольберт.

Музыкотерапия для детей

Музыкотерапия обладает множеством достоинств, что позволяет ее широко применять в работе с детьми. Это безвредность и простота применения (после одной консультации родители могут самостоятельно проводить сеансы дома), доступность (необходимый файл с мелодией можно скачать за минуту), возможность контроля (длительность и глубина процесса в зависимости от состояния ребенка могут меняться), а также основное это снижение количества других методов коррекции, которые обычно более затратные по времени и ресурсам, не говоря о медикаментозных препаратах.

Структура мозга ребенка наиболее чувствительна к воздействиям, а музыка действует на физическом уровне (вибрация и ритмика), эмоциональном (произведения вызывают чувства или перенаправляют их) уровнях, а также вносит либо гармонизацию процессов, либо их разобщение. Именно эта чувствительность детского организма позволяет купировать очаги неправильной работы органов, быстро снять эмоциональные всплески, но также при неверном подборе или одинаковости произведений может вызвать деградацию процессов развития.

Применяют музыкотерапия буквально с первых дней жизни, особенно для детей пострадавших от нехватки кислорода. Особенность их мозговой структуры осуществляет недостаточную выработку ферментов, тогда как музыкотерапия стимулирует активность их выработки (данные подтверждены множественными исследованиями клеточного анализа). Относительно проблем с дыханием и сердечно-сосудистой системой наблюдаются также видимые результаты, не только внешние (успокоение, засыпание), но и улучшение клеточной работы.

Идея о том, что в воздействии важен ритм, а не мелодия оказалась не жизнеспособной, поскольку ритмичные звуки лишь угнетали клеточную деятельность и затормаживали развитие. Эти данные необходимы при выборе музыкального сопровождения младенца, ведь рок-музыка построена в основном на ритмике и своим действием только усугубляет ситуацию, лучше выбирать классические произведения, но при этом следить за индивидуальной реакцией ребенка.

Колыбельные песни, как самый древний вид музыкотерапии оказались наиболее благотворно влияющими на младенцев. Это сочетание всех факторов развития, которые только можно придумать: контакт с матерью и интуитивная коррекция ее мелодии и громкости, наличие слов оказывает более гармонизирующее влияние, чем бессловесные произведения, а также каждая колыбельная является отражением той культуры, где рождается ребенок, что на глубоких слоях бессознательного оказывает успокоительный эффект.

Музыкотерапия в детском возрасте используется не только как метод коррекции нарушений, но и как развивающее средство. Она способствует развитию интеллектуальных способностей и творческого воображения, адаптивных способностей и внутреннего чувства эстетического. Дети, в чьих семьях принято слушать разнообразную музыку лучше социализируются и находят выходы из сложных ситуаций – это своеобразный метод расширения восприятия реальности, где появляется множество путей и возможностей, как в проживании и выражении своих чувств, так и в выполнении задач.

Автор: Психоневролог Гартман Н.Н.

Врач Медико-психологического центра «ПсихоМед»

Ссылка на основную публикацию