Мифы и легенды мира о лошадях

Не верьте мифам о лошадях, или Что такое настоящий русский лошадиный характер

Сельскохозяйственных животных в мире много — полезных и даже вкусных. Лошадь, бесспорно, выделяется среди них – как красотой, так и количеством мифов, с ней связанных.

Взять хотя бы миф о знаменитой лошадиной преданности и верности. «Верный конь» давным-давно стал мемом. Да и кто бы не хотел, чтобы красавец (или красавица) принадлежал только ему? Отсюда, из ревностного тумана человеческих фантазий и являются лошади–однолюбы, преданные одному хозяину и готовые его на себе и с поля боя вытащить, и потом – если не удалось вытащить – на могиле от тоски и горя умереть.

«А по ночам мне снится конь…»

А тут ещё и мастера изящной словесности с их воспалённым восприятием всего прекрасного:

«Господь, сотворив лошадь, сказал ей: “С тобой не сравнится ни одно животное; все земные сокровища лежат между твоими глазами. Ты будешь топтать моих врагов и возить моих друзей. С твоей спины будут произносить мне молитвы. Ты будешь счастлива на всей земле, и тебя будут ценить дороже всех существ, потому что тебе будет принадлежать любовь властелина земли. Ты будешь летать без крыльев и разить без меча”…»

«Много красавиц в аулах у нас,

Звезды сияют во мраке их глаз,

Сладко любить их, завидная доля,

Но веселей молодецкая воля.

Золото купит четыре жены,

Конь же лихой не имеет цены:

Он и от вихря в степи не отстанет,

Он не изменит, он не обманет».

(М.Ю. Лермонтов. «Песня Казбича»)

«Лошадь гораздо щедрее, чем человек, одарена инстинктами и чувствами…

Нет ей равного на Земле животного».

(А. И. Куприн «Великий размах»)

А с другой стороны – карикатурный метросексуал из «Обыкновенного чуда» в исполнении Андрея Миронова с его обиженным: «Лошади – предатели!», адресованным кобылам, посмевшим поржать над министром-администратором.

Под таким мощным культурным прессингом у самого скептично настроенного иппофоба закрадётся мысль: а вдруг и правда лошади – самые верные друзья человека, лучше всех других людей и даже лучше собак, а может – о, ужас! – лучше котиков. Эта надежда особенно легко проникает в сердце, когда у самих людей – проблемы с однолюбством, преданностью и выносом с поля боя, про могилу вообще молчу, только Галину Бениславскую помню…

Однако, все эти сказки про лошадей – просто сказки. И до верной фанатки Сергея Есенина, добровольно принявшей смерть на могиле кумира, им скакать не доскакать.

Арабская порода, которой улучшались все европейские

Чистокровная английская порода

Голландская полукровка, самая популярная в современном спорте

«Догоню, протяну ему ладонь…» Если догоню, конечно

А дело всё в том, что лошадь – животное стадное, которое миллионы лет жило табунами. И она естественно и инстинктивно стремится в коллектив, и чувствует себя хорошо только в нём.

Тяготея к жизни в табуне с соплеменниками, лошадь признаёт человека просто как некую замену другим лошадям, правда, замену неполноценную. Смену хозяев, конюхов, спортсменов лошадь переносит легко. А вот смену окружающих её других лошадей или изоляцию от себе подобных – очень тяжело.

Знаменитый наездник и тренер Джеймс Филлис, автор настольной книги любого «лошадника» – «Основы выездки и езды», писал ещё в позапрошлом веке:

«Привязанность лошадь не чувствует, ей свойственна только привычка. Привычку лошадь приобретает легко, а иногда даже и слишком легко, и сохраняет её, и часто в ущерб делу. Это обстоятельство не следует упускать из виду. У одного моего приятеля была лошадь, которая шла на его голос, ржала при его входе в конюшню. Приятель полагал, что лошадь так к нему привязана, что не вынесет разлуки с ним. Я упросил его отдать мне эту лошадь на время. Я узнал подробно ее привычки и на другой день в обычное время заставил ее работать, причем подражал голосу приятеля. В награду, как делал он, дал ей моркови. В положенное время сам задал ей корм. На другой день я общался с ней своим голосом, и лошадь ласкалась ко мне, не замечая даже, что я не прежний ее хозяин».

Лошадь любит ласку и корм, который вы ей даёте, но не любит работать (только очень редкие сумасшедшие особи – трудоголики, как и у людей, впрочем). Вы её кормите и ласкаете – значит, вы хороший и любимый, а начали седлать и заставлять работать – вы изверг и садист. Вне этих двух видов взаимодействия вы для лошади вообще не существуете, не помнит она вас, не думает о вас, не заламывает копыта, не грустит, не плачет!

Автор на кобыле Рее

Мой личный опыт общения с лошадьми полностью подтверждает утверждение Филлиса. Да, кобыла Рея, на которой я ездила, ржала, когда я заходила в конюшню, но исключительно из прагматических соображений – в ожидании получения лакомства. Если же я шла ловить её в поле для работы, то с собой обязательно прихватывала ведро с овсом, потому что без этой приманки поймать её было просто нереально: едва завидев меня любимую, она с завидным постоянством и стремительностью сматывалась прочь. Иногда приходилось даже загонять весь табун в конюшню, чтобы эту «преданную лошадь» поймать. В общем, любила я её безумно, безответно, безнадёжно то робостью, то ревностью томима, а она просто пользовалась моими безответными чувствами и регулярно их обманывала.

Что касается поля боя, то известно: как только всадник покинет седло, лошадь будет спасаться бегством со всех ног. Лошадь – животное травоядное. Для выживания в природе ей куда важнее, чем преданность – осторожность, хорошая реакция и быстрые ноги. Эти качества лошади и сформировали в процессе эволюции.

Так что смелость лошадей – тоже миф. Лошади очень пугливы, и их первая реакция на любую опасность – убежать, что они и демонстрируют людям веками. Если бы они были другими – их бы давно сожрали зубастые хищники.

Аналитического ума у лошадей не замечено

Ещё один миф – лошади очень умные, эдакие свифтовские Гуингнмы! Известный любитель лошадей Александр Невзоров так прямо и пишет: «Не существует какого-то особенного – человеческого – отдела мозга. Поэтому нет ничего удивительного в том, что лошадь может читать или составлять слова. Гораздо более удивительно было бы, если бы она не могла этого делать». Пожалуй, без комментариев. Скажу лишь, что да, лошади сообразительные, хитрые и обладают хорошей памятью, тут всё как у людей. Но особого «аналитического ума», как у дельфинов, слонов, обезьян или хотя бы свиней и людей, у лошадей, конечно, нет.

Миф о благородстве лошади – оставим для бледных дам с нежными локонами, пусть кропают стансы, сидя в сумерках у окна. Внешнее, показное благородство лошадей – несомненно. А вот поведенческого никогда не встречала, скорее наоборот. Каждого начинающего спортсмена учат при падении держать повод мёртво – чтобы если оторвать, то только с рукой. Уж, наверное, такое правило возникло не потому, что смелая, преданная и благородная подруга будет стоять с выражением сострадания на морде рядом с поверженным всадником. Как бы не так! Удерёт, как только почувствует, что узда ослабла.

Я уже не говорю, что падения всадника в большинстве случаев провоцирует сама лошадь – либо обманом, либо наглым высаживанием всадника «к ядрене-фене». А эти прекрасные «припадки «благородства» – когда лошадь с новичком разворачивается и несётся на конюшню, не обращая на него никакого внимания – наверное, беспокоится, чтобы он не простудился от быстрой езды и спешит дать ему поскорее отдохнуть в тепле на конюшне! Или вот лошадь невзначай наступила вам на ногу и, разумеется, совершенно случайно всю массу тела (500 кг) перенесла на эту же ногу. Тут уж от прилива встречных добрых чувств к благородной лошадке трудно не заорать благим матом…

Падение всадника в большинстве случаев провоцирует сама лошадь

«Ты лети, лошадка, пулей под рукой. »

В СССР, в котором вся страна была подобна единому табуну, простор для мифов и легенд о лошадях был особенно широк. Даже целые конские породы выводились с прицелом на «верность и преданность». Считалось, что «наши, пролетарские» лошади – сознательные ударницы ком. труда, не в пример буржуазным индивидуалисткам. Эти мифы живы по сей день, только теперь «нашим» лошадям стали приписывать «наши» же национальные качества (замечу, столь же сказочные, как и лошадиные).

Вот что пишет, например, некий анонимный отечественный комментатор книги Джеймса Филлиса «Основы выездки и езды»:

«Многие отечественные породы, такие, как ахалтекинская, донская и будённовская, традиционно славились преданностью своим хозяевам. Легенды не единожды подтверждались и современными примерами из жизни, когда великолепно подготовленные животные отказывались работать под новыми всадниками. Часто это служит причиной ограниченного использования лошадей этих пород в классических видах конного спорта, где подготовку лошади ведет берейтор или тренер, а выступает на ней совсем другой человек. Многие европейские породы добились своей известности благодаря тому, что в свое время армейские лошади в обязательном порядке меняли своего хозяина. Так, например, в Германии кавалеристы каждые десять дней пересаживались на другую лошадь своего полка, что было обязательным и совершенствовало навыки верховой езды. У нас же до сих пор звучат песни о верности и преданности боевого коня своему хозяину. Видимо, каждая нация создает породы, соответствующие ее особенностям и требованиям, к ним предъявляемым».

Вообще, из этого комментария, больше похожего на торжественную оду, если понимать его буквально, следует, что отечественные породы в конном спорте использовать нельзя, ввиду полной профнепригодности. Ну, и чёрт с ним! Главное ведь для нас, говорит «специалист», не в конкуре участвовать, а петь песни и сочинять легенды. То есть – наши породы выводились исключительно для фольклора, и прикладного применения не имеют. Но даже если и так, всё равно комментатор ускакал куда-то не туда, в какие-то совсем завиральные дали.

Начнем с того, что ахалтекинская порода – не отечественная. Это самая древняя культпорода (около 5000 лет), и выведена она на территории Туркмении. Донская порода – отечественная, тут не поспоришь (хотя и с оговорками – об этом подробнее чуть ниже). Формировалась она, как порода исключительно табунного содержания, и те особи, кто плохо уживался в лошадином обществе или мешал работе табунщиков, выбраковывались. А это значит, что обладать описанными в отрывке мифологическими свойствами – особой привязанностью к конкретному человеку – донская лошадь никак не могла.

Что же до главной мифообразующей из перечисленных пород – будённовской, то она, увы, отечественная лишь на самую малость.

«Государственно дело – ты улавливаешь суть?»

Выведение этой породы началось ещё в 1920-е годы стараниями экс-командира Первой конармии и сталинского «кореша» Семёна Буденного. Коммунистам во что бы то ни стало надо было придумать альтернативу дончакам, которые дискредитировали себя тем, что покорно становились под белых офицеров и казаков. Разве ж пристало красному командиру на такой вражеской лошади гарцевать? Вот и собрал тогда Будённый своих боевых генералов и приказал в кратчайшие сроки вывести чудо-породу – будённовскую. Краскомы вызвали селекционеров и строго наказали: сделайте нам коня, чтобы и под танк, и в горящую избу, и с поля боя с санитарной сумкой на боку! И побыстрее! Ну, селекционеры, понятное дело, дружно ответили: есть! Пятилетку – в два года. Селекцию – в два счёта!

Большевики решили придумать альтернативу дончакам

И что придумали селекционеры, чтобы не прослыть врагами народа, тормозящими наступление светлой эру коммунизма? А вот что: взяли классово чуждую донскую породу и скрестили её с совсем уже вражеской – английской чистокровной верховой. Придумать это было тем сподручнее, что саму донскую породу в свое время улучшали теми же чистокровными англичанами аж с 1813 года, в заводе атамана Платова. Так что и придумывать ничего по сути не пришлось. По данным «Справочника частных конных заводов» за 1904 год, все конные заводы западной части Задонья имели если не чистокровное, то обязательно полукровное отделение.

С 1926 по 1940 год пригнали красные командиры с селекционерами на конные заводы более 70 английских чистокровных жеребцов, но… Но дальше что-то пошло не так. Не смогли высококровные помеси жить в примитивных условиях табунного содержания, поскольку английская чистокровная лошадь, несмотря на все свои основные табунные инстинкты, привыкла жить в комфортабельных денниках (помещениях для индивидуального содержания без привязи) и приспособленческими навыками не обладает – такова плата за высокую работоспособность. А может, саботажничать стали вражеские буржуазные зоотехники и вступили в преступный сговор с недобитыми аристократами-жеребцами? И не дали за год-другой вывести новую советскую породу! Оттягивали, как могли, момент славы советского коннозаводства и рождения легенды о будённовской чудо-породе.

Но, в конце концов – 1937 год, видать, был не зря! – всё-таки сляпали породу, как говорится, на коленке, и сказали красным командирам – вот вам, дорогие вы наши, лошадь прекрасная! Проверьте-ка её в бою! Но в бою будённовскую лошадь так проверить и не успели. Воевали в Великую Отечественную красные казаки всё на тех же предательских дончаках. Зато уже после войны генералы и весь советский народ выпил и песни спел про новую славную породу, верную и преданную, когда вышло постановление Совета министров СССР за № 4210 от 15.11.1948 г., официально «учредившее» будённовскую породу. В общем, не селекционеры создали новую породу, а советская власть во главе с генсеком.

Что ж, какие создатели – такие и создания. Очень быстро оказалось, что будённовские лошадки – не особо красивые (особенно по сравнению с заводскими породами Европы), да к тому же со скверным характером – враждебны и строги к людям. Такой брыкалистой животине хотя бы одного хозяина найти! Не все хотят убиваться, на любителя это. И хорошо, если этот хозяин окажется доминантным, тут у строптивого коня всё сразу по феншую табунной иерархии – доминантный вожак главный в табуне, ибо закон табуна не обсуждаем. Но если вдруг следующий хозяин окажется потрусливее, то тут же скрутит его непокорный коняга в бараний рог, а люди скажут – предан он, чертяка, старому хозяину! – и всплакнут от умиления.

Европейские лошади выглядят симпатичнее буденновцев: ганноверская порода

Одним словом, породу в самом деле вывели «с национальными чертами». И поползла легенда о «верности будённовцев одному хозяину», я бы даже сказала – Хозяину…

При этом внутрипородные типы в будённовской породе – почти идентичны с донской породой (только в донской их на один больше). Ну, так добавили бы ещё один тип в донскую породу – будённовский, и все дела! Речь-то, по сути, идёт не о новой породе, а о вариации дончака – в виде высококровной помеси. Но нет. Решили назвать дончака с примесью английской чистокровной «буденновцем».

Самая знаменитая лошадь будённовской породы – жеребец Рейс 1967 г.р. – абсолютный чемпион СССР под седлом Галины Зотовой и Геннадия Хаяйнена. Золотой призер в командном зачете XXII Олимпийских игр под седлом Виктора Асмаева. Вот его pedigree (родословная): отец – чистокровный английский верховой Рубильник, мать – англо-донская Эпопея. На основании такой pedigree Рейса правильнее было бы отнести к верховому внутрипородному типу донской породы. Рейс на ¾ – чистокровный англичанин, и вся его уникальность и феноменальный прыжок, увы, от отца Рубильника – жеребца выдающегося чистокровного происхождения линии Дарк Рональда, сына чистокровного Рауфбольда. О каких заслугах будённовцев можно говорить, если их лучшие представители на ¾ крови – английские чистокровные? Уж если и слагать легенды по праву, то про донскую лошадку, знакомую и с англичанами, и с атаманом Платовым, как мне кажется, а не о Будённом и его селекционно-кавалеристских атаках.

Читайте также:  Логотипы на алкогольных напитках: история возникновения и их значение.

Кстати Рейс, по словам его тренера Антона Афанасьевича Жагорова – в совершенстве овладел неповиновением, и не был ни однолюбом, ни преданным другом. Но спортсменам, которые были связаны с ним, это не мешало его любить.

«…Асмаев в день рождения Рейса появляется у него в деннике с цветами. Не знаю, что потом делает Рейс с букетом: съедает ли его, сожалея о дурном вкусе своего партнера, который отдает предпочтение жестким гвоздикам перед сочным клевером, или благоговейно нюхает… Но сам факт подношения Рейсу букета вызывает у меня большие симпатии к Асмаеву.

— Интересно, — говорю я, — Рейс понимает, что Асмаев его любит.

— Как ученый, обязан вам ответить: «Нет». Здесь ведь все по Павлову — построено на условных рефлексах… Но я могу вам ответить, как человек: «Мне кажется, что Рейс все понимает. Хочется в это верить…»

— Мне тоже, — признаюсь я»

(Из статьи Коршунова. А «Коневодство и конный спорт» № 4, 1981 г.)

Жеребец Рейс — самая знаменитая лошадь будённовской породы

Одним словом, если вам недостаточно просто сознания того, что лошадь – самое красивое, изящное, прекрасное и удивительное животное на земле, если вам нужна лошадиная верность и преданность (а равно важны национал-будённовские приоритеты), то лучше от любви к лошадям воздержаться.

Любовь к лошади не предполагает владения ею. Предоставьте лошади быть просто лошадью и не требуйте от неё ничего большего.

Лошади если и люди, то с ограниченными духовными возможностями, поэтому любите лошадей за двоих, и не заставляйте их отвечать взаимностью, ибо бремя истинной любви тяжело, а любовь в обмен на ведро с овсом – унизительна.

Клара Шох, коневед и конелюб

Мифы о лошадях

Миф № 1. Лошади очень умные.
Не очень. Вернее, большинство из них вообще не умные. Ничего страшного в этом нет – мы, люди, в массе своей тоже особым умом не блещем и ничего, живём. Разумеется, лошади, как и люди – все разные. Но мы будем говорить о некоей усреднённой величине. Они – скорее сообразительные. Хитрые. Обладают хорошей памятью. Лошадь – животное не хищное и стадное, поэтому для выживания в природе им важнее осторожность, хорошая реакция и беспрекословное подчинение вожаку. Эти качества они в себе в основном и сформировали в процессе эволюции. Отсюда же следует развенчание мифа о том, что лошади смелые. Какие смелые, вы что, были бы смелыми – их давно бы сожрали хищники. Наоборот – они очень пугливы, первая реакция на любую опасность – убежать, и только потом – ударить.

Миф № 2. Лошади любят людей и преданы им. Лошадь всегда вынесет раненого бойца с поля боя, ведь так показывают в кино.
Не обольщайтесь. Это мы их любим. Лошадь любит ласку и корм, который вы ей даёте. Но не любит работать (за редким исключением). Поэтому когда вы её кормите – вы хороший. А когда седлаете и ведёте в манеж – то уже сразу плохой. За пределами этих реакций вы для лошади вообще не существуете. Она про вас просто не помнит.
Раненого бойца выносить точно не будет. Потому что испугается и убежит, спасая свою собственную шкуру.

Миф № 3. У них «лошадиное» (то есть очень крепкое) здоровье.
Забудьте это заблуждение! Именно из-за него многие горе-лошадники загубили табуны прекрасных лошадей. У лошади здоровье очень хрупкое. Если она большая, это не значит прочная, как раз наоборот. У лошади большая масса тела, которую трудно нести ногам (особенно если ещё со всадником), а сердцу тяжело прокачивать кровь. Именно ноги и сердце страдают больше всего. Помимо этого лошади подвержены почти всем человеческим заболеваниям и целой куче своих, лошадиных. Если вы всё-таки вознамеритесь приобрести свою лошадь, ветеринар (хороший ветеринар!) должен стать вашим лучшим другом. Только не переусердствуйте, а то я знаю случай, когда владельцы бесконечно лечили совершенно здорового жеребца от несуществующих заболеваний, потому что подсознательно боялись садиться на него (он был очень строгий).

Миф № 4. Лошадь никогда на ребёнка не наступит!
Наступит и ещё как. И даже не заметит. Хотя, во многом это зависит от породы. Скажем арабская не наступит вам даже на ногу – их так воспитывали. А милицейские или казачьи породы – буденовцы и дончаки – свободно пройдут сквозь толпу, как сквозь пустое место. Потому что их выводили именно для этого – разгонять демонстрации. Что же касается детей – многие лошади их не любят и боятся. Потому что не понимают – вроде человек, но маленький, горластый и непредсказуемый. Поэтому прежде чем близко знакомить ребёнка с лошадью, убедитесь, как она к этому отнесётся.

Миф № 5. У лошадей хорошее зрение.
Нет. Мало того, что боковое, так ещё и слабое. Именно поэтому ваша лошадь неожиданно может принять вас (особенно при плохом освещении) за неведомого врага и ударить. Поэтому на всякий случай не подходите сзади, и тем более не выскакивайте внезапно.

Миф № 6 Лошадь привыкает к одному хозяину и любит его.
Нет. Они людей почти не различают. Если хозяин один, то отличают его от других, конечно, но это не значит, что любят. Если лошадь признает вас за «вожака», то будет подчиняться. В противном случае будет ездить она на вас, а не наоборот. См. также Миф № 2. Единственное исключение – ахалтекинские лошади. Они – однолюбы и привязываются к хозяину, как собаки. Но это особенность именно этой породы, самой древней на Земле.

Миф № 7. Лошадь можно подкупить лакомством. Если я дам ей морковку, она меня за это покатает и будет хорошо себя вести.
Ничего подобного. Она сожрёт морковку и тут же про вас забудет (если, конечно, у вас нет ещё). И вести себя хорошо не будет. Поэтому морковку надо давать после того, как она что-то хорошее уже сделала – тогда инстинкт закрепится.

Миф № 8. Можно просто поставить лошадку в красивый денник и кормить лакомствами. Ездить на ней не обязательно.
Если хотите загубить животное – именно так и поступайте. Лошади движение необходимо как воздух! Она должна двигаться обязательно – каждый день; если работать не под седлом, то на корде или хотя бы просто гулять в леваде. Иначе вы очень быстро её потеряете. Таких случаев я, к сожалению, знаю очень много.

А теперь перейдём к мифам нового времени, которые вбиты в голову обывателям стараниями господина Невзорова. Но перед этим бросим взгляд на любопытнейший рисунок – девиз его движения «Лошадиная революция». Всадник, протыкающий копьём человека в узнаваемой форме спортсмена- конкуриста. Правда, выразительно? Да-да, он призывает в том числе и к физической расправе над спортсменами, и не скрывает этого.

Миф № 9. Спортсмены и другие конники издеваются над лошадьми, мучают их и заставляют (о ужас!) работать, потому что им так нравится, ведь они по природе своей – сволочи, изверги и садисты.
Ну, сами подумайте – это похоже на правду? Садисты среди лошадников, может, и встречаются, но точно не чаще, чем среди прочих. И кто станет намеренно мучить лошадь? Зачем? Прекрасно понимая, что если над ней беспричинно издеваться, она станет озлобленной и начнёт бросаться на всех подряд. Станет опасной. Мерзавец может безнаказанно мучить беззащитного котёнка, но никак не животное весом в полтонны, вооружённое зубами и копытами. Вы видите логику в том, чтобы своими руками воспитать себе лошадь-убийцу? Я лично не вижу. Не говоря уже о том, что большинство конников помешаны на лошадях и относятся к ним лучше, чем к собственным родственникам (во всяком случае, на конюшне бывают гораздо чаще, чем у родственников в гостях!).

Миф № 10. Спортсмены и другие конники вставляют лошади в зубы железку, а это страшно больно. Для того чтобы вставить железку, они выбивают (!) лошади боковые зубы.
Железка в зубы (трензель) – может, и не лучшее средство управления лошадью, но других человечество, к сожалению, до сих пор не придумало. Все остальные ещё хуже. Вам нужно как-то общаться с животным, которое не понимает человеческого языка. Объяснить, что вы от него хотите. Приходится использовать то, что понимают лошади – тактильные ощущения. Железка в зубах – это НЕ больно при условии, что у всадника нормальные «мягкие» руки, и он не дёргает поводья. Она причиняет некоторое неудобство, это правда, но не более того. Про зубы – это вообще дикость. Тут Невзоров пользуется тем, что его слушатели просто-напросто не знакомы с анатомией лошади. У лошади от природы беззубый край челюсти, куда и кладётся трензель.
При натяжении повода он создаёт некоторое давление на десну, и лошадь понимает, что от неё хочет всадник – остановиться, повернуть и т.д. При этом управляют конём в основном шенкелем (внутренней частью ноги) и корпусом, трензель – это вспомогательное. Да, им можно наказать, если сильно дёрнуть за повод, но это делается лишь в случае злостного неповиновения.

Миф № 11. Спортсмены и другие конники бьют лошадей смертным боем, посмотрите только – ведь у каждого из них хлыст в руке.
Ну, во-первых, бил смертным боем лошадей сам Невзоров, о чём сдуру и проговорился в одном из интервью. С тех пор ему, видимо, не даёт покоя мысль, что все другие поступают так же.
Во-вторых, хлыстом пользуются далеко не все.
В-третьих, избить лошадь хлыстиком невозможно. Это – крупные животные, и у них совсем другой порог чувствительности. К примеру, если вы захотите погладить лошадь, нужно её очень энергично похлопать, иначе она просто ничего не почувствует. Или – вы видели, как лошади ласково чешут друг другу холку зубами? Если бы лошадь захотела вас так «приласкать», то содрала бы кожу вместе с мясом. Да, хлыстиком в том числе и наказывают, но в основном это средство психологического устрашения.

Миф № 12. Лошадей нужно освобождать из рук ужасных конников-спортсменов и выпускать на волю, там им будет хорошо.
Вот это одна из самых опасных идей Невзорова, потому что она немедленно получила широкое распространение среди его поклонников. Я знаю случаи, когда эти идиоты угоняли лошадей с конюшен и выпускали в лес, где те погибали. Современная породистая лошадь – оранжерейный цветок. Выращенная в человеческих руках, она не приспособлена к жизни на воле!
Другое страшное последствие – попытки «спасать» лошадей прямо на улицах. Не так давно стал известен дикий случай, когда одна из поклонниц Невзорова умудрилась отстегнуть трензель лошади, запряжённой в коляску, на которой катали людей. Она не успела довершить начатое «освобождение», а тем временем в коляску села женщина с двумя детьми. Ставшую совершенно неуправляемой коляску остановили чудом, по счастливой случайности никто не пострадал!

Миф № 13. Необходимо запретить соревнования, скачки и бега, ведь там только и делают, что мучают лошадок.
Ага, и как же тогда продолжать племенное коневодство, без испытаний-то? Ведь в качестве производителей и маток выбирают самых быстрых, сильных, талантливых – для улучшения породы. Этот вопрос я задала господину Невзорову на его сайте, сам-то он любит красивых породистых лошадей, я ни разу не видела его на «дворняжке». Молчанье было мне ответом.
Уже не говоря о том, что работа для лошади – никакое не издевательство, а соревнования они любят, потому что не лишены азарта, как и люди.

Миф № 14. Лошадь можно выезжать и без железа – вот посмотрите, Невзоров же так делает.
Вот это – просто беспримерный случай откровенного вранья. Невзоров верхом демонстрирует такие сложные элементы выездки, которых невозможно добиться от лошади без использования железа и шпор. Не-воз-мож-но. Эти движения не присущи лошадям от природы, они искусственны. Вот так выезжали лошадей ещё в прошлом веке.

У Невзорова лошади ходят испанским шагом и делают лансады, видимо, по собственному почину? Да как бы не так, инсайдеры сообщают нам, что на «голой» лошади маэстро гарцует только перед камерой, а на тренировках творится совсем другое…
Этот миф опасен тем, что юные впечатлительные лошадники, наслушавшись Невзорова, тоже пытаются выезжать на лошади без трензеля. На полностью неуправляемой лошади. Вы догадываетесь, чем это грозит? Одну такую юную амазонку лошадь таскала по полям три часа, удивительно, что в итоге девушка отделалась только испугом (отнюдь не лёгким).

Миф № 15. С лошадью нужно общаться, как с человеком, она это оценит.
Не оценит. Потому что лошадь – НЕ человек. У неё свои представления о жизни, повадки, инстинкты, свои средства коммуникации. Она не понимает человеческого языка! Зато язык жестов интерпретирует по-своему, по-лошадиному.
Что будет, если зайти в денник к развязанному жеребцу-производителю, который инстинктивно бросается на всё, что шевелится, с целью «пообщаться» эдак по-свойски? Не хотите проверить? Правильно, я бы тоже не хотела. А одна юная «невзоровка» так сделала. Больше её нет среди нас.

Так зачем же врёт господин Невзоров? Сложно сказать. Может, просто потому, что ему нравится создавать культ себя любимого, пользуясь доверчивостью впечатлительной молодёжи (многие так прямо и называют это сектой, с чем я вполне согласна). Может, нравится держаться в центре внимания на волне сомнительной популярности. Возможно (так утверждает мой друг-психиатр) Невзоров, как бы это помягче выразиться, не совсем здоров.
Гораздо интереснее другой вопрос: кто издаёт его книги и предоставляет экранное время для показа провокационных фильмов. Тогда, когда уже известно о страшных последствиях воздействия его идей на неокрепшие умы.

Лошадь в мифах и легендах

Лошади часто являлись героями мифов и легенд различных народов мира. Здесь мы расскажем о наиболее известных из них.

Единорог, Conrad Gessner, 1551

Единорог. Является одним из самых романтизированных образов и в различных культурах имеет различные названия, внешний вид и атрибуты. Одним из самых популярных воплощений единорога в современной западной культуре является белый конь с длинным, часто золотым рогом, растущим из лба. В восточной культуре единорога изображают как нечто среднее между лошадью и козой с конечностями парнокопытного и козлиной бородой.

Японский единорог называется «кирин» (яп. 麒麟), а в Китае его зовут «цилинь» (китайск. 麒麟). Оба слова происходят от еврейского «ре’ем», что означает «один рог». Греческий историк Ктесий писал в 398 году до н.э. о единорогах следующее: внешне он напоминает дикого быка, величиной с лошадь, имеет белое туловище, темно-красную голову, голубые глаза и один рог. Вероятно, такое описание появилось в результате красочных рассказов путешественников, которые представляли себе единорога как нечто среднее между диким быком, гималайской антилопой и индийским носорогом.

Рогу единорога приписывали различные волшебные качества. Например, возможность исцелять больных и раненых и даже воскрешать мертвых. На некоторых изображениях рог белый у корня, черный посередине и с красным острием. В одной средневековой сказке говорится о единороге, который опустил свой рог в отравленную воду, тем самым, очистив ее и, дав животным напиться. Вероятно, отсюда произошла традиция благородных и королевских семей пить из сосудов в виде рога единорога, тем самым, оберегая себя от опасности отравления.

Читайте также:  Сушилка для собак: как забота о питомце вдохновила девочку

В западной культуре единорог считается недоступным диким животным, в восточных, наоборот, ласковым и покорным существом. Подобное мифологическое животное, которое называется индрик, есть и русском фольклоре. У индрика было два рога, он жил на святой горе и был повелителем всех зверей и владетелем вод.


Беллерофонт сел на Пегаса и победил Химеру, римская мозаика

Пегас. Еще одной широко известной мифологической фигурой был крылатый конь Пегас, потомок Посейдона и Медузы. О том, как Пегас появился на свет, рассказывают две различные легенды. Одна из них говорит о том, что этот конь выскочил из тела Медузы в тот момент, когда Персей отрубил ей голову. Вторая говорит, что Пегас появился из упавшей на землю крови Медузы.

Одна из легенд рассказывает о Беллерофонте, который при помощи золотой узды, подаренной ему богиней Афиной, сумел укротить крылатого Пегаса. С помощью Пегаса Беллерофонт совершил множество великих подвигов, в том числе избавил жителей Ликии от чудовищной Химеры. Окрыленный своими победами, герой захотел воспарить до самого Олимпа и стать равным олимпийским богам. Боги были разгневаны и наслали безумие на Пегаса, сбросившего своего хозяина на землю. По легенде после падения на землю Беллерофонт ослеп, охромел и бродил по свету, надеясь на возвращение своего коня.


Кентавр, мозаика

Кентавры. Кентавры являются очень популярными мифологическими персонажами. От головы до бедер они имеют тело человека, а остальная часть – коня. Древние народы считали кентавров светлыми и добрыми существами, творящими добро. Исключением из этого стала греческая легенда, рассказывающая о нескольких кентаврах, которых пригласили на пир, где они перебрали вина и учинили битву, в результате которой погибло множество кентавров.

Самым известным кентавром был Хирон, который получил образование у Аполлона и Артемиды, и был прекрасным охотником, скотоводом, целителем и прорицателем. По легенде Хирон стал учителем великого воина Ахилла. Этот кентавр пользовался таким уважением у богов, что после смерти Зевс взял его на небо и превратил в созвездие стрельца.

Посейдон, мозаика

Посейдон, бог лошадей (др.-греч. – «трясущий землю»). Посейдон (у римлян Нептун) был одним из самых могущественных богов. Он был владетелем моря, а также богом землетрясений и лошадей. Он покровительствовал конному спорту, и у него были лошади с золотыми копытами и гривой, которые были запряжены в его морскую карету, причем волны перед ней расступались, давая дорогу морскому богу.

По одной легенде Посейдон и богиня Афина решили основать город, и решили, что тот, кто преподнесет смертным наиболее ценный дар, и получит этот город. Посейдон подарил людям коня, а Афина – оливу. Решили, что олива была более полезна для людей, поэтому город получил название Афины, и ему покровительствовала эта богиня.

По другой легенде Посейдон даровал Пелею в качестве свадебного подарка двух бессмертных коней – Ксантоса и Балиоса. Этих лошадей Ахилл впрягал в свою колесницу, когда участвовал в Троянской войне. Когда Ахилл обвинил своих коней в том, что они не уберегли его друга Патрокла, Ксантос ответил, что на то была воля богов, и скоро эта же участь ожидает и самого Ахилла. Боги прогневались за это пророчество на коня и с помощью богини мести Эринии (от др.-греч. – «гневная») наслали на него немоту.

Шествие троянского коня в Трою. Картина Дж. Д. Тьеполо

Троянский конь. Троянский конь был огромным полым деревянным конем, который помог грекам завоевать Трою. Троянский принц Парис полюбил красавицу Елену, жену грека Менелая, похитил ее и увез в свое царство. В отместку Менелай собрал огромное греческое войско и приступил к осаде Трое, которая длилась десять лет. Наконец хитроумному Одиссею пришла в голову мысль о том, как перехитрить троянцев. Он предложил изготовить огромного деревянного коня и забраться во внутрь греческому войску, перед этим сделав вид, что оно отбыло на родину, а оставленный конь – дар богам. Троянцы поверили, открыли ворота и затащили в город коня. Греки выбрались из него и захватили город. С тех пор выражение «троянский конь» является нарицательным названием, что означает «хитрость, уловка».

Валькирия. Петер Николай Арбо

Валькирии (др.-исл. − «выбирающая убитых»). Существует множество различных легенд по всему миру о лошадях. Одна из них относится к северной мифологии и рассказывает о валькириях, неукротимых воительницах, посланницах великого Одина. Когда они быстро скакали галопом, из их доспехов вылетали яркие искры и попадали прямо на небо. Так возникла северная полярная звезда.Один был одним из главных богов норвежской мифологии. Он создал Солнце и Луну, был богом войны, поэзии, мудрости и смерти. Ему принадлежал Слейпнир, его любимый восьминогий конь, который умел скакать не только по земле, но и по воздуху.

Лошадь в мифах и преданиях

Кони всегда держались особняком ото всех остальных живых существ. О них слагались мифы и легенды. В религиозных верованиях многих народов лошадь занимала особое место, и именно ей приписывали сверхъестественные способности.

Согласно мифу, древнегреческий Бог солнца Гелиос ежедневно мчится по небу на огненной колеснице. Люди верили, что солнце в небесах везут несколько лошадей. А в далекой Дании было найдено изображение древней повозки, на которой кони мчат огненное светило.

Наверняка вам доводилось слышать рассказы о кентаврах, мифических существах с лошадиным корпусом и человеческим торсом. Согласно легендам, это демоны природы, которые живут в непроходимых горах и глухих лесах, издревле внушавшие грекам страх и ужас. Лишь одного кентавра по кличке Хирон они выделяли из всех остальных. Его считали богом исцеления, а доктора приносили ему жертвы.

Но были и настоящие, реальные герои. Один из них — Александр Македонский, на чьем счету немало победоносных сражений. На конюшнях отца будущего полководца был один конь, которого ни один македонец не мог укротить. История гласит, что Александр Македонский стал единственным человеком, которому покорился своенравный 11-летний конь. Этого коня предложил македонскому царю Филиппу II торговец из Фессалии Филоник за 13 талантов (по другим данным — 16), что считалось поистине огромной суммой в те времена. Однако, поскольку никто не мог обуздать строптивое животное, царь отказался было от покупки, но сын его Александр пообещал заплатить за жеребца, если не сможет укротить того. Во время очередной попытки объездить Буцефала 13-летний Александр изъявил желание попробовать усмирить его. Будущий царь вскочил на спину коня и ускакал.

На самом же деле животное было пугливым, боялось собственной тени и шарахалось от нее, сбрасывая всадников. Александр просто повернул ретивого коня мордой к солнцу, и тот, ослепленный яркими лучами, не мог увидеть страшной тени.

По преданиям, любимый конь Александра Македонского девять раз спасал ему жизнь. После одной из битв с индийцами Буцефал умер от напряжения, и на том месте, где пал конь, Александр основал город Буцефал.

В знаменитой гомеровской «Илиаде» рассказывается об осаде города Трои. Чтобы проникнуть за его стены, греки сконструировали гигантского деревянного коня, внутри которого скрывались искусные воины. Жители Трои сразу же ринулись сооружать катки и с их помощью ввезли дар в город, не жалея стен, которые пришлось разрушить.

О преданности и уме лошадей ходят легенды, и, как видно, недаром. Значит, есть в этих животных нечто, не укладывающееся в обычные представления.

Лучший военачальник Чингисхана Субудей владел изумительным конем Саврасый. Говорили, что конь понимал все, что говорил ему хозяин, и якобы перед боем Субудей всегда советовался с конем, как вести наступление. Погибла лошадь на Руси, утонув в болоте; сам же военачальник сумел спастись, встав на седло и спрыгнув на сушу.

Можно вспомнить и Калигулу, приводившего в римский сенат своего коня. Возможно, он тоже советовался с лошадью, предпочитая ее ум уму сенаторов.

В хрониках сохранилось и имя любимого коня короля Ричарда Львиное Сердце — его звали Блистающий. Вороной жеребец не давался никому, кроме хозяина, выполнял любые боевые команды, отдаваемые свистом, а главное — в бою сражался вместе с Ричардом, свирепо кусая, лягая, сбивая грудью вражеских коней и пехотинцев. Король сам ухаживал за конем и отказался продать его восточному шаху даже за золото. Конь погиб в бою, заколотый сразу тремя копьями.

Это лишь малая часть преданий, связанных с лошадьми. И хотя древние времена давно прошли, и верования превратились лишь в красивые легенды, во все века лошади продолжали вдохновлять писателей, скульпторов и поэтов. И отнюдь не всегда это был классический образ лошади. В истории искусства можно найти множество примеров, когда скульпторы изображали не только обычных лошадей, но и их сказочных прототипов — пегасов и кентавров. А подчас с милыми, классически грациозными лошадками, соседствовали настоящие исполины, изображенные нарочно грубо и призванные не столько восхищать, как устрашать своих зрителей.

Кони всегда держались особняком ото всех остальных живых существ. О них слагались мифы и легенды. В религиозных верованиях многих народов лошадь занимала особое место, и именно ей приписывали сверхъестественные способности.

Согласно мифу, древнегреческий Бог солнца Гелиос ежедневно мчится по небу на огненной колеснице. Люди верили, что солнце в небесах везут несколько лошадей. А в далекой Дании было найдено изображение древней повозки, на которой кони мчат огненное светило.

Наверняка вам доводилось слышать рассказы о кентаврах, мифических существах с лошадиным корпусом и человеческим торсом. Согласно легендам, это демоны природы, которые живут в непроходимых горах и глухих лесах, издревле внушавшие грекам страх и ужас. Лишь одного кентавра по кличке Хирон они выделяли из всех остальных. Его считали богом исцеления, а доктора приносили ему жертвы.

Но были и настоящие, реальные герои. Один из них — Александр Македонский, на чьем счету немало победоносных сражений. На конюшнях отца будущего полководца был один конь, которого ни один македонец не мог укротить. История гласит, что Александр Македонский стал единственным человеком, которому покорился своенравный 11-летний конь. Этого коня предложил македонскому царю Филиппу II торговец из Фессалии Филоник за 13 талантов (по другим данным — 16), что считалось поистине огромной суммой в те времена. Однако, поскольку никто не мог обуздать строптивое животное, царь отказался было от покупки, но сын его Александр пообещал заплатить за жеребца, если не сможет укротить того. Во время очередной попытки объездить Буцефала 13-летний Александр изъявил желание попробовать усмирить его. Будущий царь вскочил на спину коня и ускакал.

На самом же деле животное было пугливым, боялось собственной тени и шарахалось от нее, сбрасывая всадников. Александр просто повернул ретивого коня мордой к солнцу, и тот, ослепленный яркими лучами, не мог увидеть страшной тени.

По преданиям, любимый конь Александра Македонского девять раз спасал ему жизнь. После одной из битв с индийцами Буцефал умер от напряжения, и на том месте, где пал конь, Александр основал город Буцефал.

В знаменитой гомеровской «Илиаде» рассказывается об осаде города Трои. Чтобы проникнуть за его стены, греки сконструировали гигантского деревянного коня, внутри которого скрывались искусные воины. Жители Трои сразу же ринулись сооружать катки и с их помощью ввезли дар в город, не жалея стен, которые пришлось разрушить.

О преданности и уме лошадей ходят легенды, и, как видно, недаром. Значит, есть в этих животных нечто, не укладывающееся в обычные представления.

Лучший военачальник Чингисхана Субудей владел изумительным конем Саврасый. Говорили, что конь понимал все, что говорил ему хозяин, и якобы перед боем Субудей всегда советовался с конем, как вести наступление. Погибла лошадь на Руси, утонув в болоте; сам же военачальник сумел спастись, встав на седло и спрыгнув на сушу.

Можно вспомнить и Калигулу, приводившего в римский сенат своего коня. Возможно, он тоже советовался с лошадью, предпочитая ее ум уму сенаторов.

В хрониках сохранилось и имя любимого коня короля Ричарда Львиное Сердце — его звали Блистающий. Вороной жеребец не давался никому, кроме хозяина, выполнял любые боевые команды, отдаваемые свистом, а главное — в бою сражался вместе с Ричардом, свирепо кусая, лягая, сбивая грудью вражеских коней и пехотинцев. Король сам ухаживал за конем и отказался продать его восточному шаху даже за золото. Конь погиб в бою, заколотый сразу тремя копьями.

Это лишь малая часть преданий, связанных с лошадьми. И хотя древние времена давно прошли, и верования превратились лишь в красивые легенды, во все века лошади продолжали вдохновлять писателей, скульпторов и поэтов. И отнюдь не всегда это был классический образ лошади. В истории искусства можно найти множество примеров, когда скульпторы изображали не только обычных лошадей, но и их сказочных прототипов — пегасов и кентавров. А подчас с милыми, классически грациозными лошадками, соседствовали настоящие исполины, изображенные нарочно грубо и призванные не столько восхищать, как устрашать своих зрителей.

Кони всегда держались особняком ото всех остальных живых существ. О них слагались мифы и легенды. В религиозных верованиях многих народов лошадь занимала особое место, и именно ей приписывали сверхъестественные способности.

Согласно мифу, древнегреческий Бог солнца Гелиос ежедневно мчится по небу на огненной колеснице. Люди верили, что солнце в небесах везут несколько лошадей. А в далекой Дании было найдено изображение древней повозки, на которой кони мчат огненное светило.

Наверняка вам доводилось слышать рассказы о кентаврах, мифических существах с лошадиным корпусом и человеческим торсом. Согласно легендам, это демоны природы, которые живут в непроходимых горах и глухих лесах, издревле внушавшие грекам страх и ужас. Лишь одного кентавра по кличке Хирон они выделяли из всех остальных. Его считали богом исцеления, а доктора приносили ему жертвы.

Но были и настоящие, реальные герои. Один из них — Александр Македонский, на чьем счету немало победоносных сражений. На конюшнях отца будущего полководца был один конь, которого ни один македонец не мог укротить. История гласит, что Александр Македонский стал единственным человеком, которому покорился своенравный 11-летний конь. Этого коня предложил македонскому царю Филиппу II торговец из Фессалии Филоник за 13 талантов (по другим данным — 16), что считалось поистине огромной суммой в те времена. Однако, поскольку никто не мог обуздать строптивое животное, царь отказался было от покупки, но сын его Александр пообещал заплатить за жеребца, если не сможет укротить того. Во время очередной попытки объездить Буцефала 13-летний Александр изъявил желание попробовать усмирить его. Будущий царь вскочил на спину коня и ускакал.

На самом же деле животное было пугливым, боялось собственной тени и шарахалось от нее, сбрасывая всадников. Александр просто повернул ретивого коня мордой к солнцу, и тот, ослепленный яркими лучами, не мог увидеть страшной тени.

По преданиям, любимый конь Александра Македонского девять раз спасал ему жизнь. После одной из битв с индийцами Буцефал умер от напряжения, и на том месте, где пал конь, Александр основал город Буцефал.

В знаменитой гомеровской «Илиаде» рассказывается об осаде города Трои. Чтобы проникнуть за его стены, греки сконструировали гигантского деревянного коня, внутри которого скрывались искусные воины. Жители Трои сразу же ринулись сооружать катки и с их помощью ввезли дар в город, не жалея стен, которые пришлось разрушить.

О преданности и уме лошадей ходят легенды, и, как видно, недаром. Значит, есть в этих животных нечто, не укладывающееся в обычные представления.

Читайте также:  Собаки в геральдике. На каких гербах изображены собаки?

Лучший военачальник Чингисхана Субудей владел изумительным конем Саврасый. Говорили, что конь понимал все, что говорил ему хозяин, и якобы перед боем Субудей всегда советовался с конем, как вести наступление. Погибла лошадь на Руси, утонув в болоте; сам же военачальник сумел спастись, встав на седло и спрыгнув на сушу.

Можно вспомнить и Калигулу, приводившего в римский сенат своего коня. Возможно, он тоже советовался с лошадью, предпочитая ее ум уму сенаторов.

В хрониках сохранилось и имя любимого коня короля Ричарда Львиное Сердце — его звали Блистающий. Вороной жеребец не давался никому, кроме хозяина, выполнял любые боевые команды, отдаваемые свистом, а главное — в бою сражался вместе с Ричардом, свирепо кусая, лягая, сбивая грудью вражеских коней и пехотинцев. Король сам ухаживал за конем и отказался продать его восточному шаху даже за золото. Конь погиб в бою, заколотый сразу тремя копьями.

Это лишь малая часть преданий, связанных с лошадьми. И хотя древние времена давно прошли, и верования превратились лишь в красивые легенды, во все века лошади продолжали вдохновлять писателей, скульпторов и поэтов. И отнюдь не всегда это был классический образ лошади. В истории искусства можно найти множество примеров, когда скульпторы изображали не только обычных лошадей, но и их сказочных прототипов — пегасов и кентавров. А подчас с милыми, классически грациозными лошадками, соседствовали настоящие исполины, изображенные нарочно грубо и призванные не столько восхищать, как устрашать своих зрителей.

Кони всегда держались особняком ото всех остальных живых существ. О них слагались мифы и легенды. В религиозных верованиях многих народов лошадь занимала особое место, и именно ей приписывали сверхъестественные способности.

Согласно мифу, древнегреческий Бог солнца Гелиос ежедневно мчится по небу на огненной колеснице. Люди верили, что солнце в небесах везут несколько лошадей. А в далекой Дании было найдено изображение древней повозки, на которой кони мчат огненное светило.

Наверняка вам доводилось слышать рассказы о кентаврах, мифических существах с лошадиным корпусом и человеческим торсом. Согласно легендам, это демоны природы, которые живут в непроходимых горах и глухих лесах, издревле внушавшие грекам страх и ужас. Лишь одного кентавра по кличке Хирон они выделяли из всех остальных. Его считали богом исцеления, а доктора приносили ему жертвы.

Но были и настоящие, реальные герои. Один из них — Александр Македонский, на чьем счету немало победоносных сражений. На конюшнях отца будущего полководца был один конь, которого ни один македонец не мог укротить. История гласит, что Александр Македонский стал единственным человеком, которому покорился своенравный 11-летний конь. Этого коня предложил македонскому царю Филиппу II торговец из Фессалии Филоник за 13 талантов (по другим данным — 16), что считалось поистине огромной суммой в те времена. Однако, поскольку никто не мог обуздать строптивое животное, царь отказался было от покупки, но сын его Александр пообещал заплатить за жеребца, если не сможет укротить того. Во время очередной попытки объездить Буцефала 13-летний Александр изъявил желание попробовать усмирить его. Будущий царь вскочил на спину коня и ускакал.

На самом же деле животное было пугливым, боялось собственной тени и шарахалось от нее, сбрасывая всадников. Александр просто повернул ретивого коня мордой к солнцу, и тот, ослепленный яркими лучами, не мог увидеть страшной тени.

По преданиям, любимый конь Александра Македонского девять раз спасал ему жизнь. После одной из битв с индийцами Буцефал умер от напряжения, и на том месте, где пал конь, Александр основал город Буцефал.

В знаменитой гомеровской «Илиаде» рассказывается об осаде города Трои. Чтобы проникнуть за его стены, греки сконструировали гигантского деревянного коня, внутри которого скрывались искусные воины. Жители Трои сразу же ринулись сооружать катки и с их помощью ввезли дар в город, не жалея стен, которые пришлось разрушить.

О преданности и уме лошадей ходят легенды, и, как видно, недаром. Значит, есть в этих животных нечто, не укладывающееся в обычные представления.

Лучший военачальник Чингисхана Субудей владел изумительным конем Саврасый. Говорили, что конь понимал все, что говорил ему хозяин, и якобы перед боем Субудей всегда советовался с конем, как вести наступление. Погибла лошадь на Руси, утонув в болоте; сам же военачальник сумел спастись, встав на седло и спрыгнув на сушу.

Можно вспомнить и Калигулу, приводившего в римский сенат своего коня. Возможно, он тоже советовался с лошадью, предпочитая ее ум уму сенаторов.

В хрониках сохранилось и имя любимого коня короля Ричарда Львиное Сердце — его звали Блистающий. Вороной жеребец не давался никому, кроме хозяина, выполнял любые боевые команды, отдаваемые свистом, а главное — в бою сражался вместе с Ричардом, свирепо кусая, лягая, сбивая грудью вражеских коней и пехотинцев. Король сам ухаживал за конем и отказался продать его восточному шаху даже за золото. Конь погиб в бою, заколотый сразу тремя копьями.

Это лишь малая часть преданий, связанных с лошадьми. И хотя древние времена давно прошли, и верования превратились лишь в красивые легенды, во все века лошади продолжали вдохновлять писателей, скульпторов и поэтов. И отнюдь не всегда это был классический образ лошади. В истории искусства можно найти множество примеров, когда скульпторы изображали не только обычных лошадей, но и их сказочных прототипов — пегасов и кентавров. А подчас с милыми, классически грациозными лошадками, соседствовали настоящие исполины, изображенные нарочно грубо и призванные не столько восхищать, как устрашать своих зрителей.

Виды мифологических лошадей

От наскальной живописи и до наших дней, лошадь часто встречается во всех видах творчества. Их рисуют, лепят, вышивают, валяют, высекают, плетут, выковывают, изображают всеми возможными способами, ведь кони — одни из самых красивых животных, к тому же с ним связана разнообразная символика.

Но не реально существующими лошадьми едиными живы рукодельники. За века человеческая фантазия придумала много видов мифологических лошадей, и ими тоже можно вдохновляться, их тоже можно творить!

Публикация призвана рассказать о разных конях из мифов народов мира, как и о общеизвестных, так и о редких и специфических. Сразу оговорюсь, речь будет идти, в основном, о целых «видах», а не отдельных лошадях, на которых ездили герои, например, Сивке-Бурке или Конке-Горбунке. Так же публикация почти не затрагивает гибридов, вроде кентавров и гиппогрифов. Итак, начнем с того, о ком знают все:

Единорог

Самая частая символика— чистота, невинность, целомудрие. К сегодняшнему дню есть два подвида, которые встречаются чаще всего — просто изящная лошадь, как правило, белоснежная, с витым рогом во лбу, и геральдический, старинный единорог — раздвоенные копыта, козлиная бородка, львиный хвост.

Пегас

Крылатый конь из греческих мифов сейчас известен по всему свету. Основная символика — фантазия, творчество, вдохновение.

Аликорн

Современное изобретение. Для тех, кому показалось мало отдельно пегаса и единорога 🙂 Устоявшейся символикой не обладает.

Гиппокампус (гиппокамп)

Полулошадь-полурыба из греческой мифологии, ездовое животное нереид, царь рыб. Геральдическое значение — мореходство.

Кони всадников Апокалипсиса

Иногда изображаются отдельно от всадников. В любом случае, совместно черный конь (вороной), красный (рыжий), белый и бледный ничего хорошего не значат.

Келпи

Недобрая лошадь из шотландской мифологии. Точнее не лошадь, а дух в образе лошади. Пасется у воды, подставляет спину людям, что они могли сесть. Любой, соблазнившийся прокатиться на этом коне, не может слезть — спина у келпи липкая, словно покрыта клеем «Момент», и дух утаскивает свою жертву в воду, где рвет на части и пожирает.

Найтмар

Продолжаем тему копытного зла. Британская мифология — ведь английское слово «кошмар» (nightmare) переводится как «ночная кобыла». Вороная лошадь с пылающими глазами, хвостом и гривой, иногда — единорог. Ничего хорошего для увидевшего не обозначает, это точно.

Слейпнир

Скандинавская мифология. Согласно Эддам, в ходе одной из своей пакостей Локи обернулся кобылой, сманил за собой жеребца Свадилфари и родил от него восьминогого жеребенка. На что только боги не пойдут, лишь бы сделать гадость 🙂

Эх-ушка (эх-ушкье)

Тоже шотландская мифология, еще более зловредный родственник келпи. Если келпи предпочитают реки, то эх-ушка живет в морях, у побережий. Эх-ушку можно оседлать и использовать как обычную лошадь, но только до того, как она учует запах воды, особенно моря. В таком случае итог будет такой же, как с келпи.

Еще их родственники — агиски и глаштины. Агиски — те же эх-ушки, только любят бегать в ноябре по полям и пожирать домашний скот. Глаштины обожают принимать образ красивых мужчин и соблазнять молодых женщин, чтобы утащить в море, утопить и сожрать.

Ногл

Мифология Британских островов богата на лошадей. Ногл — серый водяной пони с загнутым калачиком хвостом. Любит проказничать, особо обожает ночью останавливать колеса водяных мельниц, боится холодного железа. Желающему прокатиться на ногле грозит всего лишь купание, когда «пони» прыгнет в водоем — ногл людей не ест. Его родстенник шупилти — живет в морях, соблазняет покататься, а затем топит.

Танги

Родственник ногла. Если ногл — симпатичный маленький пони, то танги весь покрыт водорослями. По одной версии — зловредный людоед, по другой — безобиден, по третьей — сводит с ума.

Морской конь (Кабальо марино)
Южноамериканская мифология. Зеленая от съеденных водорослей морская лошадь с золотой гривой, слуга и помощник колдунов и ведьм. Безобиден, служит морским транспортом для своих хозяев.

Конь ветра

Тибетская мифология. Несет на спине драгоценность и является символом жизненной силы и человеческой души.

А теперь слайды!

Давайте посмотрим, на какие вещи вдохновляют людей эти мифические образы.

По единорогам и пегасам решила не проходиться подробно — они популярны, их изображений много, в том числе здесь, на Ярмарке Мастеров. Поэтому, две поразившие меня статуи.

И что нам из этого?

Подводя итоги, не могу не заметить — популярные в фен-шуе кони ветра, прекрасно-ужасные келпи с табуном родственников, восьминогий Слейпнир и морские кони почти не встречаются в рукоделье! А ведь такие красивые образы. Зеленые с золотой гривой морские кони, живущие четыре года, а потом превращающиеся в морскую пену; милые проказники-ноглы в виде толстых очаровательных пони; несущие кошмарные сны найтмары; скачущие по водной глади эх-ушки и подстерегающие у рек келпи — все они обделены вниманием широкой общественности, и я считаю, зря.

Да и со старыми, всем известными образами можно играть. Ведь кто сказал, что единорог — это только кротость и невинность? Геральдические единороги свирепы и борются со львами наравне, а в некоторых версиях мирно щиплющий травку единорог, понявший, что подошедшая к нему девушка не девственница, пронзит ее рогом, чтобы не порочила его сияющую чистоту.

Более того, никто не мешает фантазии лететь на крыльях Пегаса и создавать гибридов. Найтмар может быть крылатым — и оттого еще более ужасным, а морские кони могут стать гиппокампусами по воле автора.

Надеюсь, этот текст окажется вам полезен, познакомит с неизвестными доселе разновидностями мифических коней, подарит идею и подтолкнет на использование новых образов в ваших работах.

Творите, потому что изображений лошадей никогда не будет достаточно. Они прекрасны.

Мифы и легенды мира о лошадях

Лошади благодаря своей грации и красоте, а также верной службе человеку на протяжении многих веков, прочно вошли во многие легенды и мифы. Причем, в разных преданиях кони фигурируют и как добрые, и как злые фантастические существа.

Легенды о кентаврах

Всем известны кентавры – существа, которые по природе своей являются гибридами людей и лошадей. Практически на всех изображениях кентавров фигурирует оружие: копья, мечи, а чаще всего – лук со стрелами. Согласно многочисленным легендам, кентавры обычно живут в лесу, где можно без труда спрятаться от врагов. Кентавры – существа мирные и практически никогда ни на кого не нападают. Но если кто-то проявит к ним агрессию, люди-кони будут биться не на жизнь, а на смерть.

Кентавры, по легенде, отличаются выдающимися физическими и умственными способностями. Они сильны, обладают отличной памятью и острым зрением, знают древние языки, могут мгновенно разработать стратегию боя. Предания говорят, что кентавры очень умны и с ранних лет начинают обучать своих детей. Впервые о кентаврах упоминают древнегреческие мифы, но также полулюди-полулошади встречаются в эпосе многих других стран.

Легенды о гиппогрифах

Не менее известными фантастическими существами являются и гиппогрифы, которые представляют собой гибрид коня и птицы. Они обладают острыми когтями, которые позволяют им защищаться от врагов, и прекрасно видят в темноте. Гиппогрифы, согласно легендам, обладают мощными крыльями. Живут они в лесах, откуда ночью могут спокойно улетать, не боясь быть замеченными человеком или хищными животными.

Легенды о единорогах

Множество легенд рассказывает о единорогах – лошадях, головы которых венчает длинный изогнутый рог. В мифах встречаются единороги двух видов. Первые отличаются от лошадей только наличием красивого и очень сильного рога. Живут такие единороги в лесах и, как и простые кони, питаются растительной пищей. По преданию, тот, кто поймает единорога, может попросить у него исполнения любого заветного желания. Но из-за ловкости, хитрости и силы фантастических существ практически никому не удается не то, что поймать, а даже и просто увидеть рогатого коня.

Второй вид единорогов в отличие от простых лошадей, относится к парнокопытным животным. Помимо рога они обладают белой козлиной бородкой и львиным хвостом. Согласно легендам, такие единороги живут в горах и помимо растительной пищи едят и мясо.

Изображение таких единорогов часто встречается в геральдистике – его можно увидеть на гербах Кудрявцевых, Шуваловых, Романовских, оно украшает спинку трона Ивана Грозного. Также единорог стал частью государственных гербов Канады и Великобритании.

Легенды о пегасах

Еще одна легендарная лошадь – это пегас. Он имеет крылья и может летать. Чаще всего пегасы изображаются в виде серых или белых крылатых лошадей, но в некоторых источниках они могут быть и другого цвета. Первые упоминания о пегасах встречаются в греческих мифах.

Пегасы, как и кентавры, отличаются силой и умом. Они не только не боятся человека, но и, напротив, готовы стать для него главным помощником. Интересно, что пегасы, согласно легендам, умеют разговаривать.

О появлении пегасов существуют разные легенды. В древнегреческой мифологии говорится, что крылатая лошадь – это плод любви Медузы и Посейдона. Якобы пегас после того, как Персей отрубил Медузе голову, выскочил из ее туловища вместе со своим братом – воином Хрисаором. Другая версия гласит, что крылатая лошадь появилась на месте, куда капала кровь обезглавленной Медузы.

Пегас, как и единорог, нередко использовался в геральдике. Его можно увидеть на гербе ордена тамплиеров, которые считали крылатую лошадь символом славы, красноречия и созерцания. Образ пегаса пользуется большой популярностью у творческих людей, которые связывают его с вдохновением.

Лошади – животные, которые сопровождают человека на протяжении большей части его истории. Поэтому ничего удивительного в многочисленных легендах, связанных с конями, нет. Конечно же, большая часть из них – всего лишь плод народного творчества, однако никто не может утверждать, что крылатых лошадей или единорогов действительно никогда не существовало, ведь ежегодно на планете вымирает огромное число животных, и эта же участь могла постигнуть и фантастических по сегодняшним меркам существ. Возможно, когда-нибудь ученые и разгадают эту загадку.

Ссылка на основную публикацию