Контробусловливание: что это и как его применять?

Действительно ли вы используете Классическое контробусловливание?

Посмотрите на приведенные ниже ситуации. Что у них общего?
• Моя собака боится незнакомцев. Когда она перестает лаять и восстанавливает зрительный контакт со мной, я даю ей лакомство.
• Я держу ее лапу. Затем я даю ей награду за каждый срезанный коготь, пока она остается на месте и не пытается выдернуть лапу из моих рук.
• Когда к нам приходят гости, я жду, чтобы он продемонстрировал какое-нибудь спокойное поведение: потянулся, глубоко вздохнул или лег. После этого я даю ему лакомство.
• Мы играем в «посмотри на это». Я говорю: «посмотри на собаку», она смотрит. Я маркирую, затем даю ей лакомство.
• Когда мимо проезжает велосипед, я говорю собаке «сидеть» и даю ей лакомство, когда она садится.

Это всё тренировочные методы, призванные помочь собаке справиться с чем-то некомфортным, неприятным или пугающим. Но это не классическое обусловливание. Все 5 описанных выше ситуаций, это оперантные методы. Как мы можем это определить? По тому, что еда выдается как последствие поведения. В каждом рассмотренном выше случае, требуется определенное поведение, прежде чем собака получает кусок еды. Здесь присутствует элемент вероятности. Если тренировка проходит успешно, тренер подкрепляет нужное поведение: посмотреть в глаза, оставаться спокойным, потягиваться, глубоко дышать, ложиться, смотреть на раздражитель или сидеть.

Следующие элементы присутствуют в оперантной модели:
• Антецедент (то, что предшествует; обычно это появление раздражителя)
• Поведение как было описано выше
• И последствия (еда)

Цель: чтобы собака научилась демонстрировать эти поведения вместо того, чтобы напряженно или агрессивно реагировать на раздражитель. И это может быть отличным способом решения проблем, особенно если реакция собаки на раздражитель не сверхсильная.

Классическое обусловливание включает в себя другой тип научения.

Что такое классическое обусловливание на самом деле.

Для начала немного об ответной реакции. Ответная (непроизвольная) реакция включает в себя рефлексы, например:
• Моргание, при попадании струи воздуха в глаз
• Чихание из-за яркого света или раздражения в носу
• Слюноотделение при виде или запахе пищи

Ответная реакция построена по модели из двух частей: стимул – реакция. В целом, ответная реакция организма не может быть подкреплена или наказана. Большинство из них находятся вне нашего контроля (хотя есть исключения). Пример для наглядности: если бы вас поощряли каждый раз, когда у вас гусиная кожа (cutis anserina), появлялась бы она чаще? Нет. Гусиная кожа – это ответная реакция на определенный стимул, обычно это холод или сильные эмоции. Каждая ответная реакция имеет стимул или стимулы, которые ее вызывают.
Классическое обусловливание – название процедуры, в которой мы «прикрепляем» ответную реакцию к новому стимулу.
Словарь дает нам такое определение:
Классическое обусловливание — это процесс научения, при котором ранее нейтральный стимул начинает ассоциироваться с другим стимулом вследствие того, что второй стимул сопровождает первый.

Как написано выше, мы можем вызвать ответную реакцию на новый стимул, объединяя его со стимулом, вызвавшим реакцию. Собаки Павлова – классический пример. Они были обусловлены так, что начинали выделять слюну по звуку звонка, что означало, что сейчас будет еда. Звонок (первый стимул) являлся точным предвестником появления еды (второй стимул).
При тренировке собак мы используем классическое обусловливание, чтобы изменить физиологический или эмоциональный ответ на стимул. Например, если собака боится звука большегрузных машин, мы можем систематически кормить собаку курицей гриль после появления звука. Отношение собаки к большегрузам скорее всего изменится. Оно перейдет из страха в «о, курочка на подходе!» Звук большегруза станет вызывать подготовку организма к принятию пищи и радостные ощущения, которые этому сопутствуют. Радостные ощущения и поведения — это то, почему мы всё это делаем. Мы не пытаемся научить собаку хотеть съесть большегруз. Мы прикрепляем положительный условный эмоциональный отклик (CER+) для чего-то, что раньше пугало.
Итак, как же это отличается от 5 примеров в начале статьи? Вот два примера, которые показывают процесс правильного использования классического обусловливания.

Классическое обусловливание: два примера.

• Как только моя собака увидела велосипедиста, я жду одно мгновение, и начинаю ее кормить. Пока велосипедист едет мимо нас, я кормлю ее. Я прекращаю кормить в тот момент, когда велосипедист скрывается из виду.
• Моя стиральная машина издает особый звук, если загрузка белья не сбалансирована. Каждый раз она издает звук, и моя собака его слышит, я тут же даю собаке лакомство.

Обратите внимание, что в этих двух описаниях ни разу не упомянуто поведение собаки. Появляется раздражитель, собака получает еду. Мы так привыкли требовать какого-то поведения, что поначалу такой способ может показаться совершенно странным. Есть еще важные составляющие механики процесса, которые я не упомянула выше, например тайминг. Человек, который описывает свои действия, как в примерах выше, всё равно может совершать ошибки в тренировке, например, опаздывать с подачей подкрепления. Но это базовое описание, которое объясняет, что метод классический, а не оперантный.
Оперантное поведение может измениться в результате классического контробусловливания. Модели поведения, вызванные страхом, будут гаснуть, когда собака радостно ожидает еду. Собака перестанет тяжело дышать, нервно ходить и лаять на грузовики, если мы создали четкую ассоциацию, что звук грузовика предшествует курице. Вместо этого, собака будет выделять слюну, вилять хвостом и искать источник курицы.

Классическое обусловливание и классическое контробусловливание.

«Классическое обусловливание» — это общий термин. Но для ситуаций, когда мы точно знаем, что собака уже демонстрирует страх при предъявлении какого-то раздражителя, мы используем термин «контробусловливание». Мы не начинаем с нейтральности. Мы пытаемся изменить негативный эмоциональный ответ. В этом случае, мы обычно включаем еще и десенсибилизацию как часть нашего метода. Но это уже выходит за рамки этой статьи.

«Павлов сидит у тебя на плече»

Боб Бейли говорит, что каждый раз, когда вы тренируете собаку, Павлов сидит на одном вашем плече, а Скиннер – на другом. Когда один увеличивает свое значение, другой уменьшается.
Даже когда мы учим собаку с помощью оперантного научения (Скиннер), классическое обусловливание (Павлов) всё равно происходит. Если вы тренируетесь с едой, игрушками и другими веселыми вещами, обычно собака вырабатывает позитивный эмоциональный ответ на вас, активности, которыми вы вместе занимаетесь, и даже на место, в котором вы обычно тренируетесь.
В обратном направлении это тоже работает. Когда мы занимаемся классическим обусловливанием и соединяет еду и стимул, очень быстро мы может начать поощрять и связанное оперантное поведение. Например, когда собака начинает ожидать появление еды после предъявления стимула, она начнет поворачиваться в сторону источника еды, обычно это тренер. Это поведение происходит между стимулом и едой, поэтому оно так же поощряется.
Я включила эту часть о взаимодействии двух моделей научения, потому что некоторые люди используют фразу «Павлов сидит у тебя на плече», чтобы утверждать, что 5 оперантных примеров в самом начале статьи всё-таки являются классическим обусловливанием несмотря ни на что. Они скажут, что любые виды тренировок включают в себя элемент классического обусловливания, т.к. происходит создание ассоциаций. Это отчасти правда. Хотя два процесса обычно происходят одновременно, наша методика направлена только на один. Методы различны. Понимание различий поможет нам стать лучше в вопросах тренировки собак.

Оперантное контробусловливание.

Не хотелось бы это говорить, но сейчас я всё еще больше запутаю. Есть термин «оперантное контробусловливание». Он не используется часто. Но именно из-за этого я всю статью уточняла про «классическое» обусловливание и контробусловливание. Ветеринар и специалист по поведению собак доктор София Иен дает следующее определение:
Оперантное контробусловливание – это когда вы тренируете альтернативное, несовместимое поведение. Например, если ваша собака рвется и лает, когда видит других собак, то вы можете научить такую собаку смотреть на вас и начинать двигаться по команде «рядом», когда она видит других собак. (Rapid Reversal of Fear and Aggression in Dogs and Cats, Sophia Yin, DVM, MS)
Несколько из пяти «неклассических обусловливаний» в начале статьи могут быть отнесены к оперантному контробусловливанию.

Почему это так важно?

Я понимаю, что не все так же помешаны на терминологии, как я. Но если мы хотим изучать разные техники, знать их сильные и слабые стороны, практиковать их, обсуждать их, мы должны знать правильные понятия и термины. Я видела сотни людей, которые говорили, что используют классическое обусловливание, когда на самом деле использовали оперантный метод. Было время, когда я сама их путала. Обычно это говорит не просто о случайной оговорке, а о том, что человек не понимает что такое на самом деле классическое контробусловливание.

Видео.

Эти короткие видео о забавных примерах обусловленных ответов. Когда мы проводит классическое контробусловливание, мы ждем момент, когда собака начинает ожидать еду после предъявления стимула. В первом видео Зени кидает очень четкий взгляд «где моя еда??», когда я делаю паузу между выдачей ей кусочка и касанием ее спины пластиковой палочкой.


Во втором видео, Хезель показывает двойной набор. Она виляет хвостом и облизывает брыли (признак слюноотделения), когда видит пилку для ногтей.


У кого-нибудь из вас получалось добиться самого настоящего слюноотделения в результате классического обусловливания?

Почему контробусловливание не работает

Контробусловливание кажется довольно простым процессом: собака бросает взгляд на триггер (то, что вызывает у нее нежелательную реакцию), и в этот момент Вы щелкаете кликером (или отмечаете другим маркером) и выдаете подкрепление. Однако, на практике работа с контробусловливанием имеет ряд нюансов, от которых зависит успех или неудача. Кто-то знает эти нюансы благодаря прочитанной литературе, кто-то понимает их интуитивно, кому-то просто везет – и в итоге им удается успешно изменить поведение собаки. Тем не менее, многие люди, не зная этих аспектов, продолжают неделями или даже месяцами безуспешно корректировать поведение своих собак.

Давайте разберем, какие ошибки чаще всего допускают люди в работе с контробусловливанием и как их исправить.

1) После щелчка/маркера собака не отворачивает голову от триггера.

Собака посмотрела на триггер – Вы щелкаете и суете ей лакомство в рот. Она при этом продолжает смотреть на раздражитель. Вы щелкаете еще раз и суете ей еще кусочек. Однако, съев несколько кусочков, она вдруг начинает демонстрировать нежелательное поведение (лаять, бросаться итд.) Почему так происходит? Потому, что вид триггера вызывает у собаки возбуждение, и чем дольше она на него смотрит, тем выше становится уровень ее возбуждения, пока наконец не достигнет порога возникновения реакции. Заставляя собаку отрывать взгляд от раздражителя, Вы держите уровень ее возбуждения под контролем.

Читайте также:  Дрессировка собаки: самому или с тренером: что выбрать?

Что делать? Во-первых, в качестве маркера можно использовать кликер. Щелчок кликера (особенно хорошо «заряженного») вызывает у собаки ориентировочную реакцию, заставляя повернуть голову по направлению к источнику звука (к Вам) и, тем самым, оторвать взгляд от триггера. Во-вторых, еще на этапе приучения к маркеру/кликеру, можно ждать, чтобы собака после подачи маркера/щелчка поворачивалась к Вам за своей наградой, а не самому запихивать ей лакомство в рот. И, в-третьих, отметив маркером/щелчком взгляд на триггер, можно тут же пробежать с собакой несколько метров в обратном направлении, после чего дать ей лакомство. Это заставит ее оторавать взгляд от раздражителя, даст ей дополнительную награду в виде пробежки и позволит увеличить дистанцию до раздражителя (что особенно актуально, если он движется в Вашу сторону).

Собака посмотрела на триггер – Вы щелкаете, суете ей лакомство в рот, а она его не берет. А то и упорно его избегает. Отказ собаки от еды – главный показатель чрезмерного возбуждения. Это означает, что Вы находитесь слишком близко к раздражителю. Вы выбрали слишком короткую рабочую дистанцию для данного типа ситуации.

Решение? Увеличить рабочую дистанцию до такой, на которой собака будет относительно спокойна: на которой она будет оборачиваться на маркер, брать лакомство и охотно убегать вместе с Вами от триггера.

2) Вы щелкаете не за взгляд, а за смотрение на триггер.

Вы говорили по телефону, были погружены в свои размышления, смотрели на птичек или судорожно пытались найти в кармане кликер, когда Ваша собака только взглянула на раздражитель. В итоге Вы щелкнули ей через секунду (а то и больше) смотрения на него. Если эта ситуация будет повторяться регулярно, с каждым разом собаку будет все сложнее оторвать от раздражителя, и она будет становиться все реактивнее (например, начнет реагировать на триггер сильнее или с большего расстояния). Когда Вы подкрепляете собаку за мимолетный взгляд, Вы учите ее именно бросать взгляд и тут же его отводить. Когда Вы подкрепляете собаку за смотрение, Вы учите ее именно смотреть, долго и пристально. Что, как Вы знаете, ведет к увеличению возбуждения (а в случае зооагрессии еще и является провокацией для другой собаки, создавая порочный круг).

Решение? Всегда быть начеку и отслеживать наличие триггеров и внимание своей собаки. Отмечать и подкреплять только мимолетный взгляд. Не успели – переключите по возможности внимание своей собаки на себя, отойдите с ней на несколько метров назад и повторите снова уже правильно.

3) В момент щелчка собака находится в возбужденном состоянии.

Как фотография запечатлевает то, что было в фокусе, и то, что было на втором плане, так и маркер запечатлевает (подкрепляет) не только поведение, но и эмоциональное состояние. Если в момент взгляда на триггер собака находилась в возбужденном состоянии, маркер/щелчок закрепит это состояние, и в следующий раз вид триггера будет приводить даже спокойную собаку в это возбужденное состояние.

Что делать? Во-первых, если собака в целом чрезмерно возбуждена на прогулке (и дома), нужно разобраться с причинами этого возбуждения и научить ее спокойствию. Сюда же относится и умение ходить на провисшем поводке. Во-вторых, Вам нужно правильно выбирать рабочую дистанцию до раздражителя. В-третьих, Вам нужно успеть щелкнуть в то мгновение, когда собака уже заметила триггер, но еще не начала реагировать. Это особенно актуально при работе с одним только контробусловливанием, без десенсибилизации (например, у Ганса была агрессия к людям, появляющимся в открывающихся дверях лифта – там, где невозможно снизить интенсивность триггера, все решает тайминг).

4) Собака продолжает практиковать нежелательное поведение.

В английском есть такая поговорка: Practice makes perfect (Практика создает совершенство). Чем больше собака практикует некоторое поведение, тем лучше, надежней и прочнее оно становится. Суть контробусловливания состоит в том, что мы как бы говорим собаке «мир изменился; твоя старая ассоциация больше не действительна; вот новая ассоциация». Но если собака имеет возможность практиковать старое поведение и испытывать старую ассоциацию, она видит, что мир совсем не изменился и старая ассоциация работает. Зачем ей новая? Нет ничего страшного, если собака проявит старую реакцию в 1-2 случаях из 100 – это все в рамках погрешности; в каждом правиле есть исключения. Но если она практикует старое поведение регулярно, особенно, если чаще, чем новое, не ждите результатов от такой работы.

Единственная ситуация, в которой старая реакция допустима – это работа с одним только контробусловливанием без десенсибилизации. Но ключевой момент здесь – кратковременность триггера. Собака видит триггер – щелчок (пока у нее еще не началась реакция) – триггер исчезает(!) до или одновременно с возникновением у собаки реакции. Лакомство собака получает до или после реакции (это не принципиально), главное, чтобы щелчок (условное подкрепление) произошел до ее начала. Я сравниваю эту реакцию с санками: если Вы уже начали катиться на санках с горы (запуск реакции при столкновении с триггером) и вдруг передумали (триггер исчез), Вы не сможете остановиться в то же мгновение; у Вас будет тормозной путь.

Но что делать в реальной жизни, где раздражитель иногда появляется гораздо ближе рабочей дистанции и не исчезает сразу? Учить и доводить до автоматизма (и у собаки, и у себя) навыки вроде экстренного разворота, где по Вашему сигналу Вы с собакой резко разворачиваетесь на 180 градусов и бодро убегаете в обратном направлении (буквально на прошлой неделе, открыв дверь подъезда, столкнулись нос к носу с соседским агрессивным псом – прежде, чем все успели осознать произошедшее, мы с Гансом были уже на безопасном расстоянии).

5) Использование привлекающего внимания сигнала только в ситуациях с триггером.

Одним из видов работы, включающих в себя контробусловливание, является обучение собаки автоматически смотреть на Вас, увидев раздражитель («Автовзгляд»). Когда собака заметила триггер, хозяин подает сигнал, чтобы собака на него посмотрела. С практикой собака начинает предвосхищать этот сигнал и смотрит на него автоматически, увидев раздражитель (т.е. сам вид раздражителя становится этим сигналом). Но если использовать этот сигнал только в ситуациях с триггером, вместо «Посмотри на меня» он станет означать «Эй! Где-то там есть раздражитель», и вместо взгляда на Вас собака будет вертеть головой по сторонам в поисках «врага».

Решение простое. Используйте этот сигнал в различных ситуациях с различными раздражителями, чтобы собака связала его с конкеретным действием (взглядом на Вас), а не с конкретным триггером.

Как Вы можете видеть, в основе всех этих ошибок лежат те или иные проблемы с контролем уровня возбуждения у собаки (как следствие общего возбуждения, плохого тайминга или неверного выбора рабочей дистанции).

Однако помните, что это только самые частые ошибки и способы их решения. Если Вы пересмотрели свою работу с контробусловливанием, но она все так же не приносит желаемых результатов, обратитесь за помощью к специалисту.

Контробусловливание, хоть и может показаться сложным, определенно стоит затрачиваемых трудов, поскольку способно дать Вам и Вашей собаке по-настоящему новую жизнь.

Что такое контробусловливание в дрессировке?

К сожалению, собаки не всегда ведут себя так, как того хотелось бы хозяевам. Например, далеко не все могут спокойно реагировать на проходящих мимо животных или проезжающую машину, гром или взрывы петард. Очень часто питомец начинает громко лаять, оповещая о случившемся всю округу. Но его поведение можно скорректировать. Как?

Несмотря на то что контробусловливание — научный термин, в жизни с этим методом хотя бы раз сталкивался каждый хозяин, возможно, даже неосознанно применял его.

Контробусловливание в дрессировке — это попытка изменить отрицательную эмоциональную реакцию питомца на раздражитель.

Проще говоря, если собака испытывает стресс в определенных ситуациях, этот метод воспитания поможет избавить питомца от негативного восприятия объекта, который вызывает стресс. Например, питомец боится пылесоса. Возможно, один вид этой техники вводит его в состояние паники. Избавиться от ненависти к прибору поможет контробусловливание.

Как это работает?

Метод контробусловливания основан на трудах известного русского ученого академика Ивана Павлова и его знаменитых опытах с собаками. Главным инструментом владельца животного служит положительное подкрепление. Что собака любит больше всего? Лакомство. Вот оно и будет тем самым положительным подкреплением, его и стоит использовать в качестве инструмента.

Чтобы избавить собаку от страха перед пылесосом, поместите животное в комнату вместе с этим устройством. Но сначала на комфортном для собаки расстоянии. Дайте ей лакомство. Постепенно сокращайте расстояние между пылесосом и собакой, при этом каждый раз подкармливая ее лакомством.

После того как пылесос окажется совсем близко к любимцу, можно начинать включать машину. Сначала будет достаточно лишь доли секунды: включили и почти сразу выключили, не забывая при этом угощать собаку. Потом оставьте его включенным на несколько секунд и раз за разом увеличивайте время его работы. В итоге собака перестанет обращать внимание на пылесос. Страх и панику заменит приятная ассоциация с лакомством.

Кстати, этот же принцип отлично работает, если собака боится петард, грома или других раздражителей.

На что обратить внимание?

Не ждите реакции питомца на раздражитель.

Самое главное отличие контробусловливания от других методов дрессировки состоит в том, что оно не пытается подкрепить положительную реакцию питомца. Например, отрабатывая с собакой команду «Сидеть», владелец дает ей лакомство только после правильно выполненного задания — так он подкрепляет её поведение. В контробусловливании реакции питомца ждать не надо.

Ошибка. Иногда владельцы подсознательно ожидают увидеть реакцию на раздражитель и только после этого дают лакомство. Так делать нельзя. Как только запускается раздражитель, тут же следует угощение. В противном случае собака свяжет получение лакомства с чем-то другим. Например, со взглядом на хозяина или взглядом в сторону раздражителя, на тот же пылесос.

Применяйте лакомство по назначению.

В качестве инструмента, который должен выработать положительную реакцию, может служить все, что вызывает у собаки восторг, будь то игрушки или еда. Но лакомства проще и быстрее достать, поэтому их и используют чаще. Кроме того, для большинства собак еда является самой лучшей наградой, а значит, доставляет наибольшее удовольствие.

Ошибка. Некоторые владельцы, воспитывая питомца, дают лакомство просто так, без воздействия раздражителя. Такое бессистемное подкармливание приведет к тому, что собака свяжет наличие угощения с вашим присутствием, а никак не с пугающим ее пылесосом или громкими хлопками петард. И все попытки справиться с реакцией на раздражитель будут провалены.

Делайте паузы.

Важно не слишком торопиться в приближении питомца к раздражителю. Проще говоря, петарды не должны взрываться каждую минуту, и пылесос не должен оказаться рядом с собакой спустя один час. Терпение — половина успеха в контробусловаливании.

Читайте также:  Основы трюковой дрессировки собак. Как научить собаку трюкам?

Ошибка. В Интернете можно найти много видео, на которых собака после пары часов работы с контробусловливанием действительно перестает обращать внимание на раздражитель. Но проблема в том, что через несколько дней она забудет все, чему ее учили, и наверняка опять будет негативно реагировать на раздражитель.

Еще один момент: часто владельцы жалуются на то, что собака не берет лакомство рядом с раздражителем. Скорее всего, в таком случае он просто расположен слишком близко к питомцу. Испугавшись, собака просто не будет обращать внимания на еду.

Методы бихевиоральной терапии и их эффективность

Бихевиоральная терапия стоит на фундаменте трудов И.П. Павлова и Б. Скиннера, ее суть – модификация поведения через отучение от нежелательных привычек и реакций и научение желательному поведению. При бихевиоральной терапии психолог не ставит задачи объяснить клиенту, в чем причина его проблем, он просто воздействует на нежелательное поведение, чтобы оно изменилось в нужную сторону.

В США бихевиоральная терапия встречается достаточно часто, используется в специфических ситуациях: для лечения фобий, дурных привычек (алкоголизм, курение, переедание), для борьбы с энурезом и заиканием, широко используется в психиатрических заведениях.

Как метод воздействия, чаще всего используется оперантное научение и классический метод условных рефлексов, – методы, использующие положительное и отрицательное подкрепление. Пациента не лечат – его обучают правильному поведению с помощью обучающей программы. Для психотерапевта, работающего по этому принципу, главное подобрать эффективные именно для этого пациента подкрепления. Иногда это делается простым расспросом: “Что будет для вас положительным, а что отрицательным подкреплением? Что вам будет нравиться, а что – нет?”

И тогда для кого-то положительным подкреплением будет разрешение смотреть телевизор, для кого-то – сладкое, для кого-то в психиатрических учреждениях – жить в отдельной комнате, посетить столовую еще один раз.

В бихевиоральной терапии применяются методы классического обусловливания.

Классическое обусловливание вы знаете: это когда загорается лампочка, вы должны отдернуть лапку, потому что если не отдернете, то получите электрический разряд. Через некоторое время этому научаются все: и люди, и собаки, независимо от уровня интеллекта и взглядов на жизнь.

Чаще всего применяется прием контробусловливание, или десенсибилизация (понижение чувствительности): как правило, для лечения фобий у собак и человека.

Например, у собак – боязнь громких звуков, а у человека – боязнь собак.

Методика: сначала мы узнаем, что было бы для клиента подкреплением, научаем его расслабляться. После этого расспрашиваем, какие ситуации вызывают у клиента тревогу, ранжируем эти ситуации от тех, которые чуть-чуть тревожат, до тех, с которыми он не может справиться. После стрессовую ситуацию связываем с мышечным расслаблением. В ситуации расслабленности напоминаем о ситуации, которая вызывает минимальную тревогу, потом так же обсуждаем другие ситуации, все более и более тревожные. Итого: оказавшись в стрессовой ситуации, человек будет испытывать гораздо меньшее напряжение, будет чувствовать себя в достаточной мере спокойно.

Просто, но это работает.

С собакой то же самое. Вы отрабатываете команду, которую она хорошо знает, например, «Сидеть!», «Играть в мячик!» (эта команда должна ассоциироваться с положительными эмоциями), а потом вводите в ситуацию десенсибилизации. Вы переключаете ее внимание на поведение, при помощи которого она может совладать с ситуацией. Через ситуацию десенсибилизации вы проводите собаку через ряд все более и более тревожных ситуаций. Например, если собаку в клинике испугали, и она отказывается идти туда пешком, то начинают работать с самой дальней дистанции. Как только она почувствовала тревогу (оглядывается, вертится вокруг хвоста и др.), переключаете ее на иной тип деятельности (как правило, игровую) или на выполнение отработанной команды, и потом постепенно сокращаете дистанцию.

На более обобщенном уровне: вы даете субъекту способ совладать с ситуацией, а потом вводите ее в ситуации, вызывающие тревогу, и переключаете его на то поведение, при помощи которого в других ситуациях он мог совладать с собой. Это контробусловливание через десенсибилизацию.

Другой прием – аверсивное обусловливание. Например, при борьбе с перееданием к биг-маку крепится простенькое устройство с батарейкой, человек кусает биг-мак и получает слабый разряд. Мелочь, а неприятно. Аналогично – если рука тянется к сигарете, получаем разряд за сигарету. Кодирование от алкоголизма – тот же принцип, хотя здесь чаще используется вызов рвотного рефлекса. Стакан ко рту – и приступ тошноты или ощущение, что умираешь.

Неприятно, но в ситуации выбора – будущая нормальная жизнь или потеря семьи, или тем более тюрьма, люди с готовностью на это идут и нужный результат получают.

Интересно, что так же лечится энурез: ребенок ложится на кровать, под простынь кладутся датчики влажности. Ребенок описался – включается свет, ребенку меняют пеленку. Ребенку не хочется просыпаться. но это происходит всегда, и обычно для прекращения энуреза этого хватает. Несколько повторений – проблема решается.

Когда-то, на заре исследований, в качестве отрицательного подкрепления пробовали использовать слабые удары электрического тока. Жизнь показала, что в этом нет никакой нужды: обычная смена пеленки – вовремя! – эту функцию полностью выполняет.

Методы оперантного научения применяются в психиатрических учреждениях – например, метод накопления жетонов.

Чистит зубы – жетон, убирает постель – жетон, жетоны обмениваются на привилегии: сигареты, проживание в отдельной комнате, дополнительное посещение столовой. Методика не идеальна, но среди всех возможных – признана наиболее эффективной.

Бихевиоральная терапия – это быстрая терапия, дающая возможность контролировать последствия.

Итого

Бихевиоральная терапия – не волшебство, в ней есть и свои минусы, и свои ограничения.

Не все определяется только примененными к пациенту техниками: если пациент заинтересован в излечении, эффективность излечения выше. Впрочем, это характерно для любых подходов, не только бихевиорального, и, заметим, что как раз в бихевиоральном подходе момент заинтересованности клиента играет меньшую роль, чем в других подходах.

Бихевиоральный подход показывает высокую эффективность для простых случаев психотерапии: избавления от стандартных фобий (страхов), нежелательных привычек, формирование желательного поведения. В более сложных, запутанных, «личностных» случаях, касающихся не просто поведения, а ценностей и образа жизни (что характерно для многих проблем с наркоманами и алкоголиками), использование бихевиоральных методов неустойчиво и дает недолговременный эффект​.

Терапия с предъявлением поведенческой модели используется для лечения состояния тревожности и страхов. Тревожному человека показывают, как ведут себя в проблемной ситуации уверенные люди, и предлагают воспроизводить, повторять это поведение. Дополнительно психолог может объяснять способы выхода из тревожной ситуации, адекватные речевые ответы, и при необходимости отрабатывает навык использования этих средств.

Если то, что снимается бихевиоральной терапией, оказывается симптомом чего-то более серьезного и глубинного, могут быть возвраты и повторения. Впрочем, так называемый глубинный подход также не гарантирует устойчивых результатов, а хорошо проведенная бихевиоральная терапия нередко приводит не только к снятию беспокоящего человека симптома, но и общему улучшению его состояния.

С. Гингер пишет об этом в книге “Гештальт – терапия контакта”:

В традиционном психоанализе симптом часто отодвигается на второй план и рассматривается как ориентир на пути самораскрытия. Последовательное осознавание подавленного материала ведется посредством глобального подхода к глубинной личности, через анализ трансфера и интерпретаций. Считается, что «выздоровление» при этом наступит само собой, как бы в довершение к вышесказанному; сам же Фрейд рекомендовал остерегаться чрезмерного «рвения к излечению». В этом случае предстает субъективный и довольно-таки пессимистичный взгляд на человека (давящий детерминизм раннего детства, природные «полиморфные извращенные» склонности и т. д.).

В поведенческом подходе, наоборот, лечится сам симптом; это объясняется заботой об эффективности терапии и «уважением к самой эксплицитной просьбе клиента», который с ней пришел на консультацию и, как правило, не просит чего-то большего. Ведь клиенту, зашедшему купить только галстук, не предлагают дорогостоящий костюм-тройку! Точные техники снятия обусловленности и десенсибилизации (Вольп) часто способствуют быстрому исчезновению симптома, например в случае фобий или сексуальных расстройств, что, однако, не сопровождается глобальной перестройкой всей личности. Добавим по ходу, что симптоматические смещения (появление новых, заместительных симптомов), по статистике, происходят намного реже, чем об этом думают психоаналитики. И даже наоборот, часто отмечаются позитивные «цепные реакции» (Например, с излечением полового бессилия прекращаются автомобильные аварии (интеграция телесной схемы) и вспышки гнева (иллюзия всемогущества). Сторонники такого подхода считают, что их взгляд на человека объективен и реалистичен.↑

Оценивая эффективность бихевиоральной терапии, нужно учесть и исторические предпочтения: Америка предпочитает бихевиоральные подходы всем другим, в России бихевиоризм не в чести.

Десенсибилизация и контробусловливание в дрессировке.

Систематическая десенсибилизация и контробусловливание — это термины, означающие методы, направленные на изменение эмоциональных реакций, таких как страх, агрессия, фобии, вызванных повседневными вещами и событиями. Если корень проблемы заключается в эмоциональном восприятии определенных вещей, то просто отучить животное от реакции по команде – не выход. Более эффективный способ – это следовать определенным методикам, которые изменят отношение субъекта к объекту. Данные методики направлены на изменение эмоциональной окраски к определенным вещам или событиям.

Десенсибилизация и контробусловливание — это методики, которые были разработаны психологами. Бихевиоральная терапия направлена как на людей, так и на животных. Эффективность достигается в комплексе. Для животных применяются возможные тренировки несколько раз в день, постепенные изменения реакции маленькими шагами. Для достижения результата требуется тщательное соблюдение рекомендаций в течение нескольких месяцев.

Так как лечение должно прогрессировать и меняться согласно реакциям животного, и так как некоторые реакции могут быть сложными к выявлению и интерпретации, систематическая десенсибилизация и контробусловливание более эффективна под руководством опытного специалиста, кинолога либо зоопсихолога.

Десенсибилизация

Десенсибилизация означает снижение чувствительности. Цель методики – подавление или снижение эмоциональной реакции, которое животное испытывает к определенным объектам, будь то себе подобные, люди в униформе, маленькие дети, какие-то локации или события (собака боится громких звуков).

Систематическая десенсибилизация представляет из себя длительный и структурированный процесс. Он состоит из постепенного вовлечение животного к объектам, которые вызывают страх через положительные события.

Десенсибилизация предполагает взаимодействие животного с событиями или объектами, которые вызывают страх, но в облегченной версии. Мы делаем объект менее значимым: он должен быть меньше, либо находиться дальше, быть тише, менее интенсивным. Через некоторое время животное привыкает к раздражителю. Теперь наша задача сделать ситуацию (человек, место, объект, шум, событие и т.д.) интенсивнее, например, подойти ближе, увеличить громкость и т.д.

Таким образом, систематическая десенсибилизация заключается в изменении реакции на пугающий объект, методом постепенного увеличения воздействия на субъект. В нашем случае субъект – это домашнее животное.

Например, кошка боится незнакомых людей, которые приходят в гости. Для начала мы демонстрируем кошке гостя, который находится далеко от нее и не проявляет активности. На данном этапе животное видит незнакомца, но при этом не испытывает страха, так как находится на безопасном расстоянии. Через некоторое время дистанцию между гостем и кошкой нужно сократить. Но при этом сохранять безопасное расстояние для животного. Гостя «раздражителя» нужно попросить не смотреть прямо на кошку и не приближаться к ней – животное заметит человека и не будет испытывать страх. Конечная цель методики – создать у питомца ощущение безопасности рядом с человеком, который находится в вашем доме, приближается к нему и может контактировать с ним.

Читайте также:  5 правил коррекции поведения взрослой собаки - это должен знать каждый владелец!

Контробусловливание

Обусловливание – это процесс научения, при котором ранее нейтральный стимул начинает ассоциироваться с другим стимулом вследствие того, что второй сопровождает первый.

Книга «Введение в психологию». Авторы — Р.Л. Аткинсон, Р.С. Аткинсон, Э.Е. Смит, Д.Дж. Бем, С. Нолен-Хоэксема. Под общей редакцией В.П. Зинченко. 15-е международное издание, Санкт-Петербург, Прайм-Еврознак, 2007.

Проще говоря, обусловливание – это метод Павлова, при котором у собаки выделяется слюна при виде горящей лампочки. Практически вся дрессировка выстраивается на обусловливании.

Контр – означает против, изменения.

Таким образом, контробусловливание означает изменить эмоциональную оценку животного к ситуации или объекту. Если раньше собака срывалась с поводка при звуке салюта, то контробусловливание направлено на изменение такого поведения. Результат достигается методом ассоциирования раздражителя с чем-то хорошим для питомца.

Например, животное видит то, что его пугает. В этот момент мы даем самое вкусное лакомство, тем самым влияя на эмоциональное состояние при виде пугающего объекта. Через многократные повторения образуется связь события с положительным результатом. Однозначно процесс должен выработать нейтральный или положительный эмоциональный фон по отношению к раздражителю, будь то человек, звук, транспорт и т.д.

Систематическая десенсибилизация и контробусловливание (СДК далее)

Очень часто десенсибилизация и контробусловливание сочетают в работе, потому что невозможно привить положительную реакцию к чему-либо если собака имеет яркий негативный опыт и демонстрирует агрессию. Поэтому мы подвергаем животное слабым раздражителям (десенсибилизация) и даем вкусную награду или игрушку (контробусловливание). Увеличивая охват влияния объекта (например, подходим ближе к раздражителю), собака всегда должна получать приятную награду в конце.

Пошаговый план применения СДК:

Опишите объект или событие, которое является триггером для вашего питомца. Уточните все существенные детали: что встречается по пути, какие вас окружают звуки, запахи, как далеко объект находится от вас и как долго раздражитель воздействует на собаку. Существенными являются те параметры, которые вводят питомца в состояние страха или агрессии. Например, если собака боится детей на роликах, то как они пахнут не будет значимым признаком, но их возраст, производимый шум и расстояние имеют значение.

Теперь посмотрите на эти параметры и оцените когда они менее и более весомы для питомца. К примеру, собака боится детей на роликах, когда те на расстоянии 50 метров. В этот момент они производят много шума, и пес реагирует оборонительно агрессивной манерой: лай, рычание и выпады вперед. Более того, если ребенок кричит, собака воспринимает это как угрозу. Так как животное не может сказать вам насколько сильно ей страшно, вы можете оценить ее состояние по языку тела и поведению в момент ситуации.

Далее составьте список этих параметров, по мере увеличения воздействия. Например:

  1. Ребенок на роликах в соседнем дворе. Вы слышите шум, но он очень приглушенный
  2. Ребенок катается за домом. Шум становится громче
  3. Ребенок на расстоянии 50 метров. Собака отчетливо его видит и слышит. Много шума
  4. Ребенок кричит, приближается, производит много движений и звуков

Начинайте терапию с пункта 1. В этот момент собака знает о раздражителе, но еще в состоянии переключить внимание на вас.

В другом случае, если собака боится громких звуков, вы можете начать терапию с воспроизведения записи триггера. Или вы можете организовать взаимодействие питомца с предметами, которых он боится, начиная с дальнего расстояния.

Краткое руководство к выполнению плана СДК

  • Используйте самое вкусное угощение! Оно должно быть очень ароматным! В идеале, лакомство должно быть чем-то новеньким для собаки. Это могут быть сыр, печень или куриное мясо. В общем то, за что собака за вами хоть на край света пойдет. Эти ароматные кусочки должны применяться исключительно для занятий по СДК.
  • Вкратце, ваши занятия должны включать в себя:
  1. появление раздражителя в поле зрения;
  2. угощение собаки крохотными кусочками пока триггер в поле зрения;
  3. раздражитель уходит из поля зрения (либо удаляетесь вы и собака);
  4. прекращаем кормить животное сразу же, как раздражитель ушел из виду.

Процедура встречи с раздражителем (это систематическая десенсибилизация) и выдача собаке угощения (это контробусловливание) с дальнейшим прекращением должны повторяться как минимум 10 раз за сеанс дрессировки.

  • Стремитесь к прогрессу на каждом занятии – в конце сеанса состояние питомца должно быть расслабленным. А раздражитель не кажется таким страшным.
  • Начинайте новое занятие с того момента, на котором остановились в прошлый раз. Вы можете заметить, что собака опять испытывает дискомфорт в ответ на триггер. Это нормально. Просто придерживайтесь плана. Оставайтесь на том же уровне столько, сколько потребуется собаке пока она не будет чувствовать себя в безопасности. На преодоление этого шаг вам может потребоваться несколько дней или недель.
  • Переходите к следующему шагу в тот момент, когда к началу занятия ваш питомец не проявляет тревожности и полностью расслаблен. Отличным сигналом будет, если он наслаждается угощеньем, играет с вами. В двух словах, не переходите к следующему шагу, который на данный момент собака не в состоянии усовить.
  • Избегайте раздражителей вне сеансов терапии. Подвергайте только терпимым версиям раздражителей, которые не вызывают страха. Если собака демонстрирует страх, быстро отдаляйтесь от источника. Либо, если это возможно, уменьшайте интенсивность триггера, сбавляя звук или движение. В идеале, питомец не должен подвергаться раздражителям вне занятий, когда воздействие контролируется и поощряется контробусловливанием.
  • Старайтесь проводить сеансы не менее 10 минут.
  • Занимайтесь терапией в различное время дня. Меняйте локации, если это возможно и не забывайте о разнообразии поощрений. Если вы используете специальную сумочку для лакомства, то старайтесь брать ее с собой каждый раз, когда выходите с собакой на прогулку, даже вне сеансов терапии. Это поможет животному сформировать правильный ряд ассоциаций: лакомство всегда дают в момент появления страшного события, а не в момент появления специальной сумки.
  • Когда животное избавится от фобии, старайтесь проводить сеансы терапии хотя бы два раза в месяц в качестве профилактики.

Поиск профессионала

Если вы владелец питомца, которого тревожат фобии, страхи, агрессия, проконсультируйтесь с профессиональным зоопсихологом. Эксперты помогут составить план лечения и пошаговое руководство. Объяснят, как быть в моменты, когда не получается следовать терапии. Часто медикаменты помогают животным на начальном этапе терапии. Их должен назначить зоопсихолог в тандеме с лечащим ветеринарным врачом.

Контробусловливание: что это и как его применять?

На главную страницу сайта “Судьба и здоровье”

С. Ю. Головин. Словарь практического психолога. Часть 306

Методы контробусловливания – предполагают разрыв нежелательной установившейся связи между раздражителем условным и реакцией или замену этой связи на другую. Практикуются такие приемы, как сочетание приятного клиенту воздействия с ситуацией, обычно для него неприятной, или же наоборот. Однако во многих случаях психологи, практикующие техники контробусловливания, высказывают сомнения в этичности причинения страданий даже с благой целью. Другой вариант контробусловливания – парадоксальное для клиента сочетание с приятной либо неприятной ситуацией не конкретного воздействия, но состояния. Например, клиента обучают расслаблению, а затем предъявляют минимально тревожную ситуацию; когда он перестает чувствовать тревогу, переходят к более стресеогенным ситуациям, давая их в порядке нарастания силы негативных воздействий.

Методы оперантные – базируются на принципах, выделенных Б. Скиннером. В основе методов лежит система наград, даваемых клиенту за те действия, кои терапевт считает желательными, отчего вероятность такого поведения возрастает. Вариант подхода – формирование желательного поведения на базе самоконтроля и самонаград: он сам отбирает и создает в жизни благоприятные ситуации и избегает нежелательных.

Методы социобихевиоризма – базируются на положении, что человек обучается через наблюдение – наряду с другими формами научения. Терапия основана на предъявлении модели оптимального поведения, коей клиент должен следовать.

ПОДХОД ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКИЙ – к коррекции психологической – охватывает различные направления психоанализа, кои при всех различиях сохраняют общую направленность терапии – помощь клиенту выявить неосознаваемые причины тягостных переживаний и болезненных появлений; за счет их проработки – в различных формах – предполагается возможность контроля и частичного (по крайней мере) овладения поведением и, как следствие, возможность личностного роста.

Конкретные методы работы варьируют в зависимости от конкретного направления. Так, для З. Фрейда основным был метод катартический. Для К. Г. Юнга основным был метод воображения активного; для К. Хорни – метод совместного анализа жизненного пути (-> метод анализа жизни); для Г. С. Салливана – метод интервью психиатрического.

ПОДХОД ТЕЛЕСНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ – к коррекции психологической: выделение его наряду с подходами психоаналитическим, поведенческим и прочими не вполне корректно, ибо он не имеет единой теоретической платформы; однако он имеет свои характерные особенности и потому заслуживает особого рассмотрения. Принцип лечения души через воздействия на тело становится все более распространенным. Основателем этого подхода можно считать В. Райха, предложившего систему вегетотерапии. Его крупнейшим продолжателем стал создатель биоэнергетики А. Лоуэн. Из других методов можно отметить так называемую терапию первичную Д. Янова.

ПОДХОД ТРАНСПЕРСОНАЛЬНЫЙ – к коррекции психологической – обращается к измененным состояниям сознания. Лидер этого направления – С. Гроф – отмечает связь своих представлений с концепциями К. Г. Юнга, Р. Ассаджоли и представлениями относительно высших мотивов и «пиковых переживаний» – наподобие вдохновения и мистических видений. Главная отличительная черта подхода – модель души, в коей признаются значимость духовного и космического измерения и возможностей эволюции сознания, а также готовность последовать за клиентом в новые сферы опыта (-> психология трансперсональная).

ПОДХОД ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНО-ГУМАНИСТИЧЕСКИЙ – К коррекции психологической – сюда относятся те теории и вытекающие из них системы личностной коррекции, кои основаны на философии экзистенциализма, подчеркивающей важность проблем человеческого становления и ответственности за свое становление (=> психология гуманистическая; логотерапия).

ПОДЧИНЕННОСТЬ СЕКСУАЛЬНАЯ – термин, означающий факт, что одно лицо может оказаться необыкновенно зависимым и несамостоятельным относительно другого лица, с коим находится в половом общении.

Согласно З. Фрейду, эта подчиненность гораздо чаще и интенсивнее у женщин, чем у

Современные средства устранения депрессии: быстро и эффективно!

Ссылка на основную публикацию