9 плюсов оперантного обучения собак: чем хорош этот метод дрессировки?

Учиться всегда пригодится.

Вам когда-нибудь случалось проходить мимо собачьей площадки? Красивое зрелище: великолепно обученные собаки по малейшему указанию выполняют разные команды. Они и прыгают, и ложатся, и ползают, ходят рядом и демонстрируют чудеса апортировки. А какой восторг публики неизменно вызывают цирковые номера с собаками! И всегда возникает вопрос: как они это делают? Как этого добиться? На этот счет существуют самые разные мнения, но, к сожалению, они часто представляют собой лишь слухи или мифы. Некоторые говорят: «Моя собака слишком глупа или несообразительна, из нее ничего толкового не выйдет» и обрекают верного друга на жизнь взаперти и прогулки на поводке. Или, того хуже, горе-собаковладелец часами ходит с поводком в руках, до хрипоты повторяя имя злополучного пса, тщетно взывая к его благоразумию, а четвероногий друг хмуро игнорирует и своего навязчивого хозяина и его дурацкие команды. Порой многие владельцы невоспитанных собак думают, что время упущено, «старого пса новым трюкам не научишь», и уже не предпринимают никаких попыток исправить ситуацию и сделать более счастливой и свою жизнь и жизнь верного Друга.
Хочу утешить и обнадежить: учиться никогда не поздно. Кроме того, научить проще, чем переучить. Если эти аргументы оказались неубедительными, приведу пример из личной жизни. Не будучи тренером и всю жизнь доверяя своему папе воспитывать собаку, мне захотелось научить нашу своенравную 9-летнюю таксу одному очень необычному трюку. Я с детства люблю лошадей, и мне стало интересно: можно ли научить собаку элементу высшей школы верховой езды. Он называется «перемена ног на галопе». Чтобы обучить этому лошадь, требуется опытный всадник и куча всяческих приспособлений для управления ею. У меня же в распоряжении был только голос и кусочки лакомства. Тем не менее, по истечении трех месяцев мне это удалось.
Вы спросите — как? Ответ прост. Я использовала метод, который называется оперантное обучение. В чем же его отличие от классического, всем известного способа обучения собак? В основе классического метода лежит выработка условного рефлекса у животного, подкрепляемого вознаграждением. Оперантный метод отличается тем, что животное самостоятельно выполняет какое-либо действие, которое сопровождается одновременным подкреплением. В качестве примера можно привести обучение собаки команде «Сидеть!». Классический метод: собаку тянут вверх за поводок, одновременно надавливая на зад. При этом произносят команду, а после того, как собака села, дают вознаграждение. Оперантный метод: человек наблюдает за собакой. В какой-то момент она садится. Немедленно следует подкрепление.
Здесь есть несколько моментов, которые необходимо учитывать. Во-первых, невозможно подкрепить то поведение, которое не встречается. Во-вторых, подкрепление изменяет поведение только тогда, когда дается в правильно выбранный момент, то есть немедленно после выполнения действия, а лучше — во время его выполнения.
Многие подумают: зачем же использовать этот оперантный метод, где столько условностей, когда можно быстро обучить собаку нужным командам более простым способом? Конечно, научить собаку команде «Сидеть!», «Рядом!» и подобным стандартным командам можно и общепринятыми методами, но проблема сразу усложняется, когда вы беретесь за такую задачу, где не можете непосредственно воздействовать на собаку. Еще один положительный момент оперантного метода – он превращает урок в игру, и животное обучается не только потому, что его заставляют или дают за это пищу, но и за интерес, за удовольствие. Оперантный метод обучения интересен еще и тем, что применять его можно даже к старым животным, и хотя времени для закрепления может понадобиться больше, успех все равно будет достигнут.

А теперь вернемся к тому, почему же я так самонадеянно решила, что смогу научить свою собаку необычной команде? Гуляя с ней, я заметила, что когда она уставала бежать галопом с правой ноги, она легко меняла ее на левую. Мне оставалось только объяснить ей, что я жду от нее выполнения именно этого поведения после подачи определенной команды. Надо сказать, что поведение это наблюдалось нечасто и лишь на длительных прогулках, потому обучение и заняло столь много времени. Но стоило собаке понять, что от нее требуется, она уже не ошибалась. Она помнит этот трюк до сих пор, хотя прошло почти три года, и я редко прошу ее его выполнить.

Для лучшего понимания разницы между классическим и оперантным способами обучения привожу соответствующие схемы выработки желаемого поведения:

Безусловный стимул (в примере обучения команде «Сидеть!») — натягивание поводка и надавливание на зад.
Условный стимул (в том же примере) — подача команды.
Реакция — выполнение желаемого действия.
Напоследок – маленькое напутствие: дерзайте! Нет собаки, которая не умела бы сидеть, лежать или останавливаться. В ваших силах закрепить это поведение. Внимательно наблюдайте за своим четвероногим другом, помогите ему стать для вас Самым-Самым – ведь это так просто!

Литература:
Мак-Фарленд Д. Поведение животных:
Психобиология, этология и эволюция. – М.: Мир, 1988.-520 с.
Прайор К. Не рычите на собаку!
О дрессировке животных и людей. – М.: Селена +, 1995.-416 с.

Дарья Володина
Журнал “Друг” апрель 2005г.
Разрешение на публикацию получено для нашего сайта у редакции журнала «Друг для любителей СОБАК»
копирование статьи запрещено

9 плюсов оперантного обучения собак: чем хорош этот метод дрессировки?

Небольшая вводная часть думаю необходима.

Основные методы дрессировки, которыми пользуются при работе с собаками инструкторы-дрессировщики
? Вкусопоощрительный метод: условный раздражитель подкрепляют лакомством. Команда «Ко мне!», например, сопровождается показом собаке кусочка пищи и поощрением, когда животное подойдет.
? Механический метод: при этом методе условный сигнал подкрепляют элементарным механическим воздействием. Это может быть нажим рукой, несильный удар, рывок за поводок и т.п. Так, при отработке команды «Сидеть!» слегка нажимают на область поясницы собаки и натягивают поводок вверх и назад.
? Контрастный метод: суть этого метода состоит в том, что действие условного раздражителя подкрепляется механическим раздражителем, а затем раздражителем пищевым. Например, подав команду «Сидеть!», делают нажим в области поясницы и натягивают поводок, а когда собака сядет, дают лакомство. Контрастный метод способствует чёткой, безотказной работе собаки в различных условиях.
? Подражательный метод: этот метод основан на врождённой способности животного, подражать действиям другого животного. Например, достаточно одной собаке возбудиться, как на его лай начинают реагировать и другие собаки. Подражательный метод применяют при обучении собак преодолению препятствий, задержанию фигуранта.

Каким пользуется ваш инструктор?

Есть мнение, что:
“Дрессировка, основанная на так называемой «механике» (когда на собаку давят руками, пытаясь сформировать ее позу) приводит к тому, что собака глупеет. Она перестает проявлять инициативу и не пытается решить задачу самостоятельно. Такая дрессировка не помогает щенку развиваться, а, наоборот, портит его.
Возраст около 16 недель – это все еще возраст с очень сильной памятью. К тому же у многих собак (это зависит от породы вашего питомца) 3-4 месяца – это начало «возраста страхов», когда щенок учится различать опасное от безопасного. Все события, происходящие с щенком и окружающими его людьми и собаками, буквально «впечатываются» в память малыша. Этот период назвали импритингом. Термин предложен Конрадом Лоренцем, который открыл явление запечатления.

Если вы станете наказывать щенка физически, либо если кто-то жестко накажет свою собаку в присутствии вашего питомца, это будет иметь необратимые последствия: позже они проявятся в страхе всех людей или людей с какой-то особой внешностью, возможно, в страхе собак или особых ситуаций. Скажем, если при вашем щенке кто-то на дрессировочной площадке жестоко наказал свою собаку, так, что та поджала хвост или даже завизжала, ваш щенок запомнит, что на площадках собаки испытывают боль. Это скажется и на занятиях в группе, и на спортивных выступлениях.
Единственное наказание, применимое в этом возрасте – это «тайм-аут», игнорирование собаки в течении нескольких минут. Даже повышать голос на щенка нужно осторожно – одна собака отнесется к этому спокойно, другая – нервно. Запомните:
ЭФФЕКТИВНОСТЬ ВОСПИТАНИЯ СОБАКИ НЕ СВЯЗАНА С ФИЗИЧЕСКИМ НАКАЗАНИЕМ.
Важно лишь то, в какой момент и как вы воздействуете на собаку. Если вы все делаете в правильный момент, то достигаете результата не дергая и не шлепая собаку. Если вам приходится физически наказывать собаку, значит вы не ориентируетесь в ситуации, запаздываете или торопитесь, или просто даете волю раздражению. Все это приводит к отрицательному результату в дрессировке.
Дрессировка щенка в возрасте около 16 недель, чтобы она принесла пользу и собаке, и хозяину, должна включать в себя лишь два метода.
1) Вкусопоощрительный. Собаку учат следовать за кусочком лакомства или игрушкой. Затем заводят лакомство таким образом, что щенку приходиться сесть, лечь, встать или сделать что-либо еще, чтобы достать поощрение. Например – при посадке собаки кусочек лакомства (или игрушку) медленно заводят от кончика носа к затылку. Тем самым собака задирает голову и опускает филейную часть на землю.
2) Оперантный. Хозяин спокойно наблюдает за собакой и, как только она сделала случайно какое-то нужное движение, дает ей лакомство. Сперва нужное движение собака делает очень редко, но постепенно она начинает понимать, что между ее поведением и поощрением есть какая-то связь. Освоив таким образом несколько команд, собака начинает сама придумывать и предлагать хозяину то или иное движение – человеку остается лишь выбрать, за что поощрить питомца.

Уже существуют дрессировочные площадки, где инструкторы используют описанные два метода при обучении всех собак: и щенков, и взрослых. Такая дрессировка безопасна для психики собаки любого возраста, к тому же она позволяет достичь гораздо более высоких результатов в обучении и помогает наладить взаимопонимание между собакой и хозяином.”

В этом тексте обозначена суть оперантного метода, но в двух словах. Если интересно – можно и подробнее

6 пользователя(ей) сказали cпасибо:
SHENDAKARI
Посмотреть профиль
Отправить личное сообщение для SHENDAKARI
Найти ещё сообщения от SHENDAKARI

А вот в этой статье – немножко подробнее и с примером. Надеюсь, что кому-то будет интересно и полезно и хватит терпения прочитать до конца

Оперантный метод обучения собаки

“Учиться всегда пригодится.
Вам когда-нибудь случалось проходить мимо собачьей площадки? Красивое зрелище: великолепно обученные собаки по малейшему указанию выполняют разные команды. Они и прыгают, и ложатся, и ползают, ходят рядом и демонстрируют чудеса аппортировки. А какой восторг публики неизменно вызывают цирковые номера с собаками! И всегда возникает вопрос: как они это делают? Как этого добиться? На этот счет существуют самые разные мнения, но, к сожалению, они часто представляют собой лишь слухи или мифы. Некоторые говорят: «Моя собака слишком глупа или не сообразительна, из нее ничего толкового не выйдет» и обрекают верного друга на жизнь взаперти и прогулки на поводке. Или, того хуже, горе-собаковладелец часами ходит с поводком в руках, до хрипоты повторяя имя злополучного пса, тщетно взывая к его благоразумию, а четвероногий друг хмуро игнорирует и своего навязчивого хозяина и его дурацкие команды. Порой многие владельцы невоспитанных собак думают, что время упущено, «старого пса новым трюкам не научишь», и уже не предпринимают никаких попыток исправить ситуацию и сделать более счастливой и свою жизнь и жизнь верного Друга.
Хочу утешить и обнадежить: учиться никогда не поздно. Кроме того, научить проще, чем переучить. Если эти аргументы оказались неубедительными, приведу пример из личной жизни. Не будучи тренером и всю жизнь доверяя своему папе воспитывать собаку, мне захотелось научить нашу своенравную 9-летнюю таксу одному очень необычному трюку. Я с детства люблю лошадей, и мне стало интересно: можно ли научить собаку элементу высшей школы верховой езды. Он называется «перемена ног на галопе». Чтобы обучить этому лошадь, требуется опытный всадник и куча всяческих приспособлений для управления ею. У меня же в распоряжении был только голос и кусочки лакомства. Тем не менее, по истечении трех месяцев мне это удалось.
Вы спросите — как? Ответ прост. Я использовала метод, который называется оперантное обучение. В чем же его отличие от классического, всем известного способа обучения собак? В основе классического метода лежит выработка условного рефлекса у животного, подкрепляемого вознаграждением. Оперантный метод отличается тем, что животное самостоятельно выполняет какое-либо действие, которое сопровождается одновременным подкреплением. В качестве примера можно привести обучение собаки команде «Сидеть!». Классический метод: собаку тянут вверх за поводок, одновременно надавливая на зад. При этом произносят команду, а после того, как собака села, дают вознаграждение. Оперантный метод: человек наблюдает за собакой. В какой-то момент она садится. Немедленно следует подкрепление.
Здесь есть несколько моментов, которые необходимо учитывать. Во-первых, невозможно подкрепить то поведение, которое не встречается. Во-вторых, подкрепление изменяет поведение только тогда, когда дается в правильно выбранный момент, то есть немедленно после выполнения действия, а лучше — во время его выполнения.
Многие подумают: зачем же использовать этот оперантный метод, где столько условностей, когда можно быстро обучить собаку нужным командам более простым способом? Конечно, научить собаку команде «Сидеть!», «Рядом!» и подобным стандартным командам можно и общепринятыми методами, но проблема сразу усложняется, когда вы беретесь за такую задачу, где не можете непосредственно воздействовать на собаку. Еще один положительный момент оперантного метода – он превращает урок в игру, и животное обучается не только потому, что его заставляют или дают за это пищу, но и за интерес, за удовольствие. Оперантный метод обучения интересен еще и тем, что применять его можно даже к старым животным, и хотя времени для закрепления может понадобиться больше, успех все равно будет достигнут.

А теперь вернемся к тому, почему же я так самонадеянно решила, что смогу научить свою собаку необычной команде? Гуляя с ней, я заметила, что когда она уставала бежать галопом с правой ноги, она легко меняла ее на левую. Мне оставалось только объяснить ей, что я жду от нее выполнения именно этого поведения после подачи определенной команды. Надо сказать, что поведение это наблюдалось нечасто и лишь на длительных прогулках, потому обучение и заняло столь много времени. Но стоило собаке понять, что от нее требуется, она уже не ошибалась. Она помнит этот трюк до сих пор, хотя прошло почти три года, и я редко прошу ее его выполнить.

Для лучшего понимания разницы между классическим и оперантным способами обучения привожу соответствующие схемы выработки желаемого поведения:

Безусловный стимул (в примере обучения команде «Сидеть!») — натягивание поводка и надавливание на зад.
Условный стимул (в том же примере) — подача команды.
Реакция — выполнение желаемого действия.

Напоследок – маленькое напутствие: дерзайте! Нет собаки, которая не умела бы сидеть, лежать или останавливаться. В ваших силах закрепить это поведение. Внимательно наблюдайте за своим четвероногим другом, помогите ему стать для вас Самым-Самым – ведь это так просто!”

Оперантный метод дрессировки собак

С восхищением и завистью смотрите на лихие трюки, которые проделывают чужие собаки на дрессировочной площадке? Ваш пес тоже способен научиться подобному высшему пилотажу! Просто попробуйте оперантный метод обучения собак.

Что это такое?

Предтечей оперантного метода можно назвать американского зоопсихолога Эварда Ли Тонрдайка. Еще в 1930-х годах он обнаружил, что процесс обучения наиболее эффективен в случае, если обучающийся принимает в нем самое активное участие, а его правильные решения всецело поощряются.

В эксперименте с так называемым «проблемным ящиком Торндайка» ученый закрывал в деревянном решетчатом ящике голодную кошку, а по ту сторону решетки клал еду. Кошка могла открыть дверцу, наступив на рычаг внутри ящика. Однако поначалу узница пыталась подцепить еду лапой, которую просовывала сквозь прутья.

После ряда неудач кошка обследовала все предметы внутри клетки. В конце концов, она наступала на педаль, и дверца открывалась. В многочисленных повторных экспериментах кошка больше не тратила времени на бессмысленные действия, а сразу уверенно открывала дверцу.

Впоследствии эти исследования продолжил классик бихевиоризма, американский психолог Беррес Фредерик Скиннер. В результате было сделано крайне важно для дрессировки заключение: в последующих пробах животные с большей вероятностью повторяют те действия, которые подкрепляются. Действия, оставшиеся без подкрепления, постепенно затухают.

Чем оперантное обучение отличается от классического?

В основе классической дрессировки лежит реактивное поведение. У животного вырабатывается условный рефлекс на определенные стимулы, подкрепляемый вознаграждением.

Оперантное обучение основывается на проактивном поведении. Собака самостоятельно выполняет то или иное действие, а человек подкрепляет ее инициативу.

Например, при классическом подходе в ходе обучения команде «Лежать» собаке обеими руками надавливают на холку и на зад с одновременным произнесением команды «Лежать». Когда собака ляжет, ей дают вознаграждение.

При оперантном подходе вы наблюдаете за собакой. Рано или поздно она решит улечься. Сразу за этим вы подкрепляете ее самостоятельный выбор с помощью лакомства.

Обратите внимание, в качестве подкрепления сначала всегда должен использоваться сенсорный стимульный сигнал (например, щелчок специального устройства — кликера). Лакомство дается только после этого сигнала.

Преимущества оперантного обучения

Как вы уже убедились, в рамках оперантного метода собака принимает активное участие в процессе дрессировки. Животное получает возможность делать выводы, держать ситуацию под контролем и управлять ею.

Конечно, для обучения питомца базовому набору команда можно и с помощью более простого классического метода. Однако «классика» легко дает сбой там, где нельзя непосредственно воздействовать на животное (например, надавливая собаке на холку).

Кроме того, оперантный метод превращает обучение в игру, и собака учится командам не только из подчинения воле хозяина, но и ради удовольствия. В результате она становится более инициативной, уверенной в себе, у нее повышается самоконтроль и умение спокойно работать даже в сложных условиях.

Оперантный метод – больше, чем дрессировка. Используя мягкий подход, вы выстраиваете сложную систему взаимодействия с собакой – систему, в которой фундаментом служит любовь, уважение и обоюдный интерес к работе.

Как проводить занятия?

Приготовьте 20-30 маленьких кусочков вкусного лакомства (ломтики курицы, нарезанные сосиски, твердый сыр). Щелкните кликером и одновременно поднесите лакомство к морде питомца, чтобы он мог его взять. Упражнение повторяется несколько раз, чтобы ваш ученик твердо усвоил значение щелчка.

Теперь щелкните и киньте лакомство на пол, где его сможет увидеть собака. Повторите упражнение несколько раз, бросая лакомство в разные места. Таким образом вы объясняете питомцу, что щелчок означает скорое появление лакомства.

Теперь рассмотрим механизм дрессировки на примере обучения команде «Сидеть». Поднимите руку с лакомством немного выше лба стоящего пса. Если питомец сядет, щелкните кликером и позвольте ей съесть лакомство.

А если собака не может взять в толк, чего от нее хотят? Тогда передвиньте руку слегка назад, в сторону хвоста собаки, и попытайтесь с помощью лакомства побудить питомца подогнуть задние ноги и сесть. Щелкните, когда пес начнет садиться, и сразу вручите ему лакомство.

Если собака просто скачет вокруг вас, игнорируйте это поведение. Подождите, пока она успокоится, и возобновите движение руки.

После нескольких повторений упражнения в следующий раз не щелкайте немедленно. Немного отсрочьте щелчок, чтобы увеличить продолжительность действия.

Со временем откажитесь от приманки – пускай собака знает, что в руке у вас лакомство, но вести ее уже не нужно. Зато когда собака правильно выполнит то, что вы от нее ждете, в награду дайте ей целую пригоршню лакомства.

Практические советы

  • Сначала щелкайте, и лишь потом давайте лакомство. Щелчок всегда должен раздаваться в момент выполнения нужного действия.
  • Щелкайте лишь один раз. Не нужно делать несколько щелчков – так вы только запутаете питомца.
  • Используйте кликер только для дрессировки. При попытках с его помощью просто подзывать собаку он перестанет работать как передатчик информации.
  • Занятия должны развлекать собаку. Между сложными заданиями вставляйте несколько легких. Последним всегда должно идти веселое и легкое задание, на котором питомец абсолютно точно заработает поощрение.

Сервис Petstory – онлайн-помощник для владельцев собак

Какой бы метод дрессировки вы ни выбрали, перед началом обучения убедитесь в здоровье питомца. Установите на свой смартфон приложение Petstory, и тогда в случае любых тревожных симптомов вы уже через несколько минут сможете проконсультироваться с опытным ветеринарным врачом.

Кроме того, сервис обеспечивает возможность дистанционной записи в выбранную ветеринарную клинику. А еще показывает месторасположение зоомагазинов и развлекательных заведений вашего города, куда можно прийти провести время с четвероногим другом на поводке.

О применяемых методах дрессировки собак

О применяемых методах дрессировки собак

О методах дрессировки собак

Эта статья поможет разобраться с различного рода толкованиями, которые витают вокруг методов дрессировки. (О методах дрессировки собак)

На сегодняшний день существуют разные методы дрессировки и, конечно, их не мало. Еще больше существует мнений о них, они различные, начиная положительными и заканчивая отрицательными. В чем причина такого антагонистического (противоположного) отношения к методам дрессировки?

По моему мнению, причина кроется в том, что не все методы дрессировки изучаются дрессировщиками и владельцами собак в полной мере. Да и не к чему , к примеру, владельцу питомца породы пудель знать о механическом методе дрессировке. Естественно, он будет использовать что-то, более подходящее, типа вкусопоощрительного , наведения или игрового методов .

Но, этот же владелец будет с пеной у рта доказывать, что эти методы «самые, самые, самые» и остальные это издевательство над собаками (негуманное отношение). Соглашусь с ним, что этот метод для его собаки подходит. Ведь это порода не требует какой-то специализации, она не может быть служебной, ей не придется работать в жестких условиях борьбы с вооруженными нарушителями, как например на границе, где твоя жизнь порой зависит от твоего питомца. Она прежде всего декоративная, диванная собачка, для души. Но, этот владелец не видит разницы между своей собакой и собаками более высокого класса.

Что делать если у владельца бельгийская, немецкая и тому подобные овчарки или другие серьезные породы собак? Более того, владельцу такой серьезной породы необходимо будет сдавать нормативы не только общего курса послушания. Настанет тот момент, когда ему не просто захочется, а просто будет необходимо сдавать нормативы по защитно-караульной службе. Я больше скажу, а если он еще захочет служить в силовых структурах, то вопрос защитно-караульной службы становиться актуальным.

И наоборот, владельцы серьезных пород не соглашаются с первыми, считая, что этот метод дрессировки не подходит для их породы собак, что она требует более серьезного подхода, более жестких методов, к примеру, механический или контрастный. Соглашусь и с ними.

Так же имеется и другая проблема среди кинологов.

Многие «дрессировщики» и владельцы собак не разобравшись в методах дрессировки или понабравшись верхов из обсуждений в форумах, в кулуарах распространяют слухи о том, какие методы дрессировки плохие, а какие хорошие. К примеру, они делят дрессировку на старую советскую школу, что она якобы устарела (хотя и не являются свидетелями этого времени), а также на современную, якобы продвинутую не изучив их толком.

Считают, что одни методы дрессировки грубые, беспочвенно их драматизируя, а другие являются эталоном в дрессировки (пиком совершенства) приводя в пример зарубежные источники. Беррес Фредерик Скиннер ( бихевиорист ) прославившийся ящиком названым Скиннеровским , Карен Прайор (дрессировщица дельфинов) и так далее, и тому подобное. На самом деле основателями этого считаются И.Павлов, то что дал основу для изучения. В дальнейшем, это направления поддержал и развивал Л.Дуров в своей дрессуре, который первый применил этот метод, а уже потом Скиннер научно обосновал его. Карен Прайор , после Дурова, также пользовалась этими трудами и опубликовала свою работу с дельфинами.

Настоящие приверженцы инструментальной дрессировки не отрицают положительных сторон методов классической дрессировки. Они лишь рассказывают о своих методах, что животных можно дрессировать смотря через призму различных подходов в дрессировке.

Прежде чем бросать камень в один из методов дрессировки, необходимо основательно изучить его, как с теоретической, так и с практической стороны. В каких случаях его можно применять, а в каких случаях он нежелателен. Кроме того, прежде чем применить тот или иной метод дрессировки, необходимо также изучить индивидуальные особенности самого животного.

Но многих наших «дрессировщиков» это не интересует, им хочется внести в репертуар кинологии что-то новое, заграничное, похожее на свежее. Так и хочется напомнить слова французского литератора Жака Пеше (1758—1830) « Все-то , что новое, это хорошо забытое старое».

Также остается не решенный вопрос: Как примирить этих владельцев собак, ведущих борьбу за отстаивание своих позиций не на жизнь, а на смерть?

Попробую вкратце разъяснить.

Мне по долгу своей деятельности приходилось работать с различными породами собак, их в настоящее время насчитывается более четырехсот. Деятельность моя начиналась с обыкновенных дворняжек, далее служебные, охотничьи и декоративные породы. Каждая из пород требует своего подхода, как в воспитании, так и в дрессировке. К примеру, только в одной из линейке пород собак, ко всем особям этой породы необходимо подходить по-разному , каждая имеет индивидуальные особенности, а еще умножьте на более чем четыреста пород собак. Вот такая вроде бы нехитрая и несложная математика получается.

К примеру

Зачем нам тогда все эти методы дрессировки собак (придуманные знаменитыми дрессировщиками и учеными)?

Наверное они ошибались?

Может нам только одним вкусопоощрительным методом работать?

А может только наведением?

Может нам механикой, да так чтобы у отдельных пород голова от рывка отлетала и они визжали от боли?

А может ограничимся оперантным методом?

Или вы настаиваете на своем методе, на том единственном, который считаете уникальным?

Так что, нам одним методом все эти породы грести под одну гребенку?

Все эти вопросы заставляют задуматься, не упрощаем ли мы дрессировку?

Дрессировка с учетом индивидуальных особенностей

Каждая порода и каждая отдельная особь, даже одной породы, индивидуальна. Каждая собака имеет свой характер, свои реакции поведения, породные особенности, пол, возраст, предназначение… Значит и подход к ним должен быть соответствующий, разносторонний, комплексный. К примеру, Вас же не подстригает парикмахер только одними ножницами. Стрижка будет зависеть от особенностей ваших волос, прически. Парикмахер в своей деятельности будет использовать целый арсенал инструментов, так же как и кинолог , как и воспитатель, учитель, тренер и т.д.

И если мы будем ко всем собакам применять один и тот же метод дрессировки (неуступчиво навязывая его), то у нас возникнут непреодолимые трудности. Дрессировка затянется и вы будете ломать голову, почему одна собака справляется с заданием быстро, вторая медленно, а у третьей не получается, четвертой попросту не интересно и т.п.

В одно и то же время , я приходил к одной из дрессировочных площадок нашего города (Санкт-Петербург) и наблюдал за дрессировкой собак со стороны. Тот, кто руководил группой и использовал только вкусопоощрительный метод дрессировки. То есть «расчесывал собак под одну гребенку». Но они же все разные. В итоге, не все собаки охотно работали за лакомство. Не у всех было лакомство отвечающее требованиям необходимым в дрессировке. Собаки отвлекались на лакомство других владельцев, а другим было все равно, что у владельца имеется вкусняшка.

Ввод усложнений для собак

Конечно же вкусопоощрительным методом работать гораздо проще. Зачем нам все эти сложности с другими методами, считают руководители вот таких же групп. Ведь необходимо столько много изучать, а техника дрессировки и практика подводит, а деньги на площадке зарабатывать как-то надо. Вот и получается, что вкусопоощрительный метод становится «уникальным» и за него бьются в конвульсиях из последних сил с пеной у рта многие «дрессировщики». Да и владельцы собак, по своему не знанию соглашаются с теми «дрессировщиками», которые пропагандируют этот «гуманный» метод, считая его единственным который подходит для их четвероногого друга. Я их понимаю, очень любят своих питомцев, да и для первоначальных условных рефлексов подходит в первую очередь вкусопоощрительный метод. Затем можно уже подобрать другие методы (с учетом индивидуальных особенностей собаки).

Площадка для дрессировки собак — это следующий уровень для городских питомцев и их владельцев в дрессировке, и уже там необходимо подбирать из арсенала методов наиболее подходящий.

И в заключение.

Все методы, которые имеются на сегодняшний день, не имеют отрицательных сторон в отношении дрессируемого животного, если применять их грамотно, целенаправленно, с учетом индивидуальных особенностей собаки. Все методы необходимо рассматривать в отношении к вырабатываемому условному рефлексу (способности выработке рефлекса, предназначении рефлекса, времени его выработке, устойчивости его и т.д.).

Также хочется сказать, что одни методы подходят одному животному, другие считаются менее эффективными. Одну и ту же собаку можно дрессировать разными методами, не зацикливаясь на одном. Разные подходы к дрессируемому животному делают его только более интересным и любопытным к занятию, лучше его развивают. К примеру, в дикой природе имеются разные подходы к воспитанию щенков со стороны их родителей. Там встречается и подражательный метод и вкусопоощрительный и механический.

По этой причине они в дальнейшем развиваются более грациозными и гармонично развитыми животными, способными адекватно реагировать на всевозможные вызовы дикой природы. Мы же наших четвероногих питомцев делаем тепличными, неспособными к активной деятельности и выживанию.

Таким образом, с целью грамотной дрессировки собак их владельцам и дрессировщикам, помимо изучения поведения своих питомцев, необходимо досконально знать методы дрессировки.

Все имеющиеся на сегодняшний день методы дрессировки животных научно обоснованы, все они хороши, выбирай на вкус.

Дрессировка собак: 2 вида, 2 метода, 7 способов

Вопрос классификации видов, методов, способов дрессировки и соответствующих им дрессировочных приёмов, на мой взгляд, имеет скорее академическое, чем практическое значение. Понимание общего контекста дрессировки и умение свободно импровизировать гораздо важнее умения правильно назвать способ, который вы в данный момент применяете, тем более что границы между способами, методами и, пожалуй, даже между видами дрессировки весьма условны.

Принято различать два вида дрессировки: условно-рефлекторная дрессировка и инструментальная (она же оперантная) дрессировка. В свою очередь, инструментальную дрессировку, можно разделить на два метода: метод отбора поведения и метод формирования поведения.

Следует понимать, что, применяя эти методы с целью получения достаточно сложного поведения, не стоит рассчитывать на то, что удастся сразу отобрать (сформировать) это поведение как целое. Ещё Скинер предлагал процесс обучения разбивать на несколько этапов.

Допустим, что нам необходимо научить собаку подавать лапу. На первом этапе предложим собаке лакомство, зажатое в кулаке, опущенном на уровень земли. Собака, пытаясь получить лакомство, будет последовательно проявлять различные модели поведения: лай, попытки разжать кулак лапой или мордой и т. д. В тот момент, когда собака коснется кулака лапой, следует разжать кулак и скормить собаке лакомство. На втором этапе кулак поднимается на уровень морды собаки. На третьем этапе собаке предлагается пустой кулак, а лакомство находится в другой руке (и выдается собаке после того как она коснется пустого кулака лапой). На четвертом этапе (заключительном) дрессировщик добивается касания лапой развернутой ладони.

При этом к очередному этапу переходят лишь тогда, когда уже сформирован и закреплён поведенческий акт, необходимый на предыдущем этапе.

В рамках метода формирования поведения можно, следуя традиции дрессировщиков — бихевиористов, выделить 7 способов дрессировки, каждый из которых может найти конкретное воплощение в бесчисленном множестве дрессировочных приёмов.

Способ наведения заключается в том, что дрессировщик вызывает нужное ему движение, предлагая животному следовать за кусочком пищи или рукой. Мы часто инстинктивно используем этот способ — похлопываем рукой по бедру, приглашая собаку подойти, или по дивану, когда хотим, чтобы она вспрыгнула на него. Когда мы берем в руки кусочек лакомства и предлагаем собаке следовать за ним — мы пользуемся способом наведения.

Способ наталкивания, — когда дрессировщик при помощи направляющих («наталкивающих») воздействий рук, поводка и т. д., не приводящих к боли или неприятным для животного ощущениям, добивается воспроизведения нужного действия. Именно таким способом иногда обучают детей писать буквы — взрослый человек берет руку ребенка в свою и помогает ему совершить правильные движения.

Способ пассивной флексии заключается в том, чтобы придать животному необходимую позу. Такой способ используется, например, при научении собаки принимать «выставочную» позу. В оперантной дрессировке этот способ получил название «лепки», так как дрессировщик как бы лепит ту или иную позу.

Способ альтернативного поведения. (Пожалуй, правильнее было бы назвать его «способом безальтернативного поведения» ведь альтернативы-то животному не оставляют). Дрессировщик (например, с помощью реквизита) создает такие условия, которые допускают совершение собакой лишь единственно возможного движения. Именно к этому способу относится один из старинных приемов обучения собаки движению «рядом», когда дрессировщик движется, прижимая собаку к забору, или среди деревьев, стараясь, чтобы дерево оказалось между ним и собакой (запутывается поводок). В результате, собака научается двигаться, плотно прижимаясь к ноге дрессировщика.

Способ игрового поведения. (Особенно эффективен для молодых игривых животных). Для применения такого способа создается игровая ситуация и предлагается форма игры, которая представляет собой нужное дрессировщику действие. В этом случае игра сама по себе является подкреплением.

Способ подражания (имитационный способ) целесообразно применять по отношению к молодым особям, входящим во временное (дрессировочная группа), или постоянное (несколько совместно живущих собак одного хозяина) сообщество и занимающим в нем (в силу возрастных причин) подчиненное положение.

Способ оборонительного поведения естественным образом распадается на два: активно-оборонительный (избегания), когда добиваются нужного поведения при помощи болевых или неприятных воздействий, избегая которых, животные и совершают желаемое действие. Например, болезненные рывки, удары, надавливания, ожидание боли (страх), способные вызвать формы поведения, нужные дрессировщику. В традиционной «досаафовской» дрессировке, при помощи этого способа отрабатывалось движение собаки рядом с дрессировщиком, иногда посадка, укладка, стойка.

Каюсь, и сам не раз применял этот способ. Быстро, безотказно и довольно надёжно. Однако любой дрессировщик подтвердит, что нагрузка на психику собаки, которую дрессируют этим способом, критично велика. Собака закрепощается, боится сделать что-нибудь не так. Опять же традиционно было принято после пройденного в этом стиле ОКД (общий курс дрессировки) возвращать собаке уверенность в себе с помощью курса защитно-караульной службы. Ко многим собакам эта самая уверенность в себе, впрочем, так уже никогда и не возвращалась.

Вторая разновидность способа оборонительного поведения — способ агрессивно-оборонительного поведения. Он основан на инстинкте агрессии, который вызывает интенсивное по своей природе (а значит вызывающее у собаки положительные эмоции) агрессивное поведение.

Научение наиболее успешно, когда используемая мотивация превращается в доминанту, т. е. гипертрофированную потребность, обеспечивающую ярко выраженное, устойчивое поведение и отменяющую всякую побочную деятельность. Доминанта может быть создана на основе практически любой потребности, чаще всего путем соответствующей депривации, т. е. лишения животного возможности удовлетворить ту или иную потребность на более или менее длительный срок. При этом следует учесть, что на первом этапе депривации ее эффективность прямо пропорциональна ее длительности, а затем с увеличением длительности значимость мотивации не только не растет, но и начинает снижаться. Таким образом, создавая доминанту, следует пользоваться методом депривации очень осторожно, стараясь не «переборщить». Тем не менее, депривация по игровому поведению непосредственно перед началом дрессировки бывает весьма эффективна, позволяя проводить дрессировку, если и не на доминанте, в точном значении этого слова, то на очень сильной игровой мотивации, а, следовательно, в сжатые сроки и с максимальным результатом. В моей практике приходилось наблюдать, казалось бы, парадоксальное явление, когда собака, живущая (но не выращенная) в вольере, лишённая возможности не только постоянно играть, но и общаться с хозяином, достигает значительно больших успехов, чем собака, живущая в квартире хозяина и вволю «оттягивающаяся» если не с хозяином, то с его детьми.

Дрессировка собак реактивный и оперантный подход, сходство и различие

Какое поведение положено в основу обучения.

Традиционная дрессировка основана на реактивном поведении. Оперантная дрессировка основана на проактивном (активном) поведение.

Реактивное поведение заключается в реакциях на стимулы, на том, что собака знает по какой команде, куда будут дёргать и соответственно, куда надо двигаться, чтобы избежать рывка. И конечно на том где надо искать кусок. Например по команде «лежать» кусок искать стоит внизу, а по команде «сидеть» кусок стоит искать вверху. То есть применительно к пище команда сообщает, где будет точка подкрепления, где сейчас столовая. При этом избежать рывка и достигнуть точки подкрепления можно немного разными способами (действиями).

Проактивное поведение заключается в стремлении к цели и в поиске способа её достижения. Поэтому собаке нужна информация, какое действие будет правильным эффективным.

Проактивное поведение в природе и в дрессировке.

Если бы это было проактивное поведение в естественной среде в этом случае эффективность действия и его природа определялись бы особенностями объектов, с которыми собака взаимодействует. То есть, при выковыривании мяса из консервной банки, эффективными будут действия собаки, которые соответствуют особенностям конкретной банки, при рытье норы особенностям грунта и расположению корней которые предположим собаке надо обойти или использовать для своего логова. Так же, как молоток диктует одни действия, которые будут эффективным его использованием, а отвертка или плоскогубцы диктуют другие действия сообразно своим характеристика. В природе предметная среда задаёт рисунок эффективного действия. Дрессировка дело искусственное и навязывает собаке нелогичные действия. Хочешь бежать к хозяину, а надо лежать на месте. Хочешь получить кусок, а вместо прыжка к руке и схватывания куска надо сидеть по команде. Поэтому в дрессировке человек, а не природа определяет, какое действие эффективно, а какое нет. Но, тем не менее, при оперантной дрессировке всё внимание, в первую очередь направленно на само действие, на поиск действия которое будет вознаграждаться. То есть это другой принцип организации поведения.

Информация, которую собака получает от дрессировщика.

При любой дрессировке собаке нужна информация, но информация разная.

При оперантной дрессировке собаке нужна информация в виде подсказки о том, какое действие является в данный момент эффективным и эту подсказку она может получить только от дрессировщика. Естественная среда и природа объектов, с которыми собака взаимодействует, в данном случае ей такую информацию дать не могут, потому что эффективность действия определяется произволом дрессировщика. Информация собаке идёт от него через условные сигналы (маркеры) «да» и «нет».

При традиционной дрессировке собаке нужна информация о безусловных раздражителях , которую она получает через восприятие раздражителей (сигналов) условных. При дрессировке условные раздражители постоянно предшествуют безусловным раздражителям, поэтому по условным раздражителям можно предсказать безусловные. В этом случае команды (маркеры) «да» и «нет» являются излишними, так как на них тратится время, и это приводит к большему интервалу между условным раздражителем и безусловным, что естественно затрудняет выработку рефлекса.

В естественной среде такого расхождения в необходимой информации нет, там важно всё и предсказание событий, и особенности среды и предметов, и какое действие эффективно. Дрессировка дело искусственное. Поэтому и информация собаке нужна не сбалансированная и целостная, а с акцентом на те, аспекты и характеристики, которые положены в основу метода обучения, то есть, что формируется в первую очередь классический рефлекс или оперантный.

С чего начинается дрессировка.

В любой дрессировке есть этап объяснения и этап требования. На этапе объяснения важно быстро и бесконфликтно объяснить собаке, что хочет от неё дрессировщик. На этапе требования, когда собака знает, что надо делать вопрос уже о дисциплине, о постановке поведения под контроль стимулов, о готовности и способности собаки работать в разных состояниях и при наличии отвлекающих факторов.

Однако прежде чем дрессировщик начнёт объяснять собаке, что она будет делать и за что получать поощрение необходимо как-то разобраться с тем каким образом он будет это делать. Надо сформировать язык и правила общения между человеком и собакой, пригодные для её обучения. Язык или, что более правильно, способ коммуникации собаки и человека отличается при дрессировке по оперантной схеме от способа коммуникации, используемого в традиционной схеме.

Традиционная схема такова, сначала даётся команда, потом осуществляется воздействие на собаку, в ответ на него собака делает то, что нужно человеку и в результате избавляется от неприятного воздействия и получает пищу. То есть дрессировка идёт по схеме команда – воздействие – правильное поведение – вознаграждение. Для того чтобы дрессировка шла по этой схеме самое главное чтобы в ответ на воздействие собака отвечала правильным поведением. Собака должна понимать язык воздействий должна быть к ним приучена и правильно их интерпретировать. Соответственно в подготовительный период желательно делать базовые упражнения развивающие правильные реакции собаки на воздействия применяемые дрессировщиком.

Оперантное научение осуществляется следующим образом, здоровая активная собака совершает большое количество движений, частоту которых можно повысить за счёт мотивации и возбуждения собаки. В тот момент, когда собака делает то, что нужно на данном этапе дрессировки от неё человеку, дрессировщик обозначает это кликером или словом «да», «ес,», «бис». Для того чтобы собака понимала смысл этих сигналов во время дрессировки, она должна быть предварительно этому обучена. Таким образом подготовительный период при оперантной дрессировке с помощью условного подкрепления заключается в так называемой зарядке кликера, то есть создании условного подкрепления. Делается это сочетанием кликера или другого сигнала с выдачей собаке поощрения кормом или игрушкой.

Совместимость этих двух подходов в практической дрессировке.

Можно ли говорить о том, что дрессировка использующая реактивность поведения и дрессировка, использующая проактивность принципиально разные подходы непересекающиеся друг с другом. Нет, это неверно по двум причинам.
Методика дрессировки не заключается только в том на базе, какого поведения и рефлекса она строится. Есть много важных составляющих процесса дрессировки общих для обеих методик, поэтому многие находки сторонников одной системы с успехом могут использоваться сторонниками другой. Кроме того практически ни кто не придерживается в дрессировке собак чистого оперантного метода, поскольку это будет увеличивать время работы. В конце концов, собака не дельфин которого невозможно руками направить в нужное поведение. Поэтому трудно удержаться от сокращения времени дрессировки исключительно ради чистоты метода. Кроме того оперантное обучение может в некоторых случаях проводиться и без условного подкрепления за счёт быстрой выдачи лакомства или игрушки. Поэтому если при дрессировке по традиционной схеме корм или игрушка даются очень быстро и вовремя тут уже трудно сказать, по какой схеме обучается собака.

Можно выделить чистые модельные типы дрессировки по той или иной схеме, но в жизни они смешиваются, и поэтому в какой-то конкретный момент в дрессировке преобладает смещение к тому или иному полюсу.

Добавить комментарий Отменить ответ

Стабильно работаем с 1993г.

Наша компания предоставляет услуги с 1993 года, а некоторые наши сотрудники имеют более 30 лет стажа работы с животными. За последние 13 лет мы ни разу не повышали цены…

Список услуг нашего проекта

Наш проект динамично развивается, и мы постоянно расширяем список предоставляемых услуг, а также улучшаем качество нашей работы.

Как к нам добраться?

Наши объекты находятся в нескольких минутах езды от МКАД. Также к нам ходят автобусы от различных станций метро…

Читайте также:  Ноузворк: что это и зачем нужно собаке?
Ссылка на основную публикацию
23.05.2014, 17:43#2