Методы обучения собак. Шейпинг для собак

Школа для собак: шаг за шагом

Создание оптимальных условий для обучения

Чтобы создать наилучшие условия для обучения, вам следует избегать:

  • прямой опасности воздействия со стороны других собак, а также других тренеров, владельцев или посторонних людей, например из-за непрофессионального применения наказаний или благодаря их угрожающим жестам и таким негативным эмоциям как злоба, раздражение, дурное настроение;
  • применения всех без исключения особо сильных средств принуждения, вспомогательных средств, вызывающих боль, подтягивания на поводке-удавке, рывков поводком или слишком сильного действия руками, которое действует угрожающе, например не следует насильно удерживать руками собаку в положении “Сидеть!” или “Стоять!”;
  • явно завышенных требований для данного занятия и конкретной ситуации или для состояния тренированности собаки на данный момент;
  • излишне громких команд (повышения голоса) или слишком больших тренировочных групп, в которых создается много отвлекающих моментов.

Методы и вспомогательные средства

Есть несколько команд, которые исключительно упрощают совместную жизнь, если собака ими овладела. Во второй части книги вы найдете детальное описание упражнений по отработке навыка выполнения основных команд, а также соответствующие указания по тренировке отдельных навыков. Для построения занятия есть несколько общепринятых правил, а также разные методики тренировки и вспомогательные средства. Теперь вкратце представим их.

Слова похвалы при освоении команды

Начиная отработку нового навыка или выполнение более трудного задания, вы должны дать собаке особенно приятное поощрение, если хотите добиться лучших результатов. Как только собака поймет, чего от нее хотят или уже явно окажется на полпути к освоению задания, нужно именно в это время изменить схему поощрений, введя в нее слова похвалы, чтобы собака даже в моменты, в которые она еще не заслуживает “настоящей” награды, почувствовала, что она молодец. Похвала голосом не особо высоко ценится собакой, если только она не будет представлена ей всего лишь за одно правильно выполненное “упражнение” в форме особо преувеличенного восторга. В качестве похвальных слов следует выбирать такие, которые легко выговаривать и можно произнести в дружелюбном и радостном звучании голоса. Слова вроде “Славно!”, “Молодец!”, “Браво!”, “Супер!”, “Ай хорошо!” вполне подходят для такого выбора. Чтобы собака поняла похвальное значение этих слов, первое время их нужно повторять, когда захочется похвалить собаку во время игры или кормления. На занятиях вы можете произносить их также с самого начала, чтобы просто похвалить, пока не убедитесь в том, что собака реагирует на эти слова и их уже можно применять как награду за качество работы. Собака связывает эти слова и дальше с ситуацией похвалы и знает, что они означают, что она сделала что-то правильно.

Команды безопасности

По-человечески понятно, что обстоятельства и действия, которые происходят изо дня в день, входят в плоть и кровь собаки. Целесообразно с самого начала отработать навыки, обеспечивающие безопасность, т. е. выполнение специальных команд. Чем лучше и, прежде всего, чем чаще будут занятия по отработке навыка выполнения “команды безопасности”, тем больше вероятность, что она будет услышана собакой в ситуации стресса или отвлечения. В качестве команды безопасности пригодится любой сигнал, означающий, что собака не должна двигаться и который тем самым может успокоить собаку. Я думаю, что для этого лучше всего подойдет навык “Смотри!” (“Глянь!”) и/или команда “Сидеть!”. Девиз упражнений для отработки четкого выполнения команды безопасности таков. Этот навык нужно закрепить в каждой жизненной ситуации! Ничего нельзя разрешать, прежде чем собака не закрепит нужный навык. Итак, команду “Сидеть!” всегда следует давать перед тем, как надеть ошейник и поводок, у выхода из дома, перед миской с кормом, перед тем как снять поводок на прогулке, обязательно перед тем как перейти улицу (даже если путь свободен!), перед получением каждого кусочка лакомства, перед началом любой игры, перед каждой лаской – в общем, перед тем как собака получит то, что ей особо дорого, чего она больше всего хочет. Даже если не возникает никаких особых ситуаций, следует упражнять выполнение команды безопасности в течение дня особенно часто и соответственно награждать исполнение. Собака должна усвоить: исполнение этой команды всегда приносит удовольствие и поощрение! Постепенно, снова и снова следует тренировать выполнение такой команды во все более сложных условиях и ситуациях. Однако чтобы выполнение команды действительно доставляло собаке удовольствие, не следует начинать ее обучение в слишком тяжелых условиях. Придется заниматься отработкой этого навыка довольно долго и всегда с повышенной похвалой, прежде чем собака уяснит преимущества своего повиновения и станет рьяно выполнять команду. Часто лучшей наградой для собаки бывает разрешение сделать то, что она больше всего хочет.

Освобождающая команда

В будущем пригодится, если вы с самого начала дадите собаке понять, что каждое занятие всегда и обязательно оканчивается освобождающей командой. Без такого “звонка на переменку” она не должна срываться с места. В отработке выполнения этой команды на первом месте и важней всего последовательность! То есть никогда не отпускайте собаку прежде, чем не похвалите ее за сделанное упражнение или выполненную команду. Если собака продолжает упражнение, хотя вы дали ей освобождающую команду, это не считается ошибкой. Но, если вы видите, что собака сама собирается закончить упражнение, хотя еще не получила освобождающую команду, вы должны еще раз повторить задание, а затем успеть освободить собаку прежде, чем она сама это сделает. Туг придется вернуться к отработке послушания, с тем чтобы занятие в любом случае могло быть закончено только после успешного выполнения задания.

Правила для отработки навыка

Шаг 1. Следует четко определить цель занятия. Разработайте стратегию, чтобы достичь этой цели: выберите технику тренинга; при необходимости выберите вспомогательные средства.

Шаг 2. Создайте такие условия для тренинга, в которых высока вероятность выполнения собакой требуемого задания (или, по крайней мере, привлекательные для собаки). Команды, для выполнения которых собаке потребуется совершить комплекс отдельных действий, следует разделить на несколько заданий так, чтобы, отработав отдельные навыки, их можно было бы затем объединить в одно упражнение. Лучшим методом для тренировки таких комплексных упражнений является так называемый “шейпинг” (по-английски shaping – придание формы) или “чейнинг” (по-английски chaining – выстраивание в ряд, построение цепочки поступков-действий).

Шаг 3. Отрабатывайте новый навык с достаточно высоким числом повторений до тех пор, пока собака не достигнет уверенного исполнения. Чтобы в будущем собака показывала высокую надежность выполнения ваших приказов, вы должны при освоении таких позиционных команд, как “Сидеть!”, “Место!”, “Стоять!”, с самого начала ввести в употребление освобождающую команду.

Шаг 4. Чтобы собака могла обучиться как можно быстрей, место, где вы занимаетесь, должно быть поначалу свободно от отвлекающих раздражителей. Кроме того, собака в фазе начального ученичества должна получать похвалу за любое правильное действие до тех пор, пока не достигнет полной надежности выполнения. Но к этой надежности выполнения вы должны идти мелкими шажками и всегда делать следующий шаг только тогда, когда собака точно уяснила цель предыдущего занятия и правильно выполнила задание. Причем в поведении собаки во время выполнения не должно быть даже оттенка неуверенности или нервного напряжения.

Шаг 5. Чтобы достичь высшей степени уверенности и надежности выполнения, следует повторить отработанное упражнение во множестве различных ситуаций и в различных условиях окружения. Подобные отвлекающие раздражители нужно постепенно вводить и во время тренировок.

Шаг 6. Сила этих раздражителей и их привлекательность для собаки должны возрастать также очень постепенно. В идеале ваша собака не должна делать ошибок даже при выполнении упражнения на расстоянии. Кроме того, важно, чтобы, несмотря на отвлечения, всегда можно было достаточно мотивировать действия и концентрировать внимание собаки.

Шаг 7. Если собака стала хорошо понимать командуй выполнять упражнение, можно перейти в использовании поощрения (похвалы) с “всегда” на “от случая к случаю”.

Шаг 8. Контроль команд. Если собака просто так сама или, возможно, чтобы вам угодить, делает без команды отработанное упражнение, она не должна получать никакой похвалы за это! Поощрение она получает только тогда, когда выполнила данную ей команду.

Введение в употребление сигналов

Есть различные возможности введения сигналов, называемых обычно командами. “Традиционный тренинг”. Сигнал начинают применять в то время, когда собака как раз совершает желательное действие. В идеале хорошо бы чуть-чуть опередить собаку, но чаще это оказывается невозможно угадать. Правильный выбор момента (удачный “timing”) – и здесь важней всего.

Совет. Преимущество кликер-тренинга можно использовать также в традиционном тренинге. Просто придется дольше ждать нужного действия, чтобы начинать тренировать его без команд и продолжать до тех пор, пока собака не поймет, о чем идет речь.

“Кликер-тренинг” (применение кликера). В этой системе вы тренируете упражнение совсем без словесных команд до тех пор, пока ваша собака им полностью не овладеет во всех подробностях. Только тогда упражнение получает какое-либо название. Преимущество кроется в том, что на пути к усвоению навыка собака четко связывает сигнал (звук кликера) с наилучшим выполнением и никогда – с возможными ошибками или неуверенностью. При отработке команд, требующих выполнения нескольких действий, можно разбить их на отдельные составляющие элементы и обучать каждому навыку по его сигналу. Это применяется преимущественно при тренинге по chaining-методу и обычно рекомендуется, если отдельные действия могут быть использованы при выполнении других упражнений или их имеет смысл применять в других ситуациях. В традиционном тренинге команда вводится уже на шаге 2, при кликер-тренинге – только на шаге 7.

Кликер-тренинг

Кликер – это тренировочное вспомогательное средство. Чаще всего в качестве кликера используют пластиковую коробочку с мелкими металлическими предметами, которые могут хорошо звенеть при потряхивании. На первом этапе собаку учат тому, что она всегда после этого звука получает лакомство. Как только она это усвоит, можно начинать применять кликер как индикатор поощрения. Если она хорошо выполняет упражнение, издается звук, а затем дается лакомство. По сравнению с обычным методом поощрения, при тренировках с кликером гораздо легче уловить удачный момент (тайминг) потому, что не важно, сколько времени пройдет между “кликом” (щелчком) и предложением лакомства, если сам этот звук уже стал для собаки знаком поощрения. Здесь главное – вовремя щелкнуть. Таким образом, вы сможете отработать навыки по мелким деталям. Если вы заинтересовались методом кликер-тренинга, можно ознакомиться со специальной литературой по этой теме.

Target-stick и выработка условного рефлекса с его помощью

Английское название target-stick происходит от слов target – цель, мишень и stick – палка, стек (наиболее близко по смыслу в данном контексте русское слово “указка”, его и будем употреблять далее – примеч. переводчика). Тренинг с “указкой” поможет собаке ориентироваться и целенаправленно выполнять упражнения. При выработке условного рефлекса с помощью “указки” можно идти разными путями. Например, можно втолковать собаке, что при выполнении какого-либо задания она должна коснуться предмета лапой или взять что-то в пасть. Если рефлекс вырабатывается на работу лапами, нужно учить собаку слегка прикасаться к “указке” лапой. Смысл упражнения в том, что “указка” позже станет обозначать, чего именно следует коснуться лапами, и будет помогать собаке правильно найти цель. То же самое с работой носом или пастью. Об этой форме тренинга более подробно рассказано во второй части книги (см. Упражнение “Вперед!”).

Шейпинг-тренинг

Этим словом (shaping, англ. – формирование) обозначают отработку у собаки навыка выполнения определенной последовательности связанных действий. При шейпинг-тренинге собаку награждают за освоение каждого отдельного навыка, приближающего ее к желаемой цели. Здесь прекрасно пригодится кликер как индикатор поощрения, подсказывающий собаке, что она на правильном пути. При этом собаку поощряют за каждое ее отдельное правильное решение, то есть после каждого “клика”. И каждый раз ей разрешают прерывать выполнение, для того чтобы получить лакомство за очередную часть своего успеха.

Чейнинг-тренинг

Это название еще одной техники тренинга, подразумевающей отработку выполнения поведенческой цепочки (chain, англ. – цепь, последовательность). Здесь различают backward chaining (обратный, “задом наперед”) и forward chaining (направленный вперед). При “обратном” с самого начала показывают и поощряют выполнение собакой финала цепочки навыков, составляющих задание. После этого собаку обучают более точному выполнению отдельных навыков комплексного упражнения, начиная с предпоследнего, т. е. в обратном порядке. При этой форме тренинга собака ожидает поощрения только после выученного до этого навыка (но который в данном упражнении будет последним). Так постепенно продвигаясь по отработанным навыкам от конца к началу, собака обретает уверенность в себе и в выполнении задания. При forward chaining тренируют части общего задания по отдельности. Можно для каждой части этой цепочки использовать свою команду и только потом составить из отработанных навыков нужную поведенческую цепочку этого задания.

Пример шейпинг-тренинга

Задача собаки – достать мяч из коробки. Собаку сразу поощряют, как только она пойдет хоть немного правильно в сторону коробки. Затем ее поощряют, когда она подойдет ближе к коробке. Позже собаку начинают поощрять только тогда, когда она пойдет точно к коробке, затем награждают, если собака остановилась около коробки и засунула туда свой нос. Затем можно наградить, когда собака все это проделала, взяла мяч в пасть и хотя бы мгновение подержала его. В конце концов, она будет доставать мяч из коробки, приносить его и ложиться в указанном месте. После этого обязательно должно быть вознаграждение.

Пример чейнинг-тренинга

Задача собаки – достать мяч из коробки. При backward chaining тренируют доставание мяча из коробки, затем его удерживание в пасти и переноску, затем поиск коробки с мячом из некоторого удаления, затем все вместе: бег к коробке, чтобы достать оттуда, и принести мяч. При forward chaining отработку навыка ведут в обратном предыдущему, а именно в “правильном” порядке действий.

Полёт Мечты

Мексиканская голая собака ( Xoloitzcuintle ), сао, уиппеты и другие. Лошади, козы, рыбы. Вязки, консультации, общение.

  • Список форумовО СОБАКАХ и НЕ ТОЛЬКОСпортДрессировка
  • Изменить размер шрифта
  • Версия для печати
  • FAQ
  • Вход

Дрессировки собак, фотоматериалы,кликер.

Gremlin » 30 ноя 2009, 01:25

Все
Я окончательно запутался

flydream » 30 ноя 2009, 01:34

Баста » 30 ноя 2009, 01:38

Gremlin » 30 ноя 2009, 01:41

Баста
давайте порассуждаем

как вы упомянули, занятие с собакой можно ограничивать
начало тренировки “работать”
окончание “гуляй”
еще я (и не только я) употребляю “смотреть” – чтобы собака концентрировалась на меня
так вот
моя собака ловит каждое слово в период с “работать” до “гуляй”
в этот интервал собака работает со мной и на других не обращает внимание
и здесь я употребляю и команду “да” и команду “нет”
и кучу других команд
это отработка навыка кагбэ
и я не занимаюсь с собакой, когда меня кто-то отвлекает
или когда я с кем-то беседую
поэтому случайных фраз не случается

следующий “этап”
перед “смотреть” на тренировке всегда называл кличку собаки
и сейчас на улице, чтобы привлечь внимание собаки, мне достаточно или позвать собаку по кличке или сказать “смотреть”
и с этого момента собака в “контакте” только со мной и выполняет все мои команды до тех пор, пока я не скажу “гуляй”

и разве здесь есть место для случайных слов?
собака и не фильтрует разговор до тех пор, пока не услышит свою кличку или “кодовую” команду
а вот после условного сигнала собака работает
а весело или неохотно – это зависит от человека, а не от наличия кликера
смог заинтересовать собаку – значит будет все быстро и красиво, не смог – тут уж и кликер не поможет

flydream » 30 ноя 2009, 01:45

Gremlin » 30 ноя 2009, 01:48

прежде чем что-то попробовать, нужно разобраться что и как работает и какие есть подводные камни

flydream » 30 ноя 2009, 02:01

Баста » 30 ноя 2009, 02:19

Всё, я поняла в чём запутались.
Есть разные методики применения кликера. “От звонка до звонка” – это одно. В той системе, о которой вы говорите, – концентрация внимания, нет места случайным словам, может быть, можно работать без кликера. Я не берусь судить, насколько это будет равноценно по эффективности, потому что без кликера обучала собаку очень давно – последний раз почти 13 лет назад. При этом тогда в моём распоряжении была только механика и литература вроде “Служебного собаководства”. Не могу сравнить, каким методом команда будет выучена быстрее, мотивация будет выше и т.п. Читала отзывы, что на кликере собака обучается быстрее, но не проверяла.

Читайте также:  Как правильно корректировать поведение собаки

Ой, нет, вру. У меня есть один пример. Когда мы с Бастой занимались на площадке, нам надо было отработать красивую усадку в положении “рядом”. На площадке тренер не работает по той методике кликер-тренинга, которую использую я. И я следовала его указаниям. Поправляла рукой, хвалила, поощряла. Собака не въезжала. Дома мы тоже занимались. Но не с кликером. С кликером мы делали более интересные вещи, он был занят всякими угадайками и т.п. Собака не могла въехать в усадку рядом. Неделя, две, три. Мне надоело. Я взяла кликер. Навела собаку лакомством, не обращая внимание на красоту усадки. Потом понаводила рукой. Слегка закрепила. Потом, параллельно, пощёлкала каждый раз, когда собака просто оказывалась у левой ноги. Вроде как шейпингом сформировала усадку у левой ноги. Наложила один процесс на другой. И стала отщёлкивать максимально близкие и красивые усадки. За 2 дня я сделала усадку рядом! причём обалденную, это моя любимая команда у Басты, до того точно она “паркуется задом”, пришпиливаясь к ноге и глядя в глаза, у неё просто виртуозно это получается! за 2 дня я сделала то, над чем мучалась 3 недели!

Другая методика – “Фри шейпинг” – свободное формирование поведения. Это то, что в ролике я показываю на команде “бэк” со Стаси. Допустим, учим команду “место”. кладём в комнате любой предмет, обозначающий место. Скажем, сумочку. Занимаемся своими делами. И каждый раз, когда собака проходит мимо сумочки, щёлкаем. Если не проходит мимо – щёлкаем, когда смотрит в ту сторону или когда голову поворачивает. Собака начинает обращать всё больше внимания на сумочку. Подходит к ней всё увереннее и увереннее. Добиваемся того, что она маниакально бегает к сумочке, едва увидев её. Перестаём щёлкать просто за приближение. Добиваемся, чтобы она оставалась у сумочки на пару секунд. Потом – всё дольше и дольше. В какой-то момент они сядет там или сразу ляжет. Щёлкаем, джек-пот. С этого момента отщёлкиваем только укладку у сумочки. Когда она стабильна, увеличиваем время укладки. Увеличиваем. увеличиваем. Когда собака бежит к сумочке, ложится и лежит там секунд 30, вводим команду. Несколько повторений -команда “место” готова.

Если мне нужен быстрый результат, я люблю совмещать эти 2 метода. Пока что я не читала про накладку метода на метод ни в одной статье, может быть, это моё ноу-хау, не знаю. В общем, сначала я слегка закрепляю действие наведением, лакомством или таргетом, а потом то же действие независимо от этого строю фри-шейпингом. Запоминается намертво и результат просто стремительный.

Шейпинг офигенно развивает мозги, собака становится просто каким-то интеллектуальным монстром Контакт взлетает, угадывает желания с одного взгляда, ту же Басту я сажаю “рядом”, просто показав ей глазами направление движения. Собака “учится учиться” и с каждым разом новое осваивает всё быстрее и быстрее. Физические возможности тоже развиваются, собака учится чувствовать и управять разными частями тела – задними ногами, хвостом. В целом, надо этим заняться, чтобы почувствовать.

Gremlin » 30 ноя 2009, 02:56

Вот теперь вроде до меня дошло

“идеология” кликер тренинга весьма интересна
и похоже что действительно собаку, приученную к кликеру, легче обучать новым трюкам
только вот еще надо приучить собаку к кликеру

Юля DomXolo » 30 ноя 2009, 03:07

Это как раз совсем не сложно! Я Зорку за два-три занятия планировала мягко приучить..На мой взгляд, он всё понял на первом

Баста
Спасибо за такие подробные ответы, инструкции и примеры! Пошла осмыслять

xa-ax » 30 ноя 2009, 10:08

Gremlin » 30 ноя 2009, 12:56

Лена
Беруши вам в помощь
Одной пЁске ушки заткнула, а со второй работаешь
Или каждой по своему кликеру

А вообще.
Тут я вот о чем подумал
Люба рекомендовала поощрение собаки кликером в ночное время.
Типа голосом разбудить домочадцев можно.
У меня ночью на пол на кухне упала чайная ложка. как будто банку с гвоздями уронил
Судя по отзывам о громком и резком звуке кликера, при примении сего девайса в ночное время, звук кликера может разбудить не только домочадцев, но и мирно почивающих соседей.
Уж лучше прошипеть “хорошо” – у собаки слух хороший, должна по идее услышать

И красивая посадка у ноги отрабатывается быстро и без всякого кликера
Именно так я и делал, как описывала Люба, только без кликера
Вначале просто подход к левой ноге и посадка (делал это всегда стоя спиной или левым боком к собаке, чтобы потом не переучивать на обход)
Когда стал стабильно подходить, начал подзывать стоя к собаке лицом и направлять в обход рукой
Два или три занятия и млыш понял что от него требуется
Остается только отшлифовать стабильность

Юля DomXolo » 30 ноя 2009, 17:32

– слухи о “громкости и резкости” явно преувеличены!

Хочу добавить ещё, что кликер это не панацея! Это один из инструментов дрессировки, основанной на положительном подкреплении. Ваше право использовать его или нет. Я лично в восторге от него! Но я вапще личность восторженная по жизни (меня такие мелочи радуют, что другие и не заметят)

Gremlin » 30 ноя 2009, 17:57

Юля DomXolo
вот тут я с вами соглашусь
не панацея, а одно из средств
это как фотоделе – кто пользуется зумобъективами а кто фиксфокусными – но конечный результат один: получение качественного фотоснимка
так и с кликером
но слушая некоторых приверженцев этого кликер тренинга, можно подумать что без кликера сейчас никуда
а на самом деле это не так
в общем низкопробный ширпотребовский PR =)
типа совковой рекламы: “вам пора! и вам пора! с вентиляторным заводом заключать договора!”
а полезную информацию приходится выуживать по крупинкам
спасибо Любе, которая не пожалела времени на разъяснения

а на счет преувеличения громкости кликера. ну выше же говорилось, что им можно собаку подзывать метров с десяти
а в шумном городе это довольно громкий звук должен быть
так что неизвестно от чего быстрее проснуться ночью – от кликера или от голосовой команды

в общем я тут еще поизучал материалы по кликер тренингу. в общем для себя лично я все выводы сделал
будут лишние деньги куплю кликер и попробую с ним поработать
но пока дрессировка Грема находится в начальной стадии, я пока по старинке продолжу работать

Пять основных ошибок при дрессировке собак на положительном подкреплении.

Вы никогда не услышите от меня, что принудительные методы дрессировки собак не работают, они работают. Так же вы не услышите от меня, что поощрительные методы сделают из любой собаки образцовую собаку-компаньона. Нет, это не так.

Однако существует большая разница между поощрительным и принудительным методом воспитания. В случае если метод, опирающийся на применение силы, не приносит результата, то, скорее всего, это связано с тем, что собака не способна терпеть физическое давление и устрашение. Это может привести к долгосрочным серьезным проблемам в поведении животного и иногда к физическим повреждениям у собаки.

Собаки с более напористым характером могут настойчиво сопротивляться принудительным методам дрессировки. В то время как те, чей характер мягче, чтобы вытерпеть физические наказания, могут укусить из оборонительных целей или просто полностью закрыться. Поощрительный метод дрессировки часто оказывается неудачным из-за ошибок, возникающих при его реализации. Если вы неправильно пользуетесь кликером и поощрениями, то в результате вы можете получить толстую, счастливую и неконтролируемую собаку, но у вас гораздо меньше шансов нанести ей психический и физиологический ущерб.

Целью, конечно, остаётся здоровая, счастливая и послушная собака. Для того чтобы добиться такого результата поощрительными методами дрессировки, вы стоит избегать типичных ошибок, описанных ниже.

Ошибка №1. Путать положительное подкрепление и вседозволенность

Скорее всего, вы слышали, что тренера, использующие отрицательное подкрепление, настаивают на том, что должны быть негативные последствия за неприемлемое поведение, а иначе животное никогда не поймёт, что ему дозволено. Вы удивитесь, когда узнаете, что сторонники положительного подкрепления не спорят с этим. Дело в том, что мы по-разному понимаем последствия этого. Хорошо реализованная программа поощрительной дрессировки совмещает правильный менеджмент ситуаций — чтобы не дать собаке возможность получить подкрепление нежелательного поведения и негативное наказание – когда неприемлемое поведение собаки приводит к прекращению каких-то хороших вещей.

Посмотрите эти примеры:

Принудительный/силовой — собака на поводке, собирается прыгнуть на прохожего. Хендлер жёстко корректирует (наказывает) ее, резко дернув за поводок. Прыжок наказывается. Собака запоминает, что происходит что-то плохое, когда она пытается на кого-то прыгнуть. Стоит отметить, что собака может так же запомнить, что сам факт приближения к человеку может вызывать негативные последствия, что ведёт к формированию агрессивного или боязливого поведения в присутствии незнакомцев.

Позитивный — собака на поводке, собирается прыгнуть на прохожего. Хендлер удерживает собаку так, что она не имеет возможности приблизиться к человеку. Просит прохожего остановиться и подождать, пока собака сядет и уже потом разрешает ее погладить. Действие собаки было проконтролировано, собака запоминает, что от прыжка на прохожего она ничего не получает, а вот если она сядет рядом с человеком, то это приведет к хорошим последствия. Так закладываются основы для будущих хороших манер и умения вежливо знакомиться с посторонними.

Вседозволенный – собака на поводке, собирается прыгнуть на прохожего. Хендлер позволяет собаке исполнить её желание, и прохожий награждает её поглаживанием. Поведение подкрепляется. Собака запоминает, что прыжки приносят приятные эмоции и продолжает прыгать на гостей, приходящих в дом, иногда даже усиливая свои попытки прыгнуть на человека.

Менеджмент ситуаций играет жизненно важную роль в положительном (а не вседозволенном!) методе дрессировки. Не давая собаке получить награду за нежелательное поведение, вы не даете собаке самоподкрепляться в этих ситуациях. Это работает, когда вы пресекаете прыжки собаки на прохожих, закрываете её в клетке, чтобы не дать ей разгромить дом в ваше отсутствие, убираете всё съедобное со стола, чтобы собака не училась проверять поверхности на предмет вкусных «подарочков», убираете привлекательные предметы из зоны доступа, чтобы собака не могла их сгрызть и много других вариантов, где вы можете использовать менеджмент ситуаций.

Поведение, которое никак не подкрепляется, в конечном итоге исчезает. Особенно, если вы делаете упор на поощрении альтернативного, желательно несовместимого с первым, поведения.

Ошибка №2 Зависимость от наведения

Если вы не убежденный приверженец шейпинга (метод обучения через отбор поведения), то вы, скорее всего, используете наведение при работе с положительным подкреплением.

В наведение используются лакомства, чтобы показать собаке, что вы хотите, чтобы она сделала. Чтобы навести собаку на команду «лежать», держите лакомство прямо перед носом собаки, пока она сидит, затем начните потихоньку опускать его вниз. Как только собачий нос потянется за лакомым кусочком, обозначьте это действие щелчком с помощью кликера либо голосом, например «да», и наградите лакомством.

Продолжайте постепенно опускать лакомство на пол, хвалить и поглаживать собаку, пока она лежит на полу. Если вдруг собака встанет, скажите «нет», усадите собаку и начните наводить заново, но на этот раз опускайте лакомство не так быстро.

Наведение для обучения новому поведению – это хорошо. А вот забывать постепенно убирать наведение – это нехорошо. Если вы не начнете достаточно быстро убирать наведение во время обучения навыку, поведение вашей собаки может стать зависимым от наличия лакомства в вашей руке. Несмотря на то, что у меня почти всегда есть лакомство в кармане или где-то поблизости, я не хочу, чтобы моя собака показывала нужный навык, основываясь только на знании, что лакомство у меня с собой.

Здесь описано как постепенно отойти от наведения на примере команды «лежать»:

  1. Применяйте наведение до тех пор, пока собака не станет выполнять команду без особого труда — когда вы опускаете корм вниз, собака ложиться сразу и получает лакомство. Для большинства собак шести повторений бывает достаточно.
  2. Встаньте перед собакой, держите руки по бокам от себя. Лакомство держите в руке, которую вы используете для наведения. Если собака пытается достать лакомство из руки, спрячьте её за спину.
  3. Как только собака сядет, дайте команду «лежать».
  4. Подождите немного, и, если собака не ляжет (что происходит в большинстве случаев), наведите собаку лакомством в нужное положение.
  5. Повторите 3 и 4 шаги несколько раз. Иногда ждите чуть-чуть дольше, прежде чем начать наводить, иногда начинайте раньше.
  6. Если собака не ложится после шести повторений, начните постепенно убирать наведение. Скомандуйте «лежать», пауза, начните наводить собаку, но вместо полного движения рукой до пола, проведите ¾ пути и быстро спрячьте руку за спину, ведя ее параллельно полу (если вы поднимете руку, то собака, скорее всего, снова сядет). Поскольку собака проделала ¾ пути до пола, то вероятнее всего, она продолжит движение и ляжет, несмотря на то, что лакомства уже нет. Если собака всё же встала, то попробуйте проделать то же самое, но провести куском 7/8 пути до пола.
  7. Повторяйте шаг 6, постепенно уменьшая наведение к полу, пока оно совсем не исчезнет.

Вы можете применить этот алгоритм к любым другим командам, которые можно научить наведением. Как только собака начнёт быстро выполнять их с наведением, сразу же начинайте наведение уменьшать. По сути, вы переводчик для вашей собаки, вы показываете ей, что слова, которые вы используете – это эквивалент наведению. Когда вы даёте команду «лежать», делаете паузу и затем наводите, это равнозначно тому, как если бы вы сказали: «Собака, слово «лежать» значит то же, что и кусок перед твоим носом, который опускается на пол, а ты следуешь за ним».

Ошибка №3 Зависимость от поощрения

Даже если у вас хорошо получается уходить от наведения, вы все равно можете замечать за собой, что не можете отказаться от постоянной выдачи лакомства – вам кажется, что вы обязаны поощрять собаку каждый раз, когда собака демонстрирует нужное поведение, а иначе оно может угаснуть.

Такая ситуация называется непрерывное подкрепление. Собака может достигнуть таким способом великолепного стабильного поведения, но это поведение скорее всего не будет достаточно длительным . Если по каким-то причинам вы перестанете поощрять каждый раз, когда собака демонстрирует поведение, скорее всего собака достаточно быстро перестанет показывать нужное поведение, поскольку она перестает получать первичное подкрепление (еду).

Примените очень важный концепт вариативного подкрепления. Когда ваша собака стабильно выполняет команды на непрерывном подкреплении – демонстрирует желаемое поведение как минимум в 8 из 10 случаев, то пора начинать поощрять с перерывами. Проще говоря, время от времени пропускайте момент клика и лакомства, вместо этого хвалите собаку. По началу, пропускайте щелчки лишь изредка, постепенно начиная пропускать всё больше и больше, до тех пор, пока собака не начнет работать в основном за похвалу (или другие социальные поощрения).

Если вы постоянно включаете похвалу в ваш дрессировочный процесс — клик, лакомство, «хорошая собака!», тогда у вашей собаки выработаются позитивные ассоциации с похвалой, и она будет ценна для собаки, даже когда вы станете работать без кликов и лакомства.

Напоминаю: в моих дрессировочных сессиях, кликер всегда значит, что потом последует лакомство. Когда я начинаю внедрять вариативное подкрепление, то я перестаю кликать, а только хвалю. Это помогает сохранить ценность и силу кликера.

Вы можете использовать другие поощрения, когда хотите поощрить животное без кликера и лакомства. Все, что ваша собака любит, может использоваться для мотивации, особенно если вы можете контролировать доступ собаки к предмету и применять его в поощрении правильного поведения. Это могут быть: мячик, любимая игрушка, прогулка на машине, на поводке или почесывание за ухом.

Иногда, я поощряю своих собак за ожидание перед дверью, открывая дверь и разрешая им выбежать из нее. Они срываются с места и бегут играть и делать свои дела. Все это тоже варианты социальных поощрений, которые подкрепляют собак естественным путём.

Конечно, они не всегда получают возможность выскочить в дверь. Вариативное поощрение делает поведение очень длительным. Как игроман с автоматами, ваша собака будет играть бесконечно, потому что она знает, что однажды получит награду.

Ошибка №4 Несвоевременность

Некоторые дрессировщики скажут вам, что последствия должны последовать за действием в течение какого-то определенного промежутка времени, чтобы они повлияли на действие, т.е. чтобы собака поняла связь между поступком и наградой (наказанием). Я слышала, что кто-то называет цифру в 5 секунд (на мой взгляд, это слишком долго), кто-то говорит про 1 секунду (по-моему, это более верная цифра).

Читайте также:  Как научиться вовремя хвалить собаку?

Достаточно сказать, что результат тем лучше, чем ближе последствия к самому действию по времени. Это одинаково верно и для положительного подкрепления (лакомство, похвала, игрушка, поглаживание) и для негативного наказания (когда поведение собаки приводит к тому, что хорошие вещи уходят) или для положительного наказания (когда поведение собаки приводит к тому, что плохие вещи начинаются). Конечно, тренеры работающие на положительном подкреплении стараются избегать использования положительного наказания.

Наибольшая польза от маркера поощрения, например, щелчка кликера или слова «да» — это точный тайминг. С маркером у вас идеальный или почти идеальный тайминг отметки правильного поведения. Маркер — это как мостик между командой и лакомством. Как только произошло поведение, вы должны отметить его щелчком, а потом у вас есть несколько секунд, чтобы спокойно достать лакомство и дать его собаке.

Если у вас плохо с таймингом и вы постоянно запаздываете с кликом, вы можете непроизвольно, но постоянно подкреплять не то поведение, которого вы добивались от вашего подопечного. В лучшем случае это введет собаку в заблуждение, замедлит процесс обучения и расстроит вас обоих. В худшем – вы спровоцируете прямо противоположное поведение, все это закончится переучиванием или даже устранением нежелательного поведения.

Давайте представим, что вы обучаете собаку вежливо приветствовать гостей, выполняя команду «сидеть». Когда к вам приходят гости, собака у вас на поводке, чтобы вы могли предотвратить прыжки. Когда к вам заходит гость, собака идеально выполняет команду «сидеть» на входном коврике. Вы нажимаете на кликер, но пока вы нажимаете, собака успела подумать, что хвалить ее никто не планирует и как раз прыгает на тетушку Марту. Клик, ой! Конечно, вы не совершили никакой глобальной ошибки (если тете Марте не 90 лет и у нее не сломалось ребро от прыжка собаки). Но каждый раз, когда вы запаздываете с маркером, и даете его, когда ваша собака уже прыгает на гостя, а не сидит на выдержке, вы тем самым говорите собаке, что запрыгивать это хорошо, это поведение приводит к поощрению.

В данной ситуации есть преимущество у голосового маркера – слово «да» или щелчок языком. Если вы застигнуты врасплох и у вас нет кликера, то просто промаркируйте поведение голосом и подкрепите его лакомством, который наверняка лежит у вас в кармане.

Если вы поняли, что опаздываете со щелчком, даже когда кликер у вас наготове в руке, то вам нужно попрактиковаться с таймингом. Когда рядом нет вашей собаки (и она не может вас слышать), включите телевизор на спортивном канале и найдите теннисный матч. Смотрите внимательно. Каждый раз, когда теннисист отбивает мяч, нажимайте на кликер. Как только вы заметите, что ваш клик точно совпадает с ударом по мячу, вы можете приступать к дрессировке. (Заметим: такой вид отработки реакции не эффективен с гольфом и бейсболом.)

Ошибка № 5: Неуверенность в своих убеждениях

Если вы дрессируете собаку, а эффекта не видно, то вам может показаться, что сойти с пути будет лучше. Всегда найдутся друзья, единомышленники, семья и другие профессионалы, готовые с радостью указать на ваши ошибки, и посоветуют применить жесткие меры, припугнуть или хорошенько одернуть вашу непослушную собаку, чтобы заставить ее подчиняться.

Возможно вы тренер, который уходит от применения наказания в обучении, но ваш предыдущий успех в применении силовых методов постоянно нашептывает вам: «я мог бы дернуть за поводок разочек!»

СТОП!

Основная вещь, которую мы так ценим в положительной дрессировке – это доверие, которое вырастает между человеком и собакой. Ваша собака верит, что может пробовать разные варианты поведения, и они не приведут к боли. Вы дадите ей понять, когда она права, и не напугаете и не побьете ее, если она ошиблась. Когда вы разрушаете доверие, вы рискуете получить негативные поведенческие последствия, иногда очень значительные — от агрессии с одной стороны, до отказа от работы или выученной беспомощности с другой.

Когда собака становится агрессивной, ее будущее ставится под сомнение. Когда собака отказывается работать, и вообще теряет какое-либо желание, т.к. боится наказания, то дрессировка становится сплошным расстройством.

Использование принуждения одновременно с положительным подкреплением так же имеет очень серьезные последствия. Если вы наказываете собаку за невыполнение команды, которые вы считает она «знает», то вы «отравляете» команду, другими словами, наделяете команду плохими ассоциациями. Команда становится двусмысленной: животное не понимает, что она несет в себе – положительные вещи (клик и лакомство) или отрицательные (наказание). Двусмысленность порождает стресс и превращает счастливую собаку в собаку с поджатым хвостом, а энтузиазм ее совсем куда-то исчезает.

«Отравленную» команда сложно, а иногда и невозможно, восстановить. Если вы все-таки «испортили» команду, то лучше ввести новую, чем пытаться восстановить старую.

У вас всегда есть выбор, как вести себя с собакой. Один из моментов, который мне очень нравится в позитивном методе дрессировки, это множество возможностей для закрепления команд без принуждения и запугивания. Применение силы в таком методе пагубно скажется на последующих тренировках, так же как и отсутствия творческого подхода.

На недавнем семинаре, хозяин одного милого бернского зенненхунда признался мне, что ему «приходится» использовать принудительную апортировку (с щипком за ухо), хотя во всех остальных моментах он использует положительное подкрепление. Я вежливо предположила, что он не «вынужден» использовать такой метод, но захотел использовать его. Я не удивилась, когда мы начали шейпинг упражнения (когда собака предлагает разные варианты поведения), берн сел у ноги владельца, неуверенно глядя ему в глаза, не предлагая никаких вариантов поведений, в то время как остальные собаки в паре с хендлерами были увлечены шейпинг играми. Выбор хозяина зенненхунда в корне влиял на собаку и их отношения.

Положительные методы дрессировки работают. Если вы привержены положительным методам дрессировки, то вы найдете способ научить собаку апортировке, не щипая ее за ухо. Существует огромное множество прекрасных книг, видео, дрессировщиков и веб-сайтов, которые готовы помочь вам в решении ваших дрессировочных проблем. Вы можете также решить, что апортировка не стоит того, чтобы становится жестоким, лучше найти другой вариант совместного времяпрепровождения с собакой. Это ваш выбор. Делайте его с умом.

Пет Миллер, CBCC-KA, CPDT-KA, редактор журнала Dog Journal’s.

Дрессировка щенка в домашних условиях

Сидеть

Возьмите в руку лакомство и поднесите кулак к мордочке питомца, чтобы он почуял запах. Медленно поднимайте руку вверх, чтобы собака потянулась за вкусняшкой, задирая нос. В этот момент интуитивно собаки чаще всего садятся.

Озвучьте команду. Если пес сядет сам, дайте лакомство. Если нет, повторите команду и легонько надавите рукой на крестец. После нескольких таких повторений животные понимают, чего от них хотят.

Второй этап. После того как собака начала садиться, получить заветное угощение ей становится просто невтерпеж.

– Пес может сесть на секунду-две, а затем подорваться и начать вилять хвостом, прыгать и требовать лакомство. В этот момент нельзя ему ничего давать. Нужно снова посадить собаку, подождать секунд пять и лишь после этого хвалить за выполненное упражнение, – советуют кинологи.

Когда собака перестанет вскакивать до момента получения лакомства, переходите к третьему этапу. Вместе с озвучиванием команды показывайте ее жестом (см. рисунок). Считается, что команда выучена, когда собака начинает выполнять ее на расстоянии 2 – 3 метров.

Лежать

Если ваш любимец научился команде «сидеть», считайте, что и «лежать» уже почти выучил. Даем команду «сидеть», дожидаемся, когда четвероногий ее выполнит, после чего показываем ему в руке лакомство, которое постепенно отводим в сторону на уровне пола. В этот момент, когда животное начинает тянуться за вкусняшкой, даем команду «лежать» и надавливаем немного собаке на холку не давая подскочить на лапы. Пес будет тянуться за рукой с угощением и вытянется в правильную позицию.

Второй этап – разучиваем эту команду с помощью жеста (см. рисунок). Жест добавляйте к голосовой команде, когда питомец начнет ложиться самостоятельно, без вашей руки на холке. Затем постепенно увеличивайте расстояние, с которого пес выполняет команду.

Стоять

Ко мне

Тут понадобится помощник. Нужно, чтобы вашего щенка кто-то держал на руках или на поводке, пока вы будете отходить от него на небольшое расстояние.

Остановитесь, похлопайте себя рукой по бедру и скажите: «Ко мне». В этот момент собаку должны отпустить, чтобы она побежала к вам. Если не бежит, сядьте на корточки, начните звать и покажите в руках вкусняшку. Когда щенок подойдет, угостите лакомством и погладьте его.

Если собака несколько раз проигнорировала вашу команду, сделайте паузу и займитесь чем-то другим, возьмите на поводок или покидайте палку. Иначе животное решит, что вас можно не слушаться.

Рядом

Место

Обучение состоит из нескольких этапов. Дрессировку нужно начинать, когда ваш маленький друг будет знать команды «лежать» и «ко мне».

Выберете место, постелите там коврик, плед или поставьте специальный лежак, затем положите рядом игрушку или косточку и приступайте к тренировкам.

Шаг первый. Подведите песика к его месту и скажите: «Лежать». После этого отойдите на небольшое расстояние и позовите питомца к себе. Когда собака выполнит команду, дайте поощрение и похвалите.

Шаг второй. Повторите упражнение, но теперь показывайте в сторону лежака рукой и говорите: «Место». Щенка можно слегка подтолкнуть в эту сторону, повторяя команду. Если собака уляжется, снова скажите: «Место». Если не захочет, дайте команду «лежать», дождитесь ее выполнения и повторите команду «место». Отблагодарите вкусняшкой, после чего снова отойдите на несколько шагов и позовите питомца к себе.

Шаг третий. Оставьте на подстилке лакомство или лучше спрячьте его в игрушку, чтобы собаке было интереснее его искать. Озвучьте команду «место». Когда пес подойдет, чтобы съесть угощение, скажите: «Лежать», похвалите за выполнение команды и, пока он будет лежать на коврике не меньше 5 секунд, повторите команду «место» и снова угостите вкусняшкой.

Через несколько дней обучения увеличьте дистанцию, с которой собака подходит к своему месту, до нескольких метров.

Методы обучения собак. Шейпинг для собак

Часть 60: Сравнение методов тренировки собаки

То, что предлагает большинство современных школ по тренировке собак, является манипуляцией их поведением. Тренеры считают, что собака – это набор рефлексов. Умственным способностям собак при этом уделяют лишь незначительное внимание. Чтобы получить желаемое поведение, тренер старается воздействовать на собаку с помощью различных манипуляций и наказаний. Но, так как собака – это НЕ набор рефлексов, а думающее существо, индивидуум с собственным глубоким восприятием и тонкими реакциями на все, что происходит вокруг, ее реакции чаще всего не соответствуют ожидаемым. Поэтому тренеры стараются выискать все новые способы манипуляции и наказаний. Получается, что хваленое «искусство тренера» и «профессиональный опыт», а также «новые методы тренировки» – это всего лишь новые способы манипуляции и наказаний собаки. Если бы это было не так, у нас бы успешно работали не 5% собак, прошедших специальное обучение, а 95%.

Тренеры, которых представляем мы, учитывают ментальное и физическое состояние собаки, а также особенности ее восприятия и умственные способности. Тренировка строится на естественной мотивации собаки и хорошем контакте с хозяином. В данном выпуске я сравниваю эти 2 подхода к тренировке. Моим консультатном была русская тренер Ольга Макарова (Москва).

Методы тренировки, основанные на идеологии «Собака – это набор рефлексов»

Основной постулат: хозяин – это лидер, который может требовать от собаки выполнение любых заданий в любых условиях любыми методами, даже если они агрессивны.

С этой точки зрения любая собака – это инструмент; любая тренировка – это «вынужденное насилие».

  • Методы тренировки основаны на механическом воздействии на собаку, согласно принципу «стимул – реакция». Умственные способности собаки практически не учитываются.
  • Сигналы собак игнорируются частично или полностью.
  • Тренер не придает большого значения тому, как тренировка отразится на физическом и ментальном состоянии собаки. Поэтому тренировка нередко приводит к физическим и психическим травмам.
  • Собаку обучают даже в состоянии стресса. Сама тренировка часто становится источником сильнейшего стресса, так как включает наказания и чрезмерные физические и психические нагрузки.
  • Из-за высокого стресса продолжительность обучения больше, а качество ниже.
  • Практика показывает, что результаты такой тренировки не стабильны. Собаки часто ошибаются, так как их усилия в основном направлены на избегание негативных реакций тренера, а не на выполнение заданий.

Тренировка служебных собак

До сих пор существуют способы тренировки служебных собак, которые создают у собаки сильный стресс – травлей, криками, побоями и условиями содержания. Эти способы появились из ложного убеждения, что для выполнения определенных заданий собака должна превратиться в робота. Таких собак готовят, целенаправленно нанося им психические травмы и раздражая до тех пор, пока они не станут автоматически нервно реагировать на определенные раздражители.

Однако, как многократно показала практика, такие собаки становятся исключительно опасными. Они не способны выполнять свои задания в полной мере – или не выполняют их вообще. Задания, которые они заучивают на тренировочных площадках, не соответствуют реальным ситуациям. Реальные ситуации отличаются от тренировочных своим разнообразием и спонтанностью. Для выполнения любой работы собака должна быть здорова ментально и физически, уметь самостоятельно думать и иметь хорошую связь с хозяином. Стрессовая тренировка лишает ее именно этих качеств. Физические и психические травмы, полученные собакой на дрессировке, делают ее инвалидом уже в самом начале служебной карьеры.

Один только план тренировок способен привести собаку к сумасшествию: сначала собака насильственно учится во всем подчиняться воле «доминантного» хозяина, а потом, на второй стадии обучения, с нее требуют самостоятельного выполнения заданий. В результате собака оказывается в ситуации сильнейшего внутреннего конфликта, который серьезно отражается на ее психическом состоянии: если собака знает, что хозяин всегда доминирует, логично было бы предположить, что он должен защищать себя сам.

Приверженцы старой школы постепенно начинают понимать абсурдность стрессовой тренировки служебных собак. По сообщениям тренеров, знакомых со старой школой на собственном опыте, целенаправленное травмирование собаки во время тренировки для выполнения служебных заданий является старым заблуждением: во время «тренировки» собаку привязывают, чтобы она не убежала, и болезненными наказаниями и травлей приводят к вызванной страхом агрессии (защитная агрессия). Эту агрессию называют «защитным инстинктом», «Бойцовый инстинктом», «Защитная агрессией». В заданиях, намуштрованных во время занятий, не надо искать смысл, так как они не встречаются в естественных условиях и необходимы только для успешной сдачи формальных экзаменов.

Во многих странах Западной Европы тренировка, основанная насилии и манипуляции поведением, запрещена Законом о защите животных. За использование электрошокового ошейника шведский закон по защите животных предусматривает 4 года тюремного заключения. В Австрии методы тренировки и содержания охотничьих собак все больше противоречат закону, что вынуждает охотников искать более гуманные способы подготовки собак.

Тем не менее, жестокая тренировка все еще полулегально и нелегально практикуется отчасти из-за того, что владельцы не знают альтернатив и не задумываются о ее последствиях. По предварительным оценкам австрийских экспертов-кинологов, через 20 – 30 лет этот вид тренировки будет полностью заменен методами, основанными на развитии естественных способностей собак.

Помимо этической, у такой замены есть экономическая причина: стоимость служебной собаки, подготовленной с помощью насилия, значительно выше, чем стоимость собаки, обученной с использованием ее естественных качеств. При этом срок службы травмированных тренировкой собак наоборот, значительно ниже.

Тренировка собак – компаньонов

Немало ответственных хозяев, которые хотят научить собаку жить в семье. Не понимая сигналы собаки, не зная о стрессе и психологии обучения собак, они слепо доверяются тренеру и выполняют его указания, хотя нередко чувствуют, что причиняют своей собаке вред.

По аллее шла женщина с собакой на поводке. Через некоторое время женщина остановилась и дернула собаку за поводок. Тогда собака остановилась тоже. Женщина неподвижно стояла, выпрямившись, как стрела, и смотрела вперед. Собака оглянулась назад: она заметила, как сзади к ней приближается другая собака, и начала внимательно наблюдать за ней. Через несколько секунд женщина снова дернула за поводок. Собака дернулась и повернула голову вперед. Так они постояли неподвижно несколько секунд. Снова шаг. Снова рывок. Собака снова оглянулась назад и снова получила рывок. Через пять шагов, на каждом из которых проделывались все эти «процедуры», женщина и собака пошли дальше. Пройдя несколько метров, они снова проделали всю комбинацию из остановок, вытягивания, рывков и одиночных шагов. Так собаку учили избегать рывков за поводок; она должна была стараться концентрироваться на действиях хозяйки и ходить рядом.

Читайте также:  5 правил коррекции поведения взрослой собаки - это должен знать каждый владелец!

Во время ходьбы собаке на поводке быстро наступали на лапу каждый раз, когда она ускорялась и забегала вперед. Собака моментально прекратила забегать вперед и при ходьбе стала напрягаться и оглядываться на хозяина.

Тренировкой внимания называется действие, когда хозяин быстро идет с собакой на длинном поводке. Когда собака достаточно разбежится, хозяин резко разворачивается и бежит назад. Собака, не зная о том, что хозяин изменил направление, продолжает бежать дальше. Скоро она получает сильный внезапный удар по шее и оказывается вынужденной бежать за хозяином. В следующий раз она должна концентрироваться на движениях хозяина.

Эти способы «дрессировки» можно назвать безобидными, если сравнивать их с альфа-бросками, травлей, избиением и т.д. Тем не менее, они вовсе не безвредны как для психики, так и для физического здоровья собаки . Здесь уже неважно, получит ли собака лакомство или нет: во время «урока» она регулярно получала физические и психические травмы. Когда она закончит курс, она, возможно, какое-то время будет бояться ходить на поводке или отступать от ноги хозяина; возможно, она получила специфическую травму и начнет внезапно набрасываться на других собак или людей, вынуждая хозяина водить ее на новые курсы дрессировки – теперь уже по коррекции поведения. В любом случае, за время тренировки она не научилась ничему, кроме как избегать неприятных ощущений и приобрела целый набор негативных ассоциаций (правда, никто не может сказать, каких именно).

Приближаясь друг к другу на аллее парка, одна из собак начала показывать признаки агрессии. Хозяйка сунула ей под нос мешок с лакомствами и, отвлекая таким образом, отвела в сторону. Нормально ли всю жизнь ходить с мешком с лакомствами в кармане? Можно ли решить проблему агрессии таким образом? Конечно нет! Собаку надо снова сделать социальной. Во время встречи с сородичами собака, чье внимание приковано к отвлекающему объекту, не научится справляться с ситуацией. Помимо этого, заветный мешок со временем станет неинтересным, в то время как естественный интерес к сородичам останется навсегда. Ее инстинкт будет требовать социальных контактов все сильнее, поэтому агрессия по отношению к сородичам со временем усилится.

Вместо того, чтобы концентрировать внимание собаки на мешок с лакомствами, хозяйка могла бы встать между ней и другой собакой и медленно, по дуге провести ее мимо. Она могла бы отойти в сторону и также успокоить ее сигналами, оставаясь на одном месте. Повторяя такие сеансы каждую встречу, она могла бы решить проблему. Дополнительно можно было бы провести аналогичную тренировку по смене ассоциаций на тренировочной площадке.

Недостатки насильственной стрессовой тренировки очевидны. Однако многие люди по-прежнему покорно отводят своих собак в школы, где инструкторы подвергают собаку истязаниям, уверяя хозяев, что они воспитывают их собаку и куют из их собак защитников, и что собаке их породы необходимо именно такое развлечение.

Методы тренировки, основанные на идеологии «Собака – это думающее животное, похожее на нас»

Основной постулат: Собаки – это наши друзья. Мы учимся жить вместе, вместе изучаем мир и сотрудничаем.

Роль лидера в повседневной жизни выполняет человек; во время работы лидером становится собака, так как рабочие задания она выполняет лучше.

  • Собака рассматривается как высокоразвитое животное, способное анализировать происходящее и имеющее свою волю.
  • Методы разрабатываются, исходя из естественных возможностей собаки, с учетом физиологических и ментальных процессов, которые мотивируют собаку к тем или иным действиям.
  • Тренер ориентирует свои действия на сигналы собаки
  • Тренер всегда продумывает, как тренировка отразится на физическом и ментальном состоянии собаки. Занятия должны развивать умственные и физические способности собаки.
  • Собаку не обучают в состоянии стресса. Тренировка не должна являться источником стресса. Наказания и чрезмерные физические и психические нагрузки исключены.
  • Несмотря на дополнительные затраты времени на создание контакта с тренером, время обучения снижается.
  • Результаты тренировки стабильны. Ошибки маловероятны, так как собака работает на естественной мотивации, в кооперации с тренером.

Открытие сигналов примирения еще раз показали, что собаки участвуют в нашей жизни гораздо активнее, чем мы предполагали ранее; они способны думать и чувствовать. Поэтому роль биороботов для выполнения команд им не подходит. Тренировка должна включать диалог с тренером, развитие органов чувств и способность самостоятельно решать задачи. При этом тренер использует методы, основанные на психологии обучения собаки: построении положительных ассоциаций, использовании естественной мотивации, способности анализировать происходящее.

Одни задания собаки с удовольствием выполняют сами, только потому, что чувствуют свою связь с нами, умеют и любят решать задачи. Другие они выучивают в ходе специальной тренировки. Чем больше способ тренировки соответствует естественному восприятию собаки, тем быстрее она учится, тем охотнее она применяет выученные навыки на практике. Упражнения, выученные с удовольствием, дольше сохраняются в памяти собаки, а значит, не требуют трудоемкой дополнительной муштры и коррекции – точно так же как у людей.

Современная тренировка ставит целью обучить собаку полезным навыкам, одновременно оздоравливая ее ментально и физически. В результате занятий характер собаки укрепляется, развиваются ее умственные способности, улучшается физическое самочувствие, укрепляется связь с хозяином. На этом фоне поведение собаки улучшается само собой.

Тренировка служебных собак

Собаку можно тренировать только на те задания, к которым она приспособлена генетически и которые она может выполнять согласно складу своей психики. Причем, склонности собаки определяются не только ее породой, но и индивидуальным состоянием. Так, пугливые овчарки не могут быть защитниками; нервный, нетерпеливый лабрадор может работать терапевтом для больных людей.

Для выполнения служебных заданий отбираются собаки соответствующих пород. Так, для охраны отбираются только собаки служебных пород. Их работа основана на их естественном поведении. Тренер должен лишь откорректировать и отшлифовать ее. Специальные натаскивания при таком подходе исключаются.

В отличае от старых методов тренировки, собаку не блокирует страх перед тренером или стресс, связанный с самой тренировкой. Она не должна автоматически концентрироваться на действиях, избавляющих ее от наказаний. Ее основная мотивация основана на интересе к работе, стимулирующей ее естественные потребности, например, в работе носом, интересе или осознании необходимости этой работы для тренера, ее лучшего друга. Поэтому она может хорошо сосредоточиться на заданиях и от этого выполняет их значительно надежнее.

Тренировка собак – компаньонов

Основная цель подготовки собак – компаньонов состоит не в отработке команд, а в работе над укреплением контакта между хозяином и собакой. При этом тренер уделает большое внимание обучению хозяина понимать свою собаку, правильно реагировать на ее сигналы и действовать согласованно. На этом базисе отрабатываются и другие необходимые навыки.

Многие люди до сих пор скептически относятся к возможности использования умственные способности собак в тренировке, несмотря на то, что именно эти способности позволили собакам научиться жить рядом с нами и выполнять столько важных заданий.

Тюрид Ругос разработала метод обучения собаки ходить на провисающем поводке, зовя ее за собой, и следовать за ней, только если собака не тянет за поводок и спокойно идет рядом. Этот метод был успешно опробован на более четырехстах собаках из разных стран.

Одна из тренеров использовала коммуникацию для обучения своей колли избирательно лаять на прохожих – отпугивать от забора людей и не обращать внимания на пробегающих мимо животных. Она просидела со своей собакой несколько ночей на балконе, наблюдая за происходящим у забора. Когда мимо забора проходил человек, она не давала собаке никакого дополнительного сигнала, и собака могла лаять вволю. Но как только мимо пробегал зверь, она привлекала внимание собаки особым сигналом, и когда глаза хозяйки и собаки встречались, она тихо просила ее молчать. Уже через несколько дней собака поняла, что ее хозяйка разрешает ей лаять только на людей.

Собака убегает от хозяина и занимается нежелательной охотой из-за недостатка ментальной и физической нагрузки в повседневной жизни, от скуки на прогулках на одном и том же неприятном или неинтересном месте, испытывая потребность удалиться от грубого хозяина, от того, что не выполняется ее естественная потребность в ощущении запахов и поиске следов и др.

Поэтому работа тренера направлена на усиление контакта собаки с хозяином, в том числе и во время прогулки («контактная прогулка»), чтобы собака почувствовала себя частью семьи, и слово хозяина стало для нее важнее, чем внешний раздражитель. Необходимо также отрабатывать контроль эмоций и послушание. Комплекс мероприятий предусматривает специальные занятия, удовлетворяющие охотничий инстинкт собаки, например, поисковая работа. Игры с хозяином и разнообразная окружающая среда делают прогулку интересной. В крайнем случае можно подбирать для прогулок разнообразные места, где собаке было бы интересно, но чтобы собака не настолько привыкала к ним, чтобы убежать дальше. В лесу, где следов много, справиться с инстинктом охотника действительно сложно. Поэтому собаку нужно водить на длинном поводке (примерно 10 м.).

Тренировки по отучению собаки охотиться и убегать на прогулке должны полностью исключать механическое воздействие так как поведение собаки мотивируется сильным инстинктом, который невозможно задавить навсегда: боль от ударов током и другие наказания забываются, в то время как раздражители из окружающей среды – запахи, быстрые движения животных и т.д. – как и прежде вызывают инстинктивные реакции собаки. Сам процесс охоты доставляет удовольствие и является сильнейшим поощрением, которое невозможно затмить воспоминанием о наказании. Кроме того, при механическом воздействии на собаку ее организм слабеет ментально и физически, разрушается связь с хозяином, появляется общая неуверенность в себе и снижаются способности. Этого состояния уже достаточно, чтобы у собаки появились вторичные проблемы поведения.

Как вы знаете, 12 по 14 ноября в Москве состоится второй российский семинар по психологии собак, а также мастер-классы по поисковой работе с участием всемирно-известного тренера из Норвегии Анны Лилл Квам. В этом году мы прововдим это мероприятие в кооперации с редакцией журнала МИР СОБАК (Москва). Это мероприятие задумано не только как обучение, но и как большой форум специалистов – кинологов и любителей собак, место, где они могут встретиться и обсудить интересующие их вопросы.

Способы умственной стимуляции собак 9 мин на чтение

Собакам нужны сбалансированные и здоровые умственные и физические нагрузки. Но способ обеспечить их может оказаться не таким уж простым.

Собаковладельцы относительно хорошо понимают необходимость физнагрузок и обеспечивают их своим питомцам. Но концепцию, что владение собакой или собаками — это партнёрство и что ваша собака хочет и нуждается в том чтобы КАЧЕСТВЕННО проводить время с вами, принимают не все. Собакам недостаточно, чтобы вы их просто поглаживали, они хотят развивать свой мозг! Они удивительно умны, креативны и нуждаются в задачках, чтобы не заскучать и не натворить дел. Если вы воспользуетесь изложенными здесь идеями, то не только разовьёте мозг собаки, но и улучшите свои с ней отношения.

**Большинство идей подразумевают участие или наблюдение владельца собаки. В конце есть раздел, в котором описано, что может делать собака, оставаясь в одиночестве.

Пусть еда стимулирует

  • Хотя бы одно из кормлений превращайте в решение задачки:
    Головоломки с едой (Kyjen, Kong, Kong Wobbler, Premier Tug-a-Jug, Barnacle, Squirrel Dude, Mushroom, Buster Cube, Treat Ball, IQ Ball, Nina Ottosson) — но не стоит оставлять собаку с ними без присмотра (исключение — Kong, Barnacle, Squirrel Dude).
  • Разбросайте еду по двору.
  • Поместите еду в пустые сухие (без этикеток, колец и крышечек) жестяные банки, бутылки из-под молока или воды.
  • Поместите еду в коробки (см. раздел «Игрушки»).
  • Поместите еду в лоток для кексов (см. раздел «Игрушки»).
  • Пользуйтесь едой во время дрессировки. Почти в любой идее, описанной ниже, можно найти применение для еды.

Игры

Проявите творческий подход и вдохновите владельцев собак играть со своими питомцами. Вот несколько простых и недолгих игр на каждый день:

  • Прятки и поиск — людей, игрушек, еды.
  • Быстрый подзыв.
  • Циклический позыв.
  • Пятнашки.
  • «Музыкальные стулья». Пока звучит музыка, играйте с собакой, а когда музыка прекратится, попросите собаку выполнить какую-то команду на лежанке или коврике; когда музыка зазвучит снова, возобновите игру с собакой.
  • «Что ты умеешь?» Возьмите кликер и лакомство, спросите собаку: «Что ты умеешь?» — и начинайте щёлкать и поощрять предложенное поведение (собака, вероятно, начнёт ЧТО-НИБУДЬ делать, чтобы получить клик и лакомство — поощряйте это; когда мы так играем, то собака должна предложить разное поведение, чтобы заслужить щелчок и кусочек. Внимание: это не шейпинг, это игра).
  • «101 действие с коробкой» (или корзиной для белья).

Игрушки

Игрушки бывают разных форм и размеров. Это отличный инструмент предотвратить скуку и обогатить жизнь собаки.

  • Удочка с привязанной игрушкой (сделайте сами, инструкции можно найти в интернете; мне нравится версия Kong, потому что в ней легко менять игрушку на конце верёвки).
  • Длинный корд с привязанным к нему мешочком с едой — ваша версия курсинга (это когда борзые участвуют в гонках за приманкой). **Не позволяйте собаке жевать и глотать мешок!**
  • Ледяные скульптуры — миску, или корзину, или нижнюю половинку четырёхлитровой бутыли наполните водой, игрушками, лакомствами (особенно хороши морковка и яблоки!), заморозьте и отдайте собаке на растерзание.
  • Коробки — начните с одной коробки, положите в неё лакомства или любимую игрушку, и пусть собака достанет их оттуда. Далее вкладывайте коробку с лакомством/игрушкой в другие коробки. (Этот способ можно использовать, чтобы скормить собаке её порцию.) Чтобы играть было интереснее, кладите внутрь арахисовое масло, жидкий или плавленый сыр.
  • Лоток для кексов — положите лакомства или крокеты корма в каждое гнездо, закройте некоторые из них теннисными мячиками или смятой бумагой. Можете также использовать консервы, размоченный корм, арахисовое масло, жидкий сыр, йогурт или плавленый сыр.
  • Коврик для йоги — разверните его, насыпьте лакомства и снова сверните. Пусть собака развернёт коврик и соберёт лакомства.
  • Маленькая круглая корзина — положите лакомства или игрушку под перевёрнутую корзину, пусть собака догадается, как достать желаемое.
  • Помост — перевяжите блокноты изолентой или возьмите низкие устойчивые табуреточки. Пусть собака проделает с ними разные штуки. Поставит две лапы (передние, задние, левые, правые), четыре лапы, покружится, стоя двумя лапами на помосте и др.
  • Мяч Hol-ee, нафаршированный полосками флиса и мелкими лакомствами или кормом.
  • Сделайте «буррито» из старого полотенца или покрывала и спрячьте лакомства в складках.

Другие занятия

  • Запишитесь на курсы — в интернете или живые. Fenzi Dog Sports Academy предлагает несколько отличных онлайн-курсов. Если не можете найти интересный курс в определённом месте или в интернете, подумайте о работе с опытным сертифицированным кинологом (опять же: лично или онлайн), который поможет вам придерживаться выбранного направления и ответит на вопросы. (Курсы по работе с запахами отлично подходят для собак, которым необходима стимуляция/задачки!)
  • Присоединитесь к прогулочной группе, которая берёт с собой собак. (Я НЕ РЕКОМЕНДУЮ прогулки без поводка или с играми во время них: это должно быть время для вас и вашей собаки, а также для общения с людьми. Это НЕ про общение собак.)
  • Учите трюки — Do More With Your Dog — отличная онлайновая программа, предлагающая сертификаты и титулы для тех, кто обучает собаку трюкам.
  • Если собака любит копать, отведите для этого специальное место — ящик с песком или часть сада: рытьё — это естественное поведение собаки, и многие из них таким образом снимают стресс и получают сильную стимуляцию.

Что собака может делать без вашего присмотра

В ситуации с несколькими собаками я рекомендую разместить их в клетки, чтобы избежать проблем с охраной ресурса.

  • Начинённые и замороженные игрушки Kong, Squirrel Dude, Barnacle.
  • Жильные косточки — их тоже можно заморозить, так они прослужат дольше.
  • Нафаршированные и замороженные трахеи.
  • Уши — коровьи, свиные, бараньи.

Умственная стимуляция так же важна для собак, как и физическая. Поощряйте своих клиентов играть в игры и работать с собаками, чтобы создать связь друг с другом и предотвратить скуку.

Ссылка на основную публикацию