Методы обучения собак. Оперантное обучение собак

Учиться всегда пригодится.

Вам когда-нибудь случалось проходить мимо собачьей площадки? Красивое зрелище: великолепно обученные собаки по малейшему указанию выполняют разные команды. Они и прыгают, и ложатся, и ползают, ходят рядом и демонстрируют чудеса апортировки. А какой восторг публики неизменно вызывают цирковые номера с собаками! И всегда возникает вопрос: как они это делают? Как этого добиться? На этот счет существуют самые разные мнения, но, к сожалению, они часто представляют собой лишь слухи или мифы. Некоторые говорят: «Моя собака слишком глупа или несообразительна, из нее ничего толкового не выйдет» и обрекают верного друга на жизнь взаперти и прогулки на поводке. Или, того хуже, горе-собаковладелец часами ходит с поводком в руках, до хрипоты повторяя имя злополучного пса, тщетно взывая к его благоразумию, а четвероногий друг хмуро игнорирует и своего навязчивого хозяина и его дурацкие команды. Порой многие владельцы невоспитанных собак думают, что время упущено, «старого пса новым трюкам не научишь», и уже не предпринимают никаких попыток исправить ситуацию и сделать более счастливой и свою жизнь и жизнь верного Друга.
Хочу утешить и обнадежить: учиться никогда не поздно. Кроме того, научить проще, чем переучить. Если эти аргументы оказались неубедительными, приведу пример из личной жизни. Не будучи тренером и всю жизнь доверяя своему папе воспитывать собаку, мне захотелось научить нашу своенравную 9-летнюю таксу одному очень необычному трюку. Я с детства люблю лошадей, и мне стало интересно: можно ли научить собаку элементу высшей школы верховой езды. Он называется «перемена ног на галопе». Чтобы обучить этому лошадь, требуется опытный всадник и куча всяческих приспособлений для управления ею. У меня же в распоряжении был только голос и кусочки лакомства. Тем не менее, по истечении трех месяцев мне это удалось.
Вы спросите — как? Ответ прост. Я использовала метод, который называется оперантное обучение. В чем же его отличие от классического, всем известного способа обучения собак? В основе классического метода лежит выработка условного рефлекса у животного, подкрепляемого вознаграждением. Оперантный метод отличается тем, что животное самостоятельно выполняет какое-либо действие, которое сопровождается одновременным подкреплением. В качестве примера можно привести обучение собаки команде «Сидеть!». Классический метод: собаку тянут вверх за поводок, одновременно надавливая на зад. При этом произносят команду, а после того, как собака села, дают вознаграждение. Оперантный метод: человек наблюдает за собакой. В какой-то момент она садится. Немедленно следует подкрепление.
Здесь есть несколько моментов, которые необходимо учитывать. Во-первых, невозможно подкрепить то поведение, которое не встречается. Во-вторых, подкрепление изменяет поведение только тогда, когда дается в правильно выбранный момент, то есть немедленно после выполнения действия, а лучше — во время его выполнения.
Многие подумают: зачем же использовать этот оперантный метод, где столько условностей, когда можно быстро обучить собаку нужным командам более простым способом? Конечно, научить собаку команде «Сидеть!», «Рядом!» и подобным стандартным командам можно и общепринятыми методами, но проблема сразу усложняется, когда вы беретесь за такую задачу, где не можете непосредственно воздействовать на собаку. Еще один положительный момент оперантного метода – он превращает урок в игру, и животное обучается не только потому, что его заставляют или дают за это пищу, но и за интерес, за удовольствие. Оперантный метод обучения интересен еще и тем, что применять его можно даже к старым животным, и хотя времени для закрепления может понадобиться больше, успех все равно будет достигнут.

А теперь вернемся к тому, почему же я так самонадеянно решила, что смогу научить свою собаку необычной команде? Гуляя с ней, я заметила, что когда она уставала бежать галопом с правой ноги, она легко меняла ее на левую. Мне оставалось только объяснить ей, что я жду от нее выполнения именно этого поведения после подачи определенной команды. Надо сказать, что поведение это наблюдалось нечасто и лишь на длительных прогулках, потому обучение и заняло столь много времени. Но стоило собаке понять, что от нее требуется, она уже не ошибалась. Она помнит этот трюк до сих пор, хотя прошло почти три года, и я редко прошу ее его выполнить.

Для лучшего понимания разницы между классическим и оперантным способами обучения привожу соответствующие схемы выработки желаемого поведения:

Безусловный стимул (в примере обучения команде «Сидеть!») — натягивание поводка и надавливание на зад.
Условный стимул (в том же примере) — подача команды.
Реакция — выполнение желаемого действия.
Напоследок – маленькое напутствие: дерзайте! Нет собаки, которая не умела бы сидеть, лежать или останавливаться. В ваших силах закрепить это поведение. Внимательно наблюдайте за своим четвероногим другом, помогите ему стать для вас Самым-Самым – ведь это так просто!

Литература:
Мак-Фарленд Д. Поведение животных:
Психобиология, этология и эволюция. – М.: Мир, 1988.-520 с.
Прайор К. Не рычите на собаку!
О дрессировке животных и людей. – М.: Селена +, 1995.-416 с.

Дарья Володина
Журнал “Друг” апрель 2005г.
Разрешение на публикацию получено для нашего сайта у редакции журнала «Друг для любителей СОБАК»
копирование статьи запрещено

Методы обучения собак. Оперантное обучение собак

Без принуждения, кликер. Аджилити и обидиенс.

Глава 1. Предисловие

Взаимоотношения – или, Откуда это все идет и Куда может вас завести.

Хотите ли вы всего лишь отучить собаку сбивать с ног гостей или выиграть чемпионат по обидиенс, оперантное научение может дать вам более приятный, продуктивный и полезный опыт дрессировки. Я надеюсь, эта книга предложит некоторую ценную информацию «как сделать». Я надеюсь также, что эта книга содержит понятное объяснение того, как работает оперантный метод обучения.

Я пришел к оперантному обучению не из-за научного прошлого, а от личного опыта. Я держу шелти. Моего самого первого шелти я обучал по знаменитой методе «дергать и хвалить». Однажды моя жена случайно взглянула на Вуди и спросила: «Что у него с шерстью на шее?» (сейчас, когда мы уже знатоки, мы называем это «воротник», но это сейчас, а то было тогда). Я посмотрел и увидел, что вся правая сторона «воротника» была как будто выбрита. Я случайно выбрил его, как новобранца, удавкой.

Так начался мой путь. Понемногу, шаг за шагом, я нащупывал путь по смягчению своих методов. Вуди не мог долго лежать в молодости; однажды утром я разозлился и схватил его грубо (моя жена подумала даже, что я его ударил, хотя я этого не сделал). Я сделал еще один шаг. Я научился правильно «привязывать» собаку к ноге на движении «Рядом» и лучше использовать строгий ошейник – мягче, более внимательно к собаке.

Потом Вуди заболел. Мы впервые поняли, что это не просто расстройство желудка, в середине декабря 1991 г. Вуди как раз получил свой очередной титул с лучшей оценкой в классе и был лучшим шелти соревнований. Через 10 дней мы повезли его на анализ крови; лаборант позвал нашего ветеринара и спросил его: «Когда эта собака умерла?» У него была кровь пятнадцатилетней собаки! Его показатели по щитовидной железе были ниже минимума; мой ветеринар сделал заключение, что тканей щитовидной железы не осталось. Он умирал от воспаления кишечника.

Мы сделали для него все, что могли, в течение последующих 16 месяцев, и наконец усыпили за две недели до его пятого дня рождения. Однажды вечером в среду я взял его в парк, установил барьеры в половину от стандартных для его роста, и пробежался. Черт побери, если он не работал так, как всегда: точно и с желанием. В четверг утром я держал его за лапу, как всегда во время процедур. Ветеринар ввел иглу, и Вуди заснул у меня на руках.

С этим всем я сделал еще один большой шаг. Я понял, какое сердце может иметь собака. Я понял, как сильно они хотят отдавать. И я начал искать путь дрессировки, который бы был созвучен, а не противоречил, этим качествам.

В марте 1993 года, когда Вуди был близок к смерти, я серьезно подумывал бросить обидиенс. Моя вторая собака, Сэм, был (рискую быть обвиненным в очеловечивании) в депрессии, которая началась с болезнью Вуди. Я был близок к тому, чтобы бросить занятия с Сэмом. Не потому, что он был стар, а потому, что он не хотел ни заниматься, ни выставляться. Я собирался взять другого щенка, но не хотел повторять те же ошибки, что с Сэмом и Вуди, так что не знал, куда двигаться и что делать. Я был в тупике.

Поскольку терять было нечего, я оказался на семинаре, проводимом Карен Прайор и Гари Уилксом в Калифорнии. В эти два дня все кусочки мозаики встали на место. Это был опыт полной перестройки.

Семинар был посвящен оперантному обучению. Говоря попросту, оперантное обучение – искусство и техника развития («отбора») поведения. Акцент делается на отбор поведения, которое вам нужно, с помощью положительного подкрепления, а не подавление ненужного поведения через отрицательное подкрепление или наказание.
Я вышел с семинара, зная две вещи:

1.Никто точно не знает, как с помощью этого метода готовить собак к соревнованиям по обидиенс

2.Я собирался выяснить, как это сделать.

Моим первым желанием было убрать мою способность принуждать собаку к чему либо. Другими словами, я забросил в угол поводок и удавку. Я думаю, в этот момент я и стал дрессировщиком.

С того времени я открыл такие взаимоотношения и взаимодействие с моими собаками – и другими собаками – о которых можно было только мечтать. Я открыл способность «говорить» с ними. Они могут «слышать», что я говорю. Контакт между мной и собаками установился без моего участия: это был побочный эффект методов и техники, которые я опишу в этой книге.

Если можно сказать, не слишком при этом походя на дитя шестидесятых, коим я являюсь, эта книга – о любви. Она о связи. Она о реальном взаимодействии с чуждым зверем, который как-то контролирует ваш дом, не выходя из своего угла, у которого вы осмеливаетесь забирать игрушку из пасти, или сгоняете его с кровати, или который смотрит на вас пустым взглядом, когда вы через весь ринг кричите ему «Ко мне!».

Это о том, что для меня дрессировка: не розетки, кубки или призовые места, а чувство общности и «семьи», которого вы не можете добиться другим путем.
Многие из тех, кто будет читать эту книгу, занимаются спортивным обидиенс. Для вас любовь к собаке важна, но купили вы эту книгу не поэтому. Вы хотите добиться чего-то в ринге. Если этот метод дрессировки для этого не годится, кому он нужен? Правильно?

Я думаю, что будет честно объяснить мои спортивные устремления. Я хочу иметь собаку, которая стабильно выступает, которая способна бороться за призовые места на любых соревнованиях. Я хочу собаку, которая получает не менее 195 баллов. Я хочу высшие титулы. Я хочу собаку, которая рвется выйти в ринг, и которая работает с драйвом и энтузиазмом. Я хочу собаку, которой нравится тренироваться. Я хочу собаку, которая является примером послушания в обычной жизни так же, как и на соревнованиях.

Читайте также:  9 плюсов оперантного обучения собак: чем хорош этот метод дрессировки?

Каковы бы ни были ваши цели, этот подход к дрессировке позволит вам реализовать их.

Оперантный метод создаст собаку, которая будет сфокусирована на работе, и, следовательно, более внимательна в ринге. Собаку, которая будет более четко работать, поскольку она будет понимать, чего вы хотите. Собаку, которая работает с энтузиазмом, поскольку работа поощрялась в течение всех тренировок. И вы с собакой добьетесь этого быстрее и с меньшим стрессом. Конечно, насколько далеко вы зайдете и как быстро будете двигаться, зависит только от вас.

Структура книги

Как почти все, кто начинает заниматься обидиенс, я начал с обычной последовательности: Новички, Открытый, Рабочий классы. Сейчас я считаю такой подход не только ненужным, он может быть вреден. Многие собаки, которые могли бы дойти до Открытого класса, перегорают во время подготовки к Новичкам. Как и их хэндлеры.
Я не только не придерживаюсь этой последовательности, я вообще теперь не держу в уме требования классов как таковые. Скорее, я сначала обучаю основам, а уж потом развиваю и комбинирую их в конкретные упражнения. Таков подход и в этой книге.

Так что структура книги отражает применение принципов оперантного обучения. Как часто бывает, такое строение делает книгу полезной как для простых владельцев, так и для спортсменов.

Книга состоит из семи глав. Вторая глава называется «Основы». Она содержит описание метода и терминологию, которая будет повторяться в книге. Многие спрашивают меня об этом в группах и через интернет. Даже если вы «в курсе», будет полезно хотя бы просмотреть эту главу, чтобы вы знали, какие термины, когда и почему я использую. Может быть, вы предпочитаете другие термины, но хотя бы вы будете знать, что я имею в виду.

Глава третья, «Навыки», на мой взгляд, самая важная. Здесь я углубляюсь в развитие основных навыков, которые понадобятся собаке в течение всей ее карьеры. Они не ограничены спортивным обидиенс. Некоторые, такие как внимание, могут использоваться в выставочном ринге. Другие, такие как касание мишени, можно использовать при подготовке служебных собак. А третьи, как поиск по запаху, можно применять в следовой работе. Если вы обычный владелец собаки, вы можете из этой главы узнать, как отобрать важнейшие варианты поведения, не борясь за тонкости в деталях.

Следующие три главы (Новички, Открытый, Рабочий) охватывают конкретные классы спортивного обидиенс. Каждая построена на навыках, описанных в третьей главе.
Заключительная глава, «Кто в ответе?», рассматривает некоторые проблемы поведения. Здесь описаны вопросы, с которыми ко мне часто обращаются клиенты. Раздел будет полезен и спортсменам. Мы все сталкивались так или иначе с собаками, которые за рингом далеко не так послушны, как в ринге. Вы можете научить собаку послушанию так же, как и обидиенс. В этой главе описаны наиболее распространенные проблемы и некоторые способы их решения.

Я хочу пояснить, однако, что использую эти категории только для удобства. Легче обсуждать упражнения, расположив их в соответствии с нормативами класса. Но я не верю, что упражнения надо учить по порядку. Многие собаки быстро учатся апортировке, высылу и преодолению барьеров, и могут выполнять эти упражнения задолго до того, как научатся правильно ходить рядом. Это один из парадоксов класса Новичков – самое сложное в обучении, т.е. хорошее движение рядом – занимает там примерно 40% оценки. Начав раньше заниматься более «продвинутыми» упражнениями, вы не только сможете быстрее переходить в следующий класс, но и сделаете подготовку более интересной для вас и для собаки.

Моя дрессировочная философия состоит в том, что если собака физически способна выполнить требуемое поведение, вы можете научить ее через положительное подкрепление. Идите навстречу собаке. Берите то, что собака дает вам, и стройте на этом. Выбросьте поводок и ошейник. Когда вы уберете возможность принуждать собаку работать, вы обнаружите – я верю в это – что вы уберете и нужду делать это. Тогда вы наконец сможете свободно работать с собакой.
Учите собаку всему как можно раньше. На ранних стадиях обучения лучше показать собаке широкий спектр возможностей и развить большое количество навыков (см.гл.3), чем просто сфокусироваться на нормативе класса Новичков. Чем больше основных навыков выучит ваша собака, тем больше вы сможете с ней сделать. И чем больше ваша собака учится, чем больше ее за это поощряют, тем больше она будет хотеть учиться, что сделает дальнейшую и более сложную дрессировку проще.
Общие пояснения.

В книге я применяю принципы отбора и изменения поведения для дрессировки по обидиенс. Однако, существует столько же способов отбора поведения, сколько собак и дрессировщиков. Подходы, которые я обрисовываю здесь, обеспечивают путь к успешной дрессировке. Но я надеюсь, что главное, что вы вынесете из этой книги – не конкретные «рецепты», а общее понятие о том, как использовать оперантный метод творчески и развивать его, применительно к вашим нуждам.
Вы – единственный человек, который может дрессировать вашу собаку, поскольку именно вы знаете ее лучше всех. Вы, и только вы, ответственны за то, как себя ведет ваша собака. Ваша собака не собирается читать эту книгу. Я не встречался с вашей собакой, и вряд ли буду. Так что если конкретный совет, данный в этой книге, не помогает вам, не говорите «Ой, эта кликер-дрессировка не работает». Подумайте над другим способом решить проблему по тем принципам, которые я описываю.

Короче, учите принципы и основные методы, но не бойтесь новаторства. Хотя число людей, использующих этот метод, растет, мы все еще малая часть сообщества спортсменов, и все, что мы делаем и узнаем, обогащает нас всех.

Замечания по поводу пола.

Поскольку неудобно все время говорить «он или она», и поскольку удобнее говорить «она», то про собак во всей книге я буду говорить именно так. А про дрессировщиков я часто говорю «он». Просто так проще.

«Принцип» и «метод».

Многие дрессировщики скажут вам, что «ни один метод не работает для всех собак». Это утверждение одновременно и верно, и ложно.

Ложно оно потому, что оно предполагает, что отбор поведения с помощью положительного подкрепления сработает, например, для шелти, и не сработает для терьеров. Главный принцип дрессировки – самый эффективный способ обучить поведению – это отбор поведения на основе положительного подкрепления. Это работает со всем собаками, так же как и с курами, обезьянами, дельфинами, свиньями, стервятниками, кошками, выдрами и тараканами. Внутри метода отбора поведения есть свои принципы – например, что вариабельное подкрепление увеличивает интенсивность реакции. Эти принципы неизменны. Они выражают фундаментальные законы научения и имеют универсальное приложение.

Верно оно потому, что оно предполагает, что эти принципы надо применять индивидуально с учетом породы и особенностей конкретной собаки, и даже с учетом особенностей конкретной собаки в разные периоды ее жизни.

Это вопрос методов, используемых дрессировщиком, чтобы следовать этим принципам. До какой степени вы преданы «чистому» отбору поведения? Когда вы наводите собаку на нужное действие?Как быстро вы начинаете подкреплять поведение в вариабельном режиме? Как далеко вы заходите в этом режиме? Когда вы «возвращаетесь в детский сад»?

Это – и два миллиона других – вопросы методики. Нет рецептов в этой области, нет «волшебных пуль». Это сфера искусства дрессировщика.

Оперантный метод дрессировки собак

С восхищением и завистью смотрите на лихие трюки, которые проделывают чужие собаки на дрессировочной площадке? Ваш пес тоже способен научиться подобному высшему пилотажу! Просто попробуйте оперантный метод обучения собак.

Что это такое?

Предтечей оперантного метода можно назвать американского зоопсихолога Эварда Ли Тонрдайка. Еще в 1930-х годах он обнаружил, что процесс обучения наиболее эффективен в случае, если обучающийся принимает в нем самое активное участие, а его правильные решения всецело поощряются.

В эксперименте с так называемым «проблемным ящиком Торндайка» ученый закрывал в деревянном решетчатом ящике голодную кошку, а по ту сторону решетки клал еду. Кошка могла открыть дверцу, наступив на рычаг внутри ящика. Однако поначалу узница пыталась подцепить еду лапой, которую просовывала сквозь прутья.

После ряда неудач кошка обследовала все предметы внутри клетки. В конце концов, она наступала на педаль, и дверца открывалась. В многочисленных повторных экспериментах кошка больше не тратила времени на бессмысленные действия, а сразу уверенно открывала дверцу.

Впоследствии эти исследования продолжил классик бихевиоризма, американский психолог Беррес Фредерик Скиннер. В результате было сделано крайне важно для дрессировки заключение: в последующих пробах животные с большей вероятностью повторяют те действия, которые подкрепляются. Действия, оставшиеся без подкрепления, постепенно затухают.

Чем оперантное обучение отличается от классического?

В основе классической дрессировки лежит реактивное поведение. У животного вырабатывается условный рефлекс на определенные стимулы, подкрепляемый вознаграждением.

Оперантное обучение основывается на проактивном поведении. Собака самостоятельно выполняет то или иное действие, а человек подкрепляет ее инициативу.

Например, при классическом подходе в ходе обучения команде «Лежать» собаке обеими руками надавливают на холку и на зад с одновременным произнесением команды «Лежать». Когда собака ляжет, ей дают вознаграждение.

При оперантном подходе вы наблюдаете за собакой. Рано или поздно она решит улечься. Сразу за этим вы подкрепляете ее самостоятельный выбор с помощью лакомства.

Обратите внимание, в качестве подкрепления сначала всегда должен использоваться сенсорный стимульный сигнал (например, щелчок специального устройства — кликера). Лакомство дается только после этого сигнала.

Преимущества оперантного обучения

Как вы уже убедились, в рамках оперантного метода собака принимает активное участие в процессе дрессировки. Животное получает возможность делать выводы, держать ситуацию под контролем и управлять ею.

Конечно, для обучения питомца базовому набору команда можно и с помощью более простого классического метода. Однако «классика» легко дает сбой там, где нельзя непосредственно воздействовать на животное (например, надавливая собаке на холку).

Кроме того, оперантный метод превращает обучение в игру, и собака учится командам не только из подчинения воле хозяина, но и ради удовольствия. В результате она становится более инициативной, уверенной в себе, у нее повышается самоконтроль и умение спокойно работать даже в сложных условиях.

Оперантный метод – больше, чем дрессировка. Используя мягкий подход, вы выстраиваете сложную систему взаимодействия с собакой – систему, в которой фундаментом служит любовь, уважение и обоюдный интерес к работе.

Как проводить занятия?

Приготовьте 20-30 маленьких кусочков вкусного лакомства (ломтики курицы, нарезанные сосиски, твердый сыр). Щелкните кликером и одновременно поднесите лакомство к морде питомца, чтобы он мог его взять. Упражнение повторяется несколько раз, чтобы ваш ученик твердо усвоил значение щелчка.

Читайте также:  Виды мотивации собаки: какие бывают и как развить мотивацию собаки?

Теперь щелкните и киньте лакомство на пол, где его сможет увидеть собака. Повторите упражнение несколько раз, бросая лакомство в разные места. Таким образом вы объясняете питомцу, что щелчок означает скорое появление лакомства.

Теперь рассмотрим механизм дрессировки на примере обучения команде «Сидеть». Поднимите руку с лакомством немного выше лба стоящего пса. Если питомец сядет, щелкните кликером и позвольте ей съесть лакомство.

А если собака не может взять в толк, чего от нее хотят? Тогда передвиньте руку слегка назад, в сторону хвоста собаки, и попытайтесь с помощью лакомства побудить питомца подогнуть задние ноги и сесть. Щелкните, когда пес начнет садиться, и сразу вручите ему лакомство.

Если собака просто скачет вокруг вас, игнорируйте это поведение. Подождите, пока она успокоится, и возобновите движение руки.

После нескольких повторений упражнения в следующий раз не щелкайте немедленно. Немного отсрочьте щелчок, чтобы увеличить продолжительность действия.

Со временем откажитесь от приманки – пускай собака знает, что в руке у вас лакомство, но вести ее уже не нужно. Зато когда собака правильно выполнит то, что вы от нее ждете, в награду дайте ей целую пригоршню лакомства.

Практические советы

  • Сначала щелкайте, и лишь потом давайте лакомство. Щелчок всегда должен раздаваться в момент выполнения нужного действия.
  • Щелкайте лишь один раз. Не нужно делать несколько щелчков – так вы только запутаете питомца.
  • Используйте кликер только для дрессировки. При попытках с его помощью просто подзывать собаку он перестанет работать как передатчик информации.
  • Занятия должны развлекать собаку. Между сложными заданиями вставляйте несколько легких. Последним всегда должно идти веселое и легкое задание, на котором питомец абсолютно точно заработает поощрение.

Сервис Petstory – онлайн-помощник для владельцев собак

Какой бы метод дрессировки вы ни выбрали, перед началом обучения убедитесь в здоровье питомца. Установите на свой смартфон приложение Petstory, и тогда в случае любых тревожных симптомов вы уже через несколько минут сможете проконсультироваться с опытным ветеринарным врачом.

Кроме того, сервис обеспечивает возможность дистанционной записи в выбранную ветеринарную клинику. А еще показывает месторасположение зоомагазинов и развлекательных заведений вашего города, куда можно прийти провести время с четвероногим другом на поводке.

Методы обучения собак. Оперантное обучение собак

Небольшая вводная часть думаю необходима.

Основные методы дрессировки, которыми пользуются при работе с собаками инструкторы-дрессировщики
? Вкусопоощрительный метод: условный раздражитель подкрепляют лакомством. Команда «Ко мне!», например, сопровождается показом собаке кусочка пищи и поощрением, когда животное подойдет.
? Механический метод: при этом методе условный сигнал подкрепляют элементарным механическим воздействием. Это может быть нажим рукой, несильный удар, рывок за поводок и т.п. Так, при отработке команды «Сидеть!» слегка нажимают на область поясницы собаки и натягивают поводок вверх и назад.
? Контрастный метод: суть этого метода состоит в том, что действие условного раздражителя подкрепляется механическим раздражителем, а затем раздражителем пищевым. Например, подав команду «Сидеть!», делают нажим в области поясницы и натягивают поводок, а когда собака сядет, дают лакомство. Контрастный метод способствует чёткой, безотказной работе собаки в различных условиях.
? Подражательный метод: этот метод основан на врождённой способности животного, подражать действиям другого животного. Например, достаточно одной собаке возбудиться, как на его лай начинают реагировать и другие собаки. Подражательный метод применяют при обучении собак преодолению препятствий, задержанию фигуранта.

Каким пользуется ваш инструктор?

Есть мнение, что:
“Дрессировка, основанная на так называемой «механике» (когда на собаку давят руками, пытаясь сформировать ее позу) приводит к тому, что собака глупеет. Она перестает проявлять инициативу и не пытается решить задачу самостоятельно. Такая дрессировка не помогает щенку развиваться, а, наоборот, портит его.
Возраст около 16 недель – это все еще возраст с очень сильной памятью. К тому же у многих собак (это зависит от породы вашего питомца) 3-4 месяца – это начало «возраста страхов», когда щенок учится различать опасное от безопасного. Все события, происходящие с щенком и окружающими его людьми и собаками, буквально «впечатываются» в память малыша. Этот период назвали импритингом. Термин предложен Конрадом Лоренцем, который открыл явление запечатления.

Если вы станете наказывать щенка физически, либо если кто-то жестко накажет свою собаку в присутствии вашего питомца, это будет иметь необратимые последствия: позже они проявятся в страхе всех людей или людей с какой-то особой внешностью, возможно, в страхе собак или особых ситуаций. Скажем, если при вашем щенке кто-то на дрессировочной площадке жестоко наказал свою собаку, так, что та поджала хвост или даже завизжала, ваш щенок запомнит, что на площадках собаки испытывают боль. Это скажется и на занятиях в группе, и на спортивных выступлениях.
Единственное наказание, применимое в этом возрасте – это «тайм-аут», игнорирование собаки в течении нескольких минут. Даже повышать голос на щенка нужно осторожно – одна собака отнесется к этому спокойно, другая – нервно. Запомните:
ЭФФЕКТИВНОСТЬ ВОСПИТАНИЯ СОБАКИ НЕ СВЯЗАНА С ФИЗИЧЕСКИМ НАКАЗАНИЕМ.
Важно лишь то, в какой момент и как вы воздействуете на собаку. Если вы все делаете в правильный момент, то достигаете результата не дергая и не шлепая собаку. Если вам приходится физически наказывать собаку, значит вы не ориентируетесь в ситуации, запаздываете или торопитесь, или просто даете волю раздражению. Все это приводит к отрицательному результату в дрессировке.
Дрессировка щенка в возрасте около 16 недель, чтобы она принесла пользу и собаке, и хозяину, должна включать в себя лишь два метода.
1) Вкусопоощрительный. Собаку учат следовать за кусочком лакомства или игрушкой. Затем заводят лакомство таким образом, что щенку приходиться сесть, лечь, встать или сделать что-либо еще, чтобы достать поощрение. Например – при посадке собаки кусочек лакомства (или игрушку) медленно заводят от кончика носа к затылку. Тем самым собака задирает голову и опускает филейную часть на землю.
2) Оперантный. Хозяин спокойно наблюдает за собакой и, как только она сделала случайно какое-то нужное движение, дает ей лакомство. Сперва нужное движение собака делает очень редко, но постепенно она начинает понимать, что между ее поведением и поощрением есть какая-то связь. Освоив таким образом несколько команд, собака начинает сама придумывать и предлагать хозяину то или иное движение – человеку остается лишь выбрать, за что поощрить питомца.

Уже существуют дрессировочные площадки, где инструкторы используют описанные два метода при обучении всех собак: и щенков, и взрослых. Такая дрессировка безопасна для психики собаки любого возраста, к тому же она позволяет достичь гораздо более высоких результатов в обучении и помогает наладить взаимопонимание между собакой и хозяином.”

В этом тексте обозначена суть оперантного метода, но в двух словах. Если интересно – можно и подробнее

6 пользователя(ей) сказали cпасибо:
SHENDAKARI
Посмотреть профиль
Отправить личное сообщение для SHENDAKARI
Найти ещё сообщения от SHENDAKARI

А вот в этой статье – немножко подробнее и с примером. Надеюсь, что кому-то будет интересно и полезно и хватит терпения прочитать до конца

Оперантный метод обучения собаки

“Учиться всегда пригодится.
Вам когда-нибудь случалось проходить мимо собачьей площадки? Красивое зрелище: великолепно обученные собаки по малейшему указанию выполняют разные команды. Они и прыгают, и ложатся, и ползают, ходят рядом и демонстрируют чудеса аппортировки. А какой восторг публики неизменно вызывают цирковые номера с собаками! И всегда возникает вопрос: как они это делают? Как этого добиться? На этот счет существуют самые разные мнения, но, к сожалению, они часто представляют собой лишь слухи или мифы. Некоторые говорят: «Моя собака слишком глупа или не сообразительна, из нее ничего толкового не выйдет» и обрекают верного друга на жизнь взаперти и прогулки на поводке. Или, того хуже, горе-собаковладелец часами ходит с поводком в руках, до хрипоты повторяя имя злополучного пса, тщетно взывая к его благоразумию, а четвероногий друг хмуро игнорирует и своего навязчивого хозяина и его дурацкие команды. Порой многие владельцы невоспитанных собак думают, что время упущено, «старого пса новым трюкам не научишь», и уже не предпринимают никаких попыток исправить ситуацию и сделать более счастливой и свою жизнь и жизнь верного Друга.
Хочу утешить и обнадежить: учиться никогда не поздно. Кроме того, научить проще, чем переучить. Если эти аргументы оказались неубедительными, приведу пример из личной жизни. Не будучи тренером и всю жизнь доверяя своему папе воспитывать собаку, мне захотелось научить нашу своенравную 9-летнюю таксу одному очень необычному трюку. Я с детства люблю лошадей, и мне стало интересно: можно ли научить собаку элементу высшей школы верховой езды. Он называется «перемена ног на галопе». Чтобы обучить этому лошадь, требуется опытный всадник и куча всяческих приспособлений для управления ею. У меня же в распоряжении был только голос и кусочки лакомства. Тем не менее, по истечении трех месяцев мне это удалось.
Вы спросите — как? Ответ прост. Я использовала метод, который называется оперантное обучение. В чем же его отличие от классического, всем известного способа обучения собак? В основе классического метода лежит выработка условного рефлекса у животного, подкрепляемого вознаграждением. Оперантный метод отличается тем, что животное самостоятельно выполняет какое-либо действие, которое сопровождается одновременным подкреплением. В качестве примера можно привести обучение собаки команде «Сидеть!». Классический метод: собаку тянут вверх за поводок, одновременно надавливая на зад. При этом произносят команду, а после того, как собака села, дают вознаграждение. Оперантный метод: человек наблюдает за собакой. В какой-то момент она садится. Немедленно следует подкрепление.
Здесь есть несколько моментов, которые необходимо учитывать. Во-первых, невозможно подкрепить то поведение, которое не встречается. Во-вторых, подкрепление изменяет поведение только тогда, когда дается в правильно выбранный момент, то есть немедленно после выполнения действия, а лучше — во время его выполнения.
Многие подумают: зачем же использовать этот оперантный метод, где столько условностей, когда можно быстро обучить собаку нужным командам более простым способом? Конечно, научить собаку команде «Сидеть!», «Рядом!» и подобным стандартным командам можно и общепринятыми методами, но проблема сразу усложняется, когда вы беретесь за такую задачу, где не можете непосредственно воздействовать на собаку. Еще один положительный момент оперантного метода – он превращает урок в игру, и животное обучается не только потому, что его заставляют или дают за это пищу, но и за интерес, за удовольствие. Оперантный метод обучения интересен еще и тем, что применять его можно даже к старым животным, и хотя времени для закрепления может понадобиться больше, успех все равно будет достигнут.

А теперь вернемся к тому, почему же я так самонадеянно решила, что смогу научить свою собаку необычной команде? Гуляя с ней, я заметила, что когда она уставала бежать галопом с правой ноги, она легко меняла ее на левую. Мне оставалось только объяснить ей, что я жду от нее выполнения именно этого поведения после подачи определенной команды. Надо сказать, что поведение это наблюдалось нечасто и лишь на длительных прогулках, потому обучение и заняло столь много времени. Но стоило собаке понять, что от нее требуется, она уже не ошибалась. Она помнит этот трюк до сих пор, хотя прошло почти три года, и я редко прошу ее его выполнить.

Для лучшего понимания разницы между классическим и оперантным способами обучения привожу соответствующие схемы выработки желаемого поведения:

Безусловный стимул (в примере обучения команде «Сидеть!») — натягивание поводка и надавливание на зад.
Условный стимул (в том же примере) — подача команды.
Реакция — выполнение желаемого действия.

Напоследок – маленькое напутствие: дерзайте! Нет собаки, которая не умела бы сидеть, лежать или останавливаться. В ваших силах закрепить это поведение. Внимательно наблюдайте за своим четвероногим другом, помогите ему стать для вас Самым-Самым – ведь это так просто!”

Методы обучения собак. Оперантное обучение собак

Этапы обучения:

Интерес к месту

Целью первого этапа обучения является формирования интереса к месту и понимания собакой того, что мы хотим, чтобы она на него забегала.

Работа происходит исключительно оперантным методом – подкреплением самостоятельного выбора собаки.

Мы кладем пледик или место на пол и ждем, когда собака его понюхает, а лучше встанет на него. Как только собака этого делает, мы маркируем ее поведение маркером «да» и бросаем лакомство в сторону, давая команду «ищи».

Команда «ищи» необходима для того, чтобы дать собаке разрешение на «подбирание» с пола.

Будьте терпеливы, не подсказывайте собаке, дождитесь ее выбора зайти на коврик. Так она быстрее и лучше поймет, что нужно делать.

Собака остается на месте

Когда мы видим, что собака поняла, что нужно забегать на место, чтобы получить лакомство, мы можем приступать к следующему этапу.

Когда собака забегает на место, бросьте несколько лакомств на сам коврик – таким образом, мы поощряем ее за то, что она остается на месте какое-то время.

Затем снова бросьте лакомство с коврика и скомандуйте «ищи».

Введение отпускающей команды и проверка ценности места

Следующий шаг заключается в том, что мы вводим отпускающую команду.

Когда собака забегает на коврик, мы снова бросаем несколько лакомств на него, а затем вместо команды «ищи», даем собаке отпускающую команду «гуляй». Если собака не понимает и остается на месте, мы можем ее подбодрить и подсказать, что с места надо сойти. Как только собака отбежала с места, мы ждем и наблюдаем. Если собака тут же возвращается на место – это значит, что мы создали достаточную ценность места (собака уже хочет сама там оставаться) и можно переходить к следующему этапу.

Если собака не возвращается на место, это означает, что Вам нужно вернуться ко второму этапу и поработать с ним еще какое-то время. Не стоит продолжать этап три, так как он является лишь этапом проверки, а не обучением.

«Сидеть» на месте

Многие собаки уже на втором этапе будут сидеть на коврике. Обычно это происходит у тех собак, которые хорошо обучены этой команду и они автоматически садятся первым делом, когда занимаются с владельцами.

Но, если этого не произошло, мы уделяем специальное время для того, чтобы научить собаку не стоять, а именно сидеть на своем месте.

Этот этап также проводится исключительно оперантным методом, не стоит давать собаке команду «сидеть». По сути этот метод повторяет второй этап, только с усложнением в виде посадки собаки

Когда собака забегает на коврик, мы подкрепляем ее маркером «да», но не даем вкусняшку и ждем, когда собака сама сядет. Как только это происходит, мы бросаем несколько лакомств на коврик с небольшими паузами для увеличение продолжительности пребывания на коврике, а потом бросаем на пол и командуем «ищи».

Появление раздражителей – лакомство на полу

Если собака с радостью бежит на место и с удовольствием там остается какое-то время, мы можем перейти к введению раздражителей, чтобы проверить ценность пребывания на месте.

Когда собака сидит на месте, положите лакомство на пол рядом с ковриком и не говорите ничего. Поскольку команды «ищи» не было, от собаки требуется не брать его. (Для успешного прохождения этого этапы, собака должна освоить предварительно игру «Это твой выбор»).

Если собака остается на месте и не берет лакомство, мы подкрепляем ее маркером «да», даем из рук лакомство с пола.

Тоже самое можно проделать с игрушкой.

Появление раздражителей – поводок

Конечно же, у большинства собак, появление поводка в руках у хозяина, вызывает сильное возбуждение. Поэтому этот этап является хорошей проверки сформированного навыка и тренировкой выдержки для собаки.

Когда собака сидит на месте, возьмите в руки поводок, сядьте перед собакой на корточки и пристегните его.

Если собака остается сидеть, остегните поводок, поощрите ее маркером «да» и вкусняшкой.

Если собака вскакивает и срывается, начните играть в «Это твой выбор». Поводок убирается, собака возвращается на место.

Если собака очень сильно возбудилась, есть смысл вернуться и более детально остановиться на предыдущих этапах.

Отпускающая команда

Это последний этап тренировки, который комбинирует предыдущие и закрепляет понимание собакой отпускающей команды.

Вы повторяете шестой этап. Пристегиваете поводок к собаке, ждете несколько секунд, после чего даете отпускающую команду.

Помните о том, что отпускающая команда является свободой действий собаки: ей можно делать то, что захочется.

Поэтому, если собака тут же возвращается на коврик, это говорит, что мы создали очень высокую ценность места для собаки и ей самой хочется туда возвращаться, даже если прозвучала отпускающая команда.

Введение команды «Место» лучше всего производить тогда, когда навык уже полностью сформирован и собака очень любит оставаться на месте.

Дальнейшая тренировка навыка заключается в изменение среды, в которой происходит тренировка. Сначала мы, конечно, делаем это дома в спокойном месте. Затем постепенно усиливаем сложность засчет увеличения сложности среды: игра с другой собакой, приход гостей, даже улица.

Зачем собаке учиться? И как ее учить?

1. Преодоление препятствия (барьера). Сперва у собаки формируется доминирующая пищевая мотивация; реализуя ее, животное может преодолеть “барьер”. Для этого собаку подводят к низкому барьеру и, подавая команду “Барьер!”, побуждают к прыжку поводком или лакомством (либо тем и другим). После прыжка собака получает подкрепление в виде порции пищи и ласки. Если эту последовательность действий повторить несколько раз, то в дальнейшем собака по своей инициативе станет перепрыгивать “барьер”, как только окажется в его зоне, или будет делать это по команде дрессировщика.

2. Более сложная схема оперантного обучения применяется тогда, когда у собаки требуется сформировать многокомпонентный навык. В этом случае сложный навык разбивается на составные элементы. Например, у собаки необходимо сформировать навык сидения на задних лапах в позе “столбик” с одновременными взмахиваниями передними лапами. Можно применить следующую схему обучения. Собаку с помощью лакомства, поднятого над ее головой, и поводка ставят на задние конечности. Каждый раз, когда собака встает на задние лапы, это подкрепляется дачей пищи. Затем награждают уже не за каждый подъем на задние лапы, иногда и не дают подкрепления. Проходит некоторое время, и тогда в ста процентах случаев начинают подкреплять только подъем собаки на задние лапы именно в позе “столбик”. Через некоторое время вновь переходят на как бы случайный режим подкрепления (собака не знает, когда именно она получит пищу за проделанную работу, но точно знает, что непременно получит). При этом любое движение передними лапами при нахождении животного в позе “столбик” подкрепляется каждый раз (в 100% случаев) и так далее. Таким образом можно сформировать любой самый сложный навык у собаки или другого животного, затем подвести его под “стимульный контроль”, то есть требовать выполнения навыка по определенной команде.

В условиях оперантного метода обучения собака является активным участником дрессировочного процесса.

Работа, выполняемая животным во время обучения, может быть различной: физическая, совершение сложных двигательных упражнений, преодоление нервно-психологических нагрузок. Характер работы зависит от исходной: мотивации, на базе которой формируется навык, от обстановки дрессировочного процесса и того конечного результата, которого добивается дрессировщик. Однако независимо от типа работы собака выполняет ее всегда целенаправленно, предлагая в ответ на действия дрессировщика “встречные” способы выполнения. Одну и ту же поставленную задачу (в зависимости от характера обучения) собака может решать качественно различными способами: методом “проб и ошибок” или посредством “собачьей логики” (используя свою способность к элементарной рассудочной деятельности (ассоциативное обучение, инсайт, экстраполяция).


Дрессировка – это тоже обучение, но такое, которое проходит при определенных социально-ролевых взаимодействиях между дрессировщиком и собакой.

В результате выработанный навык воспроизводится собакой по команде и в любой обстановке, даже в таких ситуациях, которые угрожают жизни собаки. Важным отличием дрессировки от обычного обучения является и то, что для выполнения отработанного навыка уже не требуется удовлетворения тех потребностей, на базе которых навык был первоначально сформирован.

Описываемые в литературе методы дрессировки можно классифицировать как те или иные способы воздействия на потребностно-мотивационную сферу деятельности животных. Охарактеризуем основные из них.

1. Механический метод. У собаки формируется сначала пассивное, а затем активное избегание неприятных воздействий со стороны дрессировщика. Ярким примером этого метода является процедура отработки навыка хождения рядом с помощью рывков поводком. Подав команду “Рядом!” и воздействуя поводком, мы принуждаем собаку встать в заданное нами положение около левой ноги; как только собака занимает желаемое место, рывки прекращаются, собаку хвалят. Если собака попытается уйти из положения “рядом”, вновь звучит команда “Рядом!” и производятся рывки поводком. Сначала собака возвращается к ноге пассивно, избегая воздействий поводком, а в дальнейшем активно, по команде, уже без применения рывков.

2. Пищевой метод состоит в формировании истинной пищевой мотивации. Так как в процессе реализации пищевой мотивации собака активно ищет пути удовлетворения своей потребности, то таким методом у нее можно сформировать очень сложные по своей структуре навыки. Примеры применения этого метода мы приводили при описании оперантного метода обучения.

3. Вкусопоощрительный метод – формирование у собаки мотивации избирательного аппетита (“метод премий”). При дрессировке этим методом животное не испытывает потребности в пище, ему просто хочется чего-нибудь вкусненького. Метод используется ограниченно, он может быть эффективен лишь тогда, когда собака видит, обоняет или каким-либо другим способом непосредственно ощущает лакомство. В настоящее время, к сожалению, на дрессировочных площадках используется в основном именно этот метод.

4. Подражательный метод – формирование у особи подражания поведению другой собаки, человека или группы особей. Используется, например, при формировании злобы у собак.

Читайте также:  Положительное подкрепление в дрессировке собак: когда и как применять?
Ссылка на основную публикацию
23.05.2014, 17:43#2